Как правильно держать пальцы пианино

Постановка рук для игры на фортепиано

Постановка рук и правильная осанка — это то, чему деток учат в музыкальной школе с первых дней занятий. Неправильная постановка рук и посадка — это довольно распространенные ошибки самоучек. А тем временем существует даже специальная обучающая литература, посвященная консерваторской постановке рук на фортепиано. В этом плане довольно интересным является труд М.И. Николаевского «Консерваторская постановка рук на фортепиано» (1917 г.). Что же представляет из себя правильная постановка рук для фортепиано? Как научиться следить за собой, в том случае, если вы — самоучка, и некому указать вам на ваши ошибки?

Почему так важно правильно держать руки во время игры на фортепиано?

Правильная постановка рук предполагает свободу и независимость в движениях пальцев и рук во время игры на фортепиано. Если рука поставлена неправильно , рано или поздно исполнитель сталкивается с проблемой в исполнении более сложных и быстрых произведений. К примеру, среди распространенных ошибок — постановка пальцев ближе к краям белых клавиш, оттопыривание мизинцев, «деревянные» пальцы и др.

Консерваторская постановка — это правильная посадка, высота стула, положение корпуса и его наклон, правильное положение ног и колен, плеч и локтей, рук, кистей и пальцев. Также важен подъем пальце во время игры на фортепиано, постановка первого пальца и его подкладывание в гаммах.

Правильная посадка во время игры на фортепиано

Итак, правильная посадка за фортепиано — это прямая спина, опора на ноги и чуть опущенные плечи. Во время игры на фортепиано обязательно следите за своими локтями. Они не должны болтаться или мешать вам — вся тяжесть вашей руки должна ощущаться в кончиках пальцев.

Во время игры на фортепиано избегайте резких движений руками. Рука должна идти настолько плавно, будто вы плывете под водой. Обязательно включите выступления известных пианистов и посмотрите, как они сидят за инструментом и держат руки во время игры на фортепиано. Старайтесь подражать им. Не садитесь слишком близко к инструменту или слишком низко на стуле — это приведет к скованности плеча.

Постановка рук пианиста

Теперь поговорим о постановке рук во время игры на фортепиано. Держите пальцы в собранном виде ближе к черным клавишам. Представьте, что вы держите в руке невидимую сферу. Пальцы не должны прогибаться во время игры на фортепиано (довольно распространенная ошибка слабых пальцев). Нажимать на клавиши следует подушечками пальцев, так что о длинных «кошачьих» ногтях придется забыть.

Во время игры все пальцы необходимо закруглять (ставить «домиком») и во время пауз подвешивать кисть в воздухе. Профессиональный пианисты делают это очень эффектно — это помогает снять напряжение в руке.

Во время игры используйте всю руку от самого плеча. Руки должны непрерывно и плавно двигаться.

Источник

Часть 5. Правильная посадка и положение рук при игре на пианино

В этой теме мы рассмотрим правильную посадку и положение рук при игре на пианино. Эту часть урока следовало бы включить в первую часть, но мне хотелось, чтобы вы изучили материал про нотную грамоту так как без этих знаний вы не сможете приступим к самой игре на пианино. А изучив этот материал вы узнаете, как вам играть на этом музыкальном инструменте намного дольше и быстрее.

Правильная посадка.

Здесь у нас единственное правило это сидеть прямо, а самое главное удобно. Для этого просто отрегулируйте высоту стула и самое главное, чтобы стул стоял плотно и не качался.

Положение рук при игре на пианино.

  • Кисти рук должны быть расслаблены и не должны уходить в бок.
  • Руки должны быть прямые словно параллельны столу или полу.
  • Немного закругляем пальцы. Для того чтобы научиться играть быстрые мелодии. Так как с прямыми пальцами этого сделать не получиться. Чтобы лучше понять, как должны закругляться пальцы просто возьмите в руку яблоко и полностью обхватите его пальцами так чтобы чувствовать его всеми подушечками пальцев.

Упражнения.

  • Для упражнения нам нужно научиться живее проигрывать ноты до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, а после в обратном порядке. И постарайтесь следить за правильным расположением рук на пианино.
  • Растягивайте пальцы нажимая одной рукой ноты до-до, ре-ре, ми-ми и т.д. Причем первая нота нажимается мизинцем а последняя большим пальцем на левой руке, а на правой наоборот.

Эта техника растяжки пальцев пригодиться для обеих рук, поэтому нужно тренироваться обеими руками.

В дальнейшем ваши мышцы запомнят расположение рук и посадку и Вам станет намного легче и быстрее играть на пианино.

