Как работает пьяное пианино

Устройство пианино

Из многочисленных разновидностей фортепиано, существовавших с момента возникновения этого вида струнного клавишного ударного инструмента (начало XVIII века), до наших дней дошло только две: рояль и пианино. Об устройстве рояля мы говорили в предыдущей заметке, настало время понять устройство пианино.

Рояль и пианино

Рояль можно считать прямым продолжением развития молоточкового фортепиано. В нем сохранились многие отличительные признаки характерные его предшественникам: крыловидный корпус и горизонтальное расположение струн, конструктивные особенности механики и др.

Пианино же было почти изобретено заново – на рубеже XVIII-XIX веков филадельфийским мастером Джоном Айзеком Хокинсом (Hawkins). Правда, пианино имело богатую предысторию в виде различных форм вертикальных клавиров, начиная от так называемого клавицитериума (клавесин с вертикально расположенными струнами и корпусом, XVI в.) и заканчивая разнообразными формами фортепиано конца XVIII века (т.н. «пирамидальные», «жирафовые» фортепиано и т. п.)

Главное конструктивное отличие пианино заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. И, как следствие, – малые габариты и компактность, удобство вписать инструмент в интерьер, относительно дешевое производство и, соответственно, умеренная стоимость. Одним словом, само название инструмента говорит за себя: «пианино» с итальянского pianino – как уменьшительная форма от piano[forte]. Лайт версия фортепиано.

Устройство пианино будем рассматривать по шести главным составляющим: Клавишный механизм, Резонансная дека, Стальные струны, Чугунная рама, Деревянный корпус и Педали.

Читайте также:  Классическая акустическая гитара струны нейлоновые

Клавишный механизм

Клавишный механизм пианино состоит из собственно клавиш (как правило, их 88, хотя может быть и 85), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики. Как и в рояле механика пианино занимает ключевое значение в устройстве инструмента, делая из него форте-пиано, т.е. инструмент способный передавать различные динамические оттенки, плавно переходить от forte к piano и обратно.

При этом конструкция механики по своей сложности (обилию деталей, частей и различных используемых материалов) может лишь немногим уступать рояльной. Так, к примеру, в нажатии клавиши пианино принимает участие коло 70 деталей, при этом в общей сложности в механике пианино можно насчитать до 6000 частей.

Современная механика пианино была разработана лондонским мастером Робертом Уорнумом (Wornum), получившим патент в 1842 году, этот год можно считать моментом рождения современного пианино.

Все особенности механики пианино, как и следовало того ожидать, связаны с вертикальным ее расположением. При этом, так же как и в рояле, в ней присутствуют все основные элементы первого молоточкового фортепиано работы легендарного итальянского мастера Бартоломео Кристофори, создателя знаменитого Gravecembalo col piano e forte.

Особенностью механики пианино помимо всего прочего стало использование специальных оттягивающих ленточек (бентиков), обеспечивающих с одной стороны связь фигуры и шпиллера, с другой – правильную репетицию молотка; а также устройство системы демпферов.

Ниже приводится подробное описание работы механики пианино.

При нажатии на клавишу ее задняя часть поднимает фигуру молоточкового механизма (1) вверх вместе с подвижно закрепленным на ней шпиллером (2). Шпиллер передает движение еще выше – на шультер (3), в результате чего молоточек (4) начинает движение в сторону струн.

Непосредственно перед самым моментом удара молоточка по струнам передача силы удара с клавиши через фигуру и шпиллер на шультер прерывается. Это происходит благодаря короткому плечу шпиллера (5), заставляющему шпиллер (2) отклониться и выйти из-под шультера (3), в то время как клавиша, на которую мы нажали, продолжает движение вниз.

Ударив по струнам, молоточек отскакивает назад и где-то после трети обратного пути он подхватывается фенгером (7) за контрфенгер (6) расположенный на шультере. Этому движению назад способствует предварительно натянутая пружина шультера (8). Бентик (9) соединяет шлейф бентика (10) с контрфенгером (6).

