Как правильно сделать пианино

Как разобрать пианино?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Покупая пианино, вряд ли кто-то задумывается о том, что его когда-то придется выкинуть. Кажется, этот инструмент поэтому и делают громоздким, чтобы служил не одному поколению. Но рано или поздно и фортепиано приходит в негодность или просто становится ненужным.

С учетом его веса и размеров вынести инструмент не так просто. Лучше запастись терпением – и разобрать его на части. В статье расскажем, как правильно это сделать.

Какие инструменты понадобятся?

Процесс утилизации пианино не так прост, как кажется на первый взгляд. Взять и разломать фортепиано как-нибудь на выброс не получится, сдать целиком фортепиано на металлолом тоже не выйдет, поскольку в нем есть и деревянные составляющие.

Законодательство запрещает вынос крупногабаритных бытовых изделий к мусорным бакам, за это можно получить штраф. Остается разобрать инструмент, и потом действовать отдельно с каждой его частью. Можно доверить это дело тем, кто специализируется по данному направлению. Но кто умеет пользоваться инструментами, могут это сделать своими руками в домашних условиях.

Вполне реально проделать работу за несколько часов при наличии монтировки (или лома), шуруповерта, кусачек и, возможно, молотка. Кроме инструментария и определенного навыка владения им, хорошо бы знать, как устроена конструкция – это поможет быстрее справиться с разборкой, повысит безопасность ваших действий.

Основные части фортепиано:

корпус из дерева;

звуковая система (резонансная доска, струны);

механическая система (молоточки, педали, рычаги, крепления).

Последние элементы наиболее опасны, при разборке они могут нанести травмы, так как закреплены пружинами. А также с осторожностью надо отделять от боковых держателей чугунную станину. Разбирать на части пианино нужно предельно осторожно и без резких движений. Рассмотрим по отдельности некоторые моменты.

Разбор корпуса

Полная разборка старого пианино начинается с демонтажа корпуса. Порядок действий таков:

снимаются крышки (от верхней и нижней частей);

снимается передняя панель;

откручивается планка, которая удерживала клавиши;

удаляются заглушки по бокам;

выкручиваются основные шурупы.

Не спешите выбрасывать деревянные детали корпуса фортепиано, они могут пригодиться в хозяйстве.

Снятие клавиш и срезка струн

К удалению струн и снятию клавиш приступают после того, как убраны деревянные части. Демонтируют струны несколькими способами, но если это делается без специального (настроечного) ключа, молоточки не трогают, иначе есть риск получить травму за счет того, что струна может резко отскочить.

Струны еще снимают болгаркой, а также при помощи рычажных кусачек. В первом случае это делается одним движением, во втором – каждую струну удаляют по отдельности. Но все-таки самый безопасный способ (хоть и долгий) – это вариант при помощи настроечного ключа.

Им развинчиваются вначале колки, снимают струны, затем демонтируют молоточки, потом приступаю к клавишам и клавишной панели. Такой способ потребует больше времени и усилий, но тут исключается травмирование, а это немаловажно.

Кстати, струнную оплетку делают из латуни или меди, поэтому за эту часть, как за цветной металл, можно выручить определенную сумму при сдаче в пункт вторичного сырья. Не торопитесь все выбрасывать при разборке фортепиано.

После того как открутили планку, приступают к снятию клавиш. Опишем пошагово общий этап работы по снятию клавиш и срезке струн.

Избавляются от нижней передней панели: для этого снимают ее с внутренних защелок.

Снимают деревянные педальные штанги.

Любым вышеописанным способом срезают струны и избавляются от молоточкового механизма. Только не наоборот, иначе струны начнут «отстреливать».

С особой осторожностью срезают верхние струны: процесс начинают с поднятия молоточков за счет находящегося сбоку рычага левой педали.

Далее идет демонтаж клавиш и клавишной панели, а также педалей. При этом обеспечивают опору станине, чтобы она не упала.

Ломом отсоединяют заднюю стенку.

А вот с чугунной плитой можно не торопиться – это самая тяжелая деталь, и ее можно выломать непосредственно перед тем, как будете выносить. Что еще советуют профессионалы? Разбирать пианино лучше, когда инструмент расположен в горизонтальном положении, его следует уложить на заднюю стенку.

Этап снятия струн можно пропустить – этот шаг нужен, только если вы решили сдать их в пункт приема цветного металла, или решили полностью разобрать фортепиано по другим причинам. В противном случае можно просто открутить весь механизм с планкой и рулейстиком (молоточковым механизмом).

Разборка оставшихся частей

Если речь идет об утилизации старого пианино, то заключительным шагом всех работ по разборке инструмента станет отделение рамы от задней деревянной панели. Выполняют это действие после демонтажа чугунной станины. То есть фортепиано кладут на заднюю стенку, вначале избавляются от боковушек, а после отделяют раму от задней деревянной стенки.

