Как правильно отстроить бас гитару

Настройка высоты струн и анкера бас гитары

Продолжим начатую тему про то, как правильно настроить бас гитару. В этой статье расскажу, как правильно настроить расстояние между струнами и грифом, струнами и датчиками, а также как настроить прогиб грифа с помощью анкера на бас гитаре. Без лишних отступлений, скажу только о том, что действительно важно.

Расстояние между струнами и грифом на бас гитаре

Это расстояние между внутренней поверхностью струны и порожком 12 го лада. Существуют стандарты, по которым зазор приблизительно равен от 2,8 мм до 2,5 мм для четвертой струны, и от 2,4 мм до 1,8 мм для первой. На практике, все эти «циферки» только ориентир. Постарайтесь опустить струны максимально низко, и пробуйте на каждом ладу, не появился ли дребезг в какой-нибудь позиции. Если дребезг проявляется, чуть поднимите струны. Вовремя остановитесь.

Поверьте, играть станет значительно удобней. Потребуется гораздо меньше усилий для зажима струны, и впоследствии очень облегчит исполнение приемов слэп и теппинг. Винты для регулировки находятся сверху бриджа, по два на каждом седле. Учитывайте, что накладка грифа не плоская, а имеет радиус.

Значение имеет атака (сила, с которой вы дергаете струны), пониженный или стандартный строй, калибр струн, и даже сила натяжения разных моделей струн разная. То есть — амплитуда колебаний.

Читайте также:  Можно ли подписывать ноты

Вывод — правильная настройка всегда компромисс между правильным звуком и удобством игры.

Расстояние между струнами и датчиками на бас гитаре

Здесь все просто. Прижмите струну на последнем ладу, при извлечении звука она не должна касаться магнита. Чем выше звукосниматель, тем сильней выходной сигнал. Можно получить разное звучание, поэтому попробуйте варианты, и вы удивитесь, как может измениться тембр.

Прогиб грифа (регулировка анкера)

Наконец, самое важное. Прогиб грифа и регулировку анкера внимательно проверяйте при покупке инструмента. Не стесняйтесь просить продавца помочь, это часть его работы. Не платите за возможные проблемы.

Ситуация, когда требуется регулировка, иногда все же может возникнуть, например, при смене струн, из-за разной силы натяжения. Затягиваем анкер по часовой стрелке, ослабляем — против. Это может занять время. Максимально ослабляем струны, крутим анкерный болт, за один раз делаем не более трети оборота. Оцениваем прикладываемое усилие: оно не должно быть чрезмерным и это будет сигналом, что-то пошло не так.

Затем настраиваем бас гитару (как настроить бас гитару мы писали здесь). Отставляем гитару: гриф должен «отстояться». Через время проверяем результат и при необходимости повторяем все сначала.

Будьте предусмотрительны!

Если есть возможность, и вы не уверены в своих навыках, зовите на помощь понимающего коллегу, или везите гитару к мастеру. Я не пугаю, но в некоторых случаях можно сломать инструмент. Мастер попросит много денег, но попутно решит массу незамеченных вами проблем, и даст кучу советов по уходу. Замена сломанного анкера может обойтись в сумму сопоставимую со стоимостью вашей бас гитары.

Виталий Мякотин © 2014 г.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

Источник

Регулировка бас-гитары

Поделиться с друзьями:

Добрый день, дорогие читатели блога bass-player.ru! Продолжая писать рубрику «Обучение», представляю вашему вниманию статью «Как отрегулировать бас-гитару». В ней представлены основные, самые важные моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание при проведении сей операции.

Можно конечно воспользоваться услугами мастеров (даже нужно, если у вас нет уверенности, что Вы сможете сами), но это стоит денег, иногда даже не малых.

При регулировке бас-гитары следует учитывать, что каждый инструмент индивидуален, поэтому и подход должен быть аналогичным. Эта операция может потребоваться если у вас струны дребезжат о лады, если струны, наоборот, слишком далеко от накладки или если инструмент не держит строй, или тембр ушел из жизни.

Очень часто наблюдается такое, что послеЯ хочу прочитать статью полностью покупки нового инструмента его все равно нужно регулировать, т.к. на заводе ему по-любому не уделяли столько внимания и любви, сколько можете дать ему Вы. Поэтому не ленимся, не боимся, а беремся за дело. Но если все же нет уверены, то лучше отнесите мастеру.

Если несете к мастеру, то осмелюсь предложить вам пару советов:

  1. Обязательно при встрече задайте мастеру несколько вопросов. Например, таких: «Как на первый взгляд вам инструмент?», «Сколько времени займет регулировка?», «Сколько это будет стоить?» и т.д. На месте, я думаю, сориентируетесь.
  2. Перед тем как отдать инструмент, обсудите с мастером, что Вы хотите получить на выходе, т.е. какой результат Вы ожидаете.

