Левая клавиатура
На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.
БАСОВЫЙ КЛЮЧ
Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:
Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;
АППЛИКАТУРА
На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.
При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)
1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.
БАСОВЫЕ ЗВУКИ
Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.
Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:
Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:
Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.
Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.
ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ
Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.
Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:
АККОРДЫ
Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.
Аккорды записываются следующими нотами:
Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:
Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).
Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):
Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.
Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б«.
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М«.
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7«.
Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.
Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.
При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:
Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.
Упражнения
При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.
Источник
Как разобрать аккордеон басы
Когда клапана чисты — займемся лайкой. Если она не пересохшая, не слишком сбитая и вытертая (поверхность кожи, которая прилегает к деке, должны быть мягкой и ворсистой) — ее можно сохранить для последующей наклейки на клапана. С нее также следует удалить остатки клея и уплотнителя. Стоит отметить, что «стирать» лайку ни в коем случае нельзя! Если загрязнения не слишком сильные – ее можно легко почистить грубой щеткой, а с тыльной (кожаной) стороны протереть спиртом. В случае, когда лайка слишком грязная и сбитая, ее можно легко реанимировать, тем самым, подняв ворсу и сделав ее более мягкой. Для этого следует развести столовый уксус из расчета: на 1 л теплой воды – 50 – 100г уксуса. В воду можно добавить каплю жидкого моющего средства, заложить туда лайковые квадратики и отставить на 10 – 15 мин, после чего на протяжении 2 – 5 минут (в зависимости от степени загрязнения) закрытую емкость следует интенсивно трясти, затем – выполоскать в теплой воде лайку. Сушить ее нужно под прессом, разложенную на махровом полотенце и накрытую оным. Время просушки моет быть различным, но оно не должно быть меньше получаса.
После того, как лайка высохла, можно заняться сборкой клапанов. Для этого нужно взять двусторонний скотч на вспененной основе, толщиной не менее 1 мм. Следует обратить внимание на то, что брать скотч можно лишь канцелярский; есть масса специализированных клейких лент, например таких, которыми клеят моулдинги на автомобили, этот скотч не подойдет, так как, по истечению некоторого времени, он полимеризуется (твердеет) и теряет аммортизационные свойства. Процедура наклейки предельно простая, основное требование – чтобы скотч и лайка не выступали за края клапанной пластинки. После этого устанавливаем клапана на рычаги.
Далее следует настройка компрессии — самый трудоемкий процесс, не считая настройки голосов.
Здесь требуется следить за несколькими факторами, а именно: одинаковая высота кнопок над грифом, одинаковый угол подъема клапана над декой и параллельность плоскости клапана над оной. В принципе, для различных систем способ настройки один — гнуть сошки. Делать это нужно предельно аккуратно, не допуская перегибов и переломов рычагов, в противном случае, рычаг придется менять.
Первое, что нужно сделать перед настройкой — убедится в том, что все клапана в закрытом положении находятся по центру окна. Далее, выставив один из клапанов по центру окна, следует выровнять и остальные. Если конструкция сошки такая, как на фото, сделать это можно мощной линейкой, сдвинув все сразу клапана до нужной отметки, или делать это поочередно для каждого. Кроме того, для удобства установки клапанов, сначала нужно установить те, которые находятся ближе к грифу, а затем уж и крайние.
Проверить компрессию не сложно: если поднять инструмент за деку с расстегнутым мехом, он почти не должен раскрываться, при этом не должно быть шипения и, тем более, звука от планок.
После настройки инструменту нужно дать «тестовое время», недели интенсивной игры хватит, после чего потребуется снова проверить компрессию и, в случае надобности, поправить ее снова.
Владлен, по поводу ремонта клапанов — все то же самое, как я уже писал, а вот механика.
1. Снимаете крышку басов и, желательно, переднюю панель клавиатуры с отверстиями под кнопки (если та снимается).
2. Аккуратно снимаете заемный механизм с рамой. Он прикручен саморезами (или болтами, если крепление металлическое) к лонжеронам на деке. Ни в коем случае не разбирайте его, если в том нет прямой необходимости (иначе собирать Вам его будет долго).
3. Выполняете все пункты по ремонту и обслуживанию клапанов.
4. Подгибаете клапанные сошки (рычаги) так ,чтоб клапана плотно прилегали к деке (они имеют пружины, так что заемный механизм при настройке компрессии не нужен)
5. Аккуратно собираете заем обратно. Ставите рычажки клапанов аккордов на ступеньки аккордной машинки.
6. Закрываете крышку.
7. Играете! 🙂
П.С. Если что-то будет не ясно — спрашивайте, не стесняйтесь 😉
Добрый день всем! Наконец-то починил баян, а потому описываю свою проблему, и как я её решал. Речь пойдет о самостоятельном приклеивании голосовых планок и изготовлении мастики для этого дела.
Может кому-то поможет мой опыт, но предупреждаю, что это был мой первый ремонт такого плана, поэтому могут быть ошибки, не пользуйтесь этим как окончательной инструкцией.
ПРИКЛЕИВАНИЕ ГОЛОСОВЫХ ПЛАНОК, ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАСТИКИ.
Однажды я обнаружил, что после игры не все складки меха сжимаются, будто что-то упирается внутри. Чтобы забраться внутрь и посмотреть, нужно аккуратно вытянуть гвоздики по периметру меха с каждой стороны (см.фото)
Разобрал меховую камеру, оказалось, что отклеилась одна из голосовых планок (см.фото).
Планки приклеены специальной мастикой.
Чтобы приклеить планку на место, можно воспользоваться мастикой, которая осталась вокруг планки. Если её недостаточно, то можно сделать свою собственную. Для этого понадобятся:
• Пчелиный воск
Бывает воск разной твердости, лучше брать наиболее твердый. Воск из свечек не подойдёт, т.к. там содержится ещё и парафин. Лучше купить у пчеловодов.
