- Конспект и презентация к уроку музыки «Откуда взялись ноты?» методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
- Ноты! В наше время из называют так: ДО,РЕ,МИ,ФА,СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Почему они называются так, а не иначе? Давайте разберёмся! Тайна названия нот раскрыта в конспекте урока и презентации. Материал урока могут использовать в своей работе не только учителя музыки, но и преподаватели сольфеджио, музыкальной литературы и родители.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Презентация на тему: Как появились ноты
- «Как появились ноты» Учебно-исследовательский проект Автор: Жилизняк Марк, ученик 5 «В» класса.МОУ СОШ 9 Усть-Кут Иркутская область Руководитель: Петрова. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация 5 класса по предмету «Музыка, Хореография» на тему: ««Как появились ноты» Учебно-исследовательский проект Автор: Жилизняк Марк, ученик 5 «В» класса.МОУ СОШ 9 Усть-Кут Иркутская область Руководитель: Петрова.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
Конспект и презентация к уроку музыки «Откуда взялись ноты?»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Ноты! В наше время из называют так: ДО,РЕ,МИ,ФА,СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Почему они называются так, а не иначе? Давайте разберёмся!
Тайна названия нот раскрыта в конспекте урока и презентации. Материал урока могут использовать в своей работе не только учителя музыки, но и преподаватели сольфеджио, музыкальной литературы и родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_vzyalis_noty.ppt | 1.23 МБ |
konspekt_uroka_otkuda_vzyalis_noty.doc | 44 КБ |
proishozhdenie_nazvaniya_not.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
«Что стало бы с музыкой,
если бы не было литературы?»
«Откуда взялись ноты?»
Урок составлен для 5 класса,
программа 5-8 классов «Музыка» под
Косарева Валерия Николаевна,
учитель музыки МАОУ СОШ №2
им. Ф.М. Достоевского с углублённым
изучением английского языка.
Цель : познакомить учащихся с историей возникновения нот.
Тип урока : введение в тему «Можно ли увидеть музыку?».
- Ознакомить с понятием «ноты»;
- Формировать умение анализировать, выделять главное, делать выводы;
- Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.
Оборудование: фортепиано, телевизор или проектор, компьютер. А также: доска, презентация.
Вход: звучит песня «Звуки музыки»
Немного истории… Вы когда-нибудь задумывались, откуда взялись названия нот? Произошло это около 1000 лет назад, точнее в 986 году. В городе Ареццо в Тоскане, неподалёку от Флоренции жил монах Гвидо. Он был учёный, музыкант и учитель пения. В здешнем монастыре Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Полный «курс обучения» занимал 10 лет. Видимо, порядком намучился Гвидо со своими учениками, втолковывая им премудрости музыкальной грамоты.
До каких пор музыканты будут страдать! –
Ре шительно произнёс он. –
Ми риться с этим более невозможно:
Фа льшивые звуки, разнобой, разноголосица.
Со льные партии ещё ничего, но ансамбли.
Ля псус за ляпсусом, ошибка за ошибкой.
Си л больше нет никаких…
И он велел выучить своим ученикам молитву – гимн в честь Святого Иоанна. Этот святой покровительствовал всем певцам! Гвидо сочинил новую мелодию молитвы, в которой каждая новая строчка начиналась на ступень выше предыдущей. И каждый первый слог строчки – молитвы стал названием ноты. Так появились известные нам ноты, которые стали записывать в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Ноту ut впоследствие заменили на do из-за неудобства пения. Приписывается это нововведение Дж.Дони (около 1540 год), который толи назвал её в честь себя, толи в честь Господа (Dominus).Теперь достаточно было записать мелодию нотами, и певчие могли сами прочесть нужную строчку. Время обучения сократилось в пять раз! Вместо десяти лет – два года.
Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первый, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов – значков, проставляемых над тексов псалмов, чтобы обозначить подъём или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамён».
Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырёх линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперв а во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.
Сейчас мы вместе попробуем исполнить песню « До-ре-ми» фрагмент из к/ф «Звуки музыки» Р.Роджерса , русский текст М. Цейтлиной.
ДО – воробушка гнездо.
РЕ – деревья во дворе.
МИ – котенка покорми.
ФА – в лесу кричит сова.
Соль – играет детвора.
Ля – запела вся земля.
Си – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в До.
http://festival.1september.ru/articles/506224/ ссылка на текст песни
III блок. Ноты на слайде появляются по щелчку!
Попробуйте при помощи нот рассказать сказку.
