Как правильно закрепить гриф гитары

Крепление грифа электрогитары

Опубликовано: 2016-01-14 / Автор: Сергей Хмарук

В одной из прошлых статей мы с вами изучали общее устройство электрогитары. Сегодня мы подробно рассмотрим крепление грифа электрогитары. Также же вы узнаете какие бывают основные способы крепления грифа гитары к корпусу и чем они отличаются друг от друга.

Крепление грифа

Звучание электрогитары во многом зависит как от качества изготовления грифа, так и от способа его монтажа. Хотелось бы сразу отметить, что ни один из приведенных ниже способов крепления грифа к корпусу гитары не является самым лучшим. Каждый из них по-своему привносит определенный оттенок в звучание инструмента. В первую очередь, это касается сустейна и атаки. Ну а теперь перейдем, собственно, к типам крепления, которых у нас аж целых 4 вида.

Bolt-On (На болтах)

Этот тип крепления грифа был придуман еще в конце 40-х годов Лео Фендером, который он начал использовать на своих электрогитарах, что в итоге позволило при массовом производстве существенно снизить издержки. Когда вдруг при изготовлении обнаруживался брак на уже собранном инструменте, то негодный гриф просто брали отвинчивали от корпуса и сразу же заменяли на новый. Что называется, дешево и сердито. Именно поэтому такие грифы и устанавливают в основном на бюджетные электрогитары, хотя это не означает, что подобный тип крепления является самым плохим. Гриф на болтах – самый распространенный и простой.

Читайте также:  Аквариум город золотой укулеле

Характеризуется данный тип крепления мощной атакой и хорошей «читаемостью» нот, но вот сустейн здесь весьма слабоват, хотя это компенсируется острым («кусачим») тоном. Главный нюанс заключается в том, чтобы гриф как можно плотнее прилегал к корпусу гитары. Если же в месте стыка наблюдаются зазоры, то в таком случае необходимо отнести инструмент гитарному мастеру, чтобы он на корпусе слегка выровнял площадку под пятку грифа. Такая вот небольшая и недорогая доработка намного улучшит звучание гитары. Многие фирмы, например, для того чтобы обеспечить хороший контакт грифа с корпусом, соединяют эти две детали 5-6, а то и большим количеством болтов.

Электрогитары с таким соединением считаются универсальными, но вот лучше всего они все-таки подходят для исполнения тяжелого рока. В плане ремонта такие инструменты вообще не прихотливы, потому что снять гриф с корпуса – дело нескольких минут.

Glued/Set-In (Вклеенный)

Вклеенный гриф широко используется на электрогитарах фирмы Gibson, а также у многих других не менее известных производителей. Его устанавливают в специальную выемку и при помощи эпоксидной смолы его надежно закрепляют. Такое соединение передает акустические свойства дерева куда лучше, нежели болтовое, что придает инструменту теплое звучание и отличный сустейн, но зато атака уже не такая выраженная.

Электрогитары с вклеенным грифом зачастую более дорогие, потому что процесс склейки тут наиболее трудоемкий. Из-за своей сложной конструкции, такой гриф намного сложнее поддается ремонту или замене. Электрогитары с грифом вклеенного типа будут идеальным выбором для исполнения джазовой музыки или для теплого и сглаженного звука.

Neck-Through (Сквозной)

Пожалуй, это один из самых дорогих и лучших способов установки грифа, который был придуман немного позже, чем первые два. На электрогитарах сквозной гриф встречается довольно редко, а вот бас-гитары с ним обычное явление.

Этот тип крепления позволяет максимально почувствовать настоящее природное звучание дерева. Инструменты с таким грифом имеют отличный сустейн, звучат очень ровно и без провалов по всему диапазону частот благодаря тому, что сам гриф занимает 1/3 часть корпуса, а древесина, из которой он сделан, очень сильно влияет на звук, нежели в других способах крепления. Для таких типов конструкций на низких частотах характерно незначительное уменьшение резонанса. Применяются сквозные грифы на большинстве моделей бас-гитар Fodera, а также в некоторых дорогих моделях электрогитар Jackson.