Репетиционные возможности механики пианино отличаются от таковых в рояльной механике, помимо всего прочего тем, что клавишу пианино нужно полностью отпустить, прежде чем можно будет осуществить следующий удар. Именно поэтому пианисты предпочитают играть на рояле, механика которого оснащена механизмом двойной репетиции. Правда, в наше время был создан ряд новых конструкций, в которых почти все пружины механики пианино заменяются магнитами. В результате чего удалось получить выразительное туше и хорошую репетицию, существенно приблизив тем самым игру на пианино к роялю, у некоторых производителей такая механика пианино прямо называется рояльной.

Демпфирующий механизм располагается под молоточками перед струнами. Пружина демпфергальтера (11) обеспечивает достаточное давление прижима, чтобы заглушить звучание струн. На верхнем конце демпфергальтера располагается демпферная колодочка (12). Сила удара по клавише передается через фигуру (1) и демпферную ложку (13) на нижний конец демпфергальтера, в результате чего демпферная колодочка отходит назад, позволяя струнам резонировать.

Описанная система демпферов, так называемая нижнедемпферная, была изобретена уже в первой половине XIX века. Сегодня она используется во всех механиках пианино. Ранняя форма системы демпферов, которая правда применялась вплоть до 20-х годов XX века, имела название верхнедемпферная. В этой системе демпферная колодочка располагалась над молоточком в верхней точке струнного хора, и как следствие система отличалась весьма посредственным глушением, что особенно заметно при игре стаккато.

Вот видео, на котором наглядно показано, как работает механика пианино:

Резонансная дека

Резонансная дека обеспечивает силу и богатство звучания пианино. Представляет она собой деревянный щит, который располагается под струнами инструмента, внутри его корпуса, приклеенный к футору. Дека пианино изготавливается из ели (бывают, правда, исключения). Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели в прямоугольный щит, толщина которого около 1 см.

Для того, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн (в пианино оно достигает 16 тонн), а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», которые застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы придать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы придать ей эластичность.

Еще к деке приклеивается «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается уже самой деке. Особенность басового штега пианино, как и малых роялей, заключается в наличии так называемого мостика штега, за счет которого удается значительно выше перенести точку соприкосновения штега с декой от края последней (невыгодного в плане резонанса места). Сам штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной.

Стальные струны

Источником звука в пианино являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором», при этом в пианино вверх по диапазону, как правило от нот e-es (в малогабаритных может быть от gis) хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне. Современная стальная проволока обладает очень высоким качеством по всем параметрам: прочность, чистота поверхности, упругость и однородность.

Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку. В результате чего достигается толщина необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.

В общей сложности струнная одежда пианино будет насчитывать около 2.5 кг стальной и 3 кг медной проволоки.

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на настроечном колке (вирбеле), другим – на рамном штифте. Рабочий участок струны ограничиваются с одной стороны струнным порожком (клангштабиком) с прижимным каподастром или аграфом, с другой – штегом.

С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы, струны стали протягивать крест-накрест друг над другом. В рояле это нововведение стало применяться с середины XIX века, в пианино же перекрестная система стала использоваться только спустя многие десятилетия позже, поскольку ее применение на первых порах серьезно ухудшало акустические свойства инструмента.

Чугунная рама

Чугунная рама – одна из важных составных частей пианино. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в пианино может превышать 16 тонн.

Первоначально эту роль своеобразного остова инструмента выполнял футор, но постепенно рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн. Первое время чугунная рама была упорной, без верхней обвязки, доходила только до вирбельбанка. С 1930 года появились конструкции так называемых «панцирных» рам для пианино, позволяющих вовсе отказаться от футора, за счет чего удалось существенно уменьшить глубину инструмента.

Вес чугунной рамы пианино может достигать 80 кг.

Деревянный корпус

Деревянный корпус пианино вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты. Состоит он из футора с приклеенными к нему сторонками и цокольным полом, и всех съемных деталей.

Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, включает в себя балки и шпрейцы футора (массивные распорки), постель деки (кромка футора для приклеивания деки). Служит местом крепления деки и чугунной рамы. Как правило, футор пианино изготавливается из сосны, постель деки из бука или граба.

Помимо прочих важных компонентов пианино, расположенных в его корпусе, здесь же к футору приклеивается и так называемая колковая доска (вирбельбанк), с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.

Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса пианино, его оформление часто несут на себе элементы дизайна и воплощение смелых художественных замыслов. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность. На сегодняшний день некоторые фирмы могут изготовить корпус инструмента по эскизам самого покупателя.

Педали

Педали пианино представляют собой устройства рычажного типа, управление которыми осуществляется ногами. Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, который в 1781 году получил патент на педаль «форте» (правая педаль).

Современное пианино в большинстве своем имеет две или три педали.

Правая педаль отодвигает весь комплект демпферов от струн, так что после отпускания нажатых клавиш соответствующие струны продолжают звучать, при этом все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным. Поэтому правую педаль не совсем верно еще называют педалью «форте».

Левая педаль сдвигает молоточки к струнам примерно на одну треть или половину их хода, сокращая между ними расстояние. Таким образом уменьшается сила удара молоточков по струнам и облегчается игра пианиссимо. В отличие от рояля, использование левой педали на пианино не влияет на тембр.

Средняя педаль может иметь разные функции. В большинстве случаев она управляет модератором, но также это может быть и педаль «состенуто», хотя подобная функция в пианино встречается достаточно редко.

Модератор представляет собой полоску мягкого войлока, вдвигаемого между молотками и струнами, за счет чего происходит существенное глушение звука, которое может пригодиться, например, во время упражнений. Педаль «состенуто» служит для фиксации в приподнятом состоянии той части демпферов, которая уже была приподнята к моменту нажатия педали.

В некоторых пианино с верхнедемпферной системой можно было с помощью педали сдвигать в сторону всю механику (кроме демпферов), в результате чего молоточки ударяли не по всем струнам хора, как это происходит в современном рояле.

Раньше нередко в пианино использовался так называемый клавесинный эффект, также управляемый педалью. При нажатии педали короткие полоски фильца с укрепленными на их концах латунными скобками помещались между струнами и молоточками.

Схема устройства пианино

1. Механика
2. Резонансная дека
3. Стальные струны
4. Чугунная рама
5. Боковая стенка
6. Шпрейцы футора
7. Педали
8. Штег дискантовый
9. Штег басовый с мостиком
10. Рамные штифты
11. Рипки
12. Клангштабик с прижимным каподастром
13. Вирбельбанк (на рисунке находится за панцирной рамой)
14. Ролик или опорная колодка
15. Клавиатурный клап
16. Консоль
17. Крышка
18. Клавиатура
19. Вирбели

Источник

Горение фортепиано — Piano burning

Сжигание фортепиано является актом поджога акустического пианино, чаще всего вертикально , либо как церемония или форма исполнительского искусства . Хотя церемонии сжигания пианино сейчас популярны в Королевских ВВС , Королевских ВВС Канады и ВВС США , существует мало или совсем нет доказательств того, что описания его происхождения имеют какую-либо историческую достоверность. По одной из версий происхождения, пианино поджигали пилоты RAF, чтобы избежать уроков игры на фортепиано, направленных на улучшение их ловкости и общего уровня культуры. По другой версии, сжигание пианино началось во время Второй мировой войны в память о погибших пилотах RAF. Несколько современных музыкантов, в том числе Аннеа Локвуд , Йосуке Ямасита и Диего Стокко , сочиняли музыку для фортепиано, которые были специально подожжены, и выступали на них. Горящее пианино было также центральным элементом видеоинсталляции Дугласа Гордона 2012 года «Конец цивилизации» .

Содержание

Торжественное сожжение фортепиано

В книге «Призрак в фокусе: взгляд штурмана на британского воина холодной войны» Дэвид Гледхилл рассказывает о боевых учениях в Германии во время холодной войны, когда пилотам Jaguar из Королевских ВВС Вильденрат и Брюггена была поставлена ​​задача уничтожить пианино, установленное на гребне Нордхорн, с помощью одиночная учебная бомба. Поскольку цель была такой маленькой, только последний Jaguar в последнем полете учений смог поразить ее. Пилоты обеих баз отпраздновали тот вечер в Королевских ВВС в Вильденрате, сожгли второе пианино в Офицерской столовой. Хотя сжигание фортепьяно стало популярным в военно-воздушных силах, особенно в Королевских ВВС, после Второй мировой войны, его происхождение не задокументировано и было предметом мифов и десятилетий рассказов.