Помните, что систематическая тренировка поможет Вам в дальнейшем выработать технику игры на пианино. Где вы начнете играть как виртуоз.

Привет, меня зовут Сергей. Музыка для меня как хобби. Занимаюсь созданием Hip-Hop минусов в Fl Studio уже продолжительное время.

Если вам понравился этот материал, то поделись с ним с другими. Так вы поможете в развитии этого сайта и у меня будет стимул в дальнейшем развивать этот проект.

Источник

Вопросы аппликатуры в обучении игре на фортепиано

Разделы: Музыка

Предмет «Музыкальный инструмент фортепиано» предполагает проведение индивидуальных занятий и соответственно, использование технологии индивидуального обучения. Применение данной технологии педагогом дополнительного образования по классу «Фортепиано» создает необходимые условия для наблюдения за учащимся с целью всестороннего изучения и развития его способностей, личностных качеств, позволяет дифференцировать объем и сложность задач. В педагогической практике не встречаются одинаковые ученики: каждый ученик требует применения индивидуальных методов педагогической работы. Главным достоинством использования технологии индивидуального обучения является то, что она позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его индивидуальным особенностям; следить за каждым действием учащегося, за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность ученика. Применение технологии индивидуального обучения позволяет педагогу дополнительного образования осуществить дифференцированный подход в обучении; максимально раскрыть возможности каждого учащегося и создать условия для его персонифицированного развития.

Данная статья посвящена вопросам аппликатуры, принципам ее подбора, как общепринятым, так и обусловленным индивидуальными особенностями учащегося.

Аппликатура – это распределение пальцев при игре на инструменте, а также запись этого распределения в нотах цифрами.

Проблема аппликатуры – одна из самых сложных в фортепианной педагогике. В связи с быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрерывно меняются: подвергаются критике самые незыблемые принципы аппликатуры, возникают новые предположения по рационализации существующих систем аппликатур.

Аппликатура с достаточной убедительностью говорит и о техническом мастерстве, и о художественном лице исполнителя. Зачастую бывает достаточно посмотреть (даже не слушая), какими пальцами играет ученик, чтобы понять и уровень его технического развития, и уровень его музыкального мышления.

Бытуют два принципиально различных подхода к аппликатуре. Первый заключается в том, что аппликатура с тщательностью «высчитывается» по определенным и узаконенным правилам, примерно так: если клавиша «до» берется, допустим, пятым пальцем левой руки, то клавишу «ми», следовательно, надо взять третьим пальцем, так как между ними расстояние в терцию. Второй подход диаметрально противоположен первому. Основным и решающим моментом в выборе аппликатуры является не «высчитывание», не так называемое «удобство», а ее целесообразность с точки зрения определенных художественных намерений. Характерно, что все крупные музыканты-художники стояли на позиции художественного подхода к расстановке аппликатуры. К.Ф.Э. Бах писал: «Почти каждая новая музыкальная мысль требует новой и своей аппликатуры». Не раз подчеркивал эту же мысль и Г. Бюлов: «Аппликатура хороша, если она облегчает фразировку, плоха – если затрудняет ее. Строит аппликатуру музыкальное чувство».

Пианист должен, прежде всего, стремиться найти ту аппликатуру, которая наилучшим образом позволяет выразить его музыкальные намерения. Такая аппликатура далеко не всегда совпадает с так называемой «удобной» аппликатурой; то, что «удобно», не всегда художественно полноценно.

Существует, в основном, два типа аппликатур: «трёхпалая», ведущая своё начало от Черни, и «пятипалая», идущая от Листа и его последователя Бузони. В свое время «трехпалая» аппликатура была оправданным шагом и сыграла полезную роль в пианистической практике. При тогдашних приемах игры – сочетании легатности с почти неподвижной рукой – это избавляло пианистов от некоторых неразрешимых проблем (подкладывание первого пальца после пятого и четвертого). В последующем в пианистических приемах произошли значительные перемены: legato стало менее «связанным», его место частично заняло non legato, рука получила свободу движений, начал широко применяться «собирающий» бросок руки к пятому пальцу. В этих условиях первый палец может не подкладываться, а перебрасываться через четвертый или пятый. Слабость последних пальцев компенсируется переносом в их сторону центра тяжести руки при помощи собирательного движения. Тогда приведенные выше примеры выглядят обоснованно и удобоисполнимо. А использование «трёхпалой» аппликатуры все более утрачивает свое разумное основание. Впрочем, вопрос о сравнительных достоинствах этих двух аппликатурных систем нельзя считать окончательно решенным. Он продолжает вызывать споры в среде педагогов. И вообще здесь нельзя опираться на одни лишь общие принципы, пусть даже и правильные. Многое тут зависит от строения руки и других индивидуальных особенностей исполнителя.

