Как пробиться с гитарой

Содержание
  1. 99 способов стать крутым гитаристом. Часть 1
  2. 1. Каждый раз по-новому!
  3. 2. Пой, пой, пой
  4. 3. Бей сильней!
  5. 4. Динамика
  6. 5. Маски долой!
  7. 6. Задайте своему мозгу задачку посложнее
  8. 7. Звучание комнаты
  9. 8. Расслабьтесь!
  10. 9. Станьте чувствительным
  11. 10. Берите выше
  12. 11. Расширяйтесь
  13. 12. Двигайтесь дальше
  14. 13. Играйте громко
  15. 14. Правильный слайд
  16. 15. Соревнуйтесь
  17. 16. Пробка, подарок из Африки
  18. 17. Копайте глубже
  19. 18. Цените искусство
  20. 19. Буквальное соло
  21. 20. Бенды
  22. 21. Любите себя меньше
  23. 22. Тренируйте слух
  24. 23. Ошибайтесь!
  25. 24. Истина где-то рядом!
  26. 25. Нежнее, Виктор, нежнее!
  27. 26. АУ?
  28. 27. Криминальное чтиво
  29. 28. Больше блюза
  30. 29.Короче, Склифосовский
  31. 30. Играйте для других
  32. 31. Найди себя
  33. 32. Думайте о миксе
  34. Что нужно знать, чтобы начать играть на гитаре
  35. Базовые гитарные аккорды
  36. Как научиться играть на гитаре: основы
  37. Как держать гитару
  38. Как ставить пальцы на струны
  39. Игра на одной струне
  40. Игра аккордами
  41. Змейка
  42. Переход к бою и перебору
  43. Техники игры на гитаре
  44. Импровизация

99 способов стать крутым гитаристом. Часть 1

Если вы закрываетесь в своей комнате на 8 часов с гитарой и метрономом каждый день, почитывая жестокие книги с теорией и упражнениями, это еще не значит что вам обеспечено полное владение 6-струнным мастерством. Само собой, вы можете высекать быстро и чётко, как стенографистка и знать гармонию как отче наш, но чтобы сочинять музыку, которая трогает сердца, вам понадобится много других навыков. И вовсе не значит, что чтобы играть так же божественно, как Джефф Бек, вам придётся уйти в монастырь с гитарой.

Во-первых просто забудьте об этом. Уровень Джеффа недостижим. Даже не пытайтесь. Что вам стоит делать, так это играть так, чтобы у вас у самого на руках волосы вставали дыбом. Это называется вдохновение. Естественно, если вы хотите стать лучшим, вы должны учиться у лучших. Поэтому мы дадим вам 99 подсказок от настоящих мастеров своего дела, а вы читайте и мотайте на ус. Уж эти парни знают по чём фунт лиха. Надеемся, это чтиво вдохновит вас на новые достижения в игре на гитаре!

Читайте также:  Концерты для фортепиано с оркестром русских композиторов

1. Каждый раз по-новому!

“На каждом занятии с гитарой важно играть что-то совершенно новое — это ключ к успеху. Играя одно и то же все время, вы застрянете на одном уровне. Изучите новые аккорды, поиграйте в других строях, выучите новые гаммы — каждую неделю играйте что-то новенькое. Не обязательно сразу же применять то что вы выучили на практике, просто дайте своим пальцам непривычную нагрузку, пусть они побывают в местах, куда раньше не добирались, а музыка начнёт сочиняться сама собой.” — Joe Satriani

2. Пой, пой, пой

“Прежде чем играть фразу в вашем соло, пропойте её. Так вы поймёте, круто она звучит или нет. А если вы начинаете петь фразу и вам не хватает воздуха, что же, вы слишком много на себя взяли.” — Ronnie Montrose

3. Бей сильней!

