Как правильно ставить руку пианино

Постановка рук для игры на фортепиано

Постановка рук и правильная осанка — это то, чему деток учат в музыкальной школе с первых дней занятий. Неправильная постановка рук и посадка — это довольно распространенные ошибки самоучек. А тем временем существует даже специальная обучающая литература, посвященная консерваторской постановке рук на фортепиано. В этом плане довольно интересным является труд М.И. Николаевского «Консерваторская постановка рук на фортепиано» (1917 г.). Что же представляет из себя правильная постановка рук для фортепиано? Как научиться следить за собой, в том случае, если вы — самоучка, и некому указать вам на ваши ошибки?

Почему так важно правильно держать руки во время игры на фортепиано?

Правильная постановка рук предполагает свободу и независимость в движениях пальцев и рук во время игры на фортепиано. Если рука поставлена неправильно , рано или поздно исполнитель сталкивается с проблемой в исполнении более сложных и быстрых произведений. К примеру, среди распространенных ошибок — постановка пальцев ближе к краям белых клавиш, оттопыривание мизинцев, «деревянные» пальцы и др.

Консерваторская постановка — это правильная посадка, высота стула, положение корпуса и его наклон, правильное положение ног и колен, плеч и локтей, рук, кистей и пальцев. Также важен подъем пальце во время игры на фортепиано, постановка первого пальца и его подкладывание в гаммах.

Читайте также:  Булат окуджава грузинская ноты

Правильная посадка во время игры на фортепиано

Итак, правильная посадка за фортепиано — это прямая спина, опора на ноги и чуть опущенные плечи. Во время игры на фортепиано обязательно следите за своими локтями. Они не должны болтаться или мешать вам — вся тяжесть вашей руки должна ощущаться в кончиках пальцев.

Во время игры на фортепиано избегайте резких движений руками. Рука должна идти настолько плавно, будто вы плывете под водой. Обязательно включите выступления известных пианистов и посмотрите, как они сидят за инструментом и держат руки во время игры на фортепиано. Старайтесь подражать им. Не садитесь слишком близко к инструменту или слишком низко на стуле — это приведет к скованности плеча.

Постановка рук пианиста

Теперь поговорим о постановке рук во время игры на фортепиано. Держите пальцы в собранном виде ближе к черным клавишам. Представьте, что вы держите в руке невидимую сферу. Пальцы не должны прогибаться во время игры на фортепиано (довольно распространенная ошибка слабых пальцев). Нажимать на клавиши следует подушечками пальцев, так что о длинных «кошачьих» ногтях придется забыть.

Во время игры все пальцы необходимо закруглять (ставить «домиком») и во время пауз подвешивать кисть в воздухе. Профессиональный пианисты делают это очень эффектно — это помогает снять напряжение в руке.

Во время игры используйте всю руку от самого плеча. Руки должны непрерывно и плавно двигаться.

Источник

Постановка рук при игре на фортепиано

Постановка рук пианиста напрямую зависит от его посадки. Если вашим рукам неудобно, прежде всего нужно обратить внимание на то, как вы сидите. Более подробно о посадке можно прочитать в статье “Посадка за фортепиано”

Правильная постановка рук влияет на все ваше дальнейшее обучение. Пожалуй, это самый важный шаг в обучении игре на фортепиано. Если допустить ошибку на этом этапе и упустить какой-то важный момент, потом это исправить будет очень трудно. Поэтому именно этот этап я рекомендую пройти под наблюдением педагога. Неправильно поставленные руки в дальнейшем создадут много неудобств при игре на фортепиано. Вы не сможете играть более сложные технически произведения. Проще говоря, у вас будет неправильная техника исполнения, при которой вы ничего толком не сыграете.