Чугунная станина весит в пределах одного центнера – это самая тяжелая деталь пианино. Для ее выноса можно воспользоваться лифтом, либо найти несколько грузчиков. Ее, как правило, сдают на металлолом. Разобрав инструмент полностью на запчасти, уже спокойно можно выносить его на свалку, либо найти каждой части отдельное применение.

За чугунную панель и струны можно выручить деньги, сдав в пункт приема вторсырья. Деревянные основы тоже можно сдать на переработку, но часто их оставляют для собственных нужд, например, растапливают ими камин или печь.

Полированная древесина (панель, крышка) подходит для изготовления мебели, перегородок, полок, различных столиков, делают из нее даже различные декоративные элементы, в том числе украшения. Более мелкие элементы (петельки, болты) могут пригодиться для ремонта или изготовления других изделий.

Во многих городах и райцентрах действуют специальные фирмы либо бригады по утилизации роялей и пианино. Дело в том, что в настоящее время на смену этим громоздким музыкальным инструментам приходят электронные клавишные собратья, и многие хотят избавиться от устаревших экземпляров.

Услуга довольно распространенная, поэтому лучше доверить утилизацию профессионалам – так вы сэкономите время, и это наиболее безопасный путь. Но все же если такие специализированные бригады отсутствуют в вашей местности, то наша инструкция поможем вам справиться с утилизацией ненужного или устаревшего пианино.

Кстати, разбирают инструмент не только для того, чтобы его легче вынести. Очень часто требуется разборка для очистки фортепиано, когда залипают клавиши, и они звучат по-другому; чтобы подтянуть струны; для перевозки либо перестановки в другое место. В зависимости от цели и делают разборку: полную либо частичную.

Источник

Настройка пианино

Фортепиано, ровно как и рояль, — это акустический музыкальный инструмент. Он представляет собой весьма сложный механизм, который был создан несколько веков назад. Примечательно, что с момента его разработки никаких серьёзных изменений в его строении не возникло. Как определить, что фортепиано настроено? Необходимо, чтобы звук был максимально гармоничный, а все ноты соответствовали конкретному строю.

На струны фортепиано систематически оказывают влияния различные внешние факторы. Сюда можно отнести уровень влажности, состояние крепежей инструмента, а также другие условия окружающей среды. К их числу можно отнести деформацию стержня из металла, который соединяется со струной. Более подробную информацию об этом мы раскроем немного позднее.

Вывод: чтобы качественно и грамотно настроить фортепиано, необходимо обладать опытом и даже некоторой интуицией, а также знанием всех выше перечисленных факторов, которые влияют на состояние струн. Именно эти навыки позволят сделать из плохого настройщика хорошего.

Чтобы оперативно и качественно настроить пианино, необходимо использовать особый инструментарий.

Какие нужны инструменты для настройки фортепиано?

Давайте подробнее познакомимся с этими инструментами, разберём их характерные черты, различия и предназначение.

  1. В первую очередь поговорим о ключе.

Это основополагающий инструмент, который должен быть в руках мастера. С его помощью осуществляется вращение штифта (или, как его называют по-другому, — вирбеля). На эту деталь наматывается струна.

Бытует мнение, что чем большим числом граней обладает этот ключ, тем более простым и эффективным будет процесс настройки пианино. Это обуславливается тем, что точность настройки зависит в том числе и силы, которая воздействует на ключ, а обхватить инструмент с 16-ью гранями куда легче, чем с 4-мя.

Конечно, четырёхгранные ключи имеют много достоинств. Это отличный элемент для проведения ремонтных работ, однако в качестве настроечного он, конечно, уступает «шестнадцатиграннику». Ситуация осложняется также тем, что ключ с 4-мя гранями зачастую оказывается несовместим с некоторыми моделями музыкального инструмента. В частности, это распространяется на пианино с тонкими штифтами. Ярким примером такой модели может служить пианино «Заря», получившее широкую известность и распространение в Советском Союзе.

Ключи с шестью, восемью и шестнадцати гранями принято относить к настроечным. Наиболее привлекательными в этом смысле моделями являются те, что обладают узким отверстием в виде конуса. Такое строение даёт возможность прочно насадить инструмент на любой штифт, невзирая на его текущее состояние.

Теперь поговорим о диаметрах отверстия ключа. Штифты советских музыкальных инструментов обладают диаметром 7 мм, а их европейские «собратья» габаритами в 6,88 мм.

На рынке представлены ключи, в которых головку можно менять. Профессионалы советуют приобретать те инструменты, в которых головка отсоединяется не у основания, а от рукоятки. Это позволит избежать таких неприятных ситуаций, как неконтролируемое раскручивание прямо во время процесса настройки, а также люфт.