Стоит также отметить, что играть на таких инструментах очень удобно, т.к. на грифе отсутствует пятка, что позволяет с легкостью исполнять любимые соло. В связи с тем, что гитары со сквозным грифом весьма дорогие, то и их ремонт как правило стоит очень дорого, хотя в большинстве случаев он просто невозможен, поэтому такие инструменты требуют очень бережного отношения и хранения.

Half-Through Body (Полусквозной)

Полусквозной способ крепления гитарного грифа ни что иное, как вариация на тему Neck-Through, который начали применять в конце 80-х некоторые производители электрогитар. Этот тип крепления так и не получил своего широкого распространения.

Данный тип монтажа подразумевает более плотное соприкосновение грифа с корпусом, нежели в вариации на болтах. Корпус гитары здесь цельный и не разделен пополам как с полностью сквозным грифом. Звучание инструментов с полусковзным грифом близко к предыдущему типу. Встречается он в основном на бас-гитарах, нежели на электрогитарах. Ibanez, Tung и еще некоторые фирмы используют полусквозные грифы на своих инструментах.

P.S. Подведя итог можно сказать, что исключения из правил все же бывают, а все перечисленные выше основные способы крепления грифа не дадут 100% гарантию того, что вам случайно не попадется некачественный инструмент, даже если он и будет со сквозным грифом. Поэтому покупая себе новую электрогитару, отнеситесь ответственно к ее выбору, доверяя лишь своим глазам, рукам и ушам.

Источник

Способы крепления грифа электрогитары

По-своему, электрогитары – не менее «живые» инструменты, чем акустики. Многие считают, что электрическая гитара, что-то вроде робота, у которого нет «души». На самом деле, это заблуждение. Ведь электрогитара ручной (или качественной заводской) работы в полной мере обладает одухотворённостью.
Качество и особенности звучания каждой электрогитары во многом зависит от конструкции грифа, а также способа, при помощи которого гриф прикреплён к корпусу. Есть четыре основных вида крепления грифа электрогитары: neck-trough (по-русски «сквозной»), bolt-on (крепление с помощью болтов), half-trough body (сквозной наполовину), glued или set neck (дословно – «вклеенный»). Рассмотрим каждый из этих способов поподробнее.

Сквозное. Такой тип крепления является самым дорогим и считается наилучшим. Чаще всего он встречается на бас-гитарах. Инструмент с таким креплением грифа звучит ровно, без скачков по всему частотному диапазону, но низких частотах обычно бывает небольшое снижение резонанса. Гитары со сквозным креплением очень удобны, обладают хорошим сустейном (продолжительностью звучания нот), на них легче даются исполнения сложных соло-партий. Но есть и существенный недостаток: в случае появления повреждений, ремонт неминуемо будет дорогостоящим. Чаще всего, после поломки, при таких креплениях ремонт невозможен. Сквозные крепления часто используются в гитарах Jackson, но не только. Ещё пример — BC RICH Mockingbird ST Trans.

Сквозное крепление грифа

Болтовое крепление. Массовый, широко распространённый способ. Отличается практичностью и простотой — в случае появления на грифе дефектов (или просто при желании заменить его на новый) — съём и новый монтаж части производятся быстро и легко. Особенности — острый тон, относительно слабый сустейн. Отличный выбор в качестве ритм гитары в тяжёлом роке. Главное, чтобы гриф плотно прилегал к корпусу. Чтобы убрать даже самый мелкий зазор — смело несите инструмент к мастеру. Процедура обойдётся недорого и сделает звучание намного лучше. Болтовое крепление применяется в ряде моделей практически у всех производителей. Вот пара примеров: BC RICH Warlock Revenge White (RWGW), YAMAHA PACIFICA 112J, STAGG S300 Redburst.

