Как преподавать уроки фортепиано

Начальные приемы обучения игре на фортепиано.

В данном матереале освещены начальные этапы подготовки игры на фортепиано.

Скачать:

Вложение Размер
nachalnye_priemy_obucheniya_igre_na_fortepiano.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Начальные приемы обучения игре на фортепиано .

педагог дополнительного образования

МБОУДОД Центральная детская музыкальная школа

Создание фортепианного класса –задача довольно специфическая. Прежде всего потому, что необходимо преодолеть стереотип мышления родителей, среди которых продолжает, к сожалению, бытовать взгляд на занятия как досугово-развлекательные, не требующие больших усилий.

Я работаю со всеми пришедшими детьми без отбора, значит, подход к обучению должен быть разноуровневым и обязательно – в соответствии с желаниями и возможностями воспитанника.

И, конечно, начиная работу с ребенком, мне пришлось пересмотреть методы и приемы обучения, несколько изменить их иерархию, во главе которой теперь поставлена игра.

Обучение игре на фортепиано детей в возрасте 6-7 лет ставит педагога в весьма специфические условия. С одной стороны –ребенок хочет тот час же видеть результат, для достижения которого необходимы и время, и усидчивость, и способности. С другой стороны – у педагога не всегда есть достаточный опыт для решения столь непростой задачи.

Предлагаемая мной система обучения носит программно-целевой характер; она обеспечивает последовательное продвижение ребенка к минимально необходимым умениям и навыкам, без которых невозможно полноценное музицирование.

Уже на первых занятиях дети играют на инструменте простые упражнения и мелодии, знакомятся с клавиатурой, с записью нот и ритма. Постепенно, от занятия к занятию, усложняются задания по ритму, пианистическим игровым приемам, приемам звукоизвлечения. Исполнение тех или иных мелодий, как правило, предваряет комплекс подготовительных упражнений, которые обычно на порядок сложнее разучиваемой пьесы.

Программа обучения включает в себя несколько разделов, предлагаю их краткое описание.

Организация пианистического аппарата.

Одна из самых ответственных и трудоемких задач, стоящих перед педагогом на начальном этапе обучения, — «создание» рук ребенка. Возраст 6-7 лет – самый благоприятный для «лепки» рук. И начинается эта «лепка» с первой минуты занятий. В течение двух первых месяцев каждое занятие включает в себя комплекс упражнений для укрепления мышц спины, развития свободы рук, гибкости суставов, укрепления мышц пальцев. Вот несколько таких упражнений, которые правильнее было бы назвать играми:

  1. «Заводная кукла». Сидеть, не сгибаясь, как кукла на витрине (до 20 сек), затем расслабиться (завод кончился). Выполнить несколько раз, сидя за фортепиано, опираясь на ноги – ноги стоят на подставке. Руки свободно висят.
  2. «Лебедь». Воспитанник сел «как кукла» и выполняет свободные движения руками, подражая полету большой, красивой, нежной птицы. Выделяем слова: «нежной» — чтобы движения рук были плавными; «большой» — большая амплитуда движений; «красивой» — чтобы добиться изящества в движениях.
  3. «Марионетка». Воспитанник стоит, подняв руки вверх. Все тело до кончиков пальцев напряжено, «натянуто» невидимыми веревочками. Потом веревки начинают «рваться» — падают пальцы рук, кисти, руки от локтя, от плеча, туловище – ребенок наклоняется и качает расслабленными руками внизу.
  4. «Подснежник» (хорошо выполнять под музыку П.И. Чайковского). Воспитанник поочередно плавно поднимает и опускает то правую, то левую руку. Потом вместе. На протяжении всего упражнения кисть висит расслаблено, как цветок подснежника (пальцы не топорщатся, как лепестки, например, ромашки). Затем усложняем упражнение:
  • Поднять руку, как в упражнении «подснежник», и, расслабив, уронить кулачок на колени;
  • То же, но приземлиться на подушечки пальцев;
  • То же, но рука приземляется на третий палец. Сначала на колени, потом на стол, и, в конце концов, на клавишу. Упражнение выполняется поочередно всеми пальцами.
  1. «Мячик», или «Отдай мне руку». Рука ребенка должна быть полностью расслаблена, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить её, как мячик.
  2. «Лифт». Представим, руки – это два лифта в доме. Они едут то вверх, то вниз, то одновременно, то порознь, то в разных направлениях. Соответственно, ребенок поднимает или опускает руки. Усложняем упражнение: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на 1-й и 5-й пальцы и,наконец, на каждый палец отдельно.
  3. «Машинка». Воспитанник водит маленькую игрушечную машинку то вправо, то влево. Впереди идет кистевой сустав и ведет за собой пальцы.
  4. Учим руки «дышать». Ребенок ставит пальцы на край стола с таким ощущением, будто повесил на них руки («вешалка»). Руки делают «вдох» — запястье идет вверх, «выдох» — вниз. Движения рук плавные, без рывков. Руки могут «дышать» вместе, поочередно, вразнобой и т.д.
  5. Воспитание пальцев. Учим пальцы «здороваться». Сначала на столе, затем – с клавишами. Объяснить ребенку механизм прикосновения трудно, поэтому проще прибегнуть к образным аналогиям – палец «здоровается», крепко обнимает клавишу и т.д. Педагог своими руками помогает ребенку ощутить работающий кончик пальца при свободной руке.
  6. «Замочек». Тренируем цепкость кончика пальцев. Воспитанник складывает два пальца колечком («замок») и захватывает последнюю фалангу пальца преподавателя. Педагог пытается вытащить свой палец, а воспитанник – удержать его. Стараясь вытащить «ключ из замка», не следует прикладывать чрезмерные усилия, чтобы ребенок мог сохранить округлость пальцев (не сломался «замочек») и не напрягал руку. Удерживать «ключ» в «замочке» должны только кончики пальцев («побелеть»). Таким образом, тренируем разные пары пальцев (1-2,1-3,1-4,1-5) обеих рук.

