Как разобрать аромат по нотам

Ноты в духах

Ноты в парфюмерии — термин, принятый для обозначения и описания характера аромата через запахи душистых веществ, из которых он состоит. Своим появлением он обязан английскому химику Джорджу Уилсону Септимусу Пиессу и его книге «Искусство парфюмерии» (1857), где он приводит сравнение известных ему парфюмерных ингредиентов и музыкальных нот (а также аккордов, из которых состоят ноты. Теперь под словом «аккорд» в парфюмерии понимается сочетание нескольких похожих по тональности нот). Несмотря на спорный характер теории и отсутствие доказательной базы, идея Пиесса оказалась достаточно популярной — с тех пор ноты стали одним из главных способов сообщить потенциальному покупателю о том, чем пахнут те или иные духи.

Если посмотреть на т.н. ольфакторную пирамиду любой парфюмерной воды или одеколона, можно составить примерное предположение о том, каким будет их аромат, но такой подход работает не всегда: он помогает понять направление запаха (скажем, по парам «уд – ладан» и «огурец – зеленый чай» можно почти наверняка сказать, какая из работ будет более насыщенной). При этом условная комбинация черной смородины, мускуса и малины может пахнуть и ягодным зефиром, и смородиновым кустом, и винтажной помадой. Что это значит?

  • Во-первых, что понятие нот в парфюмерии очень условно: одним и тем же названием бренды могут описывать совершенно разные оттенки запаха. К тому же под любым из терминов скрывается множество нюансов: «роза» в пирамиде может быть связана и с эфирным маслом дамасской розы, и с дамасценонами, и с одной или несколькими синтетическими базами, и много с чем еще.
  • Во-вторых, что иногда для создания нужного эффекта производители прибегают к оригинальным формулировкам, которые стимулируют воображение. Скажем, чтобы сообщить покупателю о свежем характере композиции, маркетолог может указать в списке нот огуречную воду (или кожицу зеленого яблока, или пену шампанского, или что-то в таком духе), даже если в самой формуле нет ни одного вещества, которое бы повторяло их запах.
  • В-третьих, что сочетание нот в рамках одной пирамиды может давать совершенно разный эффект. Условно говоря, если аромату приписывают только один нюанс (например, розы, ванили или жасмина), покупателю, как правило, легче угадать содержимое флакона. Когда же марки упоминают больше одного компонента, может возникнуть путаница — в первую очередь потому что непонятно, запах какого ингредиента окажется наиболее выраженным и как будут расставлены акценты.
Читайте также:  Ночной шторм гурлитт ноты

Базовые ноты духов

За все время существования специализированной парфюмерной литературы и разнообразных тематических справочников исследователи не раз прибегали к авторским способам классификации нот и аккордов. Одной из самых известных моделей можно считать «колесо» Майкла Эдвардса, автора знаменитого сборника Fragrances of the World. Оно предполагает разделение запахов на 4 смежные категории (восточные, древесные, свежие и цветочные), которые, в свою очередь, включают подгруппы: например, к первым относятся смолы, сандал и пачули, ко вторым — мхи и кожа, далее — зеленые и водянистые душистые соединения; цветочное семейство в теории Эдвардса образуют ароматы свежесрезанных цветов, ягод, пудры и т.д.

На Aromo мы пользуемся линейной структурой: ноты в каталоге разделены по группам, причем некоторые примыкают сразу к нескольким категориям. Вот примеры основных групп нот и их наиболее ярких представителей:

  • цветочные — роза, фрезия, фиалка, пион, магнолия;
  • древесные — сандал, кедр, уд, пачули, кипарис;
  • зеленые — трава, гальбанум, плющ, папоротник, лист инжира;
  • цитрусовые — лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, лайм;
  • фруктовые — малина, яблоко, груша, персик, абрикос.

Принадлежность ноты к тому или иному семейству мы определяем по характеру доминанты. Например, в запахе личи есть оттенки розы и малины, а также легкий акватический нюанс, но поскольку они не выходят на первый план, нота относится к семейству фруктовых.