На что нужно обращать внимание при постановке рук:

Запястье должно принять форму свода. Чтобы легче было понять, положите его на небольшой мячик (например, от настольного тенниса) и расслабьте. Кисть должна быть мягкая, пластичная, обтекаемая, как купол. Перед тем, как опустить руку на клавиши, локоть нужно немного отвести в сторону, чтобы он естественно был чуть выше запястья. Плечо при этом поднимать не надо. Запястье это как бы мост, который соединяет руку и клавиатуру. Оно должно быть на уровне клавиш – не выше и не ниже. Рука должна быть свободная от плеча при крепких пальцах, а запястья чуть развернуты в стороны.

Пальцы. В музыкальной терминологии пальцы называют не привычными для нас названиями, а по номерам: первый (большой), второй (указательный), третий (средний) и т.д. Все пальцы (кроме первого) нужно ставить на подушечку. Если у вас длинные ногти, они будут вам мешать. При этом должны выступать три косточки, которые находятся между фалангами пальцев. То есть пальцы должны быть как бы немножко закруглены, нельзя проламывать суставы. Когда вы кладете руку на клавиши, между первым пальцем и всеми остальными должно получиться небольшое “окошко”.

Уделим каждому пальцу особое внимание.

Самый длинный, активный и сильный палец – третий. Он держит весь “купол” кисти. Он – ее опора. Попробуйте сыграть им любой звук. Держите клавишу, но не давите на нее, слушайте, как звук стихает. Обратите внимание на вашу руку. Все пальцы должны свободно свисать и быть разъединены, не должны “слипаться”.

Второй палец тоже активный. Попробуйте также сыграть им любой звук. Частая проблема второго пальца – им “бьют” по клавишам. Прикосновение должно быть активное, но не стучащее. Звук должен быть певучий, но не тусклый. Обязательно слушайте, как звук стихает.

Четвертый палец слабее, он не самостоятельный. Проблема четвертого пальца – он норовит “приклеиться” к третьему. За этим нужно следить, приучать его к самостоятельности. Возьмите любой звук четвертым пальцем. Следите за кистью, расслабьте руку, плечо. Слушайте, как стихает звук.

Первый и пятый пальцы держат свод руки. Когда первый палец не играет, он тоже должен быть в свободном, “повисшем” состоянии. Первый палец всегда должен быть наготове, ждать, когда придет его время опуститься на клавишу.

Первый палец имеет особое строение. Опускаться на клавишу он должен первым сгибом, краем подушечки,и его косточки при этом должны смотреть вбок. Запястье должно оставаться на уровне белых клавиш.

Пятый палец когда не играет, часто торчит в сторону. Надо за ним следить, расслаблять, чтобы он мягко лежал на клавишах вместе с остальными свободными пальцами.

Источник

Знакомимся с упражнениями для фортепиано

Профессиональные педагоги-пианисты часто используют фразу – «поставить руки», или «постановка рук», или «упражнения на фортепиано для постановки рук». Что это означает? На любом инструменте мы играем руками, и одна из задач – правильно взять в руки этот инструмент. Ну, рояль или пианино мы не поднимаем, но положить красиво и правильно руки на клавиатуру все же нужно.

Какие бывают упражнения для фортепиано

А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.

Для начала давайте правильно сядем за инструмент.

Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.

Постановка рук на фортепианной клавиатуре

Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища. Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную. Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий, цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал), а вся рука свободна.

Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.

Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.

Постановка левой руки на квинту

А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.

Постановка правой руки на квинту

Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.

Разновидность упражнений – арпеджио

Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.

Левой рукой: Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки

И правой: Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки

Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:

Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре

Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.

