Как работает педаль для гитар

Содержание
  1. Педали для гитары или как добиться уникального звучания
  2. Для чего и как появились
  3. Группы гитарных эффектов
  4. Устройства для создания гейновых эффектов
  5. Приспособления для формирования динамических гейновых эффектов
  6. Педали гейты
  7. Устройства для создания тоновых эффектов
  8. Модели для эффектов модулирования
  9. Приспособления для эмулирующих эффектов
  10. Как выбрать
  11. Для электрогитары
  12. Для бас-гитары
  13. Как сделать педаль самостоятельно
  14. Педали эффектов
  15. Что такое педали эффектов?
  16. Конструктивное исполнение эффектов
  17. Педали эффектов
  18. Гитарные процессоры
  19. Напольные процессоры
  20. Рэковые процессоры эффектов
  21. Встроенные эффекты в усилителе
  22. Гейновые эффекты (Gain based)
  23. Дисторшн (Distortion)
  24. Фуз (Fuzz)
  25. Динамические гейновые эффекты
  26. Компрессор для гитары (Compressor)
  27. Компрессоры характеризуются следующими параметрами:
  28. Гейты (Gate)
  29. Педаль громкости
  30. Тоновые эффекты (tone based)
  31. Эквалайзеры
  32. Графический эквалайзер
  33. Параметрический эквалайзер
  34. Фильтры
  35. Wah-Wah
  36. Auto-wah
  37. Модулирующие эффекты (modulation)
  38. Тремоло
  39. Хорус
  40. Фленджер
  41. Сдвиг фазы (фейзер)
  42. Вращающиеся динамики (Лесли)
  43. Сдвиг высоты и делитель октавы

Педали для гитары или как добиться уникального звучания

Педаль для гитары — цифровое или аналоговое устройство, которое изменяет выходной сигнал музыкального инструмента различными способами. Предназначены для обработки звука электро- или бас-гитары. Изменяют звук или улучшают его.

Эффекты физически включаются в линию сигнала между гитарой и усилителем. Сигнал искажается, добавляя звуку перегруз, реверберацию, мелодичные экспрессии.

Для чего и как появились

Музыканты называют педаль эффектов «примочкой» для электрогитары. Появились в шестидесятых годах 20-го века. Известный гитарист Джимми Хендрикс впервые использовал изменение звука электрогитары — явление называется Fuzz. Тогда гитарист просто использовал перегруз выходного сигнала через усилитель.

На основе этого искажения позже появились гитарные приспособления с Distortion и Overdrive. Различаются по жесткости звучания: овердрайв мягче, его применяют для игры сольных композиций.

Компания Fender неправильно спаяла схему при изготовлении первых примочек. Но благодаря этому появился новый, который до сих пор широко распространен среди музыкантов жанра хэви-метал.

Читайте также:  Гриф балалайки альт с нотами

Позже начали появляться разнообразные устройства с транзисторами и без. Также одна из первых — японская модель Zoom, являющаяся популярной по сей день.

Группы гитарных эффектов

Гитарное производство развивалось годами, за это время было создано множество эффектов. Удовлетворяют запросы музыкантов, соответствуют жанру.

По принципу искажения делятся на несколько групп:

  1. Гейновые отличаются суровостью. Работают с пределом громкости звука.
  2. Динамические гейновые обрабатывают звук, откликаясь на уровень громкости.
  3. Гейты управляют сигналом, но не снижают диапазон звучания. Их называют также «шумодавы».
  4. Тоновые действуют на частоты, изменяя тональность звука.
  5. Модулирующие придают экспрессию, украшают звук.
  6. Эмулирующие создают эмуляцию со звуками и эффектами такими, как эхо, задержка, акустическая гитара.

Швейцарская компания Behringer, основанная в 1989 году, является одним из крупнейших производителей, занимающимся изготовлением профессионального звукового оборудования.

В линейке товаров многих брендов есть недорогие, но качественные гитарные аксессуары для искажения звучания, а также усилители, процессоры и селекторы.

Устройства для создания гейновых эффектов

Дисторшн (Distortion) получил широкое распространение среди музыкантов, играющих тяжелый рок. Образуется за счет сильного перегруза выходного сигнала. Звуковые волны резко обрезаются, звук получается более резким. Он характеризуется суровостью звучания, а сустейн увеличивается. Обычно дисторшн представляет собой напольную педаль, на которой есть ручки увеличения перегруза, настройки звуковых частот и громкости.

Самое легкое и объемное звучание дает гитарная педаль овердрайв (Overdrive). Ее применяют для исполнения сольных партий музыканты, играющие классический рок и блюз. Примочка плавно ограничивает амплитуду звучания, поэтому звук получается немного теплее, чем дисторшн, более похож на акустический.

Фузз (fuzz) — самое жесткое искажение. Оно обеспечивает резкое ревущее звучание, которое было свойственно музыке 60-х годов. При помощи эффекта дисторшн легко можно имитировать фуззовый тон: выкрутить до предела ручку перегруза, затем настроить тон.

Приспособления для формирования динамических гейновых эффектов

К динамическим примочкам принадлежат компрессоры, которые обрабатывают звук в зависимости от громкости. Компрессор выравнивает разницу между тихими и громкими элементами звука, то есть, тихие ноты становятся громче, а громкие не изменяются. Получается, что в музыкальных партиях все звучит четко, без провалов. Компрессоры используют при игре на ритм-гитаре, так как они увеличивают силу каждого аккорда.

