Как придумывать рифы для гитары

Атональный риф: как сочинить, как использовать, как играть

Музыканты, в творческом порыве склонны напрочь забывать о всяких тональностях и правилах музыки, далеко отходя от общеизвестных канонов.

Музыка, не имеющая четко выраженной тональности достаточно интересна и необычна.

О том, что такое атональные рифы и как их использовать мы и поговорим в рамках данной статьи на сайте ssabbass.ru.

Атональный риф: как сочинить

Слово «атональный», означает – не имеющий (лишенный) тональности. Слово «риф» подразумевает некую циклическую основу музыкального рисунка, которая повторяется с некоторой периодичность.

Говоря проще, атональный риф – музыкальный фрагмент без определенной тональности.

Подобные рисунки достаточно часто встречаются в мрачных и тяжелых композициях дэт-, брутал-, грайндкор-, треш-, блек-коллективов.

В общем, там, где не обойтись без жужжащей примочки Дисторшн. Конкретные примеры не нужны – достаточно поставить какой-нибудь тяжелячок и хорошенько послушать, анализируя гармонию песни.

В подобных музыкальных творениях атональные рифы настолько качественно и гармонично вплетены в общую песню, что кажется, будто такие мелодии льются сами по себе, так сказать, от души исполнителя.

Тем не менее, для того, чтобы грамотно и красиво обыграть атональный риф, музыкальной команде приходится проделать достаточно серьезную предварительную работу.

В противном случае такой риф (участок музыкального произведения) будет ой как сильно давить на уши, создавая ощущение шума и дисгармонии всей композиции.

Сочинить атональный риф не сложно – достаточно лишь на время забыть обо всех правилах музыки, о гармонии и о «правильных» нотах.

Набор нот, не подчиняющийся каким-либо правилам, собственно, и будет атональным рифом. (на эту тему достаточно хорошо сказано в рамках «Школы Трэша и Спид-металла»).

• Берите странные ноты;
• Используйте ужасные интервалы;
• Забудьте о тональности;
• Забудьте о правилах и теории музыки

– и вы получите отличные атональные рифы.

Вот и весь рецепт создания данного несвязного кошмара, наводящего ужас на «правильных» музыкантов, которые окончили филармонии и обчитались учебников по музыкальной теории.

Атональный риф: как использовать

Если говорить о музыкальном произведении в целом, то сроить его на основе атональных связей очень сложно. Как говорится, лажать тоже нужно уметь, иначе, ваша песня превратится в кашу!

Достаточно часто атональный риф можно использовать только в определенных местах музыкального произведения:

• Вступление (интро);
• Переход;
• Проигрыш;
• Кода или концовка.

Таким образом, риф без тональности становится отличной приправой, которая придает песне особую пикантность и вкус! Подобные рифы также используются для связки двух участков песни, которые сложно соединить другими способами.

В этом случае атональность выполняет роль клея, который соединяет в принципе не соединяемые вещи…

Использование атональных рифов требует особого внимания от всего коллектива. Если такой риф исполняется на гитаре, то басисту лучше подчеркнуть его, взяв за основу конкретные ноты, которые играет «гитарюга».

В этом случае ударнику тоже нельзя отрываться от коллектива. Лучший вариант для барабанщика – следовать за басистом, акцентируя исполняемые им ноты.

Таким образом становится понятно, что подобные атональные «вкусняшки» нужно очень тщательно продумать и порепетировать всей группе в целом.

Как вариант атональный риф в виде перехода может быть исполнен только на одном инструменте в то время, пока все остальные участники команды просто молчат или играют головные ноты.

Для создания полной неразберихи и ухода в астрал – атональные рифы можно совместить со сменой размера песни или вообще ломанными ритмическими рисунками.

Грамотный подход позволит избежать «каши» в музыке, организует действия всех музыкантов в единую логическую композицию.

Атональный риф: как играть

Исполнять подобные произведения искусства стоит в зависимости от личных навыков музыканта.

К примеру, один гитарист способен выгрести атональные ужасы на скорости в 220 ударов, а другой – просто физически не вытянет таких скоростей.

По этому, как играть и сочинять атональные рифы – дело личное.

Практически все обучающие видеошколы по данному вопросу дают совет: начинайте от простого — к сложному. Т.е. не спешите увеличивать темп, пока сочиненные и выученные атональные рифы не попадут в т.н. мышечную память ваших пальцев!

Имеется ввиду, что музыкант исполняет произведение, не глядя на гриф, не думая о нотах.

Важно понимать, что даже медленные атональности и диссонансы вполне замечательно выглядят в рамках песни и создают особый колорит произведения – что и требуется от музыкантов.

Для примера, можно послушать ранних Black Sabbath, которые еще на заре тяжмета пытались выходить за общедоступные и общепринятые рамки.

