Как разбирать ноты для скрипки

Ноты для скрипки может выучить каждый!

Violin Notes Finder предлагает вам один из самых простых способов научиться играть на скрипке. Всего за несколько минут в день вы научитесь читать ноты, используя режим знакомства с нотами «Note Explorer». Для более продвинутого обучения скрипке попробуйте режим обучениям нотам «Note Trainer».

Это приложение содержит полный диапазон нот для скрипки с ее настоящим звучанием (вы даже можете настроить свою скрипку, используя эти звуки!). В приложении доступен режим скрипичного ключа, включающие запись тональностей диезами и бемолями, буквами (A, B, C) и сольфеджио (до, ре, ми), с регулировкой уровня звука. Удобный для пользователя интерфейс поддерживает дисплеи Retina.

Режим знакомства с нотами «Note Explorer» покажет ноты скрипки и будет полезен как для начинающих, так и продвинутых музыкантов. Нажмите на кнопку поиска нот «Find Note» и изучайте ноты на виртуальном нотном листе, перемещая курсор вверх или вниз. В то же время синие точки на виртуальном грифе скрипки покажут расположение этих нот на самой скрипке. Или вы можете сделать всё с точностью до наоборот: просто зажимайте различные места на грифе скрипки, пока не найдёте нужную ноту. Она также отобразится на нотном листе. Слушайте и пробуйте разные ноты и пытайтесь запомнить их расположение на грифе скрипки.

Если вы уже выучили несколько нот, то попробуйте режим обучения нотам «Note Trainer». Начните обучение, нажав «Training», затем «Start». Далее смотрим на гриф скрипки. Синяя точка на грифе является нотой, которую вы должны угадать. Данное упражнение имеет не только ограничение по времени, но и требует довольно высокой скорости. Но чем больше вы тренируетесь, тем лучше результат! Функция «Violin Notes Trainer» отметит и оценит результаты после каждой тренировочной сессии и покажет ваши сильные и слабые стороны. Вы сможете сравнить свои текущие результаты с предыдущими, оценить прогресс в чтении и узнавании нот скрипки, а также бросить вызов самому себе и побить свой последний личный рекорд!

Читайте также:  Гитары squier как они

Источник

Скрипичные позиции

Скрипка — инструмент сплошных парадоксов. Здесь слишком часто приходится действовать нелогично:
— сначала ты годами занимаешься как проклятый, боясь пропустить хотя бы день в занятиях, чтобы потом, достигнув высот, вдруг понять, что «заниматься — это просто плохая привычка» (например);
— сначала ты должен в совершенстве овладеть разнообразными навыками, без которых никак не заиграешь на скрипке, чтобы потом узнать, что эти навыки теперь нужно как можно скорее забыть, иначе они будут мешать игре;
и так далее.

Поистине, каждый выдающийся скрипач — это буквально «гений — парадоксов друг».

То же самое и с позициями. Начинающие скрипачи их должны выучить, продвинутые — забыть об их существовании. (Тому же Фрицу Крейслеру это вполне удалось; говорят, на одном из своих мастер-классов маэстро шокировал учеников незнанием того, что такое 4-я позиция). На определенном этапе мысли о позициях мешают скрипачу, тормозят свободное перемещение руки по грифу; к тому же они становятся неактуальны: многие пассажи в концертных произведениях уже невозможно «нарезать» на позиции.

Но об этом позже.

А пока начнем по порядку (прежде чем переходить к высшей математике, надо изучить арифметику). Формальная сторона вопроса такова:

В игре на скрипке, как в балете, есть разные позиции: первая, вторая, третья, четвертая и так далее.

Принцип скрипичных и балетных позиций совершенно разный.

Мы не изображаем что-либо с помощью рук (точнее — левой руки), а просто приспосабливаем ее для игры разнообразных мелодий и пассажей.

