Как простучать ритм по нотам

Как простучать ритм по нотам

4. Как научиться считать ритм?

Чтобы научиться считать ритм и четко исполнять ритмические рисунки, нужно научиться работать под метроном. Как именно с ним работать, я расскажу в этой статье.

Метроном нужен музыканту для отработки ритма. Так как ритм, опирается на метр (равномерную пульсацию), музыканту в учебных целях необходимо его слышать. Подробней о взаимодействие ритма и метра читайте в теме ритм и метр.

Важно с самого начала уяснить, что метроном не стучит строго заданными длительностями. Он просто стучит. Быстрее или медленней. А чему равен каждый удар (какой длительности), решаете вы, исходя из поставленных задач.

Метроном задает координатную сетку для ритма. Это как листок в клетку. Клетки это удары метронома, а рисунок, который мы рисуем по клеткам, это ритм.

Рассмотрим на примерах работу с метрономом.

Как просчитать ритмический рисунок с помощью метронома.

Допустим, у нас есть такой ритм:

В целях упрощения, все записано на одной ноте.
Теоретически мы знаем, какая длительность короче или длиннее другой, но как это сыграть? Как это звучит? Как это учить на практике?

Каждая нота в музыке имеет свое место на шкале времени. Строго обозначенное ритмической записью. Наша задача найти это место для каждой ноты. В этом нам поможет метроном.

Шаг 1.

Берём лист бумаги, или нотный редактор и рисуем нотную строчку, на которой будем писать наш пример, а под ней ритмическую линейку для ударов метронома. Не забываем указать размер такта.

Шаг 2.

Находим в примере самую мелкую длительность. В данном примере это шестнадцатая нота. На линейке метронома выписываем непрерывный ряд шестнадцатых. При этом помним, что в такте помещается сторого ограниченное количество нот заданной длительности. Потому что размер такта ограничен! В данном примере размер такта равен 4/4. Это значит что в такт может поместиться только 16 шестнадцатых нот. По 4 на каждую четверть. Вот что у вас должно получиться:

Шаг 3.

На верхней строчке выписываем наш ритмический рисунок, ориентируясь на нижнюю строчку.
Каким образом? Первая нота в примере у нас четвертной длительности.
Мы знаем что четверть по времени равна 4 шестнадцатым. Пишем эту четверть над первым ударом метронома:

Далее у нас идут две восьмые. Мы знаем, что каждая восьмая по времени равна 2 шестнадцатым.
Пишем эти восьмые над соответствующими им ударами метронома:

Аналогично выписываем весь пример, подсчитывая сколько шестнадцатых помещается в каждой длительности:

Шаг 4.

Сейчас начнем отрабатывать ритм на практике.

Инструмент в руки не берем! Ритм отрабатываем сначала на хлопках в ладони, по столу, или проговаривая ритмический рисунок на «та-та-та».

Включаем метроном. Решаем для себя, что каждый стук метронома равен шестнадцатой ноте. Устанавливаем на метрономе удобный темп. Какой темп для вас удобный, будет ясно в процессе. Но для начала лучше взять небыстрый. Если метроном электронный, очень полезно поставить его группировкой по 4 удара, так удобней будет ориентироваться. Либо сразу поставить его стучать шестнадцатыми. Каждый первый удар из четырёх будет выделяться по звуку. Описание функций метронома в статье метроном.

Все. Слушаем метроном, смотрим на запись, и отстукиваем ладонями ритмический рисунок из верхней строчки. При этом следим, чтобы ваши удары ладонями звучали одновременно с соответсвующими им ударами метронома.
Повторяем ритмический рисунок много раз, запоминая его звучание. После того, как исполнение ритма станет уверенным и четким в медленном темпе, поднимите темп на метрономе. Отработайте в более быстром. Потом ещё ускорьте. Цель — уверенное исполнение ритма в любом темпе.

После каждого изменения темпа (после того, как изменили частоту ударов метронома), не кидайтесь сразу же стучать ритм. Перед этим ВСЕГДА надо послушать пульсацию метра, впустить её в себя. И только потом стучать или играть.

После того, как уверенно освоили ритм под метроном шестнадцатыми в разных темпах, нужно освоить его под метроном восьмыми и четвертями. Если принять один удар метронома за восьмую, то запись нашего примера будет выглядеть так:

Надеюсь, что по записи все понятно и дополнительных объяснений не требуется.

