Как проверить что гитара строит

Ремонт и обслужи вание гитар

В Санкт-Петербурге

Замена, шлифовка ладов

Полная отстройка гитары

Работа с электроникой

Ремонт и замена фурнитуры

Обо мне

Здравствуйте! Меня зовут Анатолий. Добро пожаловать в мою мастерскую!

Если Вы хотите отремонтировать свою гитару, рекомендую ознакомиться с моими услугами, и убедиться, что Вас ждут приятные цены.

Возможно, вы не знаете, что именно не так с вашей гитарой. Просто привезите её мне на диагностику.

Вы можете задать любой вопрос, получить консультацию по ремонту, на случай, если решитесь на него сами.

Я гарантирую самое бережное отношение к вашему инструменту. При необходимости — надежное хранение в благоприятных условиях.

Я сам музыкант и перфекционист. Понимаю нужды гитаристов и тестирую свою работу самым взыскательным образом, прежде чем гитара попадёт вам обратно в руки. Инструмент должен дарить вдохновение, а не быть головной болью.

Источник

Каким бывает строй гитары?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Струны любых струнных музыкальных инструментов, в том числе и разных видов гитар, настраиваются особым образом. Часто изобретатели или новаторы брали за основу какие-либо звуковые интервалы между соседними струнами (например, кварты, квинты, терции, сексты в чистых, уменьшенных или же увеличенных видах). В результате музыкальный инструмент принимал только ему присущий звуковой комплект струн, который называется «строй» (гитарный, балалаечный, виолончельный и так далее).

Однако на гитарах нередко стандартный (эталонный) строй либо частично видоизменяется, либо его вообще меняют на другой с целью расширения диапазона, удобства игры и по другим соображениям. В данной статье рассмотрены виды строя шестиструнной, семиструнной и других типов гитар.

Что это такое?

Гитарным строем называется высота звучания открытых струн в настроенном состоянии.

Открытыми считаются свободные струны, когда их не прижимают пальцами на ладах грифа.

В связи с тем, что настройка гитары, по сути, не является каким-либо фиксированным вариантом закрепления струн на одном звуке навсегда, то музыканту предоставляется возможность при необходимости изменить звук любой струны на другой вращением колка.

Правда, каждая струна инструмента имеет свой калибр (толщину), поэтому размах допустимого изменения высоты любой из них имеет небольшую вариацию — максимум тон на понижение или повышение.

  • При большем понижении высоты качество звучания ослабленной стандартной струны ухудшается, могут появиться биения о порожки ладов.
  • При чрезмерном повышении высоты звучания струны сверх стандарта имеется риск не только её разрыва, но и отрыва нижнего порожка, деформации грифа и даже повреждения корпуса инструмента.

Именно по последним причинам запрещается на классической гитаре, рассчитанной только на синтетические струны, применять металлические, имеющие значительно большую силу натяжения.

Следует отметить, что в отдельных случаях на акустических и электрогитарах с металлическими струнами настройку делают ниже стандарта на 2 тона и более. Но для этого комплект струн меняют на более толстые.

Гитарный ряд музыкальных инструментов подразделяется в первую очередь на типовые модели по признаку количества струн:

  • семиструнные;
  • шестиструнные;
  • пятиструнные;
  • четырёхструнные.

Каждая из перечисленных моделей инструмента имеет свой стандартный строй, но в любой момент может перестроиться в другой в пределах возможного по натяжению струн. Самыми распространёнными являются шестиструнные гитары — классические, акустические, полуакустические и электрогитары, у которых струны настраиваются на один и тот же строй — классический (испанский).

Обозначения

Обозначение строя обычно имеет буквенный вид. Например, для 6-струнной гитары в классическом строе это выглядит так: EADGBE. Буквы латинского алфавита обозначают звуки соответствующих струн. В нашем примере буква E — шестая струна, стандартно настраиваемая на ноту «ми», A — пятая струна («ля»), D — четвёртая струна («ре»), G — третья струна («соль»), B — вторая струна («си»), E — первая струна («ми», как и шестая).

Буквы взяты не случайным образом, а соответствуют буквенным обозначениям нот основного звукоряда в нотной грамоте:

  • До — C;
  • Ре — D;
  • Ми — E;
  • Фа — F;
  • Соль — G;
  • Ля — A;
  • Си — B.

