Как проучивать терции фортепиано

Как проучивать терции фортепиано

Ничего не нужно прижимать!:-)
Возьмите 18-й Шопена и играйте в свое удовольствие.Глядишь,и все получиться:wink:

Может, сперва хоть упражнение Брамса? А то как-то 18-й жалковато. 🙂

Надо учиться на самом лучшем:-)
Заметила,что технические сложности гораздо легче преодолеваются в высокохудожественных произведениях,чем,например,в Черни или у Лешгорна.ИМХО,конечно.

Да, потому что там не так ярко желание обязательно оттарабанить. Но может быть стоит пожалеть это »самое лучшее» хоть немного? 🙂

Это, наверное, не столько в пальцах, сколько в ушах дело. Попробуйте так, не чтоб пальцы одновременно нажимали, а чтоб звуки одновременно звучали.
И еще, чтобы все выглядело очень эластично и естественно.

Да нет, дело в пальцах. Если быть точной, то страдает терция 2-4 палец, все из-за четвертого пальца, он самый у нас менее разработанный, заплетается. И в очень медленном темпе, конечно, проигрывается, а чуть быстрее и приехали.

Да нет, дело в пальцах. Если быть точной, то страдает терция 2-4 палец, все из-за четвертого пальца, он самый у нас менее разработанный, заплетается.

Ну, если он совсем не разработан, тогда конечно не получится. А если более-менее, тогда надо просто забыть о том, что играешь терцию — представить, что идет два голоса, можно даже двумя руками сыграть, чтоб звуковой результат лучше отпечатался в мозгу.

Главное, не прибегать к попытке победить физические трудности тупым путем — одна из самых больших ошибок, не приносящая почти никаких плодов. Их надо решать интеллектуально.
Если дело в 4-м пальце — тогда надо его сперва разрабатывать, а потом уже на терции бросаться.

Если дело в 4-м пальце — тогда надо его сперва разрабатывать

Вот, что я и имела ввиду. Тупо играть терцовые упражнения?

Да, потому что там не так ярко желание обязательно оттарабанить. Но может быть стоит пожалеть это »самое лучшее» хоть немного? 🙂
Ну если играть где-то,в смысле,на сцене-тогда можно пожалеть и этюд и слушателей,а для себя-так вполне:-)

Да нет, дело в пальцах. Если быть точной, то страдает терция 2-4 палец, все из-за четвертого пальца, он самый у нас менее разработанный, заплетается. И в очень медленном темпе, конечно, проигрывается, а чуть быстрее и приехали.
Играйте в медленном темпе,в очень медленном.И напишите нам о результатх через неделю,при занятиях не меньше 3-х часов в день.
Терцовая техника очень сложная,а если учитывать,что Вы несколько лет не играли,то. Вообщем,дерзайте!

И напишите нам о результатх через неделю,при занятиях не меньше 3-х часов в день.

Вы шутите? Я еще на работу хожу.

Вот, что я и имела ввиду. Тупо играть терцовые упражнения?

Непонятно, причем тут терцовые упражнения. чтоб разработать 4-й палец, надо играть 4-м пальцем. Хватательные стаккато, работа над активизацией.

Извините,а зачем Вам вообще эти терции дались?:-)

А Вы считаете, что играть на инструменте только профессионалы должны? Я играю в первую очередь для себя, во вторую — для гостей. И эти несчастные терции режут мне слух.

Непонятно, причем тут терцовые упражнения. чтоб разработать 4-й палец, надо играть 4-м пальцем. Хватательные стаккато, работа над активизацией.

Ага, это я тоже подразумевала в начальном посте про прижимание к клавиатуре (нет, это не клавиатура, деревяшка). Меня так в школе учили.

