Как правильно установит струны классической гитары

Струны

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Сергей Арзуманов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 08 апреля 2015 г.

Каждый из начинающих музыкантов, взявших в руки гитару, вынужден рано или поздно столкнуться с заменой струн. И, как показывает практика, немногие из них способны сделать это так, как положено. В этой статье мы рассмотрим, как натягивать струны на гитару правильно и без ошибок.

В настоящий момент гитарные струны выпускаются двух типов – нейлоновые (их еще иногда называют синтетические) и металлические. По большому счёту, каждая акустическая гитара предназначена для использования какого-то одного вида струн. Это связано, прежде всего, с различной силой натяжения струн: «нейлон» гораздо мягче «металла», и конструкция гитары это учитывает. Можно, конечно, попытаться натянуть нейлоновые струны на вестерн-гитару, но в этом случае мягкому «нейлону» будет сложно раскачать жесткий корпус, рассчитанный на струны, изготовленные из металла. Металлические же струны натягивать на классических гитарах, изначально рассчитанных на «нейлон», попросту рискованно, так как от сильного натяжения может вырвать нижний порожек (подструнник), да и гриф без анкера может повести. Никогда этого не делайте!

По внешнему виду отличить гитары, предназначенные для натяжения разных типов струн, очень легко. Достаточно посмотреть на гриф и на нижний порожек. Посмотрите сами – и вам всё станет ясно. Металлические струны, в отличие от нейлоновых, крепятся не на подструннике, а в корпусе гитары. Внутри корпуса дека под подструнником усилена деревянной пластиной, помогающей выдержать натяжение металлических струн.

Как натягивать струны на гитару с металлическими струнами

Итак, как правильно поменять струны на гитаре? Рассмотрим этот процесс пошагово.

1. Ослабляем колки – вращаем их до сих пор, пока струна не станет свободно провисать. Очень удобно использовать для этого специальную вертушку для струн – ее стоимость копеечная, а помогает здорово!

2. Когда металлическая струна ослабла, просто разматываем струну, освобождая от нее колок.

3. Вынимаем пробки (пины), удерживающие струну в нижнем порожке. Многие делают это по-варварски – обычными кусачками или плоскогубцами, после чего на пробках, а иногда и на порожке остаются следы этого неприглядного хирургического вмешательства. Лучше использовать специальный инструмент, что намного удобней, да и пробки не портятся.

4. Когда пробка вынута, вытягиваем из отверстия в нижнем порожке металлическую струну с шариком (молоточком) на конце.

5. Когда гитара осталась без струн, не забудьте поухаживать за ней – протереть пыль в тех местах, где установленные струны не позволяли этого сделать, а также почистите гриф и корпус специальными средствами.

6. Теперь натягиваем новые металлические струны. Порядок установки можно посоветовать такой: вначале натягиваются струны 1-я и 6-я, потом 2-я и 5-я, потом 3-я и 4-я. Это удобно тем, что уже установленная пара струн не мешает установке следующей пары.

Продеваем шарик новой струны в отверстие и вставляем пробку до упора.

7. Другой конец струны продеваем в отверстие колка и оборачиваем основную часть струны вокруг оси колка так, чтобы кончик струны остался под нашим витком.

Делаем следующий оборот при помощи колка, обворачивая струну уже под кончиком струны. Таким образом, при натяжении кончик струны будет надежно зафиксирован между двумя нашими витками.

Смысл этих действий простой – чем больше витков струны будет намотано вокруг колка, тем чаще гитара будет расстраиваться. Наша задача – минимизировать витки, но при этом остаётся вероятность того, что под натяжением струна в колке не удержится и вылетит. Поэтому мы делаем своеобразный узел, который позволит не наматывать на колок большое число витков, и в то же время надежно удержит на колке струну.

Если вы все же наматываете на колок много витков, следите за тем, чтобы они не нахлестывались друг на друга, а располагались рядом друг с другом, как спирали в пружине.

