Как разбирать произведения по нотам

Как разбирать произведения по нотам

Хочу поделиться несколькими полезными способами эффективного выучивания новых произведений, которым много лет следую сама и обучаю своих учеников.

Меня часто спрашивают, как быстро выучить музыку, как научиться легко запоминать музыкальный текст, как не делать при этом ошибок и в короткий срок запомнить ноты наизусть. Чтобы быстро выучить музыкальное произведение, необходимо использовать самые эффективные способы запоминания, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

Знакомство с музыкой на слух: ищем сходства и отличия.

Освоение нового сочинения многие начинают сразу с игры. Музыка этого не любит и будет вам препятствовать большим количеством ошибок. Почему? Представьте, что вы заводите знакомство с новым человеком. Еще не успев толком узнать, что он за личность, вы начинаете «лезть ему в душу». Вполне естественно, что безнаказанным такое поведение не останется, и, скорее всего, отношения будут испорчены с самого начала. Чтобы такого не происходило, необходимо как следует познакомиться с новой музыкой.

Как и нового человека, ее необходимо сперва внимательно выслушать и понять. Прослушивание произведения в хорошем исполнении (а еще лучше, в разных интерпретациях) даст вам возможность лучше проникнуть в его образный мир, запомнить музыкальные особенности, сравнить варианты исполнения. В это время работает ваша слуховая память, и она будет страховать вас от лишних ошибок во время разбора по нотам.

Читайте также:  Geboren um zu leben unheilig ноты

Кстати, о нотах. Во время прослушивания возьмите ноты сочинения и карандашом разметьте его основные разделы. Далее можно поиграть в игру «найди все сходства и отличия». Ваша задача — найти в тексте все повторяющиеся или схожие музыкальные фрагменты, отметив их одним способом, а другим — выделите отличающиеся места. Вы будете удивлены тому, насколько эта нехитрая игра сэкономит ваше время и облегчит работу памяти при разучивании музыки за инструментом.

Музыка как торт.

Игра на фортепиано — многозадачный процесс. Нужно одновременно следить за соблюдением ритмического рисунка, правильностью нот, аппликатурой, фразировкой и т.д. Очевидно, что «с ходу» справиться со всеми задачами невозможно. Поэтому на этапе разбора имеет смысл решать каждую из этих задач по отдельности.

Я люблю сравнивать этот процесс с поеданием большого слоеного торта. Если вы попробуете заглотить его целиком, у вас это вряд ли получится, и вы получите вместо удовольствия вывихнутую челюсть и несварение желудка. Куда эффективнее разделить торт на маленькие кусочки, слои, и, поглощая их постепенно, в итоге осилить весь торт. Аналогичным образом мы «скармливаем» нашей памяти новую музыку.

Еще на этапе прослушивания сочинения с нотами в руках мы разделили его на несколько разделов. Каждый из этих разделов лучше разбирать отдельно. Начинать разбор текста следует не с нот, как многие привыкли, а с ритма. Во-первых, это проще. Во-вторых, запомнив на слух ритмический рисунок, вы создаете себе надежный ориентир для дальнейшего освоения мелодии.

Итак, ритм. Посмотрите на обозначение музыкального размера в нотах. Просчитав пару пустых тактов, убедитесь, что темп, в котором вы собираетесь работать, не слишком быстрый для вас на данном этапе. Выберите партию одной из рук и простучите со счетом ее ритмический рисунок в пределах первого раздела сочинения. Только один раздел! Не пытайтесь заглотить весь торт сразу! Сложные ритмические фигуры проработайте несколько раз отдельно, чтобы получалось точно и без отклонений от темпа. После этого еще дважды или трижды простучите ритм всего первого раздела. В идеале вы должны запомнить этот ритмический рисунок наизусть.

Так же поступите с партией второй руки. На это упражнение вы потратите считанные минуты, при этом вашей памяти будет легко усваивать новый материал.