Рукоятки ключей имеют разную форму: можно выбрать Т- или Г-образную. Вторая в данном случае считается канонической и наиболее часто используемой, однако некоторые настройщики отдают предпочтение первой. Здесь всё зависит от личных вкусов и удобства.

  1. Во-вторых, это демпферы, которые могут обладать рукояткой или нет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в настоящее время не настраиваются. Он представляет собой резиновые клинья. Их как бы продевают между струн, что позволяет предотвратить их колебания. Эти инструменты можно поместить даже в труднодоступные места, для этого их специально насаживают на проволочную ручку.
  2. Обратный пинцет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны высоких регистров, так как данные элементы в этом месте очень короткие, сюда уже не поместятся классические демпферы. Пинцет позволяет максимально аккуратно поработать со струнами, заглушив два соседних элемент либо два крайних в одном хоре, чтобы оставить нужную струну свободной для процедуры настройки.
  3. Суконная лента. Сюда можно также отнести ленту, использующуюся для темперирования. Этот инструмент также применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в данный момент не принимают участие в настройке. По мнению многих настройщиков, лента позволяет провести процедуру намного оперативнее, чем, например, те же клинья.
  4. Камертон. В данном случае можно отдать предпочтение традиционным камертонам или обратить внимание на инновационные технологии и приложения. Однако эти нововведения были приняты настройщиками далеко не сразу. На сегодняшний день наиболее предпочтительной по-прежнему считается настройка классическими инструментами.

Периодичность настройки фортепиано

Как вы, наверное, уже поняли, настройка этого музыкального инструмента – обязательная и регулярная задача. Даже при покупке совершенно нового фабричного пианино или рояля необходимо будет настроить его два раза в течение первого года использования.

Если вы приобретаете б/у фортепиано, в таком случае тем более необходимо обращаться к специалисту для проведения детальной и качественной настройки.

Как проходит настройка пианино?

К сожалению, научиться настраивать фортепиано сразу после прочтения текстовой инструкции нельзя. В данном случае прежде всего требуется практика и насмотренность. Всё это приходит только с течением времени. Более того, инструкции зачастую могут отличаться или даже противоречить друг другу. У каждого специалиста своя уникальная, неповторимая методика.

Важно понимать, что главная задача настройщика – это организация предельно устойчивого строя с правильными соотношениями высот. Необходимо достичь такого результата, когда струна сохраняет исходный уровень натяжения, даже при мощном нажатии на клавиши пианино. Данное свойство имеет свою неповторимую природу, которая отличается, например, от стабильности строя фортепиано в целом. Эта характеристика может изменяться под воздействием различных внешних факторов. Сюда можно отнести температурные колебания, динамику влажности и так далее. В случае высокой стабильности элемент может быть настроен в корне неверно, что спровоцирует деформацию строя буквально после нескольких нажатий на клавишу.

Стабильность струн обуславливается сразу несколькими факторами. Рассмотрим эти детали подробно. Вообще их можно разделить на 3 составляющие:

  1. Это неиспользуемая составляющая детали, которая располагается в пространстве между штифтом и аграфом.
  2. Рабочая составляющая, колебания которой вызывают удары молоточком.
  3. Нерабочая составляющая, которая располагается ниже. А именно – занимает пространство между двумя штифтами: штеговым и чугунной рамы.

Иногда натяжение струны имеет неравномерный характер. Это происходит в момент наматывания на вирбель ввиду трения в тех местах, где происходят отсечки рабочей составляющей детали. Первоначально натяжение «поражает» первую составляющую, которую мы рассмотрели ниже, потом охватывает и вторую, а затем и третью нерабочую часть. Чтобы предотвратить неравномерное распределение натяжения из-за ударов молоточка, необходимо провести ряд действий.

В данном случае поможет лёгкое перетягивание струны, в момент которого вы будете усиленно нажимать на клавиши. Данная манипуляция обеспечит равномерное распределение натяжение по всей струне в целом.

Также в обязательном порядке берите в рассмотрение упругость вирбеля. Как известно, он вбит в основу вирбельбанка, которое создаётся из дерева. В момент процесса настройки тот отрезок вирбеля, который зафиксирован в вирбельбанке, будет вращаться в более медленном темпе в сравнении с его крайним отрезком, который служит основанием для того, чтобы намотать на него струну. Подобная ситуация носит название винотового искривления.