А самое главное – практика!

Основываясь на полученную информацию, рекомендую прямо сейчас взяться за музыкальный инструмент и сочинить что-нибудь атональненькое! УДАЧИ!

Источник

Альтернативный рок >Хотите крутой рифф? Аккордовая прогрессия вам в помощь! — видео

Как я обычно сочиняю музыку для композиций Periphery и Haunted Shores? В первую очередь я строю прогрессию из интересных и необычных аккордов, а затем разбиваю каждый аккорд на отдельные ноты и их комбинации и превращаю их в разнообразные фразы.

Самое сложное, как правило, это связать между собой аккорды прогрессии при помощи этих фраз. Справившись с этим, я получаю рифф, мелодически «описывающий» гармонию и в то же время представляющий собой нечто большее, чем просто последовательность аккордов.

Такую технику я применил для сочинения бриджа к композиции “Have a Blast” с альбома Periphery II. Сначала я разработал аккордовую прогрессию (вы видите ее на РИС. 1 ). Для этого я настроил гитару в drop D, а потом опустил строй на тон (от шестой струны к первой: C G C F A D). Получившаяся прогрессия выглядит так: Gm9sus4 Csus4 F/A Bb(maj7) C/F C/E. Вы заметите, что аккорды наподобие Gm9sus4 и Csus4 создают эффект неразрешенности, «прохлады» и своеобразной гармонической двойственности, что мне особенно нравится.

Как написать крутые риффы для гитары?

Как только я пришел к этой прогрессии, я понял, что на ее основе можно создать просто идеальный рифф. Лично мне легче придумывать риффы именно на базе определенной аккордовой последовательности. Так я вижу, куда мне следует двигаться. Переходя от аккорда 1 к аккорду 2, я знаю, что в итоге я должен прийти именно к аккорду 2, а не куда-либо еще.

На РИС. 2 изображен рифф к “Have a Blast”. Играть его следует в довольно высоком темпе — 200 ударов в минуту. Такт 1 построен на нотах аккорда, играемых поодиночке. Не забудьте о слайде от ноты А к ноте Bb на четвертой струне. Такт 2 — это арпеджио аккорда G6/7, причем нота на открытой первой струне служит своеобразным переходом от такта 1 к такту 2. В тактах 3 и 4 я играю полные аккорды Csus4 и F/A, а в начале такта 5 — полный Bb(maj7).

Переходя к такту 6, я играю мелодическую линию из одиночных нот, построенную на больших интервалах и слайдах. Так я передаю гармонический подтекст пассажа. Такт 7 начинается со слайда на октаву от аккорда F5 (пятнадцатый лад) к третьему ладу на трех нижних струнах. Аккорд F5 замещает в данном случае аккорд C/F прогрессии. Я предвосхищаю смену F5 аккордом С/Е, переходя к нему уже на четвертой доле такта 7, вместо того, чтобы сделать это только в такте 8.

Источник

AllFrets

Как написать убийственную ритм партию?

Привет! Сегодняшний урок посвящен теме написания безбашенных ритм партий, от которых у каждого возникнет желание трясти хаером, пока мозг не расплавится. На самом деле нет никаких правил относительно того, как нужно писать ритм партии, да и вообще песни в целом. Но ни смотря на это каждый (ну и почти каждый) чувствует – вот действительно стоящий трек, а это лишь очередная, пусть и довольно неплохого качества, проходная песня. И тут же хочется вспомнить о тех группах конца восьмидесятых, которые собирали целые стадионы, не выпустив ни одного альбома, а если таковой выходил, то становился как минимум платиновым. И все это благодаря цепляющим рифам и мощному вокалу. Ты, конечно же, знаешь их названия. На их примере, а также на примере более поздних групп мы посмотрим, каким образом создаются действительно убийственные ритм партии.

В действительности – написание песни это творческий процесс. Из абсолютно одинаковых музыкальных идей у двух человек получаться совершенно разные песни. И вполне возможно, что одна из них станет хитом, а вторая затеряется среди тысяч себе подобных.

Первое о чем хочется поговорить это музыкальная теория. И в этот момент некоторые по ту сторону экрана тут же скажут: «Нет! Но ведь многие композиторы, гении рок-музыки, понятия не имели о том, что такое хроматическая гамма или лидийский лад» Все верно! Но верно лишь в том, что они действительно были гениями. И если ты ставишь себя в их ряды, то на кой черт ты вообще читаешь всю эту муть, которую я здесь пишу? 🙂 На самом деле теория музыки очень важна. Знаешь ты ее или нет – она существует вне зависимости от этого. И ее законы, как и законы физики (а ведь они по сути таковым и являются) действуют везде и всегда, несмотря на наши познания о них. Некоторые руководствуются ими инстинктивно, других же инстинкты подводят. В любом случае, будь уверен – ты можешь сочинить трек, который взорвет этот мир, если захочешь! Надо лишь поднапрячь мозги и проштудировать десяток другой страниц, озаглавленных: «Сольфеджио для начинающих». Но это все не относится к теме сегодняшнего урока.