Если все же решили сами регулировать, то надеюсь вам помогут нижеизложенные рекомендации. Также как и при замене струн, определитесь с калибром струн. Ведь их ход зависит от толщины. После установки струн настройте инструмент. Как настроить бас-гитару я писал в этой статье. После настройки вам нужно отрегулировать высоту верхнего порожка.

Очень часто высоту приходится уменьшать. Для это нужно углублять гнездо. Когда же порожек ниже чем требуется, то инструмент будет «гудеть», цепляя при этом лады. Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно достать порожек и поставить другой, либо подложить чего-нибудь под уже имеющийся.

Как проверить прогиб грифа

Теперь снова настраиваем инструмент. После настройки проверьте прогиб грифа. Его нужно обязательно правильно отрегулировать, чтобы компенсировать натяжение, создаваемое струнами. Обычно гриф может быть вогнутым, выгнутым или прямым. Для того, чтобы проверить его ровность, нужно посмотреть вдоль грифа. И струны вам в помощь!

Относительно их всегда можно проверить его состояние. На практике могут быть самые разные варианты. Гриф может искривляться на стыке с корпусом, и гнуться в одну сторону в одной части,а в другой — в другую. Короче, капец…

А может быть и совершенно ровным. Вариантов куча. В идеале гриф должен быть немного вогнутым, т.к. амплитуда колебания струны посредине грифа больше, чем, например, возле верхнего порожка или бриджа.

Далее, если требуется, исправьте кривизну грифа, воспользовавшись специальным ключом. Но помните! Если Вы перетянете стержень, бас может попросту сломаться. Так что будьте осторожны. Если не уверены или боитесь, то лучше сами этого не делайте. Воспользуйтесь помощью мастера или более опытного человека.

Если решили сами исправлять, то за один раз делайте не более четверти поворота ключа. Сделали — проверьте результат. Если не устраивает — крутим далее. Но иногда для того, чтоб увидеть результат, нужно немного подождать, чтобы гриф, так сказать, «устоялся». Поэтому эта процедура может занять некоторое время.

Кривизну грифа исправили. Хорошо. Теперь, как Вы наверняка уже догадались, снова корректируем строй инструмента. После того, как настроите, снова проверьте кривизну грифа. Иногда после настройки ее опять придется немного подправить. Так, будем считать, что все получилось. Теперь давайте переходить к следующему шагу.

Как отрегулировать высоту сегментов струнодержателя на бас-гитаре

Далее нам нужно проверить высоту сегментов струнодержателя. Каждый сегмент должен быть правильно настроен, чтобы струны не бились о лады. Так вот, расстояние от верхушки 12-го лада до струны должно быть от полутора до 1,8 мм для 4 струны Ми и 1,5 мм для 1-ой струны Соль. Это если Вы струны дергаете не сильно, совсем мягко.

Если же Вы дергаете струны нещадно, то расстояние это можете сделать побольше, к примеру, миллиметра 2 с половиной для струны Ми и миллиметра 2 для струны Соль. Обязательно соотнесите высоту струн с прогибом грифа и радиусом накладки. С помощью этого шага Вы сможете убрать дребезжание. Но одновременно пожертвуете комфортом, т.к. чем выше струны, тем сложнее играть.

Теперь переходим к следующему шагу. Снова настраиваем инструмент. После того как настроили, идем далее.

Регулировка мензуры на бас-гитаре

Сейчас мы приступим к регулировке мензуры. Это позволит нам сделать так, чтобы строй держался вдоль всей струны. Для этого нам понадобится либо камертон, либо тюнер. Теперь зажимаем струну на 12 ладу и слушаем ноту, затем извлекаем натуральный флажолет также на 12 ладу той же струны. Сравниваем полученные ноты.

Ежели они звучат одинаково — то все нормально. Если же прижатая нота звучит ниже флажолета, то нужно укоротить длину струны. Для этого нужно подвинуть сегмент струнодержателя в сторону верхнего порожка. А если выше, то, соответственно, сделайте струну длиннее, т.е. теперь двигаем сегмент дальше от грифа инструмента.

Когда Вы меняете комплект струн на такой же как у вас стоял, то вся эта операция не требуется. Если же на другой или отдельно какую-то из струн, то не поленитесь и отрегулируйте мензуру.

Теперь можете (как обычно)) проверить и скорректировать строй.

Как отрегулировать высоту звукоснимателей

Переходим к регулировке высоты звукоснимателей. Датчики нужно отрегулировать так, чтобы они находились на достаточно большом расстоянии от струн. Если же они будут слишком близко, то может возникнуть контакт и магнитное притяжение струн к звукоснимателям бас-гитары. Но в то же время датчики должны быть и не слишком далеко, чтобы не потерять уровень сигнала. Будет за далеко — пропадет атака.