“Вот вам необычный способ прокачать своё чувство ритма и научиться придумывать новые интересные фразы для соло. И вам не придётся играть ни одной ноты при этом! Заглушите струны левой рукой и забудьте о ней на время. Начинайте играть ритм правой рукой вместе с метрономом или барабанами. Как только вы устаёте, начинайте придумывать всякие необычные ритмические рисунки — чередуйте простое со сложным. Представьте, что вы играете барабанное соло и вам нужно при этом сохранять ритм. Постарайтесь продержаться 5 минут, а лучше еще больше.» — Bob Brozman

4. Динамика

“Чтобы научиться хорошо управлять динамикой, включите ваш усилитель погромче, ручка громкости на гитаре на максимум. Теперь играйте арпеджио — сначала очень тихо, потом постепенно увеличивайте громкость путём более сильного звукоизвлечения. Цель — менять громкость при этом не меняя положение правой руки. Многие гитаристы халявят, меняя положение рук для изменения динамики. В результате у них нарабатывается набор ‘как бы легко звучащих’ фишек, которые они могут играть быстро, но эти фишки не звучат, потому что в них нет мощи. Чего вам нужно добиваться, так это постоянно играть громко и тихо, переходя от одного звука к другому максимально плавно.” — Jerry Garcia

Читайте также:  Сборники нот красивых мелодий

5. Маски долой!

“Попробуйте выкинуть из цепочки лишние эффекты. Глядишь, и до музыки доберетесь.” — Bill Kirchen

6. Задайте своему мозгу задачку посложнее

“Старайтесь сделать так, чтобы каждый раз когда вы беретесь за инструмент, вы звучали свежо, не полагайтесь на заученные паттерны. Например, когда я занимаюсь, я часто перевязываю несколько струн резинкой, вынуждая себя смотреть на гриф по-другому. Я могу заниматься только на двух струнах — G и D, или даже G и A .” — Jim Hall

7. Звучание комнаты

“Старая добрая поговорка насчёт записи — чем дальше, тем глубже. Я пользовался этим чертовски много раз, как при записи гитары. так и при записи всей группы целиком. Люди привыкли к близкой подзвучке усилителей, а я размещаю еще один микрофон сзади кабинета и балансирую общее звучание. Также вам не понадобится эквалайзер в студии если инструменты звучат как надо. Вы должны уметь получать правильный звук только при помощи микрофонов и их размещения в комнате.” — Jimmy Page

8. Расслабьтесь!

“Самая важная вещь о которой нужно помнить, когда вы пытаетесь играть быстрее — это расслабиться. Не заставляйте ваши мышцы пытаться сделать то, на что они пока не способны. Занимайтесь полчаса, затем сделайте перерыв. Вы всегда можете продолжить через пару минут. Это особенно важно, когда вы разучиваете всякие сложные паттерны, от которых устают пальцы. Когда я был подростком, я занимался перед телевизором, играя упражнения и гаммы переменным штрихом и особо не обращая внимание на звукоизвлечение. Я думаю именно то, что я не слишком сильно парился, помогало мне оставаться расслабленным, и в то же время я развивал свою технику и выносливость. Важно знать, если вы чувствуете боль — сразу же остановитесь. Никогда не играйте через боль. Вообще никогда. Тендонит — это вам не шутка.” — Steve Lukather

9. Станьте чувствительным

“Если вы устали от вашей электрогитары, возьмите в руки акустику. Есть что-то такое в игре на акустической гитаре, что заставляет вас думать о песнях. А если вы разложите на акустике ваши любимые песни вместе с аккордовыми и мелодическими линиями, вы намного глубже разберетесь в гармонии, контрапунктах и взаимодействии баса с остальными нотами. После этого, вернувшись к электрогитаре, вы сможете играть более вдохновенные соло.” — Buck Dharma

10. Берите выше

“Где бы ни была ваша гитара когда вы сидите и упражняетесь, именно там она должна остаться и когда вы стоите. Я пришёл к этому выводу трудным путём. Много лет назад я разучивал свои соло сидя, потом приходил на репетицию и безбожно лажал, потому что положение моих рук было своем другим когда я стоял. Сейчас многие гитаристы думают, что не круто вешать гитару высоко, но я считаю что ох_нно играть куда круче, просто выглядеть круто и при этом лажать! Zakk Wylde вешает свой Les Paul очень низко, но когда приходит пора играть соло, он ставит ногу на монитор, приподнимая гитару повыше. Да, и, черт возьми, Tom Morello вешает гитару так высоко,что она достает ему до подбородка. Так что, ради убийственной игры — поднимайте свой инструмент!” — Rusty Cooley

