Как правильно держать руки пианино

Развитие техники игры левой рукой

Развитие техники игры левой рукой будет осуществляться в тональности до-мажор. В этой тональности пальцы нажимают только белые клавиши (на рис. 1 они выделены желтым цветом в пределах одной октавы). Пальцы левой руки имеют следующую нумерацию: 5 – мизинец, 4 – безымянный, 3 – средний, 2 – указательный, 1 – большой.

Рис. 1. Исходная постановка пальцев левой руки при игре в тональности до-мажор

Рис. 2. Положение пальцев левой руки на клавиатуре

Поставьте пальцы на клавиатуру в соответствии с рис. 2. Положение кисти руки при этом такое, словно она обхватывает мяч для игры в большой теннис и образует полусферу. Кончики пальцев нажимают клавиши практически перпендикулярно клавиатуре, словно они являются молоточками. Кисть руки (и вся рука) при нажатиях на клавиши остается практически неподвижной — двигаются только пальцы. Локоть находится на уровне клавиатуры. Он не прижат к туловищу, но и не слишком отодвинут он него. Рука должна находиться в свободном состоянии.

Каждый палец располагается над своей клавишей (рис. 2). Это исходное положение пальцев, суть которого заключается в том, чтобы пальцы не мешали друг другу и нажимали клавиши наиболее удобным образом. Положение пальцев по глубине должно быть таким, чтобы они с одной стороны не соскакивали с края клавиатуры, но и не прижимались к черным клавишам. Безымянный и указательный пальцы нажимают клавишу в середине её широкой части.

Если вы никогда не играли левой рукой на клавишном инструменте или это было давно, то для начала необходимо улучшить чувствительность, подвижность и управляемость пальцев. Клавиатура многих синтезаторов обладает невысокой жесткостью и клавиши нажимаются достаточно легко, что является недостатком, по сравнению с фортепианной клавиатурой, жесткость которой позволяет укрепить пальцы руки. Игра слабыми пальцами в дальнейшем не позволит улучшить качество игры, а звуки будут пропадать по причине того, что тот или иной палец с недостаточным усилием нажал на клавишу. Если нет возможности использовать фортепиано, то нужно учесть, что нажатие клавиш на клавиатуре синтезатора должно производиться с усилием, с дополнительным нажимом, который, однако, не должен приводить к напряжению и сковыванию кисти руки.

Читайте также:  Не заводится аккорд 7 что делать

При выполнении любых упражнений старайтесь следовать такому порядку:

  • Разучивание упражнения. Разучите упражнение без метронома в медленном темпе. Игра в медленном темпе позволяет понять то, что нужно играть и контролировать то, что и как делают пальцы.
  • Игра в медленном темпе под метроном. Если упражнение получается без ритма в медленном темпе, то установите темп метронома на 60-80 и старайтесь нажимать клавиши точно по щелчку метронома. Это необходимо для развития чувства ритма и синхронизации двух событий: первое событие — щелчок, второе событие — появление звука от нажатой клавиши.
  • Игра в быстром темпе под метроном. Если упражнение получилось сыграть под метроном в медленном темпе, то увеличьте скорость. Можно либо увеличить темп метронома, либо не изменять темп, но играть в 2 раза быстрее (способ удвоения скорости исполнения).

Все упражнения необходимо производить при включенном режиме «чувствительность к касанию», что позволит слышать и контролировать громкость игры разными пальцами. Добиться игры, при которой пальцы выдают звуки с одинаковой громкостью, непросто. Но над этим нужно работать, иначе при игре будут постоянно проскакивать то скачки, то провалы, что говорит о слабой технике игры.

Выберите голос фортепиано на синтезаторе и поставьте пальцы левой руки в соответствии с рис. 2 (мизинец находится над клавишей до, большой палец — над фа).

Последовательно и равномерно нажимайте и отпускайте клавиши от мизинца до большого пальца: 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1 и т.д.

Рис. 3. Упражнение 1

Двигаются только пальцы. Кисть и локоть не должны совершать движения, следуя за пальцами.

