Как проверить звучание пианино

Как выбрать пианино? Нужен ли настройщик?

Как выбрать пианино бу. Часть 5. Нужен ли настройщик?

Содержание:

  • Нужен ли настройщик?
  • Что проверит настройщик и почему это не сможет проверить человек без опыта
    • Ресурс держания строя (износ вирбельбанка)
    • Состояние механики
    • Состояние струн
    • Скрытые дефекты
  • Лучший способ гарантировать удачную покупку пианино
  • Нужен ли настройщик? (видео)

Сколько бы настройщики не говорили своим клиентам, что покупать пианино бу необходимо именно со специалистом, все равно остаются люди, выбирающие и покупающие пианино самостоятельно и вызывающие настройщика уже после покупки.

И кому то действительно удается купить недорогое пианино, подходящее для своих целей.
Отсюда и возникает вопрос. Нужен ли настройщик для выбора или можно обойтись без его помощи. Ведь подобные услуги тоже стоят денег.

И этого везенья необходимо все больше, поскольку исправных или просто рабочих акустических пианино с каждым годом становится меньше.

Однако сэкономить на подобного рода услугах специалиста действительно можно.

Небольшого количества информации уже достаточно, чтобы самостоятельно оценить состояние если не всего бу фортепиано, то многих его деталей.

Читайте также:  Вселенная стивена стивен с гитарой

Получив эту информацию пианино можно выбрать и самому, а уже на осмотр понравившегося вызвать настройщика.

То есть, выбирая из 10 – 20 инструментов не обязательно вызывать настройщика на осмотр каждого пианино. Соответственно и оплачивать его услуги придется за осмотр одного или двух инструментов.

Задача мастера в этом случае заключается в проверке деталей и механизмов, которых неопытному человеку проверить сложно или невозможно.

В данном материале я предполагал собрать все остальные нюансы работ, с которыми часто сталкиваются настройщики, осматривая подержанное пианино и делая вывод какое пианино лучше.

Однако статья получилась довольно объемной, и ее пришлось разделить. Так что в этом посте я расскажу об оценке ресурса и выявлении неисправностей, с которыми справится только опытный мастер, а так же расскажу почему человек со стороны не сможет этого сделать.

А в следующем о неисправностях, поиск которых может вызвать затруднения, но все же возможен при самостоятельном осмотре без настройщика.

Что проверит настройщик и почему это не сможет проверить человек без опыта.

Ресурс держания строя (износ вирбельбанка)

Ресурс держания строя (износ вирбельбанка)

В каждом пианино установлено более 200 колков (вирбелей). Каждый год настройщик обслуживает десятки или даже сотни инструментов, приобретая специфический опыт.

Благодаря этому опыту, по усилию, которое необходимо для поворота колка ключом, настройщик сможет сказать крепко или слабо колок держит натяжение струны и как этот колок поведет себя в будущем.

А проверив всего несколько колков и оценив степень расстроенности, он сможет сказать, каков ресурс вирбельбанка инструмента.

Изнашиваются не колки, изнашивается и ломается именно вирбельбанк, деталь пианино в которую колки запрессованы.

Если же инструмент перед продажей настроен, для оценки ресурса держания строя настройщик необходим обязательно.

Оценить ресурс держания строя в этом случае можно только одним способом. Слегка расстроив и снова настроив несколько нот. Другими словами, поработав с колками.

Даже музыкант имеющий ключ и время от времени настраивающий свой инструмент не сможет достоверно определить ресурс вирбельбанка и стабильность держания строя. Для получения опыта необходимо работать с разными пианино и сравнивать их.

Состояние механики. Два плохих и один хороший вариант

Состояние механики. Два плохих и один хороший вариант

Вариант первый

Самый худший вариант развития событий для механики пианино тот, при котором владелец играет на инструменте с неисправной механикой.

Когда каждый рычаг любой клавиши крепко сидит на своей оси, а молоточек бьет в точно определенное место.

