Как расположены ноты губной гармошки

Как расположены ноты губной гармошки

Одиночные ноты на губной гармошке

В этой статье (ниже) вы найдёте все необходимые материалы для того, чтобы научиться играть на губной гармошке: с детальными аудио примерами, заданиями и упражнениями.


Как научиться играть на губной гармошке одиночными нотами:
  • Правильное звукоизвлечение (три правила хорошего звука: мышцы, камера, дыхание)
  • Округлое отверстие, сформированное губами, в противоположность продолговатому.
  • Формирование расслабленной и направленной воздушной струи (как при проговаривании буквы «О»), в противоположность сильной и рассеянной (как при выдувании и всасывании воздуха)

Критические ошибки при обучении игре одиночными нотами:
  • Отверстие губ не округлое а продолговатое.
  • Мышцы лица и, в особенности, губы чересчур напряжены.
  • Выдувание и всасывание воздуха вместо правильного дыхания.
Совет!

Если у Вас до сих пор не выходит играть одиночными нотами, попробуйте немного наклонить губную гармонику вверх. Каким-то чудесным образом многим студентам этот совет помогает.

Упражнения

Упражнение 1.

Научиться играть одиночными нотами так, чтобы не задевать соседние отверстия, а также плавно передвигаться с одного отверстия к другому, не отводя губную гармошку от губ.

Задание:

Играть одиночными нотами на указанных отверстиях:

Гамма «до мажор»: +4-4+5-5+6-6-7+7

Упражнение 2.

Научиться применять 3 фундаментальных правила красивого звука в контексте игры именно одиночными нотами и играть максимально красиво и нежно каждую ноту «от тихого к среднему» звуку.

Задание:

Играть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 , используя 3 правила качественного звука и выводя каждую ноту «от тихого к среднему».

Упражнение 3.

Сфокусироваться на мелодии, но при этом стараться каждую ноту сыграть идеально «чисто», без задевания соседних отверстий.

Задание:

Сыграть одну или несколько мелодий из списка (ниже), играя очень медленно (в 2, а то и в 3 раза медленнее, чем аудио пример).

Упражнение 4.

начать применять 3 базовых правила красивого звука в контексте игры выученной Вами мелодии.

Задание:

Играть выученную вами мелодию очень медленно длинными нотами, каждую ноту выводя от тихого к громкому, фокусируя внимание на правильном выполнении трёх базовых правил.

Мелодии

Маленькой ёлочке холодно зимой

+6 +5 +5 +6 +5 +5
+6 -5 +5 -4 +4
-6 +7 -6 +6 +5 +5
+6 -5 +5 -4 +4

Жили у бабуси (Гуси)

-5 +5 -4 +4 +6 +6
-5 +5 -4 +4 +6 +6
-5 -6 -6 -5 +5 +6 +6 +5
-4 -5 +5 -4 +4 +4

Ода к Радости (9 симфония Бетховена)

+5 +5 -5 +6 +6 -5 +5 -4 +4 +4 -4 +5 +5 -4 -4

+5 +5 -5 +6 +6 -5 +5 -4 +4 +4 -4 +5 -4 +4 +4

Горіла сосна, палала

+4 +4 -4 +5 +5 -4 -4 +4
+5 +5 -5 +6 +5 +6 -5 +5
-4 -4 +5 -5 -4- 5 +5 -4
+4 +4 -4 +5 +5 -4 -4 +4

Миленький ты мой

+6 +5 -5 +5 -4 +4
-6 -6 -5 +4 -6 -6 +6
-6 -5 +4 -6 -6 +6
+5 -4 +5 -5 -3 +4

Подробное описание

Начать играть одиночными нотами на губной гармошке, не задевая соседние отверстия – это первый серьезный вызов для любого начинающего гармониста. Поверьте – любой среднестатистический человек без подготовки может овладеть игрой одиночными нотами, в среднем, за неделю. Причем, скорее всего, начнет получаться сразу, а за неделю можно этот навык довести до стабильности. Критерием хорошего результата будет сыгранная вами простенькая мелодия на губной гармонике от начала и до конца без задевания соседних нот.

У кого обычно не получается? У тех, кто не занимается. А у тех, кто занимается – получается всегда! Нет навыков, которым нельзя научиться, есть ленивые исполнители!

