Как пропилить порожек для гитары

MasterGitar.com

Разберемся, как правильно изготовить и установить верхний и нижний порожки. Перед вами готовая гитара новый комплект струн и заготовки для нижнего и верхнего порожков. Осталось совсем немного, привести гитару в рабочее состояние и, если она сделана вами, наконец, узнать, как ваша гитара звучит.

Основные задачи, которые решают верхний и нижний порожки гитары:

Верхний порожек

  • Задаёт правильную высоту над первым ладом,
  • определяет точку отсечки струны, это очень важно для правильного строя,
  • расставляет струны на заданные равные расстояния, важно для эргономики гитары.

Нижний порожек

  • Задает высоту струн на гитаре, позволяет её регулировать,
  • определяет точку отсечки струны и в комплексе с компенсацией строя дает точный строй,
  • оказывает приличное влияние на звук гитары в зависимости от материала.

Заготовка верхнего порожка

Традиционным и очень хорошим материалом для изготовления порожков будет кость. Читаем статью, как приготовить кость и получить один из лучших материалов для порожков гитары, которые стоит на самых дорогих концертных инструментах.

Размеры верхнего порожка:

  • Длина – это ширина накладки плюс по 1мм с каждого края.
  • Толщина — около 6-7мм.
  • Высота – это толщина накладки плюс 2.5-3мм.

Как сделать заготовку. Сначала изготавливается параллелепипед с некоторым запасом по высоте, потом обрабатываются стороны, которое должны четко лечь на полочку перед накладкой.

Тут можно вспомнить, что эту полочку можно сделать в самой накладке, что позволит использовать не такие высокие кости. Т.е. накладка начинается со ступеньки, на которую ставится верхний порожек и уже после ступеньки линия нулевого лада. (На самом деле с учетом компенсации линия нулевого лада находится в воздухе за 1.0мм до начала основного тела накладки.)

После того как деталь подогнана вы можете определиться с окончательной высотой — это где-то на 2.5 -3 мм выше линии накладки. (высота лада + зазор между струной и ладом + глубина пропила для фиксации струны).

Заготовка нижнего порожка

Первоначальная заготовка — это также параллелепипед. Определитесь грубо с высотой косточки (далее будет речь о шаблоне) и отпилите соответствующий кусочек, обрежьте с запасом по длине. Теперь придайте детальке необходимую толщину. Косточка должна тесно входить в пропил, но не заклинивать в нем.

Очень важно, чтобы нижний порожек очень четко лег на дно пропила. Предлагаю таким образом обработать поверхность основания косточки. Изготовьте деревянный брусок, что-то вроде заготовки для подставки. Две смежные стороны сделайте четко под 90 градусов.

Теперь, если прижать пальцами заготовку нижнего порожка к меньшей стороне, то на притире можно придать основанию косточки прямой угол. Очень простой и очень точный метод.

Уместно вспомнить как сделать соответствующее ровное дно пропила в подставке.

Сделайте специальный надфиль для этого. Изготовьте как бы заготовку для косточки, только большей длины и высоты. На подготовленное основание приклейте с помощью двустороннего скотча наждачную бумагу с абразивностью 320 примерно. Обрежьте ножом излишки. Теперь этим надфилем легкими движениями в пропиле подготовьте поверхность под косточку.

Пропилы на верхнем порожке. Предварительный заход

Теперь нужно сделать пропилы под струны. Наша заготовка имеет запасы по длине, пока их не трогайте.

Расстояние между осями крайних струн для классики может быть от 42 до 45 мм. Нормальное расстояние для классики 43-44 мм. Также надо учитывать какая рабочая ширина вашей накладки, т.е. ширина с учетом фасок на ладах. Слишком близкое размещение струны к краю лада может приводить к неприятному эффекту срыва струны с накладки. Нормальное расстояние от струны до начала фаски лада 2-2.5 мм.

Почему-то есть мнение, что равным должно быть расстояние между струнами, а не их осями. Я его не разделяю. Пальцами мы зажимаем струны и не расстояния между ними.

Не делайте пропилы на всю глубину, окончательная доводка немного позже.

Предварительная высота нижнего порожка

Надо натянуть две струны. Помните, что для первой и потом второй обязательно завязывать узелок на конце, который заправляется в подставку. Нейлон может выскользнуть и очень сильно ударить по деке.

