Как правильно дергать струну гитары

Как играть правой рукой

При игре на гитаре правая рука защипывает струны или ударяет по ним.

Для того, чтобы получить наиболее хороший звук, нужно дёргать струны перпендикулярно, а не под углом.

Cуществует основное правило: никакого сильного напряжения в правой руке.

Если при игре вы почувствуете тяжесть или боль в правой руке, то необходимо устранить ошибки и изменить положение руки на такое, при котором напряжение не накапливается.

Локоть руки кладется на кромку выпуклой части корпуса гитары таким образом, чтобы он полностью распологался за кромкой, а кисть и запястье повисали около струн на расстоянии 5 сантиметров. Кисть должна находиться в положении, как если бы вы держали яблоко, а пальцы лежали на струнах.

Игра перебором:

При игре перебором обычно большой палец извлекает звук на 6, 5 и 4 струне.
3 струну играет указательный палец,
2 — средний,
1 — безымянный.
Мизинец правой руки не используется.

Подготовительное упражнение для Перебора 1

Цель упражнения подготовить мышцы пальцев к игре перебором.

Читайте также:  Фа мажор гаммы устойчивые ноты для

Первый шаг:
Большим пальцем играем 6, 3, 2, 1, 2, 3, 6 струны — эту последовательность играем 4 раза, запоминаем в какой последовательности дергать струны первого перебора.

Второй шаг:
Теперь басовую 6 струну играет большой палец, остальные струны перебора 1 играем указательным пальцем. 6 струна — большой палец, 3, 2, 1, 2, 3 — указательный, 6 струна большой палец. Повторяем эту последовательность — четыре раза, также запоминаем последовательность струн первого перебора.

Третий шаг:
Басовую 6 струну играет большой палец, остальные струны перебора 1 играем средним пальцем руки. 6 струна — большой палец, 3, 2, 1, 2, 3 — средний, 6 струна большой палец. Повторяем эту последовательность — четыре раза, также запоминаем последовательность струн первого перебора.

Четвертый шаг:
Басовую 6 струну играет большой палец, остальные струны перебора 1 играем безымянным пальцем. 6 струна — большой палец, 3, 2, 1, 2, 3 — безымянный, 6 струна большой палец. Повторяем эту последовательность — четыре раза, также запоминаем последовательность струн первого перебора.

Перебор 1 «Шестёрка»

Источник

Урок 10 — Как зажимать струны на гитаре

Левая рука должна быть расслаблена. На видео показан пример зажатия первой струны на пятом ладу.

Когда будете прижимать струну, большой палец должен находиться с обратной стороны грифа. Частая ошибка: большой палец левой руки цепляется за верхушку грифа.

Прижимая первую струну на пятом ладу, вы указательным пальцем можете задевать вторую. Старайтесь не задевать. Струну нужно прижимать кончиком подушечки указательного пальца. Как только прижали, сразу проверяйте вторую струну, дергая её.

Обращайте внимание на то, в каком месте палец прижимает струну в отношении порожка. Нужно прижимать у края порожка, как показано на видео. Если Вы зайдете за порожек, то струна может звучать тише, может появиться дребезг или даже зазвучит не та нота.

Далее пробуйте прижать вторую струну на том же пятом ладу. Проверяйте вышестоящую третью струну так, как мы это делали, проверяя вторую при зажатой первой струне. Затем проверьте первую. Тут Вы можете подушкой указательного пальца задевать первую струну, этого тоже старайтесь не допускать. Нужно немного приподнять палец и тогда все струны будут звучать как должны.

Усилие зажатия

Теперь нам нужно определить с каким усилием нужно давить, нужно зажимать струну.

Для начала зажмите ту же первую струну на пятом ладу. Зажимайте достаточно сильно и параллельно щипайте (дергайте) первую струну пальцами правой руки так, как мы учили в предыдущем уроке.

Дергайте раз в секунду и начинайте понемногу ослаблять нажатие на струну, как только вы услышите легкую глухоту, тогда и нужно остановиться, добавить немного усилий нажатия и запомнить силу, которую нужно прикладывать для того, чтобы струна звучала.