Когда ритм выучен, можно приниматься за ноты. Опять же, не бросайтесь сразу нажимать клавиши на инструменте. Прочтите (а еще лучше, пропойте) ноты каждой партии вслух, соблюдая и проговаривая ключевые и случайные знаки альтерации. Имейте в виду: как вы ноту назовете, так вы ее и сыграете.

Как только вы добились чтения (или пения) без ошибок, можно переходить к игре. Прежде, чем вы прикоснетесь к клавиатуре, внимательно просмотрите, какими пальцами вам предлагается играть музыку. На этой стадии в работу включается ваша двигательная память, отвечающая за формирование полезных навыков игры. Поэтому удобство и правильность аппликатуры — залог быстрого запоминания текста и легкости исполнения сочинения в дальнейшем.

Наконец, можно приступить непосредственно к игре. Снова «включите» счет, и медленно, соблюдая длительности и верную аппликатуру, сыграйте партию каждой руки по нескольку раз. Если все «слои» были проработаны вами достаточно добросовестно, то к этому моменту партии каждой руки должны запомниться наизусть. Как только это произошло, можно соединять две руки. Остальные разделы следует разбирать в том же порядке, и необязательно делать это в один день.

Трудные места и игра без ошибок.

Одним из препятствий на пути быстрого освоения нового произведения является пропуск возникающих ошибок. Сделав ошибку при игре мы нередко идет дальше, говоря себе: «ладно, в следующий раз получится верно». Это самообман. Неисправленная ошибка снова повторится, а через несколько проигрываний закрепится в пагубном навыке, и переучить такое место бывает крайне сложно.

Как только вы заметили ошибку или сложный для исполнения элемент, остановитесь и найдите причину проблемы. Может быть, вы просто взяли слишком быстрый темп? Или играете элемент неудобными пальцами? Возможно, вы забываете об исполнении ключевых знаков или поленились высчитать правильный ритм? Как бы то ни было, то место, где возникла сложность, необходимо медленно, при необходимости со счетом несколько раз сыграть в точности так, как написано в тексте. Элемент можно считать выученным, если у вас получается сыграть его верно пять раз подряд.

Оттенки динамики и фразировка.

Разбирая нотный текст, не забывайте про выразительность музыки, которую вы играете. Обращайте внимание на обозначения нюансировки (forte, piano, creschendo, diminuendo и т.п.), на возможные отклонения от основного темпа (accelerando, ritenuto), на штрихи (staccato, legato) и другие «подсказки», встречающиеся в тексте. Ответьте себе на вопрос: что хотел с их помощью выразить композитор в своей музыке?

Постарайтесь услышать в исполняемых нотах музыкальную речь, определите, куда стремится естественная интонация каждой из фраз, и отразите это при игре. Отметьте для себя кульминационные зоны внутри разделов и генеральную кульминацию всего сочинения. Все это поможет вам осмыслить произведение, а значит, быстрее его запомнить.

Все вышеперечисленные способы выучивания будут иметь эффект только в том случае, если вы занимаетесь регулярно и добросовестно повторяете все, что было разучено накануне. Любой перерыв в занятиях отбросит вас назад, и работу придется начинать заново. Поэтому будьте целеустремленны, играйте с увлечением и радуйтесь новым выученным музыкальным композициям!

Быстро запомнить ноты нового произведения — это не самоцель для настоящего любителя музыки. Память удержит только то, что по-настоящему осмыслено и глубоко прочувствовано вами. Проникая в замысел композитора через нотный текст вы погружаетесь в музыку, открываете для себя звуковые сокровища, спрятанные, как в шкатулке, в нотной записи. Разбирая новое произведение, вслушивайтесь в его музыкальный язык, улавливайте смысл, воплощенный в звуках. Это позволит вам запоминать целые музыкальные мысли вместо того, чтобы зубрить сочинение по отдельным нотам.

