Как появились ноты презентация

Презентация на тему: Как появились ноты

«Как появились ноты»Учебно-исследовательский проект Автор: Жилизняк Марк, ученик 5 «В» класса.МОУ СОШ 9 Усть-Кут Иркутская область Руководитель: Петрова Елена Анатольевна, учитель музыки МОУ СОШ № 9.Усть-Кут Иркутская область

Цель: Изучить историю возникновения нот. Изучить различные источники информации, используя фонды городских и школьных библиотек, ресурсы Интернета, медиаресурсы, личные собрания. Проследить взаимосвязь времени и нотной записи. Донести до учащихся полученную информацию.

День за днем, За годом год. Водят ноты хоровод. И давно известно всем, Их на свете ровно семь.

Первые упоминания о музыкальной культуре датируются в XV веке до н.э. государства Угарита. Глиняные таблички содержали тексты гимнов и песнопений

II век до н. э. в Двуречье. появляются первые музыкальные термины: лад, жанр, интервал, всего четырнадцать слов.

Музыкальная запись Междуречья состояла из клинописи (клиновидные черточки), каждый знак обозначал два звука – интервал.

Буквенная запись звуков обозначала лишь высоту звуков, но не фиксировала их длительность.

Средневековое нотное письмо называли невмами ( от греч. «дыхание») – условные знаки передавали общее назначение мелодии.

Невмы записывались вокруг или прямо на двух линейках, обычно разного цвета ( красного и зеленого), которые были введены для удобства записи ориентировочно в VIII- X веке.

В начале XI века Гвидо Аретинский ввел ещё две линии для записи нот. Невмы стали располагаться на четырех линиях и между ними, что гораздо точнее обозначало высоту звуков.

В XI столетии невмы имели квадратный вид и записывались на четырех линейках.

В XI веке музыкант и теоретик Гвидо Аретинский использовал левую руку для указания требуемой высоты тона.

Романское название нот

В XI веке монах Гвидо Аретинский впервые обозначил названия нот первыми слогами слов молитвы к Иоанну Крестителю: UT gueant laxis REsonare fibris Mira gestorum FAmuli tuorum SOLve pollutumi LAbii reatum Нота «СИ» считалась католической церковью не правильной и не признавалась до 17 века!

Сольминизация: обозначение звуков слогами; такой способ применяли в Египте, Древней Греции и Китае.

В Древней Греции музыкальные записи высекали на каменных колоннах и гробницах.

Для записи музыкальной письменности в Древней Греции использовали греческий и финикийский алфавит.

650 лет до н. э.древнегреческий поэт Архилох создает первую музыкальную школу.

Одним из первых музыкальных инструментов Древней Греции считается – арфа.

В 1584-м году китаец Чу Цай Ю из династии Мин придумал двенадцатитоновую систему

По сохранившимся китайским колоколам V в.до н. э., уже тогда китайцы знали и использовали (!) двенадцатитоновую систему, состоявшую из 6-ти основных и 6-ти дополнительных тонов (наподобие черных клавиш у фортепиано).

Древняя китайская запись музыкального письма.

Древнерусские памятники невменного письма были «крюки» или «знамена», которые датировались в конце XI-начале XII века.

В XII – XIII веках существовали кондакарные песнопения, их система записи не поддавалась расшифровке. Кондак – разновидность хвалебной молитвы.

В XIII веке в Западной Европе произошла мензурная нотация-это система музыкальных звуков, которая фиксировала не только высоту, но и длительность звуков. Добавляется 5-я линейка и ноты приобретают овальный вид.

Длительность нот и пауз

Во второй половине XVII века итальянский теоретик Бонончини заменяет слог «ут» на слог «до».С того самого времени мы имеем знакомые всем:

Вывод История возникновения музыкальной записи начинается с древних времен: начиная с XV века до н.э. и заканчивая второй половиной XVII века. Прежде чем обрести современный вид и название, нотам пришлось проделать не легкий путь: от изображения музыкальных звуков на глиняных табличках в древней античности , до современных изображений и названий, которые мы знаем сейчас. Радует то, что на протяжении всего своего существования, человечество всегда находило место великому искусству – музыке, которая несет с собой мир и благополучие.

