Как правильно извлекать звук гитара

Способ извлечения звука на гитаре

Прежде чем говорить о способе извлечения звука, необходимо сказать несколько слов об особенностях каждого из пальцев. Самый сильный, но неповоротливый палец — это большой. Наиболее ловкий — первый (указательный палец); второй палец, будучи самым длинным, больше других связан в своих движениях вследствие того, что он зависит от третьего пальца, а также из-за своего положения между первым и третьим пальцами. Это очень часто лишает его свободы при игре. Третий палец (безымянный) — слабый и менее подвижный. Четвертый палец (мизинец), самый короткий и слабый, почти не участвует в игре, за исключением редких случаев. Работая над техникой игры на гитаре, следует стремиться, чтобы все пальцы были ловкими и подвижными. Звук на гитаре извлекается посредством ударов по струнам кончиками пальцев правой руки. Сила удара исходит от третьего сустава. Извлекать звук на струне возможно от подставки и до грифа. Если мы будем извлекать звук с одинаковой силой, начиная от подставки и постепенно передвигая руку к грифу, то тембр инструмента заметно изменится. Отрезок, на котором возможно извлекать звуки, можно схематично разграничить на три части:

1) верхняя (у грифа — верхняя часть звуковой розетки),
2) средняя (у нижней части звуковой розетки),
3) нижняя (у подставки).

Попробуйте извлечь звуки в «заштрихованных» участках, и Вы услышите разницу в тембровой окраске.

В этих точках инструмент будет звучать с разной силой и разными тембрами. В верхней части (у грифа) сила звука тихая, тембр — мягкий. Самое сильное и яркое звучание инструмента — в середине (у нижней части звуковой розетки). Здесь в основном и извлекаются звуки.

Читайте также:  Sweater weather табы для укулеле

В нижней части (у подставки) инструмент звучит довольно сильно и резко.

Верхней и нижней частью пользуются для изменения тембра. Например, в музыкальном произведении могут встретиться две одинаковые фразы. Чтобы звучание одной фразы отличалось от другой, нужно переменить тембр, то есть одну фразу сыграть в верхней части, а другую — в нижней. В дальнейшем музыкант сам должен почувствовать, где и как применять различные тембры.

В связи с тем, что сила звука и тембр меняются от передвижения руки, заметно касание пальцев в разных точках. Например, если коснуться одной струны в разных точках, она будет звучать неровно по силе звука и по тембру.

Чтобы звуки получились ровными и яркими, нужно помнить:

1. Удары пальцев i, m, а по одной струне следует сосредотачивать в одной точке.

2. Удары пальцев i, m, а по разным струнам (когда звуки извлекаются отдельно или вместе) должны располагаться по прямой, то есть перпендикулярно струнам (см. рисунок)

Существуют два способа, извлечения звуков.

1. Ногтевой способ, когда звук извлекается при помощи ногтей на пальцах правой руки.

2. Способ извлечения звука подушечками (мякотью) пальцев правой руки.

Первый способ считается наиболее употребительным и заключается в следующем: кончики подушечек пальцев (ближе к ногтю) касаются струн, и почти одновременно струна скользит на ноготь, который и заставляет струну звучать. От такого удара звук получается сильным и ярким. При игре ногтевым способом ногти должны быть не длиннее чем на 1,5—2 мм над уровнем подушечек пальцев, иметь полукруглую форму н концы ид должны быть хорошо отшлифованы. Большой палец при этом способе извлекает звук кончиком подушечки.

Так как ногти на пальцах все время растут, то за ними нужно следить, придавая им одну и ту же форму, размер и ни в коем случае не допуская шероховатостей — все это отражается на звуке.

Второй способ извлечения звука состоит в том, «то кончики пальцев правой руки при ударе касаются струн только подушечками пальцев, без участия ногтей. Этим способом концертанты почти не пользуются, так как инструмент звучит гораздо тише, чем при ногтевом способе. Если извлекать звук только мякотью пальцев, то ногти, разумеется, должны быть коротко острижены. Для игры на гитаре надо овладеть двумя приемами, так как они являются основными в гитарной технике;

1-й прием. Удары указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки, направленные сверху вниз, то есть по направлению к деке.

2-й прием. Удары указательного, среднего и безымянного пальцев, направленные снизу вверх, то есть от деки.

Удары пальцев правой руки, направленные сверху виз и снизу вверх, должны быть примерно под углом 45° по отношению к деке.