Источник

Методические рекомендации разбора музыкального произведения

Что значит, разобрать музыкальное произведение? Это значит начать спокойно играть его по нотам без запинок. Правильный разбор является очень важным этапом в работе над музыкальным произведением. Если ребёнок застревает на этом этапе, то меньше времени остаётся на работу над техническими трудностями и музыкальным образом. Вот почему необходимо учить разбору с первых шагов, занимаясь этим систематически на уроках. Разбирать произведение нужно поэтапно и не решать все проблемы сразу с первого проигрывания. Важно изначально настроить ученика на исполнение красивой музыки, дать ему позитивный настрой. Поэтому нужно выбирать пьесы, доступные по трудности, разнообразные по характеру и по техническим задачам, ясные по строению музыкальной ткани. Этап 1. Знакомство с произведением. Сыграть ученику произведение с аккомпанементом. Играть выразительно с динамическими и агогическими оттенками. Их нужно показать так, чтобы ученик понял, как они выражают конкретное содержание произведения, и вызвало у него живые образы и ассоциации. Этап 2. Краткий анализ характера произведения . Обратить внимание на название, фамилию автора. Рассказать о композиторе и эпохе создания произведения. По названию можно определить основное настроение, его тему и образно-художественное содержание («Осенний дождичек»). Иногда по названию мы можем определить жанр произведения («Марш», «Вальс», соната, этюд). Так, не сыграв ни ноты можно кое-что сказать о пьесе, которую собираетесь сыграть. Этап 3. Анализ нотного текста . Определяем тональность по ключевым знакам, смотрим размер и указания темпа. Определяем вид штриха исполняемого произведения. Визуально определяем повторяющиеся мотивы, гаммаобразные и арпеджиообразные последовательности и помечаем их условными обозначениями. Можно делать пометки разноцветным карандашами. Благодаря этому объёмная пьеса может сократиться вдвое. Это очень важно для детей, когда педагог переходит к работе с более длинным пьесам. Этап 4. Исполнение пьесы с листа. Играем, с листа всё подряд, как можем. Главное – дойти до конца, ничего не пропуская. Пусть будут ошибки, паузы, повторы и прочие заминки, главная цель – просто сыграть все ноты. Даже от одного терпеливого проигрывания есть толк. При проигрывании второй раз, можно ограничиться одной частью или фразой. Вот тут и начинается основная работа. Этап 5. Работа над ритмом, интонацией, звуком. Очень важно с самого начала выработать отвращение к «грязной игре». Услышав фальшивую ноту, нужно остановиться, пропеть мелодию, исправить и несколько раз сыграть её правильно. Красивый звук без скрипа, шипения, других примесей – одна из главных забот юного скрипача, не только в мелодичных эпизодах, но и при исполнении любого вида техники. Объяснить ученику, что играть произведение в неверном ритме нельзя. Упорядочить ритм помогает классический вариант – игра со счетом вслух. Так же можно выбрать мелкий ритмический пульс и слушать, как этот пульс наполняет звуки. Этап 6. Отработка технических приемов. После того как привели в порядок ритм и интонацию можно заняться техникой. На хорошо усвоенном тексте и уверенными пальцами легче отработать нужные приёмы игры, пассажи, мелизмы, вибрацию. Этап 7. Работа над фразировкой и характером мелодии. Важно сразу учить мелодию не как набор звуков, а как последовательность осмысленных фраз. Для этого нужно обнаружить в тексте начало, и конец фразы и сразу заучивать с нужными нюансами. Этап 8. Осмысленное исполнение произведения. Главная задача разбора музыкального произведения – научиться играть его с начала до конца. Если ученику стало заметнее легче её играть – значит, цель достигнута.Теперь важно добиться того, чтобы всё разучиваемое было доведено до возможного совершенства. Наблюдения показывают, что на качестве работы сказываются распространённые недостатки: –Привычка играть без остановки, с начала до конца. Нужно объяснить ученику, что даже великие музыканты учат произведение отдельными частями, исправляя недочёты, улучшая даже хорошо выученное. –Постоянное проигрывание в быстром темпе. Бесконтрольная игра воспитывает неряшливость, детали не прослушиваются, фальшивые ноты не исправляются, инструмент звучит плохо. «Забалтывание» вынуждает заменить произведение. –Преждевременная игра наизусть. В нотах зафиксированы требования композитора и педагога, которые необходимо выполнить. Работая над произведением по нотам, ученик каждый раз должен находит в них что-либо, ранее не замеченное. При игре наизусть фиксируются старые ошибки, неизбежны новые. Даже в предконцертный период необходимо чередовать игру по нотам и без них.

