Как правильно подбирать ноты

Учимся слушать

Секреты мелодии

Наверное, каждый начинающий музыкант мечтал о том, чтобы научиться с ходу воспроизводить любую понравившуюся мелодию. Опытные музыканты знают, что для этого нужно приложить немало усилий. В начале обучения кажется, что ноты «мешают», что лучше бы совсем обойтись без них. А спустя время понимаешь, что это наши помощники, и играть «по слуху», то есть без нот, намного трудней. Не всякие опытные исполнители способны на это. Но научиться подбирать несложные мелодии может научиться каждый.

Как подобрать мелодию на слух? Для этого, прежде всего, нужно научиться слушать, ведь этот вид творчества именно так и называется «игра по слуху» или «подбор по слуху». Воспроизвести можно только ту мелодию, которую запомнил, а запомнить музыкальное произведение можно только после неоднократного прослушивания. Кто-то легко запомнит мелодический рисунок с одного разa, кому-то понадобится гораздо больше.

Попробуйте пропеть

В идеале нужно научиться еще и воспроизводить мелодию голосом, и, следуя за голосом, подыскивать нужную клавишу на инструменте. Но это не обязательно. Есть такое понятие, как внутренний слух. Он помогает нам услышать мелодию в сознании, «в голове», а затем начать воспроизводить голосом и на инструменте. Внутренний слух поможет и тем начинающим музыкантам, которые умеют следовать голосом за звучащей мелодией (на инструменте, в записи), но не могут правильно воспроизвести ее без сопровождения – «плавают» по тональности, не точно интонируют.

Разбейте на кусочки

Запомнив мелодию, можно попытаться разбить ее на музыкальные фразы. Определить сколько их, одинаковые ли они или различаются, существенные ли различия или небольшие. Рассмотрим в качестве примера русскую народную песню «Во поле береза стояла». Вообще начинать учиться подбору по слуху лучше всего именно с народных песен. Наверное, мы генетически настроены на восприятие мотивов родной земли.

Читайте также:  Видеоразборы для 2 гитар

Несколько раз прослушав мелодию, можно определить, что состоит она из четырех фраз:

1. Во поле береза стояла

2. Во поле кудрявая стояла

3. Люли-люли стояла

4. Люли-люли стояла

Первая и вторая фраза почти идентичны, только во второй фразе на слог «ле» приходится скачок вверх. Третья и четвертая фразы идентичны полностью. Таким образом, внимательно прослушав песню, можно определить сложность задачи. В нашем примере она существенно упрощается за счет повторений.

Подведем итог на сегодня: Чтобы научиться подбирать мелодию на слух, нужно во-первых, внимательно прослушать и запомнить ее, и во-вторых, разбить мелодию на музыкальные фразы. Это, конечно, еще не все. О том, что делать дальше, речь пойдет в селдующей статье.

Источник

Как подобрать аккорды к мелодии

Данная статья является текстовой расшифровкой видеоурока https://youtu.be/FD62ldMHV24

В этой статье рассмотрим принципы того. как подобрать аккорды к мелодии на примере простой мелодии с использованием системы TSD.

Гармонизация мелодии — это процесс подбора аккордов к существующей мелодии по определённым закономерностям. Эти закономерности называются системой.
Существуют две базовые системы: тональная и модальная.
Тональная система опирается на чередование функций: тоники, субдоминанты и доминанты по определённым закономерностям, среди которых базовой является чередование функций в порядке тоники к субдоминанте и доминанте, которая называется полным функциональным оборотом.
В этой статье мы возьмём известную мелодию «Jingle Bells» (как очень простую и показательную) и подберём к ней простые аккорды в рамках системы T-S-D.
Этот урок прежде всего для тех, кто делает первые шаги в гармонизации и желает понять логику подбора аккордов для мелодии. Здесь будет рассматриваться не совсем привычный для классической гармонии подход, но этот подход, как мне кажется, лучше всего работает именно в современной музыке и он более практичен.
Итак, вначале послушаем мелодию, увидим как она выглядит в нотах и как она звучит.

Разберём первый небольшой фрагмент.

С чего стоит начать гармонизацию? Самый первый и банальный шаг состоит в определении тональности, в которой мы будем использовать аккорды.
Существует несколько способов определения тональности, но самый простой это подобрать ноту, которая звучит устойчиво, и которой стремятся все ноты мелодии.
Так же можно посмотреть и на ключевые знаки. Послушайте этот отрывок.

Слышно, что последняя нота неустойчивая и она стремится к ноте соль (тоника)
Также, если вы посмотрите на окончание мелодии, то чаще всего в конце будет тоника лада.