• Скипидар (в хоз. магазине)
• Льняное масло (продается в аптеке)
• Канифоль (в радиомагазинах, чистую, не смесь.)
Пропорции для приготовления мастики описаны в книге И. Фадеев, И. Кузнецов. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов., стр 86.
Это примерно на 50г воска 20г канифоли, меньше чайной ложки скипидара и капля льняного масла.
Я прикидывал «на глаз» примерно так: плотность воска и канифоли примерно одинакова, объем воска должен быть примерно в 2,6 раза больше, чем объем канифоли. Всей смеси получилось где-то грамм 50. На этот объем добавил каплю льняного масла и несколько капель скипидара.
Для плавления смеси нужно на жало паяльника крепко намотать проволоку. (см.фото) Для перемешивания смеси я сгибал проволоку углом, а для плавления уже нанесенной мастики удобно вязать проволоку в виде шпателя. И пользоваться примерно также, как шпателем.
Чтобы перемешать компоненты, я взял небольшую широкую емкость, в неё как можно мельче крошил канифоль и воск. Чем мельче, тем удобнее и быстрее плавить (см. фото)
Постепенно растапливал и перемешивал смесь. Чтобы расплавить всю смесь 25-ваттным паяльником, у меня ушло более получаса. Когда уже большая часть смеси стала жидкой, добавил масло и скипидар.
Воск очень быстро застывает, поэтому, чтобы смесь оставалась жидкой, нужно её постоянно размешивать. Я просто оставлял паяльник в ёмкости, но мастика всё равно застывает. Здесь главное успеть полностью её перемешать, если она застынет в процессе ремонта, это уже не страшно. Даже удобнее.
Фиксируем планку на место, предварительно аккуратно счистив предыдущую мастику. Аккуратно, чтобы мастика не попала внутрь. (Из-за попавшего под клапан кусочка мастики, я переклеивал планку два раза, потом пришлось разбирать заемный механизм (тот, что под левой клавиатурой)
Перед тем как поставить планку на своё место, я накапал мастикой туда, где будет нижняя часть планки, потом «посадил» туда планку. На оставшиеся стороны скатал и прилепил «колбаски», которые потом заплавил. Мастика, которая только что застыла, очень легко плавится, в результате «колбаска» растекается, заполняя щели.
Естественно, при работе стоит соблюдать аккуратность, опасаться прикосновения к клапанам голосовых планок, они быстро плавятся и их легко повредить так, что они перестанут выполнять свою функцию. На фото видно, что я задел клапан паяльником, он сжался, но повезло, что всё еще закрывает. Не стоит также заливать сами голосовые язычки, их потом трудно отчистить, и можно сбить настройку.
После ремонта ждем, пока застынет мастика, собираем инструмент, проверяем, чтобы планка правильно звучала в обоих направлениях.
Источник
Ремонт клавиш аккордеона своими руками
Подробно: ремонт клавиш аккордеона своими руками от настоящего мастера для сайта olenord.com.
Zenano » 07 дек 2011, 20:12
Михаил | 8 июн 2011, 17:51 писал(а): У меня следующие проблемы с аккордеоном. Аккордеон полный, советский – “Рапсодия”. Первая проблема сосотоит в том, что западает одна клавиша, она звучит сама по себе без нажатия. Сначала она была задрана вверх, но потом я открыл переднюю панель и подогнул немного её рычаг. Клапан полностью закрыт, но и на сжим и на разжим меха звук всёравно идёт. Не знаю как это починить.
Вторая проблема заключается в том, что звучит аккордеонон очень глухо и тихо, по крайней мере басы. Правая клавиатура более-менее. Пожскажите, можно ли это как-нибудь исправить, чтобы басы звучали нормально, или случай совсем безнадёжный?
Михаил | 9 июн 2011, 22:22 писал(а): Спасибо за советы по существу, с клапанами проблему решил! И вправду там один клапан нижний не закрывался вообще, был отогнут рычаг на котором держится паролон. Я его загнул обратно и проблема решилась.
А вот до басов пока не дошёл. Когда снимал правую часть, так немного глянул на бысы. Голоса вроде все на месте, лайки тоже. Но звучат очень глухо, вяло и тихо. Не знаю конечно может так действительно и должно быть, но если сравнивать со вторым моим аккордеоном, вельтмейстером, они вообще нулевые. На вельтмейстере огого как громко и чётко играют басы, на то он наверное и вельтмейстер. =)
Слашал про такой термин “Разыграть аккордеон”. Не знаю правда что это конкретно означает, но полагаю, что если определённое время поиграть на инструменте, который долгое время стоял без дела, то постепенно голоса начнуть звучать лучше и громче. Так ли это, или я в чём-то ошибаюсь? Может быть стоит басы просто сильно продуть каким-то образом?
Видео (кликните для воспроизведения). |
С наступающим Вас Новым Годом, товарищи баянисты. На новогоднем энтузиазме нашел свой старый баян, на котором я еще учился играть. Я ним не пользовался т.к. западали кнопки на левой руке, в основном это были и есть аккорды. Басы вроде функционируют нормально. Выглядит это вот так(я их поправил и немножко поиграл)
Полностью они не возвращаются, некоторые в таком положении издают звуки, а это очень плохо.
Механика в целом выглядит так(все это фотографии пациента).
Первое, что мне показалось странным – это карандаш находящийся в низу корпуса(на фото его хорошо видно). Находится он в свободном полете т.е. никак не закреплен. Зачем он нужен тоже не знаю. На следующих двух фотографиях запечатлено состояние механики до нажатия кнопок(перед этим я все пальцами выпрямил(уже и забыл как деталь называется, толкатель, по-моему))
Теперь состояние после того, как я нажал и отпустил несколько кнопок
Еще заметил что вообще вся механика сильно шатается. Запечатлел на видео.
К сожалению не Full HD но думаю, что будет видно. Возможно для того, чтобы устранить шатания использовался карандаш.
