Как работать с усилителем для гитары

Устройство гитары и настройка оборудования. Часть 2: усилитель

Также коротко и тезисно об усилителях из прошедшего семинара:

— по возможности лучше играть (и учиться играть) на ламповом усилителе;

— на ламповом усилителе играть сложнее с точки зрения звукоизвлечения, синхронизации рук и чистоты игры, поэтому это то, что нужно;

— научившись играть на более сложном звуке вы всегда сможете с легкостью перейти на более простой в плане нюансов (транзисторные усилители/комбоусилители, цифровые процессоры/плагины);

— к сожалению в обратную сторону предыдущий принцип не работает;

— для усиления гитарного звука нужно понимать минимум 3 главных элемента его формирования: предусиление, оконечное усиление, динамик/динамики;

— главным образом звук строится в секции предусиления (его тембр, уровень входного сигнала (gain) и тд), в ней же находятся лампы предусиления;

— ручка GAIN это НЕ чувствительность (хотя иногда можно трактовать и так) и НЕ количество гейна в перегрузе; GAIN — это уровень ВХОДНОГО сигнала;

— Master/Volume уровень ВЫХОДНОГО сигнала;

— входной сигнал у каждой гитары (и даже звукоснимателя) свой, поэтому нужна очень адекватная отстройка именно этого параметра в первую очередь;

— ручка GAIN на усилителе сперва работает как громкость, затем звук начинает плавно подгружаться, пока не превращается в максимально насыщенный перегруз, после чего при увеличении GAIN громкость не меняется, но действительно просто становится больше перегруза (увеличивается сустейн, а вместе с ним и фон);

— пограничное состояние между чистым звуком и перегруженным во всей палитре и вариациях лучше всего передаёт именно ламповый усилитель;

— на транзисторном усилении такое звучание настроить крайне непросто, а иногда и вовсе невозможно;

— цифровое оборудование тоже не очень хорошо работает в этом режиме, при попытке создать эмуляцию этого явления, эмуляция так и остаётся копией оригинального лампового звучания. Те, кто любят оригинал, оценят;

— грамотно отстроив уровень входного сигнала, вы можете задать общий уровень громкости ручкой Master;

— в ламповых усилителях за общую громкость отвечает как раз MASTER, который находится в оконечном усилении, в котором свои лампы, поэтому MASTER не должен стремиться по громкости к 0, иначе выходные лампы не работают в нужном для них режиме;

— если MASTER на 11 часов и выше, звук получает дополнительное насыщение и обогащение, но и громкость становится совсем не домашней;

— положение эквалайзера EQ возможна как до параметра GAIN, так и после;

— в положении ДО эквалайзер работает на формирование характера перегруза (например ручкой TREBLE можно добиться не слабого перегружения усилителя, а ручкой BASS добиться фуззового звучания перегруза);

— в положении ПОСЛЕ эквалайзер обрабатывает финальный звук и здесь возможности по истине безграничные (главное, чтобы EQ был супер качества); здесь можно как заваливать/поднимать середину, подчёркивать низы для фирменного «дж-дж» на palm mute, так и подчеркивать/убирать медиаторную атаку;

— ручка PRESENCE располагается в конце цепи и дословно переводится как ПРИСУТСТВИЕ;

— по сути это область высоких частот (возможно верхняя середина+верха) и чем меньше её параметр, тем более тёмный и объёмный звук; чем больше, тем гитара всё больше начинает «прорезать» и «кричать», поэтому данный параметр крайне важен для получения звуков в разных стилях и работать с ним нужно аккуратно и грамотно;

— усиление сигнала именуется BOOST, это нужно чтобы раскачать входной сигнал усилителя (получив ещё более надутый звук, иногда более сильный перегруз, а иногда, чтобы компенсировать включение гитары со слабыми датчиками после гитары с сильными), но BOOST-ер можно ставить и в конце всей цепи для подъёма уровня всего сигнала;

— транзисторное усиление не так часто используется для профессиональных записей, как ламповое, однако для определённых целей и задач можно и нужно это делать, поскольку и в среде этих усилителей есть свои фавориты;