Знакомство с клавиатурой.

Задача любого преподавателя состоит в том, чтобы фортепианная клавиатура как можно раньше стала для ребенка «обжитой территорией», где обитают известные музыкальные звуки. Изучение клавиатуры ребенок начинает, зрительно ориентируясь на черные клавиши. Названия октав не даются. Нота до 1-й октавы делит клавиатуру на две территории – для правой и для левой руки. Но руки могут ходит друг к другу в гости, т.е. играют крест накрест (хороший способ освободить локти).

Вся клавиатура – дом, октавы – квартиры, где рядом стоящие две черные клавиши – окошко, а три – балкон. В каждой квартире живет 7 нот: ре – смотрит в окошко, а на балконе стоят соль и ля. Именно с эти клавишами и знакомится воспитанник на первом уроке. На последующих – до и ми – прижались к окошку («чижик»), фа и си – к балкону (можно сыграть изображая сигналы «скорой помощи» ).

Игра на инструменте начинается с первых уроков, еще до начала игры по нотам, методом показа, когда ребенок, что называется, «берет с рук». Используя подготовительные упражнения, организующие начальные навыки игры на инструменте («Заводная кукла», «Дыхание», «Пальцы здороваются »), очень легко объяснить прием звукоизвлечения – «Кукла» заводит спинку, рука делает вдох, на выдохе палец здоровается с нужной клавишей, вдох – и рука уходит с клавиатуры. Так воспитанник «здоровается» со знакомыми клавишами.

Добавим, что здесь важно помнить еще о посадке за инструментом: ребенок сидит на такой высоте, чтобы от плеча до кисти получался плавный спуск, как с горки. Желательно не загружать внимание ребенка множеством подробностей (локти, плечи, кисть и т. д.), лучше поправить его руки своими руками.

Ритм. Метр. Внутренняя ритмическая пульсация.

Работа по развитию метроритмического чувства начинается с первых занятий. На каждом занятии воспитаннику предлагается серия упражнений, сложность которых всегда опережает ритмическую сложность исполняемых мелодий. Цель – выработать чувство внутренней ритмической пульсации, познакомить со сложными ритмическими фигурами и подготовить воспитанника к исполнению ритмически более сложных пьес.

Из незнакомых длительностей составляются ритмические схемы, и отдельные их блоки отрабатываются до автоматизма, а потом и схемы целиком. Левая рука стучит пульс, а правая – ритм, и наоборот.