Тоже ведь плохо, правда? Как правило, звукосниматель, который располагается ближе к грифу, находится чуть ниже бриджевого, т.к. амплитуда колебания струны в центре больше, чем у подставки. Из этого можно сделать вывод, что бриджевый звукосниматель располагается чуть выше. Расположение датчиков также может зависеть от их типа, т.е. пресижны, джаз, синглы, хамбэкеры.

Чаще всего высота от бриджевого датчика до струны Ми примерно должна равняться 4 — 5 мм, а до струны Соль — 3 — 4 мм. Для датчика, расположенного ближе к грифу эти расстояния равняются 4 — 5 и 5 — 6 соответственно.

Ну вот в принципе и все. Надеюсь, Вы получили полезную и интересную информацию. Если что-то не понятно или в чем-то не смогли разобраться, или у вас возникли проблемы, напишите об этом в комментариях. Также приветствуются нажатия на кнопки социальных сетей, комментарии и отзывы. За это буду вам очень благодарен! До новых встреч, дорогие читатели!

Источник

Что нужно знать о настройке бас гитары

Бас-гитара прошла длинный путь с 1951 года, когда Лео Фендер представил миру Precision Bass. Басисты тоже не стояли на месте, создавая мелодические и перкуссионные партии, тем самым, расширяя возможности инструмента и сферу его применения. Современный басовый звук охватывает широкий диапазон частот — от низких до высоких.

Правильная настройка поможет вам по-максимуму использовать возможности инструмента. Порожек, струнодержатель и гриф должны быть отрегулированы под ваш стиль игры, выбранный тип и диаметр струн. Немного практики, и вы сможете делать это самостоятельно. Вот схема с основными шагами настройки:

1. Установите струны, которые вы предпочитаете. Если вы новичок, то понадобится время, чтобы понять, какие параметры настройки вам подходят.

2. Осмотрите гриф, проверьте его прогиб (подробнее о прогибе смотрите ниже, в параграфе «Осматриваем гриф»).

3. Отрегулируйте прогиб грифа до того, как настроите порожек и струнодержатель.

4. Настройте порожек и струнодержатель.

5. Снова проверьте настройку грифа.

6. Отрегулируйте высоту звукоснимателей.

Устанавливаем струны

Возможно, вам придется перепробовать несколько комплектов струн в поисках того, который полностью подходит вам. Начните с комплекта, который рекомендует изготовитель инструмента.

Следующие основы помогут вам выбрать «свои» струны:

  • «Roundwounds», струны с круглой обмоткой; имеют яркое звучание и легко настраиваются, но им свойственен шум от пальцев (скрип) и дребезг об лады.
  • «Flatwounds», струны с плоской обмоткой; звучат более глухо, сложнее в настройке, но не имеют недостатков «круглых» струн — скрипа и дребезга.
  • «Halfrounds», или «groundrounds flatwound», струны с «полукруглой» (или «полуплоской») обмоткой; им свойственна средняя яркость звучания, отсутствие шума и хорошая интонация.
  • «Core-contact», или «taper-core», струны с открытой центральной жилой в месте контакта со струнодержателем. Некоторые басисты предпочитают звучание таких струн.
  • Натяжение — очень важный параметр струн. Одинаковое натяжение от струны к струне дает баланс, хорошо ощущаемый обеими руками. Для сложных в настройке грифов, как и для тех, что имеют тенденцию к чрезмерному прогибу, выберите «легкие» струны небольшого диаметра. При одинаковом калибре (regular, medium, light) «плоские» струны имеют наибольшее, «полуплоские» — среднее, а струны с круглой обмоткой — наименьшее натяжение. Материал обмотки также влияет на жесткость струн. Струны со стальной обмоткой более тугие, чем, например, с обмоткой из никелированной стали. В таблице показано натяжение струн различных калибров и видов. В качестве примера взяты стальные струны D\’Addario Prism, Halfround и Chromes.
Калибр, дюймы Натяжение, кг
Roundwounds Halfrounds Flatwounds
0.040 15.33 16.51 17.05
0.060 19.82 20.63 20.50
0.075 15.74 17.60 16.51
0.095 14.42 15.37 15.96
0.045 19.00 20.50 20.73
0.065 21.45 23.54 23.58
0.080 18.37 19.50 19.82
0.100 15.60 17.05 17.41
0.050 22.22 24.44 24.94
0.070 25.44 28.21 27.30
0.085 20.36 22.68 22.77
0.105 16.92 18.91 18.82
  • Если у вас пятиструнный инструмент, подберите оптимальный диаметр для низкой струны B. Jim Rickard (D\’Addario), знаменитый эксперт по дизайну гитар и гитаростроению, рекомендует использовать калибр 0,145. (Все размеры в статье указаны в дюймах. На всякий случай, напомню, что 1 дюйм=25,4 мм).