Установите пока только первую и шестую струны в подставку, слегка натяните, чтобы они не провисали.

Чтобы прикинуть необходимую высоту вместо нижнего порожка удобно всунуть специальный шаблон. Толщина шаблона такая, чтобы его свободно можно было двигать в пропиле, а высота на разных краях должна отображать возможную максимальную и минимальную высоты на косточке.

Подсуньте этот шаблон под первую струну так, чтобы над двенадцатым ладом струна поднялась на 3.0 мм. При этом прижмите струну на первом ладу – это важно, не забудьте, так как получите неверный результат. Перенесите размер с шаблона на заготовку косточки.

То же самое для шестой струны, только расстояние над двенадцатым ладом для нейлона должно быть не менее 4.0-4.5 мм, а для струн слабого натяжения ещё выше. Подобрать точно высоту надо будет потом экспериментально, основываясь на натяжении вашего комплекта и манере игры. Размеры я указываю от верха лада до центра струны. Также учитываю, что при натяжении струны поднимутся на 0.5 мм.

Вставьте струны на свои места и отцентрируйте верхний порожек. Ориентируйтесь по краям ладов. Теперь можно его четко обрезать по длине.

Углубление пропилов в верхнем порожке

Делать это надо уже с нижним порожком необходимой высоты. Это важно! А также натяните струны достаточно сильно. Определяйте глубину экспериментально — зажиматься должно легко и открытая струна не должна звенеть по первому ладу.

Можно углублять пропилы прямо на грифе. Надо только ослабить струну, чтобы можно было её приподнять и сдвинуть.

Простой способ определиться, какой должна быть высота струны над первым ладом – это зажать её на первом ладу и посмотреть высоту над вторым. Для 5-ой и 6-ой сделайте высоту над первым ладом чуть больше, чем кажется можно. Т. к. если сделать предельно низко может возникнуть нежелательный эффект в районе 5-9 лада. Струна начнет звенеть по ладам. С другой стороны струна может уже лечь на лады и не звенеть. Но, если помните, у нас гриф слегка подпрогнут. Подробнее об эффекте данного звона.

В каких-то положениях может начать звенеть участок струны между верхним порожком и ладом, к которому она прижата. Т.е. струна звенит слева от вашей руки о какой-то из ладов. Этот участок струны может резонировать с какой-то нотой. Для баса следует учитывать этот эффект. Исправляется это поднятием верхнего порожка, чтобы струна перестала касаться. Если опускать порожек, то струна может лечь на лады и также перестанет звенеть, т.е. сделать высоту пропилов в верхнем порожке в той же самой плоскости, что и верхушки ладов, но, боюсь, что со временем может начать позвякивать на первом, а также ещё раз — у нас гриф подпрогнут.

Каким инструментом работать?

Самым лучшим будет овальный надфиль, на точильном камне можно его сделать совсем тонким. Найти такие надфили не так уж и просто, обычно они острые, а не овальные в узком месте. Если вы собираетесь постоянно заниматься этой работой, то есть смысл приобрести инструмент в интернет магазинах для гитарных мастеров, смотрим картинку ниже. С нейлоном проблем меньше, так как толщина не так разнится.

Можно использовать самодельные пилки, которые также можно утоньшить. Пилим обычной пилкой, не доводя глубину пропила до конца, а окончательно обрабатываем паз такой же пилкой, но со скругленными зубцами. Как раз на небольшую глубину такая скругленая пилка войдёт, фактически просто закруглив дно паза.

Струнам не обязательно утопать в пропилах верхнего порожка. Если вы ошиблись с высотами, то можно не переделывать, а только приклеить на суперклей тонкие полосочки кости к основанию.

Если вы слишком глубоко пропилите какой-нибудь пропил, то можно заполнить его костяной пылью и капнуть немножко суперклея. Кашица застынет, лучше подождите полчаса, и вам останется только не ошибиться второй раз. Суперклей суперклею — рознь, найдите хороший.

Окончательная доводка нижнего порожка

Осталось совсем немного, но это самая ответственная часть работы. Придайте окончательную форму нижнему порожку. Учитывайте, что вам надо сделать фаски в соответствии со статьёй о компенсации строя.

Также читайте статью о настройке гитары, про косточку и фаски в конце.

