Как держать гитару, играя сидя: любительская позиция или классическая
В этой статье я бы хотел рассказать о двух позициях игры на гитаре в положении сидя. Сперва я сделаю их краткий обзор, а затем перейду к преимуществам и недостаткам. Давайте начнём.
Существует 2 способа держать гитару в положении сидя: первый вариант — позиция, когда гитара находится на правой ноге, второй вариант — на левой. Второй вариант называется классической позицией. Здесь стоит учесть, что если вы левша — то соответственно правая-левая нога меняются местами (т.е. в вашем случае, в классическом варианте гитара лежит на правой ноге).
Любительская позиция (когда гитара находится на правой ноге).
Как уже было сказано — в этом положении опор гитары происходит на правую ногу. Держите гитару слегка под наклоном, чтоб верхняя часть деки гитары была ближе к вам, чтобы можно было видеть струны гитары. В этой позиции подставка для ног не требуется, вы просто берёте инструмент и играете.
Но есть и недостатки: когда вы играете в этой позиции, вам придётся наклонять тело по направлению к инструменту, что вызывает напряжение в спине. Вместе с этим, правое плечо будет выше левого, что также вызывает дискомфорт. Из-за этого, рекомендуется делать перерывы во время игры. Здесь же стоит упомянуть, что гитара размещена таким образом, что могут возникать сложности в растяжке пальцев на грифе, где большое расстояние между ладами. Это можно исправить, если немного приподнять правую ногу. Таким образом гитара будет находиться выше, что значительно поможет вам. Есть множество известных гитаристов, которые предпочитают эту позицию классической: Томми Эммануэль, Джон Петруччи, Зак Уайлд, Марти Фридман и другие.
Классическая позиция.
Теперь перейдём к классике. Здесь ваша шестиструнная подруга лежит на левой ноге, и дека гитары находится между ног. Гитара должна лежать на обеих ногах, а также верхняя часть деки гитары должна упираться в грудь. В этом положении гриф будет под наклоном примерно в 45 градусов, что больше по сравнению с любительской позицией. Классический вариант даёт большую устойчивость гитаре, так как имеет 3 точки опоры (2 ноги и грудь). Благодаря этому вы сидите прямо, ваши плечи находятся на одном уровне, что позволит вам играть не уставая значительно больше времени. Помимо всего этого, данная позиция схожа с той, когда вы играете стоя, так что занимаясь в этой позиции у вас возникнет меньше сложностей, при игре стоя. Ещё стоит отметить, что ваша левая рука находится в свободном положении, что позволяет делать бОльшие растяжки между ладами, особенно на последних ладах (которые ближе к деке). Однако, будет немного сложнее играть на первых ладах. Что касаемо недостатков классики — вам придётся использовать подставку для левой ноги, чтобы немного её приподнять.
Но это всё не более, чем сравнение, занимайтесь в той позиции, в которой вам удобно. Лучше всего, конечно — играть и заниматься чередуя позиции, потому что они обе могут вам пригодиться в зависимости от ситуации. Например, классический вариант может помочь вам при игре с подставкой, но если вы сидите возле костра, вам просто некуда поставить ногу. В этой ситуации логичнее использовать позицию любительскую позицию.
Переключение между позициями является хорошим упражнением в практике, поскольку играя в одной и той же позиции ваши пальцы привыкнут к той позиции, в которой вы играете. С подобной практикой вы со временем начнёте игнорировать многие другие детали, к которым вы также привыкли. Например: слишком короткий или длинный ремень, высота стула на котором вы играете и т.д.
Распространённые ошибки.
Сперва важно не только определиться с позицией, но и внимательно посмотреть правильна ли она, поскольку в неправильном положении могут вызвать со временем осложнения, вызывающие дискомфорт при игре. Вот некоторые ошибки, которые являются общими для обеих позиций.
Ошибка, которая часто встречается у новичков — они боятся уронить гитару и придерживают её за гриф. Это неправильно, поскольку рука должна свободно перемещаться по грифу. Если придерживать её — руке будет сложнее перемещаться. Вы должны придерживать гитару телом и правой рукой, которая лежит на деке.