Одна из самых распространенных легенд восходит к британским королевским военно-воздушным силам где-то между Первой и Второй мировыми войнами, когда во время Первой мировой войны погибло так много пилотов, что ВВС Великобритании были вынуждены выбирать своих пилотов из обычного населения, а не из их обычных предпочтений. для высококлассных семей. Были предприняты попытки обучить пилотов изысканным манерам и вкусам, но эти уроки стали очень непопулярными среди пилотов, особенно уроки игры на фортепиано, которые, по мнению Королевских ВВС, повысят уровень культуры пилотов и улучшат их ловкость. Согласно этой истории, поджог начался в RAF Leuchars , где единственное пианино на базе случайно сгорело, и уроки игры на фортепиано были отменены. Слух распространился, и вскоре пилоты на все новых и новых базах Королевских ВВС начали жечь пианино, чтобы избежать уроков. Другая легендарная версия происхождения традиции гласит, что сжигание фортепиано в Королевских ВВС началось как дань памяти погибшим летчикам. Согласно New Zealand Herald , пилот Королевских ВВС во время Второй мировой войны играл на пианино со своими товарищами-летчиками каждый раз, когда один из их числа погибал. Когда он сам погиб в бою, его товарищи решили, что «если он больше не сможет играть на пианино, никто не будет, поэтому они вытащили его на улицу и подожгли».

Церемонии сжигания пианино, основанные на традиции RAF, также проводятся ВВС США . В 2011 году на базе ВВС Лэнгли торжественно сожгли пианино в честь 94-й годовщины 94-й истребительной эскадрильи . На базе ВВС Сеймур Джонсон , то четвёртая истребительного авиаполка сгорает пианино каждый год в память о битве за Британию , в то время как Вэнс Air Force Base иногда празднует выпуск пилотов стажера с горящим фортепиано.

Хотя церемонии сжигания пианино в основном проводятся военно-воздушными силами Великобритании и США, таверна Роксбери недалеко от Сук-Сити, штат Висконсин, с 2004 года проводит ежегодную церемонию сжигания пианино в ознаменование летнего солнцестояния . Панегирик произносится перед тем, как его поджечь, а после этого его останки выставляются в саду таверны вместе с останками сгоревших пианино прошлых лет.

Сочинения для прожига фортепиано

Анни Локвуд

В 1968 году новозеландский композитор Аннеа Локвуд написала пьесу под названием Piano Burning . В партитуре указано, что исполнитель использует пианино, не подлежащее ремонту. По словам композитора,

Запись фортепиано действительно должна выполняться на пианино вертикально; структура намного красивее, чем у гранда, когда смотришь, как она горит. Фортепиано всегда должно быть безвозвратным, с которым никто не сможет работать, который ни один настройщик или восстановитель не сможет вернуть. Это должно быть действительно несуществующее пианино.

Она просит исполнителя смочить бумагу жидкостью для зажигалок, поджечь и бросить в пианино. Она также уточняет, что можно прикреплять воздушные шары и играть на пианино столько, сколько может исполнитель. Piano Burning — часть ее серии Piano Transplants , в которую также входят Piano Drowning , Piano Garden и Southern Exposure .

Экспериментальное трио Clipping исполнило версию этой композиции в качестве заключительного трека к их альбому 2019 года There Existed an Addiction to Blood .

Ёсуке Ямасита

Ёсуке Ямасита впервые выступил на горящем пианино в 1973 году, когда японский графический дизайнер Киёси Авазу попросил его сняться в его короткометражном фильме « Горящее пианино» . 35 лет спустя, в возрасте 66 лет, Ямасита пересмотрел фильм и был вдохновлен повторить представление. Одетый в защитную форму пожарного, Ямасита импровизировал на горящем пианино во время заката на пляже в западной Японии. Он сказал об опыте,

Я не думал, что рискую своей жизнью, но я почти задыхался от дыма, который постоянно попадал мне в глаза и нос. Я решил продолжать играть до тех пор, пока пианино не перестанет издавать звуки, так что, хотя я не имел в виду этого, в конечном итоге между мной и пианино произошла битва не на жизнь, а на смерть ».