Общепринятую схему длительностей можно показать на длинной полоске бумаги. Нарисована целая нота. Далее выполняются одновременно 3 действия: ведем карандашом по полоске бумаги, голосом тянем звук и отстукиваем пульс ногой. Разделяем полоску пополам – получаем два более коротких звука и т.д. Но тройное действие выполняется постоянно. Так ребенок научится чувствовать, что музыка – искусство во времени. Чем медленнее пьеса, тем длиннее будет начальная полоса бумаги. Постепенно закрепляется временное, метрическое и слуховое восприятие записи.

Ритмические упражнения являются постоянным домашним заданием. Сложные ритмические схемы даются с пульсом, простые – с одной ритмической строчкой. Нужно всегда помнить, что ритму не столько учат, сколько «заражают» . Ощутить, почувствовать ритм помогает, прежде всего, сама музыка, которую слушает ребенок. Для маленьких детей очень естественно эмоциональное отображение. Поэтому целесообразно в качестве предварительного этапа заняться ритмикой.

Знакомство с записью нот воспитанник начинает с того, что узнает расположение двух из них – соль и ре . Именно на этих звуках и строятся простейшие попевки. А дальше наша задача – научить ребенка видеть не отдельные ноты, а воспринимать нотный текст «графически», видеть общий рисунок движения нот в их взаимодействии.

Здесь, как всегда, помогут подготовительные упражнения. Прежде всего «Бусы». Записывается нота соль и ноты вверх и вниз от неё. Ребенок играет, смотря на запись (названия не произносятся). Зрительно запись напоминает нитку бусинок. Закрепляются понятия «движение вверх» и «движение вниз»,«повторяющаяся нота». Далее можно переходить к несложным мелодиям.

По мнению многих педагогов-музыкантов, и я согласна с ними, нецелесообразно заучивать, на какой по счету линейке пишется та или иная нота. Сначала опорными нотами будут знакомые с первого занятия соль и ре , а в дальнейшем начальная нота будет меняться. Со временем ребенок зрительно запомнит, где пишутся все ноты.

Подбор по слуху.

Обычно именно подбор по слуху является основным видом работы на первых занятиях. Формы подбора могут быть различны и зависят от музыкального слуха ребенка, но обязательным условием является предварительное запоминание мелодии. Первые попевки должны начинаться с первой ступени.

С детьми, не занимавшимися ранее, проходится упрощенный материал по звуко-высотному соотношению. Например: ребенок поет попевочки и показывает рукой направление мелодии (как «бусы» ): вверх, вниз, повтор, подряд, через клавишу, скачок.

При слабой слуховой ориентации воспитанника как временный прием возможен подбор «с рук»: педагог проигрывает небольшую попевку; воспитанник, глядя на руки педагога, пытается воспроизвести услышанное. И в этом случае зрительное восприятие не обособляется от слухового, постепенно все активнее способствуя его формированию.

Работа над выразительным исполнением.

Огромное значение имеет расширение слухового опыта ребенка, накопление музыкальных впечатлений, поэтому часть занятия посвящается слушанию музыки в исполнении педагога. Важно научить ребенка делиться своими переживаниями и впечатлениями, их оттенками. В разговоре о музыке никогда не ставиться вопрос: «На что это похоже?». Всегда речь идет о настроении и о чувствах.

С первых же шагов обучения особое внимание уделяется ясной и четкой артикуляции. Сначала мелодии исполняются штрихом non legato или portamento , одним пальцем, свободной рукой от плеча. Постепенно воспитанник переходит к освоению других видов артикуляции.

В работе над простейшими мелодиями динамические оттенки определяются воспитанником с помощью педагога. Подготовительным является следующее упражнение: выбрать 3 трехсложные слова с ударениями на разные слоги и указать в них динамику, например: ручеек ; Аннушка ; морковка .

Слова пропеваются, затем исполняются на инструменте с динамическими оттенками. Это и есть алгоритм построения любой музыкальной фразы, любого мотива.

При освоении приема legato тоже нужно помнить, что интонация уже из двух звуков, интонация «вздоха» , — динамическая опора на первый звук, на втором, на вдохе, палец как бы «гладит» клавишу.

На первом этапе обучения удобно сравнивать ноты с книжкой – раскраской. Ноты – лишь контур музыкального рисунка. И от исполнения зависит, насколько ярко и интересно будет звучать пьеса. А моя задача – будить творческую инициативу ребенка в выборе характера, штриха, динамики, темпа.

Закончить хотелось бы словами великого А. Шнабеля: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать туда учеников».

