- Как играть правой рукой
- Игра перебором:
- Подготовительное упражнение для Перебора 1
- Перебор 1 «Шестёрка»
- Игра на гитаре боем правой рукой
- Виды боя и их обозначения
- Удар по струнам сверху-вниз
- Удар по струнам сверху-вниз с глушением
- Удар по струнам сниз-вверх
- Пример игры боем и его запись
- Как играть правой рукой на гитаре?
- Правильная постановка руки
- Способы игры
- Упражнения
Как играть правой рукой
При игре на гитаре правая рука защипывает струны или ударяет по ним.
Для того, чтобы получить наиболее хороший звук, нужно дёргать струны перпендикулярно, а не под углом.
Cуществует основное правило: никакого сильного напряжения в правой руке.
Если при игре вы почувствуете тяжесть или боль в правой руке, то необходимо устранить ошибки и изменить положение руки на такое, при котором напряжение не накапливается.
Локоть руки кладется на кромку выпуклой части корпуса гитары таким образом, чтобы он полностью распологался за кромкой, а кисть и запястье повисали около струн на расстоянии 5 сантиметров. Кисть должна находиться в положении, как если бы вы держали яблоко, а пальцы лежали на струнах.
Игра перебором:
При игре перебором обычно большой палец извлекает звук на 6, 5 и 4 струне.
3 струну играет указательный палец,
2 — средний,
1 — безымянный.
Мизинец правой руки не используется.
Подготовительное упражнение для Перебора 1
Цель упражнения подготовить мышцы пальцев к игре перебором.
Первый шаг:
Большим пальцем играем 6, 3, 2, 1, 2, 3, 6 струны — эту последовательность играем 4 раза, запоминаем в какой последовательности дергать струны первого перебора.
Второй шаг:
Теперь басовую 6 струну играет большой палец, остальные струны перебора 1 играем указательным пальцем. 6 струна — большой палец, 3, 2, 1, 2, 3 — указательный, 6 струна большой палец. Повторяем эту последовательность — четыре раза, также запоминаем последовательность струн первого перебора.
Третий шаг:
Басовую 6 струну играет большой палец, остальные струны перебора 1 играем средним пальцем руки. 6 струна — большой палец, 3, 2, 1, 2, 3 — средний, 6 струна большой палец. Повторяем эту последовательность — четыре раза, также запоминаем последовательность струн первого перебора.
Четвертый шаг:
Басовую 6 струну играет большой палец, остальные струны перебора 1 играем безымянным пальцем. 6 струна — большой палец, 3, 2, 1, 2, 3 — безымянный, 6 струна большой палец. Повторяем эту последовательность — четыре раза, также запоминаем последовательность струн первого перебора.
Перебор 1 «Шестёрка»
Источник
Игра на гитаре боем правой рукой
Те, кто только учится играть на гитаре часто спрашивают, как играть боем правой рукой? Каким боем играть ту или иную песню? Они хотят быстро и самостоятельно освоить аккомпанемент – и это по сути хорошо. Это первый шаг в освоении гитары, но когда-нибудь будет и второй, и третий. А пока. Вот наш неофициальный совет по любительскому исполнению песен.
Предисловие. Читать обязательно!
Данная статья не является ни уроком Академии Гитары, ни даже рекомендацией к обучению. В учебном курсе Академии Гитары аккомпанирование приемом разгеадо (а именно так называется то, что в любительской среде получило название «бой») изучается во втором семестре, только после изучения важных подготовительных аспектов музыкальной теории и приобретения навыков практической игры на гитаре.
Однако мы видим, что на всех гитарных форумах вопросы про «бой» появляются с регулярной частотой. И это хорошо! Значит, люди хотят научиться играть на гитаре. Все начинают с песен, просто некоторые идут дальше и учатся играть по-настоящему. Но это бывает позже.
Плохо лишь, с нашей точки зрения, то, что в ответ на свой вопрос человек слышит, что играть на гитаре проще простого, вот есть «гитарный бой», зажимаешь так аккорды, вот так бьешь по струнам – и все. Это либо объяснение такого же гитариста-любителя, недалеко ушедшего от примитивных аккордов, либо сознательная попытка не слишком затруднять себя обучением настоящей игре на гитаре.
Однако мы понимаем, что все равно будут находиться те, кто хочет освоить игру аккордами «с нуля», и все равно будут те, кто скажет: «Это очень просто. Бери гитару и бей по струнам так. «
Поэтому мы и решили: если уж человек и захочет осваивать гитару сам, и сразу с игры «боем» на гитаре, пусть у него будет хотя бы толковое описание того, как можно научиться играть быстро, здесь и сейчас.