Именно по этой причине тонкая настройка предполагает отсутствие вращения штифта посредством оказывания давления на эту деталь. Кроме того, чтобы струна была предельно стабильной, необходимо обеспечить грамотное конечное расположение вирбеля. Специалисты советуют устанавливать его таким образом, чтобы к концу процедуры настройки деталь была совсем немного наклонена по направлению вниз. Это нужно для того, чтобы она смогла устойчиво сохранять положение даже при очень сильных и мощных нажатиях на клавиши пианино, что в любом случае спровоцировало бы чересчур сильное струнное напряжение.

При настройке штифт можно подвергать вращению, давить на него, а также создавать изгибы. Причём последний из способов рассматривается как весьма спорный. Однако за рубежом настройщики прибегают к нему довольно часто, ведь он считается крайне точным и эффективным. Процесс осуществляется таким образом: необходимо совсем немного отогнуть вирбель, используя для этого специальный ключ, и совершать удары по клавише, прислушиваясь к струнному биению. Процедура должна выполняться с максимальной аккуратностью, так как в противном случае можно нанести урон креплению. Окончательное положение штифта должно быть таким, чтобы была возможность компенсировать струнное натяжение, даря ей изначальное расположение.

Важная деталь: на всех этапах настройки необходимо тщательно прослушивать струну. Если этого не делать, процесс просто потеряет эффективность и не принесёт должного результата.

Каким образом происходит прослушивание струны и с чего необходимо начать

Важно отметить, что звучание подавляющей части нот музыкального инструмента осуществляется благодаря нескольким струнам. Они при этом настроены в унисон. Причём чем выше нота, тем больше струн задействовано. Для басовых, например, требуется максимум одна или две, в то время как для высоких – по три. Последняя комбинация образует так называемый хор, в котором каждую струну обязательно необходимо отстроить относительно других деталей этого хора, а также в интервалах относительно сторонних хоров.

Рассматриваемый нами музыкальный инструмент обладает 280 струнами. Как бы удивительно это ни прозвучало, произвести идеальную настройку каждой из них невозможно. Это обуславливается тем, что чересчур чистая настройка будет провоцировать дисгармонию в звучании. На помощь в этом случае приходит темперирование. Это процедура, которая подразумевает настройку нот при условии, что она будет производиться немного шире идеального чистого звука. Именно это позволяет достичь предельно гармоничного созвучия при игре.

При настройке пианино вы хотя бы раз замечали, что при работе с двумя струнами, звучащими в унисон, появляется эффект вибрато в том случае, если происходит даже самое незначительное отклонение от чистого звучания. Этот процесс имеет своё особое название, а именно – биение. Чем более низкий темп имеют его интервалы, тем более близким становится звучание по отношению объектов друг к другу.

Старт настройки традиционно приходится на ноту «ля», которая принадлежит 1-ой октаве. Перед настройщиком в данном случае стоит задача отыскать ту струну в хоре, которая обладает наименьшим нерабочим и наибольшим рабочим состояниями. Это обуславливается тем, что вероятность деформации такой детали предельно низкая. Настройка в этом случае производится максимально просто. Как правило, в пианино такая струна занимает позицию первой в хоре.

После того, как была выбрана струна для осуществления процедуры настройки, нужно произвести заглушку других деталей в хоре. Чтобы это сделать, необходимо использовать клинки, мы рассмотрели их в статье выше. Эти инструменты нужно расположить между струнами, заглушку которых требуется осуществить. Для предельного комфорта важно также использовать суконную ленту. Она поможет избежать необходимости регулярно перемещать клинки при настройке конкретного интервала.

После того, как лишние струны были заглушены, свободную необходимо настроить по камертону. Также важно учитывать, что в данном случае требуется исключить биение. А его интервал для «ля» 1-ой октавы относительно камертона должен превышать временной отрезок в десять секунд.

Затем необходимо произвести темперирование интервалов в рамках вышеупомянутой 1-ой октавы. Каждый из них будет иметь свой индивидуальный темп биения. После этого необходимо убрать заглушки и отстроить другие детали, расположенные в центральной октаве, создавая звучание в унисон. При завершении данного этапа важно двигаться в настройке вверх, а затем вниз от центра, прорабатывая по октавам все ноты фортепиано.

Самой распространённой схемой темперации является схема равномерно темперированного строя. Если вы в ремесле настройки новичок, лучше освоить именно его. Также при возможности обязательно ознакомьтесь с кварто-квинтовой темперацией. Однако важно учитывать, что есть множество других разнообразных схем.

Исходя из всего вышеперечисленного следует, что настраивать пианино довольно интересно, однако важно учитывать и другую сторону этой процедуры – сложность, необходимость быть предельно аккуратным, внимательным, подкованным. Осуществить предельно качественную настройку пианино, не повредить ни одну его деталь и создать максимально гармоничное звучание под силу только профессионалам с богатым практическим опытом.

Источник

Читайте также:  Нина ричи яблоко ноты
Оцените статью