На инструментах фирмы Fender, а также на других басах, не имеющих наклона головки грифа, убедитесь, что количество витков струны на колке достаточно, чтобы обеспечить хорошее давление на порожек. (У басов с наклонной головкой меньшее количество витков обеспечивает хороший прижим струн к порожку).

Осматриваем гриф

Басовый гриф может быть прямым, выпуклым или вогнутым. Прямой гриф позволяет установить малое расстояние между струнами и ладами, но вы будете вынуждены играть в позиции «около струнодержателя», с небольшим усилием, чтобы избежать дребезга об лады, гула и прочих «спецэффектов». Для игры в позиции «у грифа» без ненужных призвуков необходимо, чтобы гриф был вогнутым.

«Идеальный гриф», это гриф, который под действием натяжения струн прямой, если установлено небольшое расстояние от струн до ладов или немного выпуклый, если используются струны с большим натяжением. . Правильно настроенный гриф имеет небольшой прогиб от порожка до девятого лада и ровную поверхность после девятого лада (Рис. 1). При взгляде на такой гриф мы увидим кривую с вершинами в точках первого и последнего ладов. Это необходимо, чтобы избежать дребезга зажатой струны об соседний ладовый порожек.

Осмотр — это самый простой способ определить тип прогиба. Возьмите бас (за корпус, а не за гриф!) и посмотрите вдоль накладки. Если обзору мешают лады, то в качестве ориентира можно использовать линию, которую образует стык между деревом грифа и накладки. Еще один вариант — прижать настроенную струну одновременно на первом и последнем ладах. А самый точный результат можно получить, приложив к грифу длинную металлическую линейку (разумеется, ровную). Полученный результат определит, как вы будете регулировать гриф.

Регулируем гриф

Прогиб у большинства грифов настраивается путем поворота анкерной гайки. Вращая ее по часовой стрелке (затягивая), можно сделать гриф выпуклым. Ослабляя гайку (против часовой стрелки), мы увеличим прогиб, делая гриф вогнутым. Запомните простое правило: направо-затягивать, налево-ослаблять.

Держите это правило в голове, выполняя следующие действия:

1. На многих инструментах с креплением грифа на болтах гайка анкера находится в конце корпуса. Для доступа к ней необходимо снять струны и гриф.

2. Сперва ослабьте гайку (Рис. 2). Вообще, имеет смысл полностью выкрутить ее и очистить щеткой или продуть воздухом всю накопившуюся грязь на анкере и гайке. Можно смазать резьбу анкерного стержня небольшим количеством вазелина или масла (при этом постарайтесь, чтобы смазка не попала на дерево). Смазка поможет произвести более точную регулировку, особенно, если бас старый.

3. Закрутите гайку обратно, но не затягивайте ее. Сделайте отметки на гайке и грифе карандашом или маркером (Рис. 2). Совместив эти метки, вы получите начальную точку, от которой и будете производить регулировку.

4. Затягивайте гайку понемногу, обычно бывает достаточно 1/8-1/4 оборота. После каждой подтяжки ставьте гриф и струны на место и проверяйте результат. Будьте готовы повторить эту процедуру несколько раз.

5. Настройка прогиба грифа может занять дни или даже недели. Вы можете идеально настроить прогиб, а через день обнаружить, что под действием напряжения анкерного стержня гриф стал прямым или даже выпуклым. Не волнуйтесь, это нормально, просто отстройте прогиб еще раз.

6. Если гайка движется слишком тяжело или чересчур далеко ушла в отверстие, то будьте осторожны! Возможно, анкер был перетянут предыдущим «ремонтником-любителем». Некоторые плохо информированные люди ухитряются перетянуть и даже провернуть анкер внутри грифа, что делает его ненастраиваемым. Перетянутый анкер может заставить дерево грифа сжаться без изменения прогиба. В таком случае, снова повторите шаги 1-2 и, прежде чем закрутить гайку, подложите под нее 1-2 плоские шайбы (Рис. 3). Это позволит продолжить настройку.

7. Если после всех манипуляций анкер остается слишком тугим, то попробуйте следующий метод. Полностью ослабьте анкер, зажмите гриф, как показано на Рис. 4. При этом он должен быть прямым или немного выпуклым. После этого затяните гайку. Это может помочь, когда остальные способы оказались неэффективными.

Регулируем порожек и струнодержатель

Высота струн в порожке — немаловажный параметр. Если канавки под струны слишком глубокие, или порожек установлен низко, то толстые струны могут задевать за первый лад, вызывая дребезг. После настройки грифа проверьте порожек. Если вам повезет, и он окажется достаточно высоким, то вы сможете при необходимости немного опустить струны. Если же канавки под струны слишком глубокие, то замените порожек или сделайте под него подкладку. Как правило, снять порожек, не сломав его, бывает затруднительно, поэтому доверьте эту работу мастеру.