Тоже самое нужно проделать со всеми струнами, со временем пальцы сами запомнят нужную силу зажатия. Мы сейчас это делаем для того, чтобы у Вас не начались боли в пальцах и не вышли мозоли раньше времени.

Источник

Как правильно зажимать струны на гитаре? Раскроем 7 секретов!

Вам хочется поскорее научиться извлекать из любимого инструмента чистый звук вместо непонятной какофонии плохо зажатых баррэ? Тогда вы заглянули по адресу, потому что в данной статье будут раскрыты 7 секретов того, как правильно зажимать струны на гитаре.

С подобной проблемой сталкиваются все начинающие музыканты, талантливейшие из которых, преодолев все трудности, обрели мировую славу. Поэтому, если у вас получается не сразу, то не отчаивайтесь, ведь как гласит народная мудрость: «Терпение и труд – все перетрут». И очень скоро вы поймете, как научиться зажимать струны на гитаре.

Отговорки для ленивых

Чтобы снять с себя ответственность за то, что прекрасные звуки извлекаются не сразу, человек начинается жаловаться на то, что у него:

  • длинные/короткие пальцы;
  • маленькие/большие руки;
  • пальцы недостаточно растопыриваются.

Но поверьте, все это блажь, так как в истории гитарной музыки немало гениев как с маленькими, так и с большими руками. Причем повсеместно можно встретить хрупкую японку, лабающую на большом «Гибсоне», или здоровущего мужика с крошкой-укулеле в руках. Поэтому, прежде всего, у человека, желающего понять, как правильно зажимать струны на гитаре, должно быть огромное желание – иначе время будет потрачено напрасно.

О терпении и практике

Развивайте мышечную память, так как это очень важно для дальнейшего прогресса в непростом деле освоения инструмента. Практика вкупе с терпением сделают свое дело, и у вас все получится. Волшебства здесь никакого нет, просто процесс обучения значительно ускорится, если вы начнете доверять своим рукам.

Научитесь заставлять себя делать все необходимые шаги к достижению цели, и ваше терпение будет стократно вознаграждено.

Поэтому будьте самокритичны и следуйте принципу: «Не получилось – снова повтори», и в процессе постоянных тренировок пальцы будут сами вставать туда, куда нужно.

Первые значительные трудности начинаются со встречи с аккордом F (Фа), потому что это первое баррэ, которое необходимо освоить.

Столкнувшись с его приглушенным бренчанием, хочется хорошенько «жахнуть» гитаркой об стену, но поверьте, так вы ничего не добьетесь! Поэтому целесообразнее успокоиться и просто «сходить попить водички», после чего продолжить сражение со злобным F(Фа).

Возможные ошибки

Рассмотрим три важных момента, которые могут помешать воспроизводить чистое звучание:

  1. Недостаточное давление на конкретную струну.
  2. Палец лежит далеко от порожка.
  3. Палец, зажимающий нужную струну, соприкасается с другой.

Поэтому далее будут раскрыты секреты для начинающих, как зажимать струны на гитаре.

Секрет № 1: Выбирайте простые аккорды

Если вам дорого ваше психическое состояние, то не выбирайте песню с пятью или восемью аккордами. Так как для хорошего развития техники игры удобнее выбрать пару основных и практиковать их переходы с одного на другой. Если все же вам хочется сыграть какую-нибудь сложную, но очень любимую песню, то разбейте ее аккорды по парам и смело упражняйтесь. Так вам будет проще понять, как правильно зажимать струны на гитаре.

Например, песня состоит из: C, G7, Am, F. Сначала прорабатываем пару C — G7, а когда звучание станет чистым – пару Am – F. После чего меняем их местами: F – C и G7 – Am. Когда все получилось, проигрываем всю мелодию сначала.