— цифровой звук порой проще и мобильнее, соответственно вполне хорош для демо-записей, для походных вариантов, для профессиональных задач, если цифра способна покрыть весь необходимый перечень требований к звуку;

— сегодня ламповые усилители очень доступны и по деньгам и по габаритам, которые зачастую пропорциональны мощности;

— для домашнего использования вполне хватит от 1 до 5 ватт мощности;

— если цифра 1 ватт у вас вызывало улыбку, значит вы ещё не слышали, что может ламповый аппарат мощностью в 1 ватт;

— также сегодня существует немало аппаратов с возможностью понижения мощности (для клубных концертов и домашних занятий);

— есть усилители, которые имеют встроенную нагрузку и их можно использовать без кабинета, подключая к микшерному пульту, аудио интерфейсам или просто используя наушники;

— выбор на сегодняшний день действительно огромный, поэтому конечный выбор нужно строить исходя из бюджета и функционала (кол-во каналов, наличие футсвича, петли для эффектов, реверба и так далее);

— гитарный кабинет выбирайте в последнюю очередь и поизучайте разные динамики, особое внимание обратите, кто из известных гитаристов на каких динамиках играет;

— кабинет с открытой стенкой лучше подходит для чистого звука, с закрытой — для мощного перегруза;

— комбоусилитель (комбик) — это предусилитель, оконечный усилитель и динамик в одном корпусе. Каждый из элементов в свою очередь может быть реализован отдельно (например предусилитель в рэковом или напольном форматах, оконечный усилитель чаще в рэковом и динамик в составе кабинетов с различным кол-ом динамиков);

— понимая общие принципы построения звука в ламповом усилителе, будет нетрудно реализовать их в любых других обстоятельствах (настройка транзисторного оборудования или цифрового процессора/компьютерных плагин), так как все они построены на базовых принципах, которые максимально реализованы в ламповых усилителях.

Источник

Ликбез на тему усилителей, предусилителей и гитарных эффектов. Часть 1 — путь сигнала.

Опубликовано Them в 10.02.2016

Базовые представления о преампах, оконечниках, петле эффектов, «грелках» и различных гитарных эффектах. Эти вещи желательно знать каждому, кто использует гитарное оборудование.

Очень часто, с определенной стабильностью, я сталкиваюсь с одними и теми же вопросами от разных людей. Вопросы эти касаются, как правило, вещей элементарных, но звучат очень странно. Всему виной неправильно сложившееся представление о том, какой путь проходит сигнал от гитары до динамика.

Меня в корне не устраивает эта ситуация, и я решил написать большую и подробную статью, своеобразный FAQ, который, надеюсь, даст внятное представление о том, чего, куда, и в каком порядке тыкать в гитарной цепи. Знаю, что все это уже сто раз объясняли до меня, но ведь повторение — мать учения, да?

Я постараюсь разжевать это как можно более подробно, поэтому сведущим в этих делах людям, возможно, будет немного скучно… Впрочем, если это не поможет, и поток вопросов не прекратится, я просто буду давать ссылку на это чтиво, и жизнь моя станет проще.

Итак, давайте начнем.

Путь наш не устлан цветами, лишь каменья и лампы…

Первый раз взяв в руки подключенную электрогитару, ты бьешь по струнам и слышишь звуки из динамика, стоящего рядом. Если вы сейчас читаете гитарный сайт, значит вам эти звуки понравились. =) В тот момент всё кажется предельно простым — сигнал идет от струн, по проводам уходит в усилитель или комбик, ну и всё, на выходе заветное дж-дж. Отсюда растут ноги у многих неправильных решений — воткнуть гитару в музыкальный центр, например. Или, скажем, включить преамп в качестве эффекта перегруза или наоборот (что бывает, но реже) — воткнуть перегруз вместо преампа. Результат получается весьма далеким от того, что может показать то же самое оборудование, но при правильном подходе.