При окончательном выборе высот нижней косточки можно учесть, что ваш гриф прогнётся и поднимет высоту над 12-м ладом примерно на пол миллиметра.

Как обработать сечение косточки смотрите на рисунке. Обратите внимание, что если ваша накладка имеет овальную форму, то и косточка должна повторять эту форму.

Вам остаётся настроить гитару и получить первые звуки.

Возможно, со временем нужно будет немного опустить нижнюю косточку или углубить пропилы, но не переусердствуйте, оставьте немного про запас, струна со временем может сама опуститься ниже.

Источник

Муздеталь

Музыкальные инструменты для начинающих и продолжающих

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Пользователи
  • Наша команда

Соединить с аккаунтом в социальной сети

Несколько технических вопросов .

Выбор инструмента. Наличие в магазинах. Вопросы по ремонту.

Модератор: Mmnt

Несколько технических вопросов .

Сообщение Aлексей » Чт сен 16, 2010 10:53 am

Подскажите, пожалуйста, каким инструментом углубляются прорези на верхнем порожке?
Спрашиваю, т.к. ширина прорезей от 1-ой струны до 6-ой разная (под 1-ую. струну прорезь оч.тонкая -надфиль не годится, под 6-ую значительно шире . ) Ножовочное полотно то же широковато

Сообщение Mmnt » Чт сен 16, 2010 11:26 am

Обычным надфилем. В наборе их штук 10 разных по профилю, подбирайте. Совсем тонкий пропил можно полотном углубить.

Пропил в порожке не обязательно должен быть идеально равен струне. Это на электричках маньячат с порожками, вплоть до смазки графитом и т.п. А акустика устроена проще и «грубее».

Но не забывайте, что пропил должен иметь некоторый завал в сторону колков, чтобы струна опиралась на самый край пропила, в сторону ладов. Иначе строй потеряете.

Сообщение Aлексей » Чт сен 16, 2010 12:06 pm

Спасибо, понял.
Еще вопрос.
Дочка у вас на Таганке вчера купила GB GD100S, на гитаре струны N11. Вижу, что ей трудно их зажимать, пальчики тоненькие .
Можно на эту гитару поставить N10? Ваше мнение, или они не раскачают ее?
Если можно, то какие струны посоветуете ?

И еще, наверное совсем глупый вопрос, м.б. у разных фирм среди струн с одним номером бывают струны мягкие (т.е легче нажимать)?
Т.е. N11 (по толщине), а по «мягкости» почти как N10

PS. М.б. бывают шлифованные струны?, по идее должны меньше резать пальцы

Сообщение Mmnt » Чт сен 16, 2010 5:44 pm

Девушке можно было бы и покомпактнее что-то купить, чем дредноут. Чем крупнее гитара, тем более толстых струн она требует для полного звучания. Но под 010 дредноут конечно тоже будет играть.

Комплекты струн даже у одного производителя скомпонованы немного по-разному. Есть 010-046, а есть например и 010-054. Тонкие струны одинаковые, а басы отличаются. Но поскольку сильней всего режут пальцы как раз тонкие струны, вы мало что выиграете от перемены комплектов. А тонкие струны — они стальные, как не делай 010, жесткость будет в общем одна. И на шлифованных струнах тонкие струны такие же.

Поэтому кстати и рекомендуют начинать на классической гитаре с синтетикой, пальцы страдают намного меньше.

Если бы проблема с пальцами была непреодолима, откуда бы взяться такому количеству гитаристов в мире? Со временем пальцы привыкают. Используйте струны потоньше, те же 010. И покажите гитару мастеру, возможно он сможет опустить струны ниже, чем сейчас, играть будет полегче.

Сообщение Виктор » Чт сен 16, 2010 7:21 pm

Сообщение Aлексей » Чт сен 16, 2010 9:07 pm

ОК, будем пробовать 10-ку
И все-таки, пожалуйста, посоветуйте для нашей ситуации ХОРОШУЮ 10-ку .

А на счет опустить струны пониже,
надеюсь это сам сделать, почему и задавал 1-ый вопрос.
Родной порожек трогать не буду, надо купить порожек у вас в магазине, на нем и попробовать .
Косточку то же трогать не буду, т.к. струны на 12-м ладу и далее идут очень хорошо (низко) над грифом и вроде почти не звенят, строй вполне приличный .