Описание нот парфюма

Нередко для усиления «рекламного» эффекта ольфакторной пирамиды аромата бренды прибегают к дополнительным описаниям — так в пресс-релизах появляются ноты «чувственной орхидеи», «обжигающей амбры», «хрустящего яблока» и проч. С одной стороны такой подход помогает привлечь внимание клиента, читающего текст, с другой — не дает ему более полного понимания характера запаха: например, «обжигающий» нюанс может быть выражен как оттенками специй, так и духом еще горячего угля.

Читайте также:  Настройка пианино с помощью тюнера

Этой техникой часто пользуются и в любительских парфюмерных обзорах: например, чтобы описать впечатления от того или иного аромата, блогеры выбирают прилагательные «вкусный», «манкий», «сексуальный» и проч. — при том, что эти понятия достаточно абстрактны и для каждого могут означать разные качества.

Ольфакторная пирамида

Ольфакторная пирамида — специфическая структура, принятая брендами и некоторыми исследователями парфюмерии для описания характера развития запаха. Сторонники «пирамидальной» теории сравнивают процесс раскрытия аромата с тремя «слоями», из которых состоит пирамида — верхним («голова»), средним («сердце») и нижним («база»). Согласно ей, верхние ноты аромата — самые легкие и, соответственно, рассеиваются первыми, затем становятся ощутимы ноты сердца, после — «тяжелые» базовые ноты, остающиеся на коже вплоть до полного испарения духов. Ольфакторная пирамида — не более чем условное обозначение того, как марка видит развитие аромата, соответственно, только лишь с ее помощью сказать что-то о запахе тех или инфо духов затруднительно.

Интересно, что ольфакторная пирамида — не единственная типология, которой пользуются производители; в разное время бренды (преимущественно нишевые) представляли свое видение структуры аромата — в виде звезды, сферы с тремя точками, спирали и проч.

Источник

Учимся понимать ароматы. Ноты духов. Структура аромата или парфюмерная пирамида.

Парфюмерные композиции напоминают восхитительный закрытый веер: сначала они привлекают своей загадочностью, чтобы впоследствии раскрыться во всем своем великолепии, продемонстрировав работу искусного мастера.

Аромат – это то, что остается после женщины, когда она уже ушла

Задача парфюмеров состоит в том, чтобы превратить синтез душистых веществ в гармоничную композицию с изысканной игрой полутонов и оттенков. Природные и синтетические составляющие подбираются таким образом, чтобы максимально дополнять друг друга, подчеркивать шарм и утонченность компонентов, становиться единым целым.

Даже одной капли духов достаточно, чтобы разбудить воображение

Звучание ароматных нот

Ароматы – это палитра с красками, в которой звучание доминирующего «цвета», то бишь запаха, обогащают дополнительные оттенки и полутона. Смешивая имеющиеся краски, художник получает новые тона – точно так же парфюмер, смешивая известные ароматы, получает новые душистые ноты.

Формула аромата – коммерческая тайна производителя

Формула парфюма – тайна за семью печатями. Можно только догадываться, какие ингредиенты из миллиардного, постоянно пополняющегося и обновляющегося душистого арсенала входят в состав того или иного аромата. Узнать точно наверняка не получится, ведь возможности синтезирования в молекулярной химии безграничны. Зато можно попытаться научиться различать запахи хотя бы для того, чтобы без труда ориентироваться в ассортименте парфюмерного Интернет-магазина.

Фруктовые ароматы свежи и сладки

Ноты – это нити, из которых соткан аромат. Они бывают верхние, ноты сердца и шлейфовые.

Верхние, они же начальные, самые яркие, но и самые летучие – испаряются буквально сразу же после нанесения. К ним относятся запахи цитрусовых, трав и пряностей. Это небо и воздух композиции.

Базовые ноты звучат дольше остальных

Средние, сердечные ноты составляют ядро аромата и раскрываются на протяжении нескольких часов. Как правило, это запах цветов, специй, зелени, фруктов. Утонченность и благородство – призвание средних нот аромата.

