Как распутать струны от пианино

Как распутать струны от пианино

Струны фортепиано иногда рвутся, причём чаще всего либо на участке в непосредственной близости к вирбелю (струнному колку), либо на месте перегиба через штифт на клангштабике или в аграфе. Причины тому две.

Первая — так называемая усталость металла. Любой мальчишка знает, что если проволоку неоднократно сгибать и выпрямлять на одном и том же месте, непременно наступает момент, когда она ломается. Всякую струну для настройки сначала слегка ослабляют, а затем снова натягивают до необходимого. Участки струны в местах перегибов (то есть на витке вокруг вирбеля, на изгибе вокруг штифта или в аграфе) дугообразно изогнуты. При ослаблении струны они слегка смещаются и выпрямляются, а при натяжении вновь возвращаются на прежнее место и опять приобретают дугообразную форму. Такие попеременные изгибания и выпрямления нарушают на указанных участках струны структуру металла, что вызывает образование в нём микротрещин.

Вторая причина — влажность. В воздухе, в том числе внутри фортепиано, всегда растворено некоторое количество водяного пара. При понижении температуры металл охлаждается быстрее других материалов, и пар, преобразуясь в туман, оседает в виде конденсата прежде всего на металлических поверхностях. Со временем конденсат, конечно, испаряется, но в укромных местах соприкосновения струн с деталями опорных конструкций фортепиано это происходит значительно медленнее, чем на открытых поверхностях, а на эти укромные места (то есть на участки, подверженные выпрямлению и изгибанию в процессе настроек) как раз и приходятся контакты струн с вирбелями, штифтами, аграфами. А где влага, там, как известно, металл подвергается коррозии и теряет прочность, что в сочетании с микротрещинами от усталости металла и значительной силой натяжения струн ведёт к их обрывам.

Читайте также:  Olivier toussaint ноты фортепиано

У фортепианных мастеров-настройщиков не всегда имеется под рукой нужный струнный материал, чтобы изготовить новую струну. К тому же в свежеизготовленной струне после её настройки начинается довольно длительный процесс релаксации, связанный с расстройкой тона в сторону понижения и требующий постоянной подстройки. Поэтому, если с момента обрыва струны до изготовления новой и её полной релаксации музыкальный инструмент обязан «работать», настройщики ищут выход в связывании оборванной струны, но не все знают, как это сделать проще и надёжнее. Особенно, если оборвалась обвитая струна, да ещё на изгибе через штифт клангштабика или в аграфе, когда участок керна от места обрыва до начала навивки настолько кóроток, что использовать его для связывания в узел с куском проволоки-надставки представляется задачей чудовищной сложности, практически невыполнимой. Но это сложность мнимая, потому что для тех, кто владеет технологией связывания струнной проволоки особым узлом, для этого достаточно всего лишь 15-20 мм. свободного от навивки конца керна. К тому же вязание такого узла не очень сложно и не требует от мастера никаких особых усилий. Здесь требуются только чрезвычайная аккуратность, отсутствие суеты в действиях и скрупулёзное соблюдение приведённых далее рекомендаций.

Рассмотрим технологический процесс связывания оборванной обвитой струны на самом сложном примере, когда свободный от навивки обрывок струнной проволоки чрезвычайно кóроток или даже вовсе отсутствует (обрыв в аграфе или у штифта на клангштабике).

Главное требование к навивке — плотное прилегание её витков друг к другу и, в особенности, к керну (прочной стальной проволоке, на которую навита другая, медная, латунная или мягкая стальная). Достаточно ослабить навивку хотя бы на один оборот — и струна теряет «кантиленность» (певучесть, мелодичность), звучит глухо, с посторонними сиплыми призвуками и неопределённо по высоте тона. Чтобы избежать «проворота» навивки вокруг керна, струнную проволоку на участках начала и конца навивки слегка расклёпывают на длину 20-30 мм., иногда более, чтобы и сечение керна, и витки приобрели здесь не круглую, а овальную форму.