Но больше всего волнует залегание кнопок. Мне кажется, что вся проблема в пружине, но как ее заменить и она ли виновата? Процесс нажатия тоже есть в видео варианте.
Видео 2
Буду благодарен за любую помощь.
Vladislav писал: Так что скорее вего дело в пружине.
Нет. Лучше обратится к мастеру. Но имея большое желание можете и сами. На словах объяснить невозможно. Главное, что при нажатии на кнопку не должно быть сопротивления во всей цепочке передающей механики вплоть до поднятия клапана. Всё сопротивление нужно ликвидировать. Всё определяется индивидуально.закрепляется то что должно быть прочно, подгибается то что криво, выравнивается то что должно быть ровно. И врачебный принцип – “Не навреди”.
С целью обмена опытом, а также помощи новичку, создам такую тему, где гуру будут делиться хитростями ремонта инструментов в домашних условиях, новички – черпать знания, ну а самодельщики – хвастать новыми мастеровыми инструментами
УСТРАНЕНИЕ СТУКА И УЛУЧШЕНИЕ КОМПРЕССИИ БАЯНА
Итак, хочу поделиться эдаким ликбезом по элементарному обслуживанию любимого инструмента
Даже самый качественный “Скандалли” или “Роланд”нуждается в элементарном уходе, рано или поздно набивочные и прокладочные материалы скатываются, утаптываются и рассыхаются, таким образом инструмент теряет прежние свойства, перестает держать воздух, проявляются лишние шумы в виде стука клапанов или подвывания планок. Многие из этих и прочих неполадок можно устранить самостоятельно. Например – стук и декомпрессия. Стук возникает в результате удара клапанной пластины о деку инструмента. В большинстве случаев аммортизационные свойства клапанной лайки весьма ограничены, она все-еще неплохо передает удар клапана на шторку. Иногда производители заботятся об этом и наклеивают уплотнитель не на сам клапан, а на поролон, фетр или сукно, которое уже потом крепят к клапанной заслонке. Но со временем эта прокладка рассыхается, сбивается и корродирует, отсюда возникают раздражающие стуки, которые порой настолько громки, что слышны во время игры, часто они не дают возможности провести даже глиссандо. Возникает потребность устранять их.
Для того, чтоб провести эту процедуру не нужно иметь большую мат-тех базу и особые навыки. Все, что нужно – пассатижи, кусачки, ножницы, опасная бритва (или острый скальпель/канцелярский нож), двусторонний скотч на вспененной основе и три часа свободного времени.
Сняв клапанные решетки с деки баяна мы видим весь затворный механизм мелодии: два ряда клапанов вверху грифа и один – внизу. Клапана и их рычаги бывают различных конструкций, об этом можно прочесть в замечательной книге Фадеева “Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов”.
Удалив лишнюю пыль, которая могла скопиться на деке, следует аккуратно, один за одним, снять клапана с сошек. Удобнее всего это делать, если на баяне деревянная клавиатура с проволочными сошками, где клапана крепятся на полужестком ниппельном креплении (фото). Проделав эту процедуру, можно отставить инструмент в сторону и заняться непосредственно клапанами.
В первую очередь нужно аккуратно отделить лайку от пластины клапана. Если инструмент стар – лайка отпадет сама, на баянах производства 70-х – 80-х гг. лайка и вовсе клеилась на тонкий поролон, который обеспечивал бесшумность работы механизма мелодии, но, к сожалению, по истечению 30 – 40 лет, этот материал имеет свойство разлагаться, течь и рассыпаться. Иногда проще отодрать приклеенное клеем БФ, нежели то, что “скрепилось” в результате коррозии поролона. В противном случае, если лайка наотрез отказывается сниматься, а сохранить ее нужно – следует воспользоваться опаской или скальпелем, при этом осторожно оттягивая отделившийся край уплотнителя.
После того, как лайка снята, требуется очистить поверхности от клея, следов поролона, фетра и т.п. Если клапана относительно чистые – их можно протереть ацетоном, тем самым смыть клей и обезжирить поверхность. Эту операцию можно проводить, как для металлических, так и для деревянных, пластмассовых и тефлоновых клапанов. Если же на клапане остался поролон, фетр или другой аммортизирующий/уплотнительный материал и он не собирается смываться ацетоном – его можно отмыть в теплой (а лучше – горячей) воде с добавлением любого моющего средства. Позже, когда он размокнет (поролон), его можно будет удалить щеткой или ножом. Если же клапан деревянный – мыть его ни в коем разе нельзя, иначе его поведет! Тогда следует аккуратно соскоблить остатки материи ножом или на наждачном бруске.
Ну вот и сделал я свою первую гармонь… Сразу скажу, что когда пришло время писать эту статью, я с большой досадой обнаружил, что большая часть фотографий, сделанных в процессе, утеряна. Поэтому, придётся довольствоваться лишь частью их и тем, что получилось в итоге…
Ушло у меня на неё почти 7 месяцев. Даже несмотря на то, что голосовые планки я сам не делал, а использовал готовые. Хотя, здесь нужна оговорка: не всё это время я занимался только этой гармонью, были значительные перерывы на ремонт других инструментов(по заказу) и если бы можно было сосредоточиться только на ней, то можно было справиться месяца за три.
Мысль изготовить гармонь своими руками посещала меня уже довольно давно, но надолго в голове не задерживалась,так как работа эта казалась невероятно сложной, учитывая отсутствие полноценной мастерской и наличие только обрывочных знаний о самом процессе.
Но накопившаяся благодаря добрым людям куча кусковых планок подтолкнула приступить к делу. Да и руки уже невыносимо чесались попробовать.