Педали гейты

Педали гейты взаимодействуют с уровнем сигнала. Опускают любой сигнал, который тише заданного порога. Также хорошо защищают от лишнего шума.

Педалью громкости для гитары управляется громкость звучания. Если ее отклонить вперед, то громкость увеличится, а если назад — уменьшится. Используя эту педаль с различными эффектами, можно добиться разнообразного звучания. Это зависит от мастерства исполнения. Например, благодаря ей можно совсем заглушить гитару, чтобы усилить действие вокала композиции.

Устройства для создания тоновых эффектов

Тоновые работают с разнообразными частотами. К ним относят эквалайзеры и вау-вау. Эквалайзер регулирует оттенок звучания игры, делая определенные частоты выше или ниже. Педаль эффектов разделена полосами — диапазонами частот.

При помощи специальных движущихся ручек настраивается уровень сигнала в конкретном диапазоне частот. Если повысить высокие частоты, то звук гитары становится более ярким, если понизить, то звучание мощнее, что используется в современном хард-роке. Звук для блюзовых партий обеспечивает поднятие средних частот эквалайзера. Если их уменьшить, то получается звук, характерный для хэви-метала.

Звучание, которое получается при помощи педали вау-вау, схоже с кваканьем лягушки. Поэтому примочку называют «квакушка». По сути, педаль вау-вау – это фильтр, который подавляет некоторые частоты, а другие повышает при нажатии. Чтобы добиться вау-звучания, нужно покачивать педаль в такт композиции.

Модели для эффектов модулирования

Модулирующие преображают звучание полностью. Именно при помощи их можно добиться необычного звука. Одни из самых популярных педалей эффектов для гитары — это тремоло, фленжер и хорус.

Не следует путать тремоло и вибрато, которое равномерно изменяет высоту тона нот. Тремоло равномерно изменяет громкость звука. Звук становится прерывающимся. Впервые был применен в первых ламповых усилителях.

Внимание! Хорус имитирует игру нескольких гитар одновременно. С его помощью, играя музыкальную партию на одной гитаре, можно добиться исполнения этой партии сразу несколькими инструментами.

Фленжер используется при перегрузе. Он немного схож с эффектом хорус, но он может создавать металлический шум с короткой задержкой.

Приспособления для эмулирующих эффектов

Дилэй (Delay) — это задержка сигнала и его повторения. Изначально он представлял собой огромный механизм, у которого была записывающая головка и несколько воспроизводящих. Но среди музыкантов этот эффект широко распространился, и появился дилэй в виде гитарной педали. Придает композиции необычное звучание, поэтому почти все гитаристы используют его. Реверберация (reverb) имитирует звук эха в большом помещении. Придает объемность звучанию.

Как выбрать

Чтобы правильно выбрать, нужно понять, какой вид примочки по схематическому набору нужен. Все примочки, которые использовались до 80-х годов, были аналоговыми. Они изменяли сигнал напрямую. Все то, что использовалось позже, имело цифровую обработку.

Большинство современных музыкантов использует цифровой схематический набор, потому как он более универсален и широк. Но истинные ценители музыки выбирают аналоговый звук — на выходе он более чистый. Но многое зависит от стиля музыкальных композиций.

Для электрогитары

Перед выбором следует разобраться с каждым способом искажения звучания. Узнайте, какие оттенки дают. Чтобы послушать каждое звучание, не нужно покупать педали.

После обработки через программу выходит виртуальное звучание, похожее на тот или иной эффект. Полезно для ознакомления, но чтобы постоянно использовать такие программы, нужна качественная звуковая карта. Такие устройства дорогие. Существуют специальные приложения на Android и iOS-системах, имеющих аналогичные функции. Гитарный джек соединяется с устройством при помощи адаптера.

На заметку! Для прослушивания звучания есть простой выход — компьютер. Существует специальное программное обеспечение, которое позволяет подключить электрогитару к звуковой карте компьютера.

Учитывайте и стиль, в котором вы играете. Например, приобретения фузза будет не к месту, если вы любитель фанка или легких блюзовых сольных партий.

Для бас-гитары

Для баса можно использовать примочки такие же, как и для электрогитары. Педаль для бас-гитары отличается только диапазоном рабочих частот.

Примочки делятся на:

  • амплитудные, или динамические (Overdrive, Fuzz, Distortion);
  • синтезаторы;
  • модуляторы (Chorus, Delay, Reverb).

В тех музыкальных направлениях, где бас-гитара солирует, примочки распространены. Они делают музыку более интересной и многогранной.

Иногда для композиции требуется использование сразу нескольких эффектов. Чтобы переключаться между разными способами обработки, используйте селектор. Также он направляет входной и выходной сигнал.

Как сделать педаль самостоятельно

Чтобы сделать педаль своими руками нужно уметь читать электронные схемы и паять. Учитывайте, что педалью управляют при помощи ног, поэтому она должна быть надежной и крепкой.

  1. Найдите схему примочки, которую собираетесь сделать. Постарайтесь выбрать не слишком сложный шаблон с минимальным количеством компонентов.
  2. Определите названия компонентов, которые необходимы. Приобрести их можно в любом магазине радио-товаров.
  3. Все соединения в схеме обозначьте нумерацией по порядку, чтобы ничего не упустить при сборке.
  4. Соедините всю последовательность электронных компонентов при помощи специальных проводков на макетной плате, затем протестируйте ее.
  5. Если схема работоспособна, перенесите ее на подготовленный фольгированный текстолит с развязкой соединений.
  6. Повторно протестируйте полученную схему.
  7. Сконструируйте корпус педали и поместите в него плату, выведите органы управления на переднюю панель.
  8. Соедините примочку с гитарой и с усилителем посредством двух кабелей.

