- Гвидо д’Ареццо. История нотной записи.
- Откуда произошли ноты и почему они так называются?
- На каком музыкальном инструменте придумали ноты?
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Ссылки
- —Приложения
- —Музыка
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Статистика
- Полные названия нот изобретены итальянцем Гвидо д’Ареццо
- Тайный смысл нотной записи
- Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время.
- Нот семь, они образуют октаву. Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.
Гвидо д’Ареццо. История нотной записи.
Уверен, что каждый, кто посещает наш музыкальный форум, знает (или хотя бы слышал) об истории развития письменности, а вот о том, кто и когда начал записывать музыку с помощью нот, скорее всего, знают немногие.
Первые попытки записи музыкального произведения с помощью знаков можно наблюдать еще в Древней Греции, где для обозначения звуков использовались буквы. На Руси для этого использовали «крюки» или «знамена», а в Европе — «невмы», представляющие собой специальные знаки над распеваемыми словами.
Изобретение же нотной записи в привычном всем нам виде по праву принадлежит Гвидо Аретинскому (д’Ареццо) — монаху-бенедектинцу, который обитал в монастыре неподалеку от Флоренции и обучал монастырских певчих церковным песнопениям.
На разучивание с учениками всех песнопений и гимнов католической мессы в те далекие времена (ХІ век) уходило около 10 пет, потому что передача знаний и умений происходила из уст в уста. Для того чтобы как-то облегчить себе задачу и ускорить процесс брат Гвидо решил обозначать звуки специальными знаками — нотами (nota лат. — знак), которые представляли собой заштрихованные квадратики, размещенные на четырех параллельных линиях (чем выше нота, тем более высокое положение она занимает на нотном стане). Позже к нотному стану добавили еще одну линию, а ноты стали изображать с помощью кружочков.
Для названий нот (ut, re, mi, fa, sol, la, si) д’Ареццо использовал гимн святому Иоанну, а точнее первые слоги строк, каждая из которых звучит на тон выше предыдущей.
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
Как можно заметить, все ноты имеют открытый слог из-за чего их очень легко пропеть. Исключением является только первая нота октавы, поэтому ее название в ХVI веке было заменено на do (вероятнее всего от слова Господь — Dominus)
Придумав ноты, д’Ареццо не только обучил своих учеников этой необычной азбуке, но и научил их тому, что мы сейчас называем сольфеджио — петь по нотам, что позволило сократить время обучения до двух лет.
Изобретение монаха Гвидо по сей день является самым удобным способом записи музыкальных произведений. Благодаря ему, музыка покинула церковные стены и распространилась по всему миру.
Источник
Откуда произошли ноты и почему они так называются?
Если вы учились в музыкальной школе, то вы знаете, что на самом первом уроке сольфеджио учитель рисует на нотном стане 7 нот, названия которых известны почти всем: до,ре,ми,фа,соль,ля и си. Затем некоторые ученики замечают, что слово «сольфеджио» созвучно нотам фа и соль — и они совершенно правы! Именно эти две ноты дали название целой науке. Но откуда произошли названия нот? Кто их придумал и почему они рисуются именно так?
Создал нотную грамоту итальянский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо), живший почти 1000 лет назад. Преподавая музыку и хоровое церковное пение при разных храмах, он много времени уделял созданию универсальной нотной грамоты.
Стремясь к более легкому способу заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо придумал систему сольмизации (способ распева мелодий с помощью условных слогов, назначенных для каждой ступени звукоряда) на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes
(В переводе с латинского: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн»):
Все названия нот, кроме первого, удобно петь, долго тянуть звук, так как они заканчиваются на гласную букву. Поэтому название первой ноты «ut», в XVI веке заменили на do (есть версия, что название произошло от первого слога латинского слова Dominus – Господь).
До изобретения монахом Гвидо нот, существовали так называемые «невмы», которые представляли собой крючки, которые показывали только направление мелодии, но не давали конкретную высоту каждого звука. Поэтому музыка носила импровизационный характер.