Для создания аромата порой используют самые необычные ингредиенты

Самые долгоиграющие – базовые, они же конечные или шлейфовые ноты, которые символизируют благозвучие и гармонию аромата. Это насыщенные, слабовыветривающиеся древесные, смоляные и бальзамические запахи кедра, амбры, мускуса, пачули, ветивера, бобов тонка, ванили и пр. Продолжительность их жизни на коже варьируется от 8 до 24 часов, а на неодушевленных предметах — и того более.

Травяные нотки улетучиваются из аромата первыми

Виды парфюмерных композиций

Структура духов изменяется в течение какого-то времени по мере их высыхания, трансформируясь в дивный шлейф. В современной парфюмерии большинство натуральных компонентов заменены их искусственными аналогами, которые ничуть не уступают оригиналам, зато имеют ряд преимуществ, так как стоят дешевле, а выветриваются медленнее.

Почти каждый натуральный компонент имеет свой синтетический аналог

Архитектурный каркас аромата можно представить в виде ольфакторной пирамиды – классической или перевернутой (к слову, ольфактометрия – это наука, изучающая восприятие запахов).

Структура бывает также линейная, спиральная, лучевая и панорамная. Парфюмерия – это область, где полет фантазии создателей не ограничен какими-либо рамками. Поэтому поиски нового продолжаются и не закончатся никогда.

Парфюмеры никогда не устанут искать новые композиции ароматов

Классическая пирамида

Классическая ольфакторная пирамида изображается в виде равнобедренного треугольника, разделенного горизонтальными линиями на три части. Верхняя часть – это начальные ноты, середина – ноты сердца, а низ – базовые ноты аромата.

Классическая пирамида ароматов

Три части пирамиды символизируют временные фазы раскрытия духов и их летучесть. Чем быстрее испаряется душистое вещество, тем ближе оно к вершине структурной пирамиды аромата, и наоборот.

Чувственность аромата звучит в его шлейфе

С помощью особых фиксаторов парфюмерам удается закрепить и усилить интимную бархатистость нижних нот шлейфа. Дорогие ароматы с роскошным шлейфовым запахом звучат долго, чувственно и привлекательно.

Ярким примером такой конструкции являются ароматы Miss Dior, Ma Griff, L’Air du Temps, созданные в середине прошлого века.

Задача парфюмера — создать непревзойденную по структурной красоте композицию

Перевернутая пирамида

Пойти от обратного – известный маркетинговый ход, которым не преминуло воспользоваться и парфюмерное производство. Перевернутая ольфакторная пирамида удивительным образом представляет сначала тяжеловесные шлейфовые ароматы, через которые, спустя какое-то время отчетливо пробиваются сердечные ноты и легкая свежесть верхних аккордов.

Дерзкий и необычный аромат

Интересные эксперименты подобного типа сделали известной серию ароматов Insolence из обширной коллекции парфюмерии Guerlaine. Завораживающая композиция дарит своим обладательницам свободу и независимость, опьяняет запахом фиалки, чтобы позже раствориться в душистом миксе малины, ирисов и бобов тонка.

Ароматы нужно уметь понимать и чувствовать

Спиральная структура

Спиральная структура аромата способна подарить целую гамму эмоций. Это космические качели, возносящие на вершину блаженства: то горячие и страстные вздохи пачули, сандала и мускуса, то леденящее душу падение в терпкие объятия можжевельника и кардамона. Перфектный образец — Onde Sensuelle, обвивающий запястье атласной лентой душистого аромата.

Ноты аромата – это нити, из которого соткано его душистое полотно

Линейная композиция и моноароматы

Кроме пирамид, существуют и иные конструкции ароматов. Линейная структура означает, что аромат остается практически неизменным во флаконе и на коже человека.

Духи-афродизиаки способны воздействовать на сексуальность партнера

Непревзойденным в этом случае считается парфюмерия Christian Dior (Dune), Lancôme (Trésor), Este Lauder (White Linen). Букет, который ощущается с первого вздоха, сопровождает и остается с нами до конца.

Моноаромат – это один из представителей линейных ароматов, парфюм, в создании которого участвует всего лишь одна молекула. Они чище сложных ароматов, их можно носить с утра до вечера, и в офис, и в театр.