Замерьте высоту между вершиной первого лада и основанием струн. Минимальная величина для каждой струны примерно такова: E — 0.035″, A — 0.030″, D и G — 0.025″. Если порожек новый, то оставьте высоту для струны E равной 0.050″, а для A, D и G — 0.030″. После этого постепенно уменьшайте высоту струн, ориентируясь на свой стиль игры и атаку.

Если вы играете с достаточно сильной атакой, например, слэпом, то струна может приподниматься над порожком. В этом случае, используйте низкопрофильный порожек с неглубокими канавками под струны, это предотвратит его поломку (Рис. 5). Глубина канавки должна быть от 1/2 до 2/3 диаметра струны. В качестве материала для порожка обычно применяется кость, но можно использовать и более прочные материалы — эластичный пластик, графит, бронзу, латунь.

Настройка струнодержателя — несложная процедура, но приготовьтесь потратить на нее несколько часов, если хотите получить хороший результат. Есть тонкий баланс между грифом, порожком и струнодержателем, именно их совокупное влияние определяет результат настройки инструмента. Струнодержатель позволяет изменить высоту струн, соответствие высоты седел радиусу накладки и интонацию. Вот основы:

  • Высота струн меняется поднятием или опусканием седел маленькими винтами с помощью специального ключа или отвертки.
  • Продольное перемещение седла управляет интонацией. Если на настроенном инструменте нота на 12-ом ладу звучит выше нормы, подвиньте седло назад, дальше от грифа. Если нота звучит ниже, подвиньте седло ближе к грифу.
  • Соответствие высоты седел радиусу накладки делает игру на инструменте более комфортной. Сравните радиус накладки и кривую, образованную вершинами седел.
  • Для того, чтобы установить минимальную высоту струн, избежав при этом дребезга, используйте один из способов: (1) максимально выпрямите гриф и опустите струны, затем ослабляйте анкер до устранения лишних призвуков; (2) выпрямите гриф и поднимайте седла струнодержателя, пока не исчезнет дребезг. Можно комбинировать эти способы для достижения наилучшего результата.
  • Помните, что легкий дребезг металлической струны об металлические лады является нормой.

Высота струн у инструментов разных производителей различна. Вот, что говорят об этом Michael Tobias, Ken Smith, Rodger Sadowsky, Brett Carlson (M.V. Pedulla), и Bob Malone (Alembic):

Tobias: Инструменты отличаются друг от друга, поэтому нет каких-то определенных величин, руководствуясь которыми, мы производим настройку. Обычно мы начинаем с высоты струны над последним ладом в 1/8″. При этом, высота струны над 12-м ладом равна 1/16″-3/32″, а струна, зажатая на 3-м ладу, образует расстояние над 1-м ладом в 0.010″-0.012″. У каждого басового грифа должен быть прогиб, иначе на инструменте невозможно будет играть. Как его измерить? Зажмите струну одновременно на 1-м и 15-м ладах и регулируйте анкер, пока расстояние между 8-м ладом и струной не станет равно толщине тонкого медиатора Fender. Мы используем струны собственного производства с калибром 0.040″, 0.060″, 0.080″, 0.100″.

Smith: Все басы настраиваются индивидуально. Я пользуюсь струнами Ken Smith (0.044″, 0.063″, 0.084″, 0.106″) с открытой центральной жилой на всех струнах, кроме G. До 9-го лада должен быть небольшой прогиб, расстояние между струной и порожком в этом месте приблизительно 1/16″. Обычно я не измеряю высоту струн у порожка, руководствуясь тем, что струны должны зажиматься легко, а при игре на открытых струнах не должно быть дребезга. Высота струн над 12-м ладом должна быть не менее 1/16″.

Sadowsky: Я предпочитаю грифы с небольшим прогибом и калибр струн 0.045″, 0.065″, 0.080″, 0.105″. При стандартной настройке высота струн над 12-м ладом 5/64″ для струны G и 3/32″ для E.

Carlson: Мы делаем прогиб грифа на всех басах, кроме безладовых — у них гриф настраивается прямо. Прогиб измеряется путем зажатия струны на 1-м и 15-м ладах, и он должен быть равен 0.15″. Высота каждой струны над 1-м ладом — 0.025″. Над 12-м ладом высота для струны G равна 3/32″, для E — 5/32″. Наши стандартные струны — «круглые» D\’Addario 0.045″, 0.065″, 0.080″, 0.100″.

Malone: Вы должны решить, какой результат вам нужен. Если вы хотите, чтобы гриф был прямой, то выпрямите его и настройте остальные параметры по своему вкусу. Мне нравится небольшой прогиб, но я никогда его не замеряю, руководствуясь лишь своими ощущениями. Что касается высоты порожка — струна, зажатая на 3-м ладу, должна слегка соприкасаться с 1-м ладом.