Последовательно и равномерно нажимайте клавиши от большого пальца к мизинцу: 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5 и т.д.

Рис. 4. Упражнение 2

Упражнение 3. Волнообразное движение.

Рис. 5. Упражнение 3

Следите за тем, чтобы при на нажатии клавиши одним пальцем двигался только этот палец. Остальные пальцы не должны растопыриваться в стороны или слишком высоко подниматься над клавиатурой (что особенно любит делать мизинец), а находятся над поверхностью клавиатуры, касаясь каждый своей клавиши в таком положении, будто в ладони находится мячик. Верхняя фаланга большого пальца должна быть направлена вдоль клавиши (рис. 2), а не вправо.

Теперь более сложное упражнение — игра интервалов (одновременно нажимаются две клавиши). Сначала одновременно нажмите клавиши мизинцем и средним пальцем, потом безымянным и указательным пальцем, потом средним и большим пальцем.

Рис. 6. Упражнение 4

Старайтесь играть это упражнения ровно.

Следующая группа упражнений направлена на развитие независимости пальцев. Пальцы привыкли двигаться вместе друг с другом. Наша задача заключается в том, чтобы они могли двигаться независимо друг от друга.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 4, 3, 2, 1, а мизинцем равномерно 20-30 раз нажмите и отпустите клавишу. Нажимает клавишу только мизинец, остальные пальцы удерживают клавиши в нажатом состоянии.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 3, 2, 1. Теперь клавишу нажимает и отпускает только безымянный палец. Трудно? Безымянный палец имеет самую слабую подвижность и управляемость.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5,4, 2, 1. Теперь работает средний палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 1. Тренируем указательный палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 2. Тренируем большой палец. Это должно быть легко.

Данное упражнение покажет, какие пальцы имеют слабую управляемость — над ними нужно поработать отдельно, то есть увеличить продолжительность упражнений с их участием..

Попеременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 попеременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3. Чувствуете, как рука начинает разогреваться?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2. Это немного проще, да?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1. Это не должно вызвать затруднений.

Одновременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 одновременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1.

Упражнение 8. Игра гаммы в пределах одной октавы.

Игра гаммы в предела октавы осуществляется при помощи подкладывания пальца. Сначала последовательно играют пальцы 5, 4, 3, 2, 1. В то время, как большой палец нажимает клавишу, перенесите средний палец над ним и нажмите следующую клавишу. То есть 8 клавиш нажимаются следующими пальцами: 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1. Игра в обратном порядке осуществляется так: сначала играется 1, 2, 3. В момент удержания клавиши средним пальцем большой палец подкладывается под пальцами и нажимает следующую клавишу.

Рис. 7. Упражнение 8

Данное упражнение играется в размере четыре четверти восьмыми. Вертикальные штрихи над нотами показывают доли (щелчки метронома). Включите на синтезаторе метроном, установите значение темпа метронома на 80 и начинайте игру в момент любого щелчка метронома, которая станет первой долей.

После разогрева пальцев можно приступить к интересующей нас игре левой рукой аккордов, а точнее трезвучий (аккорд из трёх звуков). Существует три основные позиции для игры трезвучий, которые необходимо запомнить. Они показаны на рис. 8.

Рис. 8. Варианты положения пальцев левой руки при игре трезвучий

Нетрудно заметить, что мизинец (5) и большой палец (1) нажимают на крайние клавиши трезвучия всегда. Средняя клавиша нажимается или указательным (2), или средним (3) пальцем в зависимости от того, какую клавишу нужно нажать. В варианте 1) и 2) средняя клавиша нажимается средним пальцем, а в варианте 3) — указательным. Безымянный палец клавишу не нажимает.

Обратите внимание на то, как чередуются между собой клавиши, которые мы нажимаем и которые не нажимаем. В варианте 1 между нажимаемыми клавишами пропускаются по одной клавише, которые не нажимаются. В варианте 2 между средним и большим пальцем остается две клавиши. А в варианте 3 две клавиши пропускаются между мизинцем и указательным пальцами.

