Как познакомить детей с фортепиано

Конспект занятия «Музыкальные инструменты. Фортепьяно»

Иляна Швыдко
Конспект занятия «Музыкальные инструменты. Фортепьяно»

Музыкальные инструменты. Фортепьяно.

Цель: Формирование представлений о фортепьяно у дошкольников.

Задачи: — Познакомить детей с историей возникновения, устройством, принципом игры, характерным звучанием музыкального инструмента фортепьяно.

— дать представление о группе клавишных струнных инструментах.

— Воспитывать любовь и интерес к музыке.

— Развивать культуру слушателя.

— Обогащать словарный запас.

Рекомендуется использовать на тематических музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Ведущая: — Ребята, сегодня у нас будет необычное путешествие, я приглашаю вас отправиться в мир музыки. Во все времена важной частью жизни людей была музыка. Музыку слушали, пели, играли на различных музыкальных инструментах. По сей день человечество придумывает самые необычные музыкальные инструменты, чтобы в звуке выразить свои эмоции, настроения, свои чувства. Итак, мы отправляемся в страну Музыкальных инструментов. Слайд№2

Ведущая: — А помогать в нашем путешествии будут веселые нотки, ведь слова записывают буквами, а музыку записывают нотами, чтобы любой музыкант мог исполнить ту или иную мелодию на своем инструменте. Итак, вы готовы? Тогда в путь! (На слайде появляются ворота, под муз. проходят нотки).

Слайд№3 Знакомство с фортепьяно, клавишно — струнными инструментами.

Слайд№4 Принцип игры на клавишах.

Слайд№5 Орган, первый клавишный инструмент, звучание органа.

Слайд№6 Клавикорды (принцип игры, устройство, звучание).

Слайд №7 Клавесин (принцип игры, устройство, звучание).

Слайд №8 Фортепьяно (принцип игры, устройство, звучание).

Слайд№9 Внутреннее устройство пианино и рояля.

Ведущая: — Давайте послушаем и насладимся чарующими звуками фортепьяно, нам сыграет пианист-виртуоз произведение, написанное композитором Ф. Листом, которое называется «Кампанелла», что означает «колокольчики». (слайд 10)

Слайд №11 Загадка о рояле.

Слайд №12 Вопрос о способе звуко-извлечения на клавишно – струнных инструментах.

Слайд №13 Прощание со страной Музыкальных инструментов.

Ведущая: — Итак, мы с вами сегодня побывали в стране Музыкальных инструментов и познакомились с клавишно-струнными музыкальными инструментами. До новых встреч

Фотоотчёт о конкурсе «Музыкальные инструменты» Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить без игрушек. Игра для ребенка — это основное средство для познания.

Картотека загадок «Музыкальные инструменты». Часть 2 Загадки на тему «Музыкальные инструменты». Часть 2.1. И ветер, и волну морскую Всё струны нам изображают. Все звуки музыки рисуют.

Консультация для родителей «Малыши и музыкальные инструменты» Для детей раннего возраста очень важно. какие предметы, направленные на музыкальное развитие находятся рядом. Все они должны быть наполнены.

Лэпбук «Музыкальные инструменты» Наверное, все педагоги уже знают, что такое Лэпбук (Lapbook — наколенная книга) и успешно используют его в своей работе. Ведь это пособие.

Лэпбук «Музыкальные инструменты» Музыкальные инструменты для детей — всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный.

Мастер-класс «Музыкальные инструменты» Сегодня хочу предложить Вашему вниманию мастер класс по изготовлению музыкальных инструментов, которые я сделала для своего музыкального.

Мастер-класс «Шумовые музыкальные инструменты» Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю Вам изготовить музыкальный инструмент-шумелку, который может издавать различные звуки, взависимости.

Музыкальные инструменты своими руками Вместе с музыкальным руководителем Верой Викторовной Косоуровой и родителями мы решили сделать музыкальные шумовые инструменты для детского.

Музыкальные инструменты в детском саду Музыка воздействует не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыка развивает музыкальные и творческие способности.

Картотека загадок «Музыкальные инструменты» Загадки на тему «Музыкальные инструменты» 1. Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны, Мотив журчит из далека, Поёт про ветер.