И еще один вид арпеджио

Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так: Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре

А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:

Источник

Организация игровых движений и постановка рук в классе фортепиано

Организация игровых движений должна проходить незаметно и ненавязчиво для ученика. Наилучшим для ребенка является игра при помощи рук педагога. Пальцы находиться в естественном положении, округлены и касаются клавиш частью между подушечками и ногтями. Их нужно держать так, чтобы они были в разъединённом положении, не «слипаясь» друг с другом, чтобы каждый из них мог действовать самостоятельно. Не следует говорить ученику: «Играй круглыми пальцами»,- ребенок начинает непроизвольно «закруглять» пальцы ногтями к клавишам, а необходимо, чтобы между первым и остальными пальцами получалось «овальное окошечко». При этом у каждого пальца (кроме первого) должны быть видны три «бугорка». Маленьким детям часто бывает интересно обрисовать мелом или фломастером эти небольшие бугры-места сгибания, которые и создают как бы «каркас свода» всей кисти. Первый палец касается клавиши боковой частью около ногтя. Дети должны знать, что у первого (большого) пальца особенная форма: у него видны только два бугорка, а не три, и они смотрят вбок. Пока первые пальцы не заняты, не играют, они тоже должны находиться в свободном положении, как бы «повисшем» над клавиатурой, и, следуя за остальными пальцами, должны всегда быть наготове, ждать, когда придет их время опуститься на нужную клавишу. Опускаться на клавишу большой палец должен только первым сгибом, краем подушечки. Запястье обязательно остается на уровне белых клавиш. Преодолевая «ударность» рояля, педагог должен в своих объяснениях говорить, что рояль «поет», а пальцы «погружаются», «мягко падают», «окунаются», но никогда не ударяют по клавишам. В этот период перед педагогом стоит самая ответственная задача, которая является решающей: «создать» руки ребенка. С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими, свободными, естественными. Ребенок должен ощутить, что его руки — передаточное звено для выражения в звуках мыслей, чувств, эмоций, это его голос. Ученик должен понять, что руки могут «говорить», извлекая звуки громко или нежно, сердито или певуче, быстро или мягко; словом, как чувствуешь, так и «говоришь» — играешь. Эталона постановки руки нет, как и нет одинаковых людей. Однако, есть общие нормы и правила. Постановка должна быть: динамичной, экономичной, контактной.

Некоторые способы закрепить навыки правильной посадки и постановки рук

Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от «зажатости», надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами:
а) напряженной рукой с жесткими пальцами;
б) преувеличенно расслабленной рукой;
в) свободной, но организованной рукой, и предложить ученику внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше.
Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант.
При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки.

Вот несколько упражнений, которые помогают ребенку чисто визуально, техническими приемами, научиться быстро ориентироваться на клавиатуре, закрепить навыки правильной посадки и постановки рук:
1) «Кластеры» на двух — трех черных клавишах.
2) «Вертолет» — извлечение одного звука. Цель — научиться брать звук сразу и непосредственно, одним движением, без прицеливания или остановки. Выполняется двумя руками одновременно определенным пальцем, по определенным нотам от середины клавиатуры и обратно. Звуки исполняются различными длительностями, начиная с более длинных к более коротким.

Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт — Шкловская, занимавшаяся
изучением профессиональных заболеваний пианистов и поисков рациональных приемов игры. В своей брошюре «О воспитании пианистических навыков» она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата. Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед. Плечи опущены, дыхание ровное и свободное. Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. Поэтому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги. Выработке такой осанки помогают различные упражнения:
Стоя: а) поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
б) размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг
корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых
суставов.
в) поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их.
Сидя: а) оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья
вверх — вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
б) описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
в) подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о
край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в
сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить
и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).

Основную нагрузку при игре несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Очень часто зажатость этих мышц мешает работе пианиста. Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее изменить. Поэтому нежелательны такие встречающиеся крайности, как прижатые, опущенные или неестественно раздвинутые локти, затрудняющие игру и вызывающие напряжение.

Педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений. Возникают напряжения легко, а избавиться от них трудно. Распознаются излишние напряжения различными способами. Одно из них — слуховое восприятие. Для игры скованных исполнителей характерно форсирование звука. Другой способ — субъективные ощущения исполнителя — чувство скованности, быстрое утомление, в последствии могущее перейти в боль. Наконец, напряжение заметно по внешнему виду исполнителя.

