Как работают регистры аккордеона

Как работают регистры аккордеона

На разные голоса

На современных баянах и аккордеонах можно широко варьировать тембр и каждый раз делать это простым нажатием одного из специальных рычажков. Таких рычажков под правой рукой музыканта бывает обычно до пятнадцати. Полтора десятка разных тембров у одного небольшого инструмента!

Познакомимся с устройством смены тембров. Начинать надо с язычка. Его тембр зависит от материала, из которого он сделан: разные сплавы дают разные тембры. Зависит и от формы — язычок может быть одной толщины по всей длине, но может становиться тоньше к свободному концу или, наоборот, толще. На тембр влияет также материал рамки и форма резонаторной камеры. Значит, учитывая все эти условия, можно добиться определенного тембра. Но ни одно из этих условий нельзя изменить, когда инструмент уже сделан. Значит, чтобы иметь возможность менять характер звучания, нужно в этом же инструменте разместить еще один блок голосов, но уже другого тембра. Так и сделали, но это было только начало. Потом добавили третий блок, четвертый и даже пятый. Но инструменты с пятью блоками голосов встречаются довольно редко, поэтому мы рассмотрим четырехголосный инструмент.


Условные обозначения тембров баяна и аккордеона. Четырехголосный инструмент может дать пятнадцать вариантов тембра

Основной блок мастера условно называют кларнетом. Условно потому, что голоса этого блока лишь весьма отдаленно напоминают кларнет и мастера не задаются целью в точности имитировать его звук. Названия всех остальных блоков тоже условны.

Второй блок называется гобоем. Голоса этого блока настраиваются в унисон с первым, то есть одинаково по высоте. Например, звук ля первой октавы обоих блоков имеет частоту 440 колебаний в секунду.

Читайте также:  Конкурсы фестивали для фортепиано

Третий блок называется флейтой-пикколо. Вы помните, что это самый высокий оркестровый инструмент. В баяне или аккордеоне этот блок тоже настраивается высоко — на целую октаву выше двух первых блоков.

И наконец, четвертый блок называется фаготом. Настраивается он, наоборот, на октаву ниже двух основных блоков.

Теперь нужно подумать о том, как подключать каждый из этих блоков.

Вдоль блока прокладывается длинная узкая металлическая планка с отверстиями, которые совпадают с отверстиями для доступа воздуха в резонаторные камеры. В таком положении планки воздух свободно проходит в камеры, а значит, и через язычки. Но если чуть сместить планку так, чтобы отверстия в ней не совпадали с отверстиями в камерах, доступ воздуха прекратится и блок будет отключен. Как видите, все просто. Еще проще вывести управление планкой каждого блока на рычажки переключения тембров. Причем механизм переключения устроен так, что даже комбинация из двух, трех, четырех блоков включается одним из пятнадцати рычажков.

Вас может смутить это число — пятнадцать. Но давайте подсчитаем. Каждый блок отдельно — уже четыре. Кларнет в сочетании с гобоем — пять. Кларнет с пикколо — шесть. Кларнет с фаготом — семь. Пикколо с гобоем — восемь. А дальше считайте сами. Если собьетесь, посмотрите на рисунок, где даны условные обозначения тембров.

Иногда говорят так: инструмент имеет пятнадцать регистров. Это не совсем точно. Регистром называется блок голосов определенного тембра. Поэтому инструмент, который мы рассматриваем, имеет всего четыре регистра. А число пятнадцать относится к их сочетаниям, то есть к разным тембрам.

Чуть раньше мы упоминали о характерном звуке некоторых аккордеонов и баянов, который называется разливом. Такое звучание достигается с помощью маленькой хитрости. Можно сказать, что инструмент нарочно чуть-чуть расстраивается. К примеру, ля первой октавы в регистре кларнета дает не 440 колебаний в секунду, как полагается, а 438. А в регистре гобоя — 442. Сочетание этих двух слегка расстроенных голосов и рождает знакомый нам серебристый, вибрирующий звук. Еще своеобразнее так называемое французское звучание — к двум чуть расстроенным голосам добавляется третий, настроенный точно.