Семь нот звукоряда обозначены буквами латинского алфавита. Это — международный стандарт. Буквенное обозначение звуков чаще всего используется для записи видов аккордов, указания тональности, а также и определения строя музыкальных инструментов (и не только струнных).

Применение электронных тюнеров для настройки разных видов инструментов иногда требует знания и иных обозначений. Например, для 6-струнной гитары в некоторых видах приборов приходится к букве звука каждой струны добавлять цифры в таком порядке: E2A2D3G3B3E4. Цифры здесь обозначают октавы, в которых должны звучать звуки струн: 2 — большая октава, 3 — малая октава, 4 — первая октава.

Если не выставить нужную цифру, то электронный настройщик не сможет понять, на какую ноту следует настраивать струну.

В тех случаях, когда перестройка гитарного строя или отдельных струн происходит на полутон, то в обозначении такой настройки возможны знаки альтерации — диез (#) либо бемоль (b): EADG#BE, EADGBbE.

Имеются и другие обозначения для строя струнных инструментов, но вряд ли они пригодятся для гитариста, начинающего свой музыкальный путь. А опытному музыканту даже тюнер не так важен, если со слухом всё в порядке.

Обзор видов для 6-струнной гитары

Теперь стоит ознакомиться с тем, на какой строй чаще всего любят подстраивать свои гитары музыканты, играющие на разных видах шестиструнной гитары, и почему.

Стандартный

Обычный строй 6-струнной гитары, называемый «классическим» (или «испанским»), не является единственным видом стандартной настройки.

Любой другой строй, выполненный по такому же принципу, что и классический (с таким же интервальным соотношением между соседними струнами), тоже считается стандартным.

Если, например, понизить все струны, имеющие нормальную — испанскую — настройку, на 2 тона, то в результате получится стандарт C. Для получения стандарта D необходимо все струны понизить на 1 тон.

Следует особо отметить строй баритон-гитары: BEADF#B. Он тоже является стандартным, так как от классической настройки находится на 2,5 тона ниже по всем струнам. Естественно, струны в комплекте отличаются своей толщиной. Этот инструмент является переходным от обычной гитары к бас-гитаре.

При повышении звучания струн на полутон результатом будет стандарт F. Правда, в этом случае лучше не трогать настройку открытых струн, а поставить каподастр на I лад грифа.

Дроп-строи

Здесь имеются 3 варианта гитарного строя.

  1. Drop D — понижение 6-й струны на 1 тон, все остальные струны находятся в классической настройке: DADGBE;
  2. Double Drop D — двойной дроп D, в котором на 1 тон понижают не только шестую струну, но и первую: DADGBD;
  3. Drop C — понижение 6-й струны на 2 тона от стандартной ноты E, а всех остальных — на 1 тон: CGCFAD. Популярен среди музыкантов, играющих хард-рок.

Низкий строй придаёт звуку инструмента больше «тяжести». Drop D часто используется и в классической гитаре для игры в некоторых тональностях, например, в Ре-мажоре. При настрое на двойной дроп D, кроме перечисленных преимуществ, можно отметить факт того, что значительно облегчается игра арпеджио. Последний вариант особенно любим рок-музыкантами в стиле металла.

Открытые

Открытый строй означает настройку всех струн гитары на определённый аккорд. Такой строй обозначается словом «Open» с добавлением основного тона получаемого аккорда.

Распространены следующие настройки:

  • Open D — блюзовый вариант настройки, популярен также и среди исполнителей народной музыки: DADF#AD;
  • Open G — вариант, приглянувшийся любителям шансона: DGDGBD;
  • Open C — в открытом виде струны звучат аккордом До-мажор: CGCGCE.

Открытые строи имеют преимущества при исполнении произведений, в которых много аккордовых созвучий — в такой настройке баррэ брать проще, а также удобны и другие аккордовые построения.

Альтернативные

Если испанский строй является стандартным, а принцип его построения — основой для других стандартов, то выходит, что уже рассмотренные Drop D, Double Drop D, Drop C и любой из открытых можно считать альтернативными настройками. Они создавались по принципам, отличным от классического.

Список альтернативных настроек на этом не заканчивается, но, по сути, каждый гитарист может позволить себе эксперименты с настройкой шестиструнного инструмента, чтобы изобрести собственный нестандартный нотный строй — удобный для игры и красивый по звучанию.

Но будет лучше, если слишком часто перестройку гитары не производить — её детали от этого изнашиваются.

