- Как правильно держать гитару?
- Посадка при игре
- Классическая
- Обычная
- Постановка правой руки
- Постановка левой руки
- Как держать гитару при бое?
- Как играть стоя?
- Постановка позы, рук и пальцев для правильной игры на гитаре
- Варианты посадки гитариста
- Нога на ногу
- Обычная посадка
- Классическая посадка с подставкой под ногу
- Рекомендации по тому, как держать гитару сидя
- Рекомендации как держать гитару стоя
- Общие рекомендации по правильной посадке и стойке с гитарой
- Работаем над постановкой правой и левой руки
- Как правильно зажимать струны
- Распространенные проблемы
- Сложно ставить аккорды
- Не хватает сил зажать аккорд
- Пальцы задевают другие струны
- Пальцы немеют и не слушаются
- Хромает координация правой и левой руки
Как правильно держать гитару?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Для начинающих гитаристов важно правильно выбрать тип посадки с инструментом, ведь от нее зависят и постановка рук, и удобство игры, и успехи новичка в обучении.
Посадка при игре
Нужно уяснить для себя очень важный момент: играть на всех типах гитар, относящихся к акустическим инструментам (классическая, фламенко, дредноут, фолк-вестерн), «по умолчанию» следует сидя. А учатся этому однозначно в одном положении — на стуле.
Имеется несколько вариантов посадки гитариста с инструментом во время занятий или музицирования. Новичку же стоит сначала освоить 2 позиции: классическую и обычную (можно назвать её «фолк»).
Классическая
Именно такой посадке отдают предпочтение музыканты, играющие на классическом инструменте с нейлоновыми струнами. Ей же обучают учащихся музыкальных школ по этому направлению гитары.
Сидеть следует на краешке стула подходящей высоты. Высота стула должна быть такой, чтобы при сидении на нём (ступни ног полностью и равномерно расположены на опорной поверхности) линии бёдер оказались параллельными полу. Не идеально, конечно, параллельными, но с минимальным расхождением угла в большую или меньшую сторону.
Под левую ногу правше необходимо установить подставку высотой от 12 до 20 см, что зависит от предпочтений музыканта, его анатомических особенностей и высоты стула, на котором он сидит.
Левше, решившему заниматься нестандартно, подставка понадобится под правую ногу. Далее текст левшам следует корректировать самостоятельно, так как он рассчитан на читателя-правшу.
Подставка обеспечивает подъём колена гитариста выше и тем самым препятствует непроизвольному смещению корпуса инструмента по бедру вниз. Сохраняется изначально принятое музыкантом положение и удобство игры. Когда подходящих стульев нет, а имеющиеся либо слишком низки, либо высоки, то временно можно обходиться и такими: на низких — без подставки под левую ногу, на высоких – с подставкой (поднять её выше).
Левая нога лишь чуть отводится в левую сторону от оси направления корпуса гитариста вперёд, образуя с осью левого плеча угол немного меньше прямого, а правая нога отводится значительно дальше от оси направления корпуса вперёд — она создаёт с осью правого плеча угол примерно 45 градусов (см. схему ниже).
Корпус гитариста должен быть выпрямленным, не иметь напряжения.
Допускается небольшой наклон вперёд, чтобы удобней фиксировать гитару в районе груди.
Гитара при классической постановке размещается своей выемкой на левое бедро. Нижняя часть корпуса оказывается между ногами, а головка грифа поднимается до уровня плеча. Поверхности дек инструмента в идеале располагаются в вертикальном положении — без наклонов в какую-либо сторону.
Особенности такой посадки заключаются в следующем:
- гитара удобно и надёжно фиксируется в нескольких точках: в месте расположения правой руки в верхней части корпуса, на бедре левой ноги, в месте соприкосновения с грудью музыканта и частично поддерживается внутренней частью бедра правой ноги, в которую упирается корпус;
- высокий подъём грифа обеспечивает свободный доступ ко всем ладам для зажатия струн пальцами левой руки, облегчает и без того сложное (неестественное, перевёрнутое) положение её кисти — чем выше гриф, тем меньше градус «перевёрнутости» предплечья и кисти;
- развёрнутое положение ног не препятствует кровотоку в паховой области человека и ногах, что позволяет заниматься при обучении или музицировать долгое время.
