Как правильно выстраивать аккорд тутти

Как правильно выстраивать аккорд тутти

Альтерация — это повышение или понижение ступени лада на полутон или на целый тон без изменения ее названия. Для обозначения таких альтерированных ступеней используют знаки альтерации :
диез(#) — повышение на пол-тона;
бемоль(b) — понижение на пол-тона;
дубль-диез(x) — повышение на целый тон);
дубль-бемоль(bb) — понижение на целый тон;
бекар — знак отмены альтерации.
Название альтерации добавляется всегда после названия ноты (до-диез, ре-бемоль, ля-дубль-диез, си-бекар).

Что такое энгармонизм?

Энгармонизмом называется равенство нот или интервалов, различных по написанию и названию, но совпадающих по высоте. Понятие энгармонизма сложилось в результате распространения равномерной темперации и объясняется тем, что каждая из двенадцати ступеней октавы, неизменная по высоте звучания, может быть отнесена к различным тональностям в зависимости от ее ладового значения.
Пример: до-диез энгармонически равен ре-бемолю; увеличенная кварта энгармонически равна уменьшенной квинте.

Что такое синкопа?

Это смещение метрического акцента с сильной доли или сильного времени на более слабую долю или на слабое время доли. Художественный смысл синкопы — противоречие между метрическим течением и реальной акцентуацией, что позволяет создать ритмические диссонансы, требующие разрешения в нормальную акцентуацию.

Читайте также:  Песенки про космос для детей ноты

Что такое интервал?

Интервал — расстояние по высоте между двумя ступенями лада. Интервалы бывают мелодические (два звука исполняются последовательно друг за другом) и гармонические (оба звука исполняются одновременно). Число полутонов, охватываемых интервалом, определяют его название:
Простые интервалы:
прима — 0 тонов;
малая секунда — 0.5 тона;
большая секунда — 1 тон;
малая терция — 1.5 тона;
большая терция — 2 тона;
чистая кварта — 2.5 тона;
увеличенная кварта — 3 тона;
уменьшенная квинта — 3 тона;
чистая квинта — 3.5 тона;
малая секста — 4 тона;
большая секста — 4.5 тона;
малая септима — 5 тонов;
большая септима — 5.5 тона;
чистая октава — 6 тонов.
Составные интервалы:
малая нона — 6.5 тона;
большая нона — 7 тонов;
малая децима — 7.5 тона;
большая децима — 8 тонов;
чистая ундецима — 8.5 тона;
увеличенная ундецима — 9 тонов;
уменьшенная дуодецима — 9 тонов;
чистая дуодецима — 9.5 тонов;
малая терцдецима — 10 тонов;
большая терцдецима — 10.5 тона;
малая квартдецима — 11 тонов;
большая квартдецима — 11.5 тона;
чистая квинтдецима — 12 тонов.

Что такое музыкальный размер?

Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием долей (так называемой «пульсацией») музыки, которые, как правило, легко услышать. Основных размеров всего два — двухдольный и трехдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры.
Размер обозначается в самом начале нотной записи; при этом верхняя цифра («числитель») указывает на количество долей в такте, а нижняя («знаменатель») — на длительность доли.
Примеры:
1. Размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности;
2. Размер 3/4 состоит из трех нот четвертной длительности;
3. Размер 4/4 состоит из четырех нот четвертной длительности;
4. Размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности.

Что такое транспонирование?

Транспонирование — это запись или исполнение музыкального произведения в отличной от оригинала тональности. Перенос тональности может понадобиться, например, если диапазон голоса вокалиста не позволяет ему петь в исходной тональности, или если для удобства игры на каком-либо музыкальном инструменте тональность необходимо изменить.

Какие бывают транспонирующие инструменты?

К транспонирующим инструментам, то есть к тем инструментам, нотная запись для которых не соответствует их реальной высоте звучания, относятся амбушюрные медные инструменты, многие деревянные духовые инструменты. К условно транспонирующим относятся инструменты, звучащие октавой выше (флейта пикколо) или ниже (контрабас, гитара).

Что такое секвенция?

Секвенцией называется периодически повторяющееся смещение мотива или музыкальной фразы в восходящем или нисходящем движении. Мотив или фраза называется звеном секвенции и может перемещаться как по интервалам, так и по ступеням лада.

Что такое остинато (ostinato)?

Остинато — это многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота. Этот термин пришел из классической музыки, в эстраде его чаще называют риффом.

Что такое арпеджио?

Арпеджио — это исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно, одного за другим. Арпеджио может исполняться как в восходящем, так и в нисходящем движении. При игре арпеджируемые звуки обычно выдерживаются в соответствии с длительностью аккорда и обозначаются вертикальной волнистой линией.

Что такое тритон?

Тритоном называется интервал, равный увеличенной кварте или уменьшенной квинте (см. Что такое энгармонизм?) и состоящий из трех тонов. Этот диссонирующий интервал примечателен тем, что делит октаву ровно пополам.

Что такое тритоновая замена?

Тритоновая замена встречается преимущественно в джазовой гармонии и служит для обогащения гармонической схемы. Ее сущность состоит в замене доминантсептаккорда другим доминантсептаккордом, отстоящем от него на увеличенную кварту или уменьшенную квинту (см. Что такое тритон?). Возможность такой замены обусловлена энгармонизмом доминантсептаккордов с пониженной квинтой, тоники которых находятся на расстоянии в три тона. Пример: аккорд G7 заменяется аккордом Db7 .