Формула моноаромата состоит из одной молекулы

В моноаромате приведен только один запах, но он доведен до абсолюта: он чувствуется не обонянием, а ощущениями. И если, скажем, это запах жасмина – то это не просто цветок, а целый куст, с ветками, с листьями и с запутавшимся в нем ветром.

Источник

Как научиться понимать ароматы

Разбираемся, что такое пирамида, как тренировать обоняние и правильно описывать композиции

Фото: Getty Images

Из чего состоит пирамида аромата
и как она обычно раскрывается?

В первую очередь надо четко понимать, что так называемая пирамида — это не состав, не список реальных ингредиентов, входящих в состав аромата, а некие условные «ноты», субъективно ощущаемые нами части композиции. «Я бы как минимум не советовал воспринимать пирамиды всерьез и делать на их основе какие-то далеко идущие выводы. Формально пирамида состоит из трех частей: верхних нот, которые мы чувствуем в самом начале нанесения аромата, нот сердца — ключевой части аромата, и базовых нот, ощущаемых ближе к финалу. С самого начала нанесения аромата можно почувствовать сразу все его составляющие, со временем меняется лишь их баланс», — говорит Матвей Юдов, химик, специалист в области душистых веществ.

«Ароматы разделяют на верхние ноты, ноты сердца и базовые. В верхних нотах вы обычно найдете цитрусовые и ароматические аккорды, иногда легкие специи — они исчезают быстрее всего. Ноты сердца — это ядро аромата. Они продолжаются пару часов. Часто сюда входят цветы, специи, зелень. Базовые ноты надолго остаются на коже, это шлейф композиции. Это могут быть мускус, пачули, смолы, ваниль, бобы тонка», — рассказывает Амандин Палле, директор по стратегическому маркетингу парфюмерного направления Bvlgari.

«Базовые ноты — самые стойкие компоненты запаха, которые можно ощущать до полного выветривания духов. Это заключительный аккорд, дождавшись которого можно составить адекватное впечатление об аромате. То, каким мы запоминаем какой-либо запах, — это, скорее всего, сочетание ноты сердца с базовой нотой», — поясняет Кристиан Провенцано, парфюмер бренда Boadicea The Victorious.

Как определиться с любимой группой ароматов?

Восточные, фужерные, акватические и прочие — нет смысла зацикливаться на одной группе ароматов. Тем более что все композиции раскрываются на коже по-разному. «В самом классическом виде выделяют три семейства для женских ароматов: цветочные, шипровые, восточные, — и три для мужских: фужерные, шипровые, восточные. Каждое, в свою очередь, имеет множество подвидов. В целом разделение на семейства носит очень условный характер», — рассказывает Виктор Ардабацкий, парфюмерный эксперт Lancôme.

«Советую пробовать все, носить, анализировать свои ощущения, записывать и делать выводы. Другого пути нет. Описать запахи — задача довольно сложная, к сожалению, но решаемая», — говорит Анна Зворыкина, российский парфюмер с опытом более 15 лет, создатель первого фестиваля инди-парфюмерии и автор книги «Ольфакторная азбука от гвоздики до сандала».

Как описать то, что нравится?

Самое сложное — описать понравившейся или более того, вымышленный аромат, который хочется. Ведь все ощущают запахи по-разному: кому — сладко, кому — горько. «Попробуйте, к примеру, придумать 10 любых прилагательных к какому-нибудь обычному запаху, например лимона, пиона или кофе. Думаю, что где-то на третьем-четвертом обычный человек сломается. Отчасти этим и отличается человек „обычный“ от того, у кого работа связана с запахами. Чувство обоняния неразрывно связано с жизненно важной функцией дыхания, мы нюхаем всю жизнь 24 часа в сутки. Однако мы редко анализируем запахи и вербализируем их. Начните „осмыслять“ запахи вокруг, сравните лимон и апельсин, к примеру, определите, что в этих запахах общего, а что — разного. Постепенно ольфакторный вокабуляр сформируется сам собой», — советует Матвей Юдов.

«Помочь описать запах обычно помогают пищевые ингредиенты или текстуры. Если вы скажете: „Я чувствую, что это очень ласковый, воздушный аромат, как будто взбитый крем“, — то его будет легче визуализировать», — говорит Амандин Палле.