Классическая посадка подходит всем гитаристам, играющим в любых стилях на акустических инструментах.
Женщинам такая посадка тоже подходит для домашних занятий. Если же приходится играть на гитаре в присутствии людей, то заранее нужно будет позаботиться о соответствующей одежде — выбрать брюки, шорты или свободное платье длиной до щиколоток. На концертах женщины чаще всего играют в платьях до пола.
Вариантом для гитаристок при игре может стать следующая посадка: левая нога так же стоит на подставке, а правая отставляется, но не в сторону, а под себя (коленом вниз, ступнёй назад — на носок). В этом случае вполне подойдёт платье или юбка даже средней длины.
Специальный наколенный упор для более удобной игры на гитаре тоже может стать прекрасным дополнением к женской посадке.
Обычная
Музыканты, играющие на акустических гитарах со стальными струнами, садятся с инструментом по-разному, но основные позиции всё же можно выделить.
- Посадка «нога на ногу». Такую посадку почему-то особенно любят женщины. Мужчинам она нравится, но, скорее всего, они осознают, что мужской половине человечества подобной позой лучше не злоупотреблять, чтобы не навредить здоровью. При этой посадке одна нога закидывается на другую, а на её бедре, которое оказывается приподнятым, довольно удобно располагают гитару выемкой корпуса. Лучше, если перекинуть правую ногу на левую, так как этот вариант позволяет гриф поднять выше. Если перекинута левая нога, то поднять гриф проблематично: бедро правой мешает опустить корпус инструмента, ограничив тем самым подъём грифа.
- На бедре правой ноги. Этой посадкой пользуются больше всего. Для гитаристов стиля фингерстайл она наряду с позицией «нога на ногу» является основной. Иногда под правую ногу для лучшей фиксации инструмента устанавливают подставку небольшой высоты.
При любой позиции нужно обеспечить удобство и свободу действий обеих рук при игре, не допускать затекания конечностей, напряжения и усталости плеч, шеи и других частей тела.
Постановка правой руки
На первых занятиях одновременно с посадкой начинающих гитаристов учат правилам расположения правой руки на инструменте, а её пальцев — на струнах. Правильная посадка с инструментом неотделима от постановки именно правой руки, так как она является одной из двух основных точек фиксации гитары. Первая точка — это нижняя опора инструмента на бедре ноги, вторая — верхняя опора корпуса предплечьем правой руки.
При любом виде посадки после размещения гитары на бедре выбранной ноги гитарист правой рукой придерживает корпус путём наложения предплечья на его самую выпуклую часть в месте ребра, образованного верхней декой и обечайкой:
Особенно следует отметить следующие моменты в постановке правой руки.
- Место соприкосновения предплечья с корпусом гитары— чуть ниже локтевого сгиба. На расстояние влияют размеры инструмента и особенности строения рук. В среднем — ниже локтя на 6-10 см. Но это значение может меняться во время игры, что зависит от характера композиции, применяемых приёмов игры и выполняемых штрихов. Возможно даже перемещение либо полный съём предплечья с инструмента (исполнение искусственных флажолетов, смена тембра звука и так далее).
- Вес руки нельзя полностью переносить на точку касания предплечья с гитарой. Рука музыканта должна ощущаться единым целым — от плеча до кончиков пальцев. Если перенести вес руки на корпус инструмента, то возникает так называемый «эффект переломанной руки» (предплечье и кисть отделяются от плеча), а это плохо для исполнителя.