Поскольку нот нам надо играть много и в разных октавах, а игровых пальцев у нас всего 4 (большой, как мы помним, поддерживает шейку скрипки), и струн тоже только 4, то нам ничего не остается, как перемещать руку по грифу вверх или вниз. («Вниз» — это ближе к порожку скрипки, «вверх» — ближе к нашему собственному носу).

В базовом положении — в первой позиции — у нас получается нот не так уж много. Перечислим их, начиная со струны Соль:
ля (1-м пальцем), си (2-м), до (3), ре (4);
на струне Ре:
ми (1), фа (2), соль (3), ля (4);
на струне Ля:
си (1), до (2), ре (3), ми (4);
на струне Ми:
фа (1), соль (2), ля (3), си (4).

Смещаем всю руку, естественно вместе с большим пальцем, выше по грифу (во 2-ю позицию) и получаем больше возможностей:

Струна Соль:
си /бемоль/ (1), до (2), ре (3), ми /бемоль/ (4);
струна Ре:
фа (1), соль (2), ля (3), си/бемоль/ (4);
струна Ля:
до (1), ре (2), ми /бемоль/ (3), фа (4);
струна Ми:
соль (1), ля (2), си /бемоль/ (3), до (4)

Смещаем всю руку еще дальше наверх, теперь у нас 3-я позиция:

Струна Соль:
До (1), Ре (2), Ми (3), Фа (4);
струна Ре:
соль (1), ля (2), си (3), до (4);
струна Ля:
ре (1), ми (2), фа (3), соль (4),
струна Ми:
ля (1), си (2), до (3), ре (4)

По тому же принципу строятся (а точнее, «надстраиваются») и все остальные позиции — всё выше и выше по грифу, все выше по регистру. Чем выше позиция, тем Уже будет расстояние между пальцами.

Знание позиций — не теоретическое, которое можно выучить по бумажке, а практическое, дающееся с детства в опыте игры. Оно должно войти в плоть и кровь, должно стать инстинктивным, органическим, так чтобы даже не задумываться, в какой играешь позиции. Продвинутые скрипачи, уже хорошо владеющие игрой в разных позициях, с какого-то времени уже начинают настолько хорошо ориентироваться на грифе (свободно владеть грифом), что мысли о позициях, как костыли, им уже нужно отбросить.

Из статьи о позициях в Музыкальной энциклопедии:

П. следует рассматривать лишь как временную отправную точку опоры для движений пальцев, меняющуюся каждый раз в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретным муз.-исполнительским замыслом.

Так называемая внепозиционная игра значительно интереснее в ряде случаев звучит в кантилене и незаменима в виртуозной музыке. Но это уже высший пилотаж и иная история.

Источник

Как скрипач находит ноту на безладовом грифе

Наверняка, вы, наблюдая за игрой скрипача, альтиста или виолончелиста, недоумевали — как же исполнитель знает, где и какая нота находится и как он в неё попадает на абсолютно пустом грифе?

Ребенок, поступая в музыкальную школу, проходит вступительные испытания, где проверяются его способности к занятиям музыкой, а именно: слух, ритм, память, а также физические данные — мягкость и податливость руки, длину пальцев и т.д.

Исходя из результатов испытаний, комиссия решает какой инструмент наиболее подойдёт ребёнку.

Для занятий на струнных инструментах, в частности на скрипке и виолончели, необходимы хорошие показатели по всем испытаниям. Особенное внимание уделяется слуху, ведь исполнитель, играя скрипке, полагается полностью на свои ощущения, а именно — умение предслышать звуковысотность ноты перед тем, как ее сыграть и «чувствует гриф» под пальцами.

Конечно, получается не сразу, все дело в долгих и усердных занятиях, но со временем ребёнок понимает, что значит «чувствовать» гриф, предслышать ноты, а также пальцы на подсознательном уровне запоминают, куда нужно падать.

Интересный факт: если гитаристу убрать лады с грифа — он все равно сыграет нужную ноту на нужном месте (: Все дело в том, что «пальцы помнят». При много раз повторяющихся одних и тех же движениях мышцы запоминают на какой расстояние двигаться, это так и называется «мышечная память».