Она звучит устойчиво и это и есть та нота, по которой мы определяем тональность.
Звучание здесь явно радостное, светлое, возвышенное и соответственно лад мажорный (G).
Следующий шаг, который вы должны сделать это выбрать аккорды, с помощью которых будем гармонизовывать мелодию. Поскольку мы будем использовать гармонизацию в пределах основных функций, то выберем только три аккорда. Это аккорд тоники G, это C и D. Пока возьмём три аккорда и будем использовать их.

Итак, с чего стоит начать? Здесь существует несколько подходов:
1. Можно посмотреть на ноты из которых состоит мелодия. Например, здесь ноты ре, си, ля, соль, ре

Посмотрим, в какие аккорды могут входить эти ноты.
Нота ре входит в аккорды G и D, то есть в тонику и доминанту.

Нота си входит только в аккорд G

Нота ля входит в аккорд D

И нота соль входит в аккорды C и G
Так же можно увидеть, что интервал отчерчивает здесь трезвучие G

Соответственно, первым можно попробовать аккорд G.
На первых этапах, когда вы ещё не совсем понимаете, как аккорды сочетаются с мелодией, вы можете действовать методом подбора. Затем вы уже будете слышать аккорды и понимать закономерность их взаимодействия.
Итак, пробуем аккорд тоники.

Как видите, он звучит достаточно хорошо.
Здесь мы опираемся на ноту ре, соответственно, можно предположить, что здесь прозвучит аккорд D.

Давайте попробуем сделать такую последовательность: G и D. Сразу оговорюсь, что я показываю сейчас метод гармонизации, при котором вы не знакомы с оригинальным аккомпанементом и подбираете гармонию именно на основе закономерностей движения ступеней.

Как видите, звучит не очень хорошо. Хочется, чтобы мелодия осталась на том же аккорде.

Одним из правил, которое применяется в гармонизации мелодии это организация одинаковых фраз или мотивов одинаковой гармонии. Это не строгое правило, но чаще всего если вы видите похожее движение, то закономерно использовать в начале тот же аккорд. Затем вы уже можете попробовать поэкспериментировать.
Дальше мы видим, что нота ми меняется.

Соответственно, аккорд G не подойдёт. Послушайте.

Не звучит.
Нота ми входит у нас в состав только аккорда C из трёх выбранных нами, поэтому здесь выбор очевиден — мы используем аккорд субдоминанты C. Послушаем.

Мы видим здесь, что нота ми выпадает на сильную долю. Небольшая подсказка: ноты, которые выпадают на сильные или относительно сильные доли очень часто определяют звучание гармонии и по ним можно ориентироваться, какой аккорд здесь более предпочтителен.
Попробуем поставить здесь аккорд C.

Нота фа-диез входит в состав только аккорда D, поэтому мы выберем аккорд доминанты. Получаем то движение, с которым мы работаем: базовая тоника, субдоминанта и доминанта.

Послушаем, что у нас получилось.

Здесь мы видим ноты ре, до и ля.

После доминанты единственный аккорд (отличный от доминанты), который мы можем использовать это аккорд тоники. Попробуем аккорд тоники, поскольку нота ре входит в состав тонического трезвучия.

Как слышите, звучание абсолютно не подходит. Поэтому единственный очевидный выбор здесь доминанта.

Для тех, кто хорошо разбирается в аккордах, обращу ваше внимание, что здесь есть нота до, которая является септимой. Поэтому, здесь можно использовать септаккорд.

И здесь очевидно будет аккорд G, потому что нота B входит в состав только аккорда G, это первая закономерность. Вторая: после доминанты в тональной системе мы можем использовать только аккорд тоники.

Ещё раз повторю, что сейчас мы не обращаем внимание на голосоведение, чтобы не усложнять вашу задачу.
Итак, куплет мы гармонизовали. Послушаем припев.

Нота си. Она входит в состав только G, поэтому мы используем здесь именно его. Как видите, здесь 4 такта будет один аккорд.

Дальше нота до. Очевидно, что это аккорд субдоминанты.

Здесь обратите внимание на следующую особенность: нота до попадает на первую долю.

И логичным, казалось бы использовать аккорд C. Но затем здесь повторяются три ноты си и они оттягивают на себя всё внимание. Всё мелодическое движение сосредоточенно здесь именно на подчёркивании ноты си, поэтому нота до здесь это так называемое задержание. Соответственно, здесь аккорд соль. Послушаем.

Здесь два выбора: аккорд G, либо D. Попробуем G.

Как видите, здесь внимание так же оттягивается на ноту ля, подобно предыдущему такту. Нота ля у нас может быть гармонизована только ре-мажорным трезвучием.

И здесь логично повторить трезвучие пятой ступени.