Вторая ошибка — держа гитару в любительской позиции, не пытайтесь держать гитару параллельно телу, направьте гриф слегка к северо-западу от вас.
Если вы хотите убедиться, правильная ли ваша позиция и не допускаете ли вы ошибок при игре — приходите на наши уроки гитары в Москве и я вам помогу.
Источник
Как держать гитару сидя. Правильная посадка гитариста
ЦИКЛ ВИДЕОУРОКОВ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. ВИДЕОУРОК: «Как держать гитару сидя. Правильная посадка гитариста»
В этом уроке обсудим такую фундаментальную тему, как правильная посадка с электрогитарой. Разберемся, как ее правильно держать и как положить: на какую ногу, под каким углом по отношению к телу, к горизонту, куда нагнуть повернуть и т.д.
Это основополагающие вещи, и многие играющие люди не знают о них. Из-за этого испытывают ряд проблем. Например, не хватает выносливости, начинаются боли. Человек думает, что посидит подольше, натренируется, и напряжение пройдет. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Часто напряжение устраняется корректной посадкой. О том, что такое корректная посадка, мы сейчас разберемся.
Как правильно держать электрогитару рассказываю студентам на первом занятии. То есть человек пришел, мы познакомились. Я обрисовываю концепцию, как у меня строятся занятия. После обсуждения теоретических моментов, непосредственно практика начинается с посадки.
Для правильной посадки с гитарой разбираемся с двумя углами:
1. Угол наклона грифа гитары по отношению к горизонту.
2. Поворот гитары к плечевому поясу.
Угол наклона к горизонту
За горизонт мы принимаем параллельную поверхность. Например, пол. Если гитара расположена параллельно плоскости, градус наклона равен нулю. Угол наклона между грифом и декой определяется балансом. Берется гитара, спину держим ровно, чтобы не было сутулости. Гитару на себя не заваливаем, а чуть прислоняем, чтобы она рогом чуть касалась футболки. Положение баланса достигается за счет корректного расположения инструмента и силы трения рога. При правильном балансе она лежит устойчиво, не падает, даже если покачать ногой. В нормальном положении она не клюет носом. Конкретно на моей гитаре угол составляет 20 градусов к горизонту. На других гитарах развесовка может быть иная. Угол наклона может меняться.
Угол по отношению к плечевому поясу
После того, как найден градус наклона к горизонту, берем руку с медиатором, и ребром ладони касаемся бриджа. Точнее того места, где струны покидают бридж, зона демпфера пересекает все 6 струн. Слегка касаемся предплечьем деки гитары, и у нас здесь в плече начинает накапливаться напряжение. Мышца напряжена, становится жесткой. Чтобы это напряжение убрать, необходимо прижать локоть к себе. Гитара поворачивается естественным образом. Плечевой сустав уходит вперед. Поворачивая гитару по оси до исчезновения напряжения, находим угол по отношению к плечевому поясу. Он может быть больше или меньше, исходя из собственных ощущений комфорта.
Расположение кисти правой руки
Ребро ладони правой руки необходимо расположить на 6 струнах. Это делается не за счет подъема плечевого сустава, а его поворота. Подъем плечевого сустава формирует напряжение и может негативно сказаться на выносливости и игре. Так играть могут не все люди. Кому-то удобно слегка приподнять плечо. Если посмотреть на Гилберта и Петруччи на видео, то заметите перекос. Это не означает, что они 3 часа так сидят с гитарой, но в момент съемок им так было удобно. Кому-то необходимо ровное положение плечевых суставов, но главное понимать механизм и знать, как это правильно делается.
Наша задача перенести ребро ладони в зону демпфера. Для этого расслабьте руку. Левой рукой возьмитесь за правый плечевой сустав, чтобы не дать ему подняться. При подъеме руки сустав слегка уходит вперед. Таким образом рука перенесена в нужную точку не за счет поднятия, а за счет поворота сустава. Рука прижимается к туловищу принимая комфортное положение с электрогитарой.
