Как разбирать ноты для фортепиано

Как читать ноты?

На нашем прошлом занятии мы изучили основные моменты в понимании фортепианной клавиатуры, узнали новые понятия: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма. Но это далеко ещё не всё!

Если вы хотите более серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то этих знаний недостаточно. Умение чтения нот очень важно и просто необходимо. К примеру, если вы изучили новый язык, но умеете только разговаривать на нём, то есть, навыков письма и чтения у вас нет, то ваши знания бесконечно малы, незначительны. Соглашусь, для приобретений данных знаний вам потребуется невероятное количество времени. Осознав, какая нота имеет то или иное обозначение, вам параллельно необходимо изучать аналог пунктуации (за неё отвечают временные границы в музыке): паузы, длительности и так далее. Но при постоянных занятиях результат никогда не заставит себя ждать.

В конце концов, у вас появится способность свободно разбираться в нотной грамоте и в дальнейшем, просто взяв в руки ноты, вы сможете прочесть их как любую книгу на понятном для вас языке, а это значит, что и воспроизведение на фортепиано произведений любой сложности вам будет под силу. Именно на этом инструменте без данных знаний действовать будет сложно, но вот у гитаристов существует своего рода подсказка, которая называется табулатуры. Это такая схема, на которой показано какой лад в данный момент должен звучать и какие при этом должны зажиматься струны. Но всё же это достаточно простая система, поэтому любой музыкант пользуется нотами.

Читайте также:  Две руки пред богом ныне ноты

Полностью уделите своё внимание картинке ниже, которая является максимально наглядной и понятной. Вам в глаза сразу бросаются клавиатура фортепиано и надписи над ней.

Октава – это разделённый на одинаковые элементы звукоряд, одна октава – от ноты До до ближайшей верхней ноты Си. Следующая нота До уже относится к другой октаве. Рассмотрите данное деление на иллюстрации.

Ниже находится картинка, на которой изображены ноты в скрипичном ключе – пока что за основу будет взят именно этот ключ и работать вы будете некоторое время только с ним.

По-другому он называется ключом Соль – нота, которая изображена около ключа, как вы уже догадываетесь, и есть та самая нота Соль, и она расположена в первой октаве. Этот ключ считается самым распространённым из всех существующих видов, используется для более высоких нот, но подходит не ко всем инструментам.

В основном, играя на фортепиано, в этом ключе вы будете играть скорее правой рукой. Несомненно, и другие инструменты звучат в этом ключе, те, которые воспроизводят ноты с малой октавы и выше. К примеру: скрипка (откуда и возникает название), многие духовые инструменты и так далее.

Второй по распространённости ключ, который используется для игры на фортепиано – басовый. Он также имеет второе название – ключ Фа (это та нота, которая находится возле него). Его применение не так распространено, как у скрипичного, и сначала мы его не будем активно использовать в практике, но вскоре, с повышением сложности партий, вам придётся исполнять мелодии басовой линии, а она по расположению находится ниже малой октавы.

Бас – низкий звук, из этого следует, что играют в этом ключе инструменты более низкие по высоте звучания. К примеру: виолончель, бас-гитара и так далее.

Внимание: отличия между этими двумя ключами просто колоссальные – на нотоносце ноты пишутся и располагаются совершенно по-другому, поэтому их нужно будет проучить отдельно. Данной темы мы коснёмся позже.

Стоит уделить большое внимание тому, что нота не только изображает определённую высотность звучания, но и то как она умещается в временные рамки. Это выражается длительностями. Ноты в скрипичном и басовом ключах – целые и длятся они на протяжении четырёх долей.

В нотной записи такт — совокупность нот и пауз, заключённая между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотном стане.

Тактовая черта изображается прямой вертикальной линией от пятой линейки нотного стана до первой. Также есть заключительная тактовая черта, которая показывает окончание произведения:

Сильная доля – та доля в отдельно взятом такте, которая имеет музыкальное акцентирование. Она выделяется среди других, звуча громче и устойчивее и, что самое главное, исполнитель показывает звучанием эту сильную долю, а слушатель, на подсознательном уровне, понимает, когда завершился тот или иной отрывок. Чаще всего человек при прослушивании музыки отстукивает либо рукой, либо ногой ритм произведения, также он кивает в так музыке головой. Это и есть чувство временных рамок композиции, а кивки, это выделение сильных долей.