И здесь, как вы видите я выписал, так называемую, вторую вольту.

При повторении мелодия оканчивается вот этими двумя тактами.

Здесь будет очевидно аккорд D7, который разрешается в тонику.
Мы получили гармонизацию припева. Давайте послушаем.

Итак, мы гармонизовали мелодию «Jingle Bells», используя систему тоника-субдоминта-доминанта. В оригинале мелодия гармонизуется чаще всего по-другому, но тем не менее, данное звучание можно назвать корректным и оно не нарушает закономерности движения гармонии именно в тональной системе.
Давайте сделаем некоторые простые выводы, которые помогут вам гармонизовать мелодию.
Итак, первое что вы делаете это определяете тональность.

Затем выписываете в этой тональности три базовых аккорда: тонику (аккорд I ступени), субдоминанту (аккорд IV ступени) и доминанту. Затем подбираете аккорды к мелодии на основе следующих фактов:
1. Преобладающие тона в мелодии. Это, как правило, ноты, которые попадают на сильную и относительно сильную долю.
2. Движение функций. Вы не должны нарушать движения субдоминанта-доминанта, то есть у вас всегда должно быть движение по формуле T-S-D или её производных D-S-T, T-D-T и так далее. Но ни в коем случае не D-S. Это другая система.
3. Экспериментируйте. Пробуйте разные аккорды даже в, казалось бы, неподходящих ситуациях. Тренируй ваш слух и постепенно вы начнёте слышать нужное движение гармонии

Тренинг по гармонизации мелодии

Пошаговая система гармонизации мелодии в любом стиле

Кратко о тренинге

Тренинг «Гармонизация мелодии» — новый формат обучения в StudyMusic. По сути, это …

Источник

Как подбирать фортепианный аккомпанемент

Автор статьи – Мажутко Анна

Про главные трезвучия лада мы с вами уже говорили не так давно и выяснили, что они – основа аккомпанемента на фортепиано. Без них немыслима ни одна песня, ни одна композиция.

Другое дело, что аккордов в аккомпанементе может быть куда больше, чем три главных, но это уже высший пилотаж. Но с чего-то ведь надо начинать. Вот и начнем с подбора фортепианного сопровождения к самым простеньким детским песенкам. Но прежде чем мы пойдем изучать принцип гармонизации, давайте ответим на простой вопрос:

Почему «главные» и где «подчиненные»?

Далеко не все знают, почему они так называются. Следуя логике, раз есть «главные», то должны быть и «не главные». Правильно, есть такие трезвучия, только называются они побочные. Об этом написано в этом уроке. Однако я постараюсь упорядочить ваши знания. Или ликвидировать ваши незнания, ели вы вдруг по каким-то причинам не поняли предыдущую тему.

Как вы помните, главными считаются I, IV и V ступени. Дело в том, что если вы начнете играть в мажорном ладу все трезвучия на всех ступенях, то только на I, IV и V будут мажорные трезвучия, а на остальных – минорные или уменьшенные. А если вы ту же операцию проделаете в минорном ладу, то на I, IV и V ступенях будут звучать минорные аккорды, на остальных зазвучит мажор или уменьшенное. То есть трезвучия, построенные на I, IV и V ступеней соответствуют родному ладу. В миноре – минорные, в мажоре – мажорные. Вот и весь секрет. Попытаюсь проиллюстрировать.

Вот перед вами хорошо знакомый до мажор :

Звукоряд до мажора

А теперь от каждой ноты нарисуем трезвучия (нотки через одну). Получится вот что:

Построим трезвучие от каждой ноты мажорного звукоряда

Если мы проиграем по белым клавишам получившиеся трезвучия и внимательно прислушаемся к ним, то придем к выводу, что только I, IV и V ступени звучат мажорно. II, III и VI – явный минор, а на VII– ни то, ни другое. Такой аккорд именуется уменьшенным трезвучием. Используется, когда надо изобразить что-то злобное или неопределенное, подвисшее в воздухе.

А теперь вернемся к аккомпанементу для фортепиано. В любой песенке при подборе аккомпанемента используются главные трезвучия лада – тоника, субдоминанта и доминанта. Простенькую детскую песенку можно построить на трех аккордах. Вот посмотрите, как выглядит подбор аккомпанемента «Маленькой елочке» в до мажоре.


Я часто слышала от учеников такой вопрос – а от какой ноты играть такую-то песенку? (подразумевается – а в какой тональности играть ту или иную песенку?) Отвечаю – любую песенку можно сыграть в любой тональности. И когда я демонстрировала это ученикам, то они сильно удивлялись. Вот, удивляйтесь и вы:

Источник

Оцените статью