Многотембровость инструмента — ценное качество. Но бывают случаи, когда это качество становится попросту ненужным. Если баяны собираются в оркестр, каждому инструменту достаточно одного-единственного тембра, а все вместе они создадут многотембровость, как в любом другом оркестре. Поэтому уже давно строятся, хоть и в очень небольшом количестве, специальные оркестровые баяны, каждый из которых обладает своим характерным звучанием. Иногда такие инструменты даже не имеют левой клавиатуры, потому что басовое сопровождение могут вести отдельные баяны, специально предназначенные для этого.

Мы говорили об условности названий регистров — кларнет, гобой, флейта-пикколо, фагот. При постройке оркестровых инструментов это уже перестает быть чистой условностью. Мастера специально стараются так подбирать материал язычков, их форму, варьировать устройство голосовых блоков, чтобы звучание баянов имитировало духовые и даже струнные инструменты. Конечно, совсем похожими сделать голоса невозможно, да и не нужно: зачем точно копировать, например, звучание фагота, когда такой инструмент уже есть сам по себе? Но все-таки оркестр, составленный из баянов, голоса которых приближены к характеру разных инструментов, звучит очень выразительно, ему доступны даже симфонические произведения. Правда, в концертных залах в наши дни такие оркестры почти не выступают, но они сохранились во многих музыкальных училищах для оркестровой практики будущих музыкантов.

Источник

Разнообразие тембров аккордеона

МБОУ ДО «Кривошеинская ДШИ», с. Кривошеино, Томская область, Россия

Любой музыкальный инструмент имеет особую окраску звучания, которая может несколько отличаться в зависимости от качества материала инструмента, способа звукоизвлечения, штрихов, других особенностей исполнения. Но далеко не каждый музыкальный инструмент обладает такой богатой палитрой тембров, как аккордеон, благодаря наличию регистров-переключателей.

Тембр – важное средство музыкальной выразительности. При помощи тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого — мелодию, бас, аккорд, придать этому компоненту характерность, особый функциональный смысл в целом, отделить фразы или части друг от друга, — усилить или ослабить контрасты, подчеркнуть сходства или различия в процессе развития произведения.

Основная цель данной работы – продемонстрировать огромную роль использования регистров на аккордеоне, позволяющих изменять окраску звука, в воспитании музыкального слуха юного исполнителя.

В ходе рассмотрения особенностей применения разных регистров при игре на аккордеоне было уделено внимание решению таких задач, как повышение заинтересованности учащихся в освоении навыков игры на инструменте, развитие слухового контроля в процессе обучения, ассоциативного мышления учащихся, расширение музыкального кругозора юных музыкантов, а также стремление наиболее полно использовать возможности инструмента.

Для каждого педагога важно пробудить в учащемся желание приобретать навыки игры на инструменте с увлечением. Использование специфических особенностей при игре на инструменте всегда вызывает интерес у исполнителей и слушателей. Поэтому рассмотренная в данной статье проблема грамотного, методически осмысленного введения регистрового разнообразия в процесс обучения игре на аккордеоне необычайно актуальна для каждого преподавателя.

Аккордеон, как и его далекий предшественник – орган, имеет регистры — переключатели. Назначение регистров аккордеона – изменять тембр (окраску) звука, его силу и увеличивать диапазон инструмента. После того, как учащийся приобрёл начальные навыки игры, его необходимо ознакомить с тембровыми возможностями аккордеона. Исполняя даже несложную пьесу, полезно послушать, как она звучит в том или ином регистре. Такие упражнения приучают на слух определять разницу тембрового звучания. Здесь же желательно проанализировать, при включении какого регистра пьеса звучит лучше и интереснее, и на каком регистре искажается весь характер произведения. Уже с первых месяцев обучения надо воспитывать у юного музыканта умение слушать себя и желание использовать регистры для более яркого художественного результата.