Что касается длительности нот, то их несомненно легче запомнить, чем все те знания, которые вы уже усвоили.

Длительностей нот большое количество. Иногда в практике будут встречаться такие длительности, как тридцать вторые или шестьдесят четвёртые. Но в данный момент вы получили базовые знания и наглядную картину того, как же ноты показаны с разными длительностями. Далее мы попытаемся более глубоко вникнуть в данную тему.

Большущей подсказкой здесь является само название данных длительностей. То есть, как было уже сказано, целая длительность длится 4 доли. Половинная длительность занимает ровно половину целой длительности, то есть две половинных будут занимать время столько, сколько занимает целая, одна половинная длится 2 доли. Непосредственно четвертные занимают половину половины целой длительности, и половину половинной длительности, занимая 1 долю. Такой же логике поддаются и другие, они делят предыдущую длительность на две более мелких.

Рассмотрим более подробно данные длительности, и как они взаимодействуют друг с другом.

То есть, в такте не может быть по количеству больше длительностей, чем задано времени изначально для каждого такта. Длительности в сумме не могут превышать единицы целой ноты.

Как уже было сказано, длительности не ограничиваются теми, о которых уже шла речь. Существует такие как: шестьдесят четвёртые, сто двадцать восьмые и так далее, но это естественно встречается более редко, чем остальные.

Внутри каждого такта должно находиться определённое количество ритмических долей.

Музыка похожа на поезд, а такты – это её вагоны. Ведь в каждом вагоне выделено определённое количество мест для пассажиров (длительностей). К примеру, могут поместиться четыре взрослых (четверти длительности) или восемь ребятишек (восьмые длительности), получился бы размер 4/4. Это означает, что у музыке есть свой размер и каждый такт подвластен ему и не может его нарушать.

У нас появляется новое понятие – размер такта.

Если бы не существовало определённых временных рамок в музыке и не было бы определённых размеров, то мы бы не смогли услышать танцевальной музыки, которая характерна определённым размерам. От данного фактора зависит многое.

(стрелочкой указан размер)

Размер пишется всегда после ключа, обозначает с какой частотой мы будем слышать сильные доли .

Верхняя цифра указывает сколько в нашем такте будет долей, а нижняя показывает какие длительности будут занимать одну долю.

Уточнение: сколько существует длительностей, столько и бывает разновидностей нижней цифры. К примеру: 1 — целая, 2 — половинная, 4 – четверть, 8 – восьмая и так далее.

Еще один элемент, который мы сегодня изучим – это размер 4/4. В музыкальных построениях он очень часто встречается и считается образцовым. 4/4 – обозначает 4 доли в одном такте и каждая из этих долей по длительности равна четверти.

Кроме этого размера есть и иные виды и очень даже необычные. Но не будем заходить далеко, ведь на данном этапе изучения музыкальных элементов нам будет достаточно и трех:

Для того чтобы было легче понять взгляните на диаграмму:

На ней представлен такт длительностью в 2/4. Он равен половине такта в 4/4 и в два раза короче целой ноты. Следовательно, наиболее крупной длительностью в данном размере станет половинная.

Размер 2/4 = 1 половинная = 2 четверти = 4 восьмые

Немного труднее будет с размером 3/4.

3/4 = ½ целой, то есть половинная + 1 четверть = 3 четвертных = 6 восьмых

Следует отметить, что вальс играется именно в этом размере. Большинство в своей жизни сталкивалось со старой привычной фразой: «Раз, два, три!». Именно так и считается ритм вальса.

Однако такой же счет также встречается в размере 3/8. И в таком случае считают не четвертными длительностями, а восьмыми. Такая закономерность возникла от того, что верхняя цифра показывает то, что в такте всего три доли, а нижняя, что по длительности они восьмые, а не четвертные.