К работе я приступил в самом начале октября 2011 года. К тому времени в голове уже достаточно чётко сложилась концепция будущего инструмента: это должна была быть гармонь небольших размеров, трёхголосая(два голоса–в одной октаве, один–на октаву выше) и, при этом, почти полноценная хромка. Почти–потому что, для уменьшения конечных размеров, я решил убрать неиспользуемые самые нижние клавиши правой клавиатуры.
Таким образом, в итоге размеры корпуса гармошки по периметру составили 270х160мм. Клавиш–23 справа, 25 слева. Бас–четырёхголосый, характерный больше для дешёвых заводских инструментов. Тональность-фа-мажор. Далее – по порядку, что и как было сделано.
На углы корпуса поставлены металлические уголки, сделанные из дюралевой левой решётки Беларуси, той самой, которая была донором при переделке моей Чайки на деревянные резонаторы полтора года назад.
Наружные торцы стенок корпуса также окантованы полосками из дюраля.
Обе деки–левая и правая–сделаны из фанеры. Правые решётки выпилены лобзиком. Рисунок-простой, придуман в процессе.
Корпус покрыл морилкой цвета красного дерева и решил ничем не украшать. Может быть только пока, а может и совсем.
Гриф правой клавиатуры я сделал из буковых дощечек от тарных ящиков, найденных летом в отпуске, в деревне у деда, когда я ещё не знал, что осенью приступлю к такому делу(была лишь мысль попробовать изготовить гриф по-своему).
Гриф–клееный. Все пазы под деревянные клавиши образованы путём приклеивания перегородок на дощечку–основу. Такой способ, на мой взгляд, имеет, как минимум, два преимущества перед традиционным, когда пазы выпиливаются(или как они там делаются?) в цельном бруске: во–первых, волокна древесины расположены вдоль перегородок, а не поперёк, что дополнительно придаёт им прочности; во–вторых, отверстие под ось сверлится по разметке ещё до приклеивания перегородок, что просто удобно.
Сами клавиши сделаны из тех же реек, что и корпус. В качестве пуговиц клавиатуры использованы кнопки от баяна «Рубин».
Корпуса клапанов взяты от старой Шуйской гармони, с предварительно переклееными прокладками и новой лайкой.
Сама механика устроена не совсем традиционно для гармони: ряд клапанов, расположен за грифом и приводится в действие механизмом(вернее,его частью от того же «Рубина»)(см.фото).
Такая конструкция позволяет более рационально использовать свободное пространство в корпусе и применяется(хоть и в немного другом виде) в тульских заказных гармонях.
Что было делать?… Решено было делать её с нуля самому. Ближайшие несколько дней я извёл кучу бумаги, вычерчивая наиболее рациональные схемы проволочной механики. Однако, в конце концов я от неё отказался: конструкция выходила громоздкой, неразборной, а также не очень хотелось протыкать деку насквозь десятками скобок для крепления всех рычагов.
Валиковая механиках(как на заводских гармонях), более лёгкая, ремонтопригодная и малошумная, поначалу казалась неосуществимой в домашних условиях ввиду необходимости(как мне казалось) наличия сварочного оборудования для приваривания стоек к валикам.
Но я нашёл решение: для крепления стоек в валике сверлилось отверстие чуть меньше диаметра стойки, после чего заточенный на лёгкий конус кончик стойки плотно вворачивался в отверстие и расклёпывался с обратной стороны. Получилось, на мой взгляд, достаточно надёжно. Но время покажет.
Толкатели были сделаны таким же способом. Сами кнопки использованы готовые. Всего на изготовление левой механики ушёл месяц работы. Клапана также взяты от донора, алюминиевые.
Меха сделаны мной из… ватмана. Это, вероятно, не очень хорошо с точки зрения долговечности, но для первого опыта, думаю, допустимо. Только при их изготовлении я допустил по причине недальновидности, небольшую оплошность– сделал всего тринадцать борин. А для такого небольшого объёма корпуса их нужно было делать штук семнадцать… Сейчас я и сам не могу себе ответить на вопрос «Почему?»… Ведь знал… Но, забегая вперёд, скажу, что в итоге проблема оказалась не столь критична. Просто, направление движения мехов приходится менять чуть чаще.
По поводу голосовой части поначалу у меня были грандиозные планы сделать, как минимум, строевые планки справа цельными, самодельными, ибо опыт такой уже был. Но, в последствии, я отказался от них, решив, что поберегу свои силы и время для следующего раза.
В итоге голосовые планки для правой части были использованы от аккордеона «Красный партизан»(резонаторы от него мне отдали за так (спасибо Игорю Шелепову, он меня не первый раз снабжает!)).
Планки эти были латунными, хоть и кусковыми, чем я был немало удивлён, ожидая увидеть традиционный дюраль. В тот момент было окончательно решено поставить именно их. Меня не смутило даже не очень высокое качество их изготовления, а именно–немалые зазоры между голосом и краями проёма. Главное – это была латунь!
Планки были очищены от коррозии и старого клея, залоги-переклеены заново.
Несколько планок пришлось перестроить из близких по тону, так как их не хватило для нужной тональности. Один сломанный голос заново изготовлен и наклёпан. Резонаторы правой части сделаны полностью с нуля своими руками, с подобранными под тональность входными камерами. Делал я их дней 10, будучи в отпуске(в октябре). Из–за малых размеров корпуса пикколки пришлось расположить стоя, каждый ряд–на отдельном резонаторе. Хотя, было бы неплохо «положить» их на деку для более интересного звучания.
Басовый резонатор сделан из резонатора вышеупомянутого аккордеона путём удаления всего лишнего(просто отпилена его часть и установлен набор планок нужной тональности). Басов–семь(без фа–диеза). Басовые планки(они были дюралевые) были «сбиты» для уменьшения зазоров и, как следствие, улучшения ответа.
Резонатор аккордов также изготовлен с нуля.