11. Расширяйтесь

“Выучите всё, что вы уже знаете во всех возможных тональностях.” — Joe Pass

12. Двигайтесь дальше

“Не ничего святого в гитарном звуке. Вы всегда сможете найти что-то более крутое, чем уже есть у вас — какой нибудь интересный звук или эффект. Пробуйте новое!” — Robin Guthrie

13. Играйте громко

“Начинайте играть громко пока вы молоды, так вы всегда будете на шаг впереди. Если начнете играть тихо, разовьёте кучу плохих привычек. Просто ужасных привычек. Вы посмотрите на этих джазменов, естественно они играют тихо. Это такой трюк, чтобы вы не могли разобрать, что они там делают.”— Nigel Tufnel

14. Правильный слайд

“Играйте со слайдом вместе с вашими любимыми записями, так вы разовьёте правильную интонацию. Я предпочитаю ранние альбомы Ricky Skaggs, там много простых прогрессий с разными грувами в разных тональностях. Не думайте об экзотических аккордах и хитроумных аккордовых заменах. Сосредоточьтесь на прогрессии I-IV-V и научитесь играть на меняющиеся аккорды без беготни по грифу, оставаясь в одной позиции. И не обязательно всегда начинать с аккорда I, двигайтесь на 5 ладов вверх к IV, а потом еще на два до V.”— Will Ray

15. Соревнуйтесь

“Играйте с теми, кто превосходит вас музыкально. Это поможет вам вырасти до их уровня.”— Bill Kirchen

16. Пробка, подарок из Африки

“Если вы нашли слайд, который круто звучит, но он слишком велик для вашей руки, попробуйте срезать к винной пробки пару полосок и приклеить их ко внутренней стороне слайда. Плотно сидящий на руке слайд сразу же скажется на вашей игре в лучшую сторону.” — Chris Mule

17. Копайте глубже

“Ищите талантливых малоизвестных музыкантов в прошлом и настоящем. Самые большие драгоценности находятся на пыльных дорогах далеко от скоростных автобанов этой жизни. Когда вы найдете тех, кого полюбите, узнайте кого любили они.”— Greg V.

18. Цените искусство

“В конечном итоге куда важнее смотреть на живопись, чем слушать как кто-то играет очередные би-боп фразы.”— Jim Hall

19. Буквальное соло

“Думайте о вашем гитарном соло как о параграфе. Вам нужно ясное начало, середина и конец. Смотрите на музыкальные фразы как на предложения, убедитесь, что вы используете пробелы и знаки препинания. Вы же делаете паузы когда общаетесь с другими людьми, не так ли? Если нет — вы зануда и трепло. То же самое будет и с вашими слушателями, если ваше соло играется в одном измерении. Слушатель быстро устанет и потеряет к вам интерес.” — Tom Principato

20. Бенды

“Одно из самых полезных упражнений я нашёл в видеошколе Larry Carlton. Larry играл мажорную гамму в пятой позиции, поднимаясь на октаву вверх, с третьей струны до первой. Затем он брал эту же гамму, но большинство нот играл при помощи бендов. Самое лучшее в этом упражнении — это то, что гамму в обратном порядке тоже надо играть при помощи бендов. Так вы учитесь тянуть струны до нужной ноты, делать пре-бенды и опускать бенды до нужной высоты. Мажорная гамма — отличный вариант для отработки артикуляции и точной интонации ваших бендов, потому что почти все слышат интервалы мажорной гаммы очень хорошо и легко могут понять, где вы не дотянули, а где перетянули. Это непростое упражнение, но очень крутое.” «Потом играйте песни Beatles, стандарты, фольклорные песни, используйте бенды для того чтобы играть мелодии вместо обычных приёмов. Это намного более требовательное упражнение, которе разоьет вас намного быстрее чем средненькое исполнение соло из ‘Little Wing’ Хендрикса, к примеру” —Jim Campilongo