Не всегда музыка заполняет весь такт целиком. Бывают промежутки, где возникают пустые места. Места, где музыка не звучит, в нотах отмечают паузами. Как и для любого элемента музыкального языка для них тоже имеются отдельные обозначения. Их также необходимо запомнить.

И не забывайте: появление рядом с нотой точки означает, что ее протяженность увеличена на половину.

Рассчитываю, что вы не забыли первоначальный урок, где мы изучали каким образом играть гаммы.

Мы изучили три гаммы (по-другому их называют звукорядами): C dur (До мажор), F dur (Фа мажор) и G dur (Соль мажор). А сейчас, усвоив ранее неизвестные знания, давайте рассмотрим эти гаммы, кроме До мажора (она понятна без объяснений).

Гаммы F dur и G dur

Обратите внимание, в звукорядах появились знаки. Знак, появившийся в первом примере называют бемолем, а символ, поставленный перед нотой фа во втором – диезом. Ноты, обозначенные этими знаками, играются на черных клавишах.

А теперь пришло время подвести определенный итог и понять, что вы сумели усвоить.

С этой песенкой все знакомы еще с детства. Ведь ни один новогодний утренник не обходится без хоровода вокруг елочки. Постарайтесь сами проанализировать музыкальный эпизод, а после прочитать представленные ниже умозаключения и сравнить их со своими.

  1. В начале любого музыкального произведения ставится ключ. В нашем примере это скрипичный ключ, но знайте, что есть и другие разновидности.
  2. После ключа соль стоит один знак альтерации, определяющий тональность, в которой должно исполняться произведение. В представленной песенке этот знак записан на третьей линейке нотоносца и называется – си бемоль. И не трудно догадаться, что это тональность Фа мажор, гамму которой мы уже разобрали.
  3. Далее следует размер, в пределах которого звучит произведение. В примере – это 2/4. Как вы помните: в данном размере каждая сильная доля является второй.
  4. Паузы здесь нам не встретились, но не забывайте их разновидности. Знание о них еще пригодится в дальнейшем обучении и последующем творческом пути.
  5. Песенка начинается с затакта. Это когда неполный такт, то есть вместо 4 предназначенных четвертей в размере 4/4 будет только три, а одна доля будет обозначена паузой. В затакте есть только нота До первой октавы. Да и вся мелодия записана в первой октаве.
  6. Такты разделяет тактовая черта.
  7. Следующий такт весь организован только восьмыми длительностями: две восьмые ноты Ля, одна восьмая Соль и снова Ля.

Если ваша дедукция вас не подвела и ваше рассуждение совпадает с выводами, представленными выше, то вас можно поздравить, продолжайте в том же темпе. Ежели вы не совсем справились с этим заданием, то не стоит отчаиваться, ведь мы только учимся, а этот теоретический материал весьма сложен для освоения с нуля.

Однако, всем известно, что наиболее действенный способ чему-нибудь обучиться – это практика. Поэтому на первых порах проигрывайте простые песни и пробуйте пропевать ноты, которые вы читаете. Полезно будет присутствие человека, знающего музыкальную грамоту и с хорошим слухом, во время ваших занятий. В противном случае, если вы уверены в своем слухе, то продолжайте свои занятия. Как вариант эталонного звука можно использовать пианино.

Со временем систематические занятия, где вы будете петь и играть даже гаммы, поднимут ваш профессиональный уровень, вы будете читать с листа ноты намного увереннее.

Главное помните: важно правильно усваивать и запоминать данную вам информацию, поэтому запаситесь терпением.

Следующее занятие , третье по счету, посвящено интервалам и гаммам, а также некоторым новым определениям, которые обязательно знать будущему пианисту.

Приглашаем вас на уроки фортепиано в Рок-Академию.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

Как читать ноты для фортепиано?

Нота — это условный графический знак, указывающий высоту и длительность какого-либо звука, время также и на способ его воспроизведения. Ноты развивались долго, а свой современный вид получили на рубеже ХVII и XVIII ст.

