Как растянуть пальцы для фортепиано
1. Естественная форма кисти.
Сложите руки «лодочкой»: одинаковые пальцы рук сомкнуты на полную длину (это требует некоторого усилия). Затем разомкните кисти — получается «бутон» или «шар»: напряжение ушло, руки соприкасаются только запястьями и кончиками пальцев. Теперь разведите запястья; от локтей построилась как бы «яранга», кончики пальцев по-прежнему легко соприкасаются, кисти почти сохранили свою округлость — их форма сейчас такая же, как на снимке руки Зауэра (см. в альбоме). Между пальцами чувствуйте воздух.
Вот основа; разные конфигурации клавиш потребуют отклонений от найденной формы, но она остаётся как ориентир, не отменяется ими.
2. Тихо разомкните все пальцы, кроме б е з ы м я н н ы х (склонных «ломаться» в суставах). Прибавьте небольшой встречный нажим 4-ых пальцев друг на дружку — их форма должна оставаться прежней. Затем ещё прибавьте нажим; если руки задрожат, ослабьте нагрузку — и опять прибавьте. Все сгибы суставов должны сохранять вид, какой они имели при лёгком соприкосновении кончиков пальцев (пункт 1). Условие: не разрешайте другим пальцам «виться» в воздухе во время упражнения — наблюдайте за ними зрительно, приучая к относительному спокойствию.
3. Пусть теперь соприкасаются только м и з и н ц ы. Прибавьте небольшой встречный нажим — при этом их пястные суставы должны «выйти» вверх; если ваши руки худы, будет видно посветление суставов — «огоньки зажглись». Условие: средний и концевой суставы не должны при этом прогибаться. Наблюдать за обоими мизинцами сразу трудно, поэтому выход пястного сустава освойте каждой рукой отдельно — на столе (положение руки пронационное, чтобы палец упирался в поверхность не «искоса», а почти прямо). Когда это удастся, вновь сомкните кончики обоих мизинцев и прибавляйте нажим сколько возможно, временами (при дрожи рук) облегчая его. Требование то же — неизменная форма пальцев.
4. Нажимают друг на друга кончики б о л ь ш и х пальцев (1-ых) — кончиком большого пальца считается участок сбоку от ногтя. Сохраняйте форму суставов при нажиме — здесь их только два, а не три, потому уследить за ними легче. Прочие пальцы должны соблюдать спокойствие.
5. Немного позанимавшись указательными (2-ми) и средними (3-ми) пальцами, начните подход к упражнению Нейгауза, то есть к упору всеми д е с я т ь ю пальцами в пол (не прикасаясь к полу коленями).
Сначала упирайтесь пальцами в стену, отступая от неё всё дальше: пальцы не ломаются — сохраняют форму. Затем встаньте на колени и упирайтесь пальцами в пол — всё дальше и дальше от колен. И только потом делайте упражнение Нейгауза. Он считал, что пальцы пианиста должны выдерживать вес всего тела (во всяком случае, больше половины этого веса).
РАСТЯЖЕНИЕ и «РАСТЯЖКА».
Ученица Ф.Блуменфельда Анна Шмидт-Шкловская, изучавшая также анатомию руки у профессора медицины И.Крыжановского, пишет: «Растяжение поддаётся развитию путём тренировки, но только при условии правильной работы. Следует помнить, что оно должно осуществляться межкостными ладонными мышцами (ощущаться в ладони) и никоим образом не за счёт натяжения «перепонок» между пальцами и разгибателей (ощущаемых на тыльной стороне руки)». — Далее идёт примечание: «Связки, скрепляющие кости, тугоподвижны. Тем не менее и они способны растягиваться под влиянием тренировки, что подтверждают и хирурги. Говорит об этом и И.И.Крыжановский. Усилиями ладонных мышц раздвигаются пястные кости; постепенно под влиянием упражнения растягиваются связки — соединяющие пястнофаланговые суставы («косточки») и основания пястных костей. Кости располагаются свободнее, ладонь и запястье становятся шире. Это не только значительно облегчает исполнение крупной техники, но и обеспечивает свободную работу пальцев, так как сухожилиям их сгибателей и разгибателей, проходящим через кисть и запястье, становится просторнее».
Ближе к концу книги Анны Шмидт-Шкловской «О воспитании пианистических навыков» есть упражнения на растяжение, которые очень желательно применять (книга есть в нашей группе — в теме «Источники»).