Источник

Презентация по музыке «Как появились ноты»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

«КАК ПОЯВИЛИСЬ НОТЫ» УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Автор: Мусорина Анастасия, ученица 5 «А» класса.ММБОУ гимназии №11, Самарская область. Руководитель: Булатникова Зинаида Анатольевна, учитель музыки.

ВВЕДЕНИЕ: Я учусь в музыкальной школе. Посещаю её с удовольствием. На уроках сольфеджио мы часто проговариваем ноты. И вот недавно я задумалась, а как появились ноты? Кто их придумал? Я начала проводить опрос школьников и учителей, родителей и родственников, но, к сожалению ответа не последовало. Тогда я решила сделать это темой моего доклада. Я копалась в интернете и в других полезных источниках. Я нашла очень ценную информацию и сейчас я поведаю её вам.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Метод изучения и анализа необходимой литературы и интернет — ресурсов. Метод сравнения. Метод опроса. Поиск в интернет ресурсах. Метод обобщения. ПРОБЛЕМА: Как появились ноты. Объект исследования: ноты. Предмет исследования: музыка. Цель: объяснить пути и причины возникновения нотной грамоты. Гипотеза: нотная грамота, как способ передачи музыки от человека к человеку.

Древнее нотное письмо. Письменность — великое изобретение человечества, которое позволило накапливать и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и впечатления.

Невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотной записи, и музыка передавалась только устно. Настоятельная потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи. Усилиями многих поколений создавались все более совершенные системы перевода «живого» звучания музыки на язык условной графической записи — нотации.

Сравнивая образцы нотного текста разных времен и народов, можно увидеть, что они не похожи. Но при всем различии в них есть и общее: музыка фиксируется с помощью специальных условных знаков. Они менялись на протяжении многовекового развития музыкальной культуры, и прошло много времени, прежде чем люди привыкли к той форме нотной записи, которая применяется в настоящее время.

. Из всех известных способов самым древним является обозначение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью рисунков. Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников.К древнейшим способам относится также слоговая запись музыкальных звуков с помощью клинописи, применявшаяся, как предполагают ученые, в Древнем Вавилоне. До сих пор считалось, что первая система нотного письма, включавшая семь нот, была разработана Пифагором в VI веке до нашей эры.

ОДНАКО, ПО СЛОВАМ ИТАЛЬЯНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ИМ УДАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ, ЧТО АНАЛОГИЧНАЯ СИСТЕМА СУЩЕСТВОВАЛА НА БЕРЕГАХ НИЛА УЖЕ В СЕРЕДИНЕ IV ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ! ДЛЯ ЗАПИСИ НОТ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ИЕРОГЛИФЫ, ОБОЗНАЧАВШИЕ НЕБЕСНЫЕ СВЕТИЛА. СРЕДИ НИХ — СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЕЗДЫ: СИРИУС, ПОСВЯЩЕННЫЙ БОГИНЕ ИЗИДЕ, И ВЕНЕРА, КОТОРАЯ В МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН СЛУЖИЛА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ БОЖЕСТВА ВРЕМЕНИ.

НОТНАЯ ГРАМОТА МОГЛА ЗАРОДИТЬСЯ И НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ СИРИИ. С ТАКИМ УТВЕРЖДЕНИЕМ ВЫСТУПИЛИ СИРИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ, ЗАВЕРШИВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАПИСЕЙ, ОБНАРУЖЕННЫХ В ДРЕВНЕМ ГОРОДЕ УГАРИТ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ СИРИИ В 50-Х ГОДАХ ПРОШЛОГО ВЕКА. ТОГДА АРХЕОЛОГАМ УДАЛОСЬ НАЙТИ ЗАПИСАННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СЕРЕДИНЕ ВТОРОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ. ЗАВЕРШЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДТВЕРДИЛА СДЕЛАННАЯ В УГАРИТЕ НАХОДКА — ПЕРВАЯ ЗАПИСЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Таким образом, возникновение нот приблизительно можно датировать 3500 годом до нашей эры. Дальнейшее развитие музыкальной письменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. Зародившись в Древней Греции, эта система получает все более широкое распространение.