Решили отдать ребёнка в музыкальную школу, но не знаете, с чем придётся столкнуться? Читайте в этой статье (:

Если было интересно, ставь лайк, подписывайся и пиши в комментариях, что ещё бы ты хотел узнать из мира классической музыки)

Источник

Скрипичная азбука

Текст Азбуки — © Анна Благая

Здесь выкладывается, страница за страницей, веб-книга о скрипке, написанная простыми человеческими словами, чтобы все детали такого сложного и утонченного занятия, как игра на скрипке, были понятны даже человеку, далекому от скрипичного мира.

Статьи Азбуки постоянно дописываются и совершенствуются, а с течением времени будут обрастать аудио- и видеопримерами.

Читать книгу можно четырьмя способами (хотя, возможно, вы придумаете еще и свой собственный). Можно передвигаться от статьи к статье в хронологическом порядке, по времени их написания (см. ниже). Либо использовать тематическое содержание, либо содержание по алфавиту.

(UPD июль 2014 Внимание! Тематическое содержание и по алфавиту нуждаются в дополнении, там пока меньше статей, чем здесь).

Четвертый способ – сквозной – перемещаться по гиперссылкам внутри книги. Этот способ («горизонтальный»), кстати, мой любимый: он позволяет увидеть, как все взаимосвязано и в самой скрипичной игре, и самое главное — нащупать ниточки, связывающие скрипичную игру с, казалось бы, совсем другими областями жизни.

Приятных путешествий по книге! Тем, кто захочет их продолжить — добро пожаловать на мои концерты.

( классическая скрипка и скрипки необычных форм; из чего делают скрипки; и как их делают;…) / UPD Про скрипки необычных форм загляните вот сюда: пост с множеством картинок, в числе прочего: эолийская скрипка с парусом, велосипедоскрипка… и т. д./

Техника (еще одна техническая страничка)

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Приложение к «Азбуке»:

Копирование текстов или их частей и публикация их без разрешения автора запрещены.

Дорогие посетители моего сайта! Я вам очень рада. Но, пожалуйста, вне зависимости от причин, — (тут я обращаюсь не ко всем, но к некоторым из вас), — не приписывайте мои тексты себе. (Это, увы, бывало). Во-первых, я люблю эти странички. Они все появлялись не просто так. Это моя лаборатория. И я надеюсь, что однажды с их помощью мне удастся выстроить нечто большее. Некоторые места в них мне кажутся удавшимися или просто дороги, как память. А во-вторых, приписывать себе чужую работу вообще-то нельзя.

Разумеется, это не касается цитат на статьи из энциклопедий, на которые я иногда ссылаюсь.

© Анна Благая

P.S. Со своей стороны, я в ближайшее время внимательно просмотрю свой сайт на предмет подписей картинок. Могло так статься, что я по недопониманию и сама нарушила чьи-то права (я знала, что для некоммерческих, образовательных и т.д. проектов правила несколько иные, и тем не менее). Если так случилось и вы нашли на сайте изображения, которые принадлежат вам, пожалуйста, сообщите мне и я сразу все исправлю.

33 комментария для “Скрипичная азбука”

Ваш сайт пронизан солнечными чувствами. Несомненно кто-то из сотен тысяч посетивший Ваш сайт очень радуется этому свету романтики и любви(я — один из таких людей). Вы не знаете,но я с Вами(а во время игры мне приятно вспомнить о последней розе лета).

