Как расписать ноты для оркестра

Как расписать ноты для оркестра

Все знают, что музыку записывают с помощью нот. Но мало уметь эти ноты читать. Необходимо также не сбиться с ритма и сыграть или спеть свою ноту в нужный момент, чтобы музыкальное произведение прозвучало монолитно и гармонично. Именно для этого ноты записываются в виде партитуры (partio (лат.) – делить), состоящей из партий отдельных инструментов. Что это такое, как ее используют для разных музыкальных коллективов и нужна ли партитура современным музыкантам? Попробуем разобраться.

Партитура – это совокупность партий инструментов

Чтобы понять роль партитуры, необходимо представить, как сочиняют музыку композиторы. Слышит ли композитор исполнение мелодии «в голове» сразу всеми инструментами? Вполне возможно, что он «слышит» хотя бы несколько предполагаемых инструментов. Но если произведение пишется для целого оркестра, к этим инструментам могут добавляться партии других. Так музыка получает объем и вариации.

Сначала расписывается ведущая партия, и определяются инструменты для ее исполнения. Затем к ней добавляются партии аккомпанирующих инструментов, а потом расписывается аранжировка. Так создается многоголосная нотная запись, в которой партии всех инструментов располагаются строго одна над другой. Таким образом, партитура – это все музыкальное произведение в виде нот, где на каждой странице собраны партии всех инструментов, включая паузы. Благодаря партитуре музыканты, которые, умеют читать ноты не хуже, чем грамотные люди книги, могут практически сразу сыграть любое произведение. Особенно если оркестром руководит дирижер.

Какой бывает партитура и кому она необходима

В партитуре может быть от двух и более нотных записей, расположенных рядами таким образом, чтобы такты находились один над другим. Например, для арии, исполняемой под фортепиано, будет партитура с двумя партиями – для голоса и рояля. Певец сможет лучше ориентироваться в исполнении своей партии, когда будет параллельно читать партию аккомпанемента. Партитура также совершенно необходима хоровым исполнителям.

Читайте также:  Струны для гитар с флойдом

Обычно в оркестре перед каждым из музыкантов на пюпитре находится нотное изображение партии для его инструмента. Но если бы все играли только свою партию, оркестр не смог бы звучать слаженно и ритмично. Ведь у каждого человека свое чувство ритма. В оркестре ритм задает дирижер. Это человек, который видит перед собой и умеет читать партитуру для всего оркестра. Он сохраняет ритм и подсказывает взмахами дирижерской палочки начало вступления отдельных музыкантов, а также указывает на необходимость музыкальных акцентов.

Если играет небольшой музыкальный коллектив, такой как трио, квартет или квинтет, он может выступать без участия дирижера. Несколько музыкантов вполне могут подчиниться общему темпу. Тем более что перед ними находится партитура с нотами для всех инструментов, которая помогает правильно вступать и отслеживать общее звучание.

Партитура для современных музыкантов

С появлением таких музыкальных коллективов, как джаз-бэнды и ансамбли, необходимость в дирижерах отпала. Потому что в них появились барабанщики, которые не только задавали ритм, но также стали украшать музыку дополнительными звуками, извлекаемыми из различных ударных установок. Несмотря на это партитуры еще долгое время использовались для расписывания сложных партий инструментов. Но постепенно многие стали играть «на слух». Импровизация, которая поначалу была свойственна только некоторым джазовым партиям, позже распространилась на сольные выступления в рок-музыке.

Итак, нужна ли партитура сегодня для исполнения музыки в какой-нибудь группе? Это может быть выбор самих музыкантов. Некоторые из них плохо знают или вообще не знают нотную грамоту, используя табулатуру. Это очень большое упущение. Знание музыкальной грамоты может стать очень полезным, даже если применяется редко. Например, придется записываться на студии известного продюсера, и будет очень стыдно, если музыкант не сможет прочесть по нотам предлагаемую аранжировку.