Что ж, отвлечемся от высокого искусства и вернемся к истокам – научимся играть на гитаре боем. Урок-факультатив по дворовому исполнению ваших любимых хитов начинается.
Виды боя и их обозначения
Техника игры ударами по струнам была выработана испанскими гитаристами; правильное название этого приема – «разгеадо». Существует более 100 видов разгеадо, в развитии этого приема игры особо преуспела гитара фламенко. Техника игры разгеадо в классическом ее понимании используется так или иначе почти во всех стилях гитарной музыки.
Например, посмотрите, как использованы удары по струнам приемом разгеадо в превосходном переложении Вячеслава Шувалова музыки из фильма Пираты Карибского моря для фингер-стайл гитары!
Играет Вячеслав Шувалов:
Вы можете так же красиво, эффектно и виртуозно научиться играть на гитаре, если пройдете курс обучения в Национальной Академии Гитары!
Но если Вы пока хотите лишь прикоснуться к азам гитарного искусства и научиться гитарному аккомпанементу аккордовым боем, мы расскажем о том, что это такое и как он играется на гитаре.
Именно в любительской среде возник термин «игра боем», или «гитарный бой». Такое название получило исполнение, при котором правая рука ударяет сверху вниз или снизу вверх по всем или почти всем струнам одновременно. Удары по струнам делаются в определенном ритме. Левая рука при этом «ставит аккорды» на грифе, то есть прижимает струны так, чтобы, когда они звучат все вместе, получался какой-либо аккорд. Потом левая рука ставит следующий аккорд, а правая повторяет тот же «бой», то есть тот же ритмический рисунок из ударов по струнам. Научиться этому не сложно даже тому, кто впервые взял гитару в руки.
Мы разберем только принцип игры правой рукой, и только один вид гитарного «боя», один ритмический рисунок, которым можно сыграть аккомпанемент почти ко всем популярным песням.
Пример ритма в формате mp3: здесь (142 кБ)
Для этого нам нужно будет освоить три отдельных движения правой рукой:
— удар сверху вниз по струнам | |
— удар сверху вниз с глушением | |
— удар снизу вверх по струнам |
Почему удар сверху вниз обозначили стрелкой вверх? Струны гитары принято изображать в «перевернутом» виде, верхняя струна (шестая, самая толстая) снизу, а нижняя (первая) – сверху. Гитарист, когда держит гитару в руках, или если положит ее на колени, видит ее именно таким образом. Поэтому на рисунках нарисованы шесть «перевернутых» струн гитары, и направление удара по ним. Кстати, аналогично расположены ноты на нотном стане: низкие – внизу, высокие – вверху.
Удар по струнам сверху-вниз
Удар сверху вниз по струнам может исполняться и одним, и несколькими пальцами правой руки. Кисть начинает движение над шестой струной. Старайтесь извлекать звук в основном за счет поворота кисти: в момент соприкосновения с шестой струной кисть слегка отклонена вверх, а после «удара» по струнам направлена вертикально вниз. Рука (предплечье) также движется вниз, помогая извлекать звук, локоть неподвижен.
Удар по струнам сверху-вниз с глушением
Удар сверху вниз по струнам с глушением делается аналогично, только сразу после удара по струнам нужно прижать их ладонью. Движение кистью такое же, как в прошлый раз, в начале звукоизвлечения кисть слегка отклоняется вверх, потом пальцы скользят вниз по струнам, кисть разворачивается вниз и одновременно вы опускаете кисть на струны, практически не давая им звучать. Обратите внимание на положение кисти после удара:
Удар по струнам сниз-вверх
Удар снизу вверх – это даже не удар. Вы возвращаете кисть на место, одновременно проводя подушечками пальцев снизу вверх по струнам. Палец как бы «гладит» струны, двигаясь вверх. При этом все же постарайтесь, чтобы фаланга пальца при скольжении стояла перпендикулярно струнам (или как можно ближе к этому положению), тогда звук будет более акцентированным. При движении вверх не пытайтесь скользить по всем шести струнам, 3-4 нижних струны будет достаточно.
Пример игры боем и его запись
Теперь переходим собственно к «игре боем». Давайте рассмотрим как пример одну схему боя.