Болтовое крепление грифа

Полусквозное. Этот способ появился в конце восьмидесятых и мало кого вдохновил, из-за чего сегодня гитары с таким креплением грифа встречаются крайне редко. В отличие от сквозного соединения, в данном случае корпус не разделён пополам, а полностью целен. Звучание, в общем, такое же как и у инструментов со сквозным грифом; незначительные отличия могут встречаться в тех или иных моделях, но не систематизировано. Tung и Ibanez относительно часто выпускают бас-гитары с полусквозным креплением.

Вклеенный гриф. Многие крупные производители (например, Gibson) крепят гриф таким образом в дорогостоящих моделях. Деталь ставят в специальную выемку и плотно закрепляют эпоксидной смолой. Благодаря вклеенному грифу, при звучании отлично передаются акустические характеристики древесины, из которой изготовлен инструмент. Атака — мягкая, то есть звук бархатист и богат обертонами. Сустейн — отличный.

Источник

MasterGitar.com

Установим гриф гитары на свое место. Обсудим крепление грифа на винте.

У нас на форуме было занимательное обсуждение как верно называть такое крепление, на винте, на болте или с помощью болта/винта. Я буду в статье называть это креплением на винте.

Для тех, кто пошел по минимальному варианту, ремонт практически заканчивается. Осталось только установить гриф на свое место, которое не обязательно старое. Важнейшим на этом этапе будет неукоснительное соблюдение правил компенсации строя и настройки высоты струн .

Обратите внимание, что качание грифа меняет настройку мензуры, так как 12 лад и место упора грифа находятся в разных местах, то есть мензуру надо подстраивать у грифа, на котором струны уже имеют нормальную высоту. Можно установить только две крайние струны и настроить все с ними.

Вы можете подкладывать шпон дерева в места упора грифа в клец, это красные области на иллюстрации, чтобы настроить осевую, мензуру и высоты струн. Возможно, придется повозиться.

Часто бывает, что гриф очень высоко поднимается над декой, то есть между лепестком грифа и декой большой зазор и сам лепесток толстый. Я предлагаю опускать гриф и оставлять небольшой зазор , буквально не более 1.0мм. Если при настройке грифа его необходимо будет наклонить, то можно без опасений снять лепесток на самом краю, как бы заострив его.

Операция по упусканию грифа требует обработки клеца и пересверливания отверстия под винт. Старое отверстие надо заклеить деревянным чепиком.

Многим нравится оставлять гриф на винте, но настраивать всё таким образом, чтобы винт закручивался до упора. В стандартном варианте гриф на винте качается на области клеца на уровне красных точек на иллюстрации. Струны тянут в одну сторону винт держит. Металлические струны достаточно крепко прижимают гриф к клецу, а вот нейлон не очень, особенно недорогой, который ставится обычно на эти гитары. Действительно, хорошо сделать так, чтобы гриф прикручивался жестко к клецу.

Достигается фиксированный прижим путем подсовыванием чего-либо чуть ниже винта. Обратите внимание на важный момент, что есть опасность поломать клец, если опустить упор слишком низко, и винт слишком сильно затянуть. Клец расколется по линии отверстия для винта по слоям. Поэтому предлагаю упор делать на уровне синей области (см. иллюстрацию), а не опускать в самый низ клеца.

Очень помогает для определения высоты зазора в закрытом пространстве шарик пластлина. Я его оборачиваю пленкой пакетной, чтобы ещё и не пачкал. Шарик пластилина сплюснется именно до нужной высоты.

В природе существуют и другие виды крепления грифа на винте. Несколько винтов могут закручиваться в пятку через клец или в пятке могут быть установлены винты, на которые потом прикручиваются гайки. Возиться с советским грифом так сильно необязательно, но пишу, чтобы вы знали.

Также есть мнение среди многих известных мастеров, что никакой разницы в звуке гитары, будь он вклеен или на винте, нет.

Источник

Отрегулировать гриф на гитаре — легко!

Как отрегулировать гриф на гитаре в домашних условиях, для чего это нужно — разберем в статье. Каждый музыкант стремится создать идеальную мелодию. Для этого музыканты постоянно разучивают гаммы, настраивают инструмент, натягивают или послабляют струны, регулируют гриф.

Для чего производится регулировка грифа гитары?