Регулярная регулировка механизма (хотя бы частичная) необходима так же, как и регулярная настройка.

Не редко о необходимости регулировки механики забывают, а нарушение ее параметров приводит к тому, что механизм начинает испытывать нагрузки там, где их быть не должно.

Как результат механизм либо ломается, либо очень быстро изнашивается, даже при небольших нагрузках.

Оценивая ресурс механики необходимо не только выяснить степень износа, но и определить его причину.

Если механизм действительно пережил такую эксплуатацию, но в данный момент работает, он скорей всего и дальше будет более или менее работоспособен, но может доставлять неприятности при дальнейшей эксплуатации.

Неприятными моментами таких механик не редко бывают сильно различающиеся по тембру звуки отдельных клавиш, западания, и частый мелкий ремонт отдельных частей механизма.

Вариант второй

Второй, негативный, вариант развития событий для механики – уничтожение ее молью.

Всё сукно и фильц используемые при изготовлении пианино сделаны либо с использованием, либо полностью из натуральных материалов.

И если порча или уничтожение молью регулировочных шайб или польстеров ведет только к нарушению регулировки.

То уничтожение сукна в шарнирах молоточка (где оно используется в качестве подшипника) или самих молоточков — приводит к полной неработоспособности механики.

Третий вариант

Третий вариант, не плох и не хорош. Пианино стояло без использования, механику не обслуживали, инструмент не настраивали.

Довольно часто в таких инструментах можно встретить высохшую механику. Дерево, из которого сделаны ее детали слегка подсохло, в результате шурупы крепящие множество деталей перестали создавать достаточное усилие.

Как результат многие молоточки и детали механики люфтят или без усилий двигаются (шатаются). Играть на таком инструменте, разумеется, нельзя.

Для человека впервые встречающего механизм пианино и в первом и во втором и в третьем случае механика будет выглядеть одинаково, и иметь одинаковые неисправности.

Но в первых двух случаях от пианино действительно необходимо отказаться, а в последнем достаточно подтянуть шурупы деталей механизма и фортепиано будет в прекрасной форме.

Вариантов развития событий намного больше. Конечное состояние инструментов и их механизмов тоже может быть разным. Разными могут быть степени износа и неисправности.

Опыт специалиста, при осмотре механики, необходим именно для того, чтобы оценивая ресурс или износ акустического пианино, найти причины неисправностей и (самое важное) если они легко устранимы – рекомендовать инструмент к покупке.

Человек со стороны по косвенным приметам может определить только вероятность проблем связанных с механикой. Но вероятность не означает, что эти проблемы действительно есть.

Например, следы моли в виде неровно съеденного сукна в верхней части рамы, говорят о том, что моль в инструменте была и действительно могла испортить механику, но не гарантируют, что она это сделала.

Состояние струн

Состояние струн

Степень его бывает разной. От еле заметной рыжеватой пыли, до коросты, которая и выглядит и ощущается пальцами как грубая наждачная бумага.

Сильно ржавые струны, это результат того, что инструмент долго находился в условиях повышенной влажности или испытывал регулярные перепады температуры с образованием конденсата.

Высокая степень окисления, это само по себе крайне негативный фактор. От пианино с таким дефектом струн необходимо отказаться.

Слабый налет ржавчины, одной из причин которого может быть перевозка пианино зимой, в принципе тоже не очень хороший показатель, но если во всем остальном инструмент хорош, этот налет не помешает работоспособности.

Другими словами слабый налет ржавчины не может быть самостоятельным фактором оценки. Оценивать пианино с такой особенностью необходимо в комплексе, что может сделать только профессионал.

Однако если инструмент очень Вам нравится или другие варианты недоступны, или если все остальные осмотренные фортепиано хуже — необходимо пригласить мастера для оценки этого пианино.

Скрытые неисправности

Скрытые неисправности

Однако бывают случаи, когда поиск дефектов и не нужен.