Читайте также:  Ноты для саксофона для души

При недостаточности длины необвитого участка оборванного конца струны (менее 15-20 мм.) следует увеличить его длину, смотав некоторое количество витков навивки с расклёпанного участка керна. Если это делать неправильно, то есть сматывать навивку с предварительно незащищённой струны, струну легко окончательно загубить, а правильно следует делать так:

Если струна оборвалась непосредственно у края навивки и есть опасность освободить от витков почти весь расклёпанный участок, что может вызвать «срыв» овальных витков, предохраняющих от проворота навивки вокруг керна, поможет следующий приём. Не зажатый в тиски конец струны следует сделать подлиннее, на открытом пламени газовой горелки слегка прокалить крайние витки медной проволоки, чтобы не допустить её поломки при сматывании, аккуратно смотать навивочную проволоку «до упора», то есть и с расклёпанного участка, и даже более, затем с помощью молотка и «наковаленки» «дорасклепать» керн на бóльшую длину, затем вручную туго навить часть витков на вновь расклёпанную часть и через неразрушающую прокладку (например, кожаную) с помощью пассатижей плотно обжать витки вокруг граней расклёпанного керна и, наконец, обрéзать остатки медной проволоки, оставив для вязки узла 15-20 мм. Перезажать струну в тиски так, как это показано на рисунке 2.

От фортепианного мастера, особенно если он не имеет опыта и навыков работы со струнной проволокой и слабо знаком с её поведением в особых случаях, дальнейшие действия потребуют большой тщательности и неторопливости.

Для тех, кто вышеописанный приём освоит, связывание струны, оборванной у вирбеля или между клангштабиком (аграфом) и вирбелем, или у концевой петли, надеваемой на штифт металлической рамы, или же вовсе гладкой (без навивки), не должно составить никаких трудностей. Единственное, чего нельзя забыть, это прежде чем связывать обвитую струну, на которой узел должен расположиться между аграфом и вирбелем, её оборванный конец следует продеть в отверстие аграфа (иначе, после вязки узла, это сделать не получится). Во всех этих случаях зажимать струну в тиски уже не потребуется.

Источник

Как разобрать пианино?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Покупая пианино, вряд ли кто-то задумывается о том, что его когда-то придется выкинуть. Кажется, этот инструмент поэтому и делают громоздким, чтобы служил не одному поколению. Но рано или поздно и фортепиано приходит в негодность или просто становится ненужным.

С учетом его веса и размеров вынести инструмент не так просто. Лучше запастись терпением – и разобрать его на части. В статье расскажем, как правильно это сделать.

Какие инструменты понадобятся?

Процесс утилизации пианино не так прост, как кажется на первый взгляд. Взять и разломать фортепиано как-нибудь на выброс не получится, сдать целиком фортепиано на металлолом тоже не выйдет, поскольку в нем есть и деревянные составляющие.

Законодательство запрещает вынос крупногабаритных бытовых изделий к мусорным бакам, за это можно получить штраф. Остается разобрать инструмент, и потом действовать отдельно с каждой его частью. Можно доверить это дело тем, кто специализируется по данному направлению. Но кто умеет пользоваться инструментами, могут это сделать своими руками в домашних условиях.

Вполне реально проделать работу за несколько часов при наличии монтировки (или лома), шуруповерта, кусачек и, возможно, молотка. Кроме инструментария и определенного навыка владения им, хорошо бы знать, как устроена конструкция – это поможет быстрее справиться с разборкой, повысит безопасность ваших действий.

Основные части фортепиано:

корпус из дерева;

звуковая система (резонансная доска, струны);

механическая система (молоточки, педали, рычаги, крепления).

Последние элементы наиболее опасны, при разборке они могут нанести травмы, так как закреплены пружинами. А также с осторожностью надо отделять от боковых держателей чугунную станину. Разбирать на части пианино нужно предельно осторожно и без резких движений. Рассмотрим по отдельности некоторые моменты.

Разбор корпуса

Полная разборка старого пианино начинается с демонтажа корпуса. Порядок действий таков:

снимаются крышки (от верхней и нижней частей);

снимается передняя панель;

откручивается планка, которая удерживала клавиши;

удаляются заглушки по бокам;

выкручиваются основные шурупы.

Не спешите выбрасывать деревянные детали корпуса фортепиано, они могут пригодиться в хозяйстве.

