Как проверить потенциометр гитары

Шуршит потенциометр — чем промыть шуршащие потенциометры

Любое техническое оборудование требует к себе внимания и необходимого ухода. Музыкальные инструменты, разумеется, не стали исключением. Одна из самых неприятных проблем однажды может появиться при простом увеличении громкости, когда инструмент, либо микшерный пульт начинает издавать громкий треск – это шуршит потенциометр.

Появляются панические мысли о том, что оборудование нужно отправлять на встречу с паяльником для замены неисправного компонента. Но можно ли обойтись малой кровью, и исправить треск без серьезного вмешательства? Давайте разбираться.

Как устроен потенциометр и почему происходит шуршание

Потенциометры, которые чаще всего устанавливаются в электрогитары, синтезаторы или микшерные пульты представляют собой ползунковые переменные резисторы. Грубо говоря, этот резистор состоит из двух основных частей: подвижной части – язычка, закрепленного к ручке, который касается второй статичной части – дорожки.

В первом крайнем положении сопротивление полностью отсекает контакт, и функция, которую регулирует потенциометр, не работает. В другом крайнем положении функция, которую он регулирует, работает на 100%, а между двумя этими положениями находятся все средние значения функции.

Потенциометр – штука механическая, и поэтому на её работу могут влиять внешние факторы. Если на дорожку, по которой движется язычок переменного резистора, попадет пыль, грязь, и другие инородные объекты, это вызовет нарушение контакта, что, в свою очередь, станет причиной пресловутого шуршания.

Читайте также:  Фон с клавишами фортепиано

Если проблема заключается в пыли и грязи, то замены компонента не требуется. Нужно всего лишь очистить рабочие поверхности и нанести заново смазку.

Однако, иногда проблема становится серьезнее – со временем детали потенциометра изнашиваются, и язычок соскабливает контактный слой дорожки. В таком случае применение очистительных средств ничем не поможет, и резистор придется заменить.

Заранее, без разборки корпуса, невозможно определить причину возникновения шуршания. Придерживаясь «органосохраняющей» политики, то есть не заменяя компонент вслепую, мы рекомендуем вам воспользоваться одним из следующих методов очистки потенциометра.

Метод исправления треска с применением специализированных средств

На российском и западном рынках есть несколько специализированных фабричных средств для удаления окислов и пыли с контактов потенциометров. Для их применения рекомендуем все же раскрутить корпус, чтобы добраться к резисторам поближе.

Средства KONTAKT 60, KONTAKT WL, KONTAKT 61

Решение для удаления инородных веществ состоит из трех частей – растворителя, промывки и смазки. Каждый распылитель имеет удобный аппликатор в виде тонкой трубки. Возьмите средство KONTAKT 60 и прислоните его аппликатор к отверстию внутрь потенциометра. Чаще всего такие отверстия или щели находятся на нижней части компонента. Кроме того, можно попробовать оттянуть вал регулятора, и применить средство внутрь, нацелившись в щель между валом и корпусом. Достаточно одного-двух средних по силе нажатий.

После применения этого средства рекомендуется произвести вращения ручки потенциометра взад-вперед в течение нескольких минут.

Все инородные включения растворятся, превратившись в маслянистую пленку. Далее эту массу необходимо смыть при помощи KONTAKT WL. Нанесите его тем же образом, что и предыдущее вещество и снова произведите несколько вращений туда-обратно.

Теперь, после произведенной обработки, контакты нужно смазать при помощи KONTAKT 61. Эта смазка не даст металлическим рабочим поверхностям создавать глубокие царапины при трении друг о друга.

Дайте потенциометру высохнуть. В 90% случаях после проведения данных процедур, шуршание должно прекратиться.

CAIG DeoxIT Pot & Switch Cleaner, CAIG DeoxIT Fader F5

Американское средство для устранения проблем с шумом потенциометров. В отличие от предыдущего решения, DeoxIT имеет все ступени защиты в одном флаконе – достаточно разок побрызгать, покрутить ручку, и всё должно пройти.

Обратите внимание на то, что средство имеет две разновидности – для очистки фейдеров, где происходит контакт пластик-пластик, пластик-металл (Fader F5) и потенциометров/переключателей, с исключительно металлическим контактом поверхностей (Pot & Switch Cleaner). Читайте инструкцию!

Приобретать спреи для очистки потенциометров весьма выгодно, ведь на очистку одного компонента уйдет не так много вещества, а значит покупать новое очистительное средство придется не так скоро.