Источник

интегрированное тематическое развлечение «ЗНАКОМСТВО С ФОРТЕПИАНО»
методическая разработка (старшая группа)

Интегрированное тематическое развлеченик «Знакомство с фортепиано». Знакомство со звуками инструмента: низкие — высокие,громкие -тихие, долгие — короткие. Знакомство с «родственниками» и «предками» пианино. Современные цифровые клавишные инструменты.

Скачать:

Вложение Размер
znakomstvo_s_fortepiano.docx 19.67 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМИМСЯ С ФОРТЕПИАНО

Интегрированное развлечение для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование устойчивого познавательного интереса детей к фортепиано.

Познавательное развитие: формировать художественно-образное познание мира; обогащать представления детей о фортепиано; формировать временные представления.

Речевое развитие: развивать способность рассуждать, строить предложения; ввести в словарь детей слова: пианист, рояль, клавесин, орган.

Художественно-эстетическое развитие: развивать чувство ритма, слуховое внимание; способствовать тому, чтобы детские впечатления находили отображение в творческой деятельности.

Социально-коммуникативное развитие: развивать эмоциональность, доброжелательность; создавать положительный настрой в ходе образовательной деятельности.

Физическое развитие: развивать двигательную координацию, общую моторику.

Предварительная работа: разучивание стихотворного и музыкального материала.

Атрибуты и оборудование: Иллюстрации пианиста, клавесина, органа, рояля, современной гибкой клавиатуры, синтезатора, пианино — мата. Ритмические карточки. Материалы для продуктивной деятельности: раскраски, цветная бумага, фломастеры, карандаши, декоративные элементы.

Ожидаемый результат: приобретение детьми новых знаний о фортепиано и закрепление их в практической деятельности.

МР: (поет) Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки!

А сейчас давайте поздороваемся по-другому — при помощи жестов.

(под музыку «Бегаем, прыгаем» дети легко бегают, останавливаются, хлопают в ладоши, проговаривая:»Здравствуйте!»)

МР: ребята, какой музыкальный инструмент звучал во время игры? (Пианино). Чаще всего в музыкальном зале я играю именно на пианино. А что вам известно про это инструмент? Где вы его в первый раз услышали? Но что похоже пианино? (Ответы детей) На что еще похоже пианино — послушаем.

1. Оно большое, как комод,

Под крышкой музыка живет.

А маленькие дамы на нем играют гаммы.

2. Стоит шкаф: крышку открываешь — зубы торчат.

Пальцами нажимаешь — звуки получаешь.

МР: Кто или что такой же цветовой гаммы, как пианино, нам поможет повстречаться на улице или дома? (Зебра, тельняшка, пешеходный переход)

Какие звуки у пианино? (Ответы детей)

Играть умеет и громко — «форте», и тихо — «пиано»,

За это называют его . (фортепиано)

Пианино, или фортепиано — это клавишный музыкальный инструмент в виде ящика с металлическими струнами и педалями для усиления и ослабления звука. (открыть крышку и продемонстрировать струны внутри музыкального инструмента, нажимая при этом на разные клавиши, педаль.

Звуки фортепиано могут быть не только громкими или тихими. Они еще различаются по высоте. ( чтение стихотворения Н. Кончаловской и нажимание соответствующих клавиш)

В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит.

В крайних справа звук высок, будто птичий голосок.

В средних клавишах как раз тот же голос, что у нас.

Послушаем музыкальную пьесу «ПАПА И МАМА РАЗГОВАРИВАЮТ» Ирины Арсеевой. Покажите движением руки, кого вы узнали:»папа» — рука вниз, «мама» — рука вверх.

Звуки могут быть короткими и протяжными. Исполним ритмы на любых клавишах фортепиано.

Дети по желанию берут ритмические карточки, по очереди исполняют ритм на одной или нескольких клавишах. Если исполнение верно, дети-слушатели аплодируют, если неверно — топают.

МР: у нашего фортепиано много родственников. Сейчас мы с ними познакомимся.

Инструмент старинный, знатный,

И звучал он в век галантный.