Секрет № 2: Отыщите нужную точку соприкосновения

Чтобы понять то, как зажимать струны на гитаре, научитесь контролировать процесс. Следите за тем, чтобы каждый палец располагался на ладу, указанном в пособии, и если написано, что нужно «зажимать на втором», то давите именно на него, а не между ним и третьим.

Чтобы было понятнее, запомните, что при «зажиме» струны происходит ее плотное прилегание к самому верхнему порожку, лежащему у основания головки грифа (или пера). Поэтому так важно класть палец именно на сам лад, особенно для четкого звучания баррэ.

Но помните: чем дальше от него зажата струна, тем хуже звучание и сложнее выработать хороший результат.

Секрет № 3: Определите силу давления

Проверьте, насколько плотно прижаты струны, так как зачастую начинающие гитаристы жмут на них недостаточно сильно.

Конечно, поначалу это непросто, так как они довольно жесткие и травмируют мягкие кончики пальцев. Но поверьте – это ненадолго, потому что в процессе упорных тренировок на них появятся мозоли, за счет которых произойдет огрубение до нечувствительности.

Чтобы лучше разработать кисть и пальцы, воспользуйтесь эспандером, который можно купить в любом магазине спорттоваров.

Секрет № 4: Правильно расположите большой палец

Следует проверить то, как именно он лежит, потому что от его положения многое зависит. Он обязательно должен быть прямым и «смотреть вверх», а кончик не должен ложиться на лицевую часть грифа.

Вот примеры неправильного положения большого пальца:

  • Если большой палец лежит поверх грифа, значит, вы придавили его не теми мышцами. Он должен быть прижат за счет напряжения собственных мышц, а не тех, что находятся у его основания.
  • Если большой палец «смотрит в сторону» от корпуса гитары, то он стопорит вам все дело, так как продольное положение сковывает движения кисти.
  • Если верхняя фаланга большого пальца согнута, то такая поза изменяет угол положения остальных пальцев относительно ладони. Собственно, это также усложняет дело и ведет к болезненным ощущениям в области запястья.

Секрет № 5: Кончикам – да, подушечкам – нет!

Красивая и качественная игра основывается на правильности применения пальцев. Чтобы все стало, наконец, получаться, прекратите зажимать струны подушечками и начните прижимать их тем местом, рядом с которым растут ногти, то есть самими кончиками пальцев. Поэтому, ставя их на гриф, вообразите себе половинку яблока, которую они якобы удерживают. Вот как правильно зажимать струны на гитаре.

Секрет № 6: Контролируйте чистоту звукоизвлечения

Следите за звучанием каждого аккорда, и если одна из нот будет приглушена, то выявите ее как можно скорее. После чего добейтесь четкого звучания. Это не совсем просто, так как в процессе исполнения мелодии аккорды сменяются один на другой.

На помощь может прийти специальное упражнение, которое требуется часто повторять: поставить пальцы – проиграть аккорд, после чего отпустить и повторить сначала. Для лучшего результата можно играть с завязанными глазами, так как тактильные ощущения играют здесь первостепенную роль.

Секрет № 7: Основа баррэ

Сей сложный прием построения аккорда достигается путем прижатия указательного пальца к требуемому ладу тыльной стороной. Он должен быть абсолютно прямым и располагаться параллельно порожку, причем выполнять это нужно идеально, так как пригодиться может очень часто.

В общем, следует проявить терпение, и все получится. Наверняка после данной статьи у вас не возникнет вопроса о том, зачем зажимать струны на гитаре, ведь здесь раскрыты все секреты для новичков.

Источник

Приемы и стили игры на гитаре

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Гитара — многогранный музыкальный инструмент с широкими функциональными возможностями, разнообразными техническими приёмами игры и стилями. Начинающий гитарист должен знать, что предела совершенства у исполнителей гитарной музыки попросту нет: овладев, например, классической гитарой, захочется научиться играть фламенко, затем блюз и так до бесконечности. Но уже то хорошо, что у большинства стилей игры на гитаре много общего. Об основных стилях и приемах игры на этом инструменте идёт рассказ ниже.