Сам ритмический рисунок можно услышать в звуковом файле MP3 (это та же ссылка, что и выше), или вот в этом midi . Не обращайте внимания на конкретные аккорды и ноты, важно уловить сам ритм.
А вот как его играть:
На нашей схеме темно-красные точки снизу грифа – это т.н. «тики», четвертые ноты. Если вы будете отбивать темп ногой, или используете метроном, то каждая точка – это удар метронома или ноги.
Получается такой ритм: вниз – (пауза) – вниз c глушением – вверх – (пауза) – вверх – вниз c глушением – вверх.
Дальше повторяем тот же ритм.
Как я уже писал, с помощью такого нехитрого приема можно сыграть аккомпанемент для большинства песен. Варьируйте ритмический рисунок для разных произведений, попробуйте не глушить струны – получится еще один вариант боя. Попробуйте делать удар вниз большим пальцем, а вверх не «бить» по струнам, а извлекать звук классическим способом, цепляя струны пальцами. Вариантов много. Но все схемы боя построены, в принципе, всего на трех движениях: удар вниз, удар вверх и глушение.
Предвосхищая вопрос о том, каким «боем» играется такая-то песня, отвечаю.
Профессиональные гитаристы и музыканты на концертах и в альбомах не играют «боем»; по крайней мере не играют так, как играют аккомпанемент любители, то есть ударяя по струнам гитары от начала композиции и до ее конца.
Да, многие любят изображать игру на гитаре на сцене, размашисто пролетая по струнам правой рукой, но в большинстве случаев это игра на публику. Звук от такого «аккомпанемента» вообще может быть вырезан или очень сильно ослаблен. Послушайте внимательно записи, и в большинстве случаев вы не услышите гитарного «боя». А если и услышите, то скорее всего это будет ритмический рисунок, который играется на электроаккустической (реже электро-) гитаре с сильным глушением; в результате от гитары слышен лишь «хрустящий», отрывистый металлический звук ударяемых струн, но не звук самой гитары.
Поэтому на вопрос, каким вариантом гитарного «боя» играть ту или иную песню, ответ простой: слушайте ритм песни, придумывайте «бой» с похожим ритмическим рисунком. Это если хотите сыграть хоть как-то. А если хотите играть хорошо – учитесь музыке, научитесь настоящему гитарному искусству !
Источник
Как играть правой рукой на гитаре?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Правильной постановке правой руки при изучении пальцевого метода игры на акустических видах шестиструнной гитары («классике» или разновидностях «акустики») нужно уделять особое внимание. Это относится как к самим обучающимся, так и к преподавателям. Но в первую очередь, конечно, важно выполнять правила постановки руки тем людям, которые учатся играть на инструменте самостоятельно, так как за ними присмотреть некому.
Даже самый безответственный педагог не допустит возникновения грубых ошибок с посадкой и постановкой рук у своих учеников.
Правильная постановка руки
Сразу нужно оговориться: вся информация, что последует ниже о положении правой руки на гитаре при игре, справедлива для тех начинающих гитаристов, у кого на коленях праворукая модель инструмента (для правшей), а не редкий магазинный экземпляр, рассчитанный на Пола Маккартни (для левшей).
Один очень полезный совет для последних: если вы никогда не учились играть на гитаре или других похожих струнных музыкальных инструментах с грифом, то не делайте ошибку, стараясь разыскать инструмент для левшей или переставляя струны на обычной. Учитесь на той гитаре (домре, балалайке и так далее), которая всегда имеется в продаже — для правшей. Для вас не имеет значения, какой рукой вы будете зажимать струны на грифе, а какой извлекать звук.
В первую очередь начинающим музыкантам необходимо понять, что главной функцией пальцев правой руки является извлечение звуков из струн инструмента. Кроме того, правая рука участвует в поддержке инструмента и в большинстве случаев задаёт темп и ритм исполнению музыки.
Но и это ещё не всё. Перечислим и другие возможности правой руки и её пальцев.
Имитация ударных инструментов:
- приём гольпе по верхней деке или специальной накладке (гольпеадору), распространённый среди гитаристов фламенко;
- разнообразные «заглушки», заключающиеся в искусственном глушении звучащих струн, в результате чего имитируется щелчок, напоминающий удар щёток или бонго;
- удар основанием кисти по деке над струнами, имитирующий бас-барабан («бочку») ударной установки, – применяется в фингерстайле;
- удар большим пальцем по струнам нижнего регистра, создающий звук хай-хэта (тоже в основном используется гитаристами акустической гитары с металлическими струнами).