Каждый из этих приемов мы рассмотрим отдельно.

1-й прием. Удар по струне каждого пальца, надавленный сверху вниз, состоит из трех моментов:

а) подготовительный момент — палец над струной полусогнутом положении;

б) удар кончиком пальца по струне, причем сила удара исходит от третьего сустава пальца:

в) после удара палец останавливается па соседней струне, опираясь на нее в том же положении, как во время удара, и затем снова принимает положение подготовительного момента (условное обозначение этого приема — V).

Этим приемом нужно пользоваться в тех случаях, когда все пальцы извлекают звуки поочередно. Извлечь несколько звуков одновременно этим приемом невозможно, поэтому в таких случаях следует применять 2-ой прием.

2-й прием. Удар по одной или нескольким струнам, направленный снизу вверх. Этот прием состоит из двух моментов:

а) подготовительный момент: пальцы над струнами в полусогнутом положении так же, как в первом приеме;

б) удар по одной или нескольким струнам; сила удара исходит от третьего сустава, пальцы остаются в полусогнутом положении, после чего опять занимают подготовительный момент. (Условное обозначение этого приема — А).

Этим приемом следует пользоваться в тех случаях, когда берутся несколько звуков одновременно, а также при всех видах арпеджио.

Большой палец извлекает звук так же, как и в 1-м случае.

Примечание.Обычно гитаристы-любители во всех случаях пользуются только 2-м приемом — “снизу вверх”. Это неправильно, и вот почему: если исполнить мелодию 2-м приемом, когда пальцы правой руки извлекают звук приемом “снизу вверх”, то она не будет иметь такой звучности и выразительности, как при 1-м приеме—“сверху вниз”.

Этими двумя приемами нужно овладеть в совершенстве и применять их, как уже было сказано раньше.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Ученик с самого начала занятий на гитаре должен обратить самое серьезное внимание на посадку, а также на постановку правой и левой руки, причем необходимо строго следить за тем, чтобы не было напряжения в руках и во всем корпусе. Следует обратить внимание на то, чтобы во время исполнения пальцы обеих рук сохраняли полукруглую форму, были параллельны между собой и собраны все вместе.

После того как гитара настроена, надо проиграть упражнения на открытых струнах, тщательно следя за правой рукой. Упражнения надо играть со счетом. Считать надо очень ровно. Правая рука не должна напрягаться в кисти. Каждое из этих упражнений играть до тех пор, пока исполнение их не станет совершенно свободным и легким.

Наибольшую трудность для начинающих обучение игре на гитаре составляет нахождение нот на грифе. Поэтому я постараюсь приводить примеры на двух нотных станах (в дальнейшем переделаю ноты и для других занятий). Первый, верхний нотный стан приведен в обычном, классическом виде. А вот нижний уже изображает гриф гитары и расположение нот на нем (табулатура). Верхняя струна — первая, ну, а нижняя, как Вы уже догадались, шестая. Цифра «0» (ноль) обозначает открытую струну, а любая другая (отличная от ноля) — порядковый номер лада. Поэтому Вам не так уж будет тяжело найти требуемую ноту. Давайте я помогу Вам в трех первых тактах (см. рисунок ниже). Итак, первая нота «ми» (первая открытая струна) длительностью «целая», звучит на счет «раз, два, три, четыре«. Во втором такте две ноты «фа» (первый лад на первой струне), длительностью «половинные» (звучат по счету: «раз, два» — первая нота фа; три, четыре — вторая нота фа). В третьем такте четыре ноты длительностью «четвертная«, каждая звучит на счет или «раз«, или «два«, или «три«, или «четыре«, нота соль — первая струна, третий лад, а ноту фа, хотя и другой длительности, мы только что изучили, напомню: первая струна, первый лад. Все понятно?


Прослушать 1-ое упражнение


Прослушать упражнение 1


Прослушать упражнение 2


Прослушать упражнение

Немного прокомментирую упражнения. Прошу заострить Ваше внимание на аппликатуре. Поскольку у начинающих пальцы непослушные, и учащиеся начинают «мухлевать», играют не теми пальцами, которыми надо, а какими удобнее. ПРОСЬБА — так не поступать. Я, к сожалению, не могу наблюдать за Вами, поэтому Вы уж сами проследите за своими пальчиками. Это важно.