Читайте также:  Cancion del mariachi табы для укулеле

Раньше при слове «композитор» мы представляли минимум Моцарта или Баха. Сегодня композитором может быть любой музыкант. Чтобы расписать партии инструментов группы сегодня даже не понадобится нотная бумага. Есть специальные компьютерные программы, которые позволяют не только записать музыку в нотах, но тут же ее прослушать и внести необходимые коррективы. Понятно, что на репетиции каждый музыкант имеет право делать свои предложения и импровизировать. Но если принести готовую партитуру новой песни на следующую репетицию своей группы, она пройдет намного плодотворней.

Полезный совет музыкантам

Как невозможно научиться хорошо читать, если не прочесть несколько десятков книг, так невозможно бегло играть по нотам без практики. Сегодня в интернете можно найти партитуру известных музыкальных произведений рок-групп, чья музыка уже стала классикой. Используя партитуру, вы сможете разучить кавер-версии известных хитов, что может даже стать средством для дополнительного заработка.

Источник

Термины и определения в музыке

Нотная графика — это совокупность знаков и правил для фиксации основных параметров музыкального звучания: высоты, длительности (ритма), громкости и тембра.

Партитурная нотация является одной из наиболее сложных форм письменного закрепления информации, одним из компонентов истории музыки и частью письменной культуры человечества.

Оформление партитуры начинается с создания партитурной системы нотоносцев — полной или сокращённой.

Партитурная акколада полной партитурной системы включает все инструменты избранного состава оркестра. Её составляют общая вертикальная линия, объединяющая все нотоносцы, утолщённая линия, охватывающая партии инструментов оркестровой группы, дополнительные скобки, выделяющие партии одноименных и видовых инструментов. Левее партитурной акколады указываются полные названия всех инструментов и строи транспонирующих инструментов (обозначаются латиницей). На последующих страницах названия инструментов не указываются. Партитурные акколады для малого, среднего и большого составов духового оркестра показаны на соответствующих примерах:

Сокращённая партитурная система может состоять из одной партии, оркестровой группы или какого-либо инструментального ансамбля. Если партитура начинается с такой системы, то на обороте титула указывается полный перечень инструментов. На одной странице могут размещаться две или более сокращённые партитурные системы. Вводимые инструменты и оркестровые группы указываются левее партитурной акколады сокращённо, а нотоносцы выключающихся инструментов опускаются на следующей странице.

Справа от партитурной акколады выставляются ключи, ключевые знаки и тактовый размер. Над тактовым размером выше верхнего нотоносца указываются темп и характер музыки.

Создание партитурной системы завершается разметкой тактовых линий. Тактовая линия является прерывистой, она соответствует утолщённой линии акколады, которой объединяются партии инструментов оркестровой группы.
В отличие от общих правил в партитуре принято записывать ноты, расположенные на средней линии нотоносца, только штилем вниз.
Если на нотоносце размещается одна партия, то:

  • лиги выставляются со стороны нотных головок, когда штили направлены в одну сторону (вверх или вниз) Примеры 5 и 6;
  • лиги выставляются только сверху, когда штили направлены в разные стороны Пример 7.

Если на нотоносце размещаются две партии, то:

  • при разном ритмическом рисунке лиги и штили выставляются для каждой партии раздельно — сверху и снизу Пример 8;
  • при ритмическом единстве партий они записываются под одним штилем, направление которого определяется в зависимости от отношения звуков к средней линии нотоносца, при равенстве отношений штиль пишется вниз Пример 9.

Если на нотоносце размещается одна партия или две единые по ритму партии, то штрихи указываются со стороны нотных головок, динамические оттенки, в том числе и их словесные обозначения, — ниже нотоносца, а способы извлечения звука и изменения ха-рактера звучания указываются над нотоносцем.

Буквенные или цифровые ориентиры выставляются над верхней строкой партитуры.
По отношению к партитуре термин «ранжир» означает строгое вертикальное и синхронное расположение оркестровых партий, динамических оттенков, а также горизонтальное соответствие между верхними и нижними добавочными линиями нотоносца.