Слушаем звучание(на первом видео-сравнение с Чайкой, на втором — «Старый клён», третье видео-«Барыня»). Скажу сразу,что наиболее точно передаёт звучание третье видео(«Барыня»), записанное ближе всего к камере. И это… Кажется, за время, потраченное на эту гармонь, я, малость, играть разучился…:
Итак, начнём с внешнего вида инструмента.
1. Внешний вид аккордеона или баяна может много рассказать о том, где он находился, как эксплуатировался. Чем бережней и аккуратней относились с инструментом во время эксплуатации, тем приятней следующему хозяину взять его в руки. Но скажу сразу — не стоит начинать пугаться и паниковать, если потёрт мех, или присутствуют царапины или небольшие вмятины на корпусе, частично отсутствуют декоративные элементы внешнего вида! Конечно, всему есть «своя мера», но, лучше пусть будут небольшие царапины и потёртости на рабочем и звучащем инструменте, чем идеальный внешний вид с блеклым звуком и западающей механикой! Не стоит сразу отказываться от покупки, если есть небольшие следы пользования (пятна, царапины, потёртости, небольшие сколы, потрёпанные ремни, отсутствие «лейбов», «изъеденный» молью футляр и т.п.). Возможно, стоит продолжить осмотр, и, в конце окажется, что по остальным характеристикам вариант вполне приемлимый и достойный! Конечно, как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет», — кто-то не сможет играть на аккордеоне с внешними дефектами, — тогда стоит подобрать более достойный вариант, но он, возможно, будет более дорогой.
Какие недостатки внешнего вида могут «дискредитировать» выбираемый товар?
– в инструменте есть трещины, сильные вмятины — значит он падал, и проблемы могут быть не только внешнего характера: инструмент может потерять компрессию; могут разломаться, дать трещины резонаторные колодки; могут потрескаться восковые соединения на голосах, могут появиться дефекты в механике и многое др.
– сломанные или сильно погнутые рёбра меха , опять же, говорят о том, что инструмент падал или получил сильный удар. При ремонте мех уже может не вернуть первоначальные эластичность и внешний вид, к тому же, не во всех случаях мех легко ремонтировать. Иногда целесообразней стоит изгодовить новый, а это трудоёмко и недёшево.
— сильный запах сырости, заметные следы коррозии металла (ржавчины) говорят о том, что баян или аккордеон долгое время находился в сыром непроветриваемом помещении. Кроме запаха (который, кстати, ещё надолго останется) и следов сырости, дополнительной проблемой наверняка будет окисление (коррозия) металлических голосов (будет проблема со строем), деформация залогов на голосах (неприятные «хлюпания», «хрипы» в игре при смене меха) и др.
— обильное количество сломанных клавиш, кнопок, дыр в меху, отсутствие декоративных крышек — перечисленное «говорит само за себя». Даже, если баян или аккордеон совсем недорого стоит, но изрядно потрёпан и нуждается в капитальном ремонте даже «на глаз» дилетанта, — не следует приобретать такой вариант (продать его за те же деньги уже будет сложнее, а отремонтировать (если это ещё возможно!), будет стоить в разы дороже самого инструмента).
2. Проверяем герметичность (компрессию) инструмента.
Исправный аккордеон и баян не должен пропускать воздух при разжиме-сжиме меха без нажатия клавиш. Чем интенсивнее «плывёт» мех, тем больше утечка, а это значит, что играть будет менее комфортно (чаще придётся делать «смену» меха, а это мешает игре). Конечно, не надо проверять мех на герметичность сильным сдавливанием или разжатием (достаточно приотпустить мех, слегка наклонив инструмент)! Как правило, почти все инструменты после длительного использования слегка теряют герметичность, поэтому ничего страшного, если есть лёгкие «пошипывания», обычно, их несложно устранить (например, требуется замена прокладки между корпусом и мехом).
– мех легко разжимается и сжимается без нажатия клавиш; произвольно звучит много звуков (инструмент «сам играет») — такой инструмент может оказаться проблемным — в лучшем случае небольшие устранимые проблемы в механике, а в худшем — полный износ поролона и (или) кожи на клапанах; рассыхание и деформация дек; сильный износ меха. Быть может, ремонт будет и не столь дорогим, но рисковать всё-таки не стоит!
3. Механика инструмента (правая и левая клавиатура).
Можно очень долго рассказывать о возможных дефектах и недостатках механик баяна и аккордеона, но можно ограничиться лишь некоторыми основныи моментами, которые несложно определить даже непрофессионалу:
— сломаны клавиши, рычаги на клавиатуре; кнопки на левой клавиатуре «провалены»; кнопки или клавиши «цепляют» друг друга — ремонт может оказаться непростым;
— не переключаются клавиши перехода с готового аккомпанемента на выборный; не работают (или плохо работают) подбородники — ремонт также может оказаться непростым;
— клавиши и рычаги имеют большие люфты, болтаются — инструмент сильно изношен, существенный недостаток!
— клавиши, пуговицы, кнопки «западают» (самая распространённая проблема) — зачастую этот дефект несложно устраним, но, если таковых много, — стоит забеспокоиться!
— клавиши, пуговицы, кнопки очень неравномерно расположены — говорит о том, что инструменту была дана сильная нагрузка, либо с ним неаккуратно обращались (обычно проблема несложно устранима).
— не переключаются, не работают или сломаны регистры — в большинстве случаев, ремонт не сложный, но бывают и исключения.
— не достаёт отдельных клавиш, пуговиц, кнопок, других элементов механик — устранить несложно, если модель не эксклюзивная!
— не работает система натяжения левого ремня, сломано или отсутствует колёсико — дефект несложно устраним.
4. Звукоизвлечение.
Нет ценности в баяне или аккордеоне, если всё, о чём мы говорили выше идеально работает, а звук некрасивый, блеклый или сильно расстроен. Что нужно для идеального звучания?
1. Голоса должны быть чистые, без коррозии. Голос в рамке должен стоять ровно, не цеплять рамку.
