Как правильно записать бас гитару дома

Как качественно записать бас-гитару

В начале своей карьеры звукорежиссёра я проводил немало времени в собственной студии, пытаясь добиться максимально качественного звука бас-гитары. Я пробовал запись через Di-Box, пробовал запись микрофоном с комбика, пробовал разные комбики и разные микрофоны. Одним словом, я испробовал всё.

Но как я не усердствовал, желаемого результата в итоге так и не добивался. Я отправился на поиски Святого Грааля для бас-гитары, но не нашёл его. Но со временем я понял, что ответом было не единственное предписание, а целый комплекс определённых техник записи, каждая из которых используется в определённых условиях.

Во-первых

Первое, что нужно для получения качественного звука бас-гитары на записи – это, конечно же, качественный инструмент. Имея это ввиду, хочу лишь добавить, что бас-гитара должна звучать плотно и сбалансировано, должна быть отстроена по мензуре и идеально интонировать, иметь достаточный сустейн и не должна иметь в тембре никаких «трещаний», «гудений» и прочих посторонних звуков.

Ну и, разумеется, исполнитель должен быть хорошо подготовлен и обладать хорошим звукоизвлечением. Здесь конечно, как и в случае с любым музыкальным инструментом – пальцы – прежде всего.

Во-вторых

Техническое качество инструмента – очень важно. Хотя любой по-настоящему качественный инструмент звучит хорошо. Если бас-гитара звучит плохо – значит, скорей всего, она плохо будет звучать и на записи. И здесь следует понимать, что никакие усилители и эквалайзеры не украсят и даже не скроют звук, если он изначально у самого инструмента скверный и мертвый.

В-третьих

Третье – это струны. С круглой и ленточной оплёткой, латунные или никелированные – все они имеют свой определённый звук. Но позвольте мне добавить, что песня, которую Вы записываете, может и должна диктовать Вам тот тембр звука, какой Вы собираетесь получить в итоге. Иными словами, бас не должен звучать одинаково во всех песнях.

В-четвёртых

Тембр баса будет существенно различаться, при записи в линию через Di-Box от записи микрофоном с комбика.

В-пятых

От того, какой тембр баса Вы получите от самого инструмента и усилителя, в первую очередь зависит звук, который Вы получите на записи. Всегда записывайте и сохраняйте настройки, а если забыли – экспериментируйте.

Запись через Di-box

Давайте начнём с директ-бокса. Моделей директ-боксов сейчас существует огромное количество. Одни – лучше, другие – хуже. Сделайте просто – расспросите Ваших знакомых звукорежиссёров, какие директ-боксы они бы посоветовали Вам и почему.

Если знакомых звукорежиссёров у Вас нет и Di-Box Вы будете выбирать самостоятельно, то отдавайте предпочтение моделям, которые дают максимально полный характер НЧ и имеют чёткую атаку в среднечастотном диапазоне. На данный момент мои любимые директ-боксы делает фирма Sans Amp.

Как правило, я всегда стараюсь использовать компрессор или лимитер при записи, чтобы предотвратить клиппирование сигнала. Стандартные настройки в моём случае такие: Соотношение – примерно 3:1, быстрая атака и медленное восстановление.

Большее соотношение даст Вам более пробивное и энергичное звучание, но слишком большое соотношение сделает звук плоским. Но здесь, как и всегда, не обойтись без экспериментов. Да, и не забываем, что ламповые приборы способны сгладить звук, но не способны творить чудеса.

Запись микрофоном с комбика

В качестве воображаемого примера я представлю мой любимый Fender Precision Bass и старый усилитель Bassman – по сути, классическое сочетание. Мне нравится подзвучивать кабинет двумя микрофонами.

Первый – динамический микрофон Sennheiser MD 421 я направляю на один из динамиков и устанавливаю «в упор». Второй – конденсаторный микрофон AKG С414 (или другой качественный конденсаторный микрофон) я располагаю на расстоянии 1-1,2 метра от кабинета.

Близкорасположенный микрофон даст плотное звучание с подчёркнутой атакой, а микрофон, расположенный на удалении от комбика даст густой низ, так как низкой частоте нужно определённое расстояние, чтобы полностью сформироваться. Используя разные комбинации этих (или других) двух микрофонов, можно получить такой звук, какой невозможно будет получить с помощью одного.

Но стоит помнить, что использование одновременно двух и более микрофонов может создать определённые проблемы с фазой. Хотя, это тот случай, когда проблемы могут сыграть Вам на пользу. Балансируя сигнал обоих микрофонов, Вы меняете фазовое соотношение между ними, что влечёт за собой изменение АЧХ, и изменение это вполне может быть в лучшую сторону.