В оркестротечно выполненных партитурах применяется система т.н. выписок — партий, которые исполняются в зависимости от конкретных обстоятельств (отсутствие исполнителя на каком-либо инструменте, акустические условия исполнения и т.п.).

Партитура завершается двойной тактовой чертой, последняя из них, подобно группповой линии в партитурной акколаде, является утолщённой.

Партитура представляет собой систему графем и детерминатив. Графемами являются: нотные головки различной формы, штили и вязки, ритмические точки, продлевающие продолжительность звуков, мелизматические группы нот. К числу детерминатив относятся: партитурная система, партитурная и фигурные акколады, нотоносцы, ключи, ключевые знаки и знаки альтерации, наименования и указатели строя инструментов, цифровые указатели оркестровых партий, прерывистые и заключительные тактовые линии, обозначения размера и темпа, динамики и экспрессии, пауз и лиг, артикуляции и штрихов, приёмов звукоизвлечения и способов изменения характера звука, знаки сокращения нотного письма, обозначения мелизмов, фермат, а также буквенные или цифровые ориентиры. В музыкальной нотации, поясняет И. Барсова, «детерминативы сами по себе не «произносятся», но уточняют «произнесение» графемы». // Барсова И. Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVIII века). – М., 1997. – С. 370.
Некоторые издательства следуют такому правилу: первая страница произведения или его отдельной части оформляется как полная партитурная система, где указываются названия всех инструментов.
Некоторые издательства и компьютерные системы смену размера и ключевых знаков, а иногда и структурных частей формы, подчёркивают двойной чертой.
В компьютерных нотных системах эти требования соблюдаются.

Источник

Как расписать ноты для оркестра

  • Поддержите наш сайт →

итал. partitura, букв. — разделение, распределение, от лат. partio — делю, распределяю; нем. Partitur, франц. partition, англ. score

Нотная запись многоголосного музыкального произведения (инструментального, хорового или вокально-инструментального), в к-рой для партии каждого инструмента или голоса отведён отдельный нотоносец. Партии в определённом порядке располагаются одна под другой таким образом, чтобы одинаковые доли такта находились на одной вертикали и зрительно легко было бы охватить возникающие из сочетания голосов созвучия. В процессе эволюции П. вид её существенно менялся, что было связано с развитием композиторской техники.

Принцип партитурной организации — вертикальное расположение строк — использовался в орг. табулатуре и в орг. П. (введённая органистами, сопровождающими хоровое исполнение, запись важнейших голосов сочинения; для дисканта и баса отводились отдельные строки, средние голоса или фиксировались в виде табулатуры, или каждый выписывался на отд. строке).

Ф. Вердело. Мотет. Партитура. (Из книги Лампадия.)

По свидетельству нем. теоретика Лампадия («Compendium mu-sicis» — «Краткое руководство по музыке», 1537), П. восходит прибл. к 1500, когда вошли в употребление «Tabulae compositoriae» (букв. — «Композиторские таблицы»). Приведённый Лампадием мотет Ф. Вердело — первый из дошедших до нас образцов новой практики нотной записи; это — печатная 4-строчная П. с тактовыми чертами после каждых двух breves. Голоса располагаются в порядке их тесситуры — принцип, прочно утвердившийся в вок. П. Самая ранняя из сохранившихся рукописных П. — «Fantasia di Giaches» (Б-ка Ватикана, рукоп. Chigi VIII, 206) относится к 1560. Появление в 16 в. партитурных записей многогол. и многохорных вок. соч. связано с расцветом имитационной полифонии и развитием гармонии. Сравнительно с практиковавшейся тогда записью многогол. музыки в отд. голосах (партиях) или в хоральной книге (в к-рой на каждой странице фиксировалось по два голоса 4-голосной фактуры) П. представляла большие удобства, т. к. была наглядна и облегчала восприятие горизонтальной и вертикальной координат полифонич. целого. В партитурной нотации инстр. музыки были использованы осн. принципы записи вок. полифонич. произв. Состав инструментов в такой П. не фиксировался; для его определения служили ключи и наименование тесситуры (cantus, altus, tenor, bassus).