Выг нуло Солнышко из-за тучки.
Посмот ло вокруг и за яло от радости.
На по нках синеют ва льки, резеда.
Цветут в саду, зеленеют кусты жас на. На огородах чего
Только нет: по доры спеют, , репа и ревень
листья раскинул. Речка за мом плещется. Земля Солнышку
радуется. Вдруг ждик откуда ни возьмись. Застучал, по
дорожке побежал… Стали Солнце и дождик спорить, кто Земле
Домашнее задание: продолжите сказку.
Выход: звучит песня «Звуки музыки» На слайде «Молодцы» нажать по картинке и зазвучит песня «ДО,РЕ, МИ» из к/ф «Звуки музыки».
Предварительный просмотр:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ НОТ
В настоящее время приняты следующие названия нот: До , Ре , Ми , Фа , Соль , Ля , Си . Если вдуматься, то не понятно, почему именно этими слогами мы называем ноты, какой за ними кроется смысл? Давайте попробуем в этом разобраться.
До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы (от др.-греч. πνε ῠ μα — дыхание ). Первоначальные невмы представляли собой набор чёрточек, точек и запятых проставляемый над текстом псалмов и использовались главным образом при католическом пении. В то время невмы обозначали лишь отдельные звуки и ход голоса (вверх или вниз), однако не обозначали их точную высоту , поэтому могли лишь напомнить уже известный мотив.
Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо (Guido D’Arezzo (примерно 991 — 1033гг)), который начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане . Названия же нотам Гвидо Аретинский дал, использовав слова гимна Святому Иоанну Крестителю :
Гимн «Ut queant laxis» был написан в виде кантус планус (ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала) Паулусом Диаконусом (Paulus Diaconus) , жившим во второй половине VIII века . Слова первой строфы гимна таковы:
Ut queant laxis
re sonare fibris,
Mi ra gestorum
fa muli tuorum,
Sol ve polluti
la bii reatum,
Sancte Ioannes.
Что примерно можно перевести так: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоан».
Давайте послушаем фрагмент гимна:
Как слышно на записи, мелодия каждой строки текста начинаются на одну ступень выше предыдущей . С лёгкой руки Гвидо Аретинского начальные слоги каждой фразы первой строфы превратились в названия нот, соответствующих по высоте этим слогам. Получилось ut , re , mi , fa , sol , la . Ноту ut впоследствие заменили на do из-за неудобства пения открытого звука на первом месте в слоге. Приписывается это нововедение некоему Дж. Дони (около 1540 г.), который то ли назвал её в честь себя, толи в честь Господа ( Dominus ). Седьмая нота не входила в средневековый шестиступенчатый звукоряд ( гексакорд ) и при переходе на нынешнюю октавную систему была названа si по перым буквам имени S ancte I oannes из последней строчки.
В США и Венгрии нота си переименована в ти , чтобы не было названий нот начинающихся с одной гласной, а также, чтобы не путать её с нотой C (произносится как «си») латинской нотации, где она обозначает ноту до . Дело в том, что в некоторых странах больше распространена латинская система обозначения нот, где ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается «ха»). Эта систем более логична, так как просто обозначает ноты первыми 8 буквами латинского алфавита, причём началом отсчёта в данном варианте является не до (C) , а ля (A) , будучи эталонным звуком в современной музыке (ля первой октавы соответствует частоте колебаний воздуха 440 Герц , на эту частоту настроен стандартный камертон ). Обратите внимание, что ноту сиB , а H . Это связано исторически с использованием фригийского ля-минора в песнопениях, поэтому буквой B обозначают си-бемоль . обозначает не буква
Кстати, с латинской нотацией связаны и внешние виды ключей . Ключ условно обозначает размещение одной из нот, относительно которой отсчитывается расположение всех остальных нот. Например, самый распространённый и узнаваемый даже людьми далёкими от музыки, скрипичный ключ помещает ноту «соль» первой октавы на вторую снизу строчку нотного стана. Его вид — это как раз и есть видоизменённое изображение рукописной буквы G . А скрипичным он называется, потому что в нём удобно располагаются ноты, соответствующие объёму скрипки. Кроме скрипчиного так же повсеместно употребляется ключ «фа» (Басовый) своим видом обязаный букве F , также встречаются и другие ключи, например, ключ «до» (Альтовый) изображённый в виде буквы C .