Источник

Начальное обучение игре на фортепиано. Организация первых уроков

Дополнительный материал (реферат)

Для успешных занятий музыкой важно правильное построение урока. На уроке педагог будит любознательность ученика, учит работать, развивает его музыкальные способности. Конечно, важно не только пробудить интерес к занятиям, но и воспитать серьёзное отношение к урокам музыки, сформировать у ученика понятие долга по отношению к его самостоятельной домашней работе.

На первом этапе работы уроки должны быть довольно короткими, учитывая быструю утомляемость маленьких учеников. Можно организовать учебный процесс таким образом, чтобы урок длился не более 20-25 мин., но встречаться с учеником 3-4 раза в неделю. Постепенно и произведения, и требования, предъявляемые к ученику, будут становиться немного сложнее и содержание урока изменится. Основную его часть займет проверка домашнего задания и работа над разучиваемым репертуаром. Кроме того, исполнительский показ педагога, его объяснения, их усвоение учащимся занимают большую часть времени на уроке.

Несмотря на увеличение числа изучаемых пьес и их усложнение, часть учебного времени по прежнему следует уделить подбору, транспонированию. Пусть ребенок приобретет меньше новых исполнительских навыков, меньше, на первый взгляд, продвинется, но с ним будут проводиться подлинно музыкальные занятия, которые помогут выявить и развить его данные, углубить его понимание музыки, помогут в дальнейшей работе.

Разработка первых двух уроков

Урок 1

Задача урока:

Познакомить ученика с инструментом, клавиатурой, регистрами.

Показать правильную посадку за инструментом.

Проверить ритм, выполнить несколько ритмических упражнений.

Поработать над развитием гибкости руки, кисти.

План урока (продолжительность 25 мин)

1 Рассказ о музыкальном инструменте, его устройстве (5 мин).

2 Отработка посадки за инструментом (3 мин).

3 Знакомство с клавиатурой. Регистры. Игра «Колобок» (5 мин).

4 Упражнения для постановки рук, упражнения на расслабление рук (5 мин).

5 Слушание музыки. Определение её характера. Ритмичные движения под музыку (5 мин).

6 Запись домашнего задания (2 мин).

Ход урока

1. Музыка — это большая, замечательная страна. Жителями этой страны являются звуки, они могут рассказать о многом на своем музыкальном языке, который ты со временем научишься понимать, а в последствии научишься выражать свои чувства посредством звука, то есть научишься играть на музыкальном инструменте, петь, записывать музыку специальными знаками — нотами и т.д.

Ты выбрал замечательный инструмент – фортепиано. Он был создан более 200 лет назад итальянским музыкантом Бартоломео Кристофори. Этот инструмент издаёт громкие звуки «форте» и тихие «пиано», поэтому и называется — фортепиано. Фортепиано — инструмент для домашнего музицирования, для маленького помещения, а вот в концертных залах стоит его старший брат — рояль, что в переводе с итальянского означает – «королевский». И действительно, среди музыкальных инструментов по умению звучать разнообразно — ему нет равных. Он умеет петь красивые мелодии, умеет звучать с виртуозным блеском, рассыпаясь пассажами. Очень многие композиторы писали музыку для этого инструмента, ты наверняка слышал такие имена как Моцарт, Бетховен, Шопен, Чайковский, Рахманинов и т.д.

Давай посмотрим, как устроен наш инструмент, как работает его механизм, воспроизводя звуки (открыть крышку инструмента, показать молоточки, как они ударяются о струны, если нажать на клавишу; заострить внимание ребенка на толщине, длине струн, показать, как работают педали, объяснить их назначение).

2. А теперь давай сядем за инструмент: посмотри, как я сижу за инструментом. Существует ряд правил посадки за инструментом:

1. Ровная спина. Высота стула должна быть такая, чтобы локти и предплечья не находились ниже клавиш. Сидеть необходимо не на всем стуле, а на его половине.

2 Ноги должны стоять, полностью упираясь в пол или подставку для ног.

Колени при этом согнуты под прямым углом.

3 Руки необходимо согнуть в локтях, но не прижимать их к туловищу, а немного отвести в стороны, кисть руки должна быть расположена на клавиатуре так, чтобы пальцы, слегка закругленные, упирались кончиками в клавиши (объяснение сопровождается показом).

