- Как научиться читать с листа
- Если вы хотите научиться читать ноты с листа – надо ЧИТАТЬ С ЛИСТА!
- Сольфеджио. Вокал для начинающих
- Что такое октава?
- Октавы на музыкальном инструменте фортепиано.
- Ключи
- Альтерация
- Интервалы
- Длительности
- Хотите попробовать, как это работает? Просто запишитесь на бесплатный урок по Скайпу.
- Как петь чисто и попадать в ноты? 4 лайфхака для полных новичков 😮
- Четыре лайфхака от Жанны Серопян
- I. Поем распевки
- II. Поем в двух наушниках
- III. Поем в одном наушнике
- IV. Поем без наушников
- Сольфеджио для начинающих за 15 минут. Часть I
- Что такое сольфеджио?
- Что такое октава?
- Октавы на фортепиано
- Ключи
Как научиться читать с листа
Если вы хотите научиться читать ноты с листа – надо ЧИТАТЬ С ЛИСТА!
Не думайте, что есть какие-то особые секреты или методики, овладев которыми, вы сразу научитесь читать ноты с листа. Чтение с листа – это НАВЫК, т.е. чтобы этот навык появился, надо его тренировать, надо этим заниматься!
(Если же вы потом когда-то совсем прекратите практиковаться в читке с листа, этот навык будет постепенно утрачиваться. Даже люди с консерваторским образованием без практики постепенно утрачивают свои навыки и умения)
В этой инструкции ниже я буду говорить о пении с листа .
Итак, в интересующем нас деле нужна прежде всего практика. Если вы учитесь, допустим, в музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении, вы разучиваете с хором пару десятков произведений в год, и когда вам раздают ноты новой песни, вы пытаетесь так или иначе прочитать это с листа. Хороший педагог по сольфеджио (особенно, если он готовит вас к профессиональной музыкальной деятельности) также всегда будет использовать формы работы, включающие чтение номеров из учебника по сольфеджио с листа. Но вы и самостоятельно можете работать над этим навыком!
Что делать.
Берёте любой учебник одноголосного сольфеджио, который начинается с более или менее простого уровня сложности. Это может быть учебник, например, для 1-2 классов музыкальной школы, или просто учебник сольфеджио для музыкальной школы (а не для муз.училищ). Предлагаю вам, например, классику: учебник одноголосного сольфеджио Калмыкова и Фридкина, его легко можно найти в интернете и бесплатно скачать.
Начинаете с самых первых номеров. Последовательно. Каждый номер пытаетесь прочитать с листа!
Внимание! Спеть нужно:
- целиком без остановок (серьёзно, пожалуйста, БЕЗ остановок. И желательно без «помарок»),
- чисто попадая во все ноты,
- в нужном темпе и с правильным ритмом.
Не получилось? Сбились? Остановились? Не беда. Возьмите отдельно сложное место, на котором сбились, разберитесь со скачком или с ритмом. Посмотрите, есть ли ещё сложности в этом номере. Спойте его ещё раз:
1) без остановок и без «помарок»,
2) чисто спев все ноты,
3) в нужном темпе и с правильным ритмом.
Желательно либо выборочно, либо каждый раз записывать себя на диктофон (телефон, видеокамеру). Затем прослушайте своё исполнение, параллельно сверяя все спетые ноты на фортепиано, на своём инструменте или на клавиатуре, которую вы скачали на смартфон. То есть вы записали своё исполнение, нажимаете на воспроизведение и одновременно в реальном времени каждую спетую свою ноту проверяете на инструменте. Но если интонацию вы сможете проверить, с ритмом не всё так однозначно. «Судьи» здесь уже не будет, просто будьте внимательны и не ленитесь считать! Без счёта никак.
Итак, прочитали с листа один номер, если ошиблись, исправили ошибку и ПЕРЕПЕЛИ номер. И двигаетесь дальше. Не надо пытаться освоить за неделю или даже за месяц весь учебник сольфеджио. Помните – навык формируется ровно в тот момент времени, когда вы этим занимаетесь. Много поёте, регулярно занимаетесь – активно формируется.
