Как правильно свести гитару

Сведение гитары

Предлагаю вашему вниманию несколько практических советов по микшированию гитары. В данном случае речь идет все-таки о сведении электрогитары. Советы достаточно простые, но эффективные и работают в большинстве случаев. Пускай они будут служить точкой отсчета в вашем стремлении получить правильное гитарное звучание и усадить его в ваш микс.

Эквализация гитары

Фильтр низких частот

Часто низкие частоты гитары вступают в конфликт с низкими частотами бас-гитары, в конечном итоге получается каша. Попробуйте обрезать низкие частоты на гитаре до 100-120 Гц, до тех пор пока не услышите, что гитара и бас отчетливо звучат. Вы можете воспользоваться простейшим фильтром, или же любым эквалайзером.

Фильтр высоких частот

Аналогичная операция, просто срезайте высокие частоты до тех пор, пока гитара не перестанет конфликтовать, допустим с барабанным железом. Иногда верхние частоты срезать не нужно.

Не переусердствуйте с искажениям

Конечно эффект «distortion» или «overdrive» заставят вашу гитару звучать мощнее, но слишком большое количество искажений сделает вашу гитару мутной и не четкой.

Основу звучания гитары составляют именно средние частоты, именно поэтому стоит относиться к их эквализации с особой осторожностью. Конечно убрав некоторое количество средних частот, звучание гитары вам может показаться более симпатичным в режиме «solo», но в миксе она просто потеряется.

И еще несколько полезных советов:

  • Не занимайте все пространство микса гитарой

Даже если вы хотите, что бы ваша гитара был основной частью песни, убедитесь что все остальные инструменты находятся в правильном балансе с ней.

В звучании каждой гитары есть определенный частотный диапазон, который составляет основу звучания гитары. Его нужно найти и усилить.

  • Уберите вредные частоты

Многие опытные звукоинженеры утверждают, что на частоте 800 Гц. есть что-то, что делает звучание гитары «дешевым». Корректируйте эту чистоту.

Компрессия гитары

Какие цели преследует компрессия гитары:

  1. Выровнять динамику
  2. Подчеркнуть атаку
  3. Увеличить сустейн (продолжительность звучания)

Динамика

Допустим сильно перегруженная гитара имеет сама по себе уже достаточно ровную динамику, потому что овердрайв и дисторшн работают, как компрессор. Так что, скорее всего вам не придется применять компрессию в данном случае. Но вот клин гитара (clean) потребует такой же компресии, как акустическая гитара.

Вот установки компрессора для акустической гитары (приблизительные):

Release: 50-100 мс

Атака

Для того, чтобы подчеркнуть или же ослабить атаку гитары подбирайте параметр Attack на слух. Например, чтобы добавить атаки гитаре рекомендую искать значения между 10 и 80 мс.

Release: 50-100 мс

Сустейн

Для того чтобы получить больше сустейна, необходимо скомпрессировать входной сигнал, установив быстрое время атаки и длинное время восстановления, например (250 мс). В зависимости от того, какой сустейн вам необходим, вы можете использовать Ratio от 4:1 и выше.

Источник

Как происходит запись электрогитары в студии?

Формирование звука электрогитары, которую мы слышим в студийных записях, происходит в последовательности, изложенной далее:

Электрогитара через цепь педалей эффектов или pedal-board (если эти эффекты нужны) подключается к усилителю. Чаще всего используется педаль “грелка”. Овердрайв эффект призванный “подогреть” усилитель. Усилитель используется, как правило ламповый, не из дешевых. Он придает эталонный тембр звучанию. Выбор усилителя должен соответствовать стилю музыки. Например, мощному модерновому звучанию таких команд как Trivium, Killswitch Engage, As I lay dying подходят усилители Peavey 5150, Mesa Boogie Rectifier и прочие. Собственно, их они благополучно и используют в своих записях. Выбор гитарного усилителя – это один из множества ключевых моментов, благодаря которым можно добиться отличного звучания.

