Как провести занятие по гитаре

Содержание
  1. Как составить программу обучения на гитаре для самоучки
  2. Этапы обучения игре на гитаре
  3. Постановка правой руки
  4. Игра на открытых струнах
  5. Синхронизация правой и левой рук
  6. Первые пьесы в репертуаре гитариста
  7. Тирандо, арпеджио и аккорды
  8. Проверка на стойкость
  9. Учебный репертуар гитариста
  10. Добавить комментарий Отменить ответ
  11. Гитара по-взрослому для самоучек
  12. Уроки игры на гитаре
  13. Уроки игры на гитаре. Вводная информация
  14. Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих
  15. Основные аккорды для начинающих
  16. Виды переборов
  17. Виды боя
  18. Постановка рук на гитаре
  19. Упражнения на гитаре
  20. Настройка гитары
  21. Импровизация и техника игры
  22. Статьи по классической гитаре
  23. Практика. Учим любимые песни
  24. Три способа обучения игре на гитаре
  25. 1. Научиться играть на гитаре самостоятельно
  26. 2. При помощи платных онлайн-курсов
  27. 3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе
  28. Минусы и плюсы самостоятельного обучения
  29. Плюсы
  30. Минусы
  31. Как добиться успеха в гитаре?
  32. Что делать после освоения всех азов?

Как составить программу обучения на гитаре для самоучки

Несомненно, лучше, когда программу обучения на гитаре выдал и корректирует по ходу опытный педагог. Но что делать самоучке, да ещё новичку?

Чтобы самому составить программу, необходимо:

  • Разобраться в этапах обучения игре на гитаре.
  • Подобрать соответствующие упражнения, этюды и пьесы.

Сразу следует обратить внимание на второй пункт. Учебный репертуар должен содержать не что-то из списка, а всё вместе. То есть и упражнения и этюды и пьесы. Дело в том, что упражнения и этюды предназначены для отработки какого-то конкретного технического приёма. А пьесы нужны, чтобы научиться сочетать множество технических приёмов игры на гитаре между собой. То есть нельзя играть только этюды или только пьесы.

Читайте также:  Медицинский центр инновационных технологий нота

Общий принцип организации учебного репертуара получается таким. Этюд или даже несколько на определённый приём. За ними пьеса, в которой свежий отработанный приём сочетается с ранее изученными техниками. Затем новая серия этюдов и новая пьеса, подобранная по принципу предыдущей. И так далее.

В идеале пьесы должны соответствовать уровню подготовки гитариста, но носить разный характер. Очень важно научиться применять технические приёмы в разных сочетаниях, стилях, ритмах и темпах.

Кроме того, параллельное изучение произведений разного характера сильно способствует развитию музыкальной памяти начинающего гитариста. Это касается и общего погружения в музыкальную фактуру и банального запоминания нот. Не только на бумаге, но и их расположения на грифе гитары, что, согласитесь, немаловажно.

Этапы обучения игре на гитаре

Изложенные ниже общие принципы составления учебной программы подойдут для любого типа гитары. Что касается подборки репертуара, то здесь я буду опираться на произведения для классической гитары. Почему я считаю, что начинать серьёзное обучение игре на гитаре следует именно с этого варианта? Это тема отдельного разговора. И сам я учусь играть именно на ней. Вы, естественно, вольны идти любым другим путём. Цель же этой статьи — помочь начинающим гитаристам самоучкам направить ход их мыслей в нужное русло.

В теме об учебном плане, мы не будем касаться вопросов положения рук и посадки гитариста. А так же упражнений для развития чувства ритма. Речь пойдёт именно о музыкальном репертуаре.

Постановка правой руки

Многие начинающие гитаристы, особенно самоучки, ошибочно полагают, что главная рука — левая. Именно от неё зависит попадание в ноты, возможность взять сложный аккорд и конечная скорость игры. К ней прикован взгляд любого гитариста, который ещё не выучил расположение нот на грифе гитары. Как правило, правая рука остаётся вообще без внимания. Ведь её задача — просто дёргать струны, что сложного?

В результате страдает самое главное в музыке — качественный звук, динамика и ритм. Потому что именно правая рука «просто дёргает струны». А не делает это как надо и вовремя. Открою, как выясняется, не очевидный для многих секрет. Никто не придаст значения паре фальшивых нот, когда произведение сыграно ровно и с динамическими оттенками. Но если ритм и темп плавают, а струны неприятно звенят, такую музыку слушать не будут. Даже при идеальном попадании в ноты.