Обратите внимание! Концы кабелей должны быть изолированы, иначе это приведет к короткому замыканию.

Существует разнообразие гитарных аксессуаров, которые применяются как к электро- и бас-гитарам, так и к электроакустическим. В зависимости от стиля музыки и собственных предпочтений, музыкант может собрать коллекцию гитарных примочек. Если устройств слишком много, то для хранения и транспортировки изготавливаются специальные педалборды.

Источник

Педали эффектов

Вспомните, сколько раз вы задавали себе вопрос, слушая запись своего любимого исполнителя: «Ну почему в моем исполнении это звучит совсем по-другому?» Помимо таланта (которого у вас, вне всякого сомнения, не занимать) и практики (вы, надеюсь, не ленитесь повторять один и тот же пассаж часами), ведущие гитаристы отличаются от всех остальных тем, что знают, как получить нужное звучание с помощью эффектов. И гитара, и усилитель, конечно, важны для получения «правильного» звука, но именно умелое использование промежуточного звена — педалей эффектов — позволяет добиться точного попадания «в яблочко».

Что такое педали эффектов?

Педали гитарных эффектов — это электронные устройства, которые самыми различными способами преобразовывают выходной сигнал гитары. Эффекты, как уже было сказано, включаются в сигнальную цепь между гитарой и усилителем. При этом они специально конструируются так, чтобы обеспечить возможность построения сигнальной цепи по модульному принципу. Это означает, что вы можете включать в сигнальную цепь сколь угодно много эффектов и в каком угодно порядке, добиваясь нужного звучания. Благодаря модульности и «самодостаточности» педалей гитарных эффектов вы можете экспериментировать с ними как вам заблагорассудится, лишь бы результат был вам по душе (и по карману, разумеется)

Эффекты влияют на сигнал на участке цепи от гитары до усилителя, добавляя в него дополнительные музыкальные выразительные средства. Но что самое примечательное- эффекты позволяют вам почувствовать себя в роли «архитектора музыки». В умелых руках процессор эффектов может превратить совсем никудышный, невыразительный сигнал в нечто совершенно потрясающее и неземное.

Использование некоторых педалей эффектов, таких как фленджер, вау-вау и задержки, легко определить на слух. Другие же, например, компрессия, ревербератор и даже дисторшн часто являются составляющими компонентами звучания гитары, поэтому их не всегда удается идентифицировать именно как «эффекты». Но как бы там ни было, вы должны знать, что искусное или хотя бы просто уместное использование эффектов позволяет добиться если не потрясающих, то, по крайней мере, весьма интересных результатов. И даже если вы предпочитаете музыкальный стиль, который не предусматривает интенсивного использования эффектов, вам все же не помешает знать, какую роль каждый из них может сыграть в формировании звучания рок-гитары

Конструктивное исполнение эффектов

Конструктивно гитарные эффекты могут выполняться по одной из четырех следующих схем.

  • Независимые, однофункциональные педали или педали эффектов;
  • Гитарные процессоры;
  • Стоечные (рэковые) процессоры эффектов;
  • Эффекты, встроенные в усилитель или предусилитель.

Педали эффектов

Наиболее распространенным конструктивным типом эффектов являются отдельные педали эффектов, или напольные переключатели (stompbox). Для включения и выключения эффекта такого типа нужно в буквальном смысле наступить на него ногой. Самым большим достоинством таких эффектов, помимо их простоты и удобства использования, является модульность. Хотя в корпусе типичного напольного переключателя монтируется электроника для создания какого-нибудь одного эффекта (реже — двух эффектов), однако модульный принцип позволяет комбинировать различные эффекты в какой угодно последовательности, независимо от того, каким производителем они были созданы.

Практически все напольные переключатели запитываются от 9-вольтовых батареек или от блока питания, преобразующего переменный ток бытовой электросети в постоянный. (Некоторые «знатоки» утверждают, что эффект, запитываемый от батареек, «звучит» лучше. Так это или нет, сказать трудно, а вот то, что при интенсивном использовании эффектов применение блоков питания позволит сэкономить деньги, так это точно.) Наилучшего эффекта от использования большинства напольных переключателей можно достичь, когда они находятся в сигнальной цепи между гитарой и усилителем (о сигнальной цепи мы поговорим подробнее далее).

Гитарные процессоры

Напольные процессоры

Напольные многофункциональные модули эффектов позволяют объединить в виде одной интегрированной сборки несколько часто используемых эффектов. Имея такой модуль, вы получаете необходимое количество расположенных рядом один с другим напольных переключателей и педалей, что позволяет как включать эффекты модуля по отдельности, так и выбирать определенные, заранее настроенные комбинации. В любом модуле имеются такие базовые эффекты, как дисторшн, компрессия, хорус, реверберация и задержка. В некоторых модулях присутствуют также усложненные средства, например, позволяющие моделировать усилитель или подключать автоаккомпанемент. Самым большим преимуществом напольных многофункциональных модулей является удобство — поскольку вес эффекты входят в одну сборку, вам не нужно тратить много времени на их разворачивание на сцене, а также на подключение и отключение кабелей. Кроме того, существенно и то, что все эффекты запитываются от одного источника напряжения. Наконец, немаловажным достоинством является и то, что вы можете создать предустановленные комбинации эффектов (preset), переключаясь на них по мере необходимости. Работать с такими предустановленными комбинациями гораздо удобнее, чем с десятком традиционных напольных переключателей.