Естественно баланс следует регулировать с помощью фейдеров микшера на двух разных каналах. Причём хочу заметить, что регулировка баланса между двумя микрофонами – дело тонкое. Часто величина, на которую Вы переместите тот или иной фейдер, может быть просто микроскопической, но при этом она достаточно заметно сказываться на характере звука.

Для искушённых можно попробовать следующее – объединить запись через Di-box с записью микрофонами с комбика. При таком подходе добавление директ-бокса делает звук чище, что является несомненным плюсом в большинстве случаев.

Заключение

Ну что ж, урок окончен. Главное правило остаётся неизменным – эксперименты решают всё. Будьте стойким и терпеливым, и даже не пытайтесь нажать «Rec», пока звучание бас-гитары не будет Вас в полной мере устраивать!

Источник

Как правильно записать бас гитару дома

Перевод: Полина Бондаренко

Запись бас-гитары очень похожа на запись электрической гитары. Наряду с ударной установкой, низкие частоты формирует основу большинства песен и музыкальных проектов, поэтому получить правильный басовый звук является жизненно важной частью для создания хорошей музыки.

В сочетании с бочкой, бас-гитара создаёт большой низкочастотный «пласт» в песне. Бас является мощным инструментом, и главной целью при записи является захватить полный объём низких частот и передать точные штрихи исполнителя в среднем регистре.

Есть несколько различных методов записи бас-гитары:

1. Напрямую в линию (DI);

2. Через усилитель;

3. Комбинирования первого и второго методов.

Запись бас-гитары напрямую в линию

«Захват» прямого сигнала имеет важное значение при записи бас-гитары. Использование DI-бокса зависит от вида звукоснимателей на инструменте: они бывают пассивные и активные.

Активный: бас может быть подключен непосредственно в аудио — интерфейс или микшерный пульт.

Пассивный: бас сначала должен быть подключен к DI (для выравнивания импеданса)

Запись бас-гитары в линию помогает более точно передать низкие частоты. Но таким способом сложно добиться качественной передачи «тала» инструмента. Для этого лучше подходит запись через комбоусилитель.

В идеале, бас должен быть записан как напрямую в линию, так и через усилитель, чтобы была возможность наилучшим образом передать саунд инструмента. Если у вас есть возможность записи только в линию, то вы можете использовать один из многих программ эмуляции гитары , например Guitar Rig и Amplitube.

Басовые комбики и кабинеты будут имеют сильные уровни отклика на низких частотах по сравнению с обычными гитарных усилителей, чтобы полностью передать энергию басового регистра. Покупка отдельных усилителей и кабинетов обойдётся не дёшево, поэтому, как правило , они не являются вещью первой необходимости для домашней студии.

Бюджетным вариантом является комбо-усилитель , который сочетает в себе усилитель и кабинет с динамиков внутри одного блока. Сегодня $ 70 является стартовой ценой за бюджетный комбо-усилитель.

Но эти усилители не будет очень мощным и поэтому лучше всего делать запись на более низком уровне громкости . Если вы ищете усилитель на котором можно записывать на высоком уровне громкости , то его мощность должна составлять около 50 Вт.

Другой вариант для записи бас-гитары заключается в использовании гитарного усилителя. Но тут следует быть осторожным — если усилитель будет использоваться на большой мощности, то низкие частоты могут повредить динамик. Лучший вариант : записать сигнал DI для низких частот, и усилитель (при низком уровне громкости) для средних частот.

Микрофоны для записи бас-гитары дома

Динамические микрофоны, безусловно, самый лучший вариант, так как они могут лучше других обрабатывать мощные сигналы гитары или бас-гитарного усилителя. Я всегда рекомендую иметь в домашней студии динамический микрофон марки Shure SM58. Используя его на басовый усилитель, вы можете получить довольно хорошие результаты.

Есть микрофоны, которые специально разработаны для записи низких частот бас-бочки и бас-гитары. AKG D112 , вероятно, самый популярный из этих микрофонов. Это кардиоидный микрофон с большой диафрагмой, который может выдерживать очень высокие уровни звукового давления, а его частотная характеристика направлена на захват низкочастотных сигналов.

При записи бас-гитары с усилителя, лучшее место для микрофона 1-3 фута (30-90 см) от динамика усилителя. Это даст вам плотный звук, а также хорошую разборчивость звучания нот. Перемещение микрофон дальше даст вам больше мощности, но разборчивость нот будет ухудшаться.