Далее усилитель подключается к кабинету. Грубо говоря это акустическая колонка с одним или несколькими специальными динамиками вроде Celestion, габаритами корпуса для правильного объема. Кабинет – очень важная часть в цепи оборудования гитариста. По версии одного из популярных музыкальных журналов, он составляет 50% итогового тембра звучания. Следующий элемент в цепи – это микрофон. Как правило это специализированный высококачественный конденсаторный микрофон, например Shure SM58. Он подключается к компьютерному звуковому интерфейсу (звуковой карте). Важнейшим нюансом является расположение микрофона относительно кабинета, его позиция, удаленность от динамиков, направление. Также важно само окружение, т.е. помещение, в котором происходит запись. Как вы понимаете, результат записи в ванной комнате будет совсем не такой как, скажем, в комнате со звукоизолирующими панелями на стенах! 🙂

Звуковая карта, к которой подключен микрофон, естественно, не такая коими дополнены наши с вами материнские платы. Это специальное оборудование с функциями согласования сопротивлений и фантомным питанием. Эти карты имеют высококачественные аналого-цифровые (АЦП) и цифроаналоговые преобразователи (ЦАП) для достоверно точной оцифровки сигналов, поддерживающие режимы записи и воспроизведения с высокой битностью и частотой.

Студийный компьютер записывает звук с помощью программ типа DAW (от англ.Digital Audio Workstation – цифровая звуковая рабочая станция). Далее в этой же программе, как правило, полученные дорожки сводят и делают мастеринг готовой композиции. Таких программ множество: Reaper, Cubase, Nuendo, Adobe Audition и прочие. Они заменяю магнитофоны, на которые шла запись в доцифровую эпоху.

Схема последовательности студийного оборудования для записи электрогитар

Получить точно похожий звук , по всем нюансам идентичный звучанию выбранного исполнителя, практически невозможно по той причине, что обработка готовой гитарной записи производится разными приемами, разными программными модулями (VST плагины), разными режиссерами, наконец! Положение микрофонов, настройки педалей и усилителей… Как вы понимаете, количество всех возможных комбинаций стремится к бесконечности – поэтому звучание гитары в миксе всегда будет уникально!

Источник

Советы про запись гитары от знаменитых гитаристов

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Думаю, что не ошибусь, если предположу, что каждый, гитарист рано или поздно хочет запечатлеть свои «шедевры» в цифре на блине жесткого диска (или флэш-памяти) своего компьютера. Желание это не только понятно, но еще очень и очень верное. Как-то я даже посвятил целую статью тому, как же полезно записывать свою игру.

А тут стало быть, набрел на советы по записи гитары от John 5, Paul Gilbert, Adam D и Marti Friedman. В целом, конечно, никаких откровений тут нет, но, как говорится, повторение – мать учения.

John 5

Будь проще

На моем последнем альбоме, я решил записать просто усилители. В студии, где мы записывались, было просто куча различных усилителей. Я использовал Mashall JCM 900 и Fender Tone Master. Мы их раскочегарили и начали. Я не стал использовать много эффектов и получил крутой и органичный звук. Именно тот звук, на котором я практикуюсь дома.

Делай дабл-трек

Все всегда делают дабл-трек своих ритм партий, а я всегда думал: «Почему де никто не делает дабл-треки своих лид-партий и соло?». Конечно это не просто, особенно если есть много быстрых частей и бендов, и это занимает очень много времени, но я делаю это по-другому, чтобы было немного проще. Например, как только я закончил песню, я делаю далб-трек своей лид-партии, пока она еще свежа у меня в голове.

Смотри по сторонам

Всегда будь на чеку и знай, что конкретно ты делаешь. Это как в школе – перед тем, как сдать тест, нужно выучить предмет, и если ты хорошо подготовился, то – сдашь. Точно так же все происходит и в жизни, причем это касается всего что угодно, и запись гитары – это, конечно, не исключение.

Ограничивающие факторы

Включайся прямо в гитарный вход и знай, что ты делаешь, или, по крайней мере, ограничивай себя одной-двумя педалями. В противном случае, можно замаскировать реальный звук и что-нибудь упустить из виду.

Paul Gilbert

Не парься с микрофоном

Запись гитары – это самая простая вещь в звукозаписи. Это тебе не барабаны или вокал. Гитара с дисторшном – это еще легче, т.к. она уже скомпрессирована. Используй динамический микрофон и не делай с ним ничего такого – просто поставь прямо перед усилком и чуть-чуть наклони. Он будет звучать отлично.