Внутри бруска инструмента вклеен анкер — стержень из металла, который при регулировке немного выгибает деревянный гриф. Стержень толщиной от четырех до шести миллиметров.

Натянутые струны постоянно прогибают брус. Анкерный стержень противодействует такому прогибу, то есть выправляет «горб» бруса в противоположную сторону. Таким образом, натяжение уравнивается натяжением анкерного стержня.

Существует ряд факторов, влияющих на деформацию инструмента:

  1. Окружающая среда. Повышенная влажность, резкий перепад температуры приводит к деформации инструмента. Во избежание таких проблем, инструмент необходимо хранить в чехле.
  2. Износ. Со временем инструменты низкого качества выходят из строя. Лучше приобрести качественный и надежный, чем раз в несколько лет приобретать модели недобросовестных производителей.
  3. Нагрузка.

Внимание! Не следует перетягивать струны. Это очень плохо сказывается на прогибе. Все должно быть в меру.

Если новый комплект струн существенно отличается по толщине и типу от предыдущего, придется настроиться на предстоящую регулировку инструмента.

Какой прогиб у грифа должен быть?

У классической гитары массивный брус и нейлоновые струны. Поэтому анкерный стержень там не нужен. А вот на акустике или электрогитаре брус тонкий, а струны металлические. Поэтому регулировка грифа акустической гитары производится при помощи анкера.

  1. Нерегулируемый. Устанавливается для придания жесткости.
  2. Регулируемый. Такой анкер жестко зафиксирован с одной стороны, а с другой стороны находится «пуля» или анкерная гайка. Ее крутят, тем самым регулируя натяжение анкерного стержня.
  3. Двухболтовый. Регулируется болтами с обеих сторон.
  4. Двойной. На шестиструнных бас-гитарах и на двенадцатиструнных гитарах устанавливаются двойные анкеры, потому что натяжение струн у таких инструментов очень большое.
  5. Однонаправленные. Позволяют изгибать брус только в одну сторону.

На заметку! Малоопытные музыканты считают, что прогиба быть не должно. Такое мнение ошибочно. Колебание происходит в трех плоскостях. Самая большая амплитуда колебания в середине низшей открытой струны. Чтобы не создавалось лишнего звона, середина бруска должна немного прогибаться.

Прогиб зависит от толщины струн и окружающей среды — перепад температуры, повышенная влажность.

Как определить форму прогиба грифа

Исполнители постоянно спрашивают о том, какой прогиб будет идеальным. Такого понятия, как идеальный прогиб, не существует. Каждый инструмент уникален, музыканты имеют разную манеру игры, применяют струны, отличающиеся, по толщине и качеству. Поэтому подгонять свою гитару под какие-то общепринятые стандарты не стоит. Достаточно просто принять к сведению некоторые рекомендации и отрегулировать гриф под себя.

На заметку! Форму прогиба легко определить по струнам. Если струны зажимаются с усилием, то брус выгнулся. Если струны прилегают к ладам, издают лишнее дребезжание — брусок выгнулся внутрь.

Для определения прогиба необходимо указательным пальцем одной руки прижать первый лад, указательным пальцем другой руки — лад, расположенный в месте крепления бруса к корпусу инструмента. Дальше проверяем зазор между струной и седьмым ладом. В том случае, если зазора нет, потребуется регулировка анкерного стержня, потому что брус выгнут в обратную сторону или абсолютно прямой.

Есть второй способ. После полной настройки инструмента к первому и последнему ладу необходимо приложить длинную линейку. Если расстояние между седьмым ладом и линейкой меньше 0,2 миллиметра, то анкерный стержень необходимо ослабить. Перед регулировкой анкера необходимо ослабить струны. Если расстояние больше 0,5 миллиметра, то анкер нужно затянуть.

Регулировка прогиба грифа и анкера

Регулировка прогиба осуществляется при помощи анкерной гайки. Располагаться «пуля» может в разных местах:

  • на брусе со стороны корпуса;
  • со стороны головки грифа.