Как проще всего перейти к исполнению ритма под метроном восьмыми? Допустим, под метроном шестнадцатыми вы достигли быстрого темпа. Ритм получается стучать четко и уверенно в этом темпе. Теперь нужно снизить частоту ударов на метрономе ровно в два раза. Это будут восьмые. А сам ритм (верхняя строчка) своего темпа не изменит, то есть вы будете стучать так же, как и раньше. Только метроном будет стучать в два раза реже. Другими словами изменится частота координатной сетки. Получается? Теперь пробуем разные темпы под метроном восьмыми. На этом этапе у вас должно уже получаться простучать ритм без метронома.

После достижения уверенности в исполнении ритма под метроном восьмыми, можно переходить к метроному четвертями. Запись нашего примера теперь будет выглядеть так:

При переходе с восьмых на четверти действуем так же точно, как и при переходе с шестнадцатых на восьмые. То есть доводим до умеренно быстрого темпа и снижаем частоту ударов метронома в два раза.

Если у вас все получилось, поздравляю, вы теперь можете просчитать и выучить любой ритм. Если же не получилось, то вам следует отрабатывать ритм постепенно, на более простых ритмических рисунках.

Видео для закрепления материала:

Источник

Урок 4 — Ритм: как отсчитывать размер

В этом уроке вы познакомитесь с тем, что составляет основу любой музыки — с ритмом. Здесь вы узнаете, как читать различные ноты и паузы, поймете, как отсчитывать ритм и определять музыкальные размеры,познакомитесь с таким понятиями, как темп и динамика.

Если теория музыки для вас внове, то вам следует начинать чтение книги именно отсюда.

Как считать ноты

  • Что такое ритм, размер, темп и длительность
  • Как отсчитывать и прохлопывать ноты
  • Лиги и длительности с точками
  • Как соединять и считать ноты

Практически каждый из нас когда-нибудь учился музыке: либо в музыкальной школе, либо частным образом у преподавателя, либо на уроках музыки в начальной школе. В любом случае на каком-то этапе каждого из нас просили простучать какой-нибудь ритм, например хлопая по столу или в ладоши.

Возможно, в те времена урок музыки казался вам бессмысленным занятием или, напротив, отличным времяпрепровождением, когда можно вволю подурачиться и заодно свести счеты с одноклассниками. Но вы все-таки запомнили, что отсчет размера — это именно то, с чего начинается музыкальную подготовку. И правильно! Без четкого ритма в музыке не будет порядка, мы не сможем танцевать и качать головой в такт. Хотя все остальные составляющие музыки (строй, мелодия, гармония и т.д.) тоже весьма важны, без ритма у вас никогда не получится настоящей песни.

Так что с ритма мы и начнем нашу книгу. Не волнуйтесь. Для того чтобы придерживаться ритма, не нужно быть ходячим метрономом. Все, что вас окружает, живет в собственном ритме: от поющих птиц до едущих автомобилей и плачущих младенцев, и вы сами — не исключение.

В музыке ритм — это последовательность сильных и слабых долей. Основной элемент, к которому вы всегда стремитесь в музыке, — это ритм, как в песнях. К счастью, нотная запись позволяет без труда разбирать музыку других композиторов и отсчитывать именно тот ритм, который они хотели передать, сочиняя свои произведения.

Знакомьтесь: ритм.

Ритм — это биение времени. Хороший пример — тиканье часов. В течение минуты секундная стрелка тикает 60 раз, и каждое «тик-так» — это один удар в ритме. Ускорив или замедлив секундную стрелку, вы измените темп счета. Ноты в музыкальной записи говорят вам о том, сколько каких нот нужно играть на каждый счет.

Подведем итог.

  • Ритм — последовательность сильных и слабых долей в музыке; временная организация музыкальных звуков и их сочетаний.
  • Размер — счет, последовательность повторяющихся ударов, которые разбивают время на равные промежутки, называемые долями.
  • Темп — скорость метронома или, выражаясь научно, метрических счетных единиц.
  • Нота — знак, сообщающий исполнителю о том, как долго и с какой частотой следует играть звук заданной высоты в заданном размере.

При слове «нота» вы, скорее всего, представляете себе звук. Ноты в музыке нужны для того, чтобы объяснить, в течение какого времени следует играть на инструменте звук заданной высоты. Длительность нот определяет ритм музыкального произведения — будет оно исполняться быстро и бодро, медленно и печально или как-то по-другому.