Его очень баловали, даже ножки украшали.

Французы, немцы, итальянцы

Для него писали танцы: и гавот, и менуэт

Танцевали много лет.

(Показ иллюстрации клавесина)

Он церковный наш служитель,

Был для Баха вдохновитель,

Весь оркестр заменит один —

Как называется тот господин?

(Показ иллюстрации органа)

В наше время уже редко можно услышать их звучание. Но звуки фортепиано мы слышим часто! Кто ему помогает? Кто еще играет? Угадайте!

Так же, как у пианино, есть и струны, и педаль.

Он большой и элегантный, черный, глянцевый. (рояль)

Родной брат пианино — рояль. И по своему виду, и по звуку рояль более праздничный, яркий. Попробуйте узнать звуки рояля среди звуков других инструментов.

ИГРА «УЗНАЙ ИНСТРУМЕНТ»

МР: Есть у фортепиано и свои дети — современный цифровые пианино и рояли, пианино — маты, гибкие клавиатуры, электронные плакаты. Они очень удобные, разных размеров, хорошего звучания. Например, гибкую клавиатуру можно носить в небольшой сумке и играть в любое время и в любом месте. А как замечательно шагать, прыгать или танцевать на клавишах! (смотреть видео) На пианино можно играть в Интернете он-лайн. Многие сайты предлагают бесплатно, на клавиатуре создавать музыкальные произведения, слушать классическую музыку великих композиторов, обучаться пению и игре на онлайн-фортепиано.

Прошло много лет с тех пор, как появились первые фортепиано. Но и сегодня, присутствуя на концерте, каждый раз мы становимся свидетелями настоящего волшебства. Музыкант выходит на сцену, садится за фортепиано, и зал замирает. Из фортепиано начинают доноситься божественные звуки, на глазах у всех совершается великое таинство — рождается музыка.

Как называют музыканта — исполнителя на фортепиано? (пианист)

Ребенок: Очень музыку любили две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили им большое пианино.

МР: Этих сестер можно назвать пианистками. Некоторые из вас уже умеют читать, считать, а музыканту нужно еще и ноты понимать — с их помощью записаны музыкальные звуки. Вспомним «ПЕСЕНКУ ПРО НОТЫ» (на припеве играют на ДМИ)

Воспитатель: Много дел и обязанностей у фортепиано, и со всеми оно справляется прекрасно. Но когда к нему относятся без должного уважения, фортепиано отказывается служить. Грустно бывает видеть иногда потускневший, потрескавшийся инструмент с темными поломанными клавишами. Звук у него дребежащий и даже жалобный, а многие струны и совсем не отзываются. Давайте исправим подобную ситуацию!

ИГРА «СЛОЖИ ПАЗЛ» (с изображением фортепиано)

Воспитатель: (показывает иллюстрации) Но так бывает нечасто. Популярность инструмента все только возрастает: образ фортепиано используют при создании своих творческих работ дизайнеры, модельеры, кондитеры, производители мебели, посуды. Мы с вами тоже на некоторое время станем дизайнерами и отправимся в нашу «Творческую мастерскую», чтобы создать поделки в виде фортепиано.

Дети создают поделки в технике оригами, аппликации или раскрашивают картинки при помощи карандашей, фломастеров, дополняя свои работы декоративными элементами (пайетки, детали из фетра и др.). В это время звучит фортепианная музыка. По окончании устраивается выставка детских работ, происходит их обсуждение.

ПЕСЕНКА ПРО НОТЫ

1. На уроке девочки сидят

Девочки на клавиши глядят.

Песенку про клавиши поют,

Каждую по имени зовут.

Припев: До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до! — 2 раза

Источник

«Без музыки не проживу и дня!» (знакомство с фортепиано) Сценарий для детей 3–4 классов

Полина Черткова
«Без музыки не проживу и дня!» (знакомство с фортепиано) Сценарий для детей 3–4 классов

Без музыки не проживу и дня!

Знакомство с фортепиано.

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей.

Она везде и вечно спутник мой,

Ей все подвластно: радость и тоска,

В ней — просто миг и долгие века.

Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя!