В будущем вы будете достаточно глубоко держать губную гармонику во рту и играть одиночными нотами. Вы научитесь управлять потоком воздуха так, что во рту будет несколько отверстий (2 или даже 3), а звучать будет только то, которое вы задумали. Не верите? Проверьте на себе – овладейте этим инструментом! Но убедиться вы сможете в этом немного позже, а начинать надо с малого. И мы вам в этом поможем.

Возможно, вы встречали информацию на других интернет-ресурсах, что есть несколько способов игры одиночными нотами на губной гармошке:

1) Свисток (блокировка губами)
2) Блокировка языком
3) U-блок

Ни в коем случае вам не нужно учиться играть на губной гармонике с помощью «техники» (если ее можно так вообще назвать) U-блок – это когда язык нужно сворачивать в трубочку. Сразу забудьте об этом способе, хоть некоторым он может показаться действительно очень простым. Играя таким образом, ваш язык будет постоянно занят, а он вам понадобится для приобретения всех последующих необходимых навыков игры на губной гармошке, в том числе для того, чтобы научиться играть бенды на губной гармонике.

Метод блокировки языком – очень хорошая техника игры на гармонике, но она вам будет нужна немного позже.

Сейчас вам необходимо научиться самому обычному, базовому способу игры на губной гармошке – блокировке губами, или как его еще называют «свисток».

Свистеть умеете? Не громко, и без двух пальцев во рту, а обычным свистом, когда губы «трубочкой»? Так еще свистит вокалист группы Scorpions в своей известной композиции Wind of change (Ветер перемен). Кстати, наверняка вы и сами начали замечать, что с губной гармошкой ваша жизнь уже начала меняться в сторону «интересней».

Заметьте, что когда вы свистите именно таким свистом, губы формируют небольшое круглое отверстие, хоть сами губы не напряжены и мягкие, более того все мимические мышцы тоже расслаблены. Именно эти 3 основные фактора нам надо перенести в контекст игры одиночными нотами на губной гармонике.

Итак, три правила, как научиться играть на губной гармошке одиночными нотами:

  • Правильное звукоизвлечение (3 фундаментальных правила красивого звучания)
  • Оруглое отверстие, сформированное губами, в противоположность продолговатому.
  • Формирование расслабленной и направленной воздушной струи (как при проговаривании буквы «О»), в противоположность сильной и рассеянной, как при выдувании и всасывании воздуха («всасывать» – это не о нас и, надеемся, не о вас)

Начните с четвертого отверстия. Прежде всего, следует запомнить правильное звучание чистой одиночной ноты, которую вы собираетесь извлечь на губной гармошке. (Если вы подписались на бесплатную рассылку, то получили детальные аудио примеры для каждого отверстия и задания для развития одиночных нот на губной гармошке) Для этого вы можете закрыть указательными пальцами обеих рук все лишние отверстия, кроме того, над которым будете работать. Затем мягко подышите на вдох и на выдох через оставшуюся дырку, привыкая к необходимому звуку. Только после этого переходите к попыткам извлечь одиночную ноту на губной гармошке уже без помощи пальцев. Старайтесь найти чистый звук при игре, как на вдох, так и на выдох. Не переходите к другим отверстиям до тех пор пока не найдете чистый звук одиночной ноты на четвертом отверстии губной гармошки.

Будьте терпеливы. Если у вас всё же не получается, подойдите к зеркалу, проверьте не опущена ли гармошка во время игры и попробуйте опять извлечь одиночную ноту, скажем, на выдох. После этого заберите губную гармошку от губ, сохраняя положение самих губ и убедитесь, что губы формируют круглое отверстие. Скорее всего, именно тут вы делали ошибку, а ваши губы формируют продолговатое отверстие. Перед зеркалом сделайте еще раз форму губ как при свисте (с небольшой круглой дырочкой) и пробуйте опять найти одиночную ноту на четвертом отверстии губной гармошки. Должно получиться. Если все же не получается – попробуйте немного приподнять губную гармошку и слегка направить ее вверх. Это не запрещено. Только следите, чтобы нижняя губа не перекрывала само отверстие.

Когда у вас все получится с четвертым отверстием — переходите на пятое отверстие губной гармошки. После отработки одиночных нот на пятой дырке, мы рекомендуем сразу же отработать сам переход с четвертого отверстия на пятое. Для этого используйте схему обычной гаммы «до мажор» (если у вас губная гармошка в тональности «до мажор»).