2. Восковые соединения вокруг голосов должны быть цельны, без трещин и сколов.
3. Лайки (залоги) на голосах должны плотно прилегать, без деформации.
4. Резонаторные коробки (на которых расположены голоса) должны плотно прилегать к деке инструмента.
5. Механизм переключения регистров (если таковой имеется) должен идально работать
И, конечно же, инструмент должен быть настроен!
Профессионал всё это определит «на слух», остальным же придётся воружиться щипцами, плоскогубцами или отвёрткой, чтобы заглянуть внутрь инструмента! Однако, если нет серъёзных причин для этого, и, в целом, инструмент играет неплохо, — не стоит лишний раз беспокоить инструмент и продавца!
Итак, стоит беспокоиться, когда:
— множество голосов сильно расстроено, многие голоса «звенят», «дребезжат» (мелкое позванивание отдельных голосов допустимо, как правило, оно легко устранимо);
— в целом, звук тусклый, инструмент не играет, а шипит; многие голоса не сразу отвечают либо вообще не отвечают; звук сопровождается неприятными призвуками — инструменту необходим кап. ремонт.
Можно ещё много рассказывать о том, на что необходимо обращать внимание при покупке инстирумента, но, думаю, сказанного достаточно.
Хотелось бы оставить ещё несколько простых советов «покупателям»:
— если Вы видите, что, в целом, инструмент хороший — не раздражайте продавца мелочными придирками, — это очень неприятно!
— за хороший инструмент стоит переплатить, их не так много (имеются ввиду б/у инструменты), к тому же, Вы потом сможете продать его по той же цене (при условии аккуратного пользования).
Баян Киров. Старый, но отличный!
Начну делиться я моими затеями по ремонту баянов, гармоней и аккордеонов. Естественно, я не претендую на звание мастера в данном вопросе, но кое-какие моменты, думаю, могут кому-либо пригодиться.
Данная статья — первая в этой серии. Она носит скорее литературный характер, нежели практический. Но всё же..
Более 20-ти лет назад я закончил музыкальную школу по классу «Баян». Было у меня тогда 2 инструмента: «Этюд» и «Рубин-6», которые ушли с молотка практически сразу после получения диплома. Жалел я по данному поводу много раз. Особенно за Рубин. И вот накрыла меня в прошлом 2016 году тоска по баяну. Начал приглядываться к объявлениям о продаже. И, опа! Нашёл меня третий баян очень быстро. Обошёлся он мне всего лишь в 500 рублей (буханка чёрного хлеба на тот момент стоила около 20 рублей). Фотография баяна до моего марафета только одна (см. выше). Так что опишу словами, что я поимел за 500 Российских рублей.
Чёрный баян «Киров» лохматого года (на вскидку ему было лет 50) комплектовался ободранным, расхлябанным кофром с отломанными замками. На инструменте отсутствовала защитно-декоративная сетке клапанов правого полукорпуса. Кузов (он же корпус) был облезлым, поцарапанным, местами до дерева. Ремни кожаные, ученические (узкие) коричневого цвета. Растянутые, но целые и достаточно бодрые. Звук и строй у баяна был очень хорош, даже великолепен (за 500-то рублей)! Исключением была пара дребезжащих планок, о которых ниже. Первое время внутрь я не заглядывал, т.к. на тот момент для меня там был исключительно густой лес. Но позже, когда решил поменять инструмент (продать «Киров», купить «Рубин-5» или «Рубин-6») я побывал и внутри.
Первое, что меня «порадовало», это резинки от трусов в левой механике. Причём все резинки разного цвета и фасона! Оказалось, что они возвращают один из клапанов на место после нажатия, т.к. на нём не было торсионное пружины (пружины кручения). В поисках замены пружинки моей суженой (хорошо, что не расширенной) пришла идея взять пружинку от ёлочной игрушки! Но, к сожалению, она оказалась тонковатой. В мучительных поисках я прошерстил в городе музыкальные магазины, но ничего не нашёл. Это сейчас я знаю, что можно было взять струну от пианино или гитары и накрутить самому, но тогда..
Эксклюзивный представитель в России компания Akkordeon Service
Тел.: (495) 517-75-63 (многоканальный)
Детали, материалы и запчасти для ремонта баянов, аккордеонов и гармоней.
Наша задача – обеспечить всем необходимым для работы мызыкальных мастеров, производителей музыкальных инструментов и просто любителей баянов, аккордеонов и гармоней! Мы поможем Вам с подбором запчастей и изготовим нужные узлы и детали!
Здесь Вы можете купить и заказать все комплектующие и материалы для изготовления и ремонта баянов, аккордеонов и гармоней.
С нами Вы можете сделать баян с нуля!
Детали и материалы
правого полукорпуса баяна и правого клавиатурного механизма.
Кнопки для баяна и гармони Перламутровые, черные и белые
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Владислав Теремшонок
- Автор темы
- Не в сети
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Владислав Теремшонок
- Автор темы
- Не в сети
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Владислав Теремшонок
- Автор темы
- Не в сети
Всем еще раз здравствуйте! У меня очередной несколько нубский вопрос. У меня вот таким образом отвисли лайки на многих голосах, я так понимаю, что это не есть хорошо, т.к. они не будут работать как клапана в таком состоянии, зато расход воздуха как мне кажется будет просто колоссальным
Собственно пока я просматривал здесь различные темы, мне удалось выйти на вот этот форум
Я так понимаю голоса нужно все снимать и проверять что бы с обратной стороны такого же не было? Затем исправлять либо при помощи перекатки лайки либо просто переклеить их на новые. К тому же голосовые планки по-моему приклеены на нитрокраске, заодно можно и отвосковать будет? Или не стоит заморачиваться?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Владислав Теремшонок
- Автор темы
- Не в сети
О, вы оказались правы – заглянул внутрь резонаторов – там все ровнехонько :geek: Так что просто подравняю наружние. Я так понимаю клеить залоги желательно на шеллачный клей? Или может можно на БФ?