На рубеже 16 и 17 вв. возникла П. с генерал-басом. Её появление связано с развитием гомофонного стиля, в частности с потребностью облегчить исполнителям на органе и клавичембало практику аккордового сопровождения мелодич. голосов. В П. с генерал-басом записывались партии баса и мелодич. голосов (партии одинаковых по тесситуре инструментов — на одной строке). Гармонич. сопровождение для клавишных инструментов фиксировалось условно посредством сигнатур. С появлением во 2-й пол. 18 в. классич. симфонии и концерта генерал-бас выходит из употребления; гармония стала точно фиксироваться в П.

Порядок записи инструментов в раннеклассической П. постепенно подчинился организации оркестра по группам, но расположение самих групп заметно отличалось от современного: обычно вверху располагались высокие струнные, под ними — деревянные и медные духовые, внизу — струнные басы.

Даже в нач. 19 в. дирижёры часто пользовались дирекционом; лишь с появлением дирижёров в совр. значении слова (см. Дирижирование)

Расположение инструментов в партитуре для большого симфонического оркестра

Русские названия Итальянские названия

Деревянные духовые

Малая флейта Flauto piccolo
Флейты Flauti
Гобои Oboi
Английский рожок Corno inglese
Кларнеты Clarinetti
Басовый кларнет Clarinette basso
Фаготы Fagotti
Контрафагот Contrafagotto

Медные духовые

Валторны Corni
Трубы Trombe
Тромбоны Tromboni
Туба Tuba

Ударные инструменты

Литавры Timpani
Треугольник Triangolo
Бубен Tamburino
Малый барабан Tamburo militare
Тарелки Piatti
Большой барабан Gran cassa
Ксилофон Silofonо
Колокольчики Campanelli

Челеста Celesta
Арфа Аrpа

Струнные инструменты

1-е скрипки 1 Violini
2-е скрипки 2 Violini
Альты Viole
Виолончели Violoncelli
Контрабасы Contrabassi

П. становится необходимой для исполнения орк. и вок.-орк. музыки.

Принятая ныне организация П. сложилась в сер. 19 в. Партии инструментов располагаются по орк. группам, внутри каждой группы инструменты записываются по тесситуре сверху вниз (за исключением труб, партии к-рых по старой традиции пишутся ниже партий валторн, см. таблицу выше).

Более высокие по тесситуре разновидности (см. Оркестр) записываются выше партии осн. инструмента (лишь партия малой флейты иногда нотируется ниже), более низкие — ниже неё. Партии арфы, фп., органа, солистов и хора записываются над группой смычковых:

Н. А. Римский-Корсаков. Испанское каприччио. Часть I. Альборада.

Нек-рые исключения из установившихся правил допускали Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Н. Я. Мясковский и др. В П. принят ряд условностей (ключи, транспозиция, запись флажолетов), к-рые в связи с усложнением гармонич. и полифонич. языка в нач. 20 в. стали затруднять чтение П. Так возникла потребность упростить П., освободив её от нек-рых ключей (Н. А. Римский-Корсаков и др. композиторы петербургской школы отказались от тенорового ключа) и от транспозиции (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, С. С. Прокофьев, А. Онеггер). В 50-70-х гг. 20 в. в П. вошли многочисленные условные способы нотации, связанные с появлением новых видов композиторской техники (алеаторика, соноризм). См. Чтение партитур.

Литература: Нюрнберг М., Нотная графика, Л., 1953, с. 192-199; Маталаев Л., Упростить партитуру, «СМ», 1964, No 10; Mальтер Л., Таблицы по инструментоведению, М., 1966, с. 55, 59, 67, 89.

Источник

Оцените статью