Рэковые процессоры эффектов

Когда речь заходит о некоем стоечном (рэковом) устройстве, это означает, что оно предназначено для монтирования в специальной стойке. Рэковая конструкция позволяет смонтировать в стойке несколько различных устройств эффектов и управлять ими с помощью подключенных педалей. Электроника рэковых устройств находится в стойке, которая, как правило, размещается в глубине сцены или вообще за кулисами. Рядом с гитаристом же размещается лишь примитивное электромеханическое устройство, напоминающее небольшую педаль или ряд таких педалей. (В напольных многофункциональных модулях эффектов и электроника, и педали монтируются в одном напольном корпусе, который находится на полу возле ног исполнителя.) Как правило, рэковые версии эффектов обладают большим диапазоном возможностей и обеспечивают более высокое качество звучания, чем аналогичные по названию устройства в модульном или индивидуальном исполнении.

Встроенные эффекты в усилителе

В свое время количество встроенных эффектов усилителя ограничивалось лишь ревербератором и трелью. Однако сегодня уже нередко можно встретить усилители со встроенными процессорами эффектов. Особенно сильно эта тенденция стала проявляться по мере конвергенции цифровой и традиционной усилительной техники и включении в контуры усилителя цифровых контуров. В некоторых моделях современных усилителей имеется полный набор эффектов, включая дисторшн, компрессию, модуляцию, задержку, реверберацию и др. Другие же разработчики берут на себя лишь модуляцию и эмуляцию акустических сред, оставляя дисторшн и компрессию исполнителю. Как всегда, за удобство приходится расплачиваться гибкостью — встроенные эффекты могуть звучать прекрасно, но при этом намертво привязывают вас к вашему усилителю. Кроме того, если вам не нужны эффекты, но нравится усилитель, зачем же вам за них платить?

Не имеет значения, что подразумевает разработчик вашего процессора эффектов под дисторшн главное, чтобы этот процессор умел генерировать хотя бы один из указанных выше базовых эффектов рок-музыки.

Итак, хотя терминологическую путаницу встретить можно сплошь и рядом, технически подкованные гитаристы все же хорошо разбираются в тонкостях различных гейновых эффектов, когда уровень сигнала превышает возможность электроники по его воспроизведению. Нужно также заметить, что термин «дисторшн» необходимо использовать только для обозначения соответствующего гитарного эффекта, чего нельзя сказать о тех случаях, когда его применяют для описания разницы между фуззом и овердрайвом. Иными словами, нужно говорить не «у овердрайва дисторшн меньше, чем у фузза», а «у овердрайва уровень искажения меньше, чем у фузза». Поэтому всегда, когда вы сталкиваетесь с употреблением термина «дисторшн», старайтесь разобраться, о чем идет речь: об использовании эффекта дисторшн или же о намеренном искажении тем или иным способом уровня сигнала.

Электронное искажение сигнала, причем не случайное, а вносимое преднамеренно, является одним из отличительных признаков рок-музыки. Можете ли вы представить звучание классических риффов, например, Smoke on The Water группы Deep Purple, без таких искажений? Ноты будут теми же самыми, но композиция потеряет всю ее энергию и привлекательность.

Все гейновые эффекты тем или иным способом изменяют степень усиления (gain) гитарного сигнала. Причем изменяют ее настолько, что электронные цепи не могуг корректно его обработать. В результате этой «перегрузки» электроника начинает выдавать искаженный сигнал. Поскольку гитаристы часто используют термины овердрайв, дисторшн и фузз в качестве синонимов, вы можете столкнуться с устройствами эффектов, обозначенными производителем как овердрайв, которые будут звучать как фузз или наоборот. Поэтому всегда внимательно послушайте, что получается с сигналом после его прохождения через эффект, прежде чем покупать то или иное устройство. Устройства, искажающие сигнал, обычно оборудованы тремя органами управления. Drive или gain. Управляет степенью усиления сигнала и, тем самым, степенью его искажения. Тоnе (иногда называется EQ или filter). Управляет низкими и высокими частотами. Output или level. Определяет уровень сигнала на выходе устройства.

Гейновые эффекты (Gain based)

Эти эффекты работают с уровнем громкости сигнала. К их числу относятся: дисторшн (distortion), компрессоры (compressor). Педали громкости: (volume pedal) и гейт (gate).

Дисторшн (Distortion)

Эффект дисторшн (distortion) в сравнении с фуззом и овердрайвом занимает промежуточное положение — звучание гитары при его использовании становится ярким и резким. Устройства, подобные представленному на рис. 1 эффекту дисторшн Boss Metal Zone, широко используются в хард-роке и хэви-метал как для ритма, так и для сольных партий.

Классический эффект овердрайва Ibanez Tube Screamer

Получаемое в результате звучание, обогащенное четными гармониками, является теплым и объемным. Эффекты овердрайв лучше всего использовать для исполнения сольных партий блюза и классического рока, а также для ритмовых партий хард-рока.

Педаль овердрайва можно использовать в качестве усиленного чистого (clean) канала. Для этого нужно регулятор Drive эффекта выставить на малый уровень, а регулятор Output — на высокий. Этот метод позволяет получить отличное насыщенное звучание ламповой педали без добавления дополнительной тоновой окраски.