Настройка и ритм

Рука об руку с записью идут две вещи – настройка и ритм. Большинство независимых групп, которые я слышал, следили за ритмом. Люди думают, что AC/DC, Green Day или Ramones – это не бог весть, какие гитаристы, потому что они не играют быстро, но они просто вколачивают свой ритм и поэтому их записи звучат действительно плотно, а итоговый звук великолепен.

Балансируй

Редактировать партии – это нормально, но нужно найти ту грань, за которой нужно провести черту, иначе можно впустую потратить множество часов. Я выяснил, что после огромного количество времени изменений и редактирования, я потерял ощущение того, что я собирался сделать изначально. Всегда нужно стараться ставить на первое место максимально возможную производительность.

Недожаривай

Сейчас не 1975, когда на Masrhall была лишь только регулировка громкости, поэтому вы можете получить уйму гейна из любого усилителя или плагина. Однако же дело в том, что измученные тоннами гейна гитары будут звучать, как каша. Постарайтесь сделать композицию, которая звучит хорошо без тонн дисторшна и наложений записи.

Adam D (Killswitch Engage)

Правило SM57-го

Можно называть это «знаю, что делаю» или свалить все на лень, но всегда просто ставь 57й перед кабинетом. Я полагаю, что это что-то из серии «стоять на своем». Но я всегда делаю именно так.

Отодвинь мик

Положение мика – это ключевой омент. Можно получить миллион EQ-откликов, в зависимости от того, куда поставить микрофон перед кабинетом. Лично я для себя нашел лучшее место (ну я, по крайней мере, так думаю) – это чуть в отдалении от кабинета. Я знаю, что многие инженеры ставят мик прямо перед решеткой, чтобы получить усиление низких частот, эффект близости и всякую такую хрень. Но лично я выяснил, что если отодвинуть мик примерно на 6 дюймов (15 см), то можно получить более сбалансированную частотную кривую.

Тесная взаимосвязь

Пол дела — это сыграть партию хорошо. Помните старую поговорку, про что из говна конфетку не сделать? Так вот, если отстой с самого начала, то и в конце будет отстой. С чем-то плохо звучащем изначально уже ничего не сделать.

По немножко за раз

Мой мозг не настолько крут, чтобы отлично воспроизвести композицию за один прием, поэтому принцип «по немножко за раз» работает лучше. В этом случае, гитарист может сконцентрироваться именно на том, что он делает в конкретный момент. Отлично сыграть целую песню за раз – это уже слишком.

Marty Friedman

Подготовка…

Готовься, переподготовься, а затем готовься еще и еще. Даже когда уже все готово, попрактикуйся еще, еще один раз. И тогда к тому моменту, когда ты окажешься в студии, все партии будут отскакивать от пальцев.

… Или нет

Несмотря на то, что я только что сказал, бывает, что я чувствую себя абсолютно не готовым. Это дает ощущение фана и нового опыта. Если у тебя есть вагон времени, то ты можешь быть неготовым настолько, насколько хочешь и просто надеяться на удачу.

Сахар рафинад

Я записал целое соло за раз и там были некоторые моменты, которые мне нравились, а друге – нет. Я не хотел закапываться и вылавливать их по чуть-чуть. Я просто вспомнил то, что мне понравилось и переиграл всю вещь целиком. Я повторил этот процесс, то что, в итоге, финальное соло было записано с одной попытки. Звукорежиссеры тоже любят такое.

Нет одного подхода

Стив Вай и Джон Петруччи из Dream Theatre играли на моем альбоме 2006 года Loudspeaker. Джон пришел в студию, и я показал ему весь трек, а потом сказал ему сыграть все те безумные штуки, которые я бы и вообразить не мог. У Стива Вая не было ориентиров, я отослал ему песню, а он выслал в ответ кучу треков, из которых я выбрал то, что мне нравится.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

А теперь о том, как свести классный metal track!

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Привет! В прошлой статье я рассказывал о том, как записать в домашних условиях тяжелую музыкальную композицию. И вот теперь, когда с трекингом мы закончили – переходим к созданию микса. Сейчас я вам расскажу, как я это делаю. Хотелось бы заметить, что все написанное здесь ниже не является единственным верным путем, а всего лишь описывает методы которыми пользуюсь я для создания своих треков.