- Линия предплечья и кисти с пальцами по той же причине, что и предыдущий пункт (исключение «эффекта переломанной руки»), должна прямой. Распространённой ошибкой для подавляющего большинства начинающих является расположение ладони поперёк струн:
Остаётся только правильно расставить пальцы на струнах. Это нужно сделать так:
- большой палец ставится на одну из басовых струн (три верхние);
- указательный — на третью снизу;
- средний — на вторую снизу;
- безымянный — на самую тонкую (первую) струну.
- мизинец остаётся без дела, поэтому просто чуть поднимается над струнами, не касаясь их.
При этом форма кисти должна быть округлой, выгнутой на внешнюю сторону в запястном суставе:
Теперь гитарист готов к игре правой рукой на открытых струнах.
Левую руку в первые дни занятий можно расположить для дополнительной фиксации гитары в районе нижней половины корпуса на обечайке или деке под грифом.
Постановка левой руки
Левую руку можно начинать ставить после того, как правая научится правильно извлекать звуки из струн, играть несколько переборов (арпеджио), а сам будущий гитарист почувствует себя комфортно за инструментом.
Место размещения левой руки на грифе гитары называется позицией, определяемой при игре положением указательного пальца: если он зажимает струну на I ладу, значит, рука находится в первой позиции, если на V ладу, то – в пятой. В том случае, когда в прижатии аккорда либо звуков указательный палец не участвует, то позицией считается тот лад, на котором он мог бы находиться. Все четыре играющие пальцы одновременно могут условно расположиться на четырёх соседних ладах, поэтому отсюда и следует считать условное нахождение указательного пальца (и позиции).
Правила расположения пальцев левой руки можно обозначить следующими пунктами.
- Большой палец размещается с тыльной стороны грифа строго поперёк него. Вершина пальца находится чуть выше средней продольной оси грифа.
- Чем ниже позиция руки (по номеру лада), тем дальше отодвигается локоть от корпуса гитариста. Это даст возможность уменьшить угол разворота кисти левой руки.
- Кисть и играющие пальцы должны находиться с фронта грифа. Пальцы размещаются «над» или «на» струнах.
- Струны зажимаются серединой подушечек пальцев с торцевой стороны.
- Последняя фаланга пальца при прижатии струны перпендикулярна плоскости грифа.
- Кисть имеет округлую форму.
Место прижатия струн — середина лада (между порожками) или ближе к более высокому порожку (со стороны корпуса гитары).
Как держать гитару при бое?
Бой — это определённые ритмические и гармонические рисунки аккомпанемента на гитаре: чередование аккордов в соответствии с тональностью песни и различных приёмов глушения струн и ударов по корпусу, которые дополнительно усиливают эффект, имитируя некоторые ударные инструменты (большой и малый барабаны, тарелки). В большей степени всё перечисленное делает правая рука гитариста.
При выполнении простых видов боя («четвёрка», «шестёрка», «восьмёрка») с заглушками основное умение заключается в чётком держании ритма и точных переходов аккордов. Никаких особых изменений в правилах постановки и удержания гитары не происходит: левая рука зажимает аккорды в разных позициях, правая ударяет в заданном темпе по струнам, глушит их в нужных местах исключительно за счёт расслабленных кистевых движений, не меняя никак своей постановки.
Как играть стоя?
Для игры стоя нужно приобрести специальные ремни, для которых у электрогитар, полуакустических и некоторых моделей акустических гитар с металлическими струнами имеются крепёжные устройства.
На классических гитарах не принято играть стоя, поэтому у них нет крепежа для ремней.
Однако и для таких моделей решили вопрос: в продаже относительно не так давно появились ремни, на концах которых металлические плоские крючки. Этими пластинами ремень цепляется за верхнюю деку в районе резонаторного отверстия с двух сторон (снизу и сверху), а получившаяся петля ремня закидывается за плечо музыканта.
Любые модели ремней регулируются по размеру, поэтому игра становится комфортной даже стоя. Всё остальное — положения рук и грифа гитары — не меняется.