Нет человека, который не любит музыку. У каждого из нас есть свои любимые песни, которые хочется слушать и напевать. Свои любимые исполнители… Музыка, словно солнце, освещает нашу жизнь, окрашивает ее в удивительные яркие цвета. С древних времен самым популярным музыкальным инструментом был человеческий голос. Но помимо него, люди изобрели множество музыкальных инструментов. Ребята, а вы знаете музыкальные инструменты? Сейчас я загадаю вам загадки.

Есть у нас весёлый друг,

Обожает громкий стук,

Бей его сто раз подряд,

Он ударам только рад.

Не драчун и не буян,

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

Тот инструмент зовем. (Гитарой)

Весёлая птичка в орешнике пела,

Лесного ручья где–то струйка звенела,

А, может, в траве колокольчик звенел?

А, может, не птичка, а ветер свистел?

Весёлую, звонкую песенку лета

Пропела волшебная дудочка…

Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай, солдат, она поёт!

Струн дано мне очень мало,

Но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень

И услышишь: длень, длень, длень!

Ну-ка, кто я? Отгадай-ка!

В симфоническом оркестре её голос самый главный,

Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.

Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.

Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…

Да, верно. Но есть инструмент, который является королем всех инструментов. Как вы думаете, что это за инструмент? Сейчас посмотрим, кто из вас был прав. Попробуйте сложить из предложенных букв название этого инструмента. (складывают) Правильно, ребята!

И сегодня вы познакомитесь с этим замечательным музыкальным инструментом.

А пока я расскажу вам, что же это за инструмент – фортепиано.

Фортепиано – клавишно-струнный инструмент, в котором клавиша приводит в движение молоточек, ударяющий по соответствующей струне.

Первые упоминания о подобных инструментах относятся к временам Древней Греции.

В XII веке возник клавикорд – деревянный ящик сначала с одной, а потом с несколькими клавиатурами. Почти одновременно с клавикордом появился клавесин, в нем звук извлекался не ударом,а щипком: клавиша приводила в движение упругие язычки, которые зацепляли струну.

Клавишные инструменты со струнами имели множество разновидностей и в разных странах назывались по разному: (изображения)

В 1711 году в итальянском городе Падуе клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрел совершенно новый инструмент. Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть громче или тише, отсюда и название инструмента фортепиано (forte – громко, piano – тихо)

Существовали различные виды старинных фортепиано разной конструкции:

В XIX веке сложились два основных вида фортепиано,которые существуют и сейчас:

Рояль – концертный инструмент, его название в переводе с французского означает — «королевский». У него очень мощный звук, поэтому его используют в больших помещениях.

Пианино в переводе с итальянского значит «маленькое фортепиано».

Первое, что вы видите у фортепиано – это клавиатура, семейство белых и черных клавиш.

Всего у фортепиано 88 клавиш.

Клавиши соединены с молоточками.

Нажатие на клавишу заставляет молоточек ударить по струнам. Головка молоточка обтянута специальным войлоком.

У фортепиано есть две педали. При помощи правой можно продлевать и связывать звуки, делать их более сильными, яркими, певучими.

Левая педаль делает звук более тихим, мягким, матовым. Вот какой необычный и интересный инструмент – фортепиано.

В этом учебном году в нашем детско-юношеском центре начал работу кружок по обучению игре на этом замечательном инструменте. На наших занятиях мы не только играем на фортепиано, но и поем разные песенки. А вы любите петь? Попробуйте угадать и спеть детские песенки. (4 штуки)

И сейчас ребята, посещающие кружок игры на фортепиано, исполнят музыкальные произведения, подготовленные для сегодняшнего праздника. Пожалуйста, не волнуйтесь, мы обязательно поддержим вас дружными аплодисментами.

Ну что ж, замечательно! Первое ваше выступление было очень успешным, надеюсь, оно запомнится вам на всю жизнь. Первое испытание позади.

Многие композиторы писали музыку для фортепиано. Музыка эта, в основном, была взрослой, серьезной. Но в XIX веке начали появляться произведения и для детей. Одним из таких стал «Детский альбом» замечательного русского композитора П. И. Чайковского. Он стал первым русским композитором, который написал произведения для детского исполнения. В «Детском альбоме» 24 пьесы, по количеству часов в сутках. Листая альбом, мы узнаем, как жили дети в то далекое время, чем занимались, в какие игры играли, какие танцы танцевали.