21. Любите себя меньше

“Слушайте больше других музыкантов в группе, больше чем себя.”— Bill Kirchen

22. Тренируйте слух

“Для развития самых основ, сыграйте любую ноту на гитаре, к примеру, А (ля). Теперь возьмите интервал от нее, например, квинту — Е (ми). Теперь попробуйте спеть ноту E, а теперь возьмите ее на гитаре. Оцените, как близко вы попали. Не играйте интервал до того, как вы его споёте. Так вы просто имитируете, а не тренируете слух. Заставьте ваш мозг искать и определять высоту интервала, который вы хотите взять на гитаре. Начните с октав, обычных квинт, мажорных и минорных терций, а затем переходите к более сложным секстам, секундам, пониженным квинтам и т.д.” — Rik Emmett

23. Ошибайтесь!

“Не волнуйтесь, если не всё получается. Лучше пусть в вашей музыке останется чувство и правдивость. В музыке совершенство — не главное, главное — напор, подача и передача эмоций при помощи нот.”— Greg V.

24. Истина где-то рядом!

“Не слушайте тех кто воротит нос от вашей музыки. Это ваше самовыражение. В какой-то момент вы несомненно столкнетесь с дилеммой — изучить правила игры на инструменте чтобы стать мастером или пойти за своей интуицией. Будьте сильным! Все самые важные свершения в искусстве произошли, когда кто-то полностью наплевал на нормы или кардинально переделывал общепринятые вещи. Оставайтесь верным самому себе, путь революционера всегда труден.” — Nels Cline

25. Нежнее, Виктор, нежнее!

“Что на вас так действует, когда вы слышите, как играет ваш любимый гитарист? Я думаю, это связь между эмоциями гитариста и его мышечными усилиями на гитаре. Чтобы лучше понять эту идею, попробуйте играть с разной силой. Сначала попробуйте рифф со всей мощи, со всей яростью, потом его же — нежно, а потом все, что между этими крайностями. А теперь возьмите песню, которую вы хорошо знаете, попробуйте усилить контраст между куплетами и припевами, или просто между разными кусками. Пользуйтесь этим диапазоном, чтобы песня звучала более живо.” — Bob Brozman

26. АУ?

“Попробуйте НЕ БЫТЬ самым громким на сцене.”— Bill Kirchen

27. Криминальное чтиво

“Потратьте в день 15 минут на изучение материалов из гитарных журналов типа Guitar Player. Многие из вещей, которые я усвоил оттуда, остались со мной на всю жизнь!” — Dave Wronski

28. Больше блюза

“Изучайте джазовые соло на 12-тактовый блюзовый квадрат. Многие гитаристы сразу начинают играть длинные би-боп фразы, но чем проще мелодический материал, тем раньше вы начнете развивать в себе чувство фразировки. Взамен вы получите большую свободу при игре соло, потому что у вас будет больший запас самых разнообразных ритмов за пазухой.” — Lenny Breau

29.Короче, Склифосовский

“Помните, что репутация многих великих джазменов построена на восьмитактовых соло. Слишком много гитаристов играют слишком длинные соло.” — Jim Hall

30. Играйте для других

“Записывать свою музыку — это одно, но играть что-то для кого-то другого — совсем другое. Сессионная работа в студии делает вас более критичным к своему уровню. ВЫ не можете играть что попало, поливая нотами. Каждая нота теперь на вес золота и их надо расходовать экономно, если вы не хотите звучать как полный бардак. Вам может казаться, что вы круто звучите на сцене, но, как правило, в студии это полная катастрофа. С другой стороны если вы молодец в студии, вы и на сцене будете играть хорошо.” — Ritchie Blackmore

31. Найди себя

“Хороший способ найти свою индивидуальность — это взять диктофон и запереться с ним в тёмной комнате, чтобы вам никто не мешал, а потом просто начать играть с ритм машиной. Спустя некоторое время, это как колода карт на столе, вы начнёте понимать, откуда пришёл этот рифф, от кого вы взяли тот, а вот два или три риффа ваших. Вот теперь сконцентрируйтесь на них пока не разовьёте своё индивидуальное звучание.” — Carlos Santana