Гвидо начал отмечать звуки нотами (лат. nota – знак). Ноты выглядели в виде заштрихованных квадратиков и размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. В современной системе добавилась пятая линия и ноты изображаются полукругами.
Источник
На каком музыкальном инструменте придумали ноты?
Создатель системы нотной записи — итальянских монах Гвидо д’Ареццо, ещё его называют Гвидо Аретинский. Он служил в церковной школе города Ареццо и руководил там детских хором. Ноты он придумал, чтобы облегчить обучение юных певцов и чтобы те более точно исполняли церковных гимны и хоралы.
До него существовали лишь знаки-невмы, которые обозначали не одну конкретную ноту, а определенный музыкальный мотив. Невмы должны были напомнить певцам уже знакомые им мелодии.
Гвидо же поместил невмы на линейки. Cначала их было всего две: красная и желтая, соответствующая нотам F и С. Затем линеек стало четыре, невмы располагались и на них, и между ними. Это обозначало высоту звука гораздо точнее, чем прежде.
Кроме того, Гвидо ввёл в обиход последовательность из шести звуков, каждый из которых обозначался слогом. Слоги были заимствованы из первых шести строк гимна Святого Иоанна Крестителя. По легенде, именно Иоанн был покровителем певцов.
Слова гимна такие:
Ut queant laxis;
Если взять первый слог в каждой строке, получится ут-ре-ми-фа-соль-ля.
С течением времени Ут заменили на «до», и ввели ещё седьмой звук «cи» (начальные буквы слов последней строки, Sancte Iohannes).
Поэтому можно сказать, что ноты были придуманы не на каком-то музыкальном инструменте, а в процессе певческой практики.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- ПРАЗДНИЧНО-ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЕ (372)
- Пасха (165)
- Новогодне-Рождественское (122)
- Сувениры-Подарки (53)
- Подготовка к праздникам (39)
- Общественные праздники (6)
- ВСЁ ДЛЯ БЛОГА (188)
- Фоны-Бордюры-Рамки (42)
- Ли.Ру Советы (28)
- Комментики-Аватарки (26)
- Разделители-Обои (20)
- Шрифты-Анимации-Смайлики (18)
- Схемы для Дневника (16)
- Кнопочки-Бродилки (14)
- Плеер-Часики (7)
- КОМПВОПРОСЫ (287)
- Уроки Компграмоты (117)
- Фотошоп-Фоторедакторы (77)
- Заработок в Инете (13)
- Генераторы (1)
- ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ (221)
- Страны и города (125)
- Наш ПЕТЕРБУРГ (60)
- Путешествия по РОССИИ (40)
- МОЯ ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ (1232)
- Живопись 19-21 век (267)
- АудиоКНИГИ (242)
- Уроки ИЗОмастерства (168)
- Декоративное искусство (129)
- Живопись ДЕТАЛИ (102)
- Живопись СТАРЫХ мастеров (73)
- Музеи-Выставки-Галереи СПб (73)
- Художники России (59)
- Литература-Поэзия (51)
- Музеи-Выставки-Галереи Мира (46)
- Ретро-Винтаж (38)
- Детская тема в искусстве (36)
- Спектакли и РАДИОспектакли (36)
- Графика (30)
- Архитектура (26)
- Скульптура-Пластика (24)
- ФОТОискусство (2)
- ПРАВОСЛАВИЕ (481)
- Иконопись (136)
- О Православной ВЕРЕ (76)
- Золочение (48)
- Православные Праздники (47)
- Библейские сюжеты в искусстве (46)
- Храмы-Монастыри-Святые места (44)
- Молитвы (40)
- Искусство в ПРАВОСЛАВИИ (35)
- ХРАМЫ Петербурга (24)
- Мировые РЕЛИГИИ (23)
- Религиозная Литература (12)
- Жития Святых (4)
- МИР ВОКРУГ НАС (423)
- Психология (119)
- Самопознание (62)
- Жизнь замечательных Людей (60)
- О РОССИИ и её истории (47)
- ОргВопросы (46)
- Удивительное на ЗЕМЛЕ и в Природе (30)
- Интересное о Животных (27)
- Притчи (19)
- Мудрые мысли-Цитаты (12)
- Удивительные вещи (11)
- Непознанное (8)
- Древняя РУСЬ. Славяне (2)
- ДИЗАЙН (165)
- Дизайн жилища (70)
- Дизайн предметов (52)
- Садовый дизайн (44)
- МОДА и СТИЛЬ (378)
- Работа над собой (149)
- Аксесуары и штучки (91)
- Дизайн одежды (75)
- Головные уборы (54)
- Для мужчин (18)
- СВОИМИ РУКАМИ (1917)
- Из бросового материала (298)