Скачать:

Вложение Размер
Постановка рук и организация игровых движений в классе фортепиано 44.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Постановка рук, организация игровых движений в классе фортепиано».

Начальный период обучения игре на фортепиано – период закладывания фундамента пианистических навыков, от качества которого зависит процесс дальнейшего развития ученика. Именно здесь происходит первое знакомство ученика с инструментом, формируется основа слуховых и физических ощущений.

От того, каким образом был проведен данный этап работы, зависит все последующее становление юного пианиста, и недостатки в ней могут сказаться через годы. Начальный этап обучения один из наиболее трудоемких и ответственных.

Можно сказать, что первые шаги в музыке, первые прикосновения, ассоциации ребенка, влияют на все его последующее отношение к музыке, инструменту, занятиям. Это фундаментальная опора для всего последующего музыкального обучения за фортепиано. Зажечь, заразить ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. Занятия необходимо сделать любимыми и интересными. Этому должно сопутствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал, рисунок, текст песенок, рассказ, сопровождающий игру. Все это помогает находить правильный образ, и находить нужные движения рук. От педагога требуется большое внимание, такт, понимание особенностей ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога.

Особое внимание в начале обучения важно уделять процессу постановки рук и занятию упражнениями. Постановка рук и организация правильной осанки за инструментом — самый непростой этап в обучении. В это время перед педагогом стоит очень серьезная задача: «слепить» руки ребенка. Очень жаль тех детей, которые проучились достаточно долго в музыкальной школе, проведя при этом немалое количество времени за инструментом, но при этом так и не сумевших к нему приспособиться. Такие дети испытывают трудности при использовании элементарных базовых технических навыков, и с неимоверным трудом преодолевают неудобства пианистического аппарата.

Детей с плохо поставленными руками приходится переучивать, возвращаясь к этапу первого класса спустя годы обучения. Как правило в данном вопросе встает сразу несколько проблем: сутулая спина, поднятые плечи, прогнутые пальцы, лежащие кисти. И наоборот, ребенок, занятия с которым были изначально правильно организованы и результатом которых являются хорошо поставленные, беглые пальцы, с легкостью может продолжать обучение за фортепиано.