Источник
Презентация на тему: Как появились ноты
«Как появились ноты»Учебно-исследовательский проект Автор: Жилизняк Марк, ученик 5 «В» класса.МОУ СОШ 9 Усть-Кут Иркутская область Руководитель: Петрова Елена Анатольевна, учитель музыки МОУ СОШ № 9.Усть-Кут Иркутская область
Цель: Изучить историю возникновения нот. Изучить различные источники информации, используя фонды городских и школьных библиотек, ресурсы Интернета, медиаресурсы, личные собрания. Проследить взаимосвязь времени и нотной записи. Донести до учащихся полученную информацию.
День за днем, За годом год. Водят ноты хоровод. И давно известно всем, Их на свете ровно семь.
Первые упоминания о музыкальной культуре датируются в XV веке до н.э. государства Угарита. Глиняные таблички содержали тексты гимнов и песнопений
II век до н. э. в Двуречье. появляются первые музыкальные термины: лад, жанр, интервал, всего четырнадцать слов.
Музыкальная запись Междуречья состояла из клинописи (клиновидные черточки), каждый знак обозначал два звука – интервал.
Буквенная запись звуков обозначала лишь высоту звуков, но не фиксировала их длительность.
Средневековое нотное письмо называли невмами ( от греч. «дыхание») – условные знаки передавали общее назначение мелодии.
Невмы записывались вокруг или прямо на двух линейках, обычно разного цвета ( красного и зеленого), которые были введены для удобства записи ориентировочно в VIII- X веке.
В начале XI века Гвидо Аретинский ввел ещё две линии для записи нот. Невмы стали располагаться на четырех линиях и между ними, что гораздо точнее обозначало высоту звуков.
В XI столетии невмы имели квадратный вид и записывались на четырех линейках.
В XI веке музыкант и теоретик Гвидо Аретинский использовал левую руку для указания требуемой высоты тона.
Романское название нот
В XI веке монах Гвидо Аретинский впервые обозначил названия нот первыми слогами слов молитвы к Иоанну Крестителю: UT gueant laxis REsonare fibris Mira gestorum FAmuli tuorum SOLve pollutumi LAbii reatum Нота «СИ» считалась католической церковью не правильной и не признавалась до 17 века!
Сольминизация: обозначение звуков слогами; такой способ применяли в Египте, Древней Греции и Китае.
В Древней Греции музыкальные записи высекали на каменных колоннах и гробницах.
Для записи музыкальной письменности в Древней Греции использовали греческий и финикийский алфавит.
650 лет до н. э.древнегреческий поэт Архилох создает первую музыкальную школу.
Одним из первых музыкальных инструментов Древней Греции считается – арфа.
В 1584-м году китаец Чу Цай Ю из династии Мин придумал двенадцатитоновую систему
По сохранившимся китайским колоколам V в.до н. э., уже тогда китайцы знали и использовали (!) двенадцатитоновую систему, состоявшую из 6-ти основных и 6-ти дополнительных тонов (наподобие черных клавиш у фортепиано).
Древняя китайская запись музыкального письма.
Древнерусские памятники невменного письма были «крюки» или «знамена», которые датировались в конце XI-начале XII века.
В XII – XIII веках существовали кондакарные песнопения, их система записи не поддавалась расшифровке. Кондак – разновидность хвалебной молитвы.
В XIII веке в Западной Европе произошла мензурная нотация-это система музыкальных звуков, которая фиксировала не только высоту, но и длительность звуков. Добавляется 5-я линейка и ноты приобретают овальный вид.
Длительность нот и пауз
Во второй половине XVII века итальянский теоретик Бонончини заменяет слог «ут» на слог «до».С того самого времени мы имеем знакомые всем:
Вывод История возникновения музыкальной записи начинается с древних времен: начиная с XV века до н.э. и заканчивая второй половиной XVII века. Прежде чем обрести современный вид и название, нотам пришлось проделать не легкий путь: от изображения музыкальных звуков на глиняных табличках в древней античности , до современных изображений и названий, которые мы знаем сейчас. Радует то, что на протяжении всего своего существования, человечество всегда находило место великому искусству – музыке, которая несет с собой мир и благополучие.