Итак, что же ты можешь использовать для того чтобы твоя ритм партия звучала по настоящему убийственно?

Palm Mute

Трудно найти по-настоящему цепляющую ритм партию, в которой бы не было задействовано глушение. Smoke on the water ? Пожалуй… Но не более того. Если ты хочешь создать нечто по-настоящему сносящее голову, то без Palm Mute тебе не обойтись. И вот несколько примеров этой убийственной техники.

А если объединить Pulm Mute с фригийским ладом (как в первом и втором примерах) то получится тяжелый, мрачный риф, этот лад ни с чем не спутать!

Синкопы

Синкопа – это перенос акцента с сильной доли на слабую. Используй его для того, чтобы придать своей ритм партии динамику. Послушай, как они звучат, и попытайся придумать что-нибудь похожее.

Как видишь, даже великий и ужасный Элис Купер использовал их.

Рваный ритм !

О, здесь ты можешь как следует поэкспериментировать. В этом плане вариантов усовершенствования твоей ритм-партии – бесконечное множество. Но все же не перестарайся иначе она превратиться в нечто неудобоваримое.

Ты можешь добавлять в такт лишние доли или убирать их, чтобы придать своей партии оттенок прогрессивности.

Брейкдауны!

Грамотный брэйкдаун (т.е. попросту перерыв между строками песни или еще чем-нибудь, заполненный башнесносящим риффом) звучит просто потрясающе. Вот тебе несколько музыкальных идей для размышления.

Хроматические ходы!

Суть в том, чтобы использовать все возможные ноты подряд, не обращая внимание на гамму, в которой ты играешь. Это еще один отличный способ разнообразить ритм партию. Да что тут говорить, Николай Римский-Корсаков целую композицию сочинил, используя только их, и она стала всемирно известной! В первом примере два хроматических хода, попробуй услышать их оба. Второй пример ты уже слышал раньше. Как видишь, можно комбинировать различные приемы усовершенствования ритм партии, для того чтобы превратить ее в шедевр. Последний пример – это кавер известной группы на известную композицию. Здесь хроматические ходы придает треку совершенно неповторимую атмосферу.

Искусственные флажолеты!

Что тут сказать? Умело и к месту сыгранный искусственный флажолет способен придать даже самой унылой ритм партии драйва. А из мощной – он сотворит шедевр, в чем ты сейчас и убедишься.

Натуральные флажолеты!

Вот несколько ритм партий, в которых натуральным флажолетам отведена не последняя роль.

Используй грязные слайды!

На мой взгляд, грязных слайдов не бывает много. Иногда они даже не выходят на первый план, но обязательно предваряют хорошую ритм партию.

Восьмые и шестнадцатые!

Первые играются даунстроком, т.е. только ударами вниз, вторые – переменным штрихом. При этом звучание риффа кардинально меняется. Рифф, сыгранный даунстроком более акцентированный (примеры ты можешь увидеть выше, в абзаце про Palm Mute ). В свою очередь риффы с шестнадцатыми нотами придают динамику всей композиции, они более быстрые.

Аккорды!

Аккорды – это огромное поле для деятельности, на котором твоя фантазия не должна знать границ. Используй арпеджио, гармонизируй аккорды, обыгрывай аккорды и делай с ними все, что только придет тебе в голову.

Kill Switch!

Прерыватель — это умопоморочительная вещь, которая превратит твою гитару в мощнейшую ритм машину. Я готов мучать его часами, потому что не виде еще ни одной вещи, из которой можно было бы извлечь столько драйва. Себе я заказывал Kill Switch фирмы SHADOW. Он является одновременно и регулятором громкости (заменяя собой стандартный) и прерывателем. Обошелся он мне примерно в 30$ и он того стоит 🙂

Еще больше примеров его использования ты сможешь найти в треках Бакетхеда и Тома Морелло.

Вот, пожалуй, и все, о чем я хотел рассказать в этом уроке. Надеюсь, мне удалось навести тебя на пару идей. Помни также, что ритм партия – это не только ритм гитара. Это еще и бас и ударные. Постоянно экспериментируй с ними, как впрочем, и со всеми остальными инструментами. Тогда твои песни приобретут уникальное, неповторимое звучание. Удачи!

Источник

Гитарные рифы

Гитарный рифф — часть композиции, фрагмент песни, который периодически повторяется в песне. Как правило, состоит из не менее 2-х тактов, но бывают и исключения. Риффы это неотъемлемая часть современной гитарной музыки, особенно таких жанров, как рок и металл. В этой статье поговорим, какие они бывают, как их сочинять, а также остановимся на лучших гитарных рифах с табулатурами.