Опытный педагог учит не останавливаться на ошибке во время исполнения, а продолжать играть дальше. Что инстинктивно делает любой неопытный ученик, допустив ошибку? Останавливается и начинает пытаться сыграть сбойное место правильно. Часто даже несколько раз, пока не получится. Пытаясь доказать, что может сыграть без ошибки, он как раз акцентирует на ней всеобщее внимание. Просто потому, что никто не объяснил ему настоящую роль правой руки в исполнении гитарной музыки. За пониманием этой роли кроется фундаментальное понимание красивой музыки и исполнительского мастерства вообще.

Игра на открытых струнах

Очевидно, что на этом этапе обучение следует начинать с упражнений на открытых струнах. Подходящий репертуар есть в пособии Сергея Марышева «Стань виртуозом. Путешествие по стране гитары для всех начинающих». В разделе, который так и называется «Только правая рука», содержатся 17 упражнений для разных пальцев.

Сергей Марышев. Стань виртуозом.

Также из 17 замечательных упражнений для правой руки на открытых струнах состоит раздел другого пособия. Маргарита Александрова «Гитара шаг за шагом. Выпуск 1». Раздел называется «Часть I. Играю правой рукой».

Маргарита Александрова. Гитара шаг за шагом. Выпуск 1.

Сюда же можно отнести пьесы Юрия Зырянова «Четыре друга», «В стиле рок», «Как на арфе». Найти их можно в хрестоматии гитариста 1-5 классов ДМШ «Рандеву с гитарой».

Юрий Зырянов. Рандеву с гитарой.

Эти сборники хорошо бы скомбинировать. Потому что у Сергея Марышева упор делается скорее на параллельное освоение простых ритмических рисунков. Материал рассчитан на проработку отдельных пальцев и предусматривает лёгкие дуэты с педагогом, если таковой есть. Маргарита Александрова быстро переходит к арпеджио (переборам), в которых задействованы большинство пальцев правой руки. И то и другое крайне полезно для правильного начала обучения игре на гитаре.

Синхронизация правой и левой рук

Самая распространённая проблема начинающих гитаристов на этом этапе — характерное отрывистое звучание нот. Чтобы понять, о чём речь, попробуйте говорить слова отдельно по буквам. Так же некрасиво звучит и отрывистая музыка. Однако новички этого просто не слышат, их внимание полностью поглощено попаданием в ноты.

Совместную работу правой и левой рук начинают осваивать с самых простых одноголосных мелодий. Левая рука при этом не должна зажимать аккорд, то есть несколько струн одновременно. Очень важно здесь не гнать, а вдумчиво слушать каждый звук. Вы повторяете путь от простых ритмических рисунков с отдельными нотами к арпеджио и аккордам. Но уже в более сложном варианте, к которому вы основательно подготовились на предыдущем этапе.

При работе с одноголосными упражнениями следует закрепить применение приёма звукоизвлечения с опорой пальца на струну. Хотя апояндо в гитарной музыке не является основным приёмом звукоизвлечения, начинать лучше именно с него. Потому что он проще в освоении. Но самое главное — позволяет изначально правильно поставить кисть правой руки. Это снижает риск практически поголовной привычки начинающих гитаристов играть с выворотом кисти в сторону мизинца.

Не мудрствуя лукаво, снова сошлюсь на уже упомянутые выше пособия. «Стань виртуозом» — Раздел II — Взаимодействие правой и левой рук. «Гитара шаг за шагом» — Часть II — Играю двумя руками. И добавлю ещё один сборник Галины Кауриной. Называется он «Шаг за шагом. Лёгкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов. Часть I».

Галина Каурина. Шаг за шагом. Часть I.

Первые пьесы в репертуаре гитариста

Здесь самое время вспомнить о необходимости подкреплять этюды пьесами. Делать это можно сразу двумя путями, причём одновременно. Часть пьес разучивать в целях отработки навыков владения инструментом и развития музыкальной памяти. И часть пьес однократно разбирать с листа, не разучивая их. Таким образом, происходит, во-первых, запоминание расположения нот на грифе гитары. И, во-вторых, — развитие навыков работы с нотным текстом.