Теперь попробуйте сыграть трезвучия, показанные на рис. 9.

Рис. 9. Варианты положения пальцев левой руки при игре аккордов

Относительное положение пальцев не изменилось, хотя здесь показаны другие трезвучия.

Если вы освоились с игрой трезвучий без смены позиции руки, то следующим шагом будет игра последовательности трезвучий со сменой позиции руки. Сыграйте трезвучие и его обращения, показанные на рис. 10.

Рис. 10. Трезвучие и его обращения

Равномерно сыграйте аккорды, показанные на рис. 11. В процессе перехода от игры одного трезвучия к другому не нужно высоко поднимать пальцы. Чем меньше лишних движений делает рука, тем точнее и быстрее происходит её позиционирование.

Рис. 11. Упражнение 9

Включите метроном в темпе 80 сыграйте данный фрагмент 10-20 раз подряд без остановок и ошибок. Каждый аккорд играется под щелчок метронома. Если получилось сыграть этот фрагмент без ошибок 10-20 раз подряд, то удвойте скорость исполнения.

Для контроля качества игры на синтезаторе нужно сделать следующее:

  • подключите синтезатор к компьютеру
  • откройте аудиоредактор, в котором есть режим отображения волновой формы
  • выберите голос фортепиано и включите на синтезаторе режим «чувствительность к касанию»
  • сделайте запись упражнения и посмотрите на получившиеся волновые формы.

Сравнение высоты пиков форм, соответствующих отдельным звукам, позволяет увидеть неравномерность игры разными пальцами. На рис. 12. показаны волновые формы, соответствующие записи из упражнения 2.

Рис. 12. Волновые формы

Из рисунка видно, что в плане ритма всё более или менее хорошо, так как пики форм находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. А вот равномерность игры крайне слабая. Это следствие постоянной игры левой рукой под автоаккомпанемент, в результате чего её техника игры резко упала. Запись вашего исполнения позволит наглядно увидеть проблемы над решением которых надо поработать отдельно.

Для управления аккомпанементом левой рукой нужно выполнить следующие условия:

  • Использовать не любую, а правильную (гармоничную) последовательность аккордов
  • Правильно распределить аккорды по долям ритма
  • Начать играть последовательность аккордов точно в первую долю ритма
  • Играть последовательность аккордов циклически, без остановки

Источник

Правильное положение рук и тела при игре на фортепиано

Правильное положение рук и тела при игре на фортепиано

Советы по правильной посадке

Вот Вы подошли к инструменту и сели на стул. Тут следует сразу же обратить внимание на правильность посадки. Не следует садиться слишком далеко от музыкального инструмента, чтобы не тянуться к нему руками. Предплечья рук должны быть горизонтальны или располагаться немного выше клавишей.

Купите специальный стул

На стул, для создания необходимой высоты, можно положить несколько томов книг. Лучше купить специальный стул, предназначенный для фортепиано. Специальный механизм поможет скорректировать необходимую высоту. Для обеспечения комфортной игры локти должны находиться чуть впереди тела. Они не должны прилегать близко к туловищу. Пальцы должны касаться клавиш только кончиками. С помощью передвижения стула, можно найти удобное положение.

Держитесь прямо и расслабленно

Мягкое сиденье и глубокая посадка могут привести к излишнему напряжению в мышцах и сковывать движения. Спину следует держать прямо и это положение должно быть максимально удобным. Нужно стремиться к тому, чтобы плечи были опущены и расслаблены. У новичков может появиться желание их приподнять и напрячь. Любая напряженность в теле может стать причиной появления болей в мышцах.

Необходимые знания о руках

Коротко остриженные ногти на руках позволят максимально чувствовать клавиши и исполнять музыку. Пальцы на клавишах нужно стараться разместить поближе друг к другу. Каждый музыкант знает, что существует общепринятая нумерация пальцев для обеспечения точной игры на фортепиано или пианино.