Еще я сегодня добрался до басового механизма – с ним было с самого начала больше всего проблем. Дело в том, что левая крышка с сеткой, прижимается к левому полу-корпусу при помощи кистевого ремня. Ввиду своей не особенно надежной фиксации она постоянно спадала, и бывший владелец (RIP), пытался прикрутить ее саморезами непосредственно к басовой накладке (почему именно к ней не знаю, но полагаю он этим пытался заодно и убрать щели между оными, так как со временем и накладку и левую крышку афигенно увело).
Вообщем так или иначе сейчас накладка в очень печальном состоянии, я вот думаю – разобрать механизм и попробовать ее выпрямить? (могу вообще сделать новую). Просто из-за того, что она кривая постоянно западают кнопки – играть вообще нереально, а еще у некоторых кнопок очень большой холостой ход С этим я вообще не представляю как бороться.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Владислав Теремшонок пишет: О, вы оказались правы – заглянул внутрь резонаторов – там все ровнехонько :geek: Так что просто подравняю наружние. Я так понимаю клеить залоги желательно на шеллачный клей? Или может можно на БФ?
Можно на БФ-6, купленный в аптеке, а можно и на “Момент”
Владислав Теремшонок пишет: Вообщем так или иначе сейчас накладка в очень печальном состоянии, я вот думаю – разобрать механизм и попробовать ее выпрямить? (могу вообще сделать новую). Просто из-за того, что она кривая постоянно западают кнопки – играть вообще нереально, а еще у некоторых кнопок очень большой холостой ход С этим я вообще не представляю как бороться.
Накладку, конечно, стоит выпрямить либо сделать новую. Нормально играть с то и дело подклинивающей клавиатурой невозможно. Кстати, рекомендую на внутреннюю сторону накладки наклеить тонкий фетр (его можно купить в магазине для рукоделия), а затем просечь в нём отверстия для кнопок прямо через накладку так, чтобы они получились чуть меньшего диаметра, чем отверстия в накладке. Это уменьшит шум в левой клавиатуре. Кнопки не должны болтаться, но и ходить при этом должны свободно. Регулируется левая клавиатура подгибанием приваренных к валикам стояков так, чтобы между ними и усиками толкателей (деталей, на концах которых находятся кнопки) был зазор (свободный ход) порядка 0,5 мм. На усики можно натянуть кусочки подходящего кембрика – это сделает работу механики ещё менее шумной. При разборке механики очень рекомендую маркировать толкатели с кнопками и не валить их в одну кучу, а раскладывать по порядочку, по рядам (чтобы не ломать себе потом при сборке голову какой куда ставить ).
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Полезные советы Своими Руками
Ремонт аккордеонов своими руками
Ремонт аккордеонов своими руками
Баян ремонт, Екатеринбург, цена и фото, объявление 10751
Аккордеон ремонт своими руками фото
Продажа : Аккордеоны, баяны, гармони
Аккордеон Березка разбор — KediliVideo
Посмотрите dith Piaf Padam Padam или скачайте клипы на clipza.ru
Аккордеон Farinelli 34×80 от магазина Аккордеон шоп
Ремонт клавиш аккордеона своими руками — ui6keeng.xbox1s.kodim0308prm.mil.id
Ремонт аккордеонов своими руками
Клавиши аккордеона крупным планом; фото 3221353, фотограф Игорь Соколов. Фотобанк Лори — Продажа фотографий, иллюстраций и изобр
Екатеринбург — продам аккордеон концертный royalstandart
Россия — Музыка и видеофильмы Страница 54
Аккордеон Fisitalia Specialmusette — купить в интернет-магазине Music-Hummer в розницу или оптом
Ремонт аккордеонов своими руками
Цифровой аккордеон — Клавишные — Аккордеоны — Каталог продукции Roland, Boss, Edirol, Rodgers, RSS by Roland — Roland Russia
Продажа музыкальных инструментов для организаций — Каталог музыкальных инструментов Hohner
Re[3]: Спасите наши уши! (Настройка аккордеона в Москве) Я как-то пробовала подстроить несколько голосов. Муторное это дело, если голос низит, его нужно подтачивать верхнюю часть язычка и наоборот, если нужно понизить , то нужно снимать шаберами основание язычка.
Хрип голоса может появится оттого, что на планке где стоит голос нужно плотнее приклеить голос, мой папаша делает это паяльником проводя по старой мастике, ничего сложного, но обычно описываемая марка аккордеона служит долго.
Мужчина есть в доме, пусть посмотрит, только голоса не нужно точить самостоятельно, можно до точиться до того, что придется совсем голос заменить. Если это устроит, то и мастер не нужен.
Re: Спасите наши уши! (Настройка аккордеона в Москве) Ремонт баянов в Москве. Реставрация и настройка.
Re[2]: Спасите наши уши! (Настройка аккордеона в Москве) Николай, а также все переживающие за судьбу инструмента:)
не переживайте, пожалуйста.
Вопрос, который я задала в посте, не про то, как мне самой починить аккордеон.
Я ищу контакты проверенного мастера, который не будет ездить мне по ушам по поводу того, что я купила такой плохой инструмент не у него, вот если бы у него, тогда бы.. , или который не выставит безумный счет за работу.. или который просто на самом деле ничего не умеет, и прочитал советы в интернете, и иголочкой поскребет, не умея..
(Ни капли не хочу обидеть Евгения Руденко, наоборот, мне приятно, что это был дельный совет, и Евгений мне доверяет).
В общем, я ищу человека, которого вы лично знаете, и которому доверили бы свой инструмент.