Для этого продолжаем играть пьесы в обработке Юрия Зырянова из хрестоматии «Рандеву с гитарой». А также подключаем сборник Людмилы Ивановой «Пьесы для начинающих. Маленькому гитаристу».

Людмила Иванова. Пьесы для начинающих.

На данный момент при выборе пьес упор делаем на одноголосные произведения. Потому что полифония, даже в виде простого двухголосия — это отдельная тема для серьёзного изучения.

Тирандо, арпеджио и аккорды

Следующий этап — овладение приёмом звукоизвлечения без опоры пальца на соседнюю струну — тирандо. Это основной приём в классической пальцевой технике игры на гитаре. Надеюсь, что к этому моменту вы уже выработали правильную постановку кисти правой руки. Если нет, то извлекаемый вами звук будет резким, отрывистым и некрасивым. Это тем более важно, так как мы вплотную приблизились к такому понятию, как полифония. Или другим словом — многоголосию.

В классической технике тирандо исполняются арпеджио и аккорды. Мы продолжаем играть упражнения из сборника «Стань виртуозом» — Раздел III — Звукоизвлечение и арпеджио. И разумеется «Гитара шаг за шагом» — Часть III — Играю аккорды.

Новым на этом этапе будет то, что теперь пальцы левой руки одновременно зажимает несколько струн. В то время как пальцы правой руки одновременно несколько струн дёргают. То есть настала пора отработать взаимодействие не только рук, но и нескольких пальцев на них.

Кроме того в этих упражнениях совмещаются приёмы апояндо и тирандо. Большой палец играет басы с опорой, за исключением случаев, когда опорная струна тоже задействована. Остальные пальцы играют без опоры всегда.

Для этой цели как нельзя лучше подходит пособие Абеля Карлеваро. Нам нужна «Учебная серия об игре на гитаре. Тетрадь 2. Техника правой руки».

Абель Карлеваро. Техника правой руки.

Эта тетрадь содержит упражнения на совместные действия большого и всех остальных пальцев. Для начала в виде простых арпеджио, с дальнейшим добавлением ритмических вариаций.

Проверка на стойкость

Предложенные упражнения не только очень полезны, но и весьма сложны физически. Не говоря уже про изрядную нудность с точки зрения неопытного ученика. Вполне вероятно, что поначалу сыграть целый раздел полностью окажется не по силам.

Однако в этом случае важны регулярность и усердие, а не работа на износ. И уж тем более — не спешка. Если пальцы левой руки начинают болеть задолго до конца упражнения, просто сократите его. Например, играйте не на все 11 позиций, а, скажем, с 3-го по 8-й лады. И постепенно расширяйте диапазон до полного. Но делать это надо вдумчиво и качественно.

Здесь важно не совершить очень частую ошибку. Многие новички начинают играть быстрее, чтобы рука не успела устать. В результате нет наработки навыка, страдает качество звука, а плохая привычка становится стойкой. Не трудно догадаться, что всё это сильно отдаляет цель научиться играть на гитаре.

Сыграть всё за раз — это тешить своё самолюбие и нетерпение. Лично я сразу знал, что торопиться не надо. Но глубокое понимание правильности такого подхода пришло ко мне только на этом этапе. До того я регулярно срывался на «побыстрее».

Учебный репертуар гитариста

В этой статье я поделился собственным опытом составления программы обучения на гитаре для самоучки. Приведённого материала хватит минимум на год усердных и вдумчивых занятий. Если вы прошли всё за 3 месяца, занимаясь дважды в неделю по полчаса — серьёзно задумайтесь.

Кстати, о том, как и надо ли проходить всё. Классическая программа ДМШ исходит из 8-10 разнохарактерных пьес в год. Естественно, для каждого класса — свой уровень сложности. При нынешней нагрузке в общей средней школе музыкалки вынуждены снижать количество до 5-6 в год. Однако порядок цифр понятен.

Чтобы самостоятельно определять, что из набора пособий играть, а что пропускать, нужен опыт. Он у вас обязательно появится со временем. До тех пор вы можете опираться на предложенный мной вариант. Я не просто так обозначил этапы обучения в качестве скелета. На него любой гитарист самоучка сможет нарастить свой репертуар.