Вы можете получить хорошие записи как с направленным, так и с ненаправленным микрофонами. Направив его к центру динамика Вы сделаете упор на более высокие частоты и дадите более агрессивный звук. Перемещение микрофона в сторону края динамика придаёт звуку более мягкий тембр.

Звук бас-гитары так же зависит от того, в каком диапазоне и стиле вы играете: её тембр может варьироваться от агрессивного рока и металла к более мягкому тембру регги и других латиноамериканских стилей.

Если вы хотите добиться более яркого и агрессивного тембра с плотными нотами, то попробуйте:

1. Использовать новые струны;

2. Играть медиатором;

3. Играть ближе к подставке.

Если вы хотите более округлый, мягкий тембр, то

1. Используйте старые струны;

2. Играйте пальцами;

3. Играйте ближе к «шее» грифа.

Вы сможете производить целый спектр различных тембров баса путем смешивания и сопоставления с способов и стилей игры на бас-гитаре. Выбор способа записи является вашим творческим решением и зависит от направления, в котором вы хотите сделать вашу запись.

Запись бас-гитары сделать несложно — достаточно следовать нескольким простым рекомендациям. Записываете ли вы напрямую в линию, через усилитель, или комбинируете этих два способа, захватив звук с большой мощностью, вы сделаете себе прочный фундамент для того, чтобы поверх этой дорожки записать именно те партии, которые захотите.

Источник

Как записывать бас гитару?

Привет, читатель! Хочется записать свою игру для истории, но не знаешь с чего начать? В этой статье я расскажу про самые распространенные способы записи бас гитары в домашних условиях.

Кстати, запись своей игры во время занятий поможет вам лучше выявлять косяки в собственной игре. Об этом еще говорил Michael Manring в своей статье про луперы, так что не забудь перейти по этой ссылке, чтобы прочитать его рекомендации.

Основные способы

Существует 4 основных способа записи бас гитары:

  1. Напрямую через звуковую карту
  2. Через DI
  3. Запись звука с микрофона
  4. Микс микрофона и балансного сигнала одновременно

Давайте рассмотрим каждый из методов более детально.

1. Запись баса напрямую

Это самый простой способ как по оборудованию, так и по настройке звука. Вы просто подключаете гитару к звуковой карте, выставляете уровни и включаете запись в DAW на компьютере.

Ex. 1 — Схема записи через звуковую карту

Как видите, это минимальный набор инструментов для записи, и необходимый минимум — это лучшая звуковая которую вы можете купить, хороший шнур и компьютер с программным обеспечением типа Logic Pro, Cubase, Ableton и т.п. На этом этапе лучше отдать предпочтение внешним звуковым картам с USB интерфейсом.

2. Запись баса через pre-amp

Эта схема нуждается в отдельном или встроенном в усилитель преампе. Вам понадобится шнур с XLR разъемами, чтобы взять сигнал из DI. Обычно, с помощью переключателя PRE/POST вы можете брать сигнал либо до эквалайзера, либо после. Таким образом, поставив выключатель в POST вы будете влиять на записываемый звук с помощью эквалайзера.

Ex. 2 — Запись бас гитары через преамп и звуковую карту

Метод очень хорош, позволяет получить чистый, насыщенный звук. Но все же в нем не хватает низа, который дает динамик, и поэтому звук немного «стерильный».

3. Запись бас гитары микрофоном

Если у вас есть отлично звучащий усилок, то вам стоит рассмотреть этот способ, т.к. с его помощью вы сможете получить наиболее естественный звук и передать в полной мере характер баса. Два важных фактора при выборе микрофона:

  1. Frequency Response — частотные характеристики
  2. Sound Pressure Levels (SPL) — уровень звукового давления

Очень важно, чтобы частотные характеристики отвечали в полной мере записи басовых инструментов. У них должен быть хороший отклик на низкие частоты, небольшой провал в середине и маленький пик в районе 3-5кГц, отвечающий за «присутствие». Что касается звукового давления, то микрофоны динамического типа подходят обычно лучше всего, однако это не говорит о том, что конденсаторные не подойдут от слова совсем.

Так можно использовать конденсаторный микрофон или нет?

Если коротко, то да, можно. Однако, лучше всего для бас гитары подойдут динамические микрофоны, даже при том, что они вносят свой «окрас» в записанный сигнал. Если же вы предпочитаете наиболее натуральное, естественное звучание бас гитары на записи, тогда вы можете посмотреть в сторону конденсаторных микрофонов. Только помните о том, что нужно держать уровни сигнала на усилителе и на микрофоне в правильных пределах. Используйте функцию PAD на микрофоне или преампе, которая понизит уровень сигнала на 10-15dB.