Сегодня для примера мы возьмем очередную мою музыкальную композицию под названием «Experiment». И начнем с барабанов. Барабаны я делаю в Addictive drums (в предыдущей статье описываются персеты и паки, которые я использую). У бочки делаем hi-pass фильтр до 20 hz, чтобы удалить ненужный гул на субнизких частотах. Затем я поднял 80 hz примерно на 4 db, чтоб добавить пробивной низ, и вырезал 160 Hz на 8 db, чтоб очистить этот диапазон для баса и заодно удалить излишний гул в этой области. Слегка поднимаем высокую середину в районе 6 kHz для щелчка. Компрессия довольно сильная, thrashold -24, атака 5 ms, релиз 40 ms. Так же для уплотнения низкой середины вешаем дисторшн, делая фильтр на нем от 200 до 400 Hz. С рабочим практически те же процедуры, за исключением эквалайзера и дистроршн. На эквалайзере я вырезал 420 Hz, так как в данной области находился его собственный резонанс. Так же слегка поднял 150 Hz для придания веса, и 4,5 kHz для щелчка. А фильтр на дистроршн сделал от 1200 до 2000 Hz. По громкости фейдеры бочки и рабочего находятся в 0. Остальные настройки пресета я не менял, так как меня они устраивают. На общий трек барабанов я в Logic вешаю плагин SubBass, чтобы добавить субнизких частот бочке и обогатить низом рабочий. Пресет Sub with harmonics.

Бас я обрабатываю плагином Vandal. Выбираю пресет Stright Rock 4×10. Меняю динамики с 10’ на 15’. Гейн и драйв на полную:) Чтобы рычало адски. Немного подрезаем низ в районе 120 Hz, чтобы убрать гул. И можно прибавить рычания на 800 Hz. После Vandal я вешаю еще один эквалайзер, чтобы более точно скорректировать частоты баса с бочкой. Hi-pass до 50 Hz. Вырезаю 80 Hz, для освобождения бочке низкочастотного удара. Так же lo-pass фильтр до 2300 Hz. И ищем некоторую муть, которая лежит обычно от 200 до 700 Hz.

Теперь начинаются хитрости:) Этот прием называется параллельная компрессия. Трек барабанов и баса посылаются на отдельную подгруппу через send, уровень посыла в 0. На подгруппу вешаем компрессор и после него эквалайзер. Я использую компрессор The Glue. Параметры: thrashold -24, ratio 1:10, attac 30 ms, release 0.1 ms. На эквалайзере задираем полочкой низ до 100 Hz аж на 6-9 db, а так же при желании верх от 6000 Hz. Все эти манипуляции делаются для того, чтобы уплотнить нашу ритм секцию. Появляются качающие низа, бас с бочкой сжимаются компрессором в одно целое, а при добавлении верхов наши ударные становятся наиболее прорезающимися через микс. Фейдером подгруппы выставляем громкость в миксе по вкусу. Самое главное, чтобы не было скачков громкости от передозировки низа.

Итак, барабаны с басом мы немного объединили в единый фундамент. Но это еще не все. Основные наши треки барабанов и баса все таки звучат немного раздельно. Я не любитель в данном случае делать side-chain на басе. Я делаю следующее: выходы с треков барабанов и баса я посылаю на еще одну подгруппу, и вешаю на нее лимитер. Выход с лимитера ставлю -0,3 db, а гейн поднимаю до +6-9 db. Теперь у нас ударные с басом звучат как одно целое. И side-chain выполняется автоматически лимитером. То есть когда происходит удар бочки – бас в это время немного стихает. Чтобы добиться этого эффекта, нужно просто подвигать фейдеры громкости бочки и баса, и почувствовать, когда появляется тот самый кач!

Вот уже полдела мы сделали. Ведь в тяжелой музыке самым важным аспектом является твердый ритмический фундамент. Сейчас ко всему этому мы с легкостью прилепим наши 4 дорожки ритм-гитары, и, считай, дело в шляпе:)