Проработали один учебник сольфеджио – берёте другой!
Последнее важное правило. Перед тем, как вы собираетесь что-либо прочитать с листа (номер из учебника по сольфеджио, новую песню на репетиции хора или ирмос незнакомого канона на церковной службе), нужно :
1) Определить тональность. Запомнить знаки при ключе.
(У меня такой лайфхак: я запоминаю самый последний диез и бемоль при ключе, и если, например, есть при ключе ля-диез, значит, и ре-диез тоже есть – но это нужно, наверное, автоматически знать кварто-квинтовые круги – будет ли работать у вас, не знаю, попробуйте)
2) Просмотреть ВЕСЬ номер внимательно ГЛАЗАМИ. Обратить внимание на а) скачки, б) сложный ритм, в) встречные знаки альтерации – отклонения, модуляции, г) смену размера. Скачки пропеть мысленно, внутренним слухом, сложный ритм просчитать заранее, внезапные шестнадцатые пропеть мысленно в медленном темпе, затем быстрее, а также разобраться, почему имеются встречные знаки и как «попасть» на эти альтерированные ноты.
При пении не суетитесь – если написано «Медленно» или «Умеренно», не пойте быстро.
Затем вы настраиваетесь на нужную тональность – сыграйте себе тоническое трезвучие в удобном расположении – и вперёд, начинайте петь и старайтесь не останавливаться при пении.
Также при пении желательно считать, а ещё лучше – дирижировать. Сетку. Не допускайте замедления в коротких длительностях и ускорения длинных нот. Будьте строги к себе, не коверкайте ноты и ритм!
Пропели номер без ошибок – переходите к следующему! Вы поправите или разовьёте свой навык чтения с листа ровно настолько, сколько времени уделите этому.
Ну а так, чего ждать…;) В музыке всё ГОДАМИ формируется, и петь учатся годами, и играть учатся годами. Но если вам нравится заниматься музыкой – просто получайте удовольствие от процесса))
Источник
Сольфеджио. Вокал для начинающих
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Всем привет, дорогие вокалисты!
Сегоднямы с Вами пройдемся по азам сольфеджио, узнаем, что это такое и как его поэтапно правильно и грамотно изучать. Учебник пока не пригодится, все самое важное в этой статье. Итак
Сольфеджио — это дисциплина, которая предназначена для развития музыкального слуха, и изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т.д… Это позволяет тренировать слух музыкальными диктантами, анализами, сольфеджированием и т.п.
1. Первое, что нужно знать, — это конечно же ноты (их всего 7) и условные их обозначения.
7-я — СИ (H, также могут подписывать B)
— пример на клавишах фортепиано.
Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.
— вот пример в нотной тетради в скрипичном ключе, в первой октаве.
Что такое октава?
Октава — музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней! Пример:
— до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Также не забываем о таком понятии, как звукоряд.
Звукоряд — это ряд последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этих знаний, но в дальнейшем они вам пригодятся.
Октавы на музыкальном инструменте фортепиано.
Вы должны знать, сколько всего есть октав, нот, клавиш и их названия:
- Субконтроктава (эта октава неполная, начинается с «Ля» и имеет всего 3 ноты)
- Контроктава
- Большая октава
- Малая октава
- Первая октава
- Вторая октава
- Третья октава
- Четвертая октава
- Пятая октава (имеет всего одну ноту “До”)
Всего на фортепиано 88 клавиш — 52 белых и 36 черных.
Ключи
Ключ определяет расположение нот на нотном стане в сольфеджио. Вокал для начинающих не требует знание ключей, но если вы хотите петь по нотам, это будет полезно.
Всего их есть 3:
- Скрипичный — самый встречаемый и популярный ключ. Он исходит с ноты “соль” первой октавы. Рисуется на второй линейке нотоносца.
- Басовый — второй по распространенности ключ после скрипичного! Рисуется на четвертой линейке нотоносца и окружает линейку, на которой пишут ноту “Фа” малой октавы.