Обзор техник

Основной задачей любого музыканта, в том числе и гитариста, является получение хорошего звука на своем инструменте. На гитаре и других подобных струнных музыкальных инструментах звуки мелодии возникают в результате воздействия на струны пальцами рук. При этом даже в том случае, когда нужно сыграть всего одну ноту, приходится использовать пальцы обеих рук, чего не требуется, например, на фортепиано, аккордеоне, баяне, у которых фиксированные (готовые) звуки в отдельной клавише или кнопке.

Техника звукоизвлечения — вот та база, овладением которой в первую очередь должен заняться гитарист. И участвуют в процессе звукоизвлечения обе руки и их пальцы. Левая рука отвечает за прижатие струн, правая — за непосредственное извлечение из них звука. Другими словами, необходимо развивать технику действий обеих рук для получения качественного звука.

Не пытайтесь искать ответ на вопрос, какая из рук для гитариста важней — они обе делают одну и ту же работу: обеспечивают звучание инструмента

К технике игры левой руки относятся:

  • точность и сила зажатия струн на ладах;
  • беглость пальцев;
  • одновременная расстановка пальцев в аккордах, в том числе с помощью баррэ;
  • легато;
  • подтяжки (бенды);
  • вибрато;
  • тремоло.

Если с беглостью пальцев и их точностью на ладах более или менее понятно даже новичку, то об остальных техниках пальцев левой руки необходимо пояснить подробней.

Расстановка аккордов

Быстрая расстановка пальцев в аккорды на струнах — одна из самых сложных техник для начинающих гитаристов. Овладение этой техникой иногда растягивается на несколько месяцев тренировок. Цель — научиться ставить аккорд любой сложности одним движением за долю секунды, обеспечив при этом точное и чистое звучание всех звуков гармонического построения.

Поначалу это покажется невозможным, так как пальцы не готовы к растяжкам и не обладают достаточной независимостью друг от друга. Приходится изучать различные упражнения как на растяжку, так и независимость пальцев, ежедневно отрабатывать их, попутно практикуясь по взятию сначала простых аккордов, состоящих из двух-трёх прижатых струн, а потом и более сложных — с использованием видов баррэ.

Есть одно важное правило при начальных попытках взятия аккордов, когда новички стараются зажимать струны на ладах по очереди: пальцы следует расставлять по направлению от басовых к мелодическим струнам.

Вот несколько примеров правильной очерёдности постановки пальцев в аккорд:

Объясняется такая техника очень просто. Если играть аккомпанемент боем или перебором, то смена аккордов в большинстве случаев происходит на сильную долю, когда движение правой руки при бое осуществляется сверху вниз по струнам или берётся бас в случае перебора. Именно поэтому нужно в первую очередь успеть прижать струны сверху, то есть басовые, а потом уже мелодические. Наступит тот момент, когда аккордовое построение начинающий гитарист будет выполнять хотя и не мгновенно, но всё-таки за время, которого хватит, чтобы расставить пальцы на струны перед их извлечением.

Легато

Для разных видов гитар этот способ звукоизвлечения называется по-своему. Восходящее и нисходящее легато, имеющие такие названия в классической гитаре, в акустике и электрогитаре называют «хаммер» и «пул» соответственно.

Восходящее легато (хаммер) — звукоизвлечение за счёт быстрого и энергичного удара по струне на нужном ладу пальца левой руки в восходящем движении звуков (от более низкой ноты к высокой). Может производиться как после извлечения звука открытой струны, так и после звука на прижатой струне, при этом начальный звук извлекается обычным способом — щипком пальца правой руки. После начальной ноты, извлечённой щипком, может последовать не только одна, но и несколько легатных нот, извлечённых пальцами левой руки. Легато связывает звуки между собой, так как они практически незаметно (без перерыва) переходят один в другой.

