Как правильно строить прогрессии аккордов

Как быстро сочинять прогрессии аккордов

Буквально на днях нашел интересную статью об электронной музыкальной теории: «Electronic Music Theory: How to Quickly Write Better Chord Progressions w/ Pat Cupo». В ней было рассмотрено построение прогрессий аккордов. Мы прекрасно понимаем, что с появлением электронных секвенсоров (программ для написания музыки) мы все дальше отходим от обычных нот и, тем не менее, подсознательно используем музыкальную теорию и теорию гармонии. Эта статья поможет вам строить прогрессии аккордов.

Для начала разберемся, что же такое прогрессии аккордов. Прогрессии аккордов — это последовательность аккордов в композиции или переход одного аккорда в другой.

Я не буду вдаваться в подробности о построении отдельных аккордов (мажорных и минорных), информацию об этом вы всегда можете найти в учебниках по элементарной музыкальной теории или, например, в книге «Создание электронной музыки в Ableton Live: азы». Большинство начинающих музыкантов знают как строить те или иные аккорды, но когда дело касается построения их последовательности — они заходят в тупик. Это руководство поможет вам быстро писать их прогрессии.

1. Используйте только мажорные или минорные аккорды

Мажорные или минорные аккорды состоят из 3х нот. Например, аккорд до мажор состоит из нот до-ми-соль (C E G). Аккорд до минор — до-ми бемоль-соль (C Eb G). Это ограничение поможет вам принять решение о том, какие аккорды использовать.

Читайте также:  Кукушка для гитары без баре

C Major

C Minor

2. Начало и конец прогрессии аккордов должно быть одинаковое

Музыка похожа на игру: вы начинаете с одного звука (аккорда), уходите в другое место и затем должны вернуться обратно. В данном примере мы начнем с аккорда ля минор.

Так каким же аккордом мне закончить?

A Minor

3. Можете свободно передвигаться по диатоническим аккордам

Слово диатонический значит — «от тоники». Что такое тоника? Тоника — это основной шаг в композиции — это нота, от которой каждая другая нота основана.

В данном примере, я выбрал тоникой ноту Ля (A). И решил, что этот музыкальный отрывок будет в миноре — Ля минор (A minor). От нашей основной ноты я строю натуральный минор: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Гамма ля минор

Вы можете построить семь «диатонических аккордов» от каждой вышеописанной ноты. Даже если вы будете использовать ноты гаммы ля минор, результатом будут мажорные или минорные аккорды. Например, если был построен аккорд в тональности ля минор от ноты до, то в результате мы получим аккорд до мажор (C-E-G).

Вы можете свободно перемещать эти аккорды в любом направлении, в котором вы хотите. Вы просто должны найти прогрессии, которые звучат лучше для вашей композиции.

Источник

Сочинение аккордовых прогрессий

Доброго времени суток, юные любители музицирования. Помнится, в своей первой статье (http://beatmaker.tv/article/sochinenie_melodii_na_fortepiano) я, рассказывая о том, как сочинить мелодию, предлагал использовать в её основе какую-либо популярную последовательность аккордов и приводил несколько примеров, дабы у вас был выбор. А что если это последовательность сочинить самостоятельно? Что ж, этим мы с вами сегодня и займёмся. — Почему нам необходимо уметь грамотно комбинировать аккорды между собой? — Аккордовая прогрессия нередко является основой композиции, отчасти формирует её настроение, а также может послужить «отправной точкой» при сочинении мелодии или даже всего трека. Разве этого не достаточно? Считаю, это исчерпывающе весомые причины.

Кварто-квинтовый круг.

Начнём с того, что я представлю вам вашего нового помощника. Знакомьтесь, кварто-квинтовый круг.

Как же им пользоваться? Уверяю вас, предельно просто. Суть в том, на самом круге мы видим названия аккордов, а именно классический трезвучий. Ближе к центру — минорные, дальше от центра — мажорные. Так вот, ближайшие 5 к любому из вами выбранных аккордов будут с ним отлично гармонировать. Например, к трезвучию Cm отлично подойдут 2 минорных аккорда: Gm и Fm. А также 3 мажорных: Bb, Eb и Ab. Приступим непосредственно к сочинению прогрессии.

1) Выбор первого аккорда.

Дабы плод предстоящих трудов получился подстать вашим замыслам, рекомендю отнестить к этому шагу крайне серьёзно. Послушайте разные аккорды и решите, какой из них ближе вашему настроению / лучше соответствует вашему замыслу. Я же выбрал аккорд Gb, он же F#. Вы можете лицезреть его на скриншете и прослушать по ссылке ниже. Я решил использовать скрипки, но, думаю, понимаете, что инструмент не принципиален.

