Шлифовка и полировка ладов
Для чего нужна шлифовка или выравнивание ладов? Лады на гитаре (как и на любом другом струнном или щипковом инструменте (кроме безладовых конечно) должны быть строго одной высоты. Иначе за выступающий, пусть даже на долю миллиметра лад, струна будет цепляться и дребезжать.
Струны звенят из-за того что:
- Лады по прошествии времени износились и образовались характерные канавки (см. фото), а так как на определенных ладах играют чаще чем на других, то канавки местами имеют разную глубину.
- Гитара новая и лады при ее изготовлении были недостаточно качественно выровнены и отполированы.
- Гитара была изготовлена из недостаточно выдержанного дерева и со временем на накладке грифа появились бугры. Часто на акустических гитарах выступает 12-ый или 14 лад (примыкающий к краю корпуса)
Видео
В 4-х минутном видеоролике ниже кратко и наглядно без пустой болтовни показано шаг за шагом как все это делается. Типа руководство: «Как ровнять, шлифовать и полировать лады электрогитары самостоятельно в домашних условиях».
Смотреть до конца .
Далее текстовая инструкция с картинками для тех кто предпочитает чтение или что-то не понял из видео (ролик с Ютуба без комментариев).
Звон и дребезжание струн на ладах можно устранить шлифовкой, или в крайнем случае, заменой ладов (при замене ладов есть возможность произвести шлифовку самой накладки и придать ей идеально ровную поверхность). Некоторые гитаристы обнаружив выступающий лад берут у своих подружек пилочку для ногтей и пытаются его подточить.
Но в идеале ровнять лады нужно одновременно все. После снятия струн накладку между ладами заклеивают бумажным малярным скотчем чтобы её не попортить (обычный прозрачный скотч оставит на дереве много клейкой массы). Далее при помощи анкера выравнивают гриф (здесь требуется особый навык и хороший глазомер, так как необходимо учесть глубину износа ладов и возможно присутствующие еще и неровности накладки).
В процессе шлифовки (особенно когда приходиться много стачивать) не лишним будет еще раз проверить изгиб грифа.
Лады шлифуются наждачной бумагой прикрепленной к бруску с обязательно идеально ровной рабочей поверхностью (проверяется слесарной линейкой). В процессе зернистость бумаги желательно менять от средней (P500-P600) до самой мелкой. Хотя есть один момент: в процессе износа зернистость наждачки уменьшается сама и скажем P800 довольно быстро превращается в условно P1000.
После того как последняя самая глубокая ямка исчезла можно приступать к закатке ладов. Для чего нужна закатка? Как видно на фото после шлифовки лады приобрели трапециевидную форму. Исправить её можно при помощи специального инструмента-закатника (см. фото ниже). В интернете его можно купить за 3$ и еще много чего полезного (кликаем на картинки):
Без него придется извращаться с наждачной бумагой или простым надфилем пытаясь шлифовать именно края лада.
После того как лады приобрели полукруглую форму приступают к их полировке. Полировка проходит как правило в несколько этапов со сменой абразива. После самой мелкой наждачной бумаги лучше всего использовать абразивный войлок (с зернистостью 2000-2500)
Каждый лад по отдельности обрабатывается вдоль, пока не исчезнут все риски оставленные при грубой шлифовке. После последней чистовой полировки тряпочкой с пастой ГОИ лады приобретают идеально гладкую и блестящую поверхность.
Источник
MasterGitar.com
Вы подошли к этапу, когда вам надо сделать пропилы под лады в накладке гитары. В условиях производства это делается с помощью станков. В условиях мастерской пропилить накладку гитары можно с помощью специального стусла. Но есть и совсем простой способ аккуратно пропилить накладку под лады на гитаре с помощью простых инструментов, доступных каждому.
Главное в этом простом способе никуда не спешить и придерживаться предложенной последовательности действий. Когда вы почувствуете, что управляете инструментом, то внесёте необходимые вам исправления.
Всё начинается с расчета мензуры гитары
Перед вами должна лежать таблица с расстояниями разметки ладов. В специальном стусле для пиления под лады гитары эту роль выполняет шаблон с насечками, который повторяет эту разметку. На уровне каждого лада проточен некий паз, в который вставляется какой-то фиксатор. В нашем случае в роли инструмента, что точно перенесёт разметку ладов, может быть небольшой штангенциркуль.
Расчет мензуры гитары в Excel. (будет предложено открыть или загрузить файл). Подставляем вместо 650мм любую мензуру и получаем расчет ладов гитары.
Каким-то образом придется определиться с губками штангенциркуля, они должны быть острыми, чтобы вы ими и сделали насечки для пропилов под лады гитары. Можно просто заточить кончики в виде острых лопаток. Повторюсь, что использовать можно небольшой штангенциркуль, а значит слишком дорогой инструмент «испорчен» не будет. Для того чтобы использовать короткий штангенциркуль вам надо будет пересчитать таблицу, так как откладывать вам придется лада до 9-го, а потом уже от него пересчитать до конца накладки.