Источник
Постановка позы, рук и пальцев для правильной игры на гитаре
Обучение игре на гитаре обязательно должно начинаться с постановки рук и посадки тела, а не с изучения аккордов. Поняв, как правильно держать гитару, можно научиться издавать чистый звук, увеличить скорость звукоизвлечения и не переживать, что в дальнейшем будут проблемы со спиной и суставами.
Варианты посадки гитариста
Гитара относится к группе силовых струнных инструментов. Музыканту надо прикладывать определенные усилия, поэтому требуется правильная посадка. Она снизит нагрузку на кисти рук, спину и упростит выполнение сложных музыкальных приемов.
Варианты посадки гитаристов:
- нога на ногу;
- обычная;
- классическая, с подставкой под ногу.
Любая поза должна отвечать 2 требованиям: давать свободу движений и устойчивость инструменту. Многократный повтор выбранного положения позволит отработать движения до автоматизма.
Нога на ногу
Рассмотрим варианты позиции нога на ногу. Описание приводится для гитариста-правши. Для левшей положение будет зеркальным.
Одним из самых популярных и часто принимаемых поз является закидывание правой ноги на левую. Таким образом гитара располагается на правой ноге и фиксируется за счет грудной клетки рук и ноги. Можно видоизменить позу, поменяв ноги местами, тогда корпус гитары будет опираться уже на две ноги.
Гитаристы фламенко на уроках игры испанской гитары часто использую следующую позицию: закидывают лодыжку правой ноги на колено левой. В такой позе гитару нужно поставить на левую ногу, а правая выступает дополнительной точкой опоры.
Попробует разные варианты этой позы, чтобы понять, какая из них для вас наиболее комфортная и не сковывает движения.
Посадка «нога на ногу» — гарантирует устойчивость музыкального инструмента, он не будет болтаться в разные стороны.
Обычная посадка
В такой позиции гитара опирается только на одну ногу музыканта и поэтому для надежной фиксации инструмента приходится использовать руку и за счет подъема ноги — корпус гитариста. Для того, чтобы приподнять ногу часто используют специальную поставку.
Классическая посадка с подставкой под ногу
Гитара находиться на левой ноге, под которую устанавливается специальная подставка. Держать гриф надо на уровне глаз. Поза дает полную свободу левой руке, которая сможет передвигаться по грифу. Упор приходится на ноги, правое предплечье и грудную клетку.
Рекомендации по тому, как держать гитару сидя
- удобство и расслабленность мышц на протяжении всей работы с гитарой;
- локоть не прижимается к корпусу инструмента, а лишь опирается;
- руки на гитаре расслабленные;
- плечи приводят в расслабленное состояние, располагают на одном уровне с тазом, без перекоса;
Подставка под ногу всегда выставляется индивидуально, в зависимости от роста музыканта.
Рекомендации как держать гитару стоя
При игре стоя, не нужно удерживать инструмент руками, для этого предназначены ремни. Перед покупкой необходимо убедиться, что на корпусе инструмента есть стреплоков – крепеж для ремня. Ремни лучше выбирать с дополнительными креплениями: клиперами или заглушками.
Ремень должен иметь настраиваемую длину, изготовлен из плотного текстильного материала или кожи. Не нужно стараться выглядеть как мачо, главное правило – удобство и надежность.
Рекомендуемый уклон грифа – 450, немного выше корпуса инструмента. Ноги держат на ширине локтей. Это самая устойчивая поза, при которой музыкант не упадет, и не будет спотыкаться о предметы на полу.
Общие рекомендации по правильной посадке и стойке с гитарой
Чтобы избежать в будущем профессиональных заболеваний, поза для игры должна быть отработана до автоматизма. Правая нога должна твердо стоять на поверхности пола. Нельзя сидеть в наклонном состоянии, спина всегда ровная, расслабленная. Плечи выравнивают по одной линии.
Для игры используется только твердый стул, в домашних условиях можно использовать табурет, но не диван. Не должно присутствовать никаких прогибов или неестественных изгибов конечностей и спины. Вначале можно использовать зеркало, чтобы наблюдать за правильной посадкой тела. Никаких монотонных и однообразных занятий. Необходимо периодически менять позы. Учитель гитары покажет и расскажет, как правильно занимать разные позиция и как найти для себя наиболее удобную.