Фуз (Fuzz)

Эффекты Фуз (Fuzz), которые являются своего рода ветеранами среди прочих примочек, дадут вам возможность ощутить в полной мере, что такое настоящее искажение. Они обеспечивают яркое звучание (если можно так выразиться о реве бензопилы), без которого нельзя представить классические композиции 60-х. Нужно отметить, что специализированные педали фузза не очень хорошо эмулируют натуральные искажения, обеспечиваемые с помощью ламповой педали. Однако вы можете эмулировать настоящий фуззовый тон с помощью обычного эффекта дисторшн. Для этого достаточно лишь, выставить на высокий уровень регулятор Gain, а также подстроить тон для максимально яркого звучания.

Динамические гейновые эффекты

К числу динамических гейновых эффектов относятся компрессоры и гейты, которые реагируют на уровень сигнала, причем эта реакция зависит от громкости. Иными словами, эти эффекты «считывают» сигнал, а затем тем или иным способом обрабатывают его в зависимости от того, как громко или как тихо вы играете.

Компрессор для гитары (Compressor)

Компрессор (Compressor) уменьшает различие между самыми тихими и самыми громкими компонентами сигнала путем ослабления тех компонентов, уровень громкости которых превышает заданное пороговое значение. Таким образом, сигнал сначала как бы «сплющивается», а затем снова усиливается до прежнего уровня. В результате более тихие ноты после прохождения через компрессор начинают звучать громче, а громкие остаются неизменными. Естественно, при этом возникают различные побочные эффекты, самый главный из которых очевиден: при компрессии увеличивается сустейн. Поэтому гитаристы часто используют компрессоры в качестве сустейнеров.

Компрессоры характеризуются следующими параметрами:

  • Порог (threshold). Уровень сигнала, при достижении которого срабатывает компрессор. Сигналы с уровнем, меньшим порогового значения, не обрабатываются.
  • Степень компрессии (ratio). Степень ослабления сигнала, уровень которого превысил пороговое значение. Чем выше степень компрессии, тем сильнее снижается уровень сигнала.
  • Время атаки (attack time). Время, по истечении которого срабатывает компрессор. Большое значение времени атаки позволяет пропустить без компрессии значительную часть начальной фазы звучания ноты, что в большинстве случаев желательно.
  • Время затухания (decay time). Время, в течение которого компрессор продолжает работать после того, как уровень сигнала опустился ниже порогового значения.
  • Выходной уровень (output). Уровень громкости на выходе компрессора. Не огорчайтесь, если органы управления на панели вашего компрессора называния как-то по-другому, чем перечисленные выше параметры. На некоторых моделях компрессоров те или иные органы управления могут вообще отсутствовать (например, фиксированная степень компрессии или фиксированное время затухания). Многие простейшие напольные компрессоры вообще оборудуются всего лишь двумя органами управления. На многих моделях компрессоров регулятор порогового значения обозначается как регулятор чувствительности (sensitivity), регулятор степени компрессии — как регулятор сустейна (sustain) и т.д. Все это неизбежные издержки, с которыми приходится мириться. Кстати, многие компрессоры оборудуются регулятором тона, что, в принципе, правильно, поскольку компрессор может срезать высокие частоты сигнала.

Компрессор рекомендуется использовать в тех случаях, когда нужно добавить сустейн, а также подчеркнуть атаку звучания лидер-гитары на чистом канале. Компрессоры очень хорошо себя зарекомендовали при обеспечении звучания ритм-гитары на чистом канале, поскольку они усиливают индивидуальную атаку каждой ноты аккорда. На рис. 1 представлена популярная модель компрессора Boss CS-3, органы управления которого, в частности, позволяют регулировать уровень компрессии и сустейна.

Если установить слишком высокую степень компрессии, можно нарушить балансировку сигнала, в результате чего универсальные аккорды будут звучать тише, чем отдельные ноты. Поэтому в тех случаях, когда звучание гитары слишком сильно выходит за рамки нормального, лучше применить байпас компрессора, выключив его на время из сигнальной цепи.

Гейты (Gate)

Подобно компрессорам, гейты (Gate) управляют уровнем сигнала. Но, в отличие от компрессоров, они не снижают динамический диапазон, а подавляют любой сигнал, уровень которого ниже заданного порогового значения. Лучше всего использовать гейт в сигнальной цепи после дисторшн и эквалайзера . Это позволит избавиться от нежелательных шумов, например от тех, которые генерируются самими эффектами, когда вы не играете, или от наводок, возникающих в контурах звукоснимателей. Поскольку гейты закрывают аудноканал при недостаточном уровне сигнала, их еще иногда называют гейтами шумов (noise gate). Гейты можно также применять с другими эффектами, например с задержками и ревербераторами. чтобы придать звучанию гитары ненатуральный, «захлопывающийся» оттенок.
Гейты — весьма полезные устройства для защиты ушей ваших слушателей oт не желательных шумов, однако они могут также вопреки вашей воле не пропускать слишком тихие ноты. Поэтому установите уровень порогового значения достаточно низким, чтобы через него проходили все ноты исполняемой вами композиции. Если же вы будете играть какие-то особо деликатные пассажи, лучше всего выключите гейт. К тоновым эффектам относятся любые устройства, которые изменяют низко- и (или) высокочастотные компоненты тона. Таким устройством может быть как пассивный фильтр, повышающий уровень высоких частот, так и динамический прибор, например, педаль вау-вау. Строго говоря, управление тоном сводится к управлению громкостью в определенном диапазоне частот сигнала. При этом человеческое ухо не воспринимает изменений общего уровня сигнала, а лишь различает тоновую окраску. К тоновым эффектам относятся эквалайзеры и другие фильтры.