Обладая большим опытом проблему можно услышать.

По особенностям нажатия отдельных клавиш, звучания отдельных нот или призвукам мастер способен предположить в каких деталях могут скрываться неисправности и насколько серьезный ремонт может потребоваться.

Лучший способ гарантировать удачную покупку пианино

Дополнительная оценка пианино настройщиком это и дополнительная гарантия успешной покупки.

А Ваше собственное знание предмета, это дополнительная защита от недобросовестных настройщиков.

И то и другое вместе, это самый лучший способ гарантировать покупку наилучшего из возможных пианино и по минимальной цене.

Выбирая пианино без настройщика, отчасти придется рассчитывать на везенье (ресурс вирбельбанка и стабильность держания строя кроме настройщика никто оценить не сможет) и осматривать намного больше инструментов перед покупкой в поисках идеального варианта.

То есть инструмента с безукоризненно сохранившимися деталями, полностью исправной даже на первый взгляд механикой, а так же в идеальных условиях хранения.

Нужен ли настройщик при выборе пианино (видео)

Есть дефекты и неисправности пианино, которые может выявить практически любой человек. Их описание и демонстрация были в статьях «На что обратить внимание» и «Оценка технического состояния — продолжение».

Есть примеры неисправностей сложно или легко устранимых, которые может заметить только мастер и о которых я рассказал здесь.

Но есть и те дефекты, которые может определить человек со стороны, но связаны они с частичной разборкой корпуса и снятием механики.

О них и пойдет речь в следующем материале «Выбор пианино бу – скрытые дефекты».

Эта статья будет последней, тема которой непосредственно касается самостоятельной оценки и выбора пианино б.у.

Источник

Как выбрать б/у пианино?

Всё, что вы хотели знать про выбор б/у пианино для того, чтобы выглядеть экспертом в глазах продавца. А так же для того, чтобы не купить то, что уничтожит вашу любовь к музыке.

Рынок б/у пианино можно условно разделить на две категории: собственно подержанные инструменты и так называемые старинные инструменты.

В первую группу входят пианино с возрастом до 40-50 лет, в том числе как инструменты уже полностью выработавшие свой ресурс под руками профессиональных музыкантов, так и те, на которых по тем или иным причинам почти совсем не играли. Во вторую группу входят инструменты довоенного периода, их принято называть старинными. Каждая группа по-своему специфична, что отражается и в особенностях выбора, и в особенностях использования того или иного инструмента.

Причины покупать б/у пианино

В ряде случаев покупка поддержанного инструмента может оказаться предпочтительней покупки нового. Тому есть несколько причин разного свойства.

Первая причина – финансовая. Например, качественно отреставрированный старинный инструмент может стоить в разы дешевле сравнимого с ним по качеству и звучанию нового. Почитайте, как делают фортепиано на современных фабриках, и вы поймёте, что снижать цены на новые инструменты никто не планирует.

Вторая причина – шанс встретить что-нибудь действительно интересное. Еще никто не отменял фактор везения, а ведь на рынке подержанных инструментов действительно встречаются приличные удачные предложения.

Третья причина – старые инструменты часто просто-напросто лучше звучат. Особенности производства (ручная работа), качество материалов используемых в то время, влияние самого фактора времени, благотворно сказывающемся на акустических свойствах деки и т.д. – всё это придаёт инструменту неповторимый благородный тембр, который в ряде случаев превосходит даже самые дорогие современные аналоги. Почитайте отдельный материал про фортепианные фабрики Российской Империи, тогда работали на совесть.

Кроме того, четвертая причина – подержанные инструменты, даже если они не имеют вышеописанных плюсов, тем не менее, за счет давно устоявшегося материала, становятся более предсказуемыми, то есть появляется некоторая гарантия того, что в будущем неприятных сюрпризов при эксплуатации инструмента не произойдет. Как понимаете, новые инструменты от этого не застрахованы.