Плечевой сустав левой руки не оттягивается назад, если правый выходит в перед. Образовавшийся перекос приведет к тому, что рука будет тянуть гриф на себя. Нижележащие струны будут зажаты, а не заглушены. Во избежание напряжения, плечевой пояс находиться в естественном положении. Плечи могут выйти вперед и вниз для увеличения комфорта.
Когда вы научитесь правильно держать электрогитару и извлекать звук, то можете играть, как угодно. Это не скажется на эргономике гитариста, но только в том случае, если первая посадка выполнена правильно. Главное требование — убрать напряжение, которого и так хватает у начинающего гитариста. Гитаристы, привыкшие к неправильной посадке с гитарой, могут годами играть и надеяться, что наработается выносливость, и играть станет комфортно. На самом деле для решения проблемы нужно просто повернуть гитару и поменять угол наклона в плечевом суставе. В каждом случае углы подбираются индивидуально.
Источник
Как правильно держать гитару?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Для начинающих гитаристов важно правильно выбрать тип посадки с инструментом, ведь от нее зависят и постановка рук, и удобство игры, и успехи новичка в обучении.
Посадка при игре
Нужно уяснить для себя очень важный момент: играть на всех типах гитар, относящихся к акустическим инструментам (классическая, фламенко, дредноут, фолк-вестерн), «по умолчанию» следует сидя. А учатся этому однозначно в одном положении — на стуле.
Имеется несколько вариантов посадки гитариста с инструментом во время занятий или музицирования. Новичку же стоит сначала освоить 2 позиции: классическую и обычную (можно назвать её «фолк»).
Классическая
Именно такой посадке отдают предпочтение музыканты, играющие на классическом инструменте с нейлоновыми струнами. Ей же обучают учащихся музыкальных школ по этому направлению гитары.
Сидеть следует на краешке стула подходящей высоты. Высота стула должна быть такой, чтобы при сидении на нём (ступни ног полностью и равномерно расположены на опорной поверхности) линии бёдер оказались параллельными полу. Не идеально, конечно, параллельными, но с минимальным расхождением угла в большую или меньшую сторону.
Под левую ногу правше необходимо установить подставку высотой от 12 до 20 см, что зависит от предпочтений музыканта, его анатомических особенностей и высоты стула, на котором он сидит.
Левше, решившему заниматься нестандартно, подставка понадобится под правую ногу. Далее текст левшам следует корректировать самостоятельно, так как он рассчитан на читателя-правшу.
Подставка обеспечивает подъём колена гитариста выше и тем самым препятствует непроизвольному смещению корпуса инструмента по бедру вниз. Сохраняется изначально принятое музыкантом положение и удобство игры. Когда подходящих стульев нет, а имеющиеся либо слишком низки, либо высоки, то временно можно обходиться и такими: на низких — без подставки под левую ногу, на высоких – с подставкой (поднять её выше).
Левая нога лишь чуть отводится в левую сторону от оси направления корпуса гитариста вперёд, образуя с осью левого плеча угол немного меньше прямого, а правая нога отводится значительно дальше от оси направления корпуса вперёд — она создаёт с осью правого плеча угол примерно 45 градусов (см. схему ниже).
Корпус гитариста должен быть выпрямленным, не иметь напряжения.
Допускается небольшой наклон вперёд, чтобы удобней фиксировать гитару в районе груди.
Гитара при классической постановке размещается своей выемкой на левое бедро. Нижняя часть корпуса оказывается между ногами, а головка грифа поднимается до уровня плеча. Поверхности дек инструмента в идеале располагаются в вертикальном положении — без наклонов в какую-либо сторону.