2.В СРЕДНИЕ ВЕКА. .В средние века в Григорианской музыке была разработана специальная система записи песнопений. Первоначально она обозначалась невмами (буквально «знак, намек” от греч. pneuma «дуновение, дыхание”). НЕВМЫ — первая нотная запись, которая использовалась в Европе. Это условные знаки, передававшие общее направление развития мелодии. По замечанию исследователей невма, как форма нотации, была принята римским папой Григорием Великим..

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ НЕВМЫ ПРЕДСТАВЛЯЛИ СОБОЙ НАБОР ЧЕРТОЧЕК, ТОЧЕК И ЗАПЯТЫХ, ПРОСТАВЛЯЕМЫЙ НАД ТЕКСТОМ ПСАЛМОВ, И ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ПРИ ЦЕРКОВНОМ ПЕНИИ. В ТО ВРЕМЯ НЕВМЫ ОБОЗНАЧАЛИ ЛИШЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ И ХОД ГОЛОСА (ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ), ОДНАКО НЕ ОБОЗНАЧАЛИ ИХ ТОЧНУЮ ВЫСОТУ, ПОЭТОМУ МОГЛИ ЛИШЬ НАПОМНИТЬ УЖЕ ИЗВЕСТНЫЙ МОТИВ. С IX ВЕКА НАЧАЛИ ПРЕДПРИНИМАТЬСЯ УСИЛИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ЭТОГО НЕДОСТАТКА. ВЫСОТУ ЗВУКОВ СТАЛИ ОБОЗНАЧАТЬ СНАЧАЛА МЕЛКИМИ БУКВАМИ, ЗАТЕМ С ПОМОЩЬЮ ЛИНЕЕК, НА КОТОРЫЕ РАЗМЕЩАЛИ НЕВМЫ.

3. ПОДЛИННУЮ РЕФОРМУ, ПРИВЕДШУЮ В ИТОГЕ К ОБРАЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ НОТНОГО ПИСЬМА, СОВЕРШИЛ БЕНЕДИКТИНСКИЙ МОНАХ ГВИДО АРЕТИНСКИЙ (ГВИДО Д’АРЕЦЦО 990-1050 Г.Г.) ОН БЫЛ МОНАХОМ В МОНАСТЫРЕ ПОМПОЗЫ, РАСПОЛОЖЕННОМ НА БЕРЕГУ АДРИАТИЧЕСКОГО МОРЯ (ИТАЛИЯ). БУДУЧИ ОТ ПРИРОДЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНО СПОСОБНЫМ, ОН ВО ВСЕХ ЗАНЯТИЯХ ПРЕВОСХОДИЛ СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ, А УДАЧНЫМ ПРЕПОДАВАНИЕМ ПЕНИЯ НАСТОЛЬКО ВООРУЖИЛ ИХ ПРОТИВ СЕБЯ, ЧТО ВЫНУЖДЕН БЫЛ ПЕРЕЙТИ В ДРУГОЙ МОНАСТЫРЬ — В АРЕЦЦО, ОТ КОТОРОГО И ПОЛУЧИЛ СВОЕ ПРОЗВИЩЕ АРЕТИНСКОГО.

Ареццо — небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции на севере Италии. В здешнем монастыре Гвидо 10 лет обучал певчих исполнению духовных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса на слух последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение. Поэтому полный «курс обучения» продолжался около 10 лет.