Источник

Как разобрать любую музыку на составляющие

Пару лет назад я начал создавать основу для создания музыки. Я делал это неосознанно во время практики, создавая новые треки.

Я собрал эти советы и стратегии. Их можно использовать для вдохновения, имитации других треков и изучения новых элементов музыки.

Вот полный рабочий процесс, над которым я работаю.

В ходе этого процесса существует три этапа:

Для разбора нет никаких шагов:

  1. Темп и ритм
  2. Музыкальная гамма
  3. Аккордовая последовательность
  4. Бас
  5. Барабаны
  6. Мелодии
  7. Звуковой дизайн
  8. Микширование
  9. Мастеринг

Инструменты

Прослушивание

Слушайте музыку с активным мышлением. Если вы не слышите детали, тогда тренируйте свои уши.

С саморазвитием вы услышите все элементы, но вам нужно время для этого. Одного или двух дней недостаточно; Думаю — это длительный процесс.

Раньше у меня был абсолютный музыкальный слух, который я развивал в течение нескольких лет. Если вы сознательно практикуетесь, вы можете сократить время на порядок.

YouTube видео

Обычно я ищу высококачественное музыкальное видео на YouTube, а затем его повторяю для анализа и программирования MIDI. Вы также можете скачать эти видео с некоторых веб-сайтов.

Данные Beatport

На Beatport вы, как правило, можете найти темп музыки и музыкальную гамму.

Я иногда использую Beatport, чтобы найти информацию о тональности и темпе музыки

Mixed in Key и Rapid Evolution

Это программы, которые показывают темп и тональность.

В течение долгого времени я использовал Rapid Evolution. Затем в декабре прошлого года я купил последнюю версию Mixed in Key.

Очень рекомендую. Это быстрое и точное программное обеспечение, которое легко использовать.

Я могу анализировать гамму и темп с помощью Mixed In Key

Инструмент фортепианного типа

Для программирования MIDI я использую звук фортепьяно из любого плагина или сэмплера моей DAW (Ableton Sampler или Simpler).

MIDI-клавиатура

Вам не нужно играть на пианино. Достаточно записать мелодию из четырех нот на MIDI-клавиатуре.

Это может занять от пяти до 50 минут в зависимости от данной музыки, ваших навыков и музыкального интеллекта.

Если у вас нет MIDI-клавиатуры, приобретите хотя бы двухоктавную версию. Этого достаточно для мелодий, баса и коротких аккордовых последовательностей.

Готовые MIDI-файлы

Ищите в Интернете бесплатные или платные MIDI-файлы. Используя их вы можете быстро создавать вдохновляющую музыку, бутлег или ремикс.

1. Темп и ритм

Вы можете найти название темпа в этой таблице

66-76 BPM Adagio Медленно
76-108 BPM Andante Темп походки
108–120 BPM Moderato Умеренно
120–168 BPM Allegro Скорый темп
168-176 BPM Vivace Живо, быстро

Самый распространенный тактовый размер — 4/4. В большинстве музыки используется этот размер.

2. Музыкальная гамма

Эти гаммы являются самыми популярными в западной музыке:

  • Мажорная (7 нот), например. До-мажорная
  • Минорная (7 нот), например. Ля-минорная
  • Мажорная пентатоника (5 нот)
  • Минорная пентатоника (5 нот)

Гаммы До-мажор и Ля-минор являются самыми простыми. Вам просто нужно использовать белые клавиши на клавиатуре.

3. Аккордовая последовательность

Часто аккорды одинаковой длительности написаны для таких периодов:

Во многих музыкальных произведениях есть всего 4-8 аккордов, поэтому вам не нужно слишком много работать, чтобы понять их.