- Декупаж (295)
- Полезности для дома (260)
- Техники декорирования (234)
- Сад-Огород (163)
- Текстиль (154)
- Шитьё (149)
- Вязание (137)
- Материалы для РАБОТЫ (111)
- Бижутерия (111)
- Точечная техника (106)
- Лепка из разных материалов (101)
- Витражи-Стекло (96)
- ХозДомБытСоветы (72)
- Обмен опытом (47)
- Кожа-Мех (44)
- Кукольно- игрушечное (34)
- Мозаика (30)
- Пейп-Арт (19)
- Контуры (18)
- Кистевая роспись (17)
- Магниты (11)
- Вышивка разная (4)
- Пергамано (4)
- Кракелюр (2)
- Для ДЕТЕЙ (73)
- ЭЗОТЕРИКА (150)
- Астрология (8)
- ЗДОРОВЬЕ (348)
- Народные рецепты (102)
- Традиционная медицина (49)
- Диеты (48)
- Биоэнергетика (38)
- Аюрведа,восточные практики (20)
- Зрение (12)
- КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ (392)
- Выпечка (71)
- Первые и Вторые блюда (60)
- Заготовки (47)
- Закуски (45)
- Десерты (32)
- Рыба-Мясо (27)
- Напитки (25)
- Салаты (22)
- Для микроволновки и мультиварки (12)
- МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ (84)
- Мой КИНОЗАЛ (152)
- Фильмы (108)
- Видео (42)
- Мультики (7)
- ЮМОР (44)
—Ссылки
—Приложения
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
- Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
- Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
- Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
—Музыка
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Полные названия нот изобретены итальянцем Гвидо д’Ареццо
Полные названия нот.
Письменность, великое изобретение человечества, позволило накапливать
и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и впечатления. Другое
изобретение, не менее великое, нотная запись, позволило передавать
потомкам звуки, музыку.
Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.
Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
(В переводе с латинского:
Чтобы слуги твои
голосами своими
смогли воспеть
чудные деяния твои,
очисти грех
с наших опороченных уст,
о, Святой Иоанн»)
А вот полные имена нот:
Do – Dominus – Господь;
Показать полностью..
Re – rerum – Материя;
Mi – miraculum – Чудо;
Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – Небеса.
Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.
Рубрики: | МИР ВОКРУГ НАС/Жизнь замечательных Людей МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ |
Метки: Жизнь замечательных Людей МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям
Источник
Тайный смысл нотной записи
Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). один из крупнейших теоретиков музыки в эпоху Средних веков и самых значимых во всей истории западноевропейской музыки.
Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время.
В последствии Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке.
Нот семь, они образуют октаву. Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.
За названия нот он взял первую строфу гимна Иоанну Крестителю (Hymnus ad Sancte Ioannes Baptista), который был написан лангобардским монахом Павлом Диаконом Варнефридом (автором знаменитой «Истории лангобардов») в VIII веке н.э
Это – первые слоги гимна св. Иоанну.
Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
UT queant laxis
RE sonare fibris
Sancte Ioannes.( SI )
Чтобы слуги твои
чудные деяния твои,
очисти грехи наши
с опороченных наших уст,
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в16 в. заменили на DO(скорее всего, от латинского слова Do minus – Господь).
Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – Материя;
Mi – miraculum – Чудо;
Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – Небеса.
Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию.
Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.
Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни.
Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.
Источник