Как расположить микрофон?

К сожалению, здесь нет одного совета, подходящего для любой ситуации. Так что, приготовьтесь экспериментировать с расположением и расстоянием микрофона относительно динамиков. Внимательно слушайте результат и попытайтесь понять, какой из вариантов подходит больше всего.

Ex. 3 — Запись бас гитары через микрофон

Сперва попробуйте поэкспериментировать с расположением микрофона относительно диффузора динамика. Как и с гитарой, вы можете контролировать «теплоту» и «прозрачность» звука с помощью расстояния. Обычно располагая микрофон напротив центра динамика вы получаете более резкий звук, а отодвигая его от центра добьетесь большей теплоты.

Второе — это расстояние между динамиком и микрофоном. Все микрофоны разные, так что слушайте внимательно и используйте хорошие наушники во время экспериментов. При отдалении микрофона, тон изменяется от очень сухого, конкретного и без реверберации к более натуральному и «округлому». Еще один момент — это эффект приближения (proximity effect), при котором басовые частоты стают более выраженными, когда вы двигаете направленный микрофон ближе к источнику звука. Звукорежиссеры часто используют этот эффект для записи гитары, чтоб сделать ее более «жирной», но для баса это также может быть полезным. Поэкспериментируйте с расстояниями от 10 до 45 см.

Многие не обращают внимания на напольные покрытия. Например, расположив кабинет на твердых и гладких покрытиях вы получите больше отражений в звуке и он станет более светлым, чем при таких же условиях на ковровом покрытии. Помните, что чем дальше вы ставите микрофон от динамика, тем больше отраженный от пола и стен звук будет влиять на сигнал. Общее правило такое, чем больше расстояние до динамика, тем более достоверный звук усилителя и комнаты вы сможете записать. Он будет более натуральным. Зависимо от стиля музыки, для которого вы делаете запись, это может сыграть существенную роль.

Немного про диаграммы направленности

Самой популярной диаграммой направленности для записи баса является кардиоида. Она помогает лучше бороться со звуком соседних инструментов и отраженным звуком от пола и стен. С другой стороны такая направленность также больше «красит» звук из-за эффекта приближения (proximity effect), который был описан выше. Если вы хотите избежать этого эффекта, и получить более естественный звук, то используйте микрофон с круговой диаграммой направленности. Микрофоны с этой диаграммой направленности имеет охват звука в 360°. Если комната, в которой вы пишете бас, спроектирована правильно и «звучит» отлично, тогда немного естественной реверберации не повредит. Для большинства же домашних студий более логичной будет борьба с реверберацией во время записи и добавление ее после.

4. DI и микрофон

В этом методе вы просто одновременно записываете два сигнала и затем смешиваете их в финальном миксе. Нужно взять выход с DI вашего усилителя и подключить его в первый вход звуковой карты. Во второй вход вы подключаете микрофон как в предыдущем варианте.

Ex. 4 — Запись сигнала с комбика и преампа одновременно

Как звучат разные подходы к записи можно послушать в видео у Скота Дивайна на 11:30

Лично мне больше всего нравится чистый DI и DI + Mic. Но, окончательный выбор должен зависеть от того, какой из вариантов лучше ляжет в общий микс. Поэтому, прекрасно, когда есть из чего выбирать и вы можете сделать одновременно запись через DI и микрофон.

Еще несколько советов из журнала iBassMag

  • Басовые частоты любят прятаться по углам, поэтому акустика комнаты, в которой вы пишете, очень важна. Неконтролируемая реверберация может навредить вашей записи. Записывайте максимально сухой звук, а эффекты добавляйте потом.
  • Используйте сигнал DI вместе с сигналом микрофона. Это даст вам сразу две дорожки для последующей работы. Часто микс двух дорожек дает именно то звучание, которое вам нужно.
  • Используйте подходящий микрофон. Это очень важно и часто именно здесь допускают много ошибок. Микрофон для записи вокала может совершенно не подходить для записи баса. При записи вокала низкие частоты, которые важны для баса, не нужны. Поэтому вокальный микрофон скорее всего не передаст низы баса. Что-то вроде AKG D112 или Shure PGA52/Beta52 для записи бас бочки и бас гитары подойдет идеально.
  • Записывайте пока не надоест. Часто первый дубль самый лучший, но записав больше дублей у вас будет материала в избытке для финального микса.
  • И не забудьте настроить свой бас! А то придется все переписывать))

Если статья была полезна, подписывайтесь на мой телеграмм канал, группу ВК или email рассылку. Желаю удачных дублей и пробивных басовых партий!

Источник

Оцените статью