Регулируем звукосниматели
После того, как гриф, порожек и струнодержатель окончательно отстроены, можно перейти к регулировке высоты звукоснимателей. Величина этого параметра сильно зависит от стиля игры, поэтому убедитесь, что при активном звукоизвлечении (например, при игре слэпом) струны не задевают магниты звукоснимателей. Слишком малое расстояние от струны до звукоснимателя приведет к искажению сигнала. Слишком большое сделает звук слабым и глухим. Также нужно помнить, что амплитуда колебания у толстых струн больше, чем у тонких, поэтому высота звукоснимателя у первой струны должна быть больше, чем у последней.

Вот, пожалуй, и все хитрости настройки бас-гитары. Запаситесь терпением и не забывайте, что опыт не приходит внезапно. Удачи!

P.S. При чтении англоязычных материалов по этой тематике в тексте могут встречаться специальные термины. Вот перевод некоторых из них:

Angled peg head — наклонная головка грифа
Back-bowed neck — выпуклый гриф
Body — корпус инструмента
Bolt-on neck — крепление грифа на болтах
Bridge — струнодержатель, «машинка»
Bridge pickup — звукосниматель, установленный у струнодержателя
Fret — ладовый порожек
Fretboard — накладка грифа
Neck — гриф
Neck pickup — звукосниматель у грифа
Neck relief — прогиб грифа
Nut — верхний («нулевой») порожек
Pickup — звукосниматель
Saddle — седло струнодержателя
Straight neck — прямой гриф
String action — расстояние между струной и ладовым порожком
String gauge — диаметр, «калибр» струны
Truss-rod — анкерный стержень
Truss-rod nut — гайка анкера
Up-bowed neck — вогнутый гриф

Роджер Садовски. Настройка для богатых и знаменитых.

Если вы наберёте в адресной строке браузера www.sadowsky.com, то сможете увидеть, почему Роджер Садовски является величайшим в мире бас-гитарным мастером. Его высококлассные инструменты в духе Fender — одни из наиболее востребованных. (Просто попробуйте найти одного такого красавца в магазинах подержанных инструментов — там их просто нет). Sadowsky Guitars, расположенная в самом сердце New York Times Square, регулярно посещается такими знаменитостями, как Уилл Ли, Маркус Миллер и Дэррил Джонс — музыкантами, которые всецело полагаются на Роджера при заказе новых инструментов и сезонной настройке.

«Инструменты необходимо отстраивать несколько раз год, главным образом из-за сезонных изменений» — говорит Садовски. «Гриф выгибается назад (относительно струн) летом, в период повышенной влажности, и в обратную сторону зимой, когда сухо. Полная настройка бас-гитары включает в себя корректировку прогиба грифа, высоты струн над порожком и бриджем, очистку грифа, подстройку интонации, высоты звукоснимателей и проверку электроники. Это похоже на техническое обслуживание автомобиля». Шаг первый — настройка прогиба, который отвечает за кривизну грифа (вы можете определить степень прогиба, посмотрев на накладку грифа со стороны головки). Садовски говорит, что большинство людей считает, что можно достигнуть результата, просто покрутив гайку анкера, но это не так.

. _»Единственная причина, по которой нужно регулировать анкер, заключается в том, чтобы сделать гриф достаточно ровным, ПОЧТИ прямым, но с небольшим прогибом. Слишком ровный гриф вызовет дребезг на первых ладах».

Для регулировки прогиба Садовски медленно, на 1/8-ю оборота, ослабляет гайку анкера, и так до тех пор, пока не пропадет дребезг при игре в первых позициях. «После того, как прогиб отстроен, можно приступить к следующему шагу».

Порожек с неточно вырезанными пазами под струны может повлиять на результат, но это влияет только на открытые струны. «После того, как вы прижали струну, порожек перестаёт играть какую-либо роль» — говорит Роджер. «Если порожек слишком высокий, то струны будет тяжело зажимать в первых позициях, а интонация будет нарушена. С другой стороны, если открытая струна дребезжит, но дребезг прекращается при прижатии её на 1-м ладу, то это признак того, что пазы в порожке слишком глубокие. Эти проблемы решаемы. При слишком высоком порожке можно углубить пазы, а при глубоких пазах можно сделать подкладку под основание порожка». После настройки прогиба и высоты порожка настраивается высота струн на струнодержателе (action). «Этот шаг зависит от того, насколько интенсивна игра басиста. Музыкант, извлекающий звук легкими касаниями, нуждается в более низком action, по сравнению с тем, кто буквально «копает» струны». Для регулировки высоты, Роджер прижимает струну на 1-м ладу пальцем или каподастром; это исключает воздействие порожка на высоту струны.