Любое движение, совершаемое человеком, это, по сути, серия почти автоматических действий, выполняемых последовательно. Частично эти автоматизмы имеют врожденную природу, многие формируются в процессе обучения. Есть в центральной нервной системе особые механизмы, обеспечивающие своевременную смену автоматизмов. Физиологи и невропатологи назвали слитный набор сменяющих друг друга автоматизмов «кинетической мелодией» (от греческого слова «кинезис» – движение). Даже самое элементарное движение, самый простой двигательный акт человек не мог бы осуществить, если бы происходящие при этом малейшие изменения в его теле не контролировались сенсомоторными системами головного мозга, которые получают сигналы от всех периферийных нервов и в соответствии с этими сигналами направляют новые (командные) cигналы тем системам, органам или отделам организма, которые должны «начать действовать». Именно такой отдел «глубокой чувствительности» информирует двигательные центры о всех параметрах опорно-двигательной системы в каждый данный момент: о степени сокращения мышц, напряжении сухожилий, о положении конечностей в пространстве, о взаимном расположении отдельных частей тела. Выдающийся физиолог Н. А. Бернштейн, изучавший физиологию движений человека, раскрыл значение специальной «кинестетической системы» для централизованного контроля и регулирования всех двигательных актов, совершаемых человеком. Обратимся к книге Л. О. Бадаляна «Невропатология» (М., 1982), к тому ее разделу, который посвящен двигательным отделам головного мозга: «Кинестетическая система создает возможность обмена нервными импульсами между работающими органами и командным центром центральной нервной системы (постоянные прямые и обратные связи). По каналу обратной связи постоянно поступает информация о ходе выполнения двигательных команд, и тем самым создается возможность систематической коррекции выполняемого движения. Более того, без кинестетической системы невозможна предварительная настройка двигательного аппарата для совершенствования какого-либо движения. Например, для того, чтобы просто согнуть руку в локтевом суставе, необходимо предварительное расслабление разгибателей предплечья, т. е. согласованное перераспределение тонуса мышц-антагонистов… Механизм целенаправленного действия представляет собой сложнейшую функциональную систему. Важнейшими процессами в этой системе являются предварительный синтез всей информации о предстоящем действии для формирования двигательной задачи, обеспечение стойкости двигательной задачи, выбор необходимых двигательных автоматизмов, обеспечение кинетической мелодии — своевременного переключения автоматизмов, постоянный кинестетический контроль. Этот сложный механизм совершения целенаправленного действия называется праксисом. Нарушение любого из перечисленных процессов приводит к расстройствам целенаправленного действия — апраксии. Характер апраксии зависит от того, какие отделы двигательной функциональной системы поражены. Игра на фортепиано может считаться праксисом высочайшего уровня, так как при ней взаимодействуют практически все сенсорные системы. При этом задача, решаемая каждой из них, предельно трудна. Кроме того, сами двигательные акты в не меньшей степени сложны — в них задействованы многие мышцы организма, опорно-мышечный аппарат, крупные мышцы спины и шеи, мышцы ног, мелкие мышцы кистей рук, сгибатели-разгибатели и пр. Тонкость, «членораздельность» и вместе с тем синхронизированность и своевременность движений требует порой необыкновенной виртуозности, натренированности и тонкости «настройки» всего организма. Именно поэтому любые нарушения в двигательной сфере приводят, как правило, к огромным сложностям в освоении игры на фортепиано. И именно поэтому постоянная забота о физическом состоянии, тренировка двигательной системы, вообще активные движения так важны для пианиста, особенно — для начинающего. Сугубо отрицательное влияние на способность человека управлять своим телом оказывают психические и психологические травмы — при этом могут возникнуть мешающие автоматизмы (тики, подергивания, зажимы, гипертонус мышц). Или другая крайность — расслабленность мышц, которая не позволит совершить сколько-нибудь сложные и требующие определенного мышечного тонуса движения». Что же важно для нас, педагогов, если исходить из вышеизложенных теоретических посылок? Прежде всего стоит помнить, что различные функциональные системы в человеческом организме независимы друг от друга. Например, между музыкальным слухом и моторной ловкостью нет однозначной связи. «Можно прекрасно и тонко понимать музыку, но плохо выражать ее в движениях» (Л. О. Бадалян). Хотя бесспорно: без хорошо развитых двигательных навыков пианист никогда не сможет достичь достаточно высокого уровня. Следовательно, педагогам можно дать несколько практических советов. При знакомстве с будущим учеником нужно проверить, нет ли у него видимых нарушений в опорно-двигательной системе. И в первую очередь обратить внимание на осанку. Для этого существует самый простой метод: свести лопатки к позвоночнику, чтобы образовалась кожная складка. Если эта складка ровная, значит признаков сколиоза (искривления позвоночника) нет. Особенно важно проследить, не появятся ли признаки искривления позвоночника в то время, когда ребенок начнет учиться в школе. Работая с учеником, педагог внимательнейшим образом следит за его физическим развитием, и не только затем, как он сидит за инструментом, но и за привычными позами, за тем, как стоит, ходит, бегает, как «держит спину». Когда малыш уже сел за инструмент, контроль и внимание должны быть нацелены на выявление первых признаков какого-либо неудобства. Наше внимание чрезвычайно важно для изначальной организации правильных пианистических навыков, чтобы в дальнейшем не возникали более сложные пробле мы, вплоть до профессиональных заболеваний