В эпоху барокко и классицизма применялось в основном п р я м о е растяжение между пальцами (при нём ладонь параллельна кл-ре);
б о к о в о е растяжение — когда рука находится в естественном супинационном повороте — всегда требовалось в полифонии, но как норма любой игры было открыто только Шопеном. Именно оно делает возможным исполнение его Этюда ор.10 №1 C-dur, который сам Шопен давал играть ученикам именно для развития растяжения — «чтобы он расширил вам руку». Боковое растяжение между соседними пальцами на целый тон шире прямого растяжения между ними — если у вас «минимальная профессиональная рука» (с «живой» большой ноной между 1-м и 5-м пальцами).
Предельное растяжение, доступное руке, художественно неприменимо; «живым» нужно считать растяжение, которое на полтона меньше предельного. Например, чтобы исполнять Этюд ор.65 №1 Скрябина, рука должна брать хотя бы малую дециму. (Кто очень любит этот Этюд, но имеет маленькие руки, может играть его большими секундами — для себя).
При особых условиях предельное растяжение становится «живым». Посмотрите, например, такты 30-34 листовской «Метели», в которых 3-й и 4-й пальцы играют малотерцовое тремоло (дающееся им легче, чем секундовая трель); это тремоло здесь «дышит» даже в том случае, если растяжение на малую терцию — предел.
Чтобы можно было играть всего Шопена,
надо иметь в предельном прямом растяжении:
— большую сексту 1-2,
— чистую кварту 2-3,
— малую терцию 3-4,
— большую терцию 4-5.
Не нужно огорчаться, если не берёте дециму — мешает это только в «Блуждающих огнях» Листа: их особый холодный колорит требует взятия децим «вместе» (впрочем, Бузони раскладывает их). В остальных случаях одновременные децимы звучат механично, формально.
На звучании «царственного» интервала децимы основана вся 29-я Соната Бетховена, но децима эта — разложенная. Уж такова природа фортепиано — наш таинственный инструмент принимает далеко не всё (ещё, например, он «не любит» игру в 4-ре руки).
И с малым растяжением можно быть хорошим музыкантом: Генрих Нейгауз рассказал в своей книге, что с трудом берёт правой рукой развёрнутое до-минорное трезвучие.
Источник
(46) Растяжка и другие упражнения
Растяжка ладоней: Широкие аккорды берутся за счет растягивания пальцев/ладони, за это отвечают две группы мышц руки. Одна, главным образом раскрывает ладонь, вторая – раздвигает пальцы. Растягивая кисть для того, чтобы сыграть широкие аккорды, задействуйте мышцы, раскрывающие ладонь. Почувствуйте, что ладонь раздвигается, но пальцы остаются свободными; т.е. раздвигайте суставы, а не кончики пальцев. Это уменьшает напряженность и усталость при игре аккордов, позволяет ускорить игру, быстрее расслабляться, лучше контролировать исполнение. Раздвигая пальцы, вы расширяете ладонь, однако это мешает движению самих пальцев, поскольку они теряют мобильность из-за ладони. В конце концов, вы будете задействовать обе группы мышц, а весьма полезно знать, как раздвинуть ладонь независимо от пальцев.
Важнее, при этом сложнее, растягивать ладонь, а не пальцы. В качестве упражнения поместите правую ладонь над левой ладонью, правая рука направлена влево, левая вправо, кисти перед грудью. В этом положении большой палец соприкасается с мизинцем; сделайте так, чтобы большие пальцы и мизинцы заходили друг за друга, 2-й, 3-й и 4-й пальцы были на ладонной стороне, а 1-й и 5-й выступали на тыльной стороне ладони. Подтолкните кисти друг к другу, большие пальцы и мизинцы будут смещать друг друга назад, и ладонь будет раздвигаться. Кроме того, упражняйте раздвигающие мышцы ладони и пальцев, одновременно делая толкающее усилие. Раздвигание не является изометрическим упражнением, поэтому растягивающие движения должны быть быстрыми и короткими. Регулярные (ежедневные) растяжки с юности могут самым положительным образом сказаться на результате в более старшем возрасте, а поддерживающие упражнения надолго продлят полученный эффект, который, в противном случае, сошел бы на нет.
Растягивать кожу между пальцами можно, «насаживая» соответствующие участки друг на друга . Например, чтобы растянуть кожу между 2-м и 3-м пальцами, раскройте эти пальцы на обеих руках в форме буквы «V». Затем поместите одну «V» в другую крест-накрест, давите и растягивайте. Для получения максимального результата задействуйте раздвигающие мышцы ладоней и пальцев, чтобы ладонь растягивалась с каждым защемляющим движением. Еще раз, это не изометрические упражнения, выполнять их нужно быстрыми движениями. У большинства людей левая кисть немного больше, чем правая, а некоторые могут получить лучший результат, используя 1-й и 4-й, а не 1-й и 5-й пальцы.