Если гайка находится со стороны корпуса, возникают неудобства, так как брус придется отсоединять. Если же «пуля» расположена в головке под крышечкой, то регулировка анкера не вызовет неудобств.

Главное — это качественно отрегулировать анкерный стержень, ведь от этого зависит чистота звучания. Регулировка грифа гитары осуществляется такими инструментами:

  1. Специальный ключ. Чаще всего он прилагается к гитаре.
  2. Обычная отвертка.
  3. Шестигранник.

Чтобы уменьшить расстояние между струной и седьмым ладом, «пулю» в болте затягивают. Это происходит путем вращения гайки по часовой стрелке. Чтобы зазор увеличить, необходимо анкерную гайку ослабить путем вращения против часовой стрелки.

Вращение производится путем поворота гайки в ту или иную сторону не более чем на 90 градусов. После каждого вращения инструменту дают отдохнуть пятнадцать минут. И главное, не забывать заново настраивать гитару, чтобы проверить правильность прогиба.

Иногда бывают случаи, что «пуля» уже затянута до упора, а вот зазор остался больше, чем нужно. Причина в том, что резьба на стержне закончилась. Такая проблема легко исправляется при помощи шайбы. Под анкерную гайку подкладывается шайба и вновь закручивается.

Регулировка грифа акустической гитары

У акустических гитар анкерная гайка зачастую расположена в пятке грифа. Доступ осуществляется через розетку верхней деки. Выравнивание грифа акустической гитары осуществляется по часовой стрелке, чтобы уменьшить зазор, и против хода часовой стрелки, чтобы зазор увеличить. Правильная регулировка грифа акустической гитары при помощи анкера очень важна, поэтому подходить к этому вопросу необходимо внимательно.

Регулировка грифа электрогитары

Гайка в электрогитарах находится в головке грифа под крышкой. Реже — без крышки. В первую очередь, снимается крышка. Шестиугольным ключом «пуля» крутится в ту или иную сторону для изменения прогиба.

Регулировка грифа классической гитары

В классической гитаре анкер отсутствует. Прогиб грифа на обычной классической гитаре остается неизменным. Как поднять гриф на гитаре — алгоритм действий следующий:

  • снять нейлон;
  • взять небольшой напильник;
  • очень аккуратно подпилить один или оба порожка;
  • поставить нейлон на место и настроить;
  • замерить высоту.

На заметку! Нейлон может тянуться на протяжении трех суток. Материал подвержен воздействию окружающей среды. Нейлоновые струны могут поплыть при высокой температуре или при резком перепаде температур. Поэтому после натяжения нейлона сразу рассчитывать на окончательный результат не стоит.

При настройке анкерного стержня необходимо быть предельно осторожным. Если приложенное усилие будет больше необходимого, есть риск сорвать резьбу. В такой ситуации придется обратиться в мастерскую для полной замены стержня. Главное — не закручивать до щелчка. Это верный признак сорванной резьбы или трещины в бруске.

Полезные советы по регулировке

Чтобы отрегулировать гитарный брус правильно, следует придерживаться такой последовательности:

  • определить форму прогиба;
  • максимально ослабить струны или снять их вовсе;
  • совершить повороты в сторону, необходимую для устранения дефекта;
  • проверить изгиб;
  • при необходимости провести манипуляции повторно;
  • натянуть струны обратно и дать музыкальному инструменту отдохнуть сутки.

Несколько советов для правильной регулировки:

  1. Шестигранный ключ вставляется максимально плотно, чтобы избежать стирания граней.
  2. Анкерный стержень затягивается немного «с запасом», потому что струны дают свое натяжение.
  3. Ключ вращается не более чем на одну четверть круга за один подход. После каждого вращения инструмент отдыхает.
  4. Если нет полной уверенности, что удастся самостоятельно провести регулировку, лучше довериться мастеру. Только профессионал сделает свою работу качественно.

Окончательный результат регулировки будет понятен не сразу. Все зависит от материала, из которого выполнен инструмент. Клен быстро откликнется на проведенную регулировку, а вот красное дерево покажет результат спустя сутки.

Источник

Оцените статью