- Альтовый — обозначает ноту “До” первой октавы. Рисуется на средней линии нотного стана.
Альтерация
Повышение или понижение ступени ноты.
Давайте узнаем, какие существуют знаки при ключе:
- диез — повышение на полтона,
- бемоль — понижение на полутон,
- бекар — отмена знаков при ключе.
Знаки альтерации делятся на 2 типа:
- ключевые — пишутся рядом с ключом и действуют, пока не появятся новые.
- случайные — ставятся перед нотой.
Полутон — это меньшее расстояние. То есть, 2 соседние клавиши, включая и черные. Тон — это 2 полутона.
Интервалы
Интервал — 2 звука, которыми могут быть одна и та же нота, либо две разные.
Нижний звук интервала является его основанием, а верхний — вершиной.
Интервалы делятся на 2 типа:
- мелодичные — нотки, которые взяты последовательно,
- гармоничные — одна и та же нота, взятая одновременно.
Итак, рассмотрим какие существуют величины интервалов:
Также величиной интервала является количество в нем полутонов и тонов. Так, между ступенями образуются следующие интервалы: Чистая прима (0 полутонов)
- Малая секунда (1 полутон)
- Большая секунда (2 полутона)
- Малая терция (3 полутона)
- Большая терция (4 полутона)
- Чистая кварта (5 полутонов)
- Увеличенная кварта (6 полутонов)
- Чистая квинта (7 полутонов)
- Уменьшенная квинта (6 полутонов)
- Малая секста (8 полутонов)
- Большая секста (9 полутонов)
- Малая септима (10 полутонов)
- Большая септима (11 полутонов)
- Чистая октава (12 полутонов)
Длительности
Если мы слушаем песни, то улавливаем на слух, что ноты и паузы есть разной длительности. Какие-то звучат дольше, какие-то быстрее… Для того, чтобы разобраться в длительностях, нам понадобиться метроном на 60 ударов.
Итак, разберемся в названиях и обозначениях:
- целая нота — самая длинная. Ритмически состоит из 4-х ударов метронома.
- половинная нота — в 2 раза короче целой ноты. Поэтому ритмически звучит на 2 удара метронома.
- четвертная нота — ритмически идёт на каждый удар метронома.
- восьмая нота — ускоряется в ритме по сравнению с четвертью в 2 раза. Поэтому на один удар метронома приходятся 2 восьмых!
- шестнадцатая нота — естественно, еще в 2 раза быстрее, чем восьмушка. Поэтому на один удар метронома успевают пройти 4 шестнадцатые.
Вот, дорогие наши читатели, основы, которые обязательно нужно знать для вокалиста в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этого, но тем, кому хочется петь чисто интонируя и чувствовать ритм песен, это точно пригодится.
Если вы дочитали до этого места, то у вас явно серьезный подход к вокалу. А у нас серьезный подход к обучению:
Уникальная методика, которая показала свою эффективность на сотнях учеников.
Упражнения, которые позволят вам уже через месяц петь как высокие, так и низкие ноты, а через два месяца выступать и зарабатывать вокалом.
Педагоги, которые не представляют своей жизни без прогресса их учеников.
Хотите попробовать, как это работает? Просто запишитесь на бесплатный урок по Скайпу.
Желаю успехов в изучении материала! У Вас непременно всё получится!
Источник
Как петь чисто и попадать в ноты? 4 лайфхака для полных новичков 😮
Сегодня я решила рассказать вам о нескольких вокальных лайфхаках, которые сделают ваше пение чистым (то есть, вы станете ГОРАЗДО лучше попадать в ноты)
Начинающие певцы часто не попадают в ноты, а многие — даже не слышат, что не попали)))
У меня самой были подобные проблемы, когда я только начинала заниматься пением. Мне никто так и не подсказал какой-то действенный рецепт — и нашла решение я только когда сама начала обучать.
Теперь делюсь этим с читателями «Яндекс.Дзена».