Наверное вы помните,что тренировка пальцев-это тренировка головы!А значит,начните сначала!8)
Помните,как вы ставили пальцы на клавиши?Да это был именно третий палец.Он должен был стать,именно на него опирается вся рука.
А потом присоедините первый палец и поиграйте так терции по ступеням гаммы.А потом снова-третий палец и присоедините пятый палец,и снова играйте гамму этими терциями.
Слеующий этап-на второй и четвёртый палец становимся сразу,и играем гамму терцией/из второго и четвёртого пальца/.
И только после этого можно сыграть три терции подряд,только начинайте с 5-3пальцы,4-2,3-1,Поняли?От пятого пальца начиная,если начнёте с 1-3 и будете играть вверх,то рука зажмётся.
И так и учите,начиная с пятого и третьего и продолжайте вниз двигатьсяи так же левой рукой-от пятого пальца.И когда почувствуете,что легко справляетесь,можете менять штрихи и на нон легото,и на стаккато,и двумя руками одновременно,и очень полезно,
поиграть на перекрещивание рук-правая в регистре левой,а левая-наоборот.И это надо делать спокойно и долго,запаситесь терпением.

Нет,конечно,я так не считаю.Просто,если Вы не можете много заниматься,может,взять что-то полегче?

Терции иногда встречаются, и даже весьма иногда, и конкретно не получаются. Вот я и решила немного их подтянуть. Почему бы и нет?

Очень похвально.Ну,может я и хватанула насчет 3-х часов,но если удасться хоть по 15 минут в день-тогда все получиться.:fan:
Главное,в медленном темпе и «крепкими пальцами»(не люблю это выражение,но в данном случае оно подходит:-)).

Ага. Подходите, поднимаете. и со всей силы — ХРЯСь! Обязательно научитесь. :silly:

PS: Тренируйте свой 4-й палец, а потом играйте с очень ясной и плавной фразировкой двухголосие. Желательно с пиано на форте и вниз. При этом надо понимать, что пальцы действительно должны быть крепкими, но только в самых кончиках — не надо из них делать черт знает что.

Что-то я не поняла. что поднимать-то?:-o

Шучу 🙂 Просто обычно это подразумевается под принципом »лангсам унд старк». 😉

Да нет, дело в пальцах. Если быть точной, то страдает терция 2-4 палец, все из-за четвертого пальца, он самый у нас менее разработанный, заплетается. И в очень медленном темпе, конечно, проигрывается, а чуть быстрее и приехали.

Упражнение первое: представьте каждый голос отдельно в тембре вокального голоса — сопрано (я так понимаю терции в мелодии, в верхнем регистре), затем представьте два голоса вместе. Далее попробуйте растянуть представляемый тембр на каждом звуке вправо или влево. Движение тембра будет зависеть от того, как вы подходите к данному звуку. Например, в такой последовательности терций, движение будет следующим: до-ми (влево) ре-фа (вправо) ми-соль (вправо) ре-фа (влево) до-ми (влево).

Упражнение второе: о технической стороне исполнения.
Садитесь так, чтобы ваш локоть был чуть-чуть выше запястья (и немного отставлен от корпуса). А запястье чуть-чуть ниже кисти 🙂
И далее, перед каждым взятием терции успевайте четко представить внутренним слухом два голоса, как в первом упражнении.
Берутся звуки следующим образом: после взятия пальцами терции вы, как бы продлевая запястьем то движение звука, которое представляете, уводите запястье до конца вправо или влево. При этом важно, чтобы запястье не поднималось! При этом важно, чтобы движение делало ТОЛЬКО запястье, без локтя — локоть стоит на месте.

Вот, это азы. Про игру с весом и с интонацией я уже не буду писать :))
Думаю, если выполните хотя бы это — станет намного удобнее играть.
Пробуйте :))

Источник

Профессиональная настройка

8-965-434-01-01, 8-929-528-86-54

В статье не ставится задача ответить на все вопросы, связанные с процессом профессиональной настройки. Ее главная цель — помочь начинающим сделать первые шаги в освоении «темперации» при настройке фортепиано, дать анализ основных ошибок, встречающихся в работе неопытного настройщика. (Г. Богино)

Выше мы рассмотрели слуховые навыки и технику работы с унисонами, октавой, квартой, квинтой, а также взаимосвязь интервалов (кварто-квинто-октавного комплекса).