Педаль громкости

Педаль громкости (volume pedal) — это, строго говоря, не эффект. Однако поскольку это устройство воздействует на звучание и позволяет вам управлять громкостью по ходу исполнения композиции, его можно отнести к эффектам не по конструкции, а по музыкальному воздействию. Если педаль отклонять вперед, громкость увеличивается, а если назад — уменьшается.
Педаль громкости можно использовать для утилитарных целей — например, для временного отключения гитары (пока будет звучать вокальная партия) и для последующего ее включения для исполнения соло. Можно, конечно, использовать педаль громкости и более продуктивно, «качая» громкость или комбинируя ее воздействие с другими гитарными эффектами. Совместное использование педали громкости с эффектом задержки (delay) позволяет создать сочный, «обтекающий» слушателя звук. Для этого нужно увеличить громкость после звукоизвлечения. Скрывая таким образом атаку, вы получите звучание, напоминающее звучание скрипки. Если же при этом вы успеете быстро восстановить громкость, можете получить эффект звучания дополнительной «фоновой» гитары.

Тоновые эффекты (tone based)

К числу тоновых эффектов относятся графические и параметрические эквалайзеры, а также педали вау-вау («квакушки») и эффекты «авто-вау». Тоновые эффекты воздействуют на тональные составляющие звука, такие как высокие или низкие частоты.

Эквалайзеры

Эквалайзер («equalizer» или EQ) позволяет настраивать тоновую окраску звучания гитары за счет усиления или ослабления определенных частот. С помощью эквалайзера можно сделать более ярким звучание высоких частот или более насыщенным звучание басов либо убрать средние частоты, как это часто делают группы, играющие хэви-мегал. Регуляторы тона, находящиеся на панели управления гитары и усилителя, также представляют собой простейшие эквалайзеры. Однако в специализированных устройствах эффектов (особенно в рэковых). как правило, имеются различные дополнительные возможности, позволяющие выполнять тонкую настройку тона. Эквалайзеры иногда называют фильтрами (filter), поскольку они блокируют, или отфильтровывают, определенные частоты, пропуская остальные.

Гитарные эквалайзеры, выполненные в формате эффектов, разделяют сигнал на диапазоны частот, называемые полосами (band). Количество полос в эквалайзере не стандартизовано, однако обычно в гитарных эквалайзерах оно находится в диапазоне от 3 до 10. Для студийной записи и обработки звука нужны более серьезные эквалайзеры, например, графические эквалайзеры с количеством полос от 31 и выше. Но такой уровень точности для концертирующего гитариста слишком высок, поэтому для практических целей вам вполне будет достаточно обычного гитарного эквалайзера. Каждой полосе соответствует определенная центральная частота, задающая ту часть аудиоспектра, за которую отвечает конкретная полоса.

Эквалайзеры бывают двух типов: графические и параметрические. Большинство гитаристов предпочитают работать с графическими эквалайзерами, поскольку они нагляднее представляют изменения, вносимые в сигнал.

Графический эквалайзер

Графический эквачайзер (graphic EQ) очень легко узнать — на его панели расположено несколько движков (slider). Каждый из этих движков управляет своей полосой частот. После настройки эквалайзера движки, как правило, образуют на панели некое подобие графика, чем и объясняется название эквалайзеров такого типа. Каждая полоса графического эквалайзера фиксирована (иными словами, каждый движок управляет лишь одним, строго определенным диапазоном частот). Такие эквалайзеры, как нетрудно догадаться, называются графическими эквалайзерами с фиксированными полосами. У графического эквалайзера, показанного на рис. 1, имеется семь полос, а также регулятор общего уровня, который находится справа от регуляторов частот эквалайзера. Каждой полосе в спектре частот соответствует одна октава.

С помощью каждого движка можно повышать или понижать уровень сигнала в соответствующем диапазоне частот. Когда движок находится по центру, полоса не задействуется (уровень сигнала в ней не повышается и не понижается). Если опустить движок вниз от нейтрального положения, уровень в этой полосе частот снизится, а если поднять вверх — повысится. Повышение уровня высоких частот позволяет получить более яркое звучание гитары, а повышение уровня низких частот — более мощное, что особенно важно для хард-рока. Повышение уровня средних частот приводит к тому, что гитара начинает звучать сладко и нежно, что является идеальным звуком для блюзовых соло. Если понизить уровень средних частот, получится «рваное» звучание, характерное для хэви-метал.

Параметрический эквалайзер

Делает все тоже, что и графический эквалайзер. Его отличие состоит в том, что он имеет возможность регулировать ширину полосы пропускания частот разделенных сигналов и сдвигать в каждой из них центральную частоту вправо или влево. Все это позволяет добиться более реальной звуковой картины.
Такой эквалайзер имеет больше возможности изменения окраски звука. Каждая его полоса имеет три основных регулируемых параметра:

  • Frequency — центральная частота в герцах
  • Q (Добротность) – ширина рабочей полосы вокруг центральной частоты. С ее помощью регулируется ширина рабочей полосы, а с помощью FreQ вы выбираете ту частоту, которую будете усиливать.
  • Gain – уровень усиления/ослабления выбранной полосы в децибелах.

Таким образом, пользователь может гораздо точнее подобрать нужную частоту и более точно её отрегулировать.