Поэтому для профессиональных музыкантов наиболее подходящим вариантом может стать удачный, добротно отреставрированный, старинный инструмент, а для начинающих – подержанный инструмент, прошедший при необходимости ремонт у опытного мастера.

Неважно, о какой категории будет идти речь при покупке – о старинном или просто подержанном фортепиано – в любом случае будет необходимо тщательно оценивать состояние инструмента. Но в первом случае, присматривая себе старинное фортепиано, необходимо будет учитывать стоимость дальнейших работ по его реставрации и ремонту. То есть реставрация будет в любом случае, просто ее стоимость нужно заложить заранее. А вот при покупке обыкновенного подержанного фортепиано нужно всячески избегать необходимого капитального ремонта, он сделает инструмент слишком дорогим для своего класса.

Конечно, необходимым условием удачного приобретения будет наличие профессиональных знаний в столь узкой специфической области (почитайте про устройство рояля и испугайтесь). Но даже неподготовленному человеку приведенные ниже советы могут стать надежным подспорьем для того, чтобы при покупке инструмента избежать самых опасных моментов, грозящих крупным ненужным ремонтом и потерей денег.

Почему нельзя покупать отечественное пианино

Первое что предстоит сделать при выборе подержанного пианино, это отказаться от желания «поддержать отечественного производителя». Мы не советовали бы покупать даже совсем новое русское фортепиано, но необходимость в такой рекомендации отпала в 2012 году, когда у нас исчезли все отечественные фортепианные фабрики. Однако на просторах России в огромном количестве существуют старые советские инструменты, и от них никуда не деться.

Запомните – только редкие экземпляры, изготовленные в Советском Союзе (преимущественно до 70-х годов ХХ века), имеют право носить гордое название фортепиано. В остальных инструментах увидеть потомков первого фортепиано Бартоломео Кристофори, ставших на протяжении столетий источником вдохновения для многих гениальных композиторов и исполнителей, попросту невозможно. Есть ёмкое наименование для всех для них – «дрова». Не нужно покупать дрова, к истории фортепиано они не имеют никакого отношения.

Но, поскольку в большинстве случаев именно отечественное пианино становится первым для детей, начинающих обучение в музыкальной школе, здесь нельзя не упомянуть о явном вреде подобных инструментов. Неотзывчивая клавиатура, скучный звук, отталкивающая внешность – всё это не может заинтересовать ребенка, не может помочь ему в обучении. Наоборот, это отобьет всякое желание заниматься музыкой или станет непреодолимым препятствием для развития и дальнейшего совершенствования.

Конечно, профессиональному музыканту под силу оживить и такой «инструмент», при этом, понятно, не получая от этого какого-либо удовольствия, но давать его ребенку в качестве основного и первого инструмента для занятий, будет выглядеть по крайней мере рискованно.

Говоря об отечественных пианино, стоит также упомянуть инструменты дореволюционного периода. Качество этих инструментов было, безусловно, выше советских, и в лучших своих экземплярах они могли соперничать с ведущими мировыми производителями того времени. Но все же рассматривать их как материал для предстоящей реставрации следует с некоторым опасением. Все-таки здесь предпочтительнее будут импортные инструменты, принадлежащие к числу мировых лидеров. Хотя возможно, конечно, всякое.

Как покупать б/у пианино

Теперь собственно краткий перечень того, на что необходимо в первую очередь обращать внимание при визуальном осмотре.

1. Звук.

Прежде чем выискивать проблемы внутри инструмента, послушайте его – возможно, необходимость дальнейших разбирательств отпадет сама собой.

Рассказать про хорошее звучание в двух словах невозможно, главное не верьте, что это дело вкуса. Есть хороший звук, а есть очень хороший, и есть плохой и совсем плохой. И даже человек без музыкального образование сможет отличить их друг от друга, если поставить рядом два инструмента. Сложность в том, что возможности поставить два подержанных инструмента рядом почти не бывает, так что надо полагаться на опыт – и тут человек с музыкальным образованием действительно способен помочь.