Если совсем тяжко, берите любой сборник и играйте только по нему. Так вы хотя бы избежите каши в голове. Наоборот, если чувствуете силы, добавьте сами пьесы и этюды из любых других пособий. Просто имейте в виду, что многие из них требуют большего участия педагога, чем упомянутые мной.

Тема учебного репертуара даже на год слишком обширна для одной статьи. Естественно я не затронул программы на несколько лет обучения. А также нотную грамоту и даже гаммы в разных аппликатурах. Но теперь у вас достаточно информации, чтобы планировать каждый урок, а не тратить время попусту.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

Уроки игры на гитаре

Уроки игры на гитаре. Вводная информация

Как научиться играть на гитаре? Этим вопросом задается почти каждый человек, который решил посвятить часть своей жизни музыке. И это вполне закономерно – поскольку одни говорят, что сделать это можно самому, а другие сразу отправляют в музыкальную школу, на частные уроки преподавателя. Разумеется, при должной сноровке и усердии научиться играть на гитаре можно любыми методами, и эта статья как раз посвящена всему списку возможных способов.

Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих

Данный раздел содержит в себе список статей и уроков, которые позволят научиться играть самостоятельно. Весь материал написан понятным языком, а для особо проблемных моментов сняты специальные ролики, которые визуально объясняют постановку рук, манеру исполнения и другие важные технические вещи.

Стоит также сказать, что эти уроки «Как научиться играть на гитаре самостоятельно» могут быть полезны не только совсем новичкам, но и опытным музыкантам, которые решили сами подтянуть какие-то пробелы в своих знаниях. Все упомянутые ниже статьи актуальны как для новых людей, так и для уже продвинутых в области гитары.

Мы сняли Бесплатный видео курс игры на гитаре! Все 45 видео уроков скоро появятся на нашем сайте Pereborom.ru в отдельном разделе. Перейти к бесплатному курсу

Основные аккорды для начинающих

В этом разделе представлены уроки, посвященные самым азам игры на гитаре – стандартным «блатным аккордам», как их ставить, менять, и какие песни можно сыграть на них. В целом, эти уроки отлично подойдут для человека, который взял в руки гитару вообще в первый раз, и хочет начать свой путь обучения. Обязательно обратите внимание на этот раздел, если собираетесь учиться самостоятельно.

Виды переборов

Следующий раздел полностью посвящен видам переборов. Сюда входят как классические аккордовые рисунки, так и основы фингерстайл-паттернов, и различные красивые переборы. Если вы увлеклись акустической гитарой и игрой пальцами – обратите внимание на данные уроки.

Виды боя

Этот раздел по большей своей части посвящен освоению различных ритмических рисунков, опять же, начиная с элементарных «четверки» и «шестерки» и заканчивая сложными боями, которые потребуют координации и серьезного чувства ритма.

Постановка рук на гитаре

Этот раздел хоть и стоит четвертым по списку, но по факту является самым важным для каждого музыканта, независимо от его навыков игры. Все уроки тут посвящены важнейшему моменту – технике игры и постановке рук. Статьи и уроки поясняют, как правильно держать гитару, в каком положении должны быть пальцы и прочие нюансы данного вопроса.

Упражнения на гитаре

На этот раздел также рекомендуется обратить пристальное внимание. В нем имеются разборы различных гитарных упражнений, а также советов по развитию техники игры, скорости пальцев, четкости штриха. В основном они состоят из роликов, но также имеются и текстовые варианты статей с подробными объяснениями и разборами.

Настройка гитары

Раздел посвящен тому, какие гитарные строи бывают, какие ноты они содержат и чем отличаются друг от друга. Здесь почерпнуть много информации сможет новичок, который и понятия не имеет о том, как правильно настраивать гитару.

Импровизация и техника игры

В этом блоке уроков подробно рассказываются основы и глубины такой вещи как импровизация. По большей части здесь собраны различные блоки гамм, пентатоник, основы музыкальной и теории, и жанровые стандарты и фразы, на которых строится любая импровизация. Этот комплекс уроков будет полезен не только новичкам, но и опытным гитаристам, у которых имеются проблемы с сочинением песен и гитарных соло.

Помимо этого, ниже вы найдете блок статей, посвященный общим гитарным моментам, которые должен знать каждый – например, замене струн, а также проработке вашей техники игры.

Статьи по классической гитаре

Практика. Учим любимые песни

От теории надо медленно переходить к практике – например, к Разбору песен на гитаре.