Затем, он измеряет расстояние от вершины 12-го лада до основания струны. Роджер определяет низкий action как 1/16″ для струны G и 3/32″ для E, а высокий — около 3/32″ (G) и 1/8″ (E). Установка высоты струн A и D производится с учётом радиуса накладки. «При высоте струны G, равной 1/16″, и E, равной 3/32″, action для D должен быть около 5/64». Настройка интонации производится путём сравнения высоты флажолета и ноты, извлечённых на 12-ом ладу и смещения седла струнодержателя назад или вперед, в зависимости от результата. И снова — сила атаки и давление пальца на струну — очень важные факторы. «Чем сильнее вы давите на струну, тем выше звучит извлекаемая нота» — замечает Садовски. «Поэтому, если я настраиваю инструмент басиста, склонного к легкому звукоизвлечению, то и сам извлекаю ноты легко, чтобы смоделировать его атаку».

Хотя каждый инструмент индивидуален, Роджер говорит, что при правильно отстроенной интонации существует типичное расположение седел струнодержателя. «Седло струны G наиболее близко к грифу, D позади него, ещё дальше — седло струны A, затем E». В случае с 5-и струнным басом, седло 5-й струны находится после E, но, если струна B имеет открытую центральную жилу (contact core string), то, как правило, седло этой струны располагается ближе к грифу, чем все остальные.

Хорошие струны также играют важную роль. «Если при настроенной интонации седло одной из струн находится «не на своём месте», скажем, седло струны A полностью прижато к краю бриджа, то это может быть одним из признаков плохой струны. Обычно это устраняется заменой струны».

Как крутые профи настраивают свои басы? «Маркус Миллер и Уилл Ли занимают противоположные стороны в плане настройки своих инструментов» — рассказывает Роджер Садовски. «В начале 80-х Маркус играл с удивительно низким action (1/16″ G и 3/32» E), но он понял, что бас «не пел» с такой настройкой. Немного подняв струны, Маркус добился более широкого диапазона разборчивости. Десять лет назад Ли, который играет более агрессивно, имел одно из самых высоких action среди всех остальных, с кем я работал; его настройка была 1/8″ (G) и 5/32″ (E). Но, тем не менее, даже при такой высоте струн он жаловался, что его басы дребезжали слишком сильно!» Теперь Уилл Ли пользуется более разумными установками — 3/32″ (G) и 1/8″ (E).

Один из известных последних клиентов Роджера Садовски — Джейсон Ньюстед, который недавно заказывал семь басов Садовского: четыре 4-х струнных и три 5-и струнных. «Джейсон очень требовательный басист» — поведал нам Роджер. «Он чувствителен к самым небольшим изменениям в настройке и предпочитает низкий action — от 5/64″ до 3/32».

Роджер предостерегает вас от соблазна идеи использования чужих параметров настройки. «Не важно, как настраивают свои басы профессионалы» — говорит он. «Важно то, чтобы настройка ВАШЕГО инструмента соответствовала ВАШЕМУ стилю игры».

1. Проверка прогиба грифа
2. Настройка прогиба
3. Измерение высоты струны над 12-м ладом
4. Настройка высоты струн

Некоторые подробности и рекомендации по настройке бас-гитары

Эти советы написаны, чтобы помочь басистам быстро настроить свой инструмент, но они ни в коем случае не являются единственно верными и полными. Чтобы получить всестороннюю информацию, приобретите превосходные книги, перечисленные в конце. Удачи! Rob.

ШАГ 1: Установка струн

  • Очистка инструмента
  • Измерение радиуса накладки
  • Установка и настройка струн
  • Предварительная настройка интонации (в случае, если были установлены струны другого калибра или типа)

ШАГ 2: Проверка прогиба грифа

  • Приложите к ладам длинную линейку
  • Или используйте струну, зажатую одновременно на 1-м и 17-м ладу (для удобства установите каподастр на 1-й лад)
  • Измерьте расстояние между вершиной 8-го лада и струной
  • При необходимости настройте прогиб. Примечание: НИКОГДА не крутите анкер при натянутых струнах!
Источник Радиус накладки Измерено на ладу: Прогиб
Fender 7.25″ .014″
Fender 9.5″ — 12″ .010″
Fender 15″ – 17″ .008″
Dan Erlewine .008 — .018″
Hideo Kamimoto .020″

ШАГ 3: Проверка высоты струн

  • Проверьте расстояние между вершиной лада и струной
  • Дуга, образованная вершинами струн, должна повторять радиус накладки, но толстые струны должны быть чуть выше уровня этой дуги
Источник Измерено на ладу: Высота струн Со стороны толстых струн Со стороны тонких струн
Fender 7.25″ 7/64″ 6/64″
Fender 9.5- 12″ 6/64″ 5/64″
Fender 15-17″ 6/64″ 5/64″
Warwick 6/64″ 6/64″
Gibson 7/64″ 5/64″
Kamimoto 6/64″ 4/64″
Высота над порожком
Fender .020″ (+.002″)
Erlewine (низкий action) E: .035″ A: .030″ D: 0.25″ G: 0.25″