Название всех нот этой гаммы вы наверняка знаете: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. А на губной гармошке она играется так: +4-4+5-5+6-6-7+7, где «+» означает выдох, а «-» — вдох. Ниже мы представим пример возможного порядка отработки одиночных нот на губной гармошке.

Начинайте отрабатывать одиночные ноты с четвертого отверстия, добавляя по одной дополнительной дырке. Не спешите, этот навык следует отрабатывать очень медленно (кто спешит – соседей насмешит). Ноты должны быть протяжными, а не короткими, чтобы вы могли во время игры каждой отдельной ноты исправиться, даже если услышите, что зацепили соседнее отверстие.

Ваш порядок отработки одиночных нот на гамме может выглядеть так:

1) +4-4 и в обратном порядке (-4+4). Если отработали и всё хорошо звучит — переходите к следующему пункту.
2) +4-4+5-5, -5+5-4+4
3) +4-4+5-5+6-6, -6+6-5+5-4+4
4) +4-4+5-5+6-6-7+7, +7-7-6+6-5+5-4+4.

Вот вы и сыграли гамму «до мажор» на губной гармонике.

В районе шестого и седьмого отверстия, скорее всего вы начнете опять немного цеплять соседние ноты, но будьте внимательны и напористы — старайтесь добиться более точного чистого звучания и не забывайте о правильном дыхании. Все время напоминайте себе о нем. Дыхание – это наше всё!

Теперь вам важно закрепить навык игры на губной гармошке одиночными нотами. Постарайтесь играть каждый день, хотя бы по 25-30 минут и через неделю у вас будет очень хороший результат. После этого вы сможете переходить к дальнейшему овладению приемов игры на губной гармонике при помощи нашего самоучителя по губной гармошке.

Отрабатывать навык игры одиночными нотами на губной гармошке лучше всего на простых, хорошо известных вам мелодиях. Т.е. на тех мелодиях, которые вы без труда можете напеть или насвистеть или воспроизвести у себя в голове. Примерами таких мелодий могут служить детские песенки, народные, праздничные или новогодние мотивы, отрывки известных классических произведений и т.д. Не пытайтесь начать разучивать сразу что-то масштабное. Помните, путь от простого к сложному наиболее продуктивный.

Источник

Как расположены ноты губной гармошки

Как читать табулатуру для губной гармошки

Табулатура для губной гармошки, или, как ее еще сокращенно называют, табы – это упрощенный способ записывания нот для губной гармошки в виде указания вдохов и выдохов.

Не секрет, что играть на губной гармонике можно научиться, не зная нотной грамоты. Но одним из непростых моментов для новичков является чтение и понимание табулатуры для губной гармошки.

Кстати, приглашаем вас на наш 15-дневный бесплатный онлайн курс «БЫСТРЫЙ СТАРТ», где вы сможете качественно проработать правильное дыхание, звукоизвлечение, игру одиночными нотами и научитесь исполнять мелодии по табулатурам (по табам) под аккомпанемент.

Дело в том, что в записи табов нет жестких правил, как в нотном письме. Табулатуру для губной гармоники может написать любой новичок, и, зная к какой мелодии это относится, ее прочтет любой гармонист.

Единственным общепринятым моментом является обозначение вдоха и выдоха при помощи знаков «-» и «+».

Представьте себе двухмерную систему координат из школьной математики — оси X и Y. Нам понадобится только ось X. Начало отсчета, т.е. ноль, — это ваша голова. Все, что находится по оси впереди головы, в направлении выдоха, — это «плюс», все, что позади, в направлении вдоха, — это «минус». Итак, все, что обозначается с плюсом — это выдох, все, что с минусом — это вдох.

-2 — вдох на втором отверстии

-(45) — одновременный вдох на отверстиях 4 и 5

-(14) — октава на вдох на отверстиях 1 и 4

-(234) — аккорд на вдох на отверстиях 2, 3 и 4

+4 — выдох на четвертом отверстии

+(56) — одновременный выдох в отверстия 5 и 6

+(25) — октава на выдох на отверстиях 2 и 5

+(123) — аккорд на выдох на отверстиях 1, 2 и 3

Однако многие из вас, просматривая страницы интернета и ресурсы в поисках табулатуры для любимых мелодий, находили не совсем понятные варианты записи. Чтобы помочь вам разобраться с этими интерпретациями, мы рассмотрим ниже несколько наиболее распространенных примеров.