В этом разделе составлен список композиций с разбором, по которым можно начать свое обучение – они все играются по-разному, но хорошо подойдут для новичков и уже освоившихся гитаристов.

Три способа обучения игре на гитаре

1. Научиться играть на гитаре самостоятельно

Говоря честно – это самый сложный и долгий способ. Причина одна – вы будете постигать все сами, методом долгих проб и ошибок, и этот процесс может действительно растянуться на долгие годы. Особенно это касается технических моментов – которые очень желательно, чтобы объяснял преподаватель. Тем не менее, для желающих делать всё самим, чуть выше был представлен большой комплекс статей для обучения, а также простые уроки гитары .

2. При помощи платных онлайн-курсов

Это более простой вариант, поскольку, как правило, подобные работы делают опытные гитаристы и преподаватели, и при хорошем выборе курса вы полностью пройдете через все этапы обучения так, словно вы обучились у этого человека лично.

3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе

Самый эффективный вариант – обратиться к преподавателю лично. Именно таким способ можно обучиться быстрее всего – поскольку у вас будет человек, который покажет, как надо и не надо делать.

Минусы и плюсы самостоятельного обучения

Плюсы

— Вам никто не составляет программу, вы полностью предоставлены сами себе. Можете учить то, что хотите, обучаться тому, чему хотите – и в целом предоставлены сами себе;

— Зачастую видеоуроки дают всю ту же самую информацию, что и преподаватели в музыкальных школах, но бесплатно. На самостоятельно обучении вы буквально не потратите ни копейки;

— Многие преподаватели не смогут объяснить вам, как работает тот или иной музыкальный жанр – и это вам в любом случае придется исследовать самому.

Минусы

— При всей своей бесплатности этот процесс займет гораздо больше времени для обучения. Причина проста – вам никто не покажет, как надо и не надо делать, вы до всего будете доходить самостоятельно. Особенно если вы не используете в процессе обучения различные онлайн-уроки и видеокурсы;

— Как правило, подобранная преподавателем программа будет рассчитана на ваш уровень игры, и будет для вас максимально комфортной. Чего не скажешь о самостоятельном обучении, когда вы выбираете что учить самостоятельно;

— Помимо технических моментов, вам постепенно будут давать различную музыкальную теорию – которая также очень важна для грамотного развития навыка игры.

Как добиться успеха в гитаре?

  1. Регулярно упражняйтесь. Постоянно выделяйте хотя бы пару часов на то, что позаниматься – отработать упражнения, вспомнить боксы, гаммы и фразы. Регулярность – один из главных критериев будущего успеха;
  2. Постоянно разучивайте новые песни. И речь идет не только о композиция на акустику – разучивайте различные песни в электричестве, соло, и другое – и постоянно усложняйте разбираемый материал.
  3. Не торопитесь. Всегда начинайте с медленного темпа — и не гонитесь за скоростью. Помните, что главное в данном вопросе – техника является важнейшим критерием. Следите за своей постановкой рук, за чистотой исполнения песни и за правильностью игры. Научитесь играть медленно – и наращивание скорости не станет быть проблемой.
  4. Учите музыкальную теорию. Это важно для того, чтобы не теряться при импровизации и сочинительстве своих собственных песен. Кроме этого, это значительно увеличивает вашу внутреннюю библиотеку музыкальных фраз. Вы не только сможете слушать песни – но и понимать то, как они работают.
  5. Осваивайте разные техники игры. Перебором, боем, если речь об электрогитаре – то теппинг, свип, вертушки. Постоянно обучайтесь чему-то новому, не застревайте на одном и том же.
  6. Запоминайте и учите аккорды и их аппликатуру. Не застревайте на первых трех ладах – уходите дальше, ведь и там можно ставить нужные позиции, меняя звук и гармонию своих композиций. Это очень поможет в сочинительстве песен и импровизации.

Что делать после освоения всех азов?

Ответ очень прост – учиться дальше. Продолжать смотреть уроки, усложнять все упражнения и двигаться. В идеале, если вы начинали обучение самостоятельно – найти себе преподавателя для того, чтобы отточить ваши навыки и вывести их на качественно новый уровень. Постоянно обучайтесь чему-то новому – поскольку в области гитары невозможно достичь вершин, когда двигаться уже некуда.

Источник

Оцените статью