В последнем упражнении встречается новый знак, забегая вперед, объясню, что он обозначает. реприза. Повтор музыкального материала, который расположен слева, справа, или между двумя точками. Более подробно в разделе «Музыкальная теория».

Источник

Прогрессивная техника >Звукоизвлечение на гитаре

Здравствуйте уважаемые читатели Гитаршколы. Мы продолжаем курс прогрессивной техники игры на гитаре. На уроке, посвящённом постановке рук при игре фортепианной техникой, мы затронули такой термин как звукоизвлечение. В сегодняшнем уроке я постараюсь объяснить вам это:

Музыкальные звуки являются теми конструктивными элементами, из которых создаётся музыкальная ткань. От качества звука, извлекаемого на инструменте, во многом зависит качество художественного произведения в целом. Цель данного урока- проанализировать основные технические приёмы двуручного звукоизвлечения.

В «фортепианной» технике способы извлечения звуков одинаковы как для левой, так и для правой руки. Особенно большое внимание необходимо уделить правой руке, которая фактически «учится играть на гитаре», осваивая совершенно иные технические принципы игры, качественно отличающиеся от её обычной функции. Поэтому заниматься «фортепианной» техникой, особенно на начальном этапе, наиболее эффективно по следующей схеме:

левой рукой проигрывается упражнение, затем правой рукой необходимо стремиться повторить данное упражнение. Левая рука, как более подготовленная (в данном способе звукоизвлечения) становится для правой руки своеобразным примером, «помощником» в освоении различных технических приёмов.

На базе упражнений, приведённых в данном и последующих уроках, Вы сможете (и обязательно должны) создавать свои собственные технические упражнения с целью постоянного исполнительского роста. Классических гитаристов, использующих ногтевой способ звукоизвлечения, следует предупредить, что длинные ногти на правой руке могут мешать извлекать звук «фортепианной» техникой .

В этом случае необходимо оставить такую длину ногтей, при которой возможно играть классическим способом и «фортепианным». Возможно целесообразно перейти на классическое заукоизвлечение подушечками пальцев, при котором длинные ногти не требуются.

Способы «фортепианного» звукоизвлечения:

В «фортепианной» технике существуют три основных способа извлечения звука:

1) Лёгкими ударами пальцев обеих рук по струнам между ладов на грифе гитары. Заметьте, что удар по струнам происходит именно от движения пальцев, но никак не от движения всей кисти. В нотной записи данный способ извлечения звука может обозначаться как non legato .

2) Legato (легато). Этот способ звукоизвлечения применяется в пассажах, когда ноты располагаются на одной струне. Для более детального анализа данного способа, необходимо разбить его на два вида: восходящее легато и нисходящее. Для того чтобы сыграть восходящую фразу приёмом легато, необходимо первую ноту извлечь ударом, а каждую последующую ноту извлекать, не отпуска предыдущей (т.е. пальцы на протяжении всей фразы со струны не снима ются). В нисходящих пассажах применяется более сложный вид легато первая нота (верхняя ) играется обычно, ударом, но перед тем как отпустить эту ноту, другой палец уже должен держать струну зажатой на последующей ноте. Далее, палец с первой ноты, со струны, как бы, сдёргивается в результате чего звучит нота, уже зажатая другим пальцем. Движения пальцев при этом «одёргивании» идёт на сжатие кисти, т.е. пальцы правой руки идут вверх, к шестой струне, левой — вниз, к первой (в крайне редких случаях наоборот). В нотной записи приём легато обозначается лигой или подписывается словом — legato.

3) Специальным щипком. Этот приём некоторым образом напоминает технику извлечения искусственных (сложных) флажолетов. Палец прижимает струну к грифу беззвучно, а другой палец этой же руки дёргает данную струну, в результате чего, звучит нота уже прижатая к нужному ладу (как в легато). Этот способ звукоизвлечения применяется для разнообразия звучания инструмента, в основном, при игре нот большой длительности. Пальцы одной руки и прижимают струны, и дёргают их, совмещая обе функции.

Это основные способы звукоизвлечения при игре фортепианной техникой. Они требуют достаточно много времени для тренировок.

Статья довольно насыщена и раскрыта тема, но писалась явно не для новичков, которые хотят научиться играть на гитаре! Для меня эта статья является не как самоучитель звукоизвлечения на гитаре, а как обычная, познавательная.

Я — самоучка, играю в классической манере. Недавно заинтересовалась «фортепианной» техникой игры. Статья о звукоизвлечение оказалась очень кстати, написано лаконично и доступно. Спасибо!