32. Думайте о миксе

“Относитесь к каждому гитарному треку и к каждой песне совершенно по-разному. Например, если я использую для записи трека определенный усилитель и гитару, я обязательно возьму что-то другое, чтобы записать дубль или новую песню.” — Keith Richards

Источник

Что нужно знать, чтобы начать играть на гитаре

Начать играть на гитаре никогда не поздно, особенно если есть желание. Возможно, вы не прирожденный Джимми Хендрикс или Ангус Янг, но после года тренировок «Enter Sandman» или «Kill the King» освоите точно! Главное – придерживаться основ, которые и изложены в этой статье.

Базовые гитарные аккорды

Игра на гитаре – это гармоничное складывание разных аккордов в мелодию, поэтому с этого и начинается знакомство с инструментов. Про барре и сладинг пока даже не задумываетесь – стартуйте с простых звуков.

Вот аккорды на гитаре, необходимые для новичков. Ничего не понятно? Просто научитесь их читать:

  1. Горизонтальные полоски – это лады. Счет начинается сверху.
  2. Вертикальные полоски – это струны. Считаются справа-налево.
  3. Черные точки – струны, которые необходимо зажать.
  4. Пустые кружки над квадратом – свободные струны, которые на зажимаются, но участвуют в игре.
  5. Цифры под квадратом – это номер пальца, который должен зажимать струну.

Запись может незначительно отличаться.

Уже на этом этапе многие новички задумываются, сложно ли им будет научиться играть на гитаре. Если сразу ничего не выходит – не отчаиваетесь, со временем движения дойдут до автоматизма.

Для начинающих не с нуля, ноты для гитары могут быть удобнее. Их порядок выглядит так.

Как научиться играть на гитаре: основы

И так, вы попробовали зажать аккорд, а звук глухой. Все нормально, ваши руки еще не привыкли. В среднем, период адаптации длиться 2-3 месяца. Упорно тренируясь, за это время гитарист уже начинает играть не глядя.

Как держать гитару

С чего начать учиться играть на гитаре? С постановки инструмента:

  1. Обычная. Расставьте ноги широко. Положите гитару выемкой на правую ногу, а гриф возьмите левой.
  2. Классическая. С этого начинается обучение игре на гитаре с нуля в музыкальных школах. Выемка переносится на левую ногу. Так удобнее играть перебором, например, романсы или французский шансон.
  3. Нога на ногу. Обычная посадка, но с изменением: правая нога кладется на левую. Увеличивает маневренность руки при игре перебором.

Как правильно держать инструмент – точно сказать нельзя. Посадка подбирается индивидуально, учитывая длину рук, высоту корпуса и размах.

Как ставить пальцы на струны

Перед тем, как играть на инструменте – научитесь правильно ставить пальцы. Струны должны зажиматься кончиками пальцем, а не всей подушечкой.

Давление должно быть сильным, чтобы струна прижалась к ладу. Если зажатие хорошее, звук будет звонким, если нет – дребезжащим или отсутствующим. Скорее всего, сразу поставить пальцы не получится – нужна практика. Всего есть 2 причины, почему не получается зажать струну:

  1. Автоматически новички давят всей подушкой. Так проще играть на первых струнах, но допускать этого нельзя. Во-первых, вы задеваете соседние. Во-вторых, струна не прижимается к ладу как следует. Нужно контролировать себя и действовать «через силу», чтобы руки привыкли.
  2. Пальцы не готовы к струнам. Откровенно говоря, игра на струнах – процесс не физиологический. Но не беспокойтесь, уже через пару недель кожа твердеет и боль пройдет.

Большой палец — опора для грифа. В идеале, он не должен выступать вообще, чтобы большая часть ладони покрывала струны.

Игра на одной струне

Когда пальцы более-менее освоились, можно начинать играть на одной струне на гитаре. Начните тренировки с классики, а именно – “Iron Man” группы Black Sabbath. Играется она на 5-й струне (вторая сверху) следующим образом:

    – просто пробел, означающий перерыв между звуком.

— глиссандо или «скольжение». То есть, переходя с 10 лада на 9 не отрывайте пальцы.