Организация игровых движений должна проходить незаметно и ненавязчиво для ученика. Наилучшим для ребенка является игра при помощи рук педагога. Пальцы находиться в естественном положении, округлены и касаются клавиш частью между подушечками и ногтями. Их нужно держать так, чтобы они были в разъединённом положении, не «слипаясь» друг с другом, чтобы каждый из них мог действовать самостоятельно. Не следует говорить ученику: «Играй круглыми пальцами»,- ребенок начинает непроизвольно «закруглять» пальцы ногтями к клавишам, а необходимо, чтобы между первым и остальными пальцами получалось «овальное окошечко». При этом у каждого пальца (кроме первого) должны быть видны три «бугорка». Маленьким детям часто бывает интересно обрисовать мелом или фломастером эти небольшие бугры-места сгибания, которые и создают как бы «каркас свода» всей кисти. Первый палец касается клавиши боковой частью около ногтя. Дети должны знать, что у первого (большого) пальца особенная форма: у него видны только два бугорка, а не три, и они смотрят вбок. Пока первые пальцы не заняты, не играют, они тоже должны находиться в свободном положении, как бы «повисшем» над клавиатурой, и, следуя за остальными пальцами, должны всегда быть наготове, ждать, когда придет их время опуститься на нужную клавишу. Опускаться на клавишу большой палец должен только первым сгибом, краем подушечки. Запястье обязательно остается на уровне белых клавиш. Преодолевая «ударность» рояля, педагог должен в своих объяснениях говорить, что рояль «поет», а пальцы «погружаются», «мягко падают», «окунаются», но никогда не ударяют по клавишам. В этот период перед педагогом стоит самая ответственная задача, которая является решающей: «создать» руки ребенка. С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими, свободными, естественными. Ребенок должен ощутить, что его руки — передаточное звено для выражения в звуках мыслей, чувств, эмоций, это его голос. Ученик должен понять, что руки могут «говорить», извлекая звуки громко или нежно, сердито или певуче, быстро или мягко; словом, как чувствуешь, так и «говоришь» — играешь. Эталона постановки руки нет, как и нет одинаковых людей. Однако, есть общие нормы и правила. Постановка должна быть : динамичной, экономичной, контактной.

Некоторые способы закрепить навыки правильной посадки и постановки рук

Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от «зажатости», надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами:
а) напряженной рукой с жесткими пальцами;
б) преувеличенно расслабленной рукой;
в) свободной, но организованной рукой, и предложить ученику внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше.
Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант.
При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки.

Вот несколько упражнений, которые помогают ребенку чисто визуально, техническими приемами, научиться быстро ориентироваться на клавиатуре, закрепить навыки правильной посадки и постановки рук:
1) «Кластеры» на двух — трех черных клавишах.
2) «Вертолет» — извлечение одного звука. Цель — научиться брать звук сразу и непосредственно, одним движением, без прицеливания или остановки. Выполняется двумя руками одновременно определенным пальцем, по определенным нотам от середины клавиатуры и обратно. Звуки исполняются различными длительностями, начиная с более длинных к более коротким.

Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт — Шкловская, занимавшаяся
изучением профессиональных заболеваний пианистов и поисков рациональных приемов игры. В своей брошюре «О воспитании пианистических навыков» она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата. Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед. Плечи опущены, дыхание ровное и свободное. Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. Поэтому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги. Выработке такой осанки помогают различные упражнения:
Стоя: а) поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
б) размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг
корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых
суставов.
в) поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их.
Сидя: а) оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья
вверх — вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
б) описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
в) подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о
край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в
сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить
и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).

Основную нагрузку при игре несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Очень часто зажатость этих мышц мешает работе пианиста. Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее изменить. Поэтому нежелательны такие встречающиеся крайности, как прижатые, опущенные или неестественно раздвинутые локти, затрудняющие игру и вызывающие напряжение.

Педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений. Возникают напряжения легко, а избавиться от них трудно. Распознаются излишние напряжения различными способами. Одно из них — слуховое восприятие. Для игры скованных исполнителей характерно форсирование звука. Другой способ — субъективные ощущения исполнителя — чувство скованности, быстрое утомление, в последствии могущее перейти в боль. Наконец, напряжение заметно по внешнему виду исполнителя

Несколько типичных двигательных дефектов и возможные способы их устранения

I. Скованность плеча. Причина: ученик близко или низко сидит. Нужно проверить посадку и, если замечания недостаточно, следует предложить упражнение — перенос руки на далекие расстояния или гимнастические упражнения.
II Тряска кисти. Малыши начинают трясти рукой потому, что не чувствуют силы и самостоятельных возможностей в своих еще маленьких и неокрепших пальчиках. Между тем это психологическое заблуждение. Можно порекомендовать упражнения на выполнение небольших последовательностей из 2-3-4-5 звуков на одном дыхании.
III. Слабые пальцы могут прогибаться. Причина этого — желание играть более громко, неестественным для себя звуком — отсюда излишнее давление. По этому поводу Игумнов говорил: «Так же как нельзя ходить, продавливая ногами пол, так нельзя и играть, продавливая пальцами клавиатуру». При необходимости лучше играть тише, чем пользоваться распространенной рекомендацией «собрать пальцы «, вызывающей перезакругленные ленивые пальцы с проломленным сводом кисти. Следует дать ученику упражнение на беззвучное, мягкое нажатие клавиши.
IV. Скованность кисти. Следует играть трели в медленном темпе,
делая круговое движение запястьем.
V. Скованность предплечья. Следует играть тремоло в медленном темпе, преувеличенно раскрывая ладонь руки.
VI. Скованность пятого пальца. Когда обращают внимание учащихся на данный недостаток, они ссылаются обычно на физическую слабость своих пятых пальцев. Иногда это верно. Но сама слабость пятых пальцев проистекает из-за музыкальной и физической нетребовательности. Следует играть этюды для четвертых и пятых пальцев и последования, начинающиеся с пятых пальцев.
VII. Напряженность первого пальца. Этот недостаток происходит из-
за несамостоятельности, из-за того, что его действие подменяется
вращательным движением предплечья. Для того, чтобы заиграл палец, надо
играть именно пальцем, не заменяя его работу действиями других мышц.
Внешним признаком развитости первого пальца являются приобретение им
закругленной, выпуклой формы и увеличение управляющей его движением
мышцы. Упражнения: доставать первым пальцем квинту при задержании
пятого пальца; взять третьим пальцем звук, а первым брать звуки с разных
сторон от третьего.

Гимнастика на занятиях музыки
(рекомендует автор уникальной методики музыкального развития детей Т.Б. Юдовина-Гальперина)

«В своей педагогической практике я неизменно использую различные гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе. Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые и т.п.

Пальцевые игры. Готовим руки к игре.

1. «Балерина»
Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).

Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.

2. «Палочка»
Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны, не напрягая при этом рук.
Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.

3. «Пальчики — очки»
Наши пальцы — не крючки, — Сделай круглые очки!
Попробуйте сделать колечко, соединив палец правой и левой руки с остальными, — получатся очки, в которые можно посмотреть! Это упражнение полезно для постановки рук на фортепиано.
Прочтите стихи, потренируйтесь изображать пальцами очки, затем распойте стихи песенкой (каждый ребенок сочиняет по очереди) и поиграйте в очки, разглядывая друг друга!

4. «Пальцы – грабли»
Переплетите пальцы ладонями к себе и прочтите:
Что за пальцы: «Ну!» и «Ну!»
Как граблями я гребу!

Распойте слова песенкой и потренируйте пальчики. Это упражнение способствует хорошей растяжке между пальцами, которая необходима для игры на фортепиано.

5. «Пальцы – колечки»
В кольцо колечко пропусти
Цепочку встретишь на пути.

Соедините в кольцо большой и указательный пальцы левой руки. Через него попеременно пропускайте колечки из пальчиков правой руки: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец, — участвуют все пальцы. Упражнение полезно для правильной постановки рук и развития пальцевой техники в игре на фортепиано.