Альбом посвящен Володе Давыдову. Своих детей у композитора не было, но было много племянников и племянниц. В 19 веке все дети в богатых семьях умели играть на фортепиано. Играли на фортепиано и племянники П. И. Чайковского. Особенно музыкальным и работоспособным был Володя. Именно ему, своему любимцу и посвящает композитор свой альбом.

Представьте себе: маленький мальчик проснулся утром, и захотелось ему поиграть. Он побежал в игровую комнату. И что же у него была за игрушка? На длинную деревянную палочку насажена нарисованная голова лошади. Дети садились верхом на палочку и скакали по комнате. Но в те далекие времена это была самая любимая игрушка мальчишек. Они представляли себя всадниками. Палочка-конь стремительно несла всадника вперед через реки и поля.

Звучит пьеса «Игра в лошадки».

Наигрался мальчик, устал, подошел к окну – и замечтался. И вдруг чья-то мягкая, добрая рука легла на его голову. Оглянувшись, мальчик увидел маму. Это была самая нежная и добрая мама на свете, но сегодня она смотрела строго и сердито.И всадник понял: так рано, когда все еще спят, нельзя громко прыгать и кричать.

Звучит пьеса «Сладкая греза»

Задам я вам вопрос: любите ли вы путешествовать? Конечно, вы ответите «Да». П. И. Чайковский тоже любил путешествовать. Из каждой страны он привозил какую-нибудь интересную мелодию. Вот, например, неаполитанская песенка. Неаполь – это город в Италии. Итальянская музыка очень солнечная, жизнерадостная.А теперь представьте: старшая сестренка села за фортепиано и заиграла, да так, что у младших братишек и сестренок ноги сами пустились в пляс.

Звучит «Неаполитанская песенка»

Вот незаметно пролетел день. Стемнело. Старенькая няня пришла в спальню, чтобы рассказать детям на ночь сказку. Сегодня дети попросили рассказать сказку пострашнее. И няня решила рассказать новую историю про Бабу Ягу, костяную ногу. Летит Яга над полями и лесами, высматривает детишек, заманивает их в чащу лесную, в свою избушку на курьих ножках.

Звучит пьеса. «Баба Яга».

Но так и улетела Баба Яга ни с чем. А детишки вернулись домой, к милым батюшке и матушке.

Как русский композитор Петр Ильич черпал вдохновение в русской народной музыке. С детства он проникся любовью к русской народной песне и пляске. А самым популярным мужским танцем в те далекие времена была «Камаринская». Танцевали его вприсядку. Давайте исполним «Камаринскую» вместе под ложки, колокольчики и бумажные трещотки. (Детям раздаются музыкальные инструменты, трещотки представляют простой бумажный лист, который держат в двух руках, поочередно поднимая то левую, то правую руку).

Музыкальный вкус и понимание музыки формируется с детства. Очень важно, какую музыку слушают дети. Маленький ребенок, начиная свое знакомство с музыкой с простых мелодий, незаметно для себя оказывается на пути, который ведет его к пониманию всего самого лучшего и прекрасного.

Дорогие ребята! Если вы по-настоящему любите музыку, то подружитесь с ней крепко-накрепко. Тогда вам откроется неведомый мир музыкальных звуков, вы научитесь понимать музыку, слышать ее в окружающей природе.

Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает у сада.

Чуткая музыка всюду живет —

Только прислушаться надо.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живет,

Только прислушаться надо.

Вот и подошла к концу наша встреча. Я благодарю вас за внимание, за улыбки, за ваши аплодисменты. Я уверена, что эта встреча несомненно отозвалась теплом в ваших сердцах. Мы не прощаемся, а говорим лишь – до свидания. До новой встречи в волшебном мире музыкального искусства — искусства, в котором вечно процветают добро, понимание, свет и любовь! Всего вам доброго!

Источник

Читайте также:  Blue moon rodgers ноты
Оцените статью