Начнем. Не поленитесь потратить свое драгоценное время и почистить гитарные треки от всяческих шумов. То есть там где ничего не играет – должна быть абсолютная тишина, иначе после компрессии у вас все эти шумы, жужжания и лязгания вылезут в миксе очень сильно, а слушать их малоприятно. И не забываем пользоваться fade in, fade out для избежания щелчков в треке. И вот, когда у нас все чистенько, гладенько начинаем работать. У нас есть 4 дорожки гитары. Мы разводим 2 из них по панораме до упора влево вправо. Другие 2 дорожки на 50% панорамы и слегка убавляем по громкости. Я убавил где-то на 4 db. Начинаем частотную коррекцию. Когда я в первый раз применил способ сведения с 4 гитарами, я эквализировал их практически одинаково, но результат меня не удовлетворил после сравнения моего микса с коммерческим. Нужно было новое решение. Так как в центре микса у нас, как правило, сосредотачивается вся ударная мощь композиции, то есть все низкие частоты (ну исключая тех людей, которые делают бас в стерео), то почему бы нам и центральные гитары (это те, которые на 50% разведены по панораме) не сделать более плотными с хорошим низом, дополняющим бас, а в крайних немного низ подрезать, чтобы создать воздушность и прозрачность? Так я и сделал? В итоге у меня центральные гитары были обрезаны до 90 Hz, а крайние до 130 Hz. А заодно обрезал верх до 4000 Hz на центральных гитарах, чтобы они не вуалировали посуду. На крайних правда тоже обрезал, но не так радикально, всего лишь до 6000 Hz с добротностью 12 oct. Ну а дальше стандартная гитарная эквализация… Убираем гул на 250 Hz, убираем муть в районе от 400 до 700 Hz, возможно еще придется подрезать 1kHz, чтобы освободить место под вокал (если таковой имеется), либо под соло. Выход всех гитарных треков делаем на подгруппу и компрессируем. Не слишком жестко, чтоб оставалась динамика. Thrashold -12, attack 20 ms, release 60-100 ms, ratio 1:3. Этим самым мы придаем дополнительную плотность, склеивая гитары с басом и ударными. Не советую применять всякие расширители стереопанорамы к подгруппе гитар в отдельности, так как это приведет к истощению их в центре микса, а так же к фазовым искажениям. Лучше на этапе мастеринга расширить весь микс целиком.

Соло-гитары эквализируем примерно так же, за исключением Hi-pass фильтра. Его я настраиваю на частоту примерно в 200 Hz, чтобы соло не конфликтовало по низам с ритм секцией. В данной композиции мне показалось, что соло звучит как-то слишком в центре и очень выделяется на фоне остального микса. Но я быстро нашел этому решение, повесив хорус на треки. Модуляцию в плагине я убрал, так как мне не нужны были искажения. Просто слегка раздвинул звук по панораме, тем самым он отлично сел в микс.

Поговорим о делэях и реверах. Если мы хотим, чтобы наш микс звучал едино, то не стоит использовать больше 2х ревербераций при сведении. Я вообще стараюсь использовать одну. Большее количество, как правило, требуется только для каких-то творческих воплощений. С делэями то же самое. Обычно я использую stereo delay для сольных партий, и tape delay с коротким повтором (1/16) для того, чтобы отодвинуть инструмент на задний план. Все остальные случаи – это воплощение художественных задумок. Не советую перебарщивать с ревером на ритмических партиях гитар, так как он только загрязняет микс. Делэи вообще не использую на перегруженных ритмических гитарах. В данной композиции я использовал одну и ту же реверберацию (medium hall) и применял ее на рабочем, ритм-гитарах и соло-гитарах. И stereo-delay с повторами на 1/4 на сольных партиях. Естественно, все эффекты обработки я включал через send. На подгруппах эффектов перед плагином ревера или делэя ставим эквалайзер и режем низ и верх, дабы не замутнять в миксе низ и верх:) Я обрезаю входной сигнал до 350 Hz по низу и до 5000 Hz по верху.

На мастер-шину вешаю Ozone4 с пресетом tube saturation. Но опять же корректирую. На эквалайзере обрезка до 20 Hz, затем добавляю немного общего ревера, совсем чуточку 2,5% (на ревере обрезку по вышенаписанному примеру), это окончательно объединяет весь наш микс в одно целое. И в stereo imager раздвигаю верх на +3 и середину на +5. Низкий диапазон не трогаю. Тем самым наши гитары звучат широко, а центр остается обогащен низом. Вот собственно и все. НО хочу еще раз повторить, все значения компрессоров и эквалайзеров настраиваются под каждый конкретный микс по-разному. Поэтому не нужно все ручки выставлять точно так же, как описано в моем примере. Хотя можете попробовать, вдруг у нас одинаковые вкусы и вам понравится результат:)
А теперь слушаем, оцениваем результат.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Оцените статью