2) Выбор остальных аккордов.

Пользуясь вышепредставленной схемой, подберём несколько подходящих трезвучий, дабы дополнить первое. Как рассуждал я, составляя свою прогрессию? Просто в качестве второго и третьего аккордов выбрал два, подходящих по кварто-квинтовому кругу, мажорных трезвучия — B и C#. А завершил последовательность минорным аккордом A#m. Разумеется, я слушал разные сочетания и оставлял лишь те, что казались мне хорошо звучащими и вам советую делать также. Подмечу ещё, что для получения более подходящего звучания, стоит поэкспериментировать с громкостью отдельных нот. Я этим в данном случае, как видите, не сильно увлекался, но вы можете пробовать.

3) Плавное голосоведение.

«Переход одного аккорда в другой (смена аккордов) называется соединением аккордов. Соединение аккордов появляется с помощью мелодических ходов каждого голоса. Движение голосов называется голосоведением.

Голосоведение – основа гармонии!

Существует два вида движения голосов:

  1. Плавное – движение на приму (1), секунду (2), терцию (3), и иногда кварту (4) в рамках одной функции.
  2. Скачкообразное – движение на кварту (4) при разных функциях и на все остальные большие интервалы.
  1. Наиболее естественным является плавное движение голосов.
  2. Скачки не возникают произвольно, они должны быть оправданы (написаны по правилам)
  3. Если в одном из голосов возник скачок (лучше в сопрано), то далее он должен быть уравновешен плавным движением в противоположном направлении.
  4. Запрещено мелодическое движение на увеличенные интервалы.»

Это выдержка из статьи про голосоведение, найденной мною в интернете. Кому интересно, может ознакомиться подробнее: http://musicfancy.net/ru/music-theory/harmony/89. А остальным советую обратить внимание лишь на первое правило, которое гласит, что наиболее естественным является плавное голосоведение. Конечно же, голосоведение предполагает работу не только с аккордами, просто это является темой нашей статьи, так что не будем отходить от неё и продолжим. Необходимо сделать переходы более плавными, исключить скачки. Очевидно, у нас и так нет очень резких скачков, но, уверен, можно сделать лучше, получить более естественное звучание. Просто перенесите некоторые ноты на октаву выше или ниже. Результат моей работы вы можете видеть и слышать, как всегда, ниже.

4) Разложение аккордов.

В качестве завершающего шага, разложим наши трезвучия. Здесь простор для экспериментов просто безганичен. Суть в том, что вы берёте любую ноту и переносите / копируете её на любую из октав. Похоже на шаг №3, но тольео теперь наша цель сделать звучание более широким, а не более плавным. Я ограничился тем, что скопировал средние ноты всех аккордов на октаву выше.

Честно сказать, мне кажется, что теперь не помешало бы продолжить, добавив в получившуюся последовательность ещё несколько трезвучий, но я этого делать не буду, так как считаю, что принцип комбинирования аккордов я уже неплохо изложил. А вы, тем временем, можете попытать удачу, а заодно и потренироваться.

Саму прогрессию прописать вы можете, к примеру, пэдами и, добавав мелодию синтезатором, сделать на их основе мэйнстримовый бит. Или же сделать лиричный инструментал, прописав аккорды на фортепиано и сочинив на нём же основную мелодию. Более подробно на тему сочинения мелодии читайте здесь: http://beatmaker.tv/article/sochinenie_melodii_na_fortepiano.

В качестве заключения предостерегу вас: не огорчайтесь и не удивляйтесь, если в конечном итоге получится нечто вам уже знакомое. Действительно хорошо и естественно звучащие аккордовые прогрессии не так многообразны. Возможно, в будущем я напишу статью, где разберу все мне известные последовательности аккордов, а также приведу примеры, где конкретно некоторые из них уже использовались. В очередной раз желаю всем удачи в нашем нелёгком ремесле! До свидания!

Источник

Как писать нестандартные и сложные аккордовые прогрессии для EDM

Привет, это Павел Уоллен. Как и обещал – в прошлом обучении, урок по более сложным и неравномерно переключающимся аккордам, не те простые аккорды к которым мы привыкли, а нечто менее симметричное и ровное, которые часто попадаются в жанрах Future House, Future Bass, Progressive House, Electronica или экспериментальные жанры. В целом стилистических рамок может и не быть, так как идея есть идея и в каком жанре ее лучше реализовывать она должна намекнуть Вам сама.