Фильтры

Хотя эквалайзеры, с технической точки зрения, — это те же фильтры, однако гитаристы предпочитают называть фильтрами специализированные тоновые устройства, такие как педаль wah-wah и auto wah

Wah-Wah

Педаль вау-вау (wah-wah pedal), или квакушка одна из моделей? которая является классическим эффектом в рок-музыке. Эрик Клэптон начал популяризовать ее как инструмент солиста еще в 60-х годах, а в 70-х она прочно вошла в арсенал исполнителей, игравших ритм-энд-блюз (не говоря уже о музыкальном сопровождении всех погонь в телевизионных сериалах).

Auto-wah

Срабатывание такого эффекта может определяться двумя следующими факторами:

  • Время. Фильтр начинает изменять частоты в своем диапазоне по истечении заданного периода времени. В этом случае срабатывание эффекта никак не связано с тем, что вы играете.
  • Динамика. Срабатывание фильтра происходит при изменении громкости исполняемой музыки. Как только вы начинаете играть громче, фильтр срабатывает, усиливая звучание музыки. В заключение следует заметить, что чувствительность и диапазон фильтра можно настраивать как для получения слабого, так и резко выраженного эффекта («вака-вака»)

Модулирующие эффекты (modulation)

Модулирующие эффекты являются, если можно так выразиться, самыми «эффектными», поскольку именно они преобразуют обычное звучание гитары в нечто булькающее, колеблющееся или мяукающее. К эффектам этого типа относятся: хорус (chorus), фленджер (flanger), сдвиг фазы (phase shifter), вращающийся динамик (rotating speaker), трель (tremolo) и вибрато (vibrato).

Тремоло

Джеймс Бонд, несмотря на его пистолет и окружающих его красавиц, никогда не выглядел бы таким крутым парнем, если бы не звучание гитарной трели в основной музыкальной теме сериала. Трель (tremolo) — это быстрое и равномерное изменение громкости (нечто подобное вы можете услышать, если попробуете попеть перед работающим вентилятором). Некоторые музыканты (а также, как ни прискорбно, и некоторые известные разработчики усилителей) путают трель с вибрато (vibrato), сущность которого заключается в равномерном изменении высоты ноты, а не ее громкости. Эффект трели впервые был реализован в первых ламповых усилителях (например, Fender Vibrolux), однако сейчас он представлен широким диапазоном гитарных эффектов как в индивидуальном исполнении, так и в рэковом.

Звучание эффекта трели определяется двумя параметрами

  • Глубина (depth). Определяет интенсивность изменения громкости
  • Частота (rate). Определяет скорость колебаний громкости.

Модулирующие эффекты, такие как хорус (chorus), фленджер (flanger), вращающийся динамик (rotating speaker), сдвиг высоты (pitch shifter), делитель октавы (octave divider) и сдвиг фазы (phase shifter), являются «основными игроками» команды эффектов, образующих современное звучание гитары. Хотя каждый из них имеет собственные, уникальные тембр и характеристики, принцип работы у них один — модуляция (т.е. изменение) тона гитары во времени.

Большинство из них управляются следующими тремя параметрами:

  • Глубина (depth). Определяет интенсивность эффекта. Чем выше глубина, тем заметнее применение эффекта
  • Частота (rate) или время (time). Определяет скорость изменения звучания. При низком значении частоты эффект может звучать как статический, при высоких значениях звучание эффекта становится более драматичным, приближающимся к вибрато
  • Форма (shape). Управляет формой волны, которую генерирует эффект для изменения сигнала во времени. Синусоидальные волны дают сглаженное звучание, а треугольные — более резкое, «скачущее»

На приборном щите (о нем речь пойдет далее) вы можете разместить несколько модуляционных эффектов, однако для получения приемлемых музыкальных результатов все же лучше использовать их по одному.

Хорус

Эффект хоруса (chorus) предназначен для получения из звучания одного инструмента звучания сразу нескольких. Принцип работы этого эффекта состоит в небольшой задержке сигнала — обычно на 10-30 миллисекунд (мс). Когда затем задержанный сигнал смешивается с основным, получается эффект, подобный одновременному звучанию двух инструментов. Некоторые устройства также слегка сдвигают высоту звучания для более яркого проявления эффекта хоруса. С помощью устройств, подобных Boss CH-1 (рис. 2), можно превратить гитарный моносигнал в стерео, соединив каждый из выходов устройства с входами разных усилителей.

Эффект хоруса применяется очень часто, его можно услышать в тысячах композиций. В частности, в композиции Roxanne группы Police отличное звучание было получено именно с помощью педали хоруса.

Фленджер

Эффект фленджер (Hanger) впервые был придуман еще в конце 60-х годов, когда инженеры звукозаписи экспериментировали с двумя лентами, содержащими один и тот же музыкальный материал и воспроизводящимися синхронно. В одном из таких экспериментов инженер нажимал на диск бобины (по-английски — flange) одного из двух бобинных магнитофонов, на которых воспроизводилась запись. Это приводило к некоторому замедлению вращения бобины, в результате чего нарушалась синхронизация воспроизведения. После того как инженер отпускал бобину, запись на «приторможенном» магнитофоне начинала как бы «догонять» запись, воспроизводящуюся на первом магнитофоне. Небольшая задержка между звучанием двух записей приводила к возникновению явления, получившего название гребенчатой фильтрации (comb filtering). По мере того как гребенчатый фильтр перемещался по частотному спектру, звучание начинало «охать» и «»вздыхать» — как раз то, что было нужно психоделическому року.