Многие преподаватели запускают уроки игры на гитаре для начинающих с нуля именно в Iron Man, но у нее есть конкурент – Smoke On The Water группы Deep Purple.

Играется она на той же пятой струне со следующей последовательностью:

«0» означает, что бить нужно по не зажатой струне.

За сколько можно научиться играть на гитаре эти мелодии? В среднем, у новичков уходит полчаса, чтобы играть их не глядя на гриф.

А в добавок, вот обучающее видео, где разбирается 7 мелодий на одной струне.

Игра аккордами

Теперь самое сложное — научиться играть на гитаре аккордами самостоятельно с нуля. Пока что вы не чувствуете гриф и зажимаете струны под присмотром.

Избавится от этого поможет тактильные упражнение, вроде «змейки» и «паука».

Змейка

Классика из самоучителя игры на гитаре для начинающих. Выполняется упражнение так:

  1. Выберите любые 2 близлежащие струны. Например, пятая и шестая, так будет проще.
  2. Перемещайтесь по ним, зажимая случайные лазы, одновременно перебирайте пальцами струны на диафрагме.

Постоянно меняйте струны для обучения. Затем берите не близлежащие, а удаленные, например 3 и 6.

Ответ на вопрос: «Как играть перебором на гитаре?». В отличие от змейки, двигаться нужно не вдоль струн, а поперек, спускаясь верху вниз.

Как только зажмете лад, на диафрагме дергаете соответствующую струну. Упражнение хорошо тренирует координацию обеих рук и улучшает топологические навыки.

Переход к бою и перебору

Бой – это удар по струнам. Большая часть мелодий для акустики играются так, поэтому его изучение предпочтительнее.

Техника боя – это последовательность ударов вниз регистра и вверх. Отмечаются они стрелочками.

Какой-либо совет здесь дать нельзя – только практика. Ищите подходящую мелодию, зажимайте аккорд и начинайте играть. Часто бойные указатели идут вместе с табулатурой (картинки с аккордами на грифе). Вот, например, табулатура песни Егора Летова «Все идет по плану» и бой к нему.

Вот видео-урок боя на гитаре для начинающих с нуля.

Самоучитель игры на акустической электрогитаре говорит, что перебор – это техника последовательного перебирания струн. Она чуть сложнее и требует сенсорной ориентации по инструменту.

В момент зажатия струны на ладу, гитарист дергает ее на диафрагме, что создает определенный звук. Вот, например, табулатура перебором для песни Кино «Кукушка».

Плюс в том, что многие переборы стандартные: знаешь их – знаешь все. Ознакомиться с ними можно в видео.

Техники игры на гитаре

Скорее всего, вопрос: «Как быстро научиться играть на гитаре?» — у многих уже отпал. Навык вырабатывается практикой и трудом.

Но если вы осилили игру на аккордах, можно выбрать и саму технику игры. Всего их 4.

Играется, как на акустической, так и на электрогитаре. Характерен жесткий, ровный бой с переборами в «соляке». Количество аккордов небольшое, преобладают квинты (они же пауэр-аккорды).

Смотря концертные записи, многие не понимают, чем музыканты играют на гитаре вместо пальцев. Это медиатор – пластиковый флажок, которым удобнее бить по струнам. На акустике он позволяет добиться более яркого и громкого звука.

Кстати, некоторые новичка сразу целятся в металл или панк. Рекомендуется до того, как научиться играть на электрогитаре, освоить акустику – она дешевле и проще.

Блюз более техничный и требует хорошей игры перебором вперемежку с легким боем. Характерно минорное звучание и «заигрывающий» мотив.

Преимущественно играется на электрогитаре, но есть и композиции для акустики. Например, можно попробовать эту инструкцию.

Соло-гитарист украшает композицию отдельным небольшим кусочком. Как правило, соляк более техничный и богатый на аккорды и квинты.

Сейчас соло встречаются только в металле, роке, джазе и блюзе.

Импровизация

Высшая ступень «гитарной науки». Импровизатор должен уметь на ходу подбирать звуки, складывающиеся в красивую музыку.

Источник

Оцените статью