Нота и длительность

Если представить себе музыку как язык, то ноты будут чем-то вроде букв алфавита — они являются основными элементами при построении музыкального произведения. Понять, как длительности нот соотносятся друг с другом в нотной записи, важнее, чем уяснить высоту обозначаемых ими звуков, поскольку при изменении длительности получится совершенно другое музыкальное произведение. Вообще-то, когда музыканты говорят об исполнении пьесы в стиле Баха, Бетховена или Филиппа Гласса, то, как правило, они подразумевают использование ритмической структуры и темповых характеристик музыки конкретного композитора, а не склонность к каким-то специальным последовательностям аккордов или мелодическим ходам.

Вводная часть

Как вы, возможно, помните из уроков музыки в школе, ноты бывают разные и каждая обладает собственной длительностью. Прежде чем подробно рассматривать ноты разных типов, предлагаем вам взглянуть на рис. 2.1, где показано большинство типов нот, которые вы встретите в записи музыки: они изображены таким образом, что общая длительность нот в каждом ряду одинакова. Длительность половины равна половине длительности целой ноты, четверть составляет одну четвертую от длительности целой ноты и т.д. Все ярусы «нотного дерева» по длительности равны между собой.

Вот еще один способ представить себе ноты. Вообразите, что целая нота — это пирог (очень просто — ведь нота почти такая же круглая). Чтобы разделить пирог на четверти, разрежьте его на четыре равные части. Разрезав пирог на восемь частей, мы получим «восьмушки» и т.д.
В зависимости от размера, в котором написана пьеса, число счетов, приходящееся на каждую ноту, может меняться. В самом простом размере, четыре четверти (4/4), который так и называется — простой, или четырехчастный тактовый размер, на целую долю приходится четыре счета, на половинную — два, а четверть соответствует одному счету. На одну восьмую в размере 4/4 приходится половина счета, а на одну шестнадцатую — четверть счета.

Часто четверть соответствует одному счету. Если спеть строчку «Баю-баюш- ки-баю», то на каждый слог будет приходиться по одному удару метронома (можете хлопать в такт), а каждый удар будет соответствовать четвертной доле.

Как выглядят ноты

Нота состоит из трех элементов: основания (головки), штиля и хвоста (флажка) — см. рис. 2.2. Основание есть у каждой ноты — это ее круглая часть. Штиль — это вертикальная линия, присоединенная к основанию. Хвост — это загнутая линия, присоединенная к концу штиля.

Кстати, штиль может быть направлен как вверх, так и вниз, в зависимости от того, где на нотном стане расположена нота. (Длительность ноты не зависит от того, куда смотрит штиль, а о нотных станах мы подробнее поговорим в главе 7.) Хвостиками обладают только ноты, длительность которых не превышает восьмой доли. У четвертей и половинных долей есть штили, но нет хвостиков. А у целых нот нет ни штилей, ни хвостиков. Вместо того чтобы пририсовывать хвостики к каждой ноте, их обычно соединяют перекладиной (ребром), которая является еще одним, более экономным вариантом записи. Например, на рис. 2.3 показано, как две восьмые ноты могут изображаться с хвостами, и могут соединяться ребром.

На рис. 2.4 показано четыре шестнадцатых ноты: с хвостиками; сгруппированные в две пары и соединенные двойными ребрами; записанные вместе под одной двойной перекладиной. Не важно, как они записаны — при игре они будут звучать одинаково.

Аналогично, восемь тридцать вторых долей можно записать любым из способов, показанных на рис. 2.5. Обратите внимание: у тридцать вторых долей по три хвостика (и три ребра).

Перекладины (ребра) используются вместо рисования отдельных хвостиков к каждой ноте только для того, чтобы привести в порядок нотную запись, которая иначе выглядела бы крайне запутано.

Как определять и держать ритм

Если нужно научиться держать ритм, весьма кстати будут ритмические палочки (музыкальный инструмент, представляющий собой пару толстых твердых деревянных цилиндров). Впрочем, сгодятся и обычные барабанные палочки. Если у вас нет и их, хлопайте в ладоши, бейте в тамтам или стучите по крышке рабочего стола — эффект будет тот же самый.
Крайне важно научиться слышать ритм в собственной голове, это пригодится, когда вы будете играть музыку по нотам или участвовать в джем-сейшене с другими музыкантами. Единственный способ этого достичь — учиться, учиться, учиться. Соблюдение ритма — это умение, которое вам придется освоить, если вы хотите преуспеть в обучении музыке.