Накладка для гитары должна быть подготовлена к пропиливанию под лады, необязательно в чистом размере,
можно оставить немного на дополнительную доработку, пропилы потом углубить перед самым их вбиванием.
По бокам накладки оставьте по 1-2мм запаса на случай отколов в торцах пропилов.
Выраниваем края накладки гитары
Края накладки должны быть ровными. Вдоль них будет скользить малка и неровности приведут к перекосу ладовых пропилов. Не имеет значение параллельность сторон. Малка может подстроиться под любой угол, главное, чтобы поверхность была ровной и не перекашивала инструмент.
Обратите внимание, что параллельные стороны накладки не требуют малки, будет достаточно угольника, который часто уже есть и делать специальную малку не придется. На фото в конце сделано все именно с помощью угольника.
Осевую линия накладки, угол малки, перенос расчета ладов
Выставьте линейку малки уже максимально близко по линии будущих пропилов под лады. Приложите малку с одной стороны и проведите линию. Приставьте малку к другому краю напротив, проведите линию. Добейтесь такого угла у малки, чтобы проведённая линия, что с одного края, что с другого принадлежали одной прямой.
Теперь, двигая малку по краю накладки, вы можете получить сколько угодно параллельных отрезков.
Если вы двигаете малку, проводите отрезки, а они какие-то непараллельные, значит, вы края сделали неровными.
Проводим два отрезка внизу и вверху накладки. По ним проводим осевую линию. На ней отмечаем мензуру. Тут надо напомнить о том, что в соответствии с поправками на компенсацию строя нулевой лад необходимо сдвинуть, укоротить накладку на 0.7мм примерно, чтобы сдвинуть верхний порожек и укоротить открытую струну. Обратите внимание на этот момент. Прочитайте статью про настройку гитары.
По таблице расчета мензуры делает на осевой линии накладки насечки с помощью штангенциркуля. Тут важна аккуратность и внимательность.
Насечки от губок штангенциркуля превращаем в параллельные бороздки. Не надо никаких карандашей, сразу используйте острое шило. Приложите малку и шилом процарапайте по насечкам мензуры на осевой бороздочки – будущие пропилы. Не давите сильно сразу и старайтесь это делать в одной и той же манере по всей накладке.
Если ваша малка сделана так, что её линейка размещена в самом верху основы, как на схемке, тогда вам придется перестраивать её на несколько последних пропилов под лады. Эту операцию делать не придется, если ваша накладка будет достаточно длинной или если ваша малка будет сделана таким образом, что её линейка будет выходить из середины основы. Именно так я и предлагаю вам её себе сделать, опустите точку вращения железки хотя бы на одну треть длины основы. Малка на фото выше именно такая какая надо.
Делаем пропилы на всю глубину
Теперь нацарапанные бороздки превращаем в настоящие пропилы, постепенно углубляя их. Если начать пилить окончательной пилой прямо сейчас, то велик шанс некоторых закосов. Теоретически, конечно, можно сначала углом зубьев расширить бороздку, но я предлагаю вам надежный вариант. Читаем далее.
Фиксируем накладку перед собой на столе и сначала тем же шилом процарапываем глубже. Сильно не давите, чтобы шило не уехало в сторону.
Теперь предлагаю использовать инструмент, напоминающий треугольный зуб. Остриё которого будет двигаться по линии, и в тот же момент будет углублять и расширять борозду, причем равномерно.
Можете рассмотреть вариант кусочка полотна по металлу, у которого зубья заточены так, что делают пропил треугольного сечения. Такая штука четко идет по нацарапанной бороздке и расширяет ее для следующего шага.
Следующий инструмент – это ваша будущая пилка, но только с одним зубом на конце. Тащите этот зуб и получаете начало пропила под лады гитары.
Ширина пропила под лады гитары должна соответствовать ножке ладовой проволоки. Другими словами вам уже надо знать параметры своих ладов перед тем как пилить накладку. Лады должны хорошо держаться и в тот же момент пропил не должен быть слишком узким, иначе лады будут страдать при установке и могут расклинивать накладку. Для подходящей ширины пропила имеет значение материал накладки: одно дело, если дерево относительно мягкое; другое дело, если это черное дерево, которое практически не проминается.
Также надо подумать как ограничить глубину пиления, на фото все видно.
Теперь остаётся только приставить пилку и сделать пропил необходимой глубины. Первые движения аккуратны и медленны. Дальше, проще. Следите за перпендикулярностью пилы к накладке, чтобы не сделать пропил под углом.
Источник
Снижаем высоту струн правильно
Самая распространенная «доводка» гитары в домашних условиях – опускание струн.
