Как прочитать ноты с листа

Как научиться читать с листа

Если вы хотите научиться читать ноты с листа – надо ЧИТАТЬ С ЛИСТА!

Не думайте, что есть какие-то особые секреты или методики, овладев которыми, вы сразу научитесь читать ноты с листа. Чтение с листа – это НАВЫК, т.е. чтобы этот навык появился, надо его тренировать, надо этим заниматься!
(Если же вы потом когда-то совсем прекратите практиковаться в читке с листа, этот навык будет постепенно утрачиваться. Даже люди с консерваторским образованием без практики постепенно утрачивают свои навыки и умения)
В этой инструкции ниже я буду говорить о пении с листа .

Итак, в интересующем нас деле нужна прежде всего практика. Если вы учитесь, допустим, в музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении, вы разучиваете с хором пару десятков произведений в год, и когда вам раздают ноты новой песни, вы пытаетесь так или иначе прочитать это с листа. Хороший педагог по сольфеджио (особенно, если он готовит вас к профессиональной музыкальной деятельности) также всегда будет использовать формы работы, включающие чтение номеров из учебника по сольфеджио с листа. Но вы и самостоятельно можете работать над этим навыком!

Что делать.
Берёте любой учебник одноголосного сольфеджио, который начинается с более или менее простого уровня сложности. Это может быть учебник, например, для 1-2 классов музыкальной школы, или просто учебник сольфеджио для музыкальной школы (а не для муз.училищ). Предлагаю вам, например, классику: учебник одноголосного сольфеджио Калмыкова и Фридкина, его легко можно найти в интернете и бесплатно скачать.

Читайте также:  Линда мало огня укулеле

Начинаете с самых первых номеров. Последовательно. Каждый номер пытаетесь прочитать с листа!
Внимание! Спеть нужно:

  1. целиком без остановок (серьёзно, пожалуйста, БЕЗ остановок. И желательно без «помарок»),
  2. чисто попадая во все ноты,
  3. в нужном темпе и с правильным ритмом.

Не получилось? Сбились? Остановились? Не беда. Возьмите отдельно сложное место, на котором сбились, разберитесь со скачком или с ритмом. Посмотрите, есть ли ещё сложности в этом номере. Спойте его ещё раз:
1) без остановок и без «помарок»,
2) чисто спев все ноты,
3) в нужном темпе и с правильным ритмом.

Желательно либо выборочно, либо каждый раз записывать себя на диктофон (телефон, видеокамеру). Затем прослушайте своё исполнение, параллельно сверяя все спетые ноты на фортепиано, на своём инструменте или на клавиатуре, которую вы скачали на смартфон. То есть вы записали своё исполнение, нажимаете на воспроизведение и одновременно в реальном времени каждую спетую свою ноту проверяете на инструменте. Но если интонацию вы сможете проверить, с ритмом не всё так однозначно. «Судьи» здесь уже не будет, просто будьте внимательны и не ленитесь считать! Без счёта никак.

Итак, прочитали с листа один номер, если ошиблись, исправили ошибку и ПЕРЕПЕЛИ номер. И двигаетесь дальше. Не надо пытаться освоить за неделю или даже за месяц весь учебник сольфеджио. Помните – навык формируется ровно в тот момент времени, когда вы этим занимаетесь. Много поёте, регулярно занимаетесь – активно формируется.

Проработали один учебник сольфеджио – берёте другой!
Последнее важное правило. Перед тем, как вы собираетесь что-либо прочитать с листа (номер из учебника по сольфеджио, новую песню на репетиции хора или ирмос незнакомого канона на церковной службе), нужно :
1) Определить тональность. Запомнить знаки при ключе.
(У меня такой лайфхак: я запоминаю самый последний диез и бемоль при ключе, и если, например, есть при ключе ля-диез, значит, и ре-диез тоже есть – но это нужно, наверное, автоматически знать кварто-квинтовые круги – будет ли работать у вас, не знаю, попробуйте)
2) Просмотреть ВЕСЬ номер внимательно ГЛАЗАМИ. Обратить внимание на а) скачки, б) сложный ритм, в) встречные знаки альтерации – отклонения, модуляции, г) смену размера. Скачки пропеть мысленно, внутренним слухом, сложный ритм просчитать заранее, внезапные шестнадцатые пропеть мысленно в медленном темпе, затем быстрее, а также разобраться, почему имеются встречные знаки и как «попасть» на эти альтерированные ноты.