Есть еще такой момент, как прогнозируемое изменение звучания после проведенной реставрации или ремонта (в сторону улучшения, понятное дело, хотя у отдельных специалистов бывает всякое), но тут уже нужен профессиональный реставратор или фортепианный мастер, самостоятельно вы это оценить не сможете в любом случае.

2. Моль.

Да, моль ест пианино, точнее все «мягкие» его детали, поэтому откройте верхнюю крышку и посмотрите, что там внутри – если там была или присутствует моль, вы ни с чем не спутаете ее работу. Если личинки моли поели только верхнюю ткань, то это еще ничего, в том же случае, когда они стали пожирать фильц механики, стоит задуматься о целесообразности покупки.

3. Расстояние от витков струн на колках до поверхности чугунной рамы.

Струны у пианино закреплены одним из своих концов на специальные вращающиеся стержни (бывают двух основных видов: вороненые (синие) и никелированные), которые называются колками или вирбелями (нем. Stimmwirbel).

Со временем, когда колок уже не может удержать необходимое натяжение струны, настройщик его слегка осаживает ударом молотка, что дает возможность на какое-то время сделать инструмент вновь способным держать строй, избегая при этом необходимость полной замены всего комплекта вирбелей с большим диаметром. Поэтому, если витки струн на колках уже вплотную прилегают к чугунной раме (в открытом вирбельбанке – к доске), это означает, что дальше подбивать вирбель уже будет некуда. Поэтому, желательно, чтобы был хотя бы минимальный зазор, а в идеале это расстояние должно составлять 3-6 мм.

Как на картинках – нормально:

4. Изношенность молоточков.

Звук в фортепиано извлекается, когда молоточек бьёт по струне. У этого молоточка есть головка, которая обтянута войлоком, как только заглянете внутрь, сразу всё увидите. Так вот, войлок молотков на вершинах головок не должен быть сильно изношен или деформирован.

Дело в том, что при эксплуатации инструмента на молотках в месте удара о струны образуются канавки и нарушается овальность формы молотка. Глубина канавок и степень деформации может говорить о степени эксплуатации, и как следствие, состоянии всей механики в целом.

Правда, нужно знать, что в целях профилактики молотки время от времени (ориентировочно раз в 10 лет) должны шлифоваться и поэтому только по наличию или отсутствию канавок непрофессионалу трудно будет точно определить состояние инструмента. А вообще, молотки могут перенести 2-3 шлифовки без необходимости их полной замены.

Так выглядят почти новые молотки, заметны следы эксплуатации:

Так выглядят молотки старинного пианино, ничего страшного, можно такими играть:

А вот так выглядят совсем плохие молотки:

Если только перед вами не выдающийся инструмент по бросовой цене, который вы собираетесь серьезно отреставрировать, от пианино с такими молоточками лучше отказаться.

5. Правильное количество молотков.

Потому что их может просто не быть в каком-то месте. И не только молотки, но и вообще все детали механики должны быть на месте.

Здесь же стоит отметить, что такой распространенный дефект механики как западание клавиш (банальное их застревание), хоть внешне может испугать, но в большинстве случаев легко устраняется. Одна-две такие клавиши не страшно. Большое количество может говорить о серьезных дефектах механики.

6. Дека.

Это такой деревянный щит толщиной, приблизительно, в сантиметр, который находится сзади пианино, и усиливает его звук. Его надо осмотреть на предмет трещин.

Для этого лучше всего отодвинуть инструмент от стенки, где он обычно стоит. Если такой возможности нет, тогда можно снять переднюю нижнюю крышку, которая находится под клавиатурой. Снимается она довольно просто – под клавиатурой есть специальная защелка. Сняв нижнюю крышку, вы сможете увидеть деку не сильно хуже, чем сзади инструмента.

Вариант один – как на фото ниже, совсем нет трещин. Это хорошо.