Мало кто довольствуется стандартным значением 3,7 мм по 12 ладу. Всегда хочется меньше, еще меньше, еще и еще – покуда струны не начинают «ладить». И тогда доводка начинается по новому кругу, но уже с причитаниями о некачественной заводской сборке.
Попробуем рассказать о самом, на наш взгляд, рациональном способе уменьшения высоты струн.
Ничего сложного в нем нет. Есть только строгая последовательность действий. И, конечно, аккуратность. Важно помнить, что спешка нужна совсем в другом деле.
Прежде всего, условимся, что у нас стандартная ситуация, при которой высота косточки (бриджевого порожка) – достаточна для маневра, а гриф – без дефектов и прямой.
Сразу замерим высоту шестой (самой толстой) струны над порожком 12 лада.
Измеряется такая высота одним единственным способом – от ВЕРХА ЛАДА до НИЗА СТРУНЫ. Никаких других способов не существует. Не нужно ничего придумывать.
Берем слесарную (металлическую) линейку, где ноль – заподлицо, ставим её нулем ЗА шестую струну – прямо на лад. Так лучше всего видно. И смотрим расстояние от верха порожка до низа струны.
Предположим, что у нас получилось – 3,5 мм.
Нам нужно:
Ослабить струны настолько, чтобы их можно было:
- не снимать полностью, но
- просто освободить от них накладку грифа, зафиксировав где-нибудь снизу с помощью прищепки, проволоки – любым способом.
Струны зафиксированы внизу.
Далее – выводим анкер в среднее положение, т.е. в такое, при котором анкер не влияет на гриф. Находится такое положение легко – крутим анкер в разные стороны и находим место, где он крутится безо всяких усилий. Так и оставляем.
Теперь – пусть древесина грифа немного отдохнет и примет свое естественное положение. Оставим гриф в покое на часа два.
Следующий шаг.
Контролируя линейкой – выравниваем гриф с помощью анкера. Гриф должен стать прямым настолько, насколько это возможно. Не каждый инструмент позволяет добиться идеально прямого грифа. Постараемся, во всяком случае, чтобы изгиб был минимален, а лучше всего – чтобы никакого изгиба не было.
Теперь – отрегулируем высоту косточки.
Берем за основу первоначальную высоту струн над порожком 12 лада. Как мы помним, у нас получилось 3,5 мм. А мы хотим, опять же предположим, 2,5 мм.
Нужно убрать 1 мм.
Не спешим сразу стачивать косточку на 1 мм. Что мы хотим – не равно тому, что у нас получится. Может быть, что мы сможем опустить струны еще ниже, а может случиться и так, что остановимся на долях миллиметра.
Достаточно стачивать за раз по половине миллиметра.
Стачиваем на любой ровной абразивной поверхности. Можно взять шкурку – и закрепить ее на ровном бруске, можно использовать напильник, можно шлифовальный круг. Подойдет что угодно — лишь бы абразивная поверхность была идеально ровной.
Стачиваем косточку понемногу, периодически возвращая ее на место и натягивая струны. Все струны можно не натягивать – достаточно трех самых толстых. У них наибольшая амплитуда колебаний и именно с ними возникают проблемы с задеванием ладов.
Теперь, — внимание! – принцип такой:
Нужно стачивать косточку ровно до того момента, как струны начнут немного «ладить», т.е. задевать лады. У каждого гитариста этот момент наступит по-разному, в зависимости от индивидуального стиля игры, от силы атаки.
Гитаристу с экспрессивной техникой игры – не стоит и думать о слишком низком положении струн. Законы физики не изменить. Амплитуда колебаний струны не должна превышать расстояние струны до ладов.
Итак.
Мы сточили косточку при ровном грифе настолько, что струны стали чуть-чуть «ладить».
Отлично.
Устанавливаем все струны обратно, ставим их в привычный строй, а после – опять даем грифу время отреагировать – теперь уже на давление струн, выгибающих его к корпусу. Часа два будет достаточно.
Через два часа – подстраиваем струны и проверяем. Вполне может случиться так, что наши струны, которые до этого немного «ладили», «ладить» уже перестанут, т.к. гриф немного пошел к корпусу и приподнял их.
Если такого не произошло и струны все же «ладят» – снова берем в руки анкерный ключ и начинаем очень аккуратно натягивать гриф к корпусу. Никаких резких движений – совсем понемногу, по четверти оборота.
Нам нужен такой изгиб грифа, при котором струны перестанут задевать лады.
Как только это произошло – поздравляю! – регулировка закончена. Получившееся расстояние – минимальное для вашей гитары и для вашего стиля звукоизвлечения.
На более низкое расстояние вы опустить их уже не сможете.
Такой способ подходит и для акустических, и для классических гитар Crusader, т.к. все они оснащены анкерами. Для классических гитар некоторых фирм, не оснащенных анкерным стержнем, способ снижения высоты струн будет другой.
Источник