Проблема заключается в том, что значение одного и того же графического символа в современной музыке очень часто отличается от того, что он значил еще несколько веков назад. Это может вызвать много недоразумений. В случае древней музыки не имеем простых ключей того, как читать партитуры, то есть запись нот для многих инструментов или хора. Немало веков музыка просто повторялась, запоминалась и передавалась в устной форме, а мы очень мало знаем о мире старинной музыки.

Порой информацию о том, как играть или интерпретировать какое-то произведение, находим в теоретических трактатах или совсем в других видах искусства.

Только композиторы — романтики оставили нам интерпретационные указания. На рубеже XVIII I XIX веков музыкальная запись перестала быть лишь планом композиции. Он стал также набором указаний, как воссоздать композицию.

Как записываются ноты?

В современной практике приняты следующие названия нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Другая распространенная система обозначения нот – система обозначений буквами: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита С, D, E, F, G, A, H

Ноты имеют разную длительность. Это очень важно, чтобы означать, насколько долгим является каждый звук. Самая длинная – это целая нота. Она делится на две половинные ноты, иначе «половинные». «Половинные» — на две «четверти». А «четверти» — на две «восьмые». «Восьмые — на две «шестнадцатые». Это – ноты, которые чаще всего используются.

Точка возле ноты – продлевает длительность ноты наполовину. То есть, если точка стоит у половинки – то она продолжает ее на четверть. Если около четверти — то на восьмую. Если у восьмой-то на шестнадцатую и т. д…

И поэтому половинка с точкой считается: ( 1 — и – 2 – и – 3 – и ).

Четверть с точкой считается: (1 – и -2 ).

Нотный стан

Ноты пишутся на нотоносце (нотном стане), то есть системе параллельных горизонтальных линий. Сегодня применяется пять основных линий и дополнительные линии над и под нотным станом. Ноты записываются на линейках, между линейками и под ними. Один нотоносец служит к записи одного голоса (то ли инструмента, или человеческого в хоре). Если есть несколько голосов, надо применить систему нескольких нотоносцев, записанных один под вторым, которые соединяются специальной скобкой – акколадой.

Например, для фортепиано используют два нотоносца — по одному для каждой руки, а в случае органа – три (две руки и ноги).

Два нотных стана, соединенный акколадой

Много нотоносцев, записанных вертикально, – это партитура, то есть запись для оркестра или хора.

В начале нотоносца (нотного стана) увидеть можно странный знак, чаще всего такой:

Это – скрипичный ключ, один из музыкальных ключей, то есть знаков на начале нотной строки, указывающие положение нот на нотоносце.

Он условно обозначает размещение одной из нот, в отношении которой отсчитывается положение всех остальных нот. Скрипичный ключ размещается на ноту «соль». В скрипичном ключе пишут ноты для скрипки (отсюда название), выисоко звучащих инструментов и голосов и правой руки фортепиано.

Второй по распространенности ключ после скрипичного – это басовый ключ, который принадлежит к ключу «фа». Его используют для низко звучащих инструментов, низких голосов и левой руки фортепиано.

Самый интересный из графической точки зрения есть, вероятно, ключ «до». Он происходит от латинской буквы C, что именно обозначает звук «до».

Паузы

Пауза – это знак молчания. Когда мы видим в нотах паузу – мы останавливаемся на тот отрезок времени, который длится пауза. Название и продолжительность пауз такая же как и длительностей нот. Отличаются они лишь записью.

Целая пауза – выглядит, как прямоугольник, висящий на линейке.

Половинная пауза — подобна целой, но прямоугольник лежит на линейке.

Четверть пауза – выглядит как зигзаг.

Восьмая пауза — подобна крючку.

Считается – ( раз, или и )

Шестнадцатая пауза – выглядит, как два крючка.

Полутон

Надо запомнить, что расстояние между соседними нотами в гамме разная. Между некоторыми оно составляет полутон, между другими – тон.

Полутон – это наименьшее расстояние между двумя нотами.