3. Ну вот, мы сели правильно и перед тобой – клавиатура. Клавиш на фортепиано много: есть белые клавиши, есть черные клавиши. Клавиатура, по высоте звучания, делится на три регистра:

высокий —(там живут птички, белочки, зайки),

средний — (лисички, волки),

низкий —(медведи, бегемоты, слоны).

А сейчас мы вместе с тобой поиграем в сказку «Колобок», а зверей изобразим звуками в разных регистрах. Я буду играть музыку Колобка (импровизация), а ты — Зайца, Лисы, Медведя.

4.Чтобы твои ручки не зажимались, не напрягались, не уставали, необходимо выполнять специальные упражнения, которые первые месяцы занятий надо обязательно повторять дома. Делать это нужно до тех пор, пока руки не будут чувствовать себя свободно, но в то же время собранно (показать и выполнить вместе с учеником несколько упражнений, таких как « Мячик», «Радуга-дуга», «Полощем бельё», «Висящий мост», «Крабы пошли в поход» и др.).

5. Сейчас я сыграю музыкальное произведение, а ты определишь, какая это музыка, как под неё можно двигаться (звучит марш), а теперь прохлопаем ритм этого марша. Теперь прошагай под музыку.

6. Что ты узнал из пройденного урока? Давай повторим: (ребенок рассказывает, что он запомнил, показывает упражнения для рук).

7. Задание на дом: рассказать родителям об инструменте фортепиано. Повторить и отработать упражнения. Завести альбом для рисования, нарисовать зверей, соответствующих по характеру трем регистрам.

Задача урока:

Закрепить знания об инструменте, регистрах.

Продолжить знакомство с клавиатурой.

Поработать над постановкой руки.

Работать над развитием чувства ритма. Определить характер музыки.

Знакомство с нотной грамотой.

План урока

Продолжительность 25 мин.

Ход урока

1. Повторение разученных упражнений для развития мышц руки, корпуса, плеча и т.д. Проверка рисунков (какому регистру соответствует тот или иной рисунок).

Обязательно похвалить ученика!

Попросить ученика, чтобы он рассказал и показал основные правила посадки за инструментом.

2. Сегодня мы познакомимся с клавиатурой более подробно. Итак, мы знаем, что она делится на три регистра, какие? Посмотри, клавиши на фортепиано разные по цвету: черные и белые. Давай познакомимся с черными клавишами. Как они расположены на клавиатуре? Да, правильно, группами по две и три клавиши. Найди все группы по две клавиши, покажи сначала левой рукой, а потом правой. А теперь покажи все группы по три. Знаешь ли ты, как называются белые клавиши? До – ре – ми – фа – соль – ля — си. Всего семь. Перед двумя черными клавишами расположена нота до. Найди все ноты до на клавиатуре, сколько их?

3. А теперь давай выучим стихотворение «Радуга»:

Ой, ты радуга-дуга! Я, красивую такую, в

Под тобой лежат луга. В полминуты нарисую.

В небе ты повисла,

А теперь нарисуем радугу в воздухе и опустим её концы на далёкие друг от друга клавиши. «Рисовать» будем от одной и той же клавиши, опускать конец радуги на третий палец. Сначала правой, потом левой рукой.

А теперь поиграем в игру «Поезд», я буду играть на фортепиано, а ты двигаться в ритме музыки, изображая идущий поезд. Послушай сначала пьесу «Поезд». Какая была музыка, о чём она тебе рассказала? Да, правильно, поезд стоял на станции, и вот он загудел и начал медленно двигаться, постепенно набирая скорость. Потом он разогнался, путь его был далёк, и он очень торопился доставить пассажиров. Но вот долгожданная станция, поезд начинает постепенно сбрасывать скорость и, наконец, остановился и загудел. Ну, а теперь покажи, как шел поезд (ребенок, двигаясь по классу, изображает движение поезда).

4. А теперь мы с тобой разучим первую пьеску, которая называется «Солнышко». Играть её нужно на одном звуке, брать клавишу мягко, ласково. Следи за кистью, не растопыривай пальчики. Представь, что твоя кисть — это паучок, который старательно пляшет одной ножкой (выучив песенку-пьесу, можно попробовать исполнить вместе с педагогом в ансамбле, что очень нравится ученикам).

