- Как сочинять музыку на фортепиано
- Как сочинить мелодию на фортепиано?
- Пробный урок
- 4 урока
- 8 уроков
- Как придумать мелодию для фортепиано
- 1. Начните с мелодии
- 2. О чем ваша песня?
- 3. Нужно ли делать вступление?
- 4. Антимелодичная песня для себя?
- 5. Следуйте за музой
- 6. Повторяйтесь интересно
- 7. Любая композиция должна развиваться
- 8. Ошибки
- 9. Смена музыкальной темы
- 10. Будьте проще
- 11. Всему своё время
- 12. Купите диктофон
- Как сочинить мелодию?
- Начальный уровень (в музыке человек «с нуля»)
- Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)
- Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)
Как сочинять музыку на фортепиано
Музыканты – натуры эмоциональные, творческие, деятельные. И каждому исполнителю, будь то даже начинающий пианист или прошедший курсы игры на синтезаторе, хоть раз приходила в голову мысль самостоятельно написать мелодию. Когда создаёшь собственное произведение – музыку к песне, партию для симфонического концерта, грустный блюз или зажигательную боссанову, испытываешь особенную, ни с чем не сравнимую радость созидания. Примерить на себя роль композитора может любой человек, знающий ноты и владеющий инструментом хотя бы на базовом уровне. Кто знает, вдруг у вас к этому талант?
Как сочинить мелодию на фортепиано?
Хотите узнать, как написать песню на фортепиано? Вот несколько советов для начинающих композиторов от преподавателей нашей музыкальной студии:
Пробный урок
4 урока
8 уроков
- Определитесь со звуковым «настроением» мелодии и выберите тональность. Для первой пробы лучше брать простые, хорошо известные тональности – ля-минор или до-мажор. Настроены сочинить песню жизнеутверждающую, весёлую – обратитесь к мажорным тонам, хотите внести в композицию атмосферу грустной лирики — играйте в миноре.
- Придумайте ритм будущей песни. Простучите его по поверхности стола или прохлопайте в ладоши. Запишите удачные варианты ритма на диктофон, чтобы не забыть их.
- Подберите на клавиатуре ноты, по которым будет «гулять» ваш мотив. На этом этапе вам, возможно, захочется изменить количество нот в мотиве и подкорректировать ритм – делайте, как подсказывает внутреннее чутьё.
- Начинайте на основе мотивов составлять мелодию. Попробуйте начать с элементарной музыкальной формы – периода (квадрата).
- Изберите подходящий метод развития мелодического рисунка, один из самых простых способов – секвенция. Она представляет собой проигрывание одного музыкального отрывка от разных нот. Различают секвенции восходящие (с повышающимся звуком) и нисходящие (с понижающимся). Вы отдаёте предпочтение той, которая гармоничнее вписывается в ваш замысел.
- Строим три стороны «квадрата» из секвенций (т. е. основной мотив три раза повторяется от разных нот). Четвёртая сторона – заключительный оборот, который именуется каденцией. Каденция по длительности должна совпадать с мотивом секвенции и возвращать слушателя к отправной точке – началу первой секвенции.
Готово – вы самостоятельно подготовили небольшой фрагмент для фортепиано. Постарайтесь хорошо научиться сочинять простые «квадратные» мелодии – экспериментируйте с разными нотами, тональностями, восходящими и нисходящими направлениями. Они станут неплохой основой для дальнейших шагов в деле создания музыки.
Источник
Как придумать мелодию для фортепиано
За двадцать лет моей композиторской деятельности я сочинил более 120 произведений, около восьмидесяти пяти из них я выпустил на компакт-дисках. По просьбам моих читателей, которым понравились мои советы начинающим пианистам, я решил написать статью для начинающих композиторов. В этой статье я рассмотрю 12 вещей, которые полезно знать каждому композитору, который хочет сочинять произведения для фортепиано.
1. Начните с мелодии
Не нужно пытаться сочинить в уме всю песню сразу и целиком. Начните с одной простой мелодической фразы. Эта мелодия будет главной темой всего остального вашего произведения. Эта мелодия — основа и стержень вашей песни. Начните с импровизации на основе главной темы и посмотрите, в каком направлении пойдет естественное развитие этой мелодии. В конечном счете, главная мелодическая линия должна перейти в «хук» (припев). Относитесь к припеву как к цели, к которой стремится ваша мелодия.