Давайте посмотрим чуть более детально весь путь, который проходит гитарный сигнал в самой простой цепи — гитара>комбоусилитель. Колебания струны снимаются датчиками (звукоснимателями), затем проходят через электронику инструмента (громкость, тон etc.), затем поступают в усилитель («верхушку» комбика, с крутилками). Первым делом гитарный сигнал попадает в секцию предусиления — (пред, преамп, предусилитель, preamp — все это одно и то же название), где вялый и хилый сигнал подвергается начальной обработке, усиливается его напряжение, а также сигнал выравнивается определенным образом, в зависимости от настроек и типа преампа, и в целом становится хорошим и правильным. Если у усилителя есть несколько каналов (чистый, кранч, перегруз и т.п.), то этот момент формируется именно в этой секции усиления.

Обработанный преампом сигнал идет дальше, попадая в оконечный усилитель (оконечник, он же мощник). Задача оконечника — усилить, собственно, весь предыдущий результат, и отправить его на финиш — в кабинет (ящик с динамиком). Динамик, кстати, должен быть именно гитарным, он по ряду моментов отличается от обычных (широкополосных).

Как видите, основных секций между гитарой и динамиком всего две: преамп > оконечник. В ламповых и транзисторных аппаратах эта цепь должна соблюдаться, и соблюдается. Причем форм-фактор этих устройств совершенно не важен — если у вас комбик, значит в нем есть и пред, и оконечник, и кабинет в одном флаконе. Поэтому он, собственно, и комбик. Очень часто можно встретить усилители отдельно, в формате «головы» — в них присутствует и преамп, и мощник, а вот кабинет нужно приобретать и подключать отдельно. Наконец, оконечники и преды существуют и сами по себе, причем в различных форм-факторах — рэковые, например (rackmount), а также напольные (как педали).

Педали-преампы? Перегруз что ли?

Вот оно! Вот эта причина, по которой я затеял написание всей этой телеги! Гитарные предусилители не являются педалями эффектов, а педали эффектов не являются предусилителями. Металзона не преамп. Tube Screamer не преамп. И так далее. В свою очередь, какой-нибудь Hughes&Kettner Tubeman или AMT Legend Amp — это не overdrive и не distortion. Хотя, справедливости ради, преды можно использовать в качестве перегруза, но основное их предназначение вовсе не в этом.

Вы можете собрать цепь усиления в любом формате. Можете воткнуть напольный преамп в напольный оконечник, а можете в рэковый. Можно собрать здоровый рэк из кучи элементов, в том числе взять обе секции усиления в таком формате. Наконец, вы можете использовать пред от одной «головы», а оконечник от другой, если они позволяют это сделать. Извращаться, пардон, можно как угодно, главное соблюдать последовательность «гитара > преамп > мощник». Причем последний пункт должен быть всегда последним, независимо от того, сколько чего у вас напихано в цепь.

А куда педали тогда втыкать?

Хороший вопрос. Кроме варианта «воткнуть гитару в педаль, а педаль в Input», у нас есть еще один. Представим, что у нас есть педаль реверба (эхо). Если мы ее поставим сразу после гитары, то слабый сигнал от инструмента получит эхо, а потом всё это полетит на усиление в преамп, сливаясь в кашу. Чтобы избежать такого, мы можем включить реверб «в разрыв» усилителя: не после гитары, а после преампа. Тогда сигнал усилится, как положено, затем получит эффект эха, и через оконечник уже улетит в кабинет, и в наши уши.

Промежуток между преампом и оконечником — так называемая «петля эффектов» (effect loop), позволяет включать в этот участок цепи дополнительные элементы. Традиционно туда отправляются эффекты модуляции, т.е. ревербы, хорусы, фейзеры, вайбы и подобное. Всё, что должно кидать обработку на уже усиленный сигнал. А еще туда можно включить отдельный преамп, и пустить сигнал гитары через него — в таком случае «родной» предусилитель останется не у дел, не будет участвовать в обработке звука. Хороший вариант для тех, кому нравится какой-то конкретный внешний преамп, правда?

На самом деле, петли бывают двух типов — параллельная и последовательная. Как можно догадаться, в параллельной сигнал разветвляется перед петлей, и смешивается в конце. С помощью такой петли можно настроить «прозрачность» эффектов, которые в ней находятся — сделать их очень явными, либо слегка подмешать в основной сигнал. Последовательная, в свою очередь, попроще — сигнал идет из преампа сразу в петлю, проходит, и идет в оконечник. Один путь, все просто.