Более дешевый метод со спиртом и смазкой

Если отвлечься от всевозможных готовых решений – вот старый дедовский способ. Нужно набрать шприц изопропилового спирта, либо найти баллончик с этим же веществом и под давлением влить его внутрь потенциометра. Будьте аккуратны с лакокрасочным покрытием инструмента, не допускайте попадания спирта на окрашенные поверхности! После проведения операции советуют также смазать потенциометр внутри при помощи технического вазелина. Главное найти способ его туда влить.

Если ничего не помогает – необходима замена

Даже если после всех стараний ничего не изменилось и шуршание не прекратилось – потенциометр необходимо заменить. Скорее всего он имеет механические повреждения внутри, и простой промывкой уже не обойтись. Если вы никогда не держали в руке паяльник, то совершенно очевидно, что тренироваться в пайке лучше на чем-то другом – отдайте инструмент мастеру. Замена фейдера – достаточно легкая и дешевая процедура, которую опытный мастер может выполнить за пару десятков минут.

Источник

Апгрейд гитары: потенциометры

Привет! Тема сегодняшней статьи — гитарные потенциометры. Для тех из вас, кто не знаком с этим словом, это такие штучки под крышками крутилок, которые управляют громкостью и тоном. Верьте или нет, но эти ребята влияют на ваш звук, причём очень основательно. Сопротивление, плавность хода и его глубина, общее качество изготовления — всё это сказывается на звучании вашей гитары. Давайте разберёмся, почему так происходит.

Как потенциометры работают в вашей гитаре.

Сам по себе потенциометр — это резистор с переменным значением сопротивления от 0 до n Ом, где n – значение сопротивления потенциометра. Так что, если у вас потенциометр на 500 кОм,он соответственно может работать в любом значении от 0 до 500 000 Ом. Этот переменный резистор подключается между выходом вашей гитары и землёй. Когда вы играете с ручкой громкости на максимуме, сигнал полностью идёт на выход гитары, если ручка громкости убрана в ноль, сигнал полностью уходит в землю. Если где-то между 0 и 10 — в землю идёт только часть сигнала. Ручка тона работает по схожему принципу, только между землёй и потенциометром ставится конденсатор, который пускает высокие частоты только в землю. Также ручка тона не подключается напрямую между звукоснимателем и выходом из гитары, это, скорее, часть схемы с ручкой громкости.

Вот самые частые вопросы, которые нам задают: Как влияет на тон величина сопротивления потенциометра? Зачем вообще выпускают разные потенциометры с разным сопротивлением? Какой потенциометр мне использовать в моей гитаре?

Постараюсь объяснить. Когда ручка громкости повёрнута на максимум, сопротивление между звукоснимателем и выходом из гитары равно 0 Ом. Но на самом деле, потенциометр из схемы никуда не исчезает и в этот момент он тоже работает. Просто в этом случае он не пускает в землю определенные частоты. Своего рода низкочастотный фильтр, похожий на ручку тона, только для сверх-высоких частот. Чем больше сопротивление потенциометра, тем больше сопротивление между звукоснимателем и землёй, и тем меньше на тон влияет этот фильтр. Потенциометры на 500 кОм звучат ярче, чем на 250 кОм.

Компания CTS а также некоторые другие производители выпускают так называемые потенциометры «без нагрузки». Они работают таким образом, что когда ручка громкости повёрнута на максимум, потенциометр выключается из схемы, таким образом сигнал от датчика идёт напрямую на выход гитары.

Теперь становится понятным, почему большинство хамбакеров работают в паре с 500 кОм потенциометрами, а сингловые датчики — с 250 кОм. Обычно хамбакеры звучат не так ярко как синглы и чем больше высоких попадёт на выход из гитары, тем лучше. Это вовсе не означает, что это единственная схема, просто так повелось при производстве гитар и это уже давно стало стандартом. Одна вещь, которая может показаться странной — ручки громкости в старых телекастерах, там используются резисторы на 1 МОм. Так между землёй и и звукоснимателем почти нет сопротивления, и почти все частоты попадают на выход. В телекастерах из-за этого очень яркий звук, который не все любят, но есть одна интересная фишка. Если ручку громкости немного прибрать, гитара звучит так, как ее никакой ручкой тона не настроишь. Попробуйте!

Ну вот, возникла еще одна проблема. Когда вы прибираете громкость, высокие частоты немного срезаются и сигнал в целом становится темнее . С одной стороны это круто — вы получаете звук, который нельзя было бы получить в других ситуациях просто с ручкой тона. Эту особенность ценят любители винтажного звука и гитар, но большинство современных гитаристов хотят, чтобы звук был максимально честным и прозрачным, независимо от того, в каком положении находится ручка громкости. Этот вопрос можно решить довольно просто. Берется конденсатор и/или резистор, подключенные параллельно ко входу и выходу потенциометра. Самый популярный комплект — это 0.001µf конденсатор и 150кОм резистор , подключенные параллельно. Для разных звукоснимателей бывают разные сочетания резисторов и конденсаторов. Также существует много мнений по поводу того, что лучше звучит. Так что есть смысл использовать гугл, если вдруг вы захотите полезть в такие дебри гитарного звука.