2. О чем ваша песня?
Развивая мелодию, думайте об эмоциях, которые ваша песня должна вызвать у слушателя, о том образе, который она должна передать. О чем говорит миру ваша песня? О любви? О вере? О зиме? О воде? Каким бы ни был месседж вашей песни, концентрируйтесь на нем всё время, пока сочиняете. Это поможет вам развить музыкальную мысль в соответствующем направлении. Кроме того, бывает полезно определиться с названием песни в самом начале ее сочинения. В этом случае название становится как бы целью вашей работы, удерживая вас в определенном направлении.
3. Нужно ли делать вступление?
Иногда очень хочется написать длинное вступление (со мной такое тоже часто бывает), чтобы «создать атмосферу», нужный настрой у слушателя. Будьте осторожны в таких случаях. Помните, что (обычно) от главной темы зависит вся ваша песня. Главная мелодическая линия создает целостность произведения, соединяя воедино различные его части. Наконец, главная тема — это тот компонент песни, который запомнится слушателю. Поэтому представьте основную мелодию слушателю как можно раньше, и не задерживайтесь на вступлении слишком долго. Люди не напевают вступления, они напевают мелодии.
4. Антимелодичная песня для себя?
Иногда композиторы хотят просто поимпровизировать, сочинить что-нибудь для себя, выразить свое настроение, не заботясь о красоте мелодических линий. У меня тоже есть несколько таких произведений, где мелодия не является цепляющей и сногсшибательной. Абсолютно нормально, когда композитор сочиняет такие немелодичные песни, выражая свое настроение. Однако не нужно увлекаться этим, и выступая на публике, помните, что слишком продолжительные немелодичные песни могут утомить слушателей, ведь их настроение может не совпадать с вашим. Старайтесь делать такие произведения короткими — менее трёх минут. Самое длинное моё произведение «для себя» продолжалось 2 минуты 45 секунд.
5. Следуйте за музой
Неудивительно, если аранжируя свою песню, вы вдруг обнаружите, что ушли совсем в другую степь и начали сочинять совершенно новую мелодию. Подумайте, насколько эта новая мелодия сочетается с аранжируемой песней? Может быть, у вас просто появилась новая музыкальная идея, из которой может получиться новая песня? Большинство моих песен именно так и рождались — в процессе работы над другими моими песнями. Таким образом, если в процессе аранжировки у вас получается новая, интересная мелодия, то всегда думайте — стоит ли использовать эту мелодию как элемент аранжировки или будет лучше сделать из неё новую песню.
6. Повторяйтесь интересно
Сочинив главную мелодию и припев, подумайте о разнообразии. Вы можете вставить в песню припев дважды без каких-либо изменений, но когда припев появится в песне в третий раз, он должен звучать совсем иначе, несмотря на то, что основная мелодическая линия останется прежней. Попробуйте сыграть третий припев в другой тональности, добавьте побольше басовых нот, побольше украшений, попробуйте немного сменить ритм. Старайтесь немного разнообразить основную мелодию на протяжении всей песни. Не позволяйте мелодии терять свежесть, иначе ваша красивая мелодия натрет мозоли на ушах слушателей.
7. Любая композиция должна развиваться
О чем бы ни была ваша песня, она должна постоянно развиваться. Каждая песня — это рассказ о чем-то, и по мере развития сюжета, должна соответственно немного эволюционировать и главная мелодия. Представьте, что будет, если родители начнут читать ребенку первую страницу сказки, затем вторую, затем снова первую, снова вторую и еще раз вторую. Любому ребенку такое чтение быстро надоест! С каждой новой страницей сюжет должен развиваться, последовательно подводя историю к завершению. Примените этот же подход к музыке. Каждая «страница» вашей композиции должна постепенно развивать основную сюжетную линию песни, подводя её к развязке.