Речь пойдет о том, как вместо обычной прогрессии аккордов длительностью по такту каждый, нормально заморочиться и придумать нечто более оригинальное, неравномерно переключающееся и интересное, дочитайте эту статью до конца, чтобы понять все 6 важных аспектов-советов создания оригинальных последовательностей аккордов.

Создание сложных и нестандартных аккорды. 6 советов в строение прогрессий

Важное условие, перед тем как мы начнем двигаться – важен звук, как тембр или инструмент, с которым вы все это будите создавать, старайтесь все же избегать стандартных пресетов внутри родных плагинов FL studio – все они уже приелись и звучат не самым уникальным образом. Обзаведитесь плагинами Serum, Sylenth1, Spire или даже ромплер Nexus или очень хороший вариант Avanger, и еще интереснее если у вас будут пресеты от сторонних разработчиков для этих плагинов, которые специализированно созданы для вашего жанра музыки. Просто мало кому нравиться даже хороший результат в плане гармонии, наигранный на FL Keys.

И вот только на таких аккордах даже без мелодии часто продюсеры могут основывать свою идею целиком в дропах своих треков, хотя кажется, что мелодии там нет, но на самом деле мелодия в прогрессии аккордов есть всегда, дело в том, что она простейшая, и сейчас я все поясню и примерно попытаюсь донести в чем смысл сложных и ломаных прогрессий и как их строить чтобы получилось круто и цепляюще.

Давайте зададим не самую стандартную минорную тональность Amin, а хотя бы что-то менее приевшееся уху, F min, к примеру. В целом поле подстраивается под нас и это не должно вас отвлекать или каким-то образом мешать. Если у вас в целом проблемы с тональностью, и вы не понимаете, как это работает, то вам вот на это понятное видео для совсем начинающих – кликаем по подсказке.

Первый не совет а даже правило

Как и с любой последовательностью, не нужно сразу пытаться делать прогрессию из многоэтажных созвучий басовые ноты, + квинты к ним, басовые ноты (они же тоники аккордов) на октаву выше) + бесконечные попытки примерять другие ступени к ним (будь то терции, или другие вещи) и все это в еще неопределившейся последовательности аккордов.

Начинайте с простейшего и потом уже накладывайте дополнительные краски внутрь гармонии, которые там будут эту прогрессию именно улучшать насыщая. Начинайте с комбинации тоника аккорда плюс терция (это внутри любого лада нота через ступень, и лучше бы поднять это все на октаву выше, комбинацией клавиш с выделением CTRL+стрелка вверх).

Здесь роль басовых ступеней – это задача смыслового контекста тому что играет выше.

А то что играет выше – это как раз будет так или иначе служить мелодией, смысл в том, что в любой даже самой простой последовательности аккордов, человеческий слух больше всегда прислушивается к смыслу самых верхних ступеней гармонии – то есть ноты которые расположены выше остальных в своей последовательности и дают простейшую мелодию, проверка этому простой факт – мы не можем напеть или насвистеть целую гармонию из аккордов, как созвучия нескольких нот, мы можем исполнять только одну ноту за время и попробуйте напеть или насвистеть услышанную прогрессию – вы будите исполнять именно верхние ступени, именно так работает наш слух и это логично- смысл мелодии по сути это верхний регистр нот.

Но совершенно новый смысл одной и той же мелодии может задать какая-то другая прогрессия басовых ступеней.

ПРИМЕЧАНИЕ 1: Будем относиться сейчас к смене басовой ноты (то есть изменению контекста идеи) как как одному шагу гармонии.

ПРИМЕЧАНИЕ 2: И знайте, что идея имеет размер, скорее всего ваш размер это 4 или 8 тактов, что называется квадратом или частью. И часто любая идея занимает максимум 8 тактовую часть, при этом заметно частое копирование 4-х тактовой части далее и небольшие изменения в мелодии либо в завершении басовых ступеней, последние 1 или 2 такта могут завершиться по-другому.

Пробуйте начинать с первой басовой ступени тональности, так как большинство идей, так и реализовываются, и на роли ноты в мелодии чаще пробуйте терцию, также можете тонику (туже ступень на выше на октаву или квинту (пятую ступень от басовой ступени ниже). Куда пойти затем – просто нужно пытаться и первые три построенные шага в гармонии дадут вам уже понять куда вы хотите двигаться – ваш слух как совокупность того чтобы услышали в музыке за всю свою жизнь и что вам из этого нравиться больше всего – даст понять вам куда двигаться, опыт Вас как музыканта это уже – скорость реализации этого на Piano Roll, того что вы хотите, что у вас из продолжения этого начала прозвучало в голове.