Особенности такой посадки заключаются в следующем:
- гитара удобно и надёжно фиксируется в нескольких точках: в месте расположения правой руки в верхней части корпуса, на бедре левой ноги, в месте соприкосновения с грудью музыканта и частично поддерживается внутренней частью бедра правой ноги, в которую упирается корпус;
- высокий подъём грифа обеспечивает свободный доступ ко всем ладам для зажатия струн пальцами левой руки, облегчает и без того сложное (неестественное, перевёрнутое) положение её кисти — чем выше гриф, тем меньше градус «перевёрнутости» предплечья и кисти;
- развёрнутое положение ног не препятствует кровотоку в паховой области человека и ногах, что позволяет заниматься при обучении или музицировать долгое время.
Классическая посадка подходит всем гитаристам, играющим в любых стилях на акустических инструментах.
Женщинам такая посадка тоже подходит для домашних занятий. Если же приходится играть на гитаре в присутствии людей, то заранее нужно будет позаботиться о соответствующей одежде — выбрать брюки, шорты или свободное платье длиной до щиколоток. На концертах женщины чаще всего играют в платьях до пола.
Вариантом для гитаристок при игре может стать следующая посадка: левая нога так же стоит на подставке, а правая отставляется, но не в сторону, а под себя (коленом вниз, ступнёй назад — на носок). В этом случае вполне подойдёт платье или юбка даже средней длины.
Специальный наколенный упор для более удобной игры на гитаре тоже может стать прекрасным дополнением к женской посадке.
Обычная
Музыканты, играющие на акустических гитарах со стальными струнами, садятся с инструментом по-разному, но основные позиции всё же можно выделить.
- Посадка «нога на ногу». Такую посадку почему-то особенно любят женщины. Мужчинам она нравится, но, скорее всего, они осознают, что мужской половине человечества подобной позой лучше не злоупотреблять, чтобы не навредить здоровью. При этой посадке одна нога закидывается на другую, а на её бедре, которое оказывается приподнятым, довольно удобно располагают гитару выемкой корпуса. Лучше, если перекинуть правую ногу на левую, так как этот вариант позволяет гриф поднять выше. Если перекинута левая нога, то поднять гриф проблематично: бедро правой мешает опустить корпус инструмента, ограничив тем самым подъём грифа.
- На бедре правой ноги. Этой посадкой пользуются больше всего. Для гитаристов стиля фингерстайл она наряду с позицией «нога на ногу» является основной. Иногда под правую ногу для лучшей фиксации инструмента устанавливают подставку небольшой высоты.
При любой позиции нужно обеспечить удобство и свободу действий обеих рук при игре, не допускать затекания конечностей, напряжения и усталости плеч, шеи и других частей тела.
Постановка правой руки
На первых занятиях одновременно с посадкой начинающих гитаристов учат правилам расположения правой руки на инструменте, а её пальцев — на струнах. Правильная посадка с инструментом неотделима от постановки именно правой руки, так как она является одной из двух основных точек фиксации гитары. Первая точка — это нижняя опора инструмента на бедре ноги, вторая — верхняя опора корпуса предплечьем правой руки.
При любом виде посадки после размещения гитары на бедре выбранной ноги гитарист правой рукой придерживает корпус путём наложения предплечья на его самую выпуклую часть в месте ребра, образованного верхней декой и обечайкой:
Особенно следует отметить следующие моменты в постановке правой руки.
- Место соприкосновения предплечья с корпусом гитары— чуть ниже локтевого сгиба. На расстояние влияют размеры инструмента и особенности строения рук. В среднем — ниже локтя на 6-10 см. Но это значение может меняться во время игры, что зависит от характера композиции, применяемых приёмов игры и выполняемых штрихов. Возможно даже перемещение либо полный съём предплечья с инструмента (исполнение искусственных флажолетов, смена тембра звука и так далее).
- Вес руки нельзя полностью переносить на точку касания предплечья с гитарой. Рука музыканта должна ощущаться единым целым — от плеча до кончиков пальцев. Если перенести вес руки на корпус инструмента, то возникает так называемый «эффект переломанной руки» (предплечье и кисть отделяются от плеча), а это плохо для исполнителя.