Нисходящее легато (пул) — обратное хаммеру действие: нужно связать более высокую по звучанию ноту с низкой на одной и той же струне. Считается, что такая техника звукоизвлечения сложней предыдущей. Здесь необходимо начальный звук получить обычным способом — щипком, — а другой извлечь путём сдёргивания пальца, зажимающего струну в данный момент, по направлению к соседней струне вниз. При этом звук, в который должен совершиться переход от начального, готовится заранее — ещё до извлечения первой ноты одновременно с постановкой пальца на соответствующий лад зажимается другим пальцем левой руки и тот лад, где расположен второй (легатный) звук. Нужно добиваться, чтобы легатная нота звучала не слабее первой: регулярно упражняться в технике сдёргивания пальца со струны на разных ладах и струнах гитары: сдёргивание должно быть активным, похожим на щипок струны.

Иногда гитаристы оставляют на пальцах левой руки очень короткие ногти для более эффективного получения нисходящего легато.

Подтяжка

Техника подтяжек (бендов) практикуется в разнообразных стилях игры на акустических гитарах с металлическими струнами и электрогитарах. Больше всего используется при медиаторной технике игры.

Есть два основных способа выполнения бендов.

  1. Первый звук берётся пальцем левой руки на ладу и исполняется обычным образом, например, медиатором, а второй — за счёт подтяжки (смещения струны на этом же ладу вверх или вниз поперёк грифа до получения нужной ноты). Струну при этом не требуется ударять медиатором второй раз.
  2. Первый звук берётся бендом (прижимается струна, подтягивается до нужной высоты, извлекается медиатором). Второй звук получается за счёт возвращения струны в нормальное положение, то есть в ту ноту, которая звучит при прижатии её на данном ладу без бенда.

Все остальные бендовые штрихи (легатный, возвратный и так далее) исходят из этих двух базовых способов их выполнения.

Вибрато

Вибрирующий звук на гитарах с нейлоновыми или стальными струнами получают путём ритмического чередования микроскопических по силе натяжения и ослабления струны на ладах грифа. Это делается кончиком пальца левой руки. Струна прижимается перпендикулярно подушечкой пальца к ладу при взятии звука, а затем при взаимодействии предплечья и кисти левой руки начинается ритмическая раскачка пальца на определённый угол вперёд-назад параллельно длине струны (как бы водить по струне внешней округлостью подушечки). Но центр прижатия струны должен находиться в одном и том же месте лада. За счёт этого происходит хотя и очень малое натяжение или ослабление струны, но вполне достаточное для тоновых изменений звука.

На электрогитаре и акустической гитаре с металлическими струнами возможно воспроизводить вибрато, делая движения пальцем, прижимающим струну, не вдоль, а поперёк грифа гитары, тем самым натягивая или ослабляя её (по типу исполнения бендов). Таким способом можно воспроизвести даже дрожащий звук на электрогитаре.

Тремоло

Эту технику звукоизвлечения особенно быстро смогут освоить гитаристы, использующие медиаторный способ игры на гитаре. Играть пальцами ровное тремоло удаётся далеко не сразу и отнюдь не всем. Техника тремоло требует очень быстрого и ровного исполнения нескольких одинаковых нот, создающих некий фон мелодическому перебору либо являющихся, наоборот, мелодической линией в гитарной пьесе.

Чаще всего в классической гитаре тремоло сопровождает басовая либо арпеджированная гармоническая линия. Повторяются звуки в высоком регистре, создавая ощущение звучания человеческого голоса. Линия тремоло обычно ведётся после баса тремя повторяющимися звуками, извлекаемыми пальцами в таком порядке: a-m-i. Басы или арпеджио в нижнем регистре играются большим пальцем правой руки (P). Получается схема звукоизвлечения: P-a-m-i.

В технике игры на гитаре фламенко преимущественно используется линия тремоло из 4 повторяющихся звуков, поэтому порядок звукоизвлечения несколько иной: P-i-a-m-i.

К технике игры правой руки относятся:

  • пальцевая игра;
  • бой;
  • медиаторная техника игры.

Вкратце охарактеризуем, в чём особенности указанных техник игры правой руки на гитаре.