Принимая последний за контрольную меру в работе, можно освоить так называемый расширенный план «темперации».

В теории музыки темперацией называют определенную систему строя инструмента. В практике же настройки темперацией называется также самый процесс настройки звукоряда в равномерно-темперированном строе. В большинстве случаев именно в таком специальном значении термин «темперация» и будет употребляться в статье.

Планом темперации мы будем называть план настройки определенного участка звукоряда в среднем регистре. Разные планы темперации отличаются друг от друга как диапазоном настраиваемого участка, так и последовательностью, в которой настраиваются звуки внутри этого участка. Расширенный план темперации включает до девятнадцати звуков хроматической гаммы. Лучшие настройщики пользовались и пользуются этими и подобными планами темперации, с первого раза достигая отличного результата. Нам кажется, что особенно полезно обратить внимание на этот вид темперации начинающим специалистам.

Молодые настройщики нередко увлекаются планами темперации, включающими тринадцать звуков в пределах октавы, стремясь к ускорению в работе. Однако при таком плане часто возникают ошибки, а отсутствие навыков в обращении с основными интервалами резко снижает качество работы. В результате слух настройщика может получить неправильное развитие.

В девятнадцатиступенном плане темперации могут быть использованы и другие виды контрольных интервальных комплексов. Одним из них является мажорный квартсекстаккорд.

Мажорный квартсекстаккорд можно применять также и при четырнадцатиступенном плане темперации. Это темперация в пределах октавы ля–ля 1 с прибавлением верхнего звука си-бемоль, необходимого для построения одного из очередных квартсекстаккордов. Качество настройки при подобных «укороченных» планах темперации зависит от умелого использования мажорного квартсекстаккорда, который крайними звуками как бы суммирует качество предшествующих рабочих интервалов, в результате которых он образуется.

В этом примере квартсекстаккорд выступает в роли созвучия, как бы суммирующего ошибки рабочих ходов настройщика. Но с его помощью можно также заранее устанавливать звуки, представляющие собой своеобразные ориентиры высоты для дальнейшей настройки. Как найти правильное звучание квартсекстаккорда? Это можно сделать даже на расстроенном пианино. Нужно прослушать хроматический ряд аккордов и разделить их на три группы со следующими признаками:

1. Квартсекстаккорд слишком широк: либо верхний звук завышен, либо нижний понижен. Аккорд звучит нервно, возбужденно, резко.

2. Квартсекстаккорд слишком узок: верхний звук занижен, или завышен нижний. Аккорд звучит гладко, спокойно, мягко.

3. Правильный аккорд соответствует середине между широким и узким. Он звучит не слишком нервно, но и не спокойно. К его качеству нужно привыкнуть в процессе постоянного вслушивания.

В работе квартсекстаккорд выполняет функцию своего рода ограничителя, который постоянно стремятся расширить предшествующие по настройке интервалы темперации. Создается своеобразная упругая система, требующая одновременной ориентировки по аккорду, по квинте и по кварте. Как контрольный созвук, квартсекстаккорд позволяет легко обнаружить место нежелательных отклонений в темперации.

При тринадцати- или четырнадцатиступенном плане наряду с квартсекстаккордом в качестве контрольного комплекса может быть использована также мажорная терция. Незначительные изменения этого интервала дают заметный для слуха результат, поэтому терция как контрольный интервал хорошо выполняет свою задачу.

Разделив октаву на терции, можно выравнивать их по качеству созвука, по интенсивности биений (арифметический подсчет биений здесь также дает мало). Все три терции должны быть по настроечному тембру сходны. Сходство это будет, конечно, относительным. Дело в том, что интенсивность и количество биений в более низко расположенных интервалах будет несколько меньше, и наоборот. Например, в терции фа 1 –ля 1 частота биений в 1,262 раза меньше, чем в терции ля 1 –до-диез 2 , а в терции до-диез 2 –ми-диез 2 соответственно в 1,262 раза больше.