*кстати, параллельную петлю можно увидеть и в других устройствах. Бывают и преампы с петлями, и процессоры, и другие всякие штуки. Бывают даже петли для организации кучи педалей в педалборде… Но это уже совсем другая история. Чуть позже я постараюсь написать, куда принято ставить определенные эффекты, но это, если честно, уже не так важно, как чертова привычка путать преды с перегрузами. Спасибо за внимание.

Источник

Особенности гитарных усилителей и их выбор

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Гитаристы знают, насколько важно использовать усилители для профессионального звучания. Сегодня такое оборудование предлагается в разных вариантах, делится на несколько категорий, каждая из которых отличается своими характеристиками. Вашему вниманию предлагается полезная информация об усилителях к гитарам.

Что это такое?

Гитарные усилители предназначены для преобразования электрических сигналов со звукоснимателей музыкального инструмента в звук. Агрегаты делятся на несколько категорий. Оборудование состоит из предварительного усилителя, усилителя мощности с колонками, а также блока питания. Отдельно следует отметить такое понятие, как петля эффектов. Речь идет об общей схеме между входом и выходом цепи, между которыми имеется возможность подключения аппаратуры дополнительных эффектов. Между секциями преампа и конечным усилителем имеется разрыв, который и следует использовать. Туда подключаются различные эффекты и эквалайзер.

Если говорить о первых усилителях, то нужно сказать, что у них не было таких петель. Сегодня же данная схема применяется практически во всех комбоусилителях. Если гитаристы любят применять компрессоры с бустерами и овердрайвами, петли отлично подходят для этого.

Стоит отметить, что они бывают двух видов – последовательные и параллельные. Первый позволяет вмешиваться в сигнал, который идет от предусилителя к основному усилителю, для чего предназначены 2 разъема.

Какими бывают?

Сначала нужно разобраться в разновидностях данного музыкального оборудования, которое пользуется большим спросом. У каждого типа усилителя есть свои особенности, отличия в конструкции и эффект, который он дарит инструменту, поэтому необходимо провести обзор характеристик разных устройств. Мини-усилители отлично подходят для эксплуатации дома или в частых поездках. Они могут использоваться в небольших концертах или уличных фестивалях.

Обычно они предлагаются по доступной цене, являясь простым, но довольно полезным помощником уличному музыканту. Идея его создания состояла в том, чтобы получить недорогое переносное портативное устройство. Если гитарист хочет попрактиковаться и отточить свое мастерство, он может смело выбирать такой вариант усилителя. Мини-комбик является портативным устройством, к которому можно подключать музыкальный электроинструмент, в частности электрогитару или полуакустический её вариант.

Главная задача усилителя заключается в усилении звучания гитары, но также оборудование способно изменить как тембр гитары, так и внести специальные эффекты. Если говорить об отличиях от стационарных усилителей, для которых необходимо электричество от сети, портативные способны работать на батарейках. Они обладают небольшими размерами и весом, нередко в комплекте идет ремень для удобной переноски. Иногда они, скорее, напоминают габариты крупной педали.

Непрерывная работа портативного усилителя от батареек достигает 8 часов, однако многое зависит от модели. Некоторые способны функционировать почти сутки. Конечно, важной характеристикой комбика является его мощность.

У автономных моделей этот показатель не превышает 3 Вт, однако можно найти с мощностью до 6 Вт, но габариты при этом увеличиваются.

Однотактные усилители, предназначенные для электрогитар, появились не так давно, но уже успели обрести популярность. Мощность такого устройства 5 Вт, но этого достаточно, чтобы музицировать в домашних условиях или на уличных концертах в небольшом ограниченном пространстве. Такие комбики встречаются и среди ламповых разновидностей усилителей.

Усилители для гитар представлены в двух формах:

  • комбинированные (комбики), оснащенные электронной схемой и воспроизводящей акустической системой в единой конструкции;
  • усилитель, расположенный в корпусе, который подключается к аудиосистеме посредством спикер-кабеля.

Современное музыкальное оборудование делится на 4 разновидности, с которыми вы сможете ознакомиться дальше.