Рояли, которые использовались для обоих выступлений Ямаситы, были подарены, сломанные десятилетней давности.

Диего Стокко

Диего Стокко сочинил пьесу под названием «Горящее пианино» , которая полностью состоит из его записей горящего фортепиано. Стокко начал процесс горения, направив бутановую зажигалку прямо на струны и сыграл отдельные ноты, а после того, как пламя погасло, он начал играть тем, что осталось. Он записал весь процесс, а затем переделал сэмплы для создания музыкального произведения. Компания по производству виртуальных инструментов Spectrasonics создала библиотеку сэмплов под названием Omnisphere, которая включает сэмпл Burning Piano, записанный Stocco.

Майкл Ханнан

В композициях Майкла Ханнана часто используются пьесы для фортепиано, которые были каким-то образом изменены, в том числе сожжены. Его радиофоническая работа 2003 года « Горящие вопросы» , заказанная ABC Radio National , исследовала «культурную политику саморазрушающей музыки» и включала звуки горящего рояля (с микрофоном, помещенным внутри), реакцию наблюдателей и Ханнана. играет на фортепиано Лунную сонату Бетховена непосредственно перед зажиганием. По словам Ханнана:

Акт поджога пианино [. ] вызывает сильный эмоциональный отклик у аудитории. Меня больше интересовала реакция толпы, чем звуки самого фортепиано.

Сжигание фортепьяно, которое легло в основу произведения, произошло 2 октября 1999 года в Беллингене, Новый Южный Уэльс . Композитор Барри Конингхэм , один из наблюдателей при сожжении, заметил, что он считает «сжигание совершенно хорошего микрофона более кощунственным, чем сжигание фортепиано».

Горение фортепиано как изобразительное искусство

Арман

Уничтожение музыкальных инструментов, часто в результате пожара, было постоянной темой в творчестве Армана . Два из его самых известных работ , связанных с сжиганию пианино были его 1965 Пианино де Neron ( Nero Piano «s) и его 1966 Пианино пламенеющей (Flaming фортепиано). Сожжение « Фортепиано Flamboyant» произошло на крыше ателье Армана в Ницце и было снято для документального фильма Жерара Патриса, который позже транслировался по французскому национальному телевидению. Как и в случае с другими его работами с обожженными инструментами, которые также включали скрипки, виолончели и гитары, обугленные останки затем были помещены на панели или заключены в оргстекло. Одним из самых ранних произведений Армана о разрушении фортепьяно было его Ватерлоо Шопена 1962 года , которое было снято в Galerie Saqqârah в Гштааде . Тогда художник вместо того, чтобы сжечь пианино, разрубил его на куски топором.

Тихару Сиота

В нескольких инсталляциях Чихару Шиота было пианино, которое она зажгла вместе с обугленными останками, а затем показала в инсталляции из черной нити. В рамках фестиваля искусств MONA FOMA 2011 года Шиота зажгла пианино на улице в Хобарте, Тасмания . По словам Шиоты, вдохновение пришло из детского опыта, когда она увидела обгоревшее пианино среди руин соседского дома, сгоревшего ночью.

Дуглас Гордон

Видеоинсталляция Дугласа Гордона « Конец цивилизации » в 2012 году была сосредоточена на горящем рояле, установленном в изолированном ландшафте Камбрии на границе между Шотландией и Англией. По словам Гордона:

Фортепиано стало для меня высшим символом западной цивилизации. Это не только инструмент, это красивый объект, который работает как скульптура, но он выполняет совершенно другую функцию.

Работа, отображаемая одновременно на нескольких экранах, представляет собой крупный план горящего пианино с момента его поджигания и до тех пор, пока он не превращается в пепел, и второй фильм, который представляет собой панораму на 360 градусов пейзажа Шотландских границ, окружающего пианино. После премьеры в Театре Тайн и Оперном театре в июле 2012 года фильм «Конец цивилизации» был показан на Лондонском фестивале 2012 года и гастролировал в рамках ретроспективы Дугласа Гордона в Тель-Авиве, за которой последовали показы в Венеции, Нью-Йорке и Берлине.

Источник

Оцените статью