Естественно, что это явление, зависящее от положения терции в звукоряде, должно учитываться в работе. Однако практика показывает, что можно получить на первых порах хороший результат в пределах октавной темперации, если добиваться сходства терций даже без учета этих тонкостей.

Осуществляя настройку по квартам и квинтам, можно опираться на большую сексту или большую терцию как на контрольные интервалы лишь на некоторых определенных отрезках работы.

Возможен и обратный порядок работы, когда звуки контрольных интервалов настраиваются прежде, чем будут заполнены кварто-квинтовые подходы к ним.

В этих случаях заполнение отрезка от ля к фа-диез или от ля к до-диез выполняется как деление его двумя звуками (ми–си) на три интервала (две квинты и одна кварта) или деление отрезка ля–до-диез тремя звуками (ми–си–фа-диез) на четыре интервала (две квинты и две кварты).

Мы привели лишь несколько разновидностей планов темперации. Каждый из них в сравнении с другими имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Выбор того или иного плана в качестве основного для постоянной работы — дело индивидуального вкуса и склонностей настройщика. Этот выбор зависит в большой мере и от особенностей слуха. Мастер, имеющий достаточный опыт, может разработать и свой оригинальный план настройки.

Начинающему же важно понять, что основной путь, ведущий к мастерству, заключается не в изобретении новых планов рабочих темпераций, а в освоении нескольких уже проверенных.

Многочисленные примеры из практики свидетельствуют о том, что, следуя профессиональным рабочим планам, музыканты с отличным слухом все же не могут с первого раза хорошо настроить рояль. Это объясняется тем, что сложные планы требуют достаточно высокого развития многих профессиональных навыков. Для приобретения навыков настройки начинающие могут воспользоваться более простыми планами, которые хотя и не дают столь же высокого результата, как профессиональные, но вполне приемлемы. Остроумный и простой план такого рода предложил. Э. Космач. Заключается он в следующем. Темперированный строй на участке в тринадцать хроматических звуков в пределах одной октавы устанавливается путем настройки натуральных кварт и квинт. Вначале настраиваются две цепочки от ля: 1) ля–ми–си–фа-диез–до-диез–соль-диез, 2) ля–ре–соль–до–фа–си-бемоль. Звук ре-диез (ми-бемоль) настраивается комплексно: левая струна хора настраивается по звуку соль-диез, правая — по звуку си-бемоль. При точной настройке квинт и кварт звук левой струны должен оказаться выше, чем звук правой. Средняя струна настраивается на среднюю высоту, то есть таким образом, чтобы частота биений левой и средней струны была одинакова с частотой биений средней и правой. Затем крайние струны хора подстраиваются к средней. На следующем этапе звук ре-диез становится основной для корректировки ранее настроенных звуков. От него повторно настраиваются цепочки звуков соль-диез–до-диез и ля-диез (си-бемоль)–фа. По такому же принципу возможна вторая корректировка строя от звуков фа и до-диез.

Практическая проверка предлагаемого способа настройки в Лаборатории музыкальной акустики Московской консерватории дала положительные результаты. Он вполне пригоден для любителей, достаточно владеющих навыками настройки натуральной кварты и квинты на фортепиано и способных производить корректировку унисона струн одного хора путем устранения ясно слышимых биений. Предлагаемый способ не требует навыка слышания «тупой» квинты, который приобретается в результате тренировки.

Для того, кто закрепит в слуховой памяти правильное представление о звучании темперированных интервалов, в дальнейшем отпадет необходимость прибегать к предварительной настройке натуральных интервалов по методу Космача с последующей их перестройкой на темперированную высоту. Начинающему в этом поможет также уяснение качества и роли контрольных интервалов и созвучий (большой сексты, квартсекстаккорда, большой терции), которые дадут возможность перейти к образцам профессиональных темперации.

Источник

Читайте также:  Есть счастье святое есть дивная радость ноты
Оцените статью