Что такое тутти (tutti)?

Тутти — указание в нотах на исполнение музыки всем составом оркестра или коллектива (все голоса, все инструменты).

Что такое аппликатура?

Это способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. Как правило, в нотах аппликатура указывается цифрами, соответствующими определенным пальцам. От правильного и естественного выбора аппликатуры зависит не только удобство игры, но зачастую и художественный смысл исполняемого произведения.

Что такое баррэ?

Баррэ — способ исполнения на гитаре аккорда, при котором один палец левой руки (чаще всего указательный) прижимает две или более струн.

Что такое рифф?


Что такое пентатоника?

Пентатоника — это звукоряд, состоящий из пяти ступеней в пределах октавы. Различают мажорную и минорную пентатоники. В состав мажорной пентатоники входят следующие ступени:

В состав минорной пентатоники входят следующие ступени:

Легко заметить, что звуки, входящие в минорную пентатонику, полностью совпадают со звуками мажорной пентатоники, расположенной на малую терцию выше минорной.

Пентатонические звукоряды чрезвычайно популярны среди гитаристов благодоря удобной аппликатуре и универсальности — с их помощью можно импровизировать практически на любую гармонию. Особенно часто пентатоники используются в блюзе.

Что такое блюзовый звукоряд?

Блюзовый звукоряд образуется путем добавления к минорной пентатонике пониженной пятой ступени (bV), которая называется иногда «блюзовым тоном»:

Вверх

Что такое табулатура?

Слово табулатура (не таблатура!) произошло от латинского слова tabula (доска, таблица) и означает систему записи музыкальных звуков, альтернативную нотному письму. Каждый конкретный вид табулатуры связан со спецификой музыкального инструмента и его устройством. Обычно табулатура не дает полной информации о музыкальном произведении, поэтому ее используют совместно с нотной записью. Применительно к гитарам табулатура представляет собой шесть (по числу струн) горизонтальных линеек, в которой верхняя линейка соответствует первой струне, нижняя — шестой. В остальном табулатура не отличается от нотного письма, за исключением того, что вместо нот указывается цифра, соответствующая ладу, на котором извлекается нота.

Применение табулатуры позволяет довольно быстро исполнять музыку начинающим гитаристам, не имеющим практики чтения нот с листа. В то же время музыкант, привыкший к использованию табулатуры, при ее отсутствии окажется в нестандартной ситуации, непозволяющей исполнить музыкальное произведение «с ходу». Поэтому, при серьезном отношении к гитарному исполнительству, предпочтительнее учиться читать нотное письмо — при постоянной практике это будет не сложнее, чем чтение табулатуры.

Как играть аккорды типа D5, G5 и т.п.?

Аккорды упомянутого типа являются не совсем аккордами в классическом понимании — они состоят только из двух нот — тоники (ступень I) и квинты (ступень V). Используются такие аккорды, в основном, на четвертой, пятой и шестой струнах:

Довольно часто к аккорду добавляется третий звук — тоже тоника, но звучащая октавой выше («октавное замыкание»):

Такие аккорды используются наиболее часто в рок-музыке. Они звучат совершенно одинаково на любую гармонию благодоря отсутствию терции, и ими удобно играть различные риффы. При использовании гитарного эффекта дисторшн (или подобного ему) звучание этих аккордов становится необычайно мощным и энергичным (видимо из-за этого в английском языке они называются «power chords»).

Как играть аккорды типа C/G, G/F# и т.п.?

Общая формула подобного обозначения — аккорд/бас , т.е необходимо взять аккорд, указанный до дробной черты, но не с тонической басовой нотой, как это обычно бывает, а с нотой, указанной после дробной черты. Следует обратить внимание на то, что первая указываемая буква — это аккорд, а вторая — нота.

Вверх

Как определить частоту той или иной ноты?

Эталоном частоты является нота ля первой октавы- это 440Гц. Частота любой другой ноты определяется очень просто. Известно, что частота нот, имеющих октавное соотношение, отличается в два раза. В октаве двенадцать полутонов, следовательно соседние ноты, имеющие интервал в полутон, отличаются друг от друга по частоте в корень двенадцатой степени из двух.

Что за единица измерения «цент» (cent)?

Применительно к музыке центом обычно обозначают сотую часть полутона.

Источник

Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.

Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.

Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).

Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.

Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.

И пример обращения трезвучия:

Секстаккорд (6) – терция+кварта

Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция

Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.

Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:

Логично, что и септаккорды могут обращаться:

Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда

Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция

Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие

Чаще всего используются такие септаккорды:

Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.

Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.

До-мажор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
  • Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
  • Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – I и IV ступени
  • Малый мажорный – V ступень
  • Малый минорный – II, III и VI ступени
  • Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
  • Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
  • Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
  • Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре

Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.

Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.

Септаккорды:

до-минор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
  • Минорные – I, IV, V ступени
  • Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – III и VI ступени
  • Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
  • Малый минорный – I, IV и V ступень
  • Малый уменьшенный – II ступень
  • Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
  • Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

Трезвучия:

Септаккорды:

Транспонирование

Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Транспонированные на заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Смена ключа

Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.

Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.

Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:

Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).

Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.

Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).

При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.

Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.

Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.

Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.

Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.

Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.

Источник

Оцените статью