В Ableton я могу быстро протестировать несколько аккордовых идей

Типы популярных созвучий и аккордов:

  • Дихорд (2 ноты)
  • Трихорд (3 ноты)
  • Тетрахорд (4 ноты)

Примеры наиболее часто используемых аккордовых последовательностей:

До — Соль — До — Соль I — V — I — V
До — Соль — Фа — Соль I — V — IV — V
Ре – До – Соль V – IV – I
Соль – До – Ре – До I – IV – V – IV
Соль – Ми-минор – До – Ре I – vi – IV – V
Ми-минор – Ре – До – Си VI – V – IV – III

Обычно бас использует основной тон аккорда. Иногда немного меняется.

Первая и пятая ступени (I и V) являются наиболее важными нотами, когда речь идет об устойчивости в гамме.

  • До-мажор: До и Соль
  • Ля-минор: Ля и Ми

5. Ударные

  • Настроение: агрессивное, пассивное, нейтральное, легкое, игривое, медленное, быстрое
  • Выбор инструмента
  • Динамика
  • Записи

6. Мелодии

  • Эмоции
  • Настроение
  • Поддержание интереса
  • Формула Вопрос-Ответ
  • Вариации

В своей музыкальной работе я использую двух-октавную MIDI клавиатуру

7. Звуковой дизайн

  • Настроение
  • Тип звука
  • Синтез
  • Сэмплирование
  • Синтезаторы
  • Психо-акустика

8. Микширование

Я рекомендую слушать эти элементы во время микширования:

  • Баланс громкости
  • Панорамирование
  • Эквализация
  • Компрессия
  • Эффекты
  • Автоматизация
  • Использование контрольной дорожки

Я использую 4 группы для микширования моих треков

9. Мастеринг

Ответьте на свои собственные вопросы по мастерингу:

  • Тон
  • Динамика
  • Громкость
  • Контрольная/эталонная дорожка

Как это сделать

Анализ

Чтобы проанализировать, я поставил трек на повтор. Я активно слушаю инструменты для их идентификации. Техническая часть — это дизайн звука и микширование.

Если я не пойму или не услышу что-то, то я повторяю процесс прослушивания.

С каждым активным прослушиванием я нахожу все больше и больше элементов.

B) Структура

Вы всегда должны начинать с этих вещей, чтобы установить основу музыки и настроения.

  1. Темп и ритм
  2. Музыкальная гамма
  3. Аккордовая последовательность

C) Быстрые изменения

Цель состоит в том, чтобы быстро получить результаты без каких-либо препятствий. Решение — это зацикливать музыку, и во время прослушивания записывать аккорды и бас.

Затем вы меняете их шаг за шагом. Вы меняете один или два полутона за раз. Выполняя эти шаги, можно добраться до основы трека.

На первый взгляд это может показаться трудным, но всё придет с практикой. Просто начинайте и делайте работу. Вам разрешается допускать ошибки. Часто лучшая музыка основана на небольших ошибках; счастливые случайности.

Тонкая доработка композиции

Для этого достаточно пяти-десяти минут, и при необходимости полезно настроить или уменьшить пару полутонов. Вы также можете изменить ритм.

Вдохновение, копирование или воровство

«Хороший композитор не подражает, он ворует.» — Игорь Стравинский

Потому что идеи не могут быть защищены авторским правом, и вы не можете превратить их в стандарт. Это касается музыкальных идей.

«Незрелые художники копируют, великие художники крадут» — Уильям Фолкнер

Идеальное решение — это золотая середина: вы можете взять идеи, но вы должны немного поработать с ними, изменить и модифицировать их. Если вы будете брать идеи из многих музыкальных произведений, люди будут думать о вас как о гении.

Резюме

В этом уроке я показал вам шаги для того, чтобы разобрать и проанализировать музыку.

Навык не появится через один или два дня. Планируйте в долгосрочной перспективе.

Источник

Оцените статью