Раздвигание пальцев: Чтобы проверить, насколько хорошо вам удалось вытянуть пальцы/ладонь, раскройте ладонь и пальцы по-максимуму; для этого положите запястье на плоскую поверхность. Если мизинец и большой палец образуют почти прямую линию, то дальнейшее растяжение невозможно. Если же они образуют «V», то растяжку можно улучшить, выполняя соответствующие упражнения. Также проверить растяжку можно поместив ладонь на стол, большой палец и мизинец касаются края стола только кончиками, 2-й, 3-й и 4-й пальцы покоятся на поверхности. Если большой и мизинец образуют с краем стола треугольник, то есть место для растяжки. Выполняйте упражнение на растяжение, давя кистью на край стола, чтобы шире раздвинуть большой палец и мизинец; полное раскрытие – это когда большой палец и мизинец образуют прямую линию. Добиваться абсолютно прямой линии нет необходимости; как только вы приблизитесь к эталону, всякий дополнительный миллиметр растяжки мало чего вам даст.
При воспроизведении широких аккордов большой палец должен быть не полностью растянут, а слегка изогнут внутрь. Если ваши большие пальцы выгибаются наружу, обратите особое внимание на необходимость именно такого положения большого пальца для максимального охвата; если же вы сформируете привычку изгибать большой палец, эту привычку практически невозможно будет искоренить, при этом будет затруднительно выполнить постановку рук «большой палец сверху». То, что согнув большой палец, вы охватите больше нот, звучит странно; однако это именно так благодаря особой кривизне кончика большого пальца.
Есть несколько упражнений для улучшения техники.
Упражнения на отработку независимости пальцев и подъем выполняются сначала нажимающим движением всеми пальцами правой руки вниз, например, на клавиши C — G. Затем каждым пальцем четыре раза: CCCCDDDDEEEEFFFFGGGG; в то время как один палец играет, остальные находятся внизу наготове. Не давите изо всех сил, так вы будете напрягаться. Достаточно собственного веса кисти. Для начинающих это упражнение может вначале показаться сложным, потому что неиграющие пальцы норовят либо совсем упасть вниз, либо непроизвольно подняться вверх, особенно, когда начинают уставать. Если вы чувствуете, что больше не можете их удерживать, попробуйте еще немного, а затем поменяйте руки или остановитесь; не продолжайте игру, когда не можете контролировать ситуацию, или когда видите, что пальцы вот-вот упадут. Отдохните, затем сделайте еще одну попытку. Одним из вариантов этого упражнения является разнесение нот на октаву. Такое упражнение было в ходу уже во времена Ф. Листа (Мошелес). Упражнение выполняется согнутыми пальцами, а также пальцами в «плоских» позициях. Некоторые преподаватели фортепиано рекомендуют делать это упражнение каждый раз в течение практической сессии. Пальцы согнуты, отрабатывайте прямое попадание 4-го пальца в ноту вдобавок к незначительному подъему. Это упражнение можно выполнять на любой плоской поверхности. Сначала выполняйте его медленно, чтобы не допустить формирования плохих привычек, ускоряйтесь постепенно по мере улучшения, а это может занять месяцы, а то и годы. Важно не переусердствовать с этими упражнениями, уделяйте им всего несколько минут каждый раз во время урока, а потом совершенствуйте после. Как только вы почувствуете уверенность, необходимость в каждодневных упражнениях отпадает.
Приступая к упражнениям по подъему пальцев повторите все, что указано выше, но поднимайте каждый палец так высоко, как можете, а затем быстро и сразу расслабьтесь. Движение должно быть быстрым, но контролируемым. И снова все не задействованные пальцы находятся внизу, давление на них минимально, только вес руки. Как обычно, важно уменьшить напряжение в пальцах, которые не нужно поднимать. После быстрого подъема сразу расслабляйтесь.
С трудностью поднятия 4-го пальца сталкивается каждый. Многие ошибочно полагают, что следует уметь поднимать 4-й палец так же высоко, как все остальные, и поэтому они тратят слишком много усилий, пытаясь этого достичь. Между тем, это бесполезно и даже вредно. Это потому, что строение 4-го пальца не позволяет поднять его выше определенной точки. Единственное требование к 4-му пальцу – не нажимать клавиши случайно, что может быть выполнено только на малом подъеме, особенно в «плоских» позициях. Поэтому делайте так, чтобы во время игры 4-й палец едва не касался клавиши или даже касался, но на микроскопическом уровне. Освоение сложных пассажей с приложением чрезмерных усилий для поднятия этого пальца выше, чем задумано природой, может вызвать напряженность в 3-м, 4-м и 5-м пальцах. Более продуктивно учиться играть напрягаясь по-минимуму, т.е. когда 4-й палец совсем вам не мешает.