Как вы уже понимаете, самым важным в отображении табулатуры является обозначение вдоха и выдоха. Существует некоторое количество этих обозначений, которые понятны интуитивно и, самое главное, они никогда не перемешиваются между собой в рамках одной мелодии. Т.е., при записи используется только один способ обозначения вдоха и один способ обозначения выдоха.

Перейдем к примерам.

В нашем самоучителе вы уже видели запись при помощи «-» и «+». Но в некоторых статьях можно найти такой вариант:

Здесь 5 и 6 обозначают игру на выдох, а -5 и -4, или (5) и (4) — на вдох. Если вы записываете табулатуру мелодии при помощи этих обозначений, то будет неверным одновременно использовать для вдоха цифры со знаком минус и цифры в круглых скобках. Также и для выдоха. Не следует использовать в одной табулатуре цифры с плюсом и без него, имея ввиду в обоих случаях выдоховые ноты.

Если речь идет об игре аккордами, то табулатура может выглядеть следующим образом:

(123) – аккорд на вдох

[234] – аккорд на выдох

Кроме того вы можете встретить обозначение вдоховых нот при помощи цифр, обведенных кружком:

В этом случае выдохи, как правило, обозначаются просто цифрой без дополнительных знаков.

Существует и обратный пример, когда выдоховые ноты обозначаются цифрой с плюсом, а вдоховые просто цифрами:

Также встречается способ отображения при помощи стрелок под цифрами:

Цифры со стрелками вниз обозначают вдох, а со стрелками вверх — выдох.

Итак, мы разобрались с основными обозначениями прямых вдохов и выдохов. Но это только часть нот, которые можно взять на губной гармонике. Остальные ноты мы получаем при помощи техник бендинга и овербендинга, и они также имеют свои обозначения.

Начнем с бендов на вдох. В зависимости от принятого в той или иной табулатуре способа отображения вдоховых нот, к ним прибавляются знаки, обозначающие понижение по полутонам. Пример из нашего самоучителя:

Вдоховые ноты обозначаются круглыми скобками, а каждый значок > означает понижение ноты на полтона. Т.е. в примере последовательно указаны: вдох на втором отверстии, бенд на полтона на вдох на втором отверстии, бенд на тон на вдох на втором отверстии, бенд на полтона на вдох на втором отверстии, второе отверстие на вдох.

Распространенным способом является прибавление к цифре апострофов:

-2″ — бенд на тон на вдох на втором отверстии

3′ ‘ ‘ — бенд на полтора тона на вдох на третьем отверстии

В случае использования знака «+» для выдохов, вдоховые ноты и бенды могут обозначаться без круглых скобок и знаков «-«:

Одним из вариантов является использование стрелок, направленных вниз от цифры, обведенной кружком:

Здесь одинарная стрелка — это бенд на полтона, двойная — на тон и тройная — на полтора тона.

При использовании обозначений вдохов и выдохов с помощью стрелок под цифрами, для бендов используют поперечные черточки на хвостах стрелок:

Бенды на выдох имеют, как правило, следующий вид:

8′ 9′ 10′ 10″ или +8′ +9′ +10′ +10″

Соответственно: бенд на полтона на выдох на восьмом отверстии, бенд на полтона на выдох на девятом отверстии, бенд на полтона на выдох на десятом отверстии и бенд на тон на выдох на десятом отверстии.

Овербенды, которые, в отличие от бендов, повышают ноту, обозначаются чаще всего так:

1о 4о 5о 6о — овербенды на выдох (overblow)

(7)о (9)о — овербенды на вдох (overdraw)

Буква «о» может также располагаться над цифрой или под ней:

Есть и другие способы обозначений в табулатуре для губной гармоники, но они не столь распространены и, вобщем-то, интуитивно понятны для музыканта, играющего на губной гармошке, с уровнем чуть выше новичка. Главное, определить, что является вдохом, а что выдохом, и тогда все становится на свои места.

Самым существенным недостатком табулатуры для губной гармошки является отсутствие длительностей нот, пауз и прочих прелестей классической нотной записи. Поэтому практически невозможно сыграть неизвестную вам мелодию, видя только ее табулатуру. Более продвинутые музыканты используют табы вместе с нотами:

Но пусть вас не пугает некая ограниченность табулатуры для губной гармошки. На сегодняшний день табами расписано огромное количество известных вам мелодий, а неизвестные можно найти в интернете, послушать, а потом сыграть по табулатуре.

Источник

Читайте также:  Ноты для фортепиано баллада холодное сердце 2
Оцените статью