ГВИДО БЫЛ ОДНИМ ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ СВОЕГО ВРЕМЕНИ, И ЕГО НОВОВВЕДЕНИЯ В СПОСОБЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДУХОВНОГО ПЕНИЯ ДАВАЛИ БЛЕСТЯЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОН ВВЕЛ ТРЕХ, А ЗАТЕМ И ЧЕТЫРЕХЛИНЕЙНЫЙ «НОТНЫЙ СТАН». НА ЛИНИЯХ И МЕЖДУ НИМИ РАСПОЛАГАЛИСЬ УСЛОВНЫЕ СЛОГОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗВУКОВ. ПОЧТИ ВСЕ ЭТИ ОБОЗНАЧЕНИЯ СОХРАНИЛИСЬ ДО НАШИХ ДНЕЙ.

ГВИДО ИЗОБРЁЛ СОЛЬМИЗАЦИЮ (ОТ НАЗВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ СОЛЬ И МИ) — СИСТЕМУ НАЗВАНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ, КОТОРУЮ ИСПОЛЬЗОВАЛ ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕНИЯ, ВВЁЛ 6-СТУПЕННЫЙ ЗВУКОРЯД С ОПРЕДЕЛЁННЫМ СООТНОШЕНИЕМ ИНТЕРВАЛОВ — ГЕКСАХОРД- И СЛОГОВЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ СТУПЕНЕЙ.

ГВИДО НАЧАЛ ЗАПИСЫВАТЬ НОТЫ В ВИДЕ ЗАКРАШЕННЫХ КВАДРАТОВ НА ЧЕТЫРЕХЛИНЕЙНОМ НОТНОМ СТАНЕ. НАЗВАНИЯ ЖЕ НОТАМ ГВИДО АРЕТИНСКИЙ ДАЛ, ИСПОЛЬЗОВАВ СЛОВА ЛАТИНСКОГО ГИМНА ИОАННУ КРЕСТИТЕЛЮ (СОГЛАСНО ЛЕГЕНДЕ — ПОКРОВИТЕЛЬ ПЕВЦОВ).

КАЖДОЙ ИЗ ШЕСТИ НОТ ГВИДО ДАЛ НАЗВАНИЕ: UT, RE, MI, FA, SOL, LA. ЭТО – ПЕРВЫЕ СЛОГИ ГИМНА СВ. ИОАННУ. КАЖДАЯ СТРОКА ЭТОГО ГИМНА ПОЕТСЯ НА ТОН ВЫШЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ. UT QUEANT LAXIS RESONARE FIBRIS MIRA GESTORUM FAMULI TUORUM, SOLVE POLLUTI LABII REATUM, SANCTE IOANNES. (В ПЕРЕВОДЕ С ЛАТИНСКОГО: «ЧТОБЫ СЛУГИ ТВОИ ГОЛОСАМИ СВОИМИ СМОГЛИ ВОСПЕТЬ ЧУДНЫЕ ДЕЯНИЯ ТВОИ, ОЧИСТИ ГРЕХ С НАШИХ ОПОРОЧЕННЫХ УСТ, О, СВЯТОЙ ИОАНН»)

НАЗВАНИЯ ВСЕХ НОТ, КРОМЕ ПЕРВОЙ, ЗАКАНЧИВАЮТСЯ НА ГЛАСНЫЙ ЗВУК, ИХ УДОБНО ПЕТЬ. СЛОГ UT – ЗАКРЫТЫЙ И ПРОПЕТЬ ЕГО БЫЛО НЕУДОБНО. ПОЭТОМУ В КОНЦЕ XVII ВЕКА ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕОРЕТИК МУЗЫКИ ДЖОВАННИ БАТТИСТА ДОНИ ПРЕДЛОЖИЛ ЗАМЕНИТЬ «UT» НА «DO». ПОСЛЕДНЯЯ НОТА — SI – СОКРАЩЕНИЕ ДВУХ СЛОВ ПОСЛЕДНЕЙ СТРОКИ ГИМНА, SANCTE IOANNES. ОНА СЧИТАЛАСЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ НЕПРАВИЛЬНОЙ И НЕ ПРИЗНАВАЛАСЬ ДО XVII ВЕКА.