Тон – это два полутона.

На рисунке мы видим, что ноты ми-фа и си-до находятся на расстоянии полтона друг от друга. Между всеми остальными соседними нотами – тон.

Знаки альтерации

Для обозначения повышения или понижения основных звуков гаммы используются знаки альтерации.

Повышает ноту на полтона — диез.

Понижает ноту на полтона — бемоль

Отменяет действие знаков альтерации, то есть восстанавливает предыдущую высоту звуков — бекар.

При записи знак альтерации находится слева у ноты.

Интервалы

Интервал – это расстояние между двумя нотами, взятыми по высоте. Есть восемь основных интервалов — прима, секунда, терция, кварта,квинта, секста, септима, октава.

Они носят название от количества степеней – то есть нот гаммы, которые они охватывают.

Прима – повторение одного и того же звука. Например в хоре в разных голосах; на гитаре -одна и та же нота, взятая на разных струнах, и т. д.

В нотах обозначается -ч. 1-то есть «чистая Прима».

Секунда – охватывает две ступени. Обозначается цифрой 2. Бывает малая-м. 2, да большая-б.2. Малая секунда имеет пол тона, большая — тон.

Терция – охватывает три ступени. Обозначается цифрой 3. Бывает малая -м. 3, да большая -б. 3. Малая имеет полтора тона, большая — два тона.

Кварта – охватывает четыре ступени. Обозначается цифрой 4. Бывает чистая кварта – ч.4, и увеличенная кварта – ув.4. Чистая кварта содержит два с половиной тона, увеличенная – три тона.

Квинта – охватывает пять ступеней. Обозначается цифрой 5. Бывает уменьшена – ум.5, и чистая – ч.5. Уменьшенная квинта имеет три тона, чистая – три с половиной.

Секста – охватывает шесть ступеней. Обозначается цифрой 6. бывает малая — м. 6, да большая — б. 6. Малая имеет четыре тона, большая — четыре с половиной.

Септима – охватывает семь ступеней. Обозначается цифрой 7. бывает малая Септима — м. 7, и большая Септима — б. 7. Малая имеет пять тонов, большая — пять с половиной.

Октава – охватывает восемь ступеней. Обозначается цифрой 8. Бывает чистая октава – ч.8. Имеет шесть тонов.

Метр и ритм

Ритмом в музыке называется упорядоченное чередование длинных и коротких, акцентированных и неакцентированных звуков, организованных с помощью метра.

Метр – это равномерная пульсация во времени.

Для упорядоченности музыкальное произведение делят на такты, которые отделены тактовыми черточками.

Такт условно делят на доли, первая из которых является акцентирована, то есть сильная, другие -слабые.

В самом начале произведения ставится размер такта – он зависит от количества измерительных долей, помещенных в нем. Измерительной долей могут быть целая, половинка, четверть, восьмая и шестнадцатая.

Размер такта обозначается дробью, которая ставится на нотном состоянии. Верхняя цифра (числитель) – указывает количество долей, нижняя (знаменатель) – продолжительность каждой доли.

Обозначение размера выставляется в начале музыкального произведения, а также в местах, где размер такта меняется.

Пример размера 2/4 – “две-четверти”, 3/4 – “три-четверти”, 3/8 – “три-восьмые”, 2/8 – “две-восьмых” и так далее

Как читать ноты для фортепиано с листа?

Часто возникают очень распространяемые утверждения о том, что чтение нот с листа нуждается в особых специфических способностях и поэтому обучать этому дело неблагодарное. Или о том, что надо больше играть по нотам.

С точки зрения психологии развитые навыки игры с листа представляют собой сложную систему взаимосвязи зрения, слуха и моторики. Чтение нот для фортепиано с листа осуществляется при участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя. Нельзя спиcывать со счетов и талант.

Безусловно, желательно учиться читать ноты с листа уже в юном возрасте — чем раньше, тем лучше. Ведь как начинающий, так и взрослый, уже сложившийся музыкант, достигнут здесь весомых результатов только при наличии большой настойчивости и максимально приложенных усилий.