Второй совет и хороший лайфхак.

Если комбинировать мелодию никак не получается, то возьмите за шаблон отношения терции в мелодии к басовой ноте, то есть от басовой ноты всегда идите через ступень в рисунке мелодии.

Просто терцовые отношения от тоники это и есть основной смысл любого простого аккорда. Когда прогрессия будет готова полностью – вы уже попробуете поменять некоторые ступени мелодии на соседние либо совершенно другие – так будет намного проще, если вы начинающий.

Третий совет

Последовательность должна нести в себе смысл и содержательность, пробуйте множество уде работающих последовательностей, Вас никто за это из знаменитых артистов не убьет – они все равно все повторяются постоянно (сейчас я говорю про 3 первые шага в гармонии), если считать по ступеням лада в басовых нотах – вот несколько вариантов:
1-6-7, 1-6-3, 1-7-6, 1-5-7, 1-7-5, 1-3-7, 1-4-7, и не совсем бесконечное кол-во такие троек первых аккордов, но есть и еще.

Вы можете пробовать начинать не от первой ступени тональности, в таком случае это может быть:
6-7-1, 3-7-1, 3-4-1.

Четвертый совет.

Ломать аккорды, так как мы говорим в таких идея не про потактовое переключение, а нечто чуть более сложное – можете пробовать как это не странно, но как угодно, главное знайте свой темп будущей идеи и хорошо бы знать примерный жанр, чтобы понять какой будет бит прямой (House, Trance или Techno, или ломаный Dubstep, Future Bass или Drum’n’Bass). Так как прописав бит (пусть даже пока не подбирая семплы на роль этих ударных – вы упростите себе картинку будущей структуры переключения аккордов, это все-таки влияет на восприятие и может хоть и косвенно, но помочь вам определиться со структурой этих аккордовых долей.

И далее главное заполнить 2 первые такта, и эти два первые такта могут уже задать для вас схему деления и переключения этих самых аккордов по сетке времени, и скорее всего аккорды будут другие в 3-м и 4-м такте, но схема переключения может сработать прежняя, так как иначе, идею так слушать будет проще, слух ищет повторения и циклы, в этом случае в шагах гармонии. Но это не строгое правило – работать может все прекрасно и без повторений на отрезке 2 такта, но оно точно нужно далее, иначе идею будет слушать максимально трудно.

Пятый совет

Это уже все комплексные действия по улучшению имеющегося наброска. Когда четырех тактовая часть готова, пробуем ее копировать и, если слушается однообразно – что скорее всего так, в 90% случаев это так – меняем немного либо только ступени мелодию, либо и басовые ноты в конце тоже (в конце это 1 или 2 последних такта).

После того как будет готова простейшая идейка, можно пробовать погонять некоторые ступени мелодии по соседним вверх и вниз, можно не просто по соседним и далеко вверх и далеко вниз, это если вы выбрали путь изначально простой мелодии по аккордам и рисовали ее по терциям этих аккордов.

Когда все точно получилось красиво, и вы все разбросали, тогда стоит участить местами переходы именно мелодии, разбавить все переходящими ступенями, опять же идея должна намекать вам где это сделать хочется, а если не намекает, то это просто у вас пока совсем мало опыта, даже как слушателя ну или вы совсем может быть устали уже, короче тогда просто пробуем и анализируем пока не получиться уместно в смысле мелодии.

И вот как раз шестым шагом

Вы можете включать много этажность этих аккордов и подбирать копии дубляжи существующих ступеней на октавы выше или ниже, либо добавлять какие-то гармонические сложности в виде новых ступеней в аккорде. До тех пор, пока Вам не покажется все это звучащим гармонически насыщенно и все еще адекватно и понятно с перспективы первичной идеи, что у Вас изначально получилась, только с использованием басовых ступеней и верхней мелодии.

Вот примерно такие существуют правила и советы в зарисовке подобных идей.

Если вы хотите капнуть намного глубже и понять все подобные принципы – у нас для этого есть относительно свежий и объемный видеокурс с тренажерами и упражнениями, который считается музыкальным образованием для современных продюсеров электронной музыки, ознакомиться или забрать курс можно тут.

А в свою очередь, надеюсь, что помог ответить на очередной ваш вопрос и значительную трудность с аккордами и идеями в целом, на которую по сути мало кто дает ответов. Быть может стоит больше посвящать этому внимания.

А сейчас я говорю вам до скорой встречи – уже совсем скоро. Желаю вам крутых мелодий и постоянного потока идей! Пока.

Источник

Оцените статью