ШАГ 4: Проверка высоты звукоснимателей

  • Зажмите струну на последнем ладу и замерьте расстояние между струной и вершиной звукоснимателя
  • Амплитуда колебания струн над звукоснимателем у грифа выше, чем над бриджевым, соответственно, необходимо учитывать этот факт, компенсируя высоту звукоснимателей

Высота звукоснимателей по спецификации Fender:

Звукосниматель Fender-типа Под толстыми струнами Под тонкими струнами
Vintage Style 8/64″ 6/64″
American Standard 6/64″ 5/64″

ШАГ 5: Настройка интонации

  • Сначала проверим дребезг (советы Гарри Уиллиса):
  • Если после того, как вы опустили струны, дребезг проявляется только после 12-го лада, значит, прогиб грифа слишком велик. Необходимо подтянуть анкер.
  • Если дребезг присутствует только на первых пяти ладах, то гриф слишком прямой. Добавьте прогиб, ослабив анкер.
  • Если же струны одинаково дребезжат на всех ладах, то прогиб настроен правильно. Просто поднимите струны.
  • Настройте бас.
  • Извлеките флажолет на 12-м ладу.
  • Извлеките обычную ноту на том же ладу и сравните её звучание с флажолетом.
  • Если нота звучит выше, чем флажолет, то подвиньте седло струнодержателя дальше от грифа.
  • Если же нота звучит ниже флажолета, то подвиньте седло ближе к грифу.
  • Новые струны имеют свойство растягиваться в течение одного или двух дней, поэтому необходимо периодически проверять точность настройки.

Примечание: Струны с открытой центральной жилой требуют, чтобы седла струнодержателя были ближе к грифу, чем при использовании обычных струн.

Настройка

Я предпочитаю настраивать бас с помощью тюнера. Конечно, это не единственно верный способ; настраиваться можно и по слуху, и по флажолетам, а некоторые басисты практикуют настройку по положению колков 🙂 Тюнер может быть отдельным устройством или компьютерной программой. Один из лучших (на мой взгляд) программных тюнеров можно скачать отсюда. Таблица расположенная ниже, поможет вам максимально точно настроить свой инструмент.

Ноты и соответствующие им частоты (в Герцах)

Нота Суб-контр октава Контр октава Большая октава Малая октава Первая октава Вторая октава
C 16.35 32.70 65.40 130.81 261.6 523.25
C# 17.32 34.65 69.30 138.59 277.18 554.36
D 18.47 36.95 73.91 147.83 293.66 587.32
D# 19.44 38.89 77.78 155.56 311.13 622.26
E 20.61 41.21 82.41 164.81 329.63 659.26
F 21.82 43.65 87.31 174.62 349.23 698.46
F# 23.12 46.25 92.50 185.00 369.99 739.98
G 24.50 49.00 98.00 196.00 392.00 784.00
G# 25.95 51.90 103.80 207.00 415.30 830.60
A 27.50 55.00 110.00 220.00 440.00 880.00
A# 29.13 58.26 116.54 233.08 466.16 932.32
B 30.87 61.74 123.48 246.96 493.88 987.75

Жирным шрифтом отмечены частоты открытых струн для 4-х струнного баса со стандартным строем E-A-D-G, а жирным красным выделена частота дополнительных струн для 5-ти и 6-ти струнных бас-гитар (строй B-E-A-D-G и B-E-A-D-G-C соответственно). При необходимости таблицу можно расширить. Формула проста — частота ноты, умноженная на 2, даст частоту той же ноты октавой выше. Пример: частота ноты A (Ля) третьей октавы — 880*2=1760 Гц.

Относительно настройки интонации:

  • Если ваш инструмент имеет 24 лада или более, то настройка интонации будет более точной, если сравнивать флажолет и ноту, извлеченные на 24-ом ладу.
  • Точность настройки интонации и прогиб грифа необходимо проверять после каждой замены струн, даже если вы поставили струны той же марки, того же калибра и типа. Всё потому, что металл растягивается, и, в итоге, натяжение старого комплекта струн оказывается чуть ниже, чем нового, что не может не сказаться на настройке.
  • Чем больше прогиб грифа и высота струн на порожке и бридже, тем сложнее настроить интонацию (вплоть до полной невозможности точной настройки по всем ладам).
  • Прогиб, высота порожка, натяжение и высота струн влияют на конечное положение седел струнодержателя. Чем выше эти параметры, тем дальше от грифа приходится отодвигать седла. Если вы столкнулись с ситуацией, когда седло струнодержателя максимально отодвинуто от грифа, а нота все равно звучит выше флажолета, то попробуйте уменьшить высоту «проблемной» струны и/или прогиб грифа. С такой ситуацией можно столкнуться, устанавливая струны с высоким натяжением (как правило, это струны с калибром больше «стандартного» .045-.105 или струны с толстым сердечником. Некоторые производители, например D\’Addario, указывают натяжение каждой струны на упаковке).

Источник

Оцените статью