Номер первый (1) – большой палец на кисти руки, а мизинец обозначается номером 5. Такие специальные цифры часто располагают под нотными головками, а также в нотных текстах. Они помогают подобрать музыканту более удобные пальцы для исполнения произведений в необходимых местах на клавиатуре. Это является своеобразной подсказкой, чтобы музыкант смог разобраться в нотах.

Существует определенный термин — «аппликатура», обозначающий распределение ролей пальцев, в процессе игры на клавишах. В некоторых печатных публикациях имеется четкая аппликатура. При ее наличии или отсутствии у музыканта есть выбор: или следовать указаниям редактора, или же создать свой собственный удобный вариант.

Важно создать максимально комфортные условия для занятий любимым делом. Помощь редактора принимается добровольно, можно обойтись и без нее. Гамму сначала нужно осваивать той рукой, которая является ведущей. Левша начинает с левой руки. Если гамма освоена одной рукой, то другой это будет сделать быстрее, пальцы будут двигаться зеркально. Начинающим пианистам важно понять принцип подмены пальцев и правильно варьировать позицию руки в процессе игры.

Правильная постановка рук пианиста

Человеческая кисть руки имеет двадцать суставов. Большинство из них могут принимать разнообразную форму. Главное, определиться, какая форма будет самой необходимой для занятий музыкой.

Рассмотрим специальное упражнение. Для этого необходимо взять в руку большое яблоко и держать его так, чтобы пальцы были направлены вниз, при этом не сжимая фрукт. Следует удерживать его так, чтобы чувствовать форму по всей длине, даже самими подушечками пальцев и с такой силой, которая достаточна для удержания на весу. Далее можно аккуратно вращать кисть в различных плоскостях, при этом бережно дотрагиваясь до круглого фрукта полностью и вернуться в исходно положение. Это и является необходимой формой кисти при игре на пианино или фортепиано.

Не опускайте кистевой сустав

Руку в такой форме нужно разместить на клавишах фортепиано. Так, средние пальцы руки будут находиться на трех клавишах, которые имеют черный цвет, а большой и мизинец – на соседних белых. Подушечки пальцев должны чуть касаться черных клавиш, как можно более глубоко. Кисть руки обязательно должна иметь такую форму, как тогда, когда удерживала округлый предмет на весу, не следует опускать сустав кисти.

Основная нагрузка приходится на кончики пальцев

Теперь следует перевести вес на подушечки пальцев руки, клавиши в это время беззвучно опустятся. Общий вес должен распределиться равномерно. Пальцы сохраняют исходную форму, не выпрямляются и не сгибаются. Можно попробовать осуществить вращательные движения кистевым суставом, пальцы находятся на клавиатуре и остаются без движения.

Постоянная нагрузка должна чувствоваться именно кончиками пальцев, кистевой сустав в это время делает плавные вращательные движения вокруг исходной формы. Появится желание снять напряжение с подушечек пальцев, приподнять руку в воздух, но делать этого не следует. Локоть обязательно должен висеть свободным, а плечо быть расслабленным.

Такая тренировка может стать первым уроком для рук и мышц, которые только начинают познавать мир музыки. В результате систематических упражнений, мышцы привыкают к такому виду нагрузкам. Со временем исчезает первичный дискомфорт и напряжение.

Не зажимайте руки

От правильности исходной формы руки зависит скорость и качество обучения игры на инструменте. Важно, чтобы рука запомнила форму, вырабатываемую суставом при упражнениях с яблоком. Кончики пальцев должны привыкнуть ко всей тяжести, переносимой с руки. Пальцы должны обязательно держать округлую форму, а плечо, кисть и локоть не напрягаться. Запястья и ладони не должны опускаться ниже клавиш, зажатая рука очень быстро устает.

Особое внимание следует обратить на вращение кистью на клавишах. Основной момент заключается в том, что вес на кончиках пальцев должен быть стабильным. Спина всегда остается прямой, локоть и плечо всегда остаются расслабленными. Нужно уделять равное внимание обеим рукам, но упражняться по очереди с каждой. Важно привыкнуть к новым ощущениям и натренировать необходимые мышцы.

Источник

Оцените статью