Запомните направление намотки: первые три струны (тонкие) наматываются по часовой стрелке, а 4-я, 5-я и 6-я струны – против часовой.

8. Натягиваем струну на гитару примерно до рабочего состояния, обязательно придерживая свободной рукой пробку. Если вы ее придерживать не будете, она при натяжении струны может легко вылететь. Струну натягивайте медленно и плавно, без рывков, иначе она может лопнуть. Когда натяните до упругого состояния, остановитесь и аккуратно отпустите пробку. Ни в коем случае не перетягивайте струну! Лучше недотянуть, чем перетянуть!

9. Повторяем эту операцию для всех остальных струн.

10. Берем кусачки (или специальный многофункциональный инструмент) и аккуратно обрезаем концы металлических струн у колков. Не оставляйте эти жуткие гроздья болтающихся струн на головке грифа! Смотрится это ужасно, но дело даже не в этом, а в том, что острыми концами можно легко травмировать находящегося рядом человека.

Натянув струны на гитару, настройте их по тюнеру или камертону. Будьте готовы к тому, что до следующего дня строй будет немного плыть: струны усаживаются на свое место, тянутся, приходят в рабочее состояние. Поэтому раз в несколько часов подстраивайте гитару, и все будет в порядке!

В целом, на замену металлических струн на гитаре уходит около 15-20 минут. И вопрос «как поменять струны на гитаре» у вас должен отпасть сам собой.

Как натягивать струны на гитару с нейлоновыми струнами

Теперь научимся правильно натягивать струны нейлоновые. Это несколько сложнее, чем замена металлических струн, но не настолько, чтобы вы с этим не справились. Поехали!

1. Удаляем старые нейлоновые струны. При помощи вертушки или вручную вращаем колок в нужную сторону до тех пор, пока вы не сможете вытащить кончик струны из отверстия в колке. Некоторые ленивые гитаристы для облегчения задачи начинают с того, что просто перерезают натянутые струны ножницами, но летающие над гитарой обрывки струн и оторвавшиеся кусочки канители потенциально опасны и для вас, и для гитары!

2. Вынимаем другой конец струны из нижнего порожка, распутав узел петли.

3. Удалив все струны, протрите гитару от пыли – головку грифа, сам гриф, корпус гитары. При установленных струнах делать это неудобно. Можно использовать специальные средства для ухода за гитарой.

4. Натягиваем новые струны. Натягивать нейлоновые струны будем в таком же порядке, как и металлические: сперва 1-я и 6-я, потом 2-я и 5-я, потом 3-я и 4-я. В этом случае уже установленные струны не будут нам мешать натягивать следующие.

Рассмотрим классическую установку нейлоновых струн на нижний порожек. Начнем с шестой струны. Продеваем ее в отверстие порожка на 10-12 сантиметров.

5. Делаем петлю – заводим кончик струны под основную ее часть.

6. Оборачиваем кончик вокруг струны и заводим в петлю – получается узел.

7. Пригните основную часть нейлоновой струны к деке гитары. Если вы этого не сделаете, кончик струны может выскользнуть из узла.

8. Сильно потяните основную часть струны и ее кончик в разные стороны так, чтобы узел затянулся.

9. Переходим ко второму концу струны. Проденьте кончик струны в отверстие колка.

10. Выведите кончик струны вверх, сделав полуоборот вокруг колка.

11. Оберните кончик струны вокруг основной части струны.

12. Вращая колок, натягиваем нейлоновую струну. Достаточно нескольких витков вокруг колка – хвостик струны будет надежно прижат и не выскочит. Вращение следует производить в сторону, когда струна выходит на порожек с верхней части вала.

13. Переходим к первой струне. Продеваем ее в отверстие порожка на 10-12 сантиметров.

14. Делаем петлю – заводим кончик струны под основную ее часть.

15. Оборачиваем кончик вокруг струны, только не один раз, а несколько. Кстати, многие делают так со всеми струнами – это дело сугубо личное.