Пониженный

При пониженных настройках (например, Drop и стандартов) в пределах 1 тона обычно обходятся ослаблением стандартных струн. При изменении звучания ещё ниже необходимо менять струнный комплект на более толстый.

Повышенный

В этом случае также допустимо изменить высоту звука на 1 тон. Если этого недостаточно, тогда следует приобрести более тонкий калибр струнного комплекта. Ещё один — очень правильный — вариант заключается в использовании каподастра.

Строй 7-струнной гитары

Имеется 2 основных строя семиструнок: русский и цыганский.

  • Русская 7-струнка настраивается на следующий классический вид: DGBDGBD. Первая струна звучит нотой «ре» первой октавы. Получается G-мажорный открытый строй.
  • Цыганская гитара имеет такую настройку (начиная с седьмой струны): DGBbDGBbD. В результате — G-минорный аккорд.

Отличие в настройках этих гитар заключается в тональности их строя: мажорный у русской, минорный у цыганской.

Строй других гитар

Из четырёхструнных гитар можно упомянуть:

  • португальскую гитару cavaquinho (кавакиньо), настраиваемую на следующие звуки (начиная с самой толстой): CGAD;
  • бразильскую разновидность кавакиньо, имеющую другой вид настройки: DGBD;
  • гавайскую гитару укулеле со своей настройкой: GCEA (где G — малая октава, а все остальные звуки — первая октава);
  • бас-гитару, которая стандартно настроена на те же ноты, что и 6-я, 5-я, 4-я, 3-я струны у обычной акустической гитары, но только на октаву ниже: EADG.

Из пятиструнных гитар наиболее популярна бразильская гитара baiana со строем CGDAE. Нередки сейчас и пятиструнные бас-гитары: BEADG. У шестиструнной модели басового инструмента настройка следующая: BEADGC. Указаны стандартные настройки, которые нередко изменяют на различные дроп-строи.

Как проверить?

Чтобы узнать строй любого струнного инструмента, в том числе и гитары, необходимо проверить звучание каждой его струны.

Легче всего это сделать с помощью хроматического педального тюнера.

Хроматический прибор в автоматическом режиме может сразу определить нужный музыкальный звук и вывести на дисплей его характеристику: название ноты в буквенном обозначении и номер октавы. Например, первую струну шестиструнной гитары, настроенную на стандарт, он покажет как E4. Это означает ноту «ми» первой октавы. Шестая струна обозначится E2 — нота «ми» большой октавы.

При настройке гитары и игре на ней важно помнить, что её партия пишется в скрипичном ключе, но звучит она на октаву ниже написанных нот. Это делается для удобства чтения нот для гитары. В ином случае нотный текст выглядел бы очень сложно — с множеством дополнительных линеек под нотным станом.

Источник

Почему гитара не строит и как решить проблему?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Начинающему гитаристу в первую очередь нужно изучить проблемы, периодически возникающие во время использования инструмента, а также научиться их решать. Случается всякое. Возможно, вы купили хорошую гитару с рук, но не дослушали советы продавца, поэтому в первый же день столкнулись с неприятностью – гитара не строит. Что делать, как понять, что она расстроена, и какие действия следует предпринять – об этом можно узнать в статье.

Основные причины

Следует заметить, что неприятный сюрприз, связанный с тем, что гитара перестала строить, может случиться как со старыми, так и новыми инструментами, изначально сделанными некачественно. Это – довольно распространённый дефект, характерные симптомы которого заключаются в следующих явлениях:

  • плавающее звучание;
  • тянущиеся струны;
  • отсутствие мелодичности и гармоничности созвучий;
  • заметная нестройность голосов.

При этом возможны 2 основных состояния гитары:

  1. она не строит только по ладам, а открытые струны при этом звучат нормально;
  2. гитара не держит общий строй – во время настройки очередной открытой струны происходит изменение высоты звука у только что отрегулированных.

Посмотрим, какими неочевидными для новичка причинами обусловлено первое из названых состояний традиционной гитары.

Есть несколько вариантов ответа на этот вопрос.