Честно говоря, узнать о фортепианной технике мне было интересно. Я и не знал о такой. Обычно, самоучки с терминологией не в ладах, поэтому, обучаясь, важно знать как тот или иной способ игры, а в частности и извлечения звуков называется.

Звукоизвлечение на гитаре — это первое, что нужно освоить при игре на гитаре. Спасибо за урок, пошел мне на пользу.

Источник

Техники игры на гитаре: распространенные приемы

Освоенная техника игры на гитаре — главная цель любого гитариста. Гитаристы пытаются добиться скорости пальцев, разучивая сложные композиции. Они забывают, что звучание должно быть ровное и чистое.

Гитара — универсальный инструмент, способный выразить мелодию с фактурами: гармония, бас. Умелый музыкант извлекает из гитары невообразимое число мелодий. Техника игры подразумевает умение пользоваться различными приемами звукоизвлечения в совокупности. База техники игры на бас-гитаре и на обычном инструменте — извлечение звука. Качество художественного произведения зависит от качества звуков, извлекаемых из инструмента.

Варианты гитарного звукоизвлечения бывают разнообразными. Бой и перебор — наиболее распространенные виды техник. Они используются под аккомпанемент пению. Играть боем научиться несложно, главное — соблюдать ритм композиции. А при переборе струн пальцами необходимо запомнить последовательность струн в композиции. Переборы бывают как классические, так и индивидуальные.

Приемы игры на гитаре

Не стоит путать технику игры с приемами, так как приемы украшают или дополняют звукоизвлечение.

На заметку! Если использовать слишком много дополнений, то у слушателей создается впечатление отсутствие у музыканта вкуса. Хотя некоторые композиции предполагают избыток таких приемов.

Некоторые приемы достаточно просты. А другие иногда заставляют долго и усердно тренироваться, прежде чем их сыграть.

Самый простой прием — глиссандо. Чтобы его сыграть, нужно поставить палец левой руки на любую струну, щипком извлечь звук и медленно переместить палец вперед или назад по грифу гитары.

Еще один интересный прием в игре — апояндо. Этот стиль — щипок, после которого палец перемещается на соседнюю струну. Применив апояндо, музыкант наделяет исполняемое произведение более глубоким и полным звуком.

Гитарист должен усвоить медиаторную технику игры. Медиатор — небольшая пластинка, которой музыкант извлекает звуки из струн. Он обеспечит насыщенный бой и четкие переборы. Плектр предпочитают использовать музыканты, играющие на электроинструментах.

Техники игры на гитаре

Чтобы полностью освоить игру на гитаре, необходимо изучить основные техники. Позволяет создавать уникальные и красивые композиции.

Легато

Легато — прием игры, который имеет первостепенное значение. Он относится к приему исполнения левой руки, при помощи которого можно связать ноты, идущие подряд как можно теснее. Звук получается мелодичный и непрерывный. Прием, при котором звук извлекается путем скольжения пальцев левой руки по грифу гитары, называется легато-глиссандо.

Вибрато

Иногда, слушая любимые композиции, вы наверняка замечаете, что нота звучит долго и с небольшим дрожанием. Такой прием называется вибрато. Его обычно используют на первой струне, реже — на второй и третьей, делая исполняемую композицию яркой. Удобнее всего выполнять этот прием средним пальцем левой руки. Необходимо уметь делать вибрато всеми пальцами, при этом большой палец должен быть неподвижен. Скорость вибрато связана со стилем играемого произведения.

Подтяжка

Если струну во время игры подтянуть пальцем или несколькими пальцами вверх или вниз, то мелодия в этот момент звучит на тон выше или ниже. Эта техника называется «подтяжка», по-другому ее называют «бэнд». Из-за того что положение струны меняется, меняется и звук. Такой прием используют музыканты, играющие на электрогитарах и бас-гитарах.

Тремоло

Тремоло — самый распространенный вид игры на гитаре. Подразумевает под собой многократное повторение звука — три пальцы движутся поочередно. Большой палец обеспечивает бас, а трехпальцевая последовательность — тремоло. На электрогитаре тремоло исполняется при помощи медиатора. Техника игры на бас гитаре — это перебор пальцами по струнам. В случае с тремоло бас-гитаристы также используют плектр.

Необычные стили игры

Помимо основных техник, существуют необычные приемы. Они позволяют наполнить мелодию неожиданными переходами.