Как выглядит процесс чтения нот с листа?

Опытный пианист, готовясь сыграть незнакомое произведение в темпе и без остановок, чтобы передать характер, настроение музыки, действует таким образом:

Охватив взглядом небольшой отрывок нотного текста, быстро и на короткое время запомнив его, начинает играть не глядя на клавиатуру, потому что его глаза в это время заняты уже следующим отрывком.

Быстро запоминая новый отрывок музыки и передавая для реализации в звуках полученную информацию рукам, что доигрывают первый отрывок, он переносит взгляд на третий отрывок и др.

Отсюда следует то, что для быстрого чтения с листа, исполнитель должен:

уверенно, не испытывая нужды в постоянной поддержке зрением, ориентироваться руками и пальцами на клавиатуре фортепиано;

крепко, хоть и не надолго, но с «одного взгляда» — точно запоминать небольшие отрывки нотного текста;

уметь быстро, почти автоматически, находить удобную аппликатуру для исполнения музыкального отрывка любой сложности.

Получается, что учиться читать ноты чем раньше, тем лучше!

Как учили читать ноты выдающиеся педагоги XVIII века?

Выдающиеся педагоги XVIII столетия (Ф.Куперен, Ф.Марпург, Ф.-Е.Бах, Д.Трюк) предлагали определенные приемы, которые помогали сделать так, что пока глаза заняты чтением нот, руки свободно исполняют произведение.

Один из таких приемов – разучивание и исполнение пьес со скрытой от глаз исполнителя клавиатурой с помощью специальной планки или ткани;

Другой – выполнения изученных пьес с закрытыми глазами или в темноте.

Эти приемы используются некоторыми современными педагоги и сегодня Так, в первой главе » школы чтения с листа», доцент Мюнхенской консерватории В. Кайльман пишет о том, что для того, чтобы овладеть техникой чтение с листа, необходимо сначала разграничить функции глаз и рук. Они должны быть, возможно, более независимы друг от друга; взгляд стоит направлять только на нотный текст, а пальцы должны управлять клавишами вслепую. Тогда глазам не придется нести двойную нагрузку – читать ноты и искать клавиши. Таким образом, более важной предпосылкой чтения нот с лист является игра вслепую.

Как научиться играть в слепую?

1. Нужно хорошо запомнить и мысленно представить как выглядят две группы клавиш, которые составляют октаву

2. Не глядя на руки, находить в разных октавах белые клавиши, которые окружают группу черных, а затем расположены между ними черные; при этом пальцы беззвучно касаются черных клавиш, которые служат надежным ориентиром, благодаря тому, что они сгруппированы по две и три.

Позже «слепым методом» прорабатываются различные интервалы и аккорды.

В практике ведущих педагогов кроме вышеупомянутых упражнений начального этапа обучения применяются еще другие формы тренировки. Например, играть выученную гамму в одну октаву non legato, затем выполнить ее разными штрихами, не глядя на руки, а глаза при этом закрыты или подняты вверх, и все внимание сконцентрировано на звучании и артикуляции. На этом этапе желательно играть гаммы, которые удобны в аппликатурном отношении и имеют черные клавиши / H, E, A, D – dur, c, dis-moll/.

Другой пример: каждой рукой отдельно, короткие попевки, гармонические интервалы или аккорды, что вроде бы перекликаются один с другим в разных октавах.

Как запоминать отрывки нотного текста?

Подготовительное задание, способствующее выработке второго умения — крепко запоминать небольшие отрывки нотного текста, начиная с группы нот, небольшого мотива, а дальше небольшого отрывка произведения.

Внимательно присмотревшись и зафиксировав задание, надо сыграть его, не глядя в ноты. Умения быстро, почти автоматически выбрать аппликатуру, лучшую в данной игровой ситуации, определяет скорость и точность руховой реакции на нотную картину.

Ведь известно, что аппликатура, приобретая различные варианты у разных исполнителей, опирается все же на некоторые закономерности. Плохое чтение с листа зачастую бывает вызвано тем, что пианист не представляет себе, как расставить пальцы в тексте, и играет теми, что первые смогли это сделать.