  • У новой гитары слишком высокие ладовые порожки. Во время прижатия к ним происходит незначительная перетяжка части свободной (звучащей) длины струны в сторону, где она удерживается пальцем на поверхности грифа. В итоге получаемый звук по высоте смещается от ожидаемого, повышаясь при этом. То есть искомый звук имеет большую высоту, чем требуется. Для неискушенного слуха это несоответствие вряд ли будет замечено, но в концертном зале такой дефект недопустим.
  • У старых инструментов случается изношенность порожков, которые изначально имеют полукруглую рабочую поверхность (где происходит контакт с прижимаемой струной). Деформированная от постоянного трения поверхность с вмятинами приводит к смещению места касания в сторону грифа. В этом случае звук, наоборот, теряет высоту звука.
  • Если гитара не строит на XII ладу (выдаёт более низкий звук), значит, не отрегулировано рабочее расстояние от верхнего до нижнего порожка. Ладовый металлический порожек XII лада делит струну строго пополам. Если это не так, следует исправлять дефект в мастерской по ремонту музыкальных инструментов.
  • Когда инструмент не строит на первых ладах, это может быть вызвано либо слишком высоким расположением струн над поверхностью грифа (должно быть максимум 5 мм над 12 ладом), либо неправильным расстоянием между порожками.

Теперь назовём несколько факторов, приводящих к тому, что гитара не держит строй (быстро расстраивается).

  • Была совершена ошибка при смене струн – они неправильно установлены на колки.
  • Колки тоже могут стать причиной неисправности, если имеют малое число зубчиков. В итоге даже при небольшом повороте происходит наматывание слишком большой длины струны. Такая же ситуация может возникнуть, если колки износились. Эти детали нужно периодически менять.
  • Старые или новые струны также иногда создают проблемы. Некачественные или плохо натянутые струны не позволят вывести чистый строй. А новым нейлоновым изделиям нужно время для принятия рабочего состояния (1-2 недели).
  • На строй гитары повлияли температурные перепады – её струны чутко реагируют на температуру. Классическая гитара может реагировать на действие холода и тепла ещё и вследствие того, что её корпус – деревянный. Из-за этого часто меняется положение грифа – он может выгнуться.

Как проверить?

Определить, что гитара не строит, можно уже по тому, что звучание её становится не слишком устойчивым, звуки лишены гармоничности и не соответствуют ладам. А вот понять, из-за чего она не строит, можно лишь путём тщательного осмотра всех её составных элементов.

При этом можно обнаружить следующие неполадки:

  • прогиб грифа, требующий закрутки или ослабления анкера;
  • ржавый струнодержатель с ослабшими пружинами;
  • накрученные на колок струны в 2 ряда, витки которых заставляют их пружинить;
  • потресканный корпус;
  • деформированные порожки с вмятинами.

Как выясняется, неприятности с инструментом в основном связаны с дефектами механической части инструмента, низким качеством струн и собственными ошибками при настройке. Когда многие детали гитары подвержены повреждениям и износу, то лучше заняться ремонтом инструмента всерьёз.

Что делать?

При пользовании гитарой нужно следовать правилу: настройку следует делать перед каждым занятием. Так можно избежать многих неприятностей, связанных с ней.

Кроме того, необходимо следить за своим инструментом:

  • ежедневно его осматривать на предмет неисправностей и трещин;
  • протирать мягкой тканью от пыли и жировых отложений (с рук) корпус, гриф и струны;
  • своевременно заменять некачественные или изношенные колки;
  • разболтанные детали механической части прочно закреплять.

Ознакомьтесь со списком других важных моментов.

  • Ещё не использованные струны при установке нужно протянуть по длине, но чтобы они не порвались. Их подстраивают несколько дней подряд после натяжения для усадки.
  • Обращайте внимание, насколько плотно завёрнуты гайки на лицевой пластине головки грифа. Нельзя допускать, чтобы они свободно поворачивались пальцами.
  • Исследуйте состояние порожков на шероховатость или заедание, что актуально при использовании струн большой толщины. Решение проблемы – замена новыми элементами. Если на верхнем порожке слишком узкие прорези, их нужно пропилить до размера струн. Чтобы не происходило зажима, желательно смазать отверстия графитовой смазкой или натёртым грифельным порошком, смешанным с обычным машинным маслом.
  • Если порожки вмяты, их следует заменить. Сделать это можно самостоятельно при помощи стамесок. Предварительно новая деталь должна быть подогнана под нужный размер, уголки её необходимо сгладить. Кстати, некоторые гитары даже при повреждённых порожках продолжают прекрасно строить.

А также следует периодически настраивать мензуру – промежуток между нижним и верхним (нулевым) порожками, на которых лежит струна.

Источник

Читайте также:  Аккордеон или аккардион как пишется
Оцените статью