Как провести открытое занятие по фортепиано

Открытый урок по фортепиано 2013 г.
план-конспект урока по теме

Открытый урок по фортепиано с обучающейся 2-го класса по теме «Развивающие формы работы на уроках фортепиано»

Скачать:

Вложение Размер
plan_otkrytogo_uroka_may_2013.doc 48 КБ
samoanaliz_otkrytogo_uroka_may_2013.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 16.05.2013

Открытый урок по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 1 класса Уляшёвой Анастасией.

Тема: Развивающие формы работы на уроках фортепиано

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.

Показать формы работы для воспитания рациональных пианистических приемов, навыков чтения с листа и свободного музицирования.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Закрепить знание музыкальной терминологии
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие творческой инициативы
  • Развитие самостоятельности
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2 Основной этап.

  • Игра упражнений . 3 мин
  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств:

— И.Беркович Этюд До мажор

— К.Черни Этюд До мажор (арпеджио)

-Ф.Рыбицкий «Зефир» 4 мин

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста 2 мин
  • Физкультминутка. 2 мин
  • Беседа о творчестве композиторов Л.В.Бетховена, В.Ребикова. 4 мин
  • Исполнение и работа над музыкальными произведениями:

— Л.Бетховен «К Элизе» (фрагмент)

— ФрНп «Большой олень» 8 мин

  • Показ репродукций, портретов композиторов.
  • Прослушивание произведений в звукозаписи. 4 мин
  • Игра в ансамбле с педагогом:

— С. Подгорная «Буги-вуги» 6 мин

  • Разбор средств музыкальной выразительности исполненных ансамблей
  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин
  • Работа с ритмическими карточками 2 мин

3.Заключительный этап. 3 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  • Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 16.05.2013

Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 1 класса Уляшёвой Анастасией.

Характеристика на обучающуюся:

Уляшева Анастасия – обучающаяся 1 класса, 9 лет. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Отлично учится по всем предметам в музыкальной и общеобразовательной школах. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится достаточно серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Умеет грамотно разбирать нотный текст, хорошо читает с листа, уверенно подбирает по слуху. Выступать на сцене не очень любит, мешает сценическое волнение. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки достаточно свободны и организованы для игры на инструменте. Ответственна и работоспособна. Может продуктивно работать самостоятельно.

Тема: Развивающие формы работы на уроках фортепиано

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.

Показать формы работы для воспитания рациональных пианистических приемов, навыков чтения с листа и свободного музицирования.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Закрепить знание музыкальной терминологии
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие творческой инициативы
  • Развитие самостоятельности
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Тема выбрана не случайно. Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы не просто научить исполнять ученика определенные произведения, а развить его музыкальные и общие способности, научить работать с нотным текстом, привить любовь к самостоятельному музицированию за инструментом.

Весь процесс обучения игре на фортепиано направлен на всестороннее развитие ребенка. Уже то, что при игре на инструменте работают кончики пальцев, очень активирует кору больших полушарий головного мозга и развивает интеллект. Это неоднократно доказывалось учеными.

Все дети, которые обучаются музыке, лучше успевают в общеобразовательной школе, так как они действительно оказываются более развитыми.

2 Основной этап.

На этом этапе применялись различные методы:

— словесный (объяснение, беседа)

— наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора)

— практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)

— творческий (поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

— репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)

— метод музыкального наблюдения

— метод эмоциональной драматургии

— С целью формирования интереса к изучению произведений использованы ТСО: магнитофон с записью произведений в оригинальном звучании

Традиционно начинаем наш урок с упражнений . Правильная организация игровых движений очень важна на начальном этапе обучения. От постановки рук в 1 год зависит успешность дальнейшего обучения. Скованными и неприспособленными руками невозможно выразить ни одну музыкальную мысль.

Далее был сделан краткий обзор упражнений в той последовательности, в которой я даю их своим ученикам.

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств:

— И.Беркович Этюд До мажор

— К.Черни Этюд До мажор (арпеджио)

При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (К.Черни Этюд До мажор), показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость, владение кистевыми движениями (И.Беркович Этюд До мажор), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»). Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты скрипичного и басового ключей, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Настя справилась.

Ритмические упражнения под музыку позволили переключить внимание ученицы, снять напряжение, расслабиться и отдохнуть от игры на инструменте.

  • Исполнение и работа над музыкальными произведениями:

— Л.Бетховен «К Элизе» (фрагмент)

— ФрНп «Большой олень»

  • Показ репродукций, портретов композиторов.
  • Прослушивание произведений в звукозаписи.

Эти формы работы позволили разнообразить урок, переключить внимание ученицы и расширить музыкальный кругозор.