Ламповые

Эти усилители в настоящее время ценятся профессионалами больше всего. Именно на лампах и производились первые гитарные усилители, которые позже стали вытесняться транзисторными аналогами. Главное преимущество ламп заключается в том, что они воспроизводят яркий, качественный звук и лучше выделяют звуковые эффекты (перегруз). Кроме того, ламповые усилители демонстрируют потрясающую динамику. Аппаратура легко отзывается на удары по струнам, передавая их насыщенное звучание, обеспечиваемое нелинейным искажением. Именно с таким устройством многие музыканты выходят на сцену и дают концерты.

Благодаря ламповому усилителю гитарный звук настолько узнаваемый профессиональными музыкантами, что с ним не может сравниться любой другой, воспроизводимый на аналогичном оборудовании более позднего поколения. Дополнительным бонусом является красивое свечение лампы в усилителе. Правда, такая аппаратура и дорогая по цене, и довольно громоздкая по объёму, и тяжелая по весу. Усилитель мощностью 100 ватт может весить более 30 кг, не считая других элементов оборудования. А это может доставить определенные неудобства при переездах с места на место при гастролях.

Лампы нередко выходят из строя, а их замена требует времени. Если усилитель используется исключительно дома, замена ламп может понадобиться лет через 5-6, а в случаях с гастрольными разъездами это может произойти в любое время. С агрегатом необходимо обращаться аккуратно, внутреннее наполнение очень хрупкое, поэтому любые тряски и удары могут привести к отказу оборудования.

Усилитель необходимо разгонять, чтобы получить хороший звук, а для этого понадобится предусилитель. Его тоже лучше иметь на лампах. Сейчас производители выпускают разные модели ламповых и усилителей, и предусилителей. И хотя ламповое оборудование обходится дорого, но это будет мудрым вложением.

Важно отметить, что хороший гитарист сможет выжать максимум пользы из любого усилителя, каким бы он ни был, главное, чтобы оборудование отвечало требованиям и стандартам.

Транзисторные

Как следует из названия, усилитель работает на транзисторах. Эти агрегаты значительно дешевле предыдущих из-за простого производства. Зачастую такая продукция привлекает начинающих музыкантов, которые находятся в поисках доступного по цене усилителя. Если в ламповом устройстве есть какие-то недостатки, то в транзисторном их вовсе не найти. Это – легкий по весу агрегат, который будет звучать красиво даже на небольшой громкости. Кроме того, производить замену комплектующих практически не приходится, что экономит затраты.

А так как наиболее важным в усилителе является звук, который он способен передать, то в транзисторном оборудовании в этом смысле есть определенные недочеты. Однако простой слушатель не сможет распознать разницу, которая будет явной только для настоящего профессионала. Все зависит от личных предпочтений и стандартов, поэтому для начала стоит попробовать несколько вариантов, чтобы сравнить качество звучания.

Цифровые

В таких усилителях звук формируется за счет математических алгоритмов. Если предыдущие варианты усилителей работали с аналоговым звучанием, то эти предназначены исключительно для цифрового. Следует отметить, что моделирование нужных искажений сделать идеально не получится, но если стараться и практиковать мастерство, то приблизиться к совершенству не так сложно. Выбирать цифровое устройство необходимо тщательно, так как на рынке предлагается не так много достойных внимания моделей. Цена такого оборудования близка к ламповым, а в некоторых случаях даже больше.

Главный фактор, влияющий на качество звучания, заключается в преобразователе, алгоритм которого должен быть максимально точным, чтобы получить желаемый результат без задержек и искажений. Основные плюсы цифровых усилителей состоят в том, что они имеют встроенные эффекты, поэтому возможности музыкального исполнения значительно расширяются. Начинающие музыканты зачастую выбирают именно цифровой вариант усилителей, так как для их применения не требуется дополнительных динамиков. На рынке можно найти моделирующий мини-усилитель с уже встроенным мультимедийным динамиком.

Гибридные

Любое устройство состоит из предусилителя и усилителя мощности, а в гибридных агрегатах роль первых выполняет ламповый тип, а для оконечника используется транзисторный. Можно с уверенностью сказать, что данная разработка стала компромиссом, к которому пришли производители, так как нужно было объединить хорошее звучание лампового усилителя с легким весом и небольшой стоимостью транзисторного.