Проще всего научиться держать ритм, купив себе метроном. Стоит он дешево, и даже самый захудалый прибор прослужит вам много лет. Прелесть метронома в том, что вы можете задавать широкий диапазон темпов, от очень-очень медленных до очень-очень быстрых, совпадающих по частоте со взмахами крыльев колибри. Если вы пользуетесь метрономом для занятий, особенно если читаете ноты с листа, то можете выставить удобный темп, а затем постепенно увеличить его до темпа, предусмотренного композитором для исполнения произведения, после того, как разберетесь с темпо-ритмом пьесы.

Целые доли.

Целая доля — это большая нота, «мать» всех нот, о чем и свидетельствует ее название. Она длится дольше всех остальных нот. На рис. 2.6 показано, как она выглядит. Неправда ли, в целой ноте есть нечто умиротворяющее? Она подобна целому бублику, или круглой бусине, или просто букве «о». Когда в пьесе попадается цела нота, это также весьма приятно, особенно если пьесу исполняет начинающий музыкант, потому что целая доля длится целых четыре счета. На протяжении целых четырех четвертей вам не нужно ничего делать: просто держать одну-единственную ноту. И все!

При отсчете ритма вы считаете ноты до последней ноты в такте. В размере 4/4 это означает, что считать нужно только до четырех, независимо от того, сколько целых долей вам попадется. Так что, если увидите строку из целых долей, вроде той, что изображена на рис. 2.7, то можете отсчитывать так:

ХЛОП два три четыре ХЛОП два три четыре ХЛОП два три четыре.

«ХЛОП» означает, что нужно хлопнуть в ладоши, а «два три четыре» вы проговариваете вслух, пока длится нота, а длится она четыре счета.

Утомившемуся музыканту повезло, если попадается двойная целая доля. Не то чтобы такие ноты встречались очень часто, но если вы с ней все-таки столкнетесь, то выглядит она так, как показано на рис. 2.8.

Двойную целую долю нужно держать в течение восьми счетов:

ХЛОП два три четыре пять шесть семь восемь.

Еще один способ изобразить ноту, которая длится восемь ударов, — залиговать две целые ноты. Лиги описаны далее в данной главе.

Половинные доли

Материал, изложенный далее, вы наверняка легко освоите, если разобрались с тем, что мы рассказывали в предыдущем разделе, посвященном целой ноте. Половинная доля длится в два раза короче целой ноты. Половинные ноты выглядят так, как показано на рис. 2.9
Отсчитываются половинные доли, изображенные на рис. 2.9, примерно так: ХЛОП два ХЛОП два ХЛОП два.
Опять-таки, поскольку самая длинная нота из тех, что показаны на рис. 2.9, — это половинная доля, вы будете считать только до двух.
Иногда вам может встретиться целая нота, за которой следуют две «половинки», как показано на рис. 2.10.

В таком случае вы будете считать так:
ХЛОП два три четыре ХЛОП два ХЛОП два.

Четвертные доли

Разделив целую долю (которая длится четыре счета) на четыре, вы получите четвертную долю, длящуюся на протяжении одного счета. Четверти выглядят так же, как половины, но основание ноты полностью заштриховывается (рис. 2.11).
Четыре четверти отсчитываются так:
ХЛОП х л о п х л о п х л о п .
Поскольку в данном случае четвертная доля — самая длинная, считать придется всего до одного.
Предположим, что мы заменили одну из четвертей целой нотой, а одну — половиной, как показано на рис. 2.12.

В этом случае считать нужно так:
ХЛОП два три четыре ХЛОП ХЛОП ХЛОП два.

Восьмые доли — и так далее

Вот с этого момента нотная запись начинает выглядеть несколько устрашающе. Обычно одного или двух скоплений «восьмушек» в нотной записи пьесы не достаточно для того, чтобы отпугнуть среднестатистического новичка, но, когда вы открываете страни- пу. кишащую восьмыми, шестнадцатыми или тридцать вторыми долями, то сразу понимаете, что вас ждет масса работы. Почему? Потому что эти ноты надо играть быстро.
Восьмая доля выглядит так, как показано на рис. 2.13.

Как вы наверняка догадались, восьмая доля соответствует половине четверти. Восемь dосьмых нот длятся столько же, сколько одна целая нота, т.е. восьмая доля длится половину счета (в простом размере 4/4).
Как можно отсчитать половину удара? Очень просто. Топайте ногой на каждый счет хлопайте в ладоши два раза с равными промежутками каждый раз, когда топаете:
ХЛОП-ХЛОП ХЛОП-ХЛОП ХЛОП-ХЛОП ХЛОП-ХЛОП.