16. Сильно потяните основную часть струны и ее кончик в разные стороны так, чтобы узел затянулся. Обязательно следите за тем, чтобы кончик струны заходил за кромку нижнего порожка! В противном случае он может выскочить.

17. Вторую часть струны натягиваем на колок аналогично шестой струне.

18. 5-ю и 4-ю струну натягиваем аналогично 6-й струне, а 2-ю и 3-ю струну – аналогично 1-й.

19. Концы нейлоновых струн аккуратно обрезаем.

Минут за двадцать-тридцать вы справитесь. В отличие от металлических струн, нейлоновые струны усаживаются гораздо дольше – иногда до недели. Можно посоветовать сразу натянуть струны немного выше по строю, чем положено. Они все равно ослабнут. Не забывайте во время усадки все время подтягивать струны.

Поговорим теперь о некоторых тонкостях. Во-первых, не наматывайте витки до конца вала – туда, где они могут попасть в зазор между валом и деревяшкой грифа (красные стрелки). При натяжении струна может порваться! Всегда оставляйте свободное место между последним витком и концом вала.

Во-вторых, следует избегать большого перегиба струн в районе верхнего порожка (выделено красной линией):

Для этого направление наматывания струны должно быть определенным: 1-я и 6-я струны – в наружном направлении вала, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я – во внутреннем направлении вала. На фотографии направления намотки струн показаны стрелками. Конечно, совсем без перегиба поставить струну может не получиться, но наша задача – сделать его минимальным:

Еще один совет – многие гитаристы перед установкой гладких струн (без обмотки – с первой по третью) в нижний порожек делают на кончике дополнительный узелок. Это страхует от выскальзывания хвостика из петли.

Некоторые комплекты струн продаются уже с маленькими утолщениями на конце. В таком случае дополнительные узелки можно не делать – струна уже не выскочит:

Иногда производители выпускают нейлоновые струны с шариками (молоточками) на конце – такими же, как для металлических струн. Это позволяет просто просунуть струну сквозь отверстие, не завязывая узел на нижнем порожке. Неплохое решение, но широкого распространения оно пока почему-то не получило.

Источник

Как поменять струны на классической гитаре

Большинство начинающих гитаристов, впервые столкнувшихся с необходимостью заменить струны на классической гитаре, пугает даже сама мысль об этой процедуре. Более того, даже некоторым уже играющим, но недостаточно опытным гитаристам, этот процесс кажется чем-то сложным. Видимо процедура напоминает им процесс завязки галстука элдриджским узлом. Хотя на самом деле всё очень и очень просто.

В отличие от большинства вестерн-гитар, конструкция струнодержателя классической гитары такова, что струны в нём держатся не за счёт перпендикулярных бриджу вставных пробок именуемых бридж-пинами, а продеваются сквозь отверстия параллельные верхней деке. Встречаются, конечно же, и исключения из правил, со стороны вестернов и кроссоверов. На гитарах Takamine и Ovation или Lowden, можно встретить струнодержатель без пробок, похожий на классику. Однако на классике струнодержателя с пробками, по крайней мере я, не встречал.

С металлическими струнами на вестерн гитарах, лишних вопросов не возникает. Металлическая бобышка, или, как её называют, шарик (несмотря на её бочонкообразную форму) на одном конце струны? позволяет легко зафиксировать струну в струнодержателе. Но у струн для классической гитары обычно ровно обрезаны, и зацепиться им в отверстии струнодержателя просто нечем.

Конечно же, можно встретить и нейлоновые струны с шариками на конце, но мало того, что это большая редкость, так консервативные классические гитаристы ещё их и презирают.

Преподаватели настолько консервативны, что стараются учить своих студентов так, как их учили их преподаватели, и преподаватели их преподавателей, придерживаясь ортодоксальных канонов, установленных ещё до того, как Антонио де Торрес в середине 19 века создал окончательную концепцию конструкции классической гитары.