5. Как же записать звуки на бумаге? Поучимся это делать. Изображаются звуки знаками-нотами. Это овальные кружочки, располагаются они на пяти линейках, которые называются нотным станом. Считать линеечки нужно снизу вверх (можно рассказать сказку « Жили-были ноты»). Ноты пишутся на линеечках и между линейками. Давай напишем сначала на линеечках, а потом между линейками (ноты сравниваются с бусами, нанизанными на ниточку).

6. Домашнее задание: написать нотки на линеечках и между линеечками. Выучить стихотворение « Радуга-дуга» и выполнить упражнение, читая стихотворение вслух. Отработать упражнение «паучки», отслеживая движения пальцев попеременно. Повторить упражнения для рук. Выучить считалку «Раз, два — острова» для работы на следующем уроке.

1 С.Барсукова «Пора играть, малыш». Ростов на Дону. Феникс 2004

2 Л.Баренбойм «Путь к музицированию». Л., 1980

3 Н.Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано». М., 1983

4 Н.Минина «Давайте поиграем». М., 1993

5Т.Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации». М., 1994

Постановка руки

Начальные игровые движения, постановка руки – важнейший этап в развитии юного музыканта. Он во многом обуславливает дальнейшее продвижение ученика в исполнительском отношении. Ребенку со средними данными постановка руки еще более необходима, чем одаренному, которому прирожденная музыкальность во всем помогает.

Постановка руки должна проводиться во взаимосвязи со слуховым контролем. Конечная цель работы по постановке руки – приспособляемость к инструменту, воспитание правильных приёмов звукоизвлечения, предполагающих естественность игровых движений.

На этом этапе важно понять физические особенности руки и корпуса руки и корпуса ученика. Не стоит ориентировать ребенка копировать руку педагога, поскольку руки у всех разные. Способ ведения кисти каждый раз подсказан природой, индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. Исходя из этого, нужно подбирать ученику тот способ игры, который ближе ему, даже если он абсолютно не свойственен самому педагогу.

Согласно современной методике, постановка руки начинается с извлечения одного звука и последующей игры на «non legato» . Первое звукоизвлечение на инструменте — это первый шаг маленького пианиста в мир пианистической техники. И здесь необходимо напряженное слуховое внимание. Г.Нейгауз говорил: «Если вы музыкант, и притом пианист, а значит, любите звук рояля, то и эта возня с одним единственным звуком, прекрасным фортепианным звуком, это вслушивание в чудесное дрожание «серебряной струны» есть великое наслаждение, и вы уже находитесь у преддверья искусства». В данном случае речь идет не только о высотном, но и о тембровом, динамическом слухе.

Работая над извлечением звука, следует просить ученика, «погрузив палец в клавишу», слушать звук до полного его исчезновения. Звук должен тянуться как можно дольше – именно это качество является показателем его верного извлечения.

Необходимо помнить, что звук имеет три одинаково важных для слуха стадии: начало, продолжительность и конец. К сожалению, многие ученики приучены слушать только начало возникновения звука, упуская важный момент его протяженности и перехода в следующий звук. Еще больше обостряет слуховое внимание прием игры legato, так как ученик должен согласовать силу второго звука с моментом затухания предыдущего. Умение уловить затухающий звук — это трудная задача, но совершенно необходимая в работе над этим приемом. Без этого невозможно добиться связной, певучей манеры игры.

Работа над правильным звукоизвлечением — это новая фаза в развитии слуха ученика. А.Д.Артоболевская, в своем сборнике « Первая встреча с музыкой», пишет о постановке руки следующее:

« Рука должна быть расслаблена, а пальцы свободно свисать, так, чтобы все они были в разъединённом положении. Не следует говорить ученику: « играй круглыми пальцами», потому что ребенок начнет тогда неправильно «закруглять» пальцы ногтями к клавишам, а надо, чтобы между первым и остальными пальцами просто получилось овальное окошко. При этом у каждого пальца должны быть видны бугорки (места сгибания, которые образуют каркас свода всей кисти руки), которые можно обвести для большей наглядности фломастером. Особое внимание обращают на постановку 1 пальца, который не должен прилипать к остальным, и должен опускаться на клавиатуру краем подушечки. Запястье остается на уровне белых клавиш.

Будущему пианисту необходимо практически всегда преодолевать ударность рояля, поэтому в своих объяснениях педагог должен говорить, что рояль «поет», что пальцы «погружаются», «мягко падают», «окунаются», но никогда не «ударяют» по клавишам. Ребенок должен понять и запомнить, что рука – это его голос. Как чувствуешь, так и говоришь и играешь.