Вариант второй – трещины есть, но они небольшие и их немного. Это тоже хорошо! Потому что, как это ни странно, но небольшие трещины на деке не сильно отражаются на звуке фортепиано, определить на слух наличие одной или нескольких трещин как правило невозможно. Причиной возникновения посторонних призвуков в данном случае становится не столько сама трещина, а некоторые другие дефекты, следствием которых может стать появление трещины. Поэтому незначительные трещины при удовлетворительном звучании инструмента не должны пугать.

Так выглядит трещина:

Вариант третий – трещины есть, они большие и их много:

Вот это уже плохо. Отказывайтесь от этого пианино, с ним что-то явно не в порядке. И дело даже не в самой деке, а в том, что заставило ее так потрескаться.

7. Рама.

Чугунный остов инструмента, на котором держатся все струны. Казалось бы, что в чугунной раме может сломаться? Она ж чугунная. Оказывается, может! В это нетрудно поверить, узнав, что суммарное натяжение струн в пианино достигает 16 тонн, а вес самой рамы пианино составляет всего лишь 60-78 кг.

Потому нужно посмотреть, нет ли в ней трещин. Обратите внимание на вертикальные ребра жесткости рамы, на которые приходится основная нагрузка. Для этого, правда, необходимо будет снять механику с инструмента, но раз уж мы докапываемся до самой сути, то почему бы и нет. Вообще-то говоря, и такие трещины возможно устранить (сваривая и одновременно дополнительно ставя усилительные стальные накладки), но это уже будут работы относящиеся к разряду капитального ремонта, требующие высокого качества исполнения и высокой стоимости работ.

В этом месте возможно появление вот такой трещины:

8. Дополнительный нюанс для старинных пианино.

Помимо вышеописанных моментов, при выборе старинного пианино необходимо обращать внимание на такой момент, как тип механики инструмента. Выделяют два основных типа механики: верхнедемпферная (так называемая «старая» механика) и нижнедемпферная («новая»). Эти понятия указывают на различие в способе глушения струн, то есть остановке их колебания после удара молоточка.

У фортепиано глушителем (нем. Dämpfer – глушитель) является оклеенная войлоком деревянная колодочка, которая при нажатии клавиши отходит от струн, а при возвращении клавиши в исходное положение прижимается обратно.

Поскольку инструменты с нижнедемпферной системой стали выпускать уже в первой половине XIX века, а конец производства верхнедемпферных механик датируется 1920 годом, сами понятия «старая» и «новая» механики не лишены некоторой условности. И не смотря на то, что некоторые верхнедемпферные механики были очень хорошими (например, в пианино «Blüthner»), все-таки так называемый новый тип механики оказался более прогрессивным, лишенным тех недостатков, которые были характерны основной массе инструментов со «старой» механикой.

Старая механика, зачастую, даёт своеобразное послезвучие, которое во время исполнения быстрых произведений может быть назойливым и неприятным. Поэтому при выборе старинного пианино от такого инструмента лучше отказаться.

Определиться с тем, какая механика перед вами, не сложно. Следует поднять верхнюю крышку пианино – перед вами будут молоточки, ударяющие по струнам. Если они на виду, и открыты на всем диапазоне, то это новая механика. А если они расположены чуть внутри, под специальной надстройкой (собственно, верхним демпфером), то это старая механика.

Итого

В общем, объём этой статьи намекает на то, что проблем при выборе б/у пианино может быть много. Но, с другой стороны, все эти проблемы типичны, понятны и легко находимы даже непрофессионалом. Зато качеству звучания старого инструмента позавидуют его современные собратья, его стоимость может оказаться более чем приемлемой, а эксплуатация – лишенной сюрпризов.

Покупайте подержанные пианино, они того заслуживают!

Чтобы проверить, насколько вы усвоили все советы этой статьи, посмотрите видео с буги-вуги на старом пианино и скажите, стали бы вы его покупать?

Источник

Оцените статью