Все современные нововведения, к примеру усиление грифа анкерным механизмом, или маркеры на грифе, ортодоксальные классики считают ересью, а струны крепят старым дедовским методом, передаваемым из поколения в поколение, обвязывая их вокруг бриджа. И хотя разные музыкальные школы могут придерживаться своих версий узлов, все они очень похожи.

На самом деле процесс замены струн классической гитары очень прост, и занимает не более чем по полминуты на каждую.

Для начала надо снять старые струны, очистить открывшуюся рабочую поверхность грифа от грязи, коль представилась такая возможность, и, при необходимости, обработать её гитарными косметическими средствами, помогающими сохранить здоровье инструмента.

Первое, с чего начинается установка струны – с её подготовки, или, другими словами, размотки её из бухты. После чего, берём один из свободных концов струны, и продеваем его в отверстие струнодержателя, в направлении противоположном грифу, как показано на рисунке 1.

Делаем небольшую петельку (рисунок 2) и скручиваем её на пару оборотов, как показано на рисунке 3.

Удерживая скрутку, чтобы она не размоталась (рисунок 4), продеваем в петлю другой свободный конец, как показано на рисунках 5 и 6.

Прижимая хвостик к верхней деке, затягиваем узел (рисунок 7), следя за тем, чтобы он попал в паз с отверстиями струнодержателя, со стороны противоположной грифу, и надёжно там фиксировался нашим узлом.

Полдела сделано, осталось теперь закрепить другой конец грифа в колке, применив похожий самозатягивающийся узел.

Классическая гитара отличается от вестерна не только конструкцией струнодержателя, но и конструкцией колков.

Во-первых, в голове грифа вырезано два слота, где спрятаны валы колков, на которые наматываются струны (как и в случае со струнодержателем встречаются и исключения, и у вестернов встречается голова со слотами, особенно на переизданиях винтажных моделей. Более того, слоты встречаются даже на электрогитарах, например у двенадцатиструнных Ricken b acker).

Во-вторых, на валы колков классической гитары надеты пластиковые барабаны, очень скользкие, и если струну не закрепить самозатягивающимся узлом, то она просто выскользнет из отверстия, при попытке настроить гитару. Особенно это касается голых синтетических или жильных струн, тех, что без оплётки.

Первым делом, продеваем струну в отверстие колка в направлении противоположном верхнему порожку, как показано на рисунке 8.

Прежде, чем продолжить, я сделаю небольшую паузу и поделюсь одним очень полезным советом.

Чтобы гитара меньше расстраивалась, число витков на колке должно быть минимальным. Однако, оплётка третьей струны очень тонкая, и убирается на раз, даже если практиковаться на гитаре не слишком часто. Что уж говорить, о тех, кто играет по несколько часов в день, особенно об учениках музыкальных школ. И недели не пройдёт, как оплётка превратится в лохмотья.

Музыкальные магазины крайне редко продают классические струны по одной. Что же, менять ради этого весь комплект, практически новый?

Простое решение позволит сэкономить и деньги и нервы. Достаточно лишь оставить на колке третьей струны небольшой запас, и время от времени перетягивать струну, чтобы сместить точку соприкосновения оплётки с ладовыми порожками, пока она ещё не слишком деформировалась и не протёрлась.

Но вернёмся к нашему процесс. Продеваем свободный конец струны обратно в отверстие колка, так, чтобы получилась небольшая петля, как показано на рисунке 9. При этом, старайтесь держать все струны, кроме третей натянутыми, а для третьей оставьте запас, чтобы в будущем была возможность для процедуры, описанной в предыдущем абзаце.

Для надёжности делаем скрутку, как и в прошлый раз (достаточно одного оборота), и продеваем свободный конец в петлю, как на рисунке 10.

Затягиваем узел (рисунок 11) и настраиваем высоту звука, периодически оттягивая струну от грифа, для надёжной фиксации узлов, пока строй не стабилизируется и не перестанет плыть.

Источник

Читайте также:  Вариации для фортепиано чайковского
Оцените статью