Звук изначально формируется в предусилителе, оконечник же просто должен его обогатить и сделать более насыщенным на выходе. Инженерам удалось объединить в гибридном оборудовании лучшие характеристики двух типов усилителей, поэтому можно не сомневаться, что такой вариант оснащения станет идеальным выбором. Это компактное и легкое устройство, которое можно приобрести по привлекательной цене.

Комплектующие и аксессуары

К каждому музыкальному инструменту и оснащению прилагается богатый выбор аксессуаров, запчастей и комплектующих, без которых сложно обойтись. Одним из них является аттенюатор звука, который служит для смягчения громкости динамика гитары. Стоит отметить, что при этом параметры не меняются, настройки сохраняются даже на перегрузке. При усиленной эксплуатации оборудования и частых транспортировках могут ломаться шнуры и кабели, поэтому их можно докупить дополнительно, учитывая все характеристики комбика.

Конечно же, хочется, чтобы музыкальное оборудование служило как можно дольше, поэтому его необходимо применять по назначению, а также защитить от попадания влаги и пыли, особенно, если оно часто перевозится с места на место. Для этого служат различные чехлы и чемоданы, которые выпускаются теми же производителями усилителей.

Зачастую аксессуары изготавливаются из прочных материалов, которые не пропускают влагу и защищают содержимое от влияния атмосферных факторов.

Советы по выбору

Если вы активно занимаетесь музыкой, любите играть на гитаре, но понимаете, что пришло время пополнить свой арсенал качественным усилителем, необходимо учитывать разные критерии. Из-за широкого ассортимента определиться с выбором не так просто. Для начала важно поставить перед собой цель и понять, какими характеристиками должно обладать устройство. Стоит отметить, что усилители для дома несколько отличаются от тех, которые используются на концертах и фестивалях. Поэтому первым делом нужно определиться, собираетесь вы брать оснащение для небольшого помещения, домашних репетиций или масштабных концертов.

Основным показателем для этого служит мощность усилителя. К примеру, ламповые агрегаты такой же мощности, как и транзисторные, будут звучать гораздо громче и ярче. Но если вам не требуется такой эффект, то для домашних занятий подойдет устройство до 5 Вт. Что касается выступлений в концертном зале, лучшим выбором будет усилитель мощностью выше 50 Вт. Важно учитывать и тип инструмента, на котором вы играете. Если речь идет о комбике для бас-гитары, он должен быть мощнее в 2 раза, чем усилитель для шестиструнной электрогитары. Для классического инструмента подойдет обычный агрегат со стандартными характеристиками.

Схема подключения и настройки

Итак, вы тщательно подобрали и приобрели себе усилитель. Следующая задача состоит в том, чтобы правильно его подключить к инструменту и начать эксплуатацию. У большинства устройств есть вход для гитары, один линейный вход и выход. В некоторых моделях можно найти разъем XLR, куда подключается микрофон. Стоит отметить, что есть несколько схем, одна из которых состоит в подключении посредством согласующего устройства – микшерного пульта. Если вы используете электрогитару, чтобы получить обработанный звук, усилитель нужно соединить с педалью процессора, а выход подключить к выходу на пульте. Многих интересует, как подключить устройство к компьютеру и правильно его настроить.

Здесь также используется такая же схема: кабель соединяется со звуковой картой через линейный вход, а для настройки оборудования используйте рычаги, которые есть на панели управления. Есть электрические схемы, благодаря которым можно подчеркивать глубину звука, придать ему характерный окрас, например, блюзовый. Гитарный усилитель является отличной акустической системой, параметры которой рассчитаны для того, чтобы воспроизводить музыку электроинструментов. Теперь вы знаете гораздо больше про такое оборудование, его разновидности и особенности.

Учитывайте основные рекомендации, обратите внимание на параметры и мощность агрегата, чтобы найти то, что будет отвечать вашим запросам и удовлетворит пожелания, как исполнителя.

Источник

Читайте также:  Ноты гитра для всех
Оцените статью