А также пальцы правой руки могут зажимать струны и одновременно извлекать из них звуки (например, техника искусственных флажолетов и тэппинга).
Чтобы правая рука могла свободно и комфортно работать, очень важно научиться правильно располагать руку, кисть и пальцы на инструменте.
Для акустической гитары ставить правую руку следует по следующей схеме.
- Сидя с гитарой в классической позиции (корпус гитары опирается на левое бедро, головка грифа на уровне левого плеча, плоскость деки инструмента перпендикулярна полу, обучающийся сидит прямо, плечи опущены и расслаблены) опустить правую руку вдоль тела и расслабить. При этом внешняя сторона кисти обращена наружу вбок.
- Согнуть без лишнего напряжения кисть так, чтобы пальцы, находясь вместе, приняли своими последними двумя фалангами параллельное положение по отношению к полу. Большой палец по-прежнему выпрямлен вниз и образует с остальными пальцами пересечение в виде креста.
- Не меняя положения кисти относительно предплечья, переносим руку, сгибая её в локте и поднимая за счёт плечевого сустава (при этом сами плечи остаются в прежнем положении) на самую выпуклую часть корпуса гитары.
- Предплечье опирается на ребро корпуса, образованное стыком верхней деки и обечайки, ниже локтя примерно на 5-8 см, что зависит от анатомических особенностей гитариста.
- Кисть в полукруглом состоянии должна оказаться в районе резонаторного отверстия.
- Опустить пальцы на струны: большой палец (обозначается «P») на 6-ю струну, указательный («i») на 3-ю, средний («m») на 2-ю, безымянный («а») на 1-ю. Мизинец в игре не участвует, поэтому его можно немного выпрямить, чтобы он не мешал другим пальцам, не задевал струны.
После постановки правой кисти и её пальцев на струны необходимо проверить правильность расположения всех элементов руки и исправить ошибки:
- направления кисти и предплечья совпадают — они находятся на одной прямой линии;
- кисть имеет округлую форму, похожую на ту, которую можно увидеть, если представить, что между ладонью и струнами находится небольшое яблоко;
- кистевой сустав выгнут наружу, а не внутрь — к деке (грубая ошибка начинающих);
- большой палец немного опережает линию расположения указательного пальца, что особенно видно со стороны начинающего музыканта — если это не так, то исправить ситуацию можно путём чуть большей округлости кисти и подгибания пальцев (i, m, a).
Все ошибки постановки руки и пальцев необходимо устранять сразу же, а затем несколько раз весь процесс повторить с самого начала, то есть с момента опускания руки на исходную позицию и её полного расслабления.
Кроме того, следует твёрдо помнить, что мышцы правой руки всегда должны иметь расслабленное состояние, а пальцы напрягаются лишь в момент звукоизвлечения, после чего они должны снова расслабится, хотя бы на долю секунды.
В таком случае утомляемость во время игры практически не наступает.
Способы игры
Для начинающих основными способами игры правой рукой можно назвать следующие.
- Игра арпеджио на открытых струнах. Здесь нужно научиться свободно перебирать струны, изучая попутно основные способы звукоизвлечения: апояндо и тирандо.
- Попеременное звукоизвлечение на одной или нескольких струнах разными пальцами. Начинать нужно тоже с открытых струн.
- Техника игры большим пальцем: отдельно от других пальцев, вместе с указательным, вместе с двумя, с тремя.
- Игра созвучий (аккордов): большим пальцем, указательным, всеми пальцами.
- Изучение несложных видов ритма (аккомпанемента) с целью изучения аккордов.
Упражнения
Для арпеджио существуют разные схемы игры. Рекомендуется играть по порядку такие:
- смешанное арпеджио: P-i-m-a-m-i (большой палец играет на 6-й струне приёмом апояндо, указательный — на 3-й тирандо, средний — на 2-й тирандо, безымянный — на 1-й тирандо);
- восходящее: P-i-m-a (бас — апояндо, остальные — тирандо);
- нисходящее: P-a-m-i (всё — апояндо).
Для переменного звукоизвлечения на струне применять схемы:
Для аккордовой игры выбрать для начала схему боя: удар вниз на 4 счёта. Изучить чёткие удары только большим пальцем, затем указательным и одновременно всеми пальцами из четырёх струн: 6-й, 3-й, 2-й и 1-й пальцами P, i, m, a соответственно.
Источник