8. Ошибки
Не расстраивайтесь из-за ошибок. Ошибки могут привести к новым открытиям — например, к интересным сочетаниям аккордов. Не раз было так, что работая над песней, я брал неверную ноту и обнаруживал, что такой переход слушается довольно интересно. То, что вы считаете «ошибкой», может стать тем поворотным моментом, который добавит вашей мелодии изюминку. Начиная работать над новой песней, я делаю МНОГО ошибок. Это часть процесса сочинения. Сочинение музыки похоже на гончарное мастерство. Всё начинается с грязного куска глины (идея), и затем руки мастера превращают этот кусок в нечто оформленное. Результат не всегда радует, но с постоянными тренировками придут навыки и вы сможете сделать что-то красивое.
9. Смена музыкальной темы
Закончив развитие основной мелодии, композитор должен добавить в произведение новую музыкальную мысль, чтобы сохранить заинтересованность слушателя. Назовем её мелодией второго плана, обычно она не столь мощная, как основная мелодия или припев.
Я предполагаю, что люди покупают мои композиции потому, что большинство моих произведений по сути являются песнями. За неимением лучшего описания, назовем их песнями без слов (извиняюсь за клише). Каждое мое произведение имеет песенную структуру. В качестве примера, послушайте «One Night at Mozart’s» — одну из наиболее популярных моих песен. Вот её структура:
A) Главная мелодия (Вступление)
B) Припев
C) Бридж
A) Главная мелодия (на октаву ниже с орнаментацией)
B) Припев
C) Бридж
D) Мелодия второго плана
B) Припев, переходящий в завершение
Песня продолжается три минуты. Заметили, насколько проста её структура?
Теперь проанализируем другое произведение — «No More Tears».
* Вступление для создания атмосферы, затем.
A) Главная мелодия
B) Припев
A) Главная мелодия (с орнаментацией)
B) Припев
C) Мелодия второго плана
B) Припев
A) Главная мелодия (на октаву выше) и завершение.
Видите структуру этих песен? Структура каждой песни немного отличается от других. Некоторые песни совсем просты — A, затем B. Но главное то, что пьеса для фортепиано — это песня. Придайте своему сочинению песенную структуру и.
10. Будьте проще
Самая распространенная ошибка многих композиторов — чрезмерное усложнение. По определенным причинам начинающие композиторы стараются сочинять сложные произведения, руководствуясь принципом «чем сложнее, тем лучше». Отчасти они делают это, чтобы произвести впечатление, отчасти — из-за ошибочного представления, что чем сложнее песня, тем более она значима. Нет, нет и нет. Простота — ключ к красоте. Ясность — ключ к совершенству. Не надо сочинять песню ради того, чтобы произвести впечатление. Не нужно писать песню ради важности. Просто придумайте простую мелодию, сумейте ее развить, добавьте интересный поворот и напишите финал. На всё это — меньше четырех минут. Если вы сочинили песню, которая длится более пяти минут, хорошенько присмотритесь к ней. Возможно, вы перестарались.
Я знаю одного очень талантливого пианиста, который пишет чудесные мелодии, но его песни слишком длинны. Это сводит меня с ума, потому что, если бы он только упростил свои аранжировки, его альбом был бы прекрасен. Конечно, я не буду называть его имени, но посмотрите на структуру одной из его песен:
A) Главная мелодия (Вступление)
A) Главная мелодия (Повторяется)
B) Припев (простая версия)
C) Бридж
A) Главная мелодия
B) Припев (простая версия)
C) Бридж
A) Главная мелодия
D) Мелодия второго плана
B) Припев (сложная версия)
C) Бридж (с орнаментацией)
D) Мелодия второго плана (с более выраженной орнаментацией, переходит в импровизацию)
B) Припев (с более выраженной орнаментацией)
A) Главная мелодия
B) Припев (простая версия)
C) Бридж
A) Главная мелодия (переходит в завершение)
Продолжительность песни составляет шесть с половиной минут. Главная мелодия этой песни — одна из самых красивых мелодий, которые мне когда-либо доводилось слышать, но автор заездил её до крайней степени. На пятой минуте прослушивания думаешь только о том, когда же эта песня кончится.