Тембр некоторых регистров аккордеона напоминает звучание других музыкальных инструментов. Например, в пьесе Н. Шейко «Балалаечка играет» слышно подражание игре на балалайке при использовании регистра. См. пример №1.

В пьесе «Покажи, как играет флейта» звучит тембр английского рожка, если играть в первой октаве, включив регистр , или флейты, если играть с этим же включенным регистром во второй октаве. См. пример №2.

Регистр может изменять характер звучания, сделав его более густым и насыщенным или более прозрачным и лёгким. См. пример №3 Приложения.

Пример №2

В украинском народном танце «Гопак» регистр использован для усиления звучности, чтобы подчеркнуть яркий, праздничный характер музыки. См. пример №4 Приложения.

Использование регистров помогает передать различные настроения, например, лёгкую грусть, нежность. См. пример № 5.

Пример №5

При помощи регистров можно увеличить диапазон звучания инструмента. См. пример №6.

Пример №6

В первый год обучения рекомендуется использовать регистры правой клавиатуры с пометками или. Если на правой клавиатуре имеется больше пяти регистров, то можно дополнительно использовать регистры , . Включение некоторых других регистров —, , , — видоизменяет, а иногда и искажает звучание. Рассмотрим регистры правой клавиатуры. Пометки (точки) на регистрах указывают количество голосов, звучащих при нажатии одной клавиши. Точками по горизонтали отмечены голоса, настроенные в унисон или разлив:

, точками по вертикали – октавные повышения и понижения звука, а также октавные удвоения:

Написано:

В соответствии с высотой звучания и тембром регистровые голоса условно называются: верхний голос —— флейта, средний — — кларнет (и гобой), нижний — — фагот. Включение некоторых регистров создает возможность получения различных сочетаний голосов: — кларнет + гобой; — флейта + кларнет; — кларнет + фагот; — флейта + фагот (на этом же регистре исполняют произведения, написанные для органа); — флейта + кларнет + фагот; — флейта + кларнет + гобой + фагот (имитируется звучание оркестра).

В пятиголосных инструментах добавлен еще один голос, звучащий в унисон (еще один регистр):

Наличие трех голосов, настроенных один ниже, другой выше основного (третьего), создает большой разлив в звучании (так называемый «французский»). Этот эффектный тембр звука используется аккордеонистами на эстраде, однако для классической музыки он не может быть рекомендован.

Эта же комбинация трех звучащих в унисон голосов встречается на

Как видно из вышесказанного, включая регистр, мы меняем тембр звучания инструмента, но так же при включении некоторых регистров, диапазон инструмента увеличивается на октаву вниз и вверх. Необходимо знать, что регистры,,,не изменяют высоты звучания (так как при включении регистров ,преимущественно слышен нижний голос, как более сильный), тогда как при включении других регистров звучание становится на октаву ниже написанного:

Низкие и многоголосные регистры —,,,,,— лучше использовать в пьесах с высоким мелодическим голосом (см. примеры № 7, № 8 Приложения). Если же мелодия, особенно с аккордами, записана в малой и первой октавах, то использование этих регистров менее желательно, так как мелодия окажется ниже аккомпанемента и звучание приобретет мрачный, угрюмый характер.

Чтобы, при включении указанных регистров, звучание соответствовало написанному, следует играть октавой выше, то есть передвинуть руку вниз по клавиатуре.

Демпферные крышки, расположенные на правой сетке, а в особенности демпферная шторка под ней, служат не только для приглушения звучности, но и для изменения тембра звучания. При закрытой демпферной шторке звучание приобретает оттенок, какой достигается на инструментах с ломаной или ступенчатой декой.