Или можете считать так:
РАЗ-и ДВА-и ТРИ -и ЧЕТЫРЕ-и.

Числа — это четыре счета, а «и » соответствует половине счета.

Еще один способ лучше представить себе восьмые доли — воспользоваться метрономом. Просто считайте, что каждый удар — это не четверть, а восьмая доля. Это означает, что четверть теперь будет длиться два удара, половина — четыре, а целая нота — восемь ударов. Все абсолютно логично!

Если у вас есть пьеса с шестнадцатыми долями, то каждая шестнадцатая доля может равняться одному удару метронома, восьмая — двум, четверть — четырем, половина — восьми, а целая — шестнадцати ударам.

Шестнадцатая доля длится в четыре раза короче четверти, т.е. в шестнадцать раз короче целой ноты. Шестнадцатая нота выглядит так, как показано на рис. 2.14.

Раз уж мы заговорили о шестнадцатых, нельзя обойти молчанием и тридцать вторые доли, показанные на рис. 2.15.

Если у вас есть пьеса с тридцать вторыми долями, то каждая тридцать вторая доля будет соответствовать одному удару метронома, шестнадцатая — двум, восьмая — четырем, четверть — восьми, половина — шестнадцати, а целая нота — тридцати двум узарам.

Вам будет приятно узнать, что с тридцать вторыми долями вы будете сталкиваться не очень часто. Правда, есть еще шестьдесят четвертые.

Ноты с точками и лиги>

Иногда композитору хочется, чтобы какая-то нота звучала подольше. Есть два способа увеличивать длительность ноты в записи: добавление точек и лиги <лигатуры).

Ноты с точками

Иногда вам будут встречаться ноты, за которыми следуют маленькие точки. Такая точка означает, что нота удлиняется на половину своей изначальной длительности. Наиболее распространенное применение точек — точки после половинных долей, которые, соответственно, длятся три счета вместо двух, как показано на рис. 2.16.

Менее распространены целые ноты с точками, но и они встречаются в музыкальных произведениях. Целая нота с точкой означает, что ее длительность увеличивается с четырех до шести ударов метронома.

Если за нотой следуют две точки, то ее первоначальная длительность увеличивается на три четверти: к половине длительности, которую обозначает первая точка, добавляется еще четвертая часть. Половина с двумя точками будет длиться два удара плюс один удар плюс половина счета, т.е. три с половиной счета. В большинстве современных произведений такая запись встречается редко, но если вы вдруг наткнетесь на нее, будете знать, что она обозначает. Рихард Вагнер очень любил ноты с тремя точками.

Залигованные ноты

Еще один способ увеличения длительности ноты — лигование с другой нотой, как показано на рис. 2.17.

Мы рассматриваем лиги, которые соединяют ноты одинаковой высоты, образуя одну длинную ноту вместо двух отдельных. Таким образом четверть, залигованная с другой четвертью, равняется одной половинной доле, длящейся два счета: ХЛОП-два!

Не путайте лиги, о которых мы говорим здесь, с лигами, обозначающими знак легато. Знак легато выглядит примерно так же, но соединяет две ноты разной высоты (о лигах этого типа вы узнаете из главы 6).

А теперь все вместе

Вам редко придется работать с произведениями, полностью состоящими из нот одного типа: в каждой пьесе вам предстоит сталкиваться с разными длительностями.

Пять упражнений, показанных на рис. 2.18-2.21, предназначены как раз для того, чтобы помочь вам усвоить ритм и научиться автоматически определять про себя длительность ноты. Каждое упражнение содержит пять групп (или тактов) по четыре счета.

В этих упражнениях мы предлагаем вам хлопать на ХЛОП и считать доли вслух.

Когда увидите обозначение ХЛОП-ХЛОП (через дефис), нужно xлопать по два раза на каждый счет (иными словами, на один обычный удар будет приходиться два удара), а если встретите обозначение ХЛОП ХЛОП ХЛОП ХЛОП, то на каждый счет следует хлопать четырежды (четыре хлопка на один обычный удар).

Начинайте считать и вступайте после четвертого счета.

Источник

Читайте также:  Как выбрать струны для классической гитары для начинающих
Оцените статью