- Линия предплечья и кисти с пальцами по той же причине, что и предыдущий пункт (исключение «эффекта переломанной руки»), должна прямой. Распространённой ошибкой для подавляющего большинства начинающих является расположение ладони поперёк струн:
Остаётся только правильно расставить пальцы на струнах. Это нужно сделать так:
- большой палец ставится на одну из басовых струн (три верхние);
- указательный — на третью снизу;
- средний — на вторую снизу;
- безымянный — на самую тонкую (первую) струну.
- мизинец остаётся без дела, поэтому просто чуть поднимается над струнами, не касаясь их.
При этом форма кисти должна быть округлой, выгнутой на внешнюю сторону в запястном суставе:
Теперь гитарист готов к игре правой рукой на открытых струнах.
Левую руку в первые дни занятий можно расположить для дополнительной фиксации гитары в районе нижней половины корпуса на обечайке или деке под грифом.
Постановка левой руки
Левую руку можно начинать ставить после того, как правая научится правильно извлекать звуки из струн, играть несколько переборов (арпеджио), а сам будущий гитарист почувствует себя комфортно за инструментом.
Место размещения левой руки на грифе гитары называется позицией, определяемой при игре положением указательного пальца: если он зажимает струну на I ладу, значит, рука находится в первой позиции, если на V ладу, то – в пятой. В том случае, когда в прижатии аккорда либо звуков указательный палец не участвует, то позицией считается тот лад, на котором он мог бы находиться. Все четыре играющие пальцы одновременно могут условно расположиться на четырёх соседних ладах, поэтому отсюда и следует считать условное нахождение указательного пальца (и позиции).
Правила расположения пальцев левой руки можно обозначить следующими пунктами.
- Большой палец размещается с тыльной стороны грифа строго поперёк него. Вершина пальца находится чуть выше средней продольной оси грифа.
- Чем ниже позиция руки (по номеру лада), тем дальше отодвигается локоть от корпуса гитариста. Это даст возможность уменьшить угол разворота кисти левой руки.
- Кисть и играющие пальцы должны находиться с фронта грифа. Пальцы размещаются «над» или «на» струнах.
- Струны зажимаются серединой подушечек пальцев с торцевой стороны.
- Последняя фаланга пальца при прижатии струны перпендикулярна плоскости грифа.
- Кисть имеет округлую форму.
Место прижатия струн — середина лада (между порожками) или ближе к более высокому порожку (со стороны корпуса гитары).
Как держать гитару при бое?
Бой — это определённые ритмические и гармонические рисунки аккомпанемента на гитаре: чередование аккордов в соответствии с тональностью песни и различных приёмов глушения струн и ударов по корпусу, которые дополнительно усиливают эффект, имитируя некоторые ударные инструменты (большой и малый барабаны, тарелки). В большей степени всё перечисленное делает правая рука гитариста.
При выполнении простых видов боя («четвёрка», «шестёрка», «восьмёрка») с заглушками основное умение заключается в чётком держании ритма и точных переходов аккордов. Никаких особых изменений в правилах постановки и удержания гитары не происходит: левая рука зажимает аккорды в разных позициях, правая ударяет в заданном темпе по струнам, глушит их в нужных местах исключительно за счёт расслабленных кистевых движений, не меняя никак своей постановки.
Как играть стоя?
Для игры стоя нужно приобрести специальные ремни, для которых у электрогитар, полуакустических и некоторых моделей акустических гитар с металлическими струнами имеются крепёжные устройства.
На классических гитарах не принято играть стоя, поэтому у них нет крепежа для ремней.
Однако и для таких моделей решили вопрос: в продаже относительно не так давно появились ремни, на концах которых металлические плоские крючки. Этими пластинами ремень цепляется за верхнюю деку в районе резонаторного отверстия с двух сторон (снизу и сверху), а получившаяся петля ремня закидывается за плечо музыканта.
Любые модели ремней регулируются по размеру, поэтому игра становится комфортной даже стоя. Всё остальное — положения рук и грифа гитары — не меняется.
Источник