Снятие клавиш и срезка струн

К удалению струн и снятию клавиш приступают после того, как убраны деревянные части. Демонтируют струны несколькими способами, но если это делается без специального (настроечного) ключа, молоточки не трогают, иначе есть риск получить травму за счет того, что струна может резко отскочить.

Струны еще снимают болгаркой, а также при помощи рычажных кусачек. В первом случае это делается одним движением, во втором – каждую струну удаляют по отдельности. Но все-таки самый безопасный способ (хоть и долгий) – это вариант при помощи настроечного ключа.

Им развинчиваются вначале колки, снимают струны, затем демонтируют молоточки, потом приступаю к клавишам и клавишной панели. Такой способ потребует больше времени и усилий, но тут исключается травмирование, а это немаловажно.

Кстати, струнную оплетку делают из латуни или меди, поэтому за эту часть, как за цветной металл, можно выручить определенную сумму при сдаче в пункт вторичного сырья. Не торопитесь все выбрасывать при разборке фортепиано.

После того как открутили планку, приступают к снятию клавиш. Опишем пошагово общий этап работы по снятию клавиш и срезке струн.

Избавляются от нижней передней панели: для этого снимают ее с внутренних защелок.

Снимают деревянные педальные штанги.

Любым вышеописанным способом срезают струны и избавляются от молоточкового механизма. Только не наоборот, иначе струны начнут «отстреливать».

С особой осторожностью срезают верхние струны: процесс начинают с поднятия молоточков за счет находящегося сбоку рычага левой педали.

Далее идет демонтаж клавиш и клавишной панели, а также педалей. При этом обеспечивают опору станине, чтобы она не упала.

Ломом отсоединяют заднюю стенку.

А вот с чугунной плитой можно не торопиться – это самая тяжелая деталь, и ее можно выломать непосредственно перед тем, как будете выносить. Что еще советуют профессионалы? Разбирать пианино лучше, когда инструмент расположен в горизонтальном положении, его следует уложить на заднюю стенку.

Этап снятия струн можно пропустить – этот шаг нужен, только если вы решили сдать их в пункт приема цветного металла, или решили полностью разобрать фортепиано по другим причинам. В противном случае можно просто открутить весь механизм с планкой и рулейстиком (молоточковым механизмом).

Разборка оставшихся частей

Если речь идет об утилизации старого пианино, то заключительным шагом всех работ по разборке инструмента станет отделение рамы от задней деревянной панели. Выполняют это действие после демонтажа чугунной станины. То есть фортепиано кладут на заднюю стенку, вначале избавляются от боковушек, а после отделяют раму от задней деревянной стенки.

Чугунная станина весит в пределах одного центнера – это самая тяжелая деталь пианино. Для ее выноса можно воспользоваться лифтом, либо найти несколько грузчиков. Ее, как правило, сдают на металлолом. Разобрав инструмент полностью на запчасти, уже спокойно можно выносить его на свалку, либо найти каждой части отдельное применение.

За чугунную панель и струны можно выручить деньги, сдав в пункт приема вторсырья. Деревянные основы тоже можно сдать на переработку, но часто их оставляют для собственных нужд, например, растапливают ими камин или печь.

Полированная древесина (панель, крышка) подходит для изготовления мебели, перегородок, полок, различных столиков, делают из нее даже различные декоративные элементы, в том числе украшения. Более мелкие элементы (петельки, болты) могут пригодиться для ремонта или изготовления других изделий.

Во многих городах и райцентрах действуют специальные фирмы либо бригады по утилизации роялей и пианино. Дело в том, что в настоящее время на смену этим громоздким музыкальным инструментам приходят электронные клавишные собратья, и многие хотят избавиться от устаревших экземпляров.

Услуга довольно распространенная, поэтому лучше доверить утилизацию профессионалам – так вы сэкономите время, и это наиболее безопасный путь. Но все же если такие специализированные бригады отсутствуют в вашей местности, то наша инструкция поможем вам справиться с утилизацией ненужного или устаревшего пианино.

Кстати, разбирают инструмент не только для того, чтобы его легче вынести. Очень часто требуется разборка для очистки фортепиано, когда залипают клавиши, и они звучат по-другому; чтобы подтянуть струны; для перевозки либо перестановки в другое место. В зависимости от цели и делают разборку: полную либо частичную.

Источник

Оцените статью