Итак, с уровнем сопротивления разобрались. Вообще существует много разновидностей потенциометров, но нас гитаристов интересуют только две: линейные и логарифмические. Эти два работают по-разному, когда вы крутите ручку громкости. Линейный потенциометр, как вы уже догадались, изменяет громкость линейно. Если бы нужно было нарисовать график увеличения громкости в зависимости от сопротивления потенциометра, это была бы прямая линия под углом 45 градусов к осям, или y=x.

Логарифмический потенциометр увеличивает громкость более быстро, самые большие изменения происходят где-то между значениями 9 и 10 потенциометра, где 10 — максимум. Убирая громкость дальше, падение уровня громкости все менее заметно. Природа человеческого слуха такова, что логарифмические потенциометры звучат как линейные. Если вы часто пользуетесь ручкой громкости, управляя динамикой звука, вам нужен логарифмический потенциометр. С линейным потенциометром для получения того же результата придётся довольно сильно крутить ручку громкости, требуется больший ход. То же самое в случае с потенциометрами тона. Логарифмические звучат более естественно и их нужно меньше крутить. Некоторые спорят с этим относительно ручки тона, но в целом, по крайней мере, начёт ручки громкости мнения сходятся. Я рекомендую использовать логарифмические потенциометры в гитаре, хотя и те и другие будут работать как надо и ничего вам не испортят.

1. Alpha

Давайте взглянем на бренды. Для начала посмотрите какие потенциометры стоят в вашей гитаре, если они маленькие — их надо менять. Полноразмерные потенциометры звучат лучше, более плавно управляются и служат дольше. Мелкие обычно используют, чтобы сэкономить на производстве. Разницу вы сразу почувствуете, если поставите что-то вроде DiMarzio, Alpha или CTS. Если места в гитаре мало, попробуйте мини-потенциометры CTS, они работают довольно хорошо.

2. CTS

Большинство серийных гитар нижнего ценового диапазона комплектуются дерьмовыми потенциометрами. Там идёт экономия на каждой мелочи, резисторы имеют разброс по сопротивлению в +/-20%, работают они не всегда плавно. Если у вас стоит 500 кОм потенциометр, на деле это может быть 480 или даже 448. Так что, если вы видите в вашей гитаре какой-то noname китайский — меняйте без разговоров. И конденсаторы тоже меняйте. Звук станет лучше. Про звукосниматели вы и сами знаете.

Потенциометры CTS используются в гитарах Fender, а Alpha обычно используются в гитарном оборудовании. А вот DiMarzio проще всего купить в России. Цены вполне адекватные, потенциометры надежные и работают как надо.

3. DiMarzio

В последние годы появились производители гитарных потенциометров типа Alessandro и Bourns, это категория «бутик», там более крутой контроль качества и отбор по жёстким параметрам (+/- 5%). Они как правило выпускаются в закрытых корпусах, которые предотвращают попадание пыли и грязи, тем самым избавляя вас от хруста в звуке, разрабатываются они с учетом особенностей человеческого слуха и звучат максимально плавно и естественно.

4. Alessandro

В целом звук — штука субъективная. Если меня спросят, есть ли разница между потенциометром за 50 долларов и за 10, я скажу «да». Но далеко не все это могут услышать и почувствовать, не говоря уже о том, чтобы за это заплатить. Так что если вы не сильно заморачиваетесь тюнингом вашей гитары, ставьте что-то стандартное. Лично я пользуюсь CTS для громкости и DiMarzio для тона.

5. Bourns

Поменять потенциометр — это порой может быть самый простой способ улучшить звук вашей гитары. Можно поставить push/pull переключатель, который будет отсекать катушки или переключаться между последовательным и параллельным вариантом соединения датчиков, есть также концентрические потенциометры, которые позволяют смешивать звучание двух звукоснимателей, а также круглые переключатели позиций датчиков — как в гитарах PRS. Потенциометр вы можете заменить буквально за пару минут и все что вам нужно это паяльник. Стоят они недорого, попробуйте новые и сравните со старым. Как мы всегда советуем — доверяйте только своим ушам. Кто знает, вдруг ваша гитара зазвучит так, как до сих пор не звучала. Стоит того, не правда ли?

Источник

Оцените статью