Регистры левой клавиатуры позволяют регулировать густоту басовых звуков. Их включение и выключение приводит не к изменению тембра, а лишь к увеличению или к уменьшению громкости за счет большего или меньшего октавного удвоения, также дает возможность провести мелодию в партии левой руки без октавных удвоений в более высоком или низком звучании. Нужно следить за тем, чтобы регистр левой клавиатуры аккордеона соответствовал по силе и характеру звучания регистру правой стороны. Регистры левой клавиатуры обозначаются:

При использовании регистров левой клавиатуры надо соблюдать звуковое равновесие партий правой и левой руки. Например, включив на правой клавиатуре регистр(звучание в один голос), необходимо уменьшить густоту басовой партии, включив один голос из крайних басовых регистров. И наоборот, включение многоголосных регистров правой клавиатуры:,,-требует более насыщенного звучания партий левой руки, которые достигается включением регистра .

Для аккордеонов, имеющих пять регистров на правой клавиатуре и три – на левой, возможны следующие сочетания регистров:

Инициатива в выборе нужного регистра для выразительного исполнения пьесы должна исходить от учащегося, а педагог только направляет и развивает его музыкальное чутье. Играя произведение, написанное для симфонического оркестра, не всегда следует подражать различным инструментам, так как оркестровые краски очень разнообразны и могут часто сменять друг друга, а столь же частая смена регистров не даст желаемых результатов. Подбирая регистры, нужно учитывать общий характер, фактуру и художественный замысел произведения, искать новые краски, использовать специфические возможности аккордеона.

Например, играя произведение, написанное для клавесина «Кукушка» , часто используют регистр (гобой), который напоминает тембр клавесина. Но ведь мы создаем образ кукушки, а не подражаем клавесину. Лучше играть эту пьесу на регистре (фагот) октавой выше, и тогда звучание этой пьесы приобретет неповторимую прелесть.

Необходимо овладеть и техникой включения и выключения регистров. При переключении нужно не только учитывать смену характера звучания, но и стараться не нарушить ритм и общий темп произведения, чтобы переключение регистров было незаметным для слушателя. Это требует особого навыка. Нужно освоить и сам момент включения (то есть нажатия) регистра. Снятие на мгновение руки с клавиатуры и нажим кнопочного и планочного регистра осуществляется быстрым, но спокойным и мягким движением с последующим ускорением к концу. Резкий удар может привести к порче регистрового механизма, а в отдельных конструкциях – к неполному включению регистра.

В большинстве случаев при переключении клавишных регистров, расположенных на сетке, снимать кисть с клавиатуры не нужно. Регистр следует переключать 1-ым или 2-ым пальцем, если кисть находиться внизу, а нужный регистр вверху; 4-м или 5-м, если кисть находиться вверху, а нужный регистр внизу; 3- м пальцем, если нужный регистр находиться около 3-ого пальца.

Очень важно, чтобы момент включения регистра приходился на определенный счет, и движение руки не выводило играющего из ритма и тактового размера произведения. Надо следить, чтобы движения были быстрыми, но не суетливыми. Кроме того, надо точно знать расположение регистров и включать их не глядя.

Насколько часто надо включать регистры – правил не существует, это зависит от художественного замысла исполняемой пьесы, трактовки исполнителя и возможностей инструмента.

Использование регистров даёт возможность практически решить основные задачи обучения игре на аккордеоне: формирование музыкально-художественных и слуховых представлений, развитие творческого мышления, разширение музыкального кругозора.

1. «Школа игры на аккордеоне». — М.: «Издательский дом В. Катанского», 2001г.

2. «Самоучитель игры на баяне (аккордеоне)». — М.: «Издательский дом В. Катанского», 2000г.

3. «Юный аккордеонист», ч.2, М.: «Музыка», 2003г.

4. «Самоучитель игры на аккордеоне», М.: «Советский композитор», 1988г.

5. «Музыкальная энциклопедия», М.: «Советская энциклопедия», 1981г.

6. «Школа игры на аккордеоне», М.: «Музыка», 1990г.

7. «Школа игры на аккордеоне». – М.: «Советский композитор», 1989г.

8. «Школа игры на аккордеоне». — М.: «Советский композитор», 1972г.

Источник

Оцените статью