ГВИДО ТАКЖЕ ПРИПИСЫВАЕТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ, НАЗВАННОЕ В ЧЕСТЬ НЕГО — «ГВИДОНОВА РУКА» – МЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБЛЕГЧИТЬ ЧТЕНИЕ НОТ. ДЛЯ УКАЗАНИЯ ТРЕБУЕМОЙ ВЫСОТЫ ЗВУКА ГВИДО АРЕТИНСКИЙ ИСПОЛЬЗОВАЛ ЛЕВУЮ РУКУ. КОНЧИКИ И СУСТАВЫ КАЖДОГО ПАЛЬЦА ОЗНАЧАЛИ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЗВУК. ЭТО ПОЗВОЛЯЛО ЕМУ ПОКАЗЫВАТЬ ХОРУ, КАКИЕ НОТЫ ПЕТЬ.

ЗА СВОИ НОВОВВЕДЕНИЯ ГВИДО ПОДВЕРГСЯ ГОНЕНИЮ, НО КОГДА САМ ПАПА РИМСКИЙ УБЕДИЛСЯ, ЧТО СИСТЕМА, СОЗДАННАЯ ГОНИМЫМ МОНАХОМ, ЗНАЧИТЕЛЬНО ОБЛЕГЧАЕТ ЧТЕНИЕ ЗАПИСАННЫХ ПО ЭТОЙ СИСТЕМЕ МЕЛОДИЙ, ГВИДО БЫЛ С ПОЧЕСТЯМИ ВОЗВРАЩЕН В МОНАСТЫРЬ ПОМПОЗЫ, В КОТОРОМ И ПРОЖИЛ, ЗАНИМАЯСЬ ПРЕПОДАВАНИЕМ, ДО САМОЙ СВОЕЙ СМЕРТИ 17 МАЯ 1050ГОДА.

В ПАМЯТЬ ВЫДАЮЩЕГОСЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕОРЕТИКА, С 1952 ГОДА В ГОРОДЕ АРЕЦЦО ПРОВОДИТСЯ КРУПНЕЙШИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ИМЕНИ ГВИДО Д’АРЕЦЦО.

Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. Гвидонова сольмизация превратилась волшебным образом в современное сольфеджио, которое изучают в современных музыкальных школах и детских школах искусств.

Время обучения певчих сократилось в пять раз, от 10 лет до 2-х. Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей, нотная грамота распространилась по всему миру.

СОВРЕМЕННАЯ НОТНАЯ ЗАПИСЬ Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века.

РАЗЛИЧАЮТ ТРИ ВИДА КЛЮЧЕЙ: КЛЮЧ «ДО» — АЛЬТОВЫЙ ИЛИ ТЕНОРОВЫЙ (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАСПОЛОЖЕНИЯ); КЛЮЧ «ФА» — БАСОВЫЙ И КЛЮЧ «СОЛЬ» — СОПРАНОВЫЙ, ИЛИ — СКРИПИЧНЫЙ.

ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИСХОДИЛИ И В ГРАФИЧЕСКОМ НАПИСАНИИ НОТНЫХ ЗНАКОВ. СМЕНИВШИЕ НЕВМЫ КВАДРАТНЫЕ НОТЫ ОКРУГЛИЛИСЬ, ПОЯВИЛИСЬ НОТНЫЕ ШТИЛИ. С ПЕРЕХОДОМ ОТ ЗАПИСИ НОТ НА ПАПИРУСЕ К ЗАПИСИ НА БУМАГЕ ПРОИЗОШЛО ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ НОТНЫХ ЗНАКОВ НА «БЕЛЫЕ» (НЕЗАПОЛНЕННЫЕ) И «ЧЁРНЫЕ» (ЗАПОЛНЕННЫЕ).

По мере развития многоголосия стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединённых общей начальной чертой или фигурной скобкой — акколадой. С того времени и поныне мы имеем знакомые всем До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, записанных на пяти линейках нотного стана. Эта система единая и признанная во всём мире.

Вывод. Так, благодаря стараниям Гвидо Аретинского и других музыкантов, нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сначала во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Спасибо за внимание.

Номер материала: ДБ-016842

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Найк борзов одна она для гитары
Оцените статью