6. «Пальцы – домик»
игра-загадка

Построим дом.
Кто в нем живет
И песню такую звонкую поет?
(скворечник, скворец)

Сделайте ладошками домик, поставьте их друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты внутрь. Полюбуйтесь домиком и распойте слова песенкой. Похвалите лучшего исполнителя.

7. «Пальцы как жук»
Покажи, как жук летит и усами шевелит.
Сложите пальцы в кулачок, а указательный и мизинец разведите в стороны и пошевелите ими. Распойте слова песенкой, изображая пальцами полет жука.

Все пальцевые игры подготавливают детскую ручку к игре на фортепиано.

Начальные исполнительские навыки

-игра правой рукой;

-игра левой рукой;

-игра двумя руками

Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать объяснения, каким образом на фортепиано извлекается звук. Громкость звука зависит от силы удара, нажатия или давления на клавишу. Налаживание первого навыка происходит каждой рукой в отдельности. При этом используется прием non legato. Начинать стоит с третьего пальца, так как он является наиболее устойчивым, затем переходить ко второму и четвертому, и, наконец, к первому и пятому. Путь от non legato к legato рационален потому, что воспитывает у ребенка координацию всех частей руки, вырабатывает постоянный певучий звук, который послужит наилучшей основой для певучего legato. Необходимо сразу же направить внимание ученика на качество звука. Звук должен быть сочным, певучим, долго длящимся, а не сухой, резкий. Ученик должен связывать качество звука с соответствующими движениями. Полный и красивый звук – со спокойным опусканием руки и кисти, глубоким погружением округлого пальца в клавишу, «сухой и жесткий» — с напряженностью руки и пальцев. Ученик должен понять, что его целью всегда является звучание, то есть результат движений. Важно, чтобы ребенок чувствовал переход от одного звука к другому, ощущая движение вперед во всем упражнении. Нужно следить, чтобы учащийся не прижимал клавишу после ее взятия, а почувствовав опору пальца в клавише и услышав звук, продолжал движение, поднимая руку вверх с приподнятым запястьем и как бы пассивно висящей кистью. Для освобождения кисти, локтя, свободы движений всей руки, для преодоления боязни клавиатуры и широких расстояний полезны упражнения на перенос руки из одной части клавиатуры в другую.

Упражнения всегда должны иметь определенный ритмический рисунок. Без ритма упражнения нецелесообразны. Темп должен быть медленным, но не чрезмерно. Такой, чтоб позволял вслушиваться в звук и контролировать движения.

Добились хорошего качества звучания? Переходим к legato! Это переливание одного звука в другой, плавный переход одного звука в другой. Добиваться этого можно только внимательно слушая этот переход. Рука стоит на кончике пальца, а последующий палец заранее нацелен на нужную клавишу и в этот момент нажатия делает только движение вниз. Остальные пальцы должны быть спокойны.

Прежде, чем играть пьесы на legato, следует поиграть упражнения на соединение двух, трех звуков. Излишняя опора на каждый звук, когда ученик хотя бы немного давит на клавишу, будет препятствовать свободе, плавности и цельности движений, нарушит мелодическую линию. Контроль за исполнением legato осуществляет слух. Владение legato способствует певучему исполнению мелодии, а в дальнейшем – развитию беглости.

В начальном детском репертуаре часто встречается staccato, это нельзя понимать буквально, а как требование исполнить звуки non legato, которое постепенно может быть приближено к более легкому и короткому звучанию, в зависимости от темпа и характера пьесы, что достигается быстрым, но мягким снятием руки.

Таким образом, постановка рук и налаживание работы пианистического аппарата является важнейшим этапом становления юного музыканта. Терпением, любовью к детям, музыке, каждый преподаватель может подобрать нужные средства для того, чтобы раскрылся талант будущего пианиста.

Источник

Оцените статью