Источник
«Как появились ноты» Учебно-исследовательский проект Автор: Жилизняк Марк, ученик 5 «В» класса.МОУ СОШ 9 Усть-Кут Иркутская область Руководитель: Петрова. — презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЮрий Ненашев
Похожие презентации
Презентация 5 класса по предмету «Музыка, Хореография» на тему: ««Как появились ноты» Учебно-исследовательский проект Автор: Жилизняк Марк, ученик 5 «В» класса.МОУ СОШ 9 Усть-Кут Иркутская область Руководитель: Петрова.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 «Как появились ноты» Учебно-исследовательский проект Автор: Жилизняк Марк, ученик 5 «В» класса.МОУ СОШ 9 Усть-Кут Иркутская область Руководитель: Петрова Елена Анатольевна, учитель музыки МОУ СОШ 9.Усть-Кут Иркутская область
2 Цель: Изучить историю возникновения нот. Изучить различные источники информации, используя фонды городских и школьных библиотек, ресурсы Интернета, медиаресурсы, личные собрания. Проследить взаимосвязь времени и нотной записи. Донести до учащихся полученную информацию.
3 День за днем, За годом год. Водят ноты хоровод. И давно известно всем, Их на свете ровно семь.
4 Первые упоминания о музыкальной культуре датируются в XV веке до н.э. государства Угарита. Глиняные таблички содержали тексты гимнов и песнопений
5 II век до н. э. в Двуречье. появляются первые музыкальные термины: лад, жанр, интервал, всего четырнадцать слов.
6 Музыкальная запись Междуречья состояла из клинописи (клиновидные черточки), каждый знак обозначал два звука – интервал.
7 Буквенная запись звуков обозначала лишь высоту звуков, но не фиксировала их длительность.
8 Средневековое нотное письмо называли невмами ( от греч. «дыхание») – условные знаки передавали общее назначение мелодии.
9 Невмы записывались вокруг или прямо на двух линейках, обычно разного цвета ( красного и зеленого), которые были введены для удобства записи ориентировочно в VIII- X веке.
10 В начале XI века Гвидо Аретинский ввел ещё две линии для записи нот. Невмы стали располагаться на четырех линиях и между ними, что гораздо точнее обозначало высоту звуков.
11 Первые нотные записи В XI столетии невмы имели квадратный вид и записывались на четырех линейках.
12 В XI веке музыкант и теоретик Гвидо Аретинский использовал левую руку для указания требуемой высоты тона.
13 Романское название нот
14 В XI веке монах Гвидо Аретинский впервые обозначил названия нот первыми слогами слов молитвы к Иоанну Крестителю: UT gueant laxis REsonare fibris Mira gestorum FAmuli tuorum SOLve pollutumi LAbii reatum Нота «СИ» считалась католической церковью не правильной и не признавалась до 17 века !
15 Сольминизация: обозначение звуков слогами; такой способ применяли в Египте, Древней Греции и Китае.
16 В Древней Греции музыкальные записи высекали на каменных колоннах и гробницах.
17 Для записи музыкальной письменности в Древней Греции использовали греческий и финикийский алфавит.
18 650 лет до н. э. древнегреческий поэт Архилох создает первую музыкальную школу.
19 Одним из первых музыкальных инструментов Древней Греции считается – арфа.
20 В 1584-м году китаец Чу Цай Ю из династии Мин придумал двенадцатитоновую систему
22 По сохранившимся китайским колоколам V в.до н. э., уже тогда китайцы знали и использовали (!) двенадцатитоновую систему, состоявшую из 6-ти основных и 6-ти дополнительных тонов (наподобие черных клавиш у фортепиано).
23 Древняя китайская запись музыкального письма.
24 Древнерусские памятники невменного письма были «крюки» или «знамена», которые датировались в конце XI-начале XII века.
25 Музыка Древней Руси В XII – XIII веках существовали кондакарные песнопения, их система записи не поддавалась расшифровке. Кондак – разновидность хвалебной молитвы.
26 В XIII веке в Западной Европе произошла мензурная нотация- это система музыкальных звуков, которая фиксировала не только высоту, но и длительность звуков. Добавляется 5-я линейка и ноты приобретают овальный вид.
27 Длительность нот и пауз
28 Во второй половине XVII века итальянский теоретик Бонончини заменяет слог «ут» на слог «до».С того самого времени мы имеем знакомые всем:
29 Вывод История возникновения музыкальной записи начинается с древних времен: начиная с XV века до н.э. и заканчивая второй половиной XVII века. Прежде чем обрести современный вид и название, нотам пришлось проделать не легкий путь: от изображения музыкальных звуков на глиняных табличках в древней античности, до современных изображений и названий, которые мы знаем сейчас. Радует то, что на протяжении всего своего существования, человечество всегда находило место великому искусству – музыке, которая несет с собой мир и благополучие.
Источник