Как познакомить ребенка с фортепиано

Открытый урок. Тема: Первое знакомство с фортепиано

Цель данной работы: Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре. Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу. Развивать абстрактно — образное мышление, умение анализировать и сопоставлять. Развивать двигательно-игровые навыки ученика. Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой, и регистрами. Развивать внимание и концентрацию. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_pervoe_znakomstvo_s_fortepiano.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Тема: Первое знакомство с фортепиано

(с иллюстрациями и игрушками с ученицей 1 класса)

Подготовила преподаватель фортепиано:

Эбубекирова Мельха Абрековна

Первое знакомство с фортепиано

Использовать авторскую методику обучения начинающих для активизации и развития интеллектуальной активности учащихся, повышения их познавательной мотивации.

Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.

Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу.

Развивать абстрактно- образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.

Развивать двигательно-игровые навыки ученика.

Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.

  1. Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой, и регистрами.
  2. Развивать внимание и концентрацию.
  3. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.

Методические советы и выводы. Специальный дидактический материал.

  1. Знакомство с инструментом – фортепиано.
  2. Знакомство с регистрами фортепиано.
  3. Знакомство с клавиатурой.
  4. Игра песенок-попевок на инструменте.
  5. Игры – загадки.
  6. Вывод, оценка занятия.
  7. Домашнее задание.

Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие.

Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.

Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: «Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?». Ребёнок отвечает: «Пианино». Я добавляю, что он ещё называется «Фортепиано». Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте , до тихой – пиано . Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте небольших пьес, ярко характеризующих возможности фортепиано.

Тихое звучание произведения – Е. Сигмейстера «Щовечора»,

Яркое звучание произведения – Д. Роули «На мотоцикле»,

В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:

— Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?

— Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

— Какая эта музыка быстрая или медленная?

— Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?

— О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?

Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано , может «рассказать» обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.

Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться , погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.

Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний . Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре пьесу Г. Галынина «Медведь», а в верхнем регистре пьесу А.Рубаха «Воробей».

Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже «противный»; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе :

— резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь никому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.

— активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.

Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее — правильное f (форте) , а когда злое, резкое, кричащее — неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.

На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано «шагают» по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.

Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.

Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.

Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются — клавиатура . Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советом Льва Ароновича Боренбойма (советский музыковед и музыкальный педагог прим.), прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – «по две» или «по три», ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.

Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.

Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем абстрактное «вызубривание» названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться «порядковым» методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз «от печки», от клавиши «до». Чтобы ребёнок не стал «заложником отсчёта», гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки – «маночки». Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.

Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным «маночкам». Каждый такой «маночек» дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:

  • практически – действенное;
  • наглядно – образное;
  • словестно – логическое.

Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры

Там, где две чёрные клавиши мы строим домик . Он опирается на клавиши до и ми , поём для большего запоминания песенку «Домик». Учимся играть её в разных октавах.

Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.

Дальше мы должны построить забор , ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.

У забора четыре дощечки . У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль . Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.

Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это — Фа , а это – Соль,
Фасоль, фасоль.

— Теперь ты «посади» фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.

— Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.

— А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё никем не занято?

Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.

— А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.

Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси:

«Где же Ля , а где же Си ?»

— У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).

— Наверное, у мышки…

— А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.

Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.

Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной ? Ребенок быстро находит её, эта клавиша «живёт в домике». И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Ре кс, ведь это клавиша — Ре .

Ре , Ре , Рекс в доме поживает,
Ре , Ре , Рекс домик охраняет.

Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.

Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по «маночкам». В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.

Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:

— Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;

— У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.

В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.

Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, «крылом». Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс «лепки» руки весьма длительный процесс у каждого ребенка по-разному. но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.

— Педагог «берёт» любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.

— Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.

Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.

Оценка работы ребёнка на уроке:

В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.

Эбубекирова Мельха Абрековна: преподаватель по классу фортепиано

Источник

«Без музыки не проживу и дня!» (знакомство с фортепиано) Сценарий для детей 3–4 классов

Полина Черткова
«Без музыки не проживу и дня!» (знакомство с фортепиано) Сценарий для детей 3–4 классов

Без музыки не проживу и дня!

Знакомство с фортепиано.

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей.