Сообщение Aлексей » Чт сен 16, 2010 9:08 pm

Виктор, спасибо за мысль, попробую.

PS.
Еще вопрос: никогда не имел дела с гитарой, у которой струны так крепятся на порожке .
Так — это с помощью, даже не знаю как эти штуковинки называются . пробки?, клинья?
Как они вынимаются, легко? или их немного забивают и надо вытаскивать с усилием ? (не хочется их повредить).
Спасибо!

Сообщение Berkut » Чт сен 16, 2010 11:27 pm

Сообщение Mmnt » Пт сен 17, 2010 12:30 am

Virtuozo — это струны Martin, упакованные в Новосибирске в конце 90-х. Одно время это были очень популярные струны, обходились дешевле, чем обычный Martin. Если упаковку не вскрывали, они могут быть живые. Посмотрите внимательно, нет ли следов ржавчины и окисла. Если нет — попробуйте, хуже не будет.

Помимо косточки и порожка есть еще профиль грифа. По здравому смыслу понятно, как убавить высоту струн, если они явно высоко. Но вытянуть минимальную высоту с минимальным звоном — это требует навыка. Поэтому лучше это доверить мастеру, стоит недорого, заодно все узнаете про свою гитару. Можно к Шишкину, можно к Десневу.

Сообщение Aлексей » Пт сен 17, 2010 8:56 am

Mmnt писал(а): Virtuozo — это струны Martin, упакованные в Новосибирске в конце 90-х. Одно время это были очень популярные струны, обходились дешевле, чем обычный Martin. Если упаковку не вскрывали, они могут быть живые. Посмотрите внимательно, нет ли следов ржавчины и окисла. Если нет — попробуйте, хуже не будет.

Помимо косточки и порожка есть еще профиль грифа. По здравому смыслу понятно, как убавить высоту струн, если они явно высоко. Но вытянуть минимальную высоту с минимальным звоном — это требует навыка. Поэтому лучше это доверить мастеру, стоит недорого, заодно все узнаете про свою гитару. Можно к Шишкину, можно к Десневу.

Еще вопрос .

Сообщение Aлексей » Пт сен 17, 2010 2:06 pm

Вроде пока не надо, но что бы знать на будущее, вопрос:

В грифе стоит стержень.
Если смотреть со стороны головки винта (в отверстие деки), то
— что происходит при вращении по часовой стрелке?
— против часовой стрелки?

Сообщение Mmnt » Пт сен 17, 2010 2:22 pm

Это анкер — то, что меняет профиль грифа.

Сообщение mux22 » Пт сен 17, 2010 4:26 pm

Кому интересно, вот надфили в американском магазине для гитарных мастеров:
http://www.stewmac.com/shop/Tools/Speci . Files.html
Доставляются в Россию долго, но стабильно. Зависимость есть.

До того, как заказал себе такие, пилил порожки обычными надфилями. Несколько надфилей было обточено на точиле, чтобы оставалась только тонкая режущая кромка по краю.

Сообщение Aлексей » Пт сен 17, 2010 9:28 pm

Mmnt писал(а): Это анкер — то, что меняет профиль грифа.

Спасибо!
Верно, анкер
Прочитал вашу статью. У нас гриф с небольшим прогибом, следовательно (согласно статьи) слабо натянут анкер.
Но вопрос по направлению вращения головки анкера остался открытым (в статье этого нет) — кручу по часовой стрелке — натягиваю анкер или отпускаю
Конечно, если сам попробую вращать, наверно это будет видно . но все-таки хотелось бы знать общий принцип.

Кстати, поставил 010 Martin.
После струн 011 струны 010 нисколько не приблизились к грифу , во всяком случае на глаз совершенно не заметно, звона то же нет.
А вот звучание гитары в целом стало более скучным , нет не тихим (потише конечно), а именно скучным, то ли этот Martin у меня совсем старый (с виду абсолютное новье), то ли он просто не годится для дредноутов, то ли 10-ка в принципе не в состоянии «завести» эту гитару, но вообщем фигня получилась, звонкость (типа «кантри») куда-то совсем пропала .
А зажимать струны стало намного легче, и если чуть понизить верхний порожек (все-таки высоковат), то вообще будет как на электрогитаре, где усилий почти не требуется.
Дочка попробует, и решит — оставит этот скучный Martin или вернуть на гитару родные струны.

Источник

Оцените статью