«Советую подобрать для запаха как можно больше прилагательных и абстрактных определений (например, строгий, веселый, колючий или же липкий). Нужно попробовать определить к какому звуку, цвету, вкусу и текстуре его отнести. И главное: подобрать для него стихотворение, книгу, город или песню — все, что приходит на ум. Важно, чтобы это были ваши личные ассоциации, только тогда запах легко запомнится. При этом не стоит слушать парфюмерные материалы в чистом виде и непосредственно из емкости, где они находятся. В чистом виде они имеют очень резкий и насыщенный аромат. Необходимо помнить, что каждый парфюмер, создавая свой аромат, повествует нам о своей истории, впечатлениях и эмоциях», —рассказывает Виктор Ардабацкий.

Как натренировать обоняние?

Постоянная практика — ключ к успеху. «Никогда не останавливайтесь. Чем больше вы тренируетесь, тем больше ваш мозг будет помнить и классифицировать эти запахи. 3–4 аромата в день — хорошая тренировка!», — говорит Амандин Палле.

«В нашем языке (в русском, но точно так же обстоит дело в английском, французском, немецком) нет внятных слов для описания ольфакторных ощущений. Для описания запахов мы пользуемся либо очень грубой градацией „благоухание — вонь“ (хорошо — плохо), указанием на источник (пахнет как лаванда), либо в нашем распоряжении оказываются кросс-модальные метафоры (то есть синестезия). Кросс-модальность позволяет описать ольфакторное ощущение так, как если бы оно было визуальным или тактильным. Когда мы говорим „запах тяжелый“ или „теплый запах“ — мы подбираем метафоры, — объясняет Анна Зворыкина. — Как показывают последние исследования, именно в недостатке слов и названий вся сложность распознавания ароматов. Поэтому первоочередной задачей тренировки обоняния является обучение словарю. Парфюмеры и люди, работающие с запахами, более или менее составили между собой такой „словарь“ из кросс-модальных метафор. Например, запахи цитрусов описываются как кислые, солнечные, легкие, сочные и так далее. Так что тренировка — прежде всего практика, обучение нюхать и подбирать слова для ольфакторных ощущений».

«Рецепторы восприятия запахов расположены в пространстве верхней части носовой полости и стороне от потока вдыхаемого воздуха. От этих рецепторов импульсы передаются в наш мозг. Путь, по которому проходит импульс от восприятия запаха, прежде всего ведет к так называемой лимбической системе (центр возникновения чувств и ощущений) и только потом переходит в кору головного мозга. От скорости прохождения этих импульсов и от индивидуальной реакции на него и зависит восприятие запахов», — объясняет Кристиан Провенцано.

Как знакомиться с ароматом?

Чаще всего парфюмерный магазин — это плохо вентилируемое помещение, пропитанное сотнями разных запахов. «Если вы серьезно решили подойти к выбору аромата, то нанесите „кандидатов“ на блоттеры и выйдите на свежий воздух. То, что вам понравится, попробуйте нанести на кожу, изучите „эволюцию“ аромата, как он меняется и развивается, не делайте выводов по первым минутам знакомства. В идеале — попросите образец особо полюбившегося аромата и продолжите с ним знакомство в спокойной ситуации. Забудьте о зернах кофе, они ничем не помогут, если обоняние притупилось. Единственный вариант — сделать паузу и проветриться», — говорит Матвей Юдов.

«При выборе ароматов важно помнить, что ничто так не очищает рецепторы, как глоток воды, а не вдыхание аромата кофейных зерен», — дополняет Виктор Ардабацкий.

«Блоттер — это „фотография“ аромата, по нему можно понять, твоя ли это история. Но чем сложнее композиция, тем больше вероятность, что аромат на блоттере всей сложности и красоты не передаст, ему нужно будет человеческое тепло. Наносим на кожу. И снова чем сложнее композиция, чем больше в ней натуральных компонентов, тем больше времени нужно для знакомства», — рассказывает Кристиан Провенцано.

Источник

Оцените статью