Педагог должен помочь ребенку правильно организовать жест через воздействие своих рук (передача энергии и пластики тактильным способом) – либо он играет руками ребенка, либо ребенок кладет свои руки сверху на руки педагога и «чувствует», как организовывает игровое пространство педагог.

Не стоит начинать обучение с требования свободы рук, так как у учащихся понятие свободы иногда ассоциируется с понятием расслабленности всего аппарата. Правильнее говорить о целесообразности, организованности действий рук и их частей. Понятие «организованная рука» исключает как излишнее напряжение мышц, так и вялость, пассивность.

Основная задача организации игровых движений начинающих состоит в сочетании активности пальцев с гибкостью кисти и плавными движениями всей руки от плеча, кроме того, нужно развивать независимость движений пальцев, а так же умение пользоваться движениями предплечья, плечевого пояса и корпуса. Стоит избегать ошибочного мнения, что, поставив руку ученика в начале обучения, можно уже не работать над движениями. Это приведет в дальнейшем к тому, что движения ученика постепенно огрубеют, «засоряться» и ему станет трудно играть.

Освоение навыков игры нон легато и стаккато

Необходимо начинать игру с развития навыков non legato и staccato, так как игра legato на ранней стадии обучения может приводить к зажимам. При игре staccato рука ребенка без лишних движений совершает взлет, оттолкнувшись от клавиши, и через 1-2-3 октавы опускается с опорой на другую клавишу. Затем несколько staccato в пределах одной октавы, перелет через несколько октав, опять несколько staccato в одной октаве и возвращение в первую клавишу с опорой. Эти упражнения ребенок выполняет отдельно каждой рукой (вверх, вниз, в разные стороны по всей клавиатуре) одновременно перекрестными движениями рук. Такого рода «полетные» упражнения помогают полнее ощутить клавиатуру, почувствовать поддержку нижних мышц спины и поясницы, дают возможность ладони обрести эластичность и рессорность. При этом очень важно следить за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались. Желательно исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана. Полезно играть пьесы, в которых сочетаются навыки staccato и короткого legato. Затем следует вводить игру терциями (1м – 3м и 2м -4м пальцами). Переносы рук в разные регистры связаны с крупными движениями (от плеча). В связи с этим можно давать ученику специальные упражнения на перенос рук. Так же полезно поиграть упражнения с использованием квинты (1м — 5м пальцами). Основная нагрузка при этом падает на ладонные мышцы, а 1й и 5й пальцы выполняют лишь функцию внешней опоры. Все упражнения необходимо играть дугообразными переносами рук на разные расстояния, как на белых, так и на черных клавишах. Все простейшие мелодии лучше играть на стихотворный текст, поскольку при этом ребенок психологически более свободен и ярче проявляет свои пианистические возможности.

Освоение навыка игры legato

«Сыгранные хорошо на фортепиано ноты legato должны вплывать одна в другую. Эффект «вплывания» невозможен без того, чтобы качество звуков было однородным, так как все ноты должны быть одинаковой звуковой окраски» (И.Левин). Освоение ребенком элементарных навыков исполнения приема legato начинается с игры двумя пальцами:

1. Игра двухзначных интонаций (интонации «вздоха»). Эти интонации выполняются следующими парами пальцев: 4-3, 2-3, 5-4, 1-2.

Так же можно ввести игру legato 1м и5м пальцами для развития ощущения супинации (направление к пятому пальцу) и пронации (направление в сторону 1-ого пальца)

Затем можно перейти к изучению трех — звучных интонаций. Возможные варианты интонирования:

Ан-нуш-ка бе — рёз — ка ру — че — ёк

Сначала эти интонации исполняются 2-3-4 пальцами. Постепенно legato увеличивается до пяти звуков.

Исполнять терции необходимо 1-3 и 2-4 пальцами. Переносы рук в разные регистры связаны с крупными движениями (от плеча). Полезно поиграть упражнения с использованием интервала квинты — 1 и 5 пальцами. При этом основное напряжение приходится на ладонные мышцы, а первый и пятый пальцы выполняют функцию опоры.

Все упражнения необходимо исполнять дугообразными переносами рук на разные расстояния, как по белым, так и по черным клавишам.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Читайте также:  Никто кроме нас газманов ноты
Оцените статью