Пальцевая игра

Многие стили гитарной музыки подразумевают именно игру пальцами. Сюда входят классическая гитара и гитара фламенко, новомодный фингерстайл (фингерпикинг), а так же обычная акустика без определённого стиля.

В первую очередь надо постараться овладеть именно пальцевой техникой в правой руке.

Игра аккомпанемента посредством ударов пальцами или медиатором вниз-вверх по струнам в определённом ритме и очерёдности вкупе с заглушками и паузами называется «гитарным боем». Бывают довольно сложные схемы боя, которые начинающим гитаристам вряд ли с ходу удастся сыграть. Нужно начинать с простых, без глушек: «четвёрки», «шестёрки» и «восьмёрки».

Медиаторная техника

Распространена при игре на электрогитаре и акустике с металлическими струнами. На нейлоновых струнах тоже играют, но это – нестандартный вариант.

Основные приемы

Возможно, иные новички не смогут без разъяснений понять, чем отличаются приемы от техники игры на гитаре. И в действительности этот вопрос выглядит не особенно прозрачно. Многие же профессиональные музыканты считают, что приемы игры — это способы украсить исполняемые музыкальные произведения либо улучшить звучание инструмента.

Не увлекайтесь нагромождением разных приёмов в одной пьесе — это выглядит непрофессионально.

Среди основных приёмов, которыми можно украсить своё исполнение, можно выделить следующие.

  1. Апояндо и тирандо. Относятся к пальцевой технике игры. Апояндо — способ извлечения звука, после которого палец правой руки опирается на соседнюю струну. Особенно распространён среди гитаристов классической и фламенко музыки. Тирандо — приём звукоизвлечения, не предусматривающий опоры пальца на соседнюю струну. Звук при таком способе не обладает таким глубинным и особым тембром, как полученный при апояндо.
  2. Арпеджио. Игра перебором любят гитаристы, аккомпанирующие лирическим песням и романсам. В этом случае звуки аккордов играются в разложенном (последовательном) виде. Существует огромное количество переборов. Главное здесь — научиться дёргать струны в правильной очерёдности и не глушить их раньше времени.
  3. Флажолеты. Кроме украшения произведения необычностью звучания, флажолеты расширяют имеющийся диапазон гитарного грифа: некоторые флажолеты издают ноты, по высоте превосходящие самый высокий звук стандартного строя.
  4. Слайд (глиссандо) — прекрасный способ залиговать ноты или перейти в другую позицию с минимальным временем. Осуществляется этот приём скольжением по струне пальцами левой руки.

Интересные стили

Некоторые приёмы игры являются нестандартными для гитары, позаимствованными из техник других музыкальных инструментов.

  • Пиццикато. Позаимствован у смычковых инструментов (скрипка, виолончель). Приглушённый звук на гитаре получается при лёгком наложении на струны ребра ладони правой руки в районе нижнего порожка при одновременной игре пальцами либо медиатором.
  • Тэппинг. Используется на электрогитарах. Звуки извлекаются не медиатором, а постукиванием по струне пальцами правой руки на соответствующих извлекаемым звукам ладах. Незаменим для проигрывания легато на больших интервальных отрезках струны.
  • Гольпе. Перкуссионный приём, применяемый исполнителями музыки фламенко. При этом одновременно с игрой пальцами на струнах производится удар по верхней деке корпуса гитары одним либо двумя пальцами правой руки.

Рекомендации по игре

Несколько советов по игре на гитаре для начинающих помогут овладеть этим сложным инструментом.

  • Начинайте учиться только на качественном инструменте.
  • Слушайте и смотрите игру мастеров гитары: это и мотивация, и мастер-класс одновременно.
  • Полезней заниматься 2 раза в день по часу, нежели 6 часов 1 раз в три дня.
  • Приобретите серьёзное учебное пособие по выбранному стилю игры и придерживайтесь приведённого в нём порядка обучения.
  • Не овладев до конца определённым техническим приёмом, не спешите переходить к другому.

Источник

Оцените статью