Аппликатурную дисциплину надо воспитывать в учащемся с первых шагов обучения игре на инструменте и постоянно совершенствовать ее в дальнейшем. В работе с начинающими учениками полезно начинать знакомство с аппликатурой ещё в донотном периоде. В самом начале обучения игре на инструменте необходимо уяснить с учеником основные аппликатурные требования: соседние ноты играются соседними пальцами; если играем через ноту, то соответственно и через палец, и т.д. Это первый кирпичик в фундамент воспитания аппликатурной дисциплины. Приучать ученика к использованию естественной последовательности пальцев, воспитывать сознательное отношение к аппликатуре необходимо с первых уроков.

В методике преподавания фортепиано существуют определенные принципы аппликатуры.

Педагог, работая над аппликатурой, должен помнить ее главный, художественно верный принцип. Он заключается в следующем: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом; она же будет и самой красивой аппликатурой. Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности. Это – важнейший и основной аппликатурный принцип.

Из главного принципа аппликатуры естественно вытекают следующие ее принципы:

  • принцип физического удобства, удобства данной руки. При этом надо учитывать, что удобство («устройство») музыкально-смысловое порой не только не совпадает с удобством физическим, двигательно-пальцевым, но даже противоречит ему.
  • гибкость, изменчивость («вариантность») аппликатуры в связи с духом, характером, фортепианным стилем данного автора. Следует помнить, что в искусстве нет мелочей, всё подчинено законам красоты вплоть до последней детали.
  • принцип удобства аппликатуры для данной руки в связи с её индивидуальными особенностями. Всякий знает, что рука, которая с трудом берет четырёхзвучный аккорд до-минора, совершенно по-другому будет «устраиваться» на клавиатуре, чем большая рука. Этот принцип подчинён двум первым. Пианист, обладающий даже самой небольшой и неудобной рукой, всегда сможет соблюдать первый и второй принципы аппликатуры, если он понимает музыку и имеет хорошую пианистическую культуру. Но соблюдать он их будет, пользуясь своими личными индивидуальными средствами, воплощая, таким образом, третий принцип.

Исходя из этих принципов, можно сказать, что выбор аппликатуры обусловливается, с одной стороны, музыкальным образом исполняемого произведения, с другой – целым рядом других причин, в первую очередь, индивидуальными физиологическими особенностями рук играющего (их строением, величиной, растяжением между пальцами и т.д.). Но здесь необходимо заметить, что хотя аппликатура и должна носить индивидуальный характер, но это не должно служить основанием к тому, чтобы не приучать учащихся к ее определенным закономерностям. Более того, основные фортепианные технические формы – гаммы, арпеджиообразные последовательности, двойные ноты и аккорды – имеют строго определенную, типичную аппликатуру, которой учащийся должен обязательно овладеть. В противном случае наступит полнейшая анархия в области владения аппликатурой. Аппликатура основных фортепианных технических форм должна быть усвоена учащимся настолько прочно и глубоко, чтобы, встретив в музыкальном произведении ту или другую техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами собой, занимали нужную позицию.

Приступая к работе над аппликатурой в музыкальном произведении, педагог должен внимательно просмотреть аппликатуру редактора и, если это потребуется, внести в нее необходимые, с его точки зрения (конечно, обоснованные), коррективы. Затем следует обозначить пальцы в нотном тексте. Но обозначая пальцы, не нужно выписывать их все подряд, следует обозначить лишь те из них, в отношении которых может возникнуть неясность. При подборе пальцев педагог должен обращать внимание на то, чтобы рука играющего по возможности находилась в естественно-собранном положении. Иногда сильное растяжение руки препятствует достижению необходимой гибкости, а сжатое состояние руки способствует извлечению более певучего звука.

В работе над аппликатурой очень важно бороться с невнимательным отношением учащегося к обозначенным в нотах пальцам. Особую борьбу педагогу следует вести с часто встречающимся в исполнении учащегося, начинающего разучивать какое-либо произведение, разнобоем в аппликатуре: один раз та или другая нота или последовательность исполняются одной аппликатурой, другой раз то же самое – иной. Это приведет в дальнейшем к техническим трудностям в исполнении: накопленные в процессе упражнений противоречивые двигательные ощущения вступят в борьбу и повредят автоматизации. Как правило, эти противоречивые двигательные ощущения, затушеванные последующей правильной работой ученика, всплывают наружу после длительного промежутка времени при ответственном исполнении музыкального произведения (например, на эстраде). Поэтому педагог должен требовать от учащегося тщательного выучивания одной, твердо установленной, наилучшей из возможных, аппликатуры. В тех же случаях, когда изменение аппликатуры учащимся – не результат небрежности («как пальцам удобнее»), а логично и обоснованно, у педагога не должно быть никаких оснований возражать против проявления учеником инициативы; наоборот, педагог должен всячески поощрять такую инициативу.