Тренировать независимый подъем 4-го пальца нужно следующим образом. Нажимайте всеми пальцами вниз, CDEFG, как делали до этого. Затем сыграйте 1, 4, 1, 4, 1, 4.. ., с акцентом на 1-м и подъемом 4-го как можно быстрее и выше. Затем сыграйте 2, 4, 2, 4, 2, 4, . . , затем 3, 4, затем 5, 4. Упражнение можно выполнять с положением 4-го на черной клавише. Независимость и подъем можно тренировать без фортепиано на любой плоской поверхности. И снова, не переусердствуйте с этими упражнениями; более результативно будет дальнейшее совершенствование вне класса.
Поднять 4-й палец можно просто выпрямив его в «плоскую» позицию, а не поднимая. Попробуйте выполнить вышеуказанные упражнения, используя выпрямляющее движение вместо подъема. Вы заметите, что кончик пальца поднимается выше в сравнении с тем, как это происходит при подъеме. Тренируйте движение подъема и выпрямление по-отдельности, но в ситуации реальной игры используйте оба способа.
Растяжка мышц-сгибателей (флексоров) и сухожилий: Как правило, для игры на пианино мы используем мышцы-сгибатели (флексоры), а мышцы-разгибатели (экстензоры) задействуем мало. Чрезмерная развитость флексоров затрудняет подъем пальцев, особенно 4-го. Облегчить проблему можно, выполняя упражнения на растяжку для флексоров и сухожилий. Сделайте плоскими пальцы левой руки и упритесь ими перпендикулярно в правую ладонь, надавите правой ладонью на пальцы и выгибайте их в направлении предплечья. Человек с очень гибкими сгибателями сможет коснуться пальцами предплечья (таких людей не так много). Большинство же людей смогут пройти точку, в которой пальцы находятся под углом 90 градусов к предплечью. Продолжайте давить без появления болезненных ощущений в течение шести секунд, затем отпустите на четыре секунды; повторите так несколько раз. То же самое проделайте с пальцами левой руки. Выполняйте упражнение раз в день, и поразитесь тому, как хорошо, оказывается, можно «растянуться» всего за несколько месяцев. В результате вы сможете гораздо легче поднимать пальцы, к тому же они перестанут полностью скручиваться в моменты, когда не используются.
Даже «бессмысленные упражнения» имеет смысл выполнять, например, перед стрессовыми выступлениями, когда вам нужно сохранить как можно больше энергии.
Традиционно упражнения придумывались для того, чтобы решать конкретные проблемы с техникой. Неправильное использование упражнений началось, когда они заменили методы, в основе которых были положены знания, когда уроки фортепиано стали давать те, чьи знания были откровенно слабыми.
В периоды, предшествующие «увлечению упражнениями» 1900-х годов (Корто, Альфред), и даже сегодня бытует мнение, что лучшие результаты являются следствием выполнения чрезвычайно сложных упражнений, со многими из которых в реальной игре исполнитель никогда не встретится. Таким образом, самые сложные упражнения были созданы с упором на то, что если вы не в состоянии их сыграть, то вас нельзя назвать продвинутым пианистом. Это убеждение также повлияло на культуру игры на фортепиано, когда исполнитель должен уметь играть определенные «стандартные» сложные произведения, что позволяет считать его продвинутым пианистом, при этом неважно, будут эти произведения исполняться в дальнейшем или нет. Эта культура была частично принята Шопеном, Листом и другими авторами, которые писали специальные этюды для совершенствования техники. Такие «технические пьесы» теперь являются частью продвинутой фортепианной культуры и, безусловно, хорошо сказываются на технике. Подлежат изучению практические методы отработки передовых техник, еще не описанные в учебниках, их нужно присовокупить к методам, представленным в этой книге.
Вывод: ежедневные упражнения для «укрепления пальцев» с целью приобретения техники устарели. В настоящее время имеют значение методы эффективной практики, большинство из них описаны в литературе. Существует несколько упражнений на растяжку, позволяющих увеличить охват и свести к минимуму пагубное влияние возраста. Придуманы этюды, технически сложные пьесы и пр., исполнение которых демонстрирует владение продвинутой техникой.
Источник