Читайте также:  Как играется собачий вальс по нотам

При пении не суетитесь – если написано «Медленно» или «Умеренно», не пойте быстро.
Затем вы настраиваетесь на нужную тональность – сыграйте себе тоническое трезвучие в удобном расположении – и вперёд, начинайте петь и старайтесь не останавливаться при пении.

Также при пении желательно считать, а ещё лучше – дирижировать. Сетку. Не допускайте замедления в коротких длительностях и ускорения длинных нот. Будьте строги к себе, не коверкайте ноты и ритм!
Пропели номер без ошибок – переходите к следующему! Вы поправите или разовьёте свой навык чтения с листа ровно настолько, сколько времени уделите этому.

Ну а так, чего ждать…;) В музыке всё ГОДАМИ формируется, и петь учатся годами, и играть учатся годами. Но если вам нравится заниматься музыкой – просто получайте удовольствие от процесса))

Источник

Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото

Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.

Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Не интересно 10

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом . Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

  • Прима (prima — первая)
  • Секунда (secunda — вторая)
  • Терция (tertia — третья)
  • Кварта (quarta — четвертая)
  • Квинта (quinta — пятая)
  • Секста (sexta — шестая)
  • Септима (septima — седьмая)
  • Октава (octava — восьмая)

Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терция интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта 4 ступени

Квинта 5 ступеней

Секста 6 ступеней

Септима 7 ступеней

Октава 8 ступеней

Источник

Чтение с листа. Пособие для юного пианиста

Чтение с листа. Пособие для юного пианиста. Ред. — составители О. А. Курнавина, А.Г. Румянцев

Умение читать с листа — загадочное качество, которое присуще далеко не каждому музыканту. Ошибочно подразумевается, что способность эта приобретается как бы сама собой за годы обучения в музыкальной школе. Однако опытные преподаватели знают, что это далеко не так.

Невзирая на предмет «Чтение с листа», который предусмотрительные методисты уже довольно давно ввели в учебную сетку, умение читать с листа за эти годы не улучшилось, а, скорее, ухудшилось у среднего ученика ДМШ.

Опытные преподаватели зачастую опускают руки, не понимая, почему один ученик к 9-ти годам свободно разбирает пьесы, а с другим, 14-летним учеником приходится на уроке такт за тактом разбирать выпускную программу. Грозные требования педагога «смотреть в ноты» отнюдь не способствуют выработке умения читать с листа.

Не следует забывать, что навык этот совсем не обязательно соответствует умению хорошо разбирать пьесы. Сплошь и рядом ученик, приносящий на урок прекрасный разбор, на экзамене по читке получает низкие баллы, так как не умеет бегло охватить фразу, выявить главное, услышать интонацию. И наоборот: тот, кто весьма осмысленно и бегло читает ноты, приносит неряшливый разбор репертуара.

Для преподавателя весьма сложно бывает свести воедино эти два умения—читать ноты и разбирать их.

Вероятно, вопрос, почему так происходит, может быть предметом изучения психологов и методистов. Однако наряду со сложными психологическими и прочими причинами есть одно, как мне представляется, весьма существенное обстоятельство, которое часто недооценивается. Это — непродуманное, последовательное и постепенное усложнение задач при освоении знаков музыкального текста.

Вряд ли начинающий ученик в первые музыкальные уроки получит этюд на сложные длинные линии или двойные ноты. А ведь легкие в техническом отношении пьесы зачастую содержат знаковые трудности (например, знаки альтерации, басовый ключ, широкий . диапазон и пр.).

Усложнение технических и пианистических трудностей не всеща содержит адекватное постепенное усложнение знаковых трудностей. А если усложнение репертуара в техническом отношении будет соответствовать постепенному усложнению нотной грамоты, то развитие ученика на первых порах будет проходить очень медленно, что снизит его интерес к занятиям. Именно поэтому оправдана помощь ученику на раннем этапе обучения в разборе и так называемая «игра с рук».

Однако когда ученик имеет в руках определенное количество пьес, педагогу необходимо вернуться к началу освоения нотной грамоты и последовательно провести ученика через трудности, возникающие на пути.

Авторы данного пособия, основываясь на опыте 30-летней работы, постарались выполнить эту задачу — помочь ученику постепенно, незаметно для себя самого, овладеть трудностями читки с листа и научиться получать удовольствие от этого процесса.

Пособие снабжено педагогическими комментариями к ряду примеров.

Рекомендуем:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Источник

Оцените статью