Маленький мук, спасибо 🙂
Вы мне напоминаете о лучшем, что могло бы быть во мне и что я могла бы сделать.
А вы знаете, когда я прочитала ваши слова?
Я сейчас вам расскажу, и вы поймете, насколько они меня согрели).
К тому моменту я только-только очнулась в палате после наркоза (мне удалили миндалины). Вообще-то у меня еще до того был смешной план, что во время восстановления я буду сочинять в уме музыку. Что, конечно, не вышло — горло болело довольно сильно, и было совершенно определенно не до музыки) Тогда я попробовала через мобильный телефон проверить сайт и почту. Получилось! Я прочитала ваш коммент и сразу вспомнила, что долго разлеживаться нечего — впереди дорога, еще более заманчивая потому, что это вы ее так осветили!
Мне потом сказали, что я подозрительно быстро восстановилась))

Поправляйтесь скорее! Искала для ребенка «Скрипичную азбуку» Гуревича и Зиминой, забрела к вам — понравилось. Удачи…

спасибо, Виктория! я как раз пытаюсь использовать время, поупражняться в ничегонеделании — пока не очень получается)но поучиться надо — чтобы набраться сил) (это к нашей с вами общей теме)

Набирайтесь, всегда с интересом жду Ваших новых записей!

Я всегда чувствую себя виноватой, если ничего не делаю, хотя иногда то, что делаю из-под палки (собственных угрызений совести), можно спокойно не делать. Так что набирайтесь сил и здоровья!
Так здорово, что Вам дан дар творчества! Хотя я выросла в творческой семье (актерско-режиссерской), но чтобы творить, нужна внутренняя свобода, а когда ее нет — все коряво. Поэтому наслаждаюсь творениями тех, кому дано от Бога.

Спасибо огромное, Анна. Случайно попала на Вашу страницу и уже много часов не могу оторваться. Более 30 лет работаю в ДМШ, но ведь всего знать не возможно, а так хочется. Вы пишите так понятно, свободно, доходчиво. Очень хочется иметь Вашу книгу — это поможет не только методической, но и интересной внеклассной работы с учениками. Подскажите, где и как можно получить Вашу работу целиком? Заранее благодарна. Елена.

Здравствуйте, Елена! Большое спасибо за такой отзыв, добрые слова всегда вдохновляют и побуждают делать что-то дальше. Мне действительно два (что ли) года назад предлагали издать книгу. Но тогда я не чувствовала ни себя, ни «Азбуку» готовой (еще было много тем). Да и сейчас мне кажется, что еще многое можно рассказать. (Как в «Тысяча и одной ночи» — просто не хочется останавливаться!)
Кроме того, интернет-форма для меня просто бесценна: не только можно все время добавлять что-то, уточнять (это тоже важно), но и снабжать статьи гиперссылками, то есть строить «мостики» от одной темы к другой. Ведь я и сочиняла все эти странички лишь потому, что в мозгу загоралась какая-то ассоциация… И этот ассоциативный подход мне бы хотелось сохранить.
Как Эйзенштейн когда-то писал про «книгу-шар» — вот для меня всё, что я делаю — именно такая «книга-шар», где всё связано со всем. А в случае с бумажной книгой придется всё перевести из трехмерного мира в двухмерный… (Ну, это я утрирую, конечно, мир в книгах многомерный, но именно «Азбука»… не знаю, как она в такую форму ляжет).
Я все-таки не исключаю того, что буду писать и специально для книжек бумажных. Хотя не знаю, будет ли это только о скрипке. Но пока так, только в интернете.
Зато так интереснее: то и дело появляется новое. А книжка бумажная — вот вы ее получили, у нее есть конец и начало, и сама собой новая глава в ней ни за что не допишется =)

Анна, подскажите пожалуйста, в чем различие между ученической, студенческой и концертной скрипкой типа 4/4 Нигде не могу найти ответ на этот вопрос. Спасибо.

Александр, просто нужна хорошая скрипка, такая, которая хорошо звучит. Если человек серьезно занимается музыкой, то к моменту, когда надо покупать «целую» скрипку, это в идеале должна быть хорошая мастеровая скрипка, пригодная для концертирования, потому что концерты — это тоже часть учебного процесса.