Также следует приучать ученика самого подыскивать пальцы, наиболее рациональные в том или ином случае (для этого учащийся должен знать основные аппликатурные требования). Но здесь надо учитывать, что подлинное понимание аппликатуры развивается у учащегося далеко не сразу: оно требует, с одной стороны, хорошего «инстинктивного» ощущения, а с другой – высокого уровня музыкального развития. Поэтому самостоятельность в вопросах аппликатуры ни в коем случае не должна быть предоставлена учащемуся слишком рано, иначе такая самостоятельность приведет лишь к бессистемности и беспорядку в расстановке пальцев.

Подбирая аппликатуру, педагог должен учитывать следующие моменты:

  • Следует руководствоваться естественными особенностями пальцев. Пальцы у нас все разные. И «выравнивать» их звучание можно только слухом, верным представлением о звуке.

Первый палец – земледелец, способный к тяжелой работе. Его уместно применять для извлечения особенно насыщенных звуков. Но наряду с этим он должен знать ощущение легкости и подвижности. Важно, чтобы первый палец не «уходил» с клавиатуры, когда играют другие пальцы. Играющий палец уводить с клавиатуры нельзя.
Второй палец – это рабочий. Он умелый, сильный, способный к разнообразной деятельности.
Третий палец занимает высшее положение в руке. Он выполняет организационные функции, олицетворяя собой конструктивные силы.
Четвертый палец не столь свободен и самостоятелен по своему строению. Он отзывается неохотно, но очень ценный при игре кантилены. Это певец руки, и по отношению к другим пальцам он представитель искусства.
Пятый палец – это олицетворение детства, так сказать баловень руки. Таким образом, пальцы для нас как члены общества. Они каждый требуют к себе особое внимание и ежедневной тренировки.

  • Аппликатуру нужно выбирать сознательно, так как правильный выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе.
  • Выбирать аппликатуру следует в начальной стадии работы. Прежде всего, необходимо изучить редакционные и особенно авторские указания. Но не следует слепо, бездумно заучивать все то, что написано в нотах. Встречаются (и нередко!) неудачные, неудобные и антихудожественные (противоречащие художественному смыслу музыки!) аппликатуры.
  • Подбирая аппликатуру, нельзя руководствоваться тем, насколько она удобна при медленной игре. Аппликатуру надо выбирать, играя в быстром темпе. Если какой – то отрывок вызывает сомнения, следует поучить его немного и попробовать в быстром темпе одной, потом другой аппликатурой. Затем соединить его с предыдущим и с последующим отрывками. Полезно также проиграть пассаж в обратном направлении, с конца к началу.
  • В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся значительно реже. Однако это правило имеет немало исключений, диктуемых особенностями музыки. Аппликатура должна соответствовать характеру музыки.
  • Учащийся должен овладевать аппликатурной дисциплиной, стараться не нарушать аппликатурные требования.
  • В аппликатурных вопросах нет несуществующих мелочей. Очень часто от кажущейся «мелочи» зависит удобство или неудобство аппликатуры, её соответствие или несоответствие характеру музыки.
  • Учащемуся нужно внушить, что хорошая аппликатура – серьезная техническая работа. Умение найти её приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной работы.
  • Помимо технических соображений существуют ещё и художественные требования, которым везде, где это возможно, должно принадлежать решающее слово. Характер эпизода, задуманная звучность могут продиктовать и оправдать совсем неожиданную, противоречащую всяким «правилам» аппликатуру. Изобретательность в данной области, способность находить остроумные аппликатурные решения трудных звуковых или моторно-технических задач – одна из характернейших примет пианистической одаренности и мастерства.
  • Обозначенная в нотном тексте аппликатура не всегда бывает удачной, а иногда и не подходит для ученика в силу каких-либо его индивидуальных особенностей. Из этого можно сделать вывод, что подбирая аппликатуру для конкретного ученика надо учитывать его индивидуальные физиологические особенности (физиологические качества его рук – их величину, силу, эластичность, пальцевую растяжку).

Аппликатурная дисциплина – один из важнейших принципов методики обучения игре на фортепиано. Целесообразность выбора аппликатуры помогает осуществлять разнообразные технические и художественные задачи, способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.

Источник

Оцените статью