К сожалению, такого ответа я не получила, видимо, придется рисковать с поиском:)
Но, обращаюсь ко всем волнующимся, кто видит, как я, не сняв запачканного мукой фартука, одной рукой варю суп, другой проверяю домашнее задание по биологии, а в свободное время заглянула и кухонной губкой помыла внутренности аккордеона (или отковырнула и засунула их в посудомоечную машину, о боже мой), а потом, поскребла иголкой что осталось – не волнуйтесь, это не про меня:)
черный, белый, красный, зеленый
Плунжер акриловый
32х15мм + 4+1 мм;
30х14мм + 5+1 мм;
30х14мм + 4+1 мм;
30х14мм + 3+1 мм
Замша cинтетическая
Коричневый, красный, черный
Клавиши 1-го ряда для баянов
Клавиши 2-го ряда для баянов
Клавиши 3-го ряда для баянов
Узел верхнего крепления басового ремня баяна, аккордеона (колесо + скоба)
Показувати елементи керування програвачем
- Опубліковано 31 жов 2016
- Как своими силами можно отремонтировать аккордеон. Зачем платить мастеру? Сделайте это сами! Сэкономите свои средства.
- Наука та технологія
- Аккордеонремонтсвоими рукаминеисправностьпростоэкономия
так сильно закручивать гайки нельзя,городочек выгнется мостиком,потом придётся фрезировать
Не знал, как разобрать. Теперь знаю. Спасибо за видео.
Здравствуйте можно вас попросить Где можно купить воск для заливки голосовых планок?
Спасибо большое!Отремонтировал аккордеон . Работает как новый !хотел отдать мастеру и ваш ролик подруку попал . Спасибо большое .Просто, надёжно !мне 14 лет у меня получилось спасибо.
Интересно. Подписывайтесь на мой канал тоже.
У тебя оккардион как у меня
У тебя оккаржион как у меня
Гайки не надо быыло так сильно заворачивать, дерево поведёт и настройка у инструмента собъётся. Трясти так полукорпус вообще кощунство, можно было всё там вытряхнуть, всю левую механику. Это музыкальный инструмент, а не советский холодильник. Подучиться бы надо именно в этом ремесле и тогда толк будет.
Вы для начала, что нибудь своё обучающее выложите, а потом других учите. Специалист по болтовне бля.
Очень интересно! Вы на все руки мастер!
Геникум во первых ты что за ахенею несеш какой ещё “регистр” не скажу как называется та вещь которую ты назвал регистром сам найди да и на будущее чтобы эхолоты гильотины сделать хоть рыпнуца в ремесленники язычковых инструментов надо иметь предстовление как минимум на 40%. Да я хотел бы посмотреть на бедные шпильки которые ты бокорезами вытаскивали.
Вы молодец, судя по вашему рвению, ремонтировать вы можете все. В детстве наверное все игрушки были разобраны.
Показать панель управления
- Опубликовано: 20 фев 2016
- Эксперимент (ноу – хау) по замене фетра на клапанах аккордеона, баяна, гармони. Вместо фетра был использован утеплитель из вспененного полиэтилена. В видео “Аккордеон Ремонт правой механики” наглядно показан процесс замены фетра. Инструмент weltmeister meteor, ремонт подручными средствами на коленках. Простой способ, практически бесплатно. Устройство, сборка и разборка. Конечный результат ruclip.com/video/PbHBgBu-18U/видео.html
А ,не подскажете,как снять белую клавишу не снимая клапана.черная при нажатии задевает за белую и не отбрасывается.
подскажите какой толщины должен быть фетр и какой клей?
Брррррррррррррр. Граждане, не занимайтесь данной халтурой! Ремонтируете по технологиям, как положено! – Фетр, лайка. Но никакие уплотнения со строительных магазинов, или двух сторонний скотч, это все не практично и не качественно! Не тратьте зря силы и время драгоценное.
Василий Fisak какой толщины должен быть фетр и какой клей лучше использовать?
нужно всё-таки применять материалл для ремонта клапанов фильц фетр с кожей натуральной 30 на 30
Дмитрий Хлыстун подскажите пожалуйста как правильно должно быть, если знаете. фетр и сверху кожа? какой толщины материалы и какой клей использовать?
Напишите ваш номер телефон я хотел ремонтировать Баян
Здравствуйте скажите а вы у меете ченить левуюсторону акардеона , от залепания клавиш?
Как снять клавишу на правой клавиатуре подскажите!
нужно снять клавишу целиком на Weitmeister Meteor 3/4 поменять пружину под ней. надо снимать всю ось? я правильно Вас понял? Это где на грифе снизу и сверху болтик западлицо под обычную отвертку?
Вы хотите снять клавишу целиком с клапаном, тогда надо ось вытаскивать. а если Вы хотите снять накладку, она приклеена. Попробуйте для начала погреть её феном. Если не отпустит, тогда надо снять гриф (клапана расслабятся) и пытаться чем нибудь тонким и острым аккуратно расшевелить.
sposibo za video. etot material kokuyu tolschinu imeet?
Для очистки клапанов от старого клея и остатков поролона достаточно поместить их а воду на несколько часов, ацетон очень агрессивен для кожи рук. Для обезжиривания перед наклейкой нового поролона (фетра) я использую “Обезжириватель”, продаётся в Автомагазинах. Он на основе ацетона, но в меньшей концентраци, не такой агрессивный.Думаю, не стоит так доверять двустороннему скотчу, хорошо держат только высокачественные марки, а они не дешёвые.
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения). |
+Человек. Бойлерная лайф мне надо регулировать клавиши от аккардион
Приветствую! Меня зовут Петр. Я с юности любил собирать автомодели и парапланы, позже мое хобби выросло в нечто большее и я долгое время работал мастером в компании “муж на час”. За многолетний опыт в моей копилке оказались огромное количество различных схем и реализаций ремонта и монтажа своими руками различных устройств. Не все “рецепты” принадлежат мне, но считаю что такие знания должны быть в открытом доступе. Это и стало причиной создать данный сайт.
Источник