Как играть и учить риффы на гитаре

Основное, что нужно запомнить — рифф нераздельно связан с ритмическим рисунком песни. Хороший гитарный рифф сочетает в себе рваную ритмику с синкопами (акцент на слабую долю) и разнообразными долями. Синкопирование придает музыке тот самый грув и кач, который мы так любим.

Очень важно быть технически подкованным при игре. Все фрагменты и ноты риффа должны четко попадать в ударные инструменты (бочку и рабочий барабаны). Ведь если вы будете играть криво и не попадать, то песня будет звучать вяло и неинтересно. Кстати говоря о технике. Чтобы звукоизвлечение было четким, не забудьте правильно подобрать медиатор под себя. Подробнее читайте здесь: https://guitargrad.ru/elektrogitara/igra-na-gitare/20-vybiraem-mediator

Учить риффы не очень сложно. Делается это, как и для целой песни — просто разбиваем его на небольшие куски и отрабатываем отдельно. После чего соединяем все вместе и играем полностью. Еще раз обратите внимание на ритмику, без правильных акцентов, рифф не будет звучать, так как надо. Гитарные риффы для начинающих можно взять из таких классических роковых песен, как:

  1. Black Sabbath — Iron Man
  2. AC DC — Highway to hell
  3. Deep Purple — Smoke on the water
  4. Metallica — For whom the bell tolls
  5. Megadeth — Symphony of destruction

Квинтэссенция гитарных риффов — синкопирование и чередование сильных и слабых долей. Это придаст вашей музыки грув. То самое чувство, когда хочется притопывать под музыку и мотать головой.

Как сочинить гитарный рифф

Здесь вам понадобятся знания теории музыки, хотя бы самые минимальные. Хотя бы почитайте про ритмику и ритмические рисунки. Также обратите внимание на основы гармонии. Эти знания позволят вам сочинять более мелодические и интересные варианты риффов.

Большая часть риффов в метале (особенно в треше) строится на использовании квинт (пауер аккордов) и педальных нот. Говоря простыми словами — играйте квинты и дергайте шестую струну 16-ми долями на приглушке =) Кстати, в сочинении вам очень поможет слушать музыку в тех жанрах, в которых хотите сочинять. Просто послушайте самых ярких представителей и проанализируйте, как у них построены риффы.

Зная законы теории музыки, не забывайте их нарушать! Музыка это не математика, нарушить можно все, главное, чтобы это хорошо звучало в итоге. Используйте разные ритмические размеры (только чтоб ровно звучало), разнообразные гармонии и интервалы. Все это придаст вашим риффам изюминку и индивидуальность.

Риффы в жанрах музыки

Метал

В этом жанре 99% всех песен строятся на риффах. В каждом поджанре они строятся с некоторыми отличиями друг от друга, но одно остается неизменным — риффы играются четко в ударку и на нижних струнах (басовых). Это придает больше злости и напора песне.

Основными приемами при игре являются палм мьют (приглушка струн правой рукой) и использование квинт (пауер аккордов). В треш метале можно часто встретить быстрые гитарные риффы с педальной нотой (чес по шестой или пятой струне).

Достаточно часто в блюзе риффы играются шаффлом. Это такой своеобразный ритмический рисунок с небольшим смещением акцентов — характерная черта блюза.

Основоположниками являются такие группы, как Motorhead, Black Sabbath, AC/DC и прочие коллективы тех лет. Тони Айоми (гитарист Black Sabbath) вообще считается «риффмастером». Риффы рока это что-то среднее между метальными и блюзовыми риффами. Они не такие напористые, как в метале, но и потяжелее и грувовей, чем в блюзе.

Лучшие гитарные риффы

В этом разделе выделим пятерку самых известных и лучших риффов в музыке. Они оказали свое влияение не на один десяток современных команд в роке и сейчас являются просто хрестоматийными.

Deep Purple — Smoke On The Water

Говорят, рифф из этой песни запрещают играть в некоторых музыкальных магазинах. Настолько он надоел продавцам.

Black Sabbath — Iron Man

Несколько похож на предыдущий. Заметьте на сочетание акцентов на сильных и слабых долях. Вроде бы ничего необычного, но как звучит.

Black Sabbath — Paranoid

AC DC — Back In Black

Motorhead — Ace Of Spades

Заключение

Несомненно, крутых гитарных риффов существует огромное количество. Хотите научиться сочинять такие же классные риффы? Просто побольше уделите внимания практике игры, теории музыки, а также не забывайте слушать своих любимых исполнителей. Возьмите у них лучшее и переделайте на свой лад. Только так и рождаются интересные идеи.

Источник

Читайте также:  Ноты вечная память чеснокова
Оцените статью