Проанализируем основные элементы, из которых состоит навык игры с листа.

Это уверенное знание «языка нот». Работая над игрой с листа, даже в умеренном темпе, пианист не имеет возможности видеть и осмысливать каждый нотный знак. На помощь приходят разнообразные приемы ускоренного чтения.

Один из них – так называемое «относительное» чтение, которое основывается на четком представлении о расстоянии между нотными знаками: одна нота воспринимается по ее абсолютному положению (это нижняя нота аккорда или первая нота горизонтальной последовательности звуков), а остальные –как дистанция между ней и соседними нотами, то есть относительно.

Ускоренному чтению способствует умение быстро распознать типичные мелодические и гармонические обороты: гаммы, арпеджио, аккорды, их последовательности и др. Преодоление трудностей во время быстрого охвата звуков вертикалью можно осуществить с помощью специальной тренировки.

Например:

1. Сыграть пьесу аккордового изложения (Хорал или «Северную песню» с » Альбома для юношества» г. Шумана , или Анданте с сонаты №10 тв.14№2 Л. Бетховена );

2. Создать обратное действие: текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играть в аккордовой фактуре. Для этого можно использовать Маленький этюд соль мажор с «Альбома для юношества» г. Шумана;

3. Записать фортепианное произведение гомофонного, полифонического или аккордового изложения на 3-х или 4-х нотных станах и выполнить как партитуру.

Существует еще такое умение, которое характерно более всего для игры с листа, без которого непрерывное, продуманное, выразительное исполнение в необходимом темпе практически невыполнимо. Это способность заранее понять хотя бы в общих очертаниях ближайшие моменты музыкального текста.

Возможность догадаться о ближайшем продолжении текста зависит:

  • во-первых, от сложности текста, степени упорядоченности его элементов;
  • во-вторых, от «начитанности» музыканта, то есть его музыкально-исполнительского опыта.

Принимая за основу многократное повторение подобных явлений, мозг воспринимает и отделяет типичные связи музыкального языка, такие, как:

различные ладовые структуры;

типы мелодического движения (ступенчатое, по тонам аккордов, скачкообразное);

ритмичные обороты, встречающиеся чаще всего;

принципы объединения тонов в аккорды и связи аккордов между собой;

формы организации музыкальной ткани (или типы фактуры: гомофонна, полифоническая и и др.);

схемы построения сочинений: простая одночастная, двух — или трех частная форма, рондо, вариации, фуга и др.

На самой высокой ступени находятся понятия о жанре и стиле. Владение стилем во время чтения играет, наверное, решающее значение. В рамках стиля приобретают индивидуальность ощущения строя, фактуры, ритма, формы, жанра.

Моторная готовность у опытного пианиста рождается уже с первого взгляда на нотный текст. Ориентир – это общий рисунок фактуры. Произведение ярко выявленного аккордовой изложения (Хорал из «Альбома для юношества » Р. Шумана) порождает совершенно новую движущую установку, чем произведение другого изложения.

Наряду с фактурой, устойчивым элементом, вокруг которого во время чтения с листа организуется восприятие текста, становится доминирующим метроритмический рисунок. В нем отображаются характеристики произведений, такие, как жанр и, в связи с темпом, тип движения. Стали ритмические формулы является отличительной признаком жанра: марша, вальса, полонеза, польки, колыбельной.

Заключение:

Целенаправленные и последовательные занятия чтением нот с листа могут дать желаемые плоды, ведь умение свободно в нужный момент владеть этим навыком не перестает быть насущной потребностью для представителей музыкальных профессий, от преподавателя музыки и пения в общеобразовательной школе, к концертного исполнителя. От своевременного приобретения навыков чтения нот с листа в значительной степени зависит широта музыкального кругозора, на данный момент это особенно актуально в связи с задачами, которые поставлены современной музыкой, которая на первый план выдвигает необходимость развития музыкального интеллекта.

Источник

Оцените статью