Работаем над постановкой правой и левой руки
Чтобы играть правой рукой, ее располагают на верхней части обечайки. Вначале опускают вниз, расслабляют. Указательный, средний, безымянный пальцы при игре сгибают так, чтобы между ними и большим получился крест. Подготовленную руку подносят к струнам. Вес руки должен приходиться на большой палец – это точка опоры. Кисть не должна прыгать, играть необходимо только пальцами.
Левая рука опущена вниз, вдоль туловища. Запястье необходимо практически полностью выровнять, а пальцы слегка согнуть. После фиксации этого положения, руку следует согнуть в локте и поднять. Между запястьем и пальцами будет небольшое расстояние, в которое и помещают гриф.
Игра боем предполагает 3 вариант:
- При помощи большого пальца.
- Указательным и большим.
- Только указательным.
Первый вариант предполагает удары вниз внутренней стороной пальца и внешней при ударах вверх. Во втором случае удары вверх производят указательным пальцем, а нижний бой – внутренней частью большого пальца. Должно получаться что-то похожее на «смахивающие» движения. При игре только указательным, палец сгибают, а сверху кладут большой.
Как правильно зажимать струны
Левая рука должна быть максимально расслабленной. Гриф гитары с обратной стороны поддерживается большим пальцем. Струну прижимают частью между кончиком и подушечкой указательного пальца. Нельзя брать аккорд и при этом задевать порожек грифа, в противном случае звук будет дребезжать и прижимать струны намного тяжелее.
Нельзя начинать обучение с большого количества аккордов. Их разбивают на пары, начинают с первой, добиваются чистого звучания, затем переходят к другой и так далее.
При исполнении произведений в технике баррэ, прижимать струны надо ближе к ладовому порожку. Указательный палец струны зажимает плашмя, а оставшиеся пальцы должны быть свободными, для постановки аккорда. Нельзя указательный палец ставить ребром. Кончик большого пальца должен слегка выступать за гриф, с выравниванием на уровне указательного пальца, для создания противовеса.
Распространенные проблемы
Обучение игре на гитаре – это труд, требующий регулярных тренировок, усидчивости и терпения. Будут возникать проблемы с постановкой аккордов, зажимом струн, координацией пальцев.
В начале обучения будут болеть руки – это нормально. Со временем, мышцы привыкнуть к нагрузке.
Сложно ставить аккорды
Проблема присуща даже опытным гитаристам. Основная причина – длительное отсутствие практики. После перерыва, мышцы должны вспомнить и привыкнуть к позиции и движениям. Кожа на кончиках пальцев опять загрубеет, и все придет в норму.
Не хватает сил зажать аккорд
Отличные результаты дают регулярные занятия на резиновом эспандере, которым рекомендуется тренировать и правую руку.
Пальцы задевают другие струны
Исправить ситуацию можно при помощи коррекции постановки рук. Кончики пальцев всегда должны находиться перпендикулярно грифу. Это позволит избежать задевания остальных струн другими пальцами. Постоянно отслеживайте постановку пальцев и тренируйтесь, со временем мышцы привыкнуть к правильному расположению.
Пальцы немеют и не слушаются
Ничего страшного в этом нет, рукам очень трудно преодолевать напряжение струн. При регулярных тренировках, буквально через неделю онемение и непослушность рук будет постепенно уходить. Не нужно дергать струны, движения должны быть плавными.
Хромает координация правой и левой руки
Проблема характерна для начинающих, которые приступают к игре перебором или осваивают соло. Совет один – играть надо медленнее, обе руки должны работать синхронно. Скорость исполнения набирают постепенно, после отработки медленного темпа.
От того, как правильно держать гитару будет зависеть звучание инструмента и самочувствие музыканта. Поэтому начинать обучение надо начинать именно с постановки позы и рук.
Источник