Пиццикато

Распространенная техника игры. Этот прием подразумевает легкое глушение звука ребром ладони. Чтобы его осуществить, музыкант должен во время звучания мелодии, слегка положить ребро ладони правой руки на струны. При игре на электрогитаре при помощи пиццикато можно контролировать громкость и длительность звуков.

Диссонанс

Чтобы сыграть в стиле диссонанс, необходимо настроить одну или несколько струн на нехарактерный для них тон. Подобная игра мало где применяется. Однако, композиции Джона Доуленда — британского композитора — необходимо играть именно такой техникой.

Фламенко

В традиционном испанском стиле фламенко широко распространены еще два вида техники игры на гитаре: гольпе и тамбурин. Гольпе представляет собой удар безымянным или средним пальцем руки по деке гитары. Звук, который извлекается тамбурином, похож по звучанию на народный одноименный инструмент. Правая рука ударяет по струнам около подставки, используя свою тяжесть. Такая техника неплохо звучит на электро- и бас-гитаре.

Таппинг

Извлечение звуков путем постукивания по струнам – одна из разновидностей легато, которая называется таппингом. Если зажать струну на одном ладу, а затем резко ударить другим пальцем по этой струне, но одним или несколькими ладами выше, то слышится интересное звучание. Стуки по струнам называются hammer-on. К таппингу также относится своеобразное сдергивание пальца со струны, называемое pull-of. При таком приеме звук получается звонкий и четкий, но обладает не слишком долгим звучанием.

После освоения одноручного таппинга, можно развить игру в этом стиле и второй рукой. Создается впечатление, что играют несколько гитар. Это происходит, благодаря сразу нескольким мелодическим линиям.

Фингерпикинг

Фингерпикинг — его еще называют фингерстайл. Получил широкое распространение среди музыкантов, играющих блюз и кантри. Фингерпикинг — техника игры на гитаре, дающая возможность полностью раскрыть гитару, потому что при таком приеме можно играть как аккомпанемент, так и мелодию, причем одновременно. Пальцевой стиль совмещает слэп, флажолеты и некоторые другие стили игры.

Как улучшить технику игры

Обучение игре на гитаре — не всегда скучное и нудное занятие. Необязательно заучивать ноты и искать их на грифе гитары.

На заметку! Начинающему гитаристу важно знать, что существуют безнотные способы записи композиций — табулатура и аккорды, разучить которые сможет с легкостью любой новичок.

Вот простые советы начинающему гитаристу:

  1. Освойте правильную технику хвата грифа гитары.
  2. Для улучшения гитарных навыков необходима правильная постановка пальцев левой руки при взятии аккордов и нот.
  3. Делайте упражнения в полной тишине, чтобы никакие шумы не отвлекали от игры.
  4. Используйте метроном, чтобы не сбиваться с ритма.
  5. Не избегайте сложных аккордов. Разучивайте новые методики исполнения и гаммы.
  6. Ознакомьтесь с музыкой и техникой игры известных гитаристов. Джимми Хендрикс, Стив Вай, Эрик Клэптон отличились своей виртуозной игрой на электрогитаре. Но среди и бас-гитаристов есть легендарные личности: Джеймс Джемерсон, Жако Пасториус, Фли, Виктор Вутен.

И, конечно, играть на гитаре нужно ежедневно. Необязательно сидеть часами, достаточно несколько получасовых подходов в день.

Советы гитаристам

Ни один новичок не обходится без учебного пособия. Самый популярный самоучитель по игре на гитаре составил и опубликовал музыкант и композитор Фил Капоне. Существует самоучитель и книга под названием «Гитара. Отличная техника игры за 10 минут в день». Его система проста и доступна каждому желающему овладеть инструментом. В книге собраны уроки по разучиванию гамм, легато и последовательных аккордов.

Хороший инструмент — приятная игра. Каждый музыкант должен хранить и ухаживать за своим музыкальным орудием. Навык игры на гитаре во многом зависит от самого инструмента. Нужно следить за состоянием грифа, деки и накладки. Струны — расходный материал, который легко меняется. Повреждения и растянутости влияют на акустическое звучание струн. Для удачной игры меняйте комплекты струн один раз в два месяца.

Берегите корпус инструмента от воздействия влаги, солнечных лучей и сквозняков. Дека гитары состоит из дерева. Под влиянием окружающей среды деформируется и подвергается деструкции.

Источник

Оцените статью