11. Всему своё время
Приготовьтесь к тому, что на сочинение одного произведения могут потребоваться годы. Иногда я сочиняю песню за два часа, но это бывает очень редко (может быть, раза четыре такое было за двадцать лет). Обычно сочинение песни у меня занимает 6-9 месяцев, а некоторые мои песни сочинялись по несколько лет. Если работа над песней затягивается, не нервничайте. Если нужно, отложите сочинение на некоторое время и вернитесь к нему позже. Если вы отложите работу над песней на пару месяцев, то вернувшись к ней, вы легко её досочините.
12. Купите диктофон
Купите диктофон и включайте его каждый раз, когда садитесь за фортепиано. Самое обидное, когда появляется прекрасная идея, вас прерывают, и вы упускаете музыкальную мысль. Имея диктофон, вы сможете набросать черновой вариант своей мелодии, чтобы вернуться к ней позже, если потребуется.
Источник
Как сочинить мелодию?
Если у человека возникает желание сочинить мелодию, значит, он, как минимум, неравнодушен к музыке и имеет определённую творческую жилку. Вопрос в том, насколько «на ты» он с музыкальной грамотой и есть ли у него способности к сочинительству. Как говорится, «не боги горшки обжигают», и необязательно родиться Моцартом, чтобы писать свою музыку.
Итак, попробуем разобраться, как сочинить мелодию. Думаю, правильным будет дать различные рекомендации для разного уровня подготовки, более подробно объясняя для начинающих музыкантов.
Начальный уровень (в музыке человек «с нуля»)
Сейчас существует много преобразовательных компьютерных программ, которые позволяют просто напеть мотив и получить обработанный результат в виде нотной записи. Это, будучи удобным и занимательным, всё же больше напоминает игру в сочинение музыки. Более серьёзный подход предполагает изучение азов теории музыки.
В первую очередь нужно познакомиться с ладовой организацией музыки, ведь характер мелодии напрямую зависит от того – мажор это или минор. Следует научиться слышать тонику, это опора любого мотива. Все другие ступени лада (всего их 7) так или иначе тяготеют к тонике. Следующим этапом должно стать освоение пресловутых «трёх аккордов», на которых можно упрощённо сыграть любую несложную песню. Это трезвучия – тоническое (строится от 1-ОЙ ступени лада, той самой «тоники»), субдоминантовое (4-Я ступень) и доминантовое (5-Я ступень). Когда ваши уши научатся слышать взаимосвязь этих основных аккордов (критерием этого может стать способность самостоятельно подобрать по слуху какою-либо песню), можно пробовать сочинить простые мелодии.
Не менее важен в музыке ритм, его роль подобна роли рифмы в поэзии. В принципе, ритмическая организация – это простая арифметика, и теоретически научиться этому несложно. А чтобы почувствовать музыкальный ритм, нужно прослушать много разной музыки, вслушиваясь именно в ритмический рисунок, анализируя какую выразительность он придаёт музыке.
В целом, незнание теории музыки не мешает рождению в голове интересных мелодий, но зато знание её чень сильно помогает эти мелодии выразить.
Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)
В этом случае все проще. Некоторый музыкальный опыт позволяет вам безошибочно строить мелодию так, чтобы она слушалась гармонично и не противоречила музыкальной логике. На этом этапе начинающему автору можно посоветовать – не гнаться за излишней сложностью музыки. Ведь не случайно хитами обычно становятся не самые затейливые мелодии. Удачная мелодия хорошо запоминается и удобно поётся (если она рассчитана на вокалиста). Не следует бояться повторений в музыке, наоборот, репризы помогают восприятию и запоминанию. Интересно будет, если в мелодии и привычном аккордном ряде возникнет какая-то «свежая» нотка – например, разрешение в другую тональность или неожиданный хроматический ход.
И, конечно, мелодия должна нести в себе какой-то смысл, выражать какое-либо чувство, настроение.
Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)
Людям, достигшим определённых высот в музыке, давать советы на тему «как сочинить мелодию» уже ни к чему. Здесь уместнее пожелать творческих успехов и вдохновения. Ведь именно вдохновение отличает ремесло, которым может овладеть каждый, от настоящего творчества.
Источник