  • Игра в ансамбле с педагогом:

— С. Подгорная «Буги-вуги»

  • Разбор средств музыкальной выразительности исполненных ансамблей
  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка».

Очень интересна для детей. Прекрасно развивает слух . Усложнять игру можно до бесконечности. И в результате добиться даже абсолютного слышания высоты звучания.

  • Работа с ритмическими карточками

Даны задания на карточках для прохлопывания ритмического рисунка в определенном музыкальном размере. Карточки для комбинирования ритмических групп. Задания на координацию рук.

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.

Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

Продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач.

Вывод: Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащейся на протяжении всего урока. Все этапы были взаимосвязаны между собой. В течение всего урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно. Урок поставленных задач достиг.

Источник

Открытый урок по фортепиано 2011 г.
план-конспект урока по теме

Урок с обучающейся 1-го класса по теме «Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста».

Скачать:

Вложение Размер
plan_otkrytogo_uroka_may_2011.doc 46 КБ
samoanaliz_uroka_kirilenko_may_2011doc.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Открытый урок по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2 Основной этап.

  • Игра упражнений . 2 мин

— позиционные упражнения на мелкую технику

— гаммообразные упражнения на мелкую технику

— упражнения на крупную технику

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

— Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

— К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста
  • Физкульт.минутка. Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин
  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»: 4 мин

— «В пещере горного короля»

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин
  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин
  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чуттанагу»
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап. 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  • Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Скорова Евгения — учащаяся 2-го класса фортепиано, 10 лет. Без музыкальной подготовки. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и интеллигентностью. Отлично учится по всем предметам в музыкальной школе, успевает на «хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе, посещает языковую школу «Лингва» и кружок эстрадных танцев. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на сцене, хорошо справляется с эстрадным волнением. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Есть небольшое неудобство в постановке рук – низкая кисть, что обусловлено слабостью ладонных мышц. Женя многого уже добилась, чтобы исправить это неудобство, продолжает активно работать над постановкой рук. Очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.

Тема: Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом
  • принцип единства воспитания, обучения, развития.
  • принцип связи с жизнью.
  • принцип научности.
  • принцип увлеченности.
  • принцип активности, самостоятельности и сознательности.

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

-воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений.

— развитие навыка игры по нотам

-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

— развитие всех компонентов музыкального слуха

— развитие чувства ритма

— развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.

2 Основной этап.

На этом этапе применялись различные методы:

— словесный (объяснение, беседа)

— наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора)

— практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)

— творческий ( подбор по слуху, транспонирование, поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

— репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)

— метод музыкального наблюдения

— метод эмоциональной драматургии

  • Игра упражнений . 2 мин

В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения Ш.Ганона, гаммообразные упражнения, упражнения на крупную технику (октавы, аккорды).

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

— Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

— К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (Ф.Лекуппе Этюд соч.17 № 6), показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость в гаммообразных пассажах, владение кистевыми движениями (К.Черни этюд № 29), следить за хорошим подкладыванием 1-го пальца и синхронностью звучания (К.Черни Этюд № 28), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»), качественно, ровно и верной аппликатурой исполнять в среднем темпе длинные гаммообразные пассажи, не прогибая запястье (К.Черни Этюд № 5).

Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста 3 мин

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты басового ключа, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам (отдельно каждой рукой и двумя руками вместе).

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Женя справилась блестяще.

Игра в ансамбле при чтении с листа мобилизует все внимание учащегося, не дает расслабляться и останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает навык игры по нотам. Со слабыми учениками можно исполнять не ансамблевые пьесы, а двуручные, играя при этом партию одной руки, а ученику поручить партию другой руки.

  • Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин

Игра с мячом позволила учащейся расслабиться и переключить внимание.

  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»:

— «Утро», — «В пещере горного короля» 4 мин

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих произведениях.

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин

Учащаяся постаралась передать художественные образы, воспринятые ею при прослушивании этих произведений в исполнении симфонического оркестра. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна.

  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин

Даны задания на нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения мелодии, определение интервалов.

  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чаттанугу» 2 мин
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.

Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

  • Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач. Ознакомиться с «Песней Сольвейг» Э. Грига в фортепианном изложении. По желанию: нарисовать рисунок к понравившейся пьесе.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по фортепиано с учеником 1-го года обучения .

В данном материале представлен план — конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения.

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация «Средства музыкальной выразительности».

Открытый урок с обучающейся 2-го класса по теме»Работа над репертуаром во II классе фортепиано».

Открытый урок по фортепиано с обучающейся 2-го класса по теме «Развивающие формы работы на уроках фортепиано».

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо.

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Источник

Читайте также:  Зачем варят струны гитары
Оцените статью