Смотрите в видеоформате: 👇👇👇
Четыре лайфхака от Жанны Серопян
I. Поем распевки
Голос человека — это инструмент. Чтобы лучше им овладеть, нужно постоянно тренироваться. Я советую вам прорабатывать все технические моменты не на песнях, а во время распевок.
Распевки для вокалиста важнее песен. Тем более, если у вас есть проблема с чистотой пения. Распевки нужно исполнять на опоре, с хорошей артикуляцией и с подключением резонаторов (про все это мы рассказываем на первом этапе обучения)
II. Поем в двух наушниках
Петь во время тренировок надо под оригинал песни, а не под минус.
Оригинал — это песня с голосом солиста, минус — только звучание инструментов, без голоса певца.
Пение под минус — это последний этап подготовки вокалиста. А до этого просто наденьте наушники и слушайте оригинальную композицию.
Лайфхак: вам даже не обязательно себя слышать на этом этапе. Ориентируйтесь на внутренний слух. Он естественным образом подстроит ваш голос под песню.
III. Поем в одном наушнике
На втором этапе можно снять один наушник. Так вы сможете себя услышать. Петь нужно все еще под оригинал.
Здесь можно использовать схему 3:1. Три раза пойте в наушниках, а один раз – без одного наушника. Повторяйте несколько раз.
IV. Поем без наушников
Когда вы почувствуйте, что ваше пение стало более чистым и вы попадаете в ноты, можно снять наушники и попробовать спеть без них. Включите оригинальную песню и пойте под колонки.
А еще — запишите себя на видео. Это лучший способ оценить со стороны свое пение.
Лайфхак: если у вас не получается попасть в ноты при исполнении определенной песни, не отчаивайтесь. Может быть любимая песня не подходит вам по диапазону. Просто выберите другую композицию, посоветовавшись с педагогом.
Часто именно из-за выбора неудачной песни вокалист не может спеть чисто. В конец концов, бывают более сложные и менее сложные партии. Так что найдите ту композицию, которая вам подходит по диапазону и технике.
Желаю вам удачи! Пойте только те песни, которые доставляют вам радость. Старайтесь получать удовольствие от каждого занятия вокалом!
Источник
Сольфеджио для начинающих за 15 минут. Часть I
Расскажу о базе, которую хорошо бы знать любому музыканту . Мы называем ее «сольфеджио».
Что такое сольфеджио?
Сольфеджио — это дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха . Она изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т. д.
С помощью музыкальных диктантов, подбора на слух и анализа можно сильно улучшить свои навыки вокалиста.
Всего нот семь, их условные обозначения придется выучить:
Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.
Что такое октава?
Октава — музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней (6-ти тонов или соответственно, 12-ти полутонов)
Кстати — физическая частота колебаний верхней ноты в октаве ровно в 2 раза выше нижней! Поэтому 2 ноты октавы звучат так. похоже, хотя и отличаются по высоте.
Есть еще одно важное понятие — звукоряд . Так называют последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио.
Октавы на фортепиано
Всего октав на фортепиано «почти» восемь :
- cубконтроктава (эта октава неполная, начинается с «ля» и имеет всего 3 ноты);
- контроктава;
- большая октава;
- малая октава;
- первая октава;
- вторая октава;
- третья октава;
- четвертая октава;
- пятая октава (имеет всего одну ноту «до»).
У инструмента 88 клавиш: 52 белых и 36 черных.
Ключи
Ключи влияют на расположение нот на нотном стане . Если вы только начинаете погружаться в мир музыки, вам придется в основном иметь дело со скрипичным ключом (для мужчин — басовым).
- Скрипичный — там, где он начинается, находится нота «соль» первой октавы.
- Басовый — его начало на линейке, на которой пишут ноту «фа» малой октавы.
- Третий ключ менее популярен в музыке : Альтовый — он обозначает своим центром ноту «до» первой октавы.
Продолжение следует — а пока ставьте 👍🏻 лайк если было полезно!
Источник