Поскольку пара бобинных магнитофонов сделает любой приборный щит неподъемным, разработчики эффектов создали электронные устройства, получившие название фленвжеров. В этих эффектах используются задержка и осциллятор, а для усиления эффекта часть задержанного сигнала смешивается с исходным сигналом. Кроме таких параметров, как глубина и частота, большинство фленджеров позволяют контролировать фидбэк (feedback)- часть сигнала, которая «возвращается» на вход. Кроме того, многие фленджеры предоставляют возможность управления резонансом (resonance), который используется для усиления эффекта фильтрации.

Фленджеры могут создавать звучание, подобное тому, которое образуется при использовании эффектов хоруса. Для этого необходимо установить низкие значения частоты и глубины и среднее значение задержки. Но этим возможности фленджеров далеко не исчерпываются — при желании с их помощью можно создать «металлический» эффект с короткой задержкой или даже шумы, напоминающие рев взлетающего реактивного самолета.

Сдвиг фазы (фейзер)

Принцип работы эффекта сдвига фазы (phase shifter), иди просто фейзера (phaser), например такого, как показанное на рис. 3 устройство Boss PH-3, заключается в применении осциллятора к эквалайзеру с последующим смешением отфильтрованного сигнала с исходным. Когда фильтр перемещается вверх и вниз по тональному спектру, некоторые частоты начинают по фазе подавлять одна другую.

Хотя этот эффект в чем-то подобен фленджеру (при определенных настройках звучание может получаться практически идентичным), фейзеры обычно обеспечивают более яркое и приятное звучание. Фейзеры отлично подходят для фанка и ритм-энд-блюза. а также в качестве альтернативы эффектам хоруса и фленджера в рок-композициях.

Вращающиеся динамики (Лесли)

Вращающийся динамик (rotating speaker), называемый также Лесли (Leslie) по имени компании, которая создала модели, ставшие классическими, был сначала изобретен для электрооргана, но вскоре прочно занял свое место в арсенале гитаристов. Поскольку динамик вращается, звук распространяется волнами по всему помещению, что приводит к возникновению сложной картины, обусловленной многократным отражением волн, задержками и наложением фаз.

Эффект Лесли звучит замечательно, но слишком уж гулко и деликатно. Первые эффекты хоруса и педали сдвига фазы были разработаны, в частности, и для того, чтобы эмулировать тон Лесли. Эти попытки не увенчались успехом, но зато открыли дорогу для дальнейшего совершенствования соответствующих эффектов.

Только современным цифровым процессорам эффектов удалось приблизиться к эмуляции иллюзорного звучания Лесли. Если вы будете выбирать такое устройство, берите только ту модель, которая эмулирует вращение звука как на низкой, так и на высокой скорости (оригинальные Лесли могли обеспечивать изменение скорости). Кроме того, корректная эмуляция Лесли требует, чтобы в устройстве был реализован кроссовер (crossover), разделяющий гитарный сигнал на каналы высоких и низких частот с раздельной обработкой каждого канала. Одним из самых примечательных аспектов звучания оригинальных Лесли как раз и была комбинация мощных ударов «низов» с дрожащими высокими частотами.

Классическим примером звучания гитары с использованием эффекта Лесли является соло Эрика Клэптона в композиции Beatles While My Guitar Gently Weeps.

Сдвиг высоты и делитель октавы

Как понятно из названия, эффект сдвига высоты (pitch shifter) изменяет высоту входящего сигнала. Затем измененный сигнал смешивается с исходным, что позволяет получить новое, гармоничное звучание, насыщенность которого определяется количеством голосов (voice), реализованных в эффекте. Одноголосые эффекты сдвига высоты добавляют к исходному сигналу только один дополнительный сигнал, двухголосые — два сигнала и т.д.

Эффект сдвига высоты имеет два основных параметра:

  • Высота (pitch). Определяет высоту, на которую смещается исходный сигнал. На некоторых устройствах имеется два регулятора высоты, один из которых предназначен для задания больших интервалов (обычно измеряемых в полутонах), а другой — для тонкой настройки малых интервалов, измеряемых в сотых долях полутона. При использовании малых значений высоты сдвига можно получить звучание, подобное; звучанию эффекта хоруса, тогда как большие значения позволяют получить эффект многоголосой гармонии и звучания в октаву.
  • Баланс (mix). Определяет степень наложения исходного и смещенного сигнала.

Эффекты сдвига высоты представлены очень широкой палитрой различных схемотехнических решений. Простейшие устройства изменяют высоту на заранее заданный статический интервал. Если, например, вы установили сдвиг высоты на четыре полутона (большая терция в музыкальной терминологии), каждая извлекаемая вами нота будет сопровождаться звучанием ноты, находящейся на четыре полутона выше. Хотя это довольно интересный эффект, но он имеет свои ограничения — если вы будете играть мажорную гамму, звучание некоторых дополнительных нот не будет гармонировать со звучанием гаммы.

Интеллектуальные эффекты сдвига высоты (иногда их называют гармонизаторами, но это не совсем корректно, поскольку это название является зарегистрированной торговой маркой компании Eventide) позволяют задавать тональность и лад, таким образом процессор автоматически выполняет подстройку интервала.
Делители октавы (octave divider) генерируют ноты, которые звучат на одну-две октавы ниже или выше исходного сигнала. Конечно, добиться такого звучания можно без труда с помощью любого эффекта сдвига высоты, но в некоторых случаях удобнее использовать специализированное устройство, которое предназначено исключительно для обеспечения звучания в октаву. Некоторые разработчики комбинируют делители октавы вместе с фуззом. Делитель октавы очень удобен для эмуляции звучания 12-струнной гитары, а также для совместного использования с дисторшн для добавления дополнительных низких частот в сольной партии.

Источник

Оцените статью