Анна, добрый день.
Такой вопрос — я взрослый человек. Когда-то давно-давно бросила музыкалку по классу скрипки. А сейчас начала учиться дочка, 7 лет, я с ней занимаюсь и стала вспоминать и проснулась во мне тяга)) Хочу учиться заново, хочу учиться играть! Договорилась уже с дочкиной преподавательницей на частные уроки. Насчет покупки скрипки она мне сказала, что лучше не экономить и не покупать дешевую. То же самое сказал мастер, телефон которого она мне дала — он дорабатывает подержанные скрипки и делает свои, что если я собираюсь учиться и играть для себя, то звук должен быть хороший, чтобы мне самой было приятно слушать себя и тогда будет стимул заниматься дальше. А вы что думаете по этому поводу? Можно ли сэкономить деньги на пару лет или лучше сразу вложиться и дальше наслаждаться процессом?

Добрый день, Екатерина! Конечно же, я согласна с Вашей преподавательницей и с мастером! Тут сразу две причины: во-первых, действительно у вас должен быть стимул, а чем лучше звук скрипки, тем вам будет проще и приятнее (вообще-то звук зависит не только от инструмента, но и в огромной степени от исполнителя, но если второе можно достичь только со временем, то по крайней мере первое у вас будет с самого начала, если выберете прилично звучащий инструмент; и во-вторых, пока учишься, слух воспитывается, оттачивается (я имею в виду не только интонацию, но и качество звука). А на произведении мебельной фабрики слух, скорее всего, не отточишь. Только обратите внимание: цена скрипки связана далеко не только со звуком. Тут надо быть осторожным, чтобы (если цена большая) не купить то, что столько не стОит. Давно не носила никому на оценку скрипок, но мастера этим (т.е. оценкой) тоже занимаются. Лучше перед покупкой посоветоваться с еще кем-то, кроме продавца. P.S. Да, ну и Страдивари-Амати-Гварнери и т.п. (условно говоря) от Вас никто покупать не требует. Речь просто идет о приличном, желательно мастеровом, инструменте.

Анна, большое спасибо за ответ! В итоге я купила отреставрированную московским мастером старую скрипку немецкой мануфактуры. Не жалею ни капельки — даже ее вид вызывает во мне эстетическое наслаждение) Кстати, моя учительница ездила со мной к мастеру и прослушала все варианты). Так что еще раз спасибо — теперь я захожу к вам в статьи за советами, а в жизни уделяю хотя бы по полчаса каждый день на скрипичные премудрости).

Екатерина, рада за Вас, удачи! А у меня — да нет, не советы, это просто родились странички Азбуки, потому что оказалось мне самой их писать интересно! Многое еще сюда не перенесла с бумажек — вот, кстати, и текст о том, как и почему я начала писать Азбуку…

NB выложила этот текст о том, зачем затеяла Азбуку. https://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/ob-azbuke/

Уважаемая Анна! Недавно сын мне рассказал, что прочел где-то, что есть скрипки современных мастеров, качество звука которых эксперты не могли отличить от скрипок Страдивари.
Я не поверила, что такое возможно. Или я ошибаюсь?

Уважаемая Ада! Если честно, я за подобными опытами не слежу. Но уверена, что совсем не обязательно играть именно на скрипках Страдивари, чтобы получить красивое пение!

Аня а у Вас только записная книжка выводится в календарь? А другие, например, этот раздел? Чтоб удобно посмотреть хронологию последних материалов.

Алексей, нет, в календарь, к сожалению, выводится только то, что «движок» моего сайта определяет как «записи». «Страницы» же в календарь не попадают, я ставлю ссылки на новые материалы в «Азбуке» (и других разделах) сама — они в графе «новое» в самом верху справа на каждой странице.

Дык в том-то и дело, вспомнишь что было что-то интересное несколько месяцев назад, а сложно найти.

К сожалению, мне сложно сейчас в этом начать разбираться, не хватает времени, которое пока идет на другие «проекты». Ссылки на все новые страницы Азбуки в любом случае есть здесь в оглавлении, а записи можно смотреть по календарю. Пока так..
Правда, я в последнее время что-то стала убирать — смотрю и мне не нравится. Может, Вы поэтому что-то не находите?

Источник

Оцените статью