Она везде и вечно спутник мой,

Ей все подвластно: радость и тоска,

В ней — просто миг и долгие века.

Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя!

Нет человека, который не любит музыку. У каждого из нас есть свои любимые песни, которые хочется слушать и напевать. Свои любимые исполнители… Музыка, словно солнце, освещает нашу жизнь, окрашивает ее в удивительные яркие цвета. С древних времен самым популярным музыкальным инструментом был человеческий голос. Но помимо него, люди изобрели множество музыкальных инструментов. Ребята, а вы знаете музыкальные инструменты? Сейчас я загадаю вам загадки.

Есть у нас весёлый друг,

Обожает громкий стук,

Бей его сто раз подряд,

Он ударам только рад.

Не драчун и не буян,

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

Тот инструмент зовем. (Гитарой)

Весёлая птичка в орешнике пела,

Лесного ручья где–то струйка звенела,

А, может, в траве колокольчик звенел?

А, может, не птичка, а ветер свистел?

Весёлую, звонкую песенку лета

Пропела волшебная дудочка…

Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай, солдат, она поёт!

Струн дано мне очень мало,

Но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень

И услышишь: длень, длень, длень!

Ну-ка, кто я? Отгадай-ка!

В симфоническом оркестре её голос самый главный,

Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.

Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.

Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…

Да, верно. Но есть инструмент, который является королем всех инструментов. Как вы думаете, что это за инструмент? Сейчас посмотрим, кто из вас был прав. Попробуйте сложить из предложенных букв название этого инструмента. (складывают) Правильно, ребята!

И сегодня вы познакомитесь с этим замечательным музыкальным инструментом.

А пока я расскажу вам, что же это за инструмент – фортепиано.

Фортепиано – клавишно-струнный инструмент, в котором клавиша приводит в движение молоточек, ударяющий по соответствующей струне.

Первые упоминания о подобных инструментах относятся к временам Древней Греции.

В XII веке возник клавикорд – деревянный ящик сначала с одной, а потом с несколькими клавиатурами. Почти одновременно с клавикордом появился клавесин, в нем звук извлекался не ударом,а щипком: клавиша приводила в движение упругие язычки, которые зацепляли струну.

Клавишные инструменты со струнами имели множество разновидностей и в разных странах назывались по разному: (изображения)

В 1711 году в итальянском городе Падуе клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрел совершенно новый инструмент. Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть громче или тише, отсюда и название инструмента фортепиано (forte – громко, piano – тихо)

Существовали различные виды старинных фортепиано разной конструкции:

В XIX веке сложились два основных вида фортепиано,которые существуют и сейчас:

Рояль – концертный инструмент, его название в переводе с французского означает — «королевский». У него очень мощный звук, поэтому его используют в больших помещениях.

Пианино в переводе с итальянского значит «маленькое фортепиано».

Первое, что вы видите у фортепиано – это клавиатура, семейство белых и черных клавиш.

Всего у фортепиано 88 клавиш.

Клавиши соединены с молоточками.

Нажатие на клавишу заставляет молоточек ударить по струнам. Головка молоточка обтянута специальным войлоком.

У фортепиано есть две педали. При помощи правой можно продлевать и связывать звуки, делать их более сильными, яркими, певучими.

Левая педаль делает звук более тихим, мягким, матовым. Вот какой необычный и интересный инструмент – фортепиано.

В этом учебном году в нашем детско-юношеском центре начал работу кружок по обучению игре на этом замечательном инструменте. На наших занятиях мы не только играем на фортепиано, но и поем разные песенки. А вы любите петь? Попробуйте угадать и спеть детские песенки. (4 штуки)

И сейчас ребята, посещающие кружок игры на фортепиано, исполнят музыкальные произведения, подготовленные для сегодняшнего праздника. Пожалуйста, не волнуйтесь, мы обязательно поддержим вас дружными аплодисментами.

Ну что ж, замечательно! Первое ваше выступление было очень успешным, надеюсь, оно запомнится вам на всю жизнь. Первое испытание позади.

Многие композиторы писали музыку для фортепиано. Музыка эта, в основном, была взрослой, серьезной. Но в XIX веке начали появляться произведения и для детей. Одним из таких стал «Детский альбом» замечательного русского композитора П. И. Чайковского. Он стал первым русским композитором, который написал произведения для детского исполнения. В «Детском альбоме» 24 пьесы, по количеству часов в сутках. Листая альбом, мы узнаем, как жили дети в то далекое время, чем занимались, в какие игры играли, какие танцы танцевали.

Альбом посвящен Володе Давыдову. Своих детей у композитора не было, но было много племянников и племянниц. В 19 веке все дети в богатых семьях умели играть на фортепиано. Играли на фортепиано и племянники П. И. Чайковского. Особенно музыкальным и работоспособным был Володя. Именно ему, своему любимцу и посвящает композитор свой альбом.

Представьте себе: маленький мальчик проснулся утром, и захотелось ему поиграть. Он побежал в игровую комнату. И что же у него была за игрушка? На длинную деревянную палочку насажена нарисованная голова лошади. Дети садились верхом на палочку и скакали по комнате. Но в те далекие времена это была самая любимая игрушка мальчишек. Они представляли себя всадниками. Палочка-конь стремительно несла всадника вперед через реки и поля.

Звучит пьеса «Игра в лошадки».

Наигрался мальчик, устал, подошел к окну – и замечтался. И вдруг чья-то мягкая, добрая рука легла на его голову. Оглянувшись, мальчик увидел маму. Это была самая нежная и добрая мама на свете, но сегодня она смотрела строго и сердито.И всадник понял: так рано, когда все еще спят, нельзя громко прыгать и кричать.

Звучит пьеса «Сладкая греза»

Задам я вам вопрос: любите ли вы путешествовать? Конечно, вы ответите «Да». П. И. Чайковский тоже любил путешествовать. Из каждой страны он привозил какую-нибудь интересную мелодию. Вот, например, неаполитанская песенка. Неаполь – это город в Италии. Итальянская музыка очень солнечная, жизнерадостная.А теперь представьте: старшая сестренка села за фортепиано и заиграла, да так, что у младших братишек и сестренок ноги сами пустились в пляс.

Звучит «Неаполитанская песенка»

Вот незаметно пролетел день. Стемнело. Старенькая няня пришла в спальню, чтобы рассказать детям на ночь сказку. Сегодня дети попросили рассказать сказку пострашнее. И няня решила рассказать новую историю про Бабу Ягу, костяную ногу. Летит Яга над полями и лесами, высматривает детишек, заманивает их в чащу лесную, в свою избушку на курьих ножках.

Звучит пьеса. «Баба Яга».

Но так и улетела Баба Яга ни с чем. А детишки вернулись домой, к милым батюшке и матушке.

Как русский композитор Петр Ильич черпал вдохновение в русской народной музыке. С детства он проникся любовью к русской народной песне и пляске. А самым популярным мужским танцем в те далекие времена была «Камаринская». Танцевали его вприсядку. Давайте исполним «Камаринскую» вместе под ложки, колокольчики и бумажные трещотки. (Детям раздаются музыкальные инструменты, трещотки представляют простой бумажный лист, который держат в двух руках, поочередно поднимая то левую, то правую руку).

Музыкальный вкус и понимание музыки формируется с детства. Очень важно, какую музыку слушают дети. Маленький ребенок, начиная свое знакомство с музыкой с простых мелодий, незаметно для себя оказывается на пути, который ведет его к пониманию всего самого лучшего и прекрасного.

Дорогие ребята! Если вы по-настоящему любите музыку, то подружитесь с ней крепко-накрепко. Тогда вам откроется неведомый мир музыкальных звуков, вы научитесь понимать музыку, слышать ее в окружающей природе.

Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает у сада.

Чуткая музыка всюду живет —

Только прислушаться надо.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живет,

Только прислушаться надо.

Вот и подошла к концу наша встреча. Я благодарю вас за внимание, за улыбки, за ваши аплодисменты. Я уверена, что эта встреча несомненно отозвалась теплом в ваших сердцах. Мы не прощаемся, а говорим лишь – до свидания. До новой встречи в волшебном мире музыкального искусства — искусства, в котором вечно процветают добро, понимание